Чему учит пимен григория в поэме борис годунов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Прочитать драму А. С. Пушкина "Борис Годунов" и письменно ответить на следующие вопросы:
1. Как характеризуют Пимена его собственные слова?
2. Как Пимен относится к своему труду?
3. Как Пимен относится к Григорию?
4. только ли царей винит в преступлениях Пимен?
5. Что послужило причиной выдать себя за наследника престола Дмитрия?
6. Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем?

1-Пимен - это монах в Чудовом монастыре Главная черта летописца — объективность, правдивость:

«Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Пушкин писал, что в характере лето­писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче­ское и вместе с тем мудрое, усердие, от­сутствие суетности, пристрастия.

Летописец Пимен сознательно ограни­чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве­домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по­томкам правду о событиях, произошед­ших на родной земле.

Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный… Правдивые сказанья перепишет, — Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро…

    Как воспринимает Григорий своего настав­ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?

Григорий уважает Пимена за трудолю­бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши­бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на­рода русского, способствовавшего воцаре­нию Бориса. В его образе проявляется со­вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз­ного) искать успокоения в вере, монаше­ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо­знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

Бесстрастность покидает Пимена, рас­сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце­ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла­голами — волочат, затрепетал, заво­пил. Стиль его повествования становится разговорным.

Мирская жизнь содержит много иску­шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми­нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо­настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.

Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.


Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.

Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.

Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.

Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.

Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.

Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.

Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.

Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.

Вариант 2

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.


Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах

“Найдет мой труд усердный, безымянный. ” (Пимен о себе)

Он летопись свою ведет. ” (Григорий о Пимене)

Знать, во всю ночь он не смыкал очей.”
(Григорий о Пимене)

Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

“. Пимену, старцу кроткому и смиренному. ” (Игумен о Пимене)

“Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)

Безумные потехи юных лет!” (Пимен о своем прошлом)

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:

Пришел я в ночь. Наутро в час обедни

Спешу туда ж – а там уже весь город.

“Покаялись – и назвали Бориса.” (сообщники выдали Бориса Годунова)

“. я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному. “

Критика об образе Пимена

“Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.

“Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, “не ведая ни жалости, ни гнева”, решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.”
(Л. П. Прессман, “Драматургия А. С. Пушкина”, диафильм, 1982 г.)

Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.

Сочинение Образ монаха Пимена

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава↑ ПушкинОбраз Москвы в романе Евгений Онегин →

Царские палаты

Первый

Второй

В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном.

Первый

Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи.- Всe ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он?

Второй

Вот он идет. Угодно ли спросить?

Первый

Царь (входит)

Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.


Главные герои

Царь Борис Годунов

Григорий Отрепьев

Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.

Второстепенные персонажи

Пимен

Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.

Марина Мнишек

Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.

Шуйский

Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.

Юродивый Николка Железный Колпак

Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов

Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за ее пределами. Характеризуется, как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьем и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.

Федор Годунов

Царевич Федор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.

Историческая основа пьесы

На царский трон, восседает Борис Годунов

Реальные события, на которых основаны действия произведения, происходят на территории Московии шестнадцатого века. На царский трон, после неудачной попытки правления государством Фёдором, восседает Борис Годунов. Но его приход к власти был окружён слухами о незаконности утверждения на троне. И основной причиной таких домыслов была преждевременная смерть несовершеннолетнего царевича Дмитрия — многие считали, что наследник престола был предательски умерщвлён по непосредственному приказу Бориса Годунова.

Пушкинисты (в том числе историк литературы Б. П. Городецкий) отмечают, что, несмотря на историческую давность происходящих событий, описание которых представлено в трагедии, она звучала своеобразным предупреждением о том, что власть, игнорирующая интересы собственного народа, обрекает себя на неминуемую гибель.

Внешний облик летописца

Герой предстаёт зрителю в образе седого старца-отшельника. Об этом можно судить по кратким цитатам из произведения:

Монах Пимен

По внешности он напоминает дьяка в строгой рясе. Его облик величав и в то же время смиренен, а на высоком челе нашли отражение одновременно черты непорочного младенчества и мудрой старости (сходство с волхвами).

По лицу героя не представляется возможным распознать настроение и прочитать его мысли. Все эмоции отца Пимена глубоко скрыты, и монах кажется зрителю абсолютно нейтральным и безразличным в своём отношении ко всему происходящему вокруг.

Жизненный опыт

Из биографии героя понятно, что к монашеству Пимен приходит уже в зрелом возрасте. У него была довольно бурная молодость, какая прошла на службе при царском дворе. Будучи воином, Пимен принимал участия во многих ратных делах, сцены каковых иногда посещают его в снах.

Он также успел познать и насладиться радостями и музыкой жизни, но настоящее блаженство испытал только после монашеского пострига, поняв суетность и мелочность жизни в миру.

Иван Грозный убивает сына

Долгая жизнь Пимена была насыщена многими историческими событиями, в которых ему пришлось быть участником или свидетелем. Летописец застал правление царя Ивана Грозного и был невольным свидетелем убийства царевича Дмитрия, в котором позже обвинили Годунова. Монах не был приверженцем кровавых методов прихода к власти и искренне верил, что его записи уберегут будущие поколения от подобных ошибок.

Свой взгляд и видение исторических событий он не только записывает в летопись, но и пересказывает ученику Григорию Отрепьеву. Этим действием монах Пимен невольно из наблюдателя за событиями переходит в статус реального участника, так как Отрепьев по-своему воспользовался полученной информацией — становится Лжедмитрием.

Также Пимену пришлось повоевать:

  • и под Казанью;
  • и в Шуйском сражении, отражая нападение литовцев.

Монах создает летописи

Основу умиротворения и высшего блаженства для героя создаёт представление о верном служении Богу и возможность размышлять о вечном мире. А своё истинное предназначение монах видит в том, чтобы создавать летописи, показывающие потомкам реальную историю русской земли.

Читайте также: