Как складываются отношения россии с ее крупнейшими партнерами на международной арене кратко

Обновлено: 04.07.2024

Россия в современной системе международных отношений

Система международных отношений – это совокупность связей и взаимодействий между народами, государствами и их группами.

Система международных отношений коренным образом изменилась после распада Советского Союза. Развал СССР имел серьезные геополитические последствия. Некогда двухполюсная система международных отношений, определяемая стратегическим противостоянием США и СССР, ушла в прошлое. Перед участниками международной политики встала необходимость заново определять свои внешнеполитические ориентиры, приоритеты, союзы. Россия как приемник Советского Союза была вынуждена решать те же задачи, что и другие ведущие государства мира.

Сегодня Россия представляет собой одну из мощнейших держав в мире. Сумев преодолеть угрозы дезинтеграции и сложные последствия распада СССР, она ведет активную внешнюю политику и последовательно отстаивает свои интересы за рубежом.

Основным направлением внешней политики России на современном этапе стало выстраивание отношений со странами ближнего зарубежья и с ведущими мировыми державами. Важным направлением участия России в международной политике была и остается деятельность, вязанная с активизацией сотрудничества в сфере борьбы с угрозами мирового терроризма.

Сегодня Россия является одним из глобальных лидеров, определяющим международную политическую повестку дня (рисунок 1).

Рисунок 1. Место России в мировой политике и международных отношениях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

В целом справедливо говорить о том, что Россия играет весьма важную роль на политической арене мира. Многие страны ее недолюбливают или относятся с настороженностью, однако все они, так или иначе, с ней считаются.

Сущность и основы международной политики на современном этапе

Под международной политикой в общем смысле принято понимать деятельность государств на международной арене и политические отношения между ними, осуществляемые на наднациональном и надгосударственном уровнях.

Иначе говоря, она представляет собой совокупность взаимодействий между государствами и межгосударственными объединениями, а также отношений, возникающих на основе их взаимодействия.

Ключевыми субъектами международной политики являются:

  • государства;
  • межгосударственные объединения (универсальные и локальные);
  • негосударственные международные организации;
  • субъекты внутренней политической жизни, представленные классами, социальными группами, элитами и контрэлитами, политическими партиями и движениями.

Главным субъектом международной политики, конечно же, являются государства, взаимодействующие друг с другом в рамках системы международных отношений. На современном этапе развития государства мира столь тесно взаимосвязаны друг с другом, что ни одно из них не может проводить свою политику без учета интересов мирового сообщества.

Международная политика, как особого рода политическая деятельность субъектов международного права, направлена на решение вопросов, связанных с выживанием и прогрессом человеческого общества, выработкой механизмов по согласованию интересов субъектов мировой политики, предотвращению и разрешению глобальных и региональных конфликтов, а также созданию в мире справедливого порядка. Она является ядром международных отношений, служит фактором мира и стабильности, а также создает основу для развития равноправия в системе международных отношений.

Место и роль России в современной международной политике

Давать какие-либо прогнозы относительно участия России в современной международной политике довольно сложно, однако многочисленные мнения экспертов позволяют сделать следующие выводы.

В среднесрочной перспективе России удастся сохранить свое положение в качестве одной из мощнейших в военном отношении стран мира. Речь при этом идет не только об отечественной военной промышленности, компактной, мобильной и хорошо оснащенной армии.

В современном мире Россия имеет возможность играть активную роль одновременно в нескольких регионах:

  • Евроатлантический регион;
  • Азиатско-Тихоокеанский регион;
  • Большой Ближний Восток;
  • Центральная Азия;
  • Арктика.

Помимо этого, за РФ закреплена роль активного игрока сразу в нескольких функциональных областях. В частности, речь идет о контроле и нераспространении вооружений, мирном атоме, кибербезопасности, продовольственной безопасности, ресурсной безопасности, освоении космического пространства и пр. Фактически Россия является активным посредников в решении целого ряда международных проблем и конфликтов.

Свой экономический потенциал Россия реализует, играя важную роль в интеграционных процессах в Евразии. В то же время Россия в целом ряде критически важных областей отстает от ближайших своих конкурентов и соратников, что, в свою очередь, приводит к подрыву суверенитета страны и ограничению ее внешней политики за счет ее сведения к узкому набору инструментов. Осталось России проявляется в стагнации развития человеческого капитала, качестве институтов государственного управления и необходимости модернизации экономики страны.

Одной из важнейших характеристик участия России в международной политике на современном этапе являются ее острые противоречия с коллективным Западом. Подобного рода конфликт искусственно ставит Россию перед необходимостью совершения ложного выбора – выбор между суверенитетом и безопасностью с одной стороны и участием в глобальных трансграничных взаимодействиях, с другой стороны.


После развала СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Соотношение сил изменилось в пользу НАТО.А сама правопреемница великой державы претерпела массу кризисов и проблем. Участь поднятия страны с колен изначально оказалась практически непосильной задачей, пока у власти не встал Владимир Путин.

Изначальный план Владимира Владимировича Путина по укреплению роли России на мировой арене являлся ключевым. За короткий 8летний срок В.В. Путин смог вывести Россию из политического и экономического кризиса 1990х, а также решительно заявил о нас на международной арене.

Укрепление положения России было основано на развитии оборонно‑промышленного комплекса. Также взятый курс на дальнейшее развитие, и переход к инновационной экономике, давали повод полагать, что авторитет России будет укрпеляться.

Россия имеет тенденцию поддерживать принцип многополярного мира, в котором никто не может присваивать себе роль господствующего государства , и усиление нашей страны будет этому только способствовать.

Однако тенденция на усиление России критиковалась со стороны различных политических деятелей и средств массовой информации. Эта критика часто приобретает абсолютно иррациональные и истерические формы.

Как пример, можно рассмотреть Мюнхенскую речь Путина в 2007 году. Выступление было посвящено однополярности современной мировой политики, видению места и роли России в современном мире. Речь актуальна и по сей день по заявлению Владимира Путина в 2010 году.

Мнение же российских политологов было однозначным - "Это была речь лидера. Это признак того, что Россия созрела для того, чтобы говорить свое "да, нет" в мире. Но Владимир Путин продемонстрировал, что позиция его не конфронтационная. Он прямо задавал вопрос: если вы готовы к диалогу, то мы будем его продолжать, если нет, то мы готовы и к этому" - , политолог Глеб Павловский.

Реальность же такова – Россия соблюдала и будет соблюдать свои международные обязательства, неукоснительно выполнять условия заключенных международных соглашений. Никто не проиграет от возрастания роли России– проиграют только те, кто заинтересован в безраздельном мировом господстве. Сама по себе Россия имеет все шансы, чтобы занять одну из лидирующих позиций на международной арене.

Плохие отношения с Западом и антиамериканская риторика властей — это как лакмусовая бумажка, определяющая страну Третьего мира.

В случае с Россией забавляет даже больше не это, а те страны, которые являются её партнерами.


На Африканском континенте партнеры России представлены такими странами как Судан и Зимбабве. Судан, например, примечателен тем, что его президент Омар аль-Башир, является единственным действующим главой государства, в отношении которого действует приговор Международного уголовного суда, да-да, той самой Гааги, которой был выдал ордер на его арест после признания его виновным в геноциде. Его не щимят только потому, что ситуация в стране настолько плачевная, что любой политический кризис грозит спровоцировать новый виток голода и Гражданской войны, которые сотрясали эту страну много лет. Ну, а про Мугабе вы и сами все знаете. Пошел уже 29-й год его президентства. Еще парочку и догонит самого Сралена.

В Южной Америке это социалистическая сверхдержава, где как и в Советском союзе туалетная бумага до сих пор является дефицитом, речь про Венесуэлу. Мне приходилось общаться с беженцами из Венесуэлы.

В 90-е годы они жили в Каракасе и тогда реально было зарабатывать по 2000 долларов, потом пришел Уго Чавес, а вместе с ним и нищета, пустые прилавки, талоны на еду, и все такое. В Боливии так же было все относительно неплохо до 2005 года, пока к власти не пришел леворадикал Эво Моралес, который сначала умеренно кукарекал про национализацию нефтепромысла, а потом и вовсе опустился до критики капитализма как такового.

Таким образом, страна, наряду с Колумбией, стала одним из основных поставщиков кокаина на мировой рынок. Во многом потому, что Эво Моралес не считает листья коки наркотиком, что пытается продвигать на международном уровне и прежде всего в России.

Видно не знает о степени влияния Душанбе и российского генералитета на российский рынок наркомании. Подсказка: четверть мирового объема героина скалывают в России.

Ну самые могущественные союзники России находятся на континенте Евразия.

Распад СССР, великой ядерной державы, центра обширной системы союзов, коренным образом изменил положение на международной арене. Перед всеми странами мира, и в первую очередь Россией, встала проблема определения новых задач внешнеполитической деятельности. Российская Федерация, будучи правопреемницей СССР, взяла на себя ответственность за выполнение заключённых им международных соглашений, в том числе и за выплату советских долгов, стала членом Совета Безопасности ООН.

В 1993 г. во время визита президента США Дж. Буша-старшего в Москву Россия и США заключили новый Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он предполагал сокращение числа ядерных боеголовок на две трети, до 3500 единиц у каждой из сторон.

В 1993-1994 гг. при участии США России удалось согласовать с Украиной, Белоруссией и Казахстаном вопрос о ликвидации ядерного оружия на их территории. Это позволило предотвратить появление новых государств, обладающих оружием массового поражения.

Вместе с тем, выражая на словах поддержку продвижению России по пути демократизации, страны Запада не выполнили обещаний по предоставлению ей помощи. Принимались меры по ограничению доступа российских производителей на мировой рынок. Наиболее жёстко в этом плане действовали власти США. Американская дипломатия резко выступала против продажи оружия (важная статья российского экспорта) таким странам, как Индия, Иран, Китай, Северная Корея, против строительства АЭС в Иране. Вопреки здравому смыслу, США не отменили поправку Джексона—Вэника (1974), согласно которой предоставление СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле увязывалось с предоставлением свободы еврейской эмиграции, хотя никаких ограничений на неё в демократической России не было.

Серьёзные поводы для недовольства политикой стран Запада возникли и в России. Несмотря на возражения России, членами НАТО стали Венгрия, Польша и Чехия, а блок осуществил агрессию против Югославии (1999). В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по ПРО от 1972 г., взяв курс на создание национальной системы противоракетной обороны и наращивание военной мощи. Началось дальнейшее расширение состава НАТО за счёт государств Балтии, Румынии, Болгарии, Словакии.

Российская дипломатия подчёркивала, что проблемы современного мира слишком многообразны и сложны, чтобы их решала одна держава, даже столь влиятельная, как США. Идея многополярности в мировом развитии, подразумевающая акцент на равноправии государств — членов ООН, получила поддержку во многих странах.

С наступлением XXI в. отношения России с зарубежными государствами стали более динамичными и одновременно более сложными.

После нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г. Россия выразила солидарность с США в борьбе с международным терроризмом. В 2002 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он предусматривал сохранение паритета ядерных сил США и РФ, их сокращение к 2012 г. до 1700-2200 ядерных боеголовок.

Начали успешно реализовываться крупные международные проекты с участием нашей страны, в частности в мирном освоении космического пространства. Россия активно участвует в создании и эксплуатации Международной космической станции. Российские носители стали выводить на орбиту космические аппараты европейских стран.

Российская Федерация исходит из того, что на любые военные вызовы и угрозы она найдёт адекватные ответы. В то же время, как неоднократно указывал министр иностранных дел С.В. Лавров (с 2004 г.), Россия всегда открыта для сотрудничества в тех сферах, где это возможно и взаимовыгодно.

Террористическая атака на Всемирный торговый центр

Рис. Террористическая атака на Всемирный торговый центр

С началом 2008 г. отношения России с США и странами Запада начали охлаждаться. Игнорируя возражения Москвы, США и их союзники пошли на признание независимости Косова, края, насильственно отторгнутого ими от Сербии. Соединённые Штаты декларировали намерение принять Украину и Грузию в НАТО. Со своей стороны, Россия возобновила полёты стратегических бомбардировщиков вблизи границ стран НАТО, вывела на дежурство в акваторию Мирового океана свои соединения Военно-морского флота. Они, в частности, приняли участие в борьбе с сомалийскими пиратами, создавшими серьёзную угрозу международному судоходству. Наибольшего накала противостояние достигло в августе 2008 г., после грузино-югоосетинской войны и признания Россией Абхазии и Южной Осетии.

Дальнейшему охлаждению отношений между Россией и странами Запада воспрепятствовал ряд факторов.

В ходе визита президента США Б. Обамы в Россию в июле 2009 г. были согласованы интересы России и Соединённых Штатов в таких вопросах, как борьба с международным терроризмом и наркомафией, укоренившейся в Афганистане; сокращение арсеналов оружия массового поражения США и РФ примерно на треть; предотвращение распространения ядерного оружия; взаимодействие в смягчении остроты наиболее опасных международных конфликтов, в частности вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи.

В целом события последнего десятилетия наглядно доказали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочение её международных позиций объективно выступают фактором стабильности мирового порядка и успешного решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.

2. Международные организации в современном мире

За последние десятилетия сложилась развитая и многоуровневая система взаимодействия народов и государств. Наиболее представительным и авторитетным органом является Организация Объединённых Наций (ООН).

Генеральная Ассамблея ООН определяет общие, принципиальные направления, которым международное сообщество должно уделять первоочередное внимание. Совет Безопасности ООН наделён особой ответственностью за поддержание мира. Он имеет право применять санкции, а в случае возникновения угрозы миру — принимать военные меры. Международный суд ООН призван решать спорные вопросы межгосударственных отношений. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) вырабатывает рекомендации по решению проблем развития, обеспечению прав человека. Вопросами развития и углубления международного сотрудничества занимаются Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Решению социальных проблем содействует Международная организация труда (МОТ), созданная ещё в 1919 г.

За обеспечение всемирной безопасности людей в ядерной сфере отвечает МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Борьбу с распространением эпидемических заболеваний ведёт Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Влиятельной международной организацией является Движение неприсоединения. Принципы неприсоединения к военным блокам были приняты 25-ю государствами на Бандунгской конференции (Индонезия) в 1955 г. по инициативе лидеров Индии (Дж. Неру), Египта (Г.А. Насер) и Югославии (И.Б. Тито). Организационно Движение неприсоединения оформилось в 1961 г. на конференции в Белграде. В настоящее время в движение входят 120 государств Азии, Африки и Латинской Америки.

В послевоенные годы возникли также региональные организации, провозглашающие своей целью поддержание мира и стабильности в определённых районах планеты.

К ним относятся Африканский союз (АС), Организация американских государств (ОАГ), Организация исламская конференция (ОИК), Организация Североатлантического договора (НАТО) и др. Результатом развития интеграционных процессов стало появление Европейского союза (ЕС), Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южноамериканский союз, Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Большую роль в поддержании международного мира и стабильности играет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она была создана в 1995 г. по решению участников регулярно проводившихся с 1973 г. Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе. В настоящее время её членами являются 56 государств Европы, Азии и Северной Америки. ОБСЕ сыграла большую роль в мирном урегулировании многих конфликтов, в том числе и на территории СНГ.

После трагедии 11 сентября 2001 г. в США, унёсшей тысячи жизней, ведущие страны мира договорились в борьбе с международным терроризмом, создав глобальную антитеррористическую коалицию.

3. Проблемы нового миропорядка

Деятельность международных организаций не всегда гарантирует успехи в решении проблем мирового развития.

Методы, которые правящие круги Соединённых Штатов избрали для защиты национальных интересов и борьбы с международным терроризмом, часто ещё более осложняют международную обстановку. Страны, охваченные внутренними конфликтами или объявленные центрами международного терроризма, могут стать объектом военного вмешательства. При этом США сочли себя вправе применять силу без санкции Совета Безопасности ООН. Чтобы оправдать свою политику, лидеры США говорили о недостаточной эффективности ООН, о сложности достижения единства в Совете Безопасности.

Из выступления Дж. Буша (20 сентября 2002 г.)

США всегда сохраняли за собой возможность упреждающих действий при наличии достаточно серьёзной угрозы национальной безопасности. Риск бездействия тем выше, чем выше степень угрозы, и с тем большей неизбежностью и волнением приходится делать выбор в пользу самозащиты — даже если не вполне ясно, откуда и когда нужно ожидать вражеского удара. В интересах исключения и предотвращения такого удара противника США будут применять, если это необходимо, упреждающее действие.

Предпринятая в 2003 г. в соответствии с новой стратегией военная операция против Ирака встретила осуждение даже со стороны таких дружественных США стран, как Франция и Германия, не говоря уже о России и Китае. Ряд политиков считает, что США захватили Ирак, чтобы установить контроль над его нефтяными богатствами, а не ради распространения демократии. Политика оккупационных властей, игнорировавших насущные потребности иракцев, привела к возникновению в стране движения сопротивления оккупантам. Оно развивается под лозунгами исламского экстремизма и при поддержке радикальных мусульманских организаций. Тем самым Ирак действительно становится одним из центров международного терроризма, однако ответственность за это несут США и их союзники.

Читайте также: