Как добролюбов относится к жертвам темного царства кратко

Обновлено: 02.07.2024

II .Тихон в пьесе показан как типичный представитель купеческого мира, где экономический и семейно-бытовой деспотизм превращает человека в безропотную и покорную жертву.

Каково отношение Тихона к миру, ко всему присходящему в доме?

Тихон с детства привык во всем повиноваться матери, привык до того, что в зрелом возрасте боится поступить против ее воли. Безропотно переносит он все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!" - говорит он и прибавляет потом: "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!"

По мнению Добролюбова, Тихон - "живой труп - не один, не исключение, а целая масса людей, подверженных тлетворному влиянию Диких и Кабановых!"

III .Борис – этот персонаж, единственный в пьесе, одет не по-русски. Это не только потому, что Борис образованнее других, не потому, что Калинов для него – трущоба, и он здесь чужой. Он понимает дикость и жестокость нравов калиновцев. Но он бессилен, нерешителен: материальная зависимость давит на него и превращает в жертву дяди-самодура. "Образование отняло у него силу делать пакости. но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие", - замечает Добролюбов.

IV .Говоря о Кулигине, проанализируем основные реплики персонажа:

Каким предстает перед нами Кулигин при первом знакомстве?( I д., 1 явл.)

Каково отношение Кулигина к нравам города Калинова?

Зачем потребовалось Кулигину просить деньги у Дикого? Как хочет израсходовать их? ( IV д., 2 яв.)

Как относится Кулигин к семейной драме Кабановых? ( V д., 2 яв.)

Каково отношение Кулигина к самоубийству Катерины? ( V д, 8 яв.)

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Хочет улучшить город, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок, поэтому его считают чудаком.

V .Итог урока: Тихон и Борис не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих "темное царство", превратившее их в безвольных, забитых людей, обрекло на то, чтобы "жить и мучиться". Но и такие слабые, безвольные, смирившиеся с жизнью, доведенные до крайности люди, как обитатели Калинова, способны осудить деспотизм самодуров. Смерть Катерины подтолкнула Кудряша и Варвару к поискам иной жизни, заставила Кулигина впервые обратиться к самодурам с горьким упреком. Даже несчастный Тихон выходит из безоговорочного подчинения матери, жалеет, что не погиб вместе с женой: "Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!" Разумеется, протест Варвары, Кудряша, Кулигина, Тихона имеет другой характер, чем у Катерины. Но Островский показал, что "темное царство" начинает расшатываться, а Дикой и Кабаниха проявляют признаки страха перед непонятными им явлениями нового в окружающей их жизни.

Домашнее задание : подобрать цитаты к характеристике Катерины.

Тест по произведению

В атмосфере "темного царства", под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться.

Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад.

Тихон подавлен, жалок, обезличен. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек - любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене. "А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. " - признается он Кулигину.

Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением. Здесь перед нами человек, в котором под влиянием страшной беды проснулась воля. Проклятия звучат тем более грозно, что исходят они от самого забитого, самого робкого и слабого человека. Значит, действительно рушатся устои "темного царства" и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил.

Иные, чем в Тихоне, черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было". Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи. Дочь "опозорила" ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.

Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу. Загнан, забит. " Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.

В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь"). Это именно тот случай, по пословице, от слабости до подлости всего один шаг. Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: "Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай Бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!"

Нет у него этой силы. Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен.

Среди персонажей пьесы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, наиболее ясно и здраво судит о "темном царстве" Кулигин. Этот механик-самоучка обладает светлым умом и широкой душой, как многие талантливые люди из народа. Не случайно и сама фамилия Кулигина напоминает фамилию замечательного изобретателя-самоучки нижегородца Кулибина.

Кулигин осуждает собственнические инстинкты купечества, жестокое отношение к человеку, невежество, равнодушие ко всему истинно прекрасному. Противопоставление Кулигина "темного царству" особенно выразительно в сцене столкновения с Диким.

Прося денег на солнечные часы, Кулигин не о себе заботится, его интересует "для всех вообще обывателей польза". А Дикой даже в толк не возьмет, о чем идет речь, настолько чуждо ему само понятие общественных интересов. Собеседники словно говорят на разных языках. Дикой зачастую просто не понимает слов Кулигина, особенно когда тот цитирует своих любимых поэтов XVIII века. На почтительные реплики Кулигина, украшенные цитатами, Дикой реагирует весьма своеобразно: "Ты у меня грубить не смей!" - и пугает Кулигина городничим.

Кулигин - незаурядный человек. Но не его назвал Добролюбов "лучом света в темном царстве". Почему? Да потому, что Кулигин бессилен, слаб в своем протесте. Так же как и Тихон, как Борис, Кулигин боится самодурной силы, склоняется перед ней. "Нечего делать, надо покориться!" - говорит он смиренно. Кулигин и других учит покорности. Так, он советует Кудряшу: "Лучше уж стерпеть". То же рекомендует он и Борису: "Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь".

Только в пятом акте, потрясенный гибелью Катерины, Кулигин поднимается до открытого протеста. Суровое обвинение звучит в его последних словах: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!" Этими словами Кулигин не только оправдывает самоубийство Катерины, освободившее ее от гнета, но и обвиняет в ее гибели немилосердных судей, погубивших свою жертву.

ХОЗЯЕВА И
ЖЕРТВЫ “ТЕМНОГО ЦАРСТВА”

Действие
драмы “Гроза” происходит в провинциальном
городе Калинове, расположенном на берегу
Волги. Жители Калинова живут той замкнутой
и чуждой общественных интересов жизнью,
какая характеризовала быт глухих
провинциальных городков в старые,
дореформенные времена (пьеса написана в 1859
г.). Они живут в полном неведении того, что
совершается на белом свете. Но за внешним
спокойствием жизни кроются суровые,
мрачные нравы. Центральными фигурами этого
“темного царства” невежества и произвола
являются в драме Дикой и Кабаниха.

Дикой -
купец-самодур. Он привык к беспрекословному
повиновению окружающих, которые идут на что
угодно, лишь бы не прогневить его. Особенно
тяжело приходится домашним, которые,
спасаясь от его ярости, целыми днями
прячутся на чердаках и в чуланах. Вконец
затравил Дикой своего племянника, Бориса,
зная, что тот находится от него в полной
материальной зависимости. Благодаря
деньгам он держит в своих руках всю
бесправную массу обывателей и издевается
над ними.

Сдерживает
свой нрав он лишь перед теми, в ком он видит
ровню себе, в том числе и перед Кабанихой.
Деспотизм, необузданный произвол,
невежество, грубость - вот те черты “жестоких
нравов”, которые характеризуют образ
самодура Дикого, типичного представителя “темного
царства”.

Кабаниха
прежде всего ханжа. Она прикрывает и
оправдывает все свои действия идеалами
патриархальной, церковной, домостроевской
старины. Всех она хочет заставить жить по-старинке
и не терпит ни в ком из окружающих
проявления “своей воли”. Деспотизм ее в
домашнем быту еще тяжелее, чем деспотизм
Дикого. Кабаниха мучает, преследует свои
жертвы изо дня в день, истязая их
хладнокровно, назойливо. Семью она доводит
до полного развала. Она свела в могилу
Катерину, из-за нее ушла из дому Варвара, а
Тихон, в сущности добрый, хоть и безвольный,
человек, потерял всякую способность думать
и жить самостоятельно.

Кабаниха,
наряду с Диким, является суровой
охранительницей устоев “темного царства”.

Центральным
в драме “Гроза” является образ Катерины.
Натура поэтически-мечтательная,
впечатлительная, с характером по
преимуществу “любящим, идеальным”, по
определению Добролюбова, Катерина обладает
в то же время пылкой и страстной душой. Она
борется между двумя чувствами: любовью к
Борису и сознанием “незаконности” этой
любви. Катерина способна не только на
смелые поступки, но и на полный разрыв с
опостылевшей ей средой и жизнью. После
родительского домашнего рая Катерина
попадает в обстановку, от которой веет
мертвящим холодом и бездушием. Попытки
Катерины найти отзыв в сердце мужа
разбиваются о рабскую приниженность и
недалекость Тихона. Любовь к Борису стала
единственным смыслом ее существования.
Катерина готова на все для любимого
человека, переступая даже те понятия о
грехе и добродетели

,
которые были для нее священными. Внутренняя
чистота и правдивость не позволяют ей лгать
в любви, обманывать. Катерина не хочет и не
может таить своего “греха”. Она публично,
на городском бульваре, кается перед мужем и
кончает жизнь самоубийством, бросаясь в
воду. Этим она проявила свой отчаянный, хоть
и бессильный протест против “темного
царства”. По словам Добролюбова, в ее
трагическом конце “дан страшный вызов
самодурной силе. ”

Светлым
лучом в “темном царстве” можно назвать и
Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка,
мечтающий о том, чтобы найти вечный
двигатель. Кулигин думает не о своей личной
выгоде, а о благоустройстве родного города,
о положении бедняков и т. п.. Кулигин, поэт,
романтик, одинок в городе со своим
восторженным отношением к природе. Кулигин
и Катерина, каждый по-своему, освещают
тяжелый мрак над мертвым “темным царством”.

К жертвам “темного
царства” в пьесе относятся Тихон и Борис.
Тихон с детства привык во всем повиноваться
своей матери. Единственное заветное
желание Тихона - это вырваться, хотя бы
ненадолго, из-под ее опеки, загулять так,
чтобы на целый год отгуляться. Тихон по-своему
любит жену. Он от всей души жалеет ее и
желает облегчить ее тяжелое положение. Но
человек он не только безвольный, но и
ограниченный, простоватый. Душевный мир
Катерины для него слишком высок и непонятен.
Отказав ей в поддержке в самый критический
момент ее жизни, он невольно становится
одним из виновников ее гибели.

Борис
искренно, по-настоящему любит Катерину,
готов пострадать за нее, облегчить ее муки.
Он единственный среди всех действительно
понимает Катерину, но у него недостает
решимости отстоять свою любовь, он не в
силах помочь ей. Так “темное царство”,
превратившее их в безвольных, забитых людей ,
не способных бороться за свое счастье,


обрекло
обоих на то, чтобы “жить да мучиться”.

В своей
пьесе Островский поставил один из
важнейших вопросов того времени -
освобождение женщины от семейного рабства,
ее раскрепощение.

И что слез льется за этими запорами,

невидимых и неслышимых.

А. Н. Островский

Единственное заветное желание Тихона - это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, запить, загулять, загулять так, чтобы на целый год отгулять-ся. В сцене проводов деспотизм Кабанихи доходит до крайности и выясняется пол-ная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Кабанихи своими наставлениями довела его до полного изнеможения, и он, сохраняя почти-тельный тон, с нетерпением ждет, когда же кончится эта пытка.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

Из книги Гоголь в русской критике автора Добролюбов Николай Александрович

Темное царство …Мы уже замечали, что общие идеи принимаются, развиваются и выражаются художником в его произведениях совершенно иначе, нежели обыкновенными теоретиками. Не отвлеченные идеи и общие принципы занимают художника, а живые образы, в которых

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Добролюбов Н. А Луч света в темном царстве (Гроза. Драма в пяти действиях А. Н. Островского, СПб., 1860 г.) В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна

Добролюбов - не лучший из литературных критиков.

В моём видении, понимание критиком авторского замысла - необходимое условие, чтобы считаться критиком хорошим.
Добролюбов же часто понимает авторский замысел самым извращённым образом.

Прежде чем развивать трактовку Добролюбова, автору рецензии стоило бы задать себе вопрос: "А на чём держится власть Кабанихи?"

Кабаниха - вдова.
Равноправием женщин в царской России даже не пахнет.
Безоговорочный приоритет в правах на имущество - у Тихона.
Власть Кабанихи - власть неформальная.

Чем безнадёжна борьба Катерины против Кабанихи?
Плоха её иерархическая позиция?
Нет, позиция Катерины ВОЗЛЕ ТИХОНА намного предпочтительнее позиции Кабанихи. Жене намного удобнее влиять на мужа, чем матери на взрослого сына.
ОБЪЕКТИВНЫХ причин быть "бедненькой и несчастненькой" у Катерины, в отличие от Бориса нет.
Подчинённое положение Катерины - следствие гораздо меньшей личностной ценности, чем у Кабанихи.

Власть Кабанихи основана на том, что она взяла в руки дело своего покойного мужа, которое не взял в свои руки юридический наследник. Между прочим, этим она спасла от разорения всю семью. Именно от её таланта кормятся все те, кого Добролюбов подаёт как "угнетённых".

Сложную и талантливую пьесу Островского, Добролюбов своей трактовкой превратил в убогую агитку анархического толка.
Вряд ли стоит развивать его идеи!

Да, Вы очень во многом правы, уважаемый Константин Викторович. Я имею в виду Вашу правоту в отношению верного понимания психологии купеческого мира. Однако и Добролюбов все-таки не лыком шит: он сумел акцентировать внимание на моральной подоплеке тогдашних социальных отношений - и резонанс его выступление имело немалый! А то, что он скорее публицист, чем критик, едва ли у кого-нибудь вызывает сомнения.
Вообще же моя краткая работа периода обучения на заочном отделении филологического факультета не заслуживает серьезного разбора. Публикую ее на "Прозе. ру" просто как неизданный текст, существующий лишь в черновой рукописи и обреченный на исчезновение, если бы не современные возможности бытования в виртуальном пространстве Интернета.
Благодарю Вас за сделанные Вами критические замечания, с большинством из которых я вполне согласен. Но пусть всё остается в том виде, как было написано в 1997 году. Небольшой (и ничуть не ценный) историко-биографический памятник прежних лет - вот что такое для меня эта моя учебная заметка о классической пьесе и хрестоматийной статье. Да и бог с ними!

Ну, для студенческой работы, не так уж и плохо. Особенно для заочника.

В студенческие годы не всегда хватает опыта и кругозора, и на то, чтобы самостоятельно осмысливать Островского, и на то, чтобы видеть изъяны в оценках Добролюбова.
Кроме того, не хватает времени до срока сдачи очередной контрольной, чтобы особо раздумывать.
Главное же, не всегда хочется дразнить преподавателя.

Так что извиняюсь за некоторую чрезмерность своих претензий.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Любую критическую статью вряд ли надо считать истиной в последней инстанции. Критическая работа, даже самая многосторонняя - всё-таки односторонность.
Самый гениальный критик не может сказать о произведении всего.
Добролюбовская статья - одно из высших достижений русской критики XIX века.
Она задаёт тенденцию в истолковании "Грозы" и поныне.

Но наше время в истолкование драмы Островского вносит свои акценты.

Н. Добролюбов назвал город Калинов "тёмным царством", а Катерину - "лучом света" в нём. Но можно ли с этим согласиться? Царство оказалось не таким уж и "тёмным", как может показаться на первый взгляд.
Катерина, по мнению Добролюбова-характер “созидающий, любящий, идеальный”.
Светлая личность. Яркое явление и в высшей степени положительное. Личность, не желающая быть жертвой “темного царства”, способная на поступок. Всякое насилие возмущает ее и ведет к протесту.
Критик видит в драме “Гроза” что-то “освежающее, ободряющее”? (Обнаруживает шаткость и близкий конец самодурства. Характер Катерины веет новой жизнью, хотя открывается он в самой ее гибели)

Островский был далек от мысли, что единственным выходом из “темного царства”
может быть только решительный протест. “Лучом света” для Островского
оставалось знание, образование.

Понятие драмы, существовавшее во времена Островского


Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье.

Н. Добролюбов

4. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

5. Как он относится к Кабанихе, Борису, Кулигину?

7. Как относится она к Катерине, Тихону, Варваре?

8. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

9. В чём сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

10. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.

Власть денег – основа самодурства. Цель жизни Дикого – обогащение, а способы обогащения всякие: обсчёт работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.

Страсть к ругательству ещё сильнее, если у него просят денег.

Н. А. Добролюбов

, на этом держится порядок.

Молодые герои пьесы.

Борис – мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за своё счастье, Борис выбирает путь смирения.

– мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах; нерешительный, неспособный бороться за своё счастье, Борис выбирает путь смирения.

Домашнее задание (по группам): 1-я группа : Рассказ о Катерине. (Чем она отличается от других героев пьесы? Круг её увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном, Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях? Смерть героини – поражение или победа?) 2-я группа : Оценка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым. 3-я группа : Смысл заглавия. Как вы его понимаете?

Домашнее задание

1-я группа : Рассказ о Катерине.

(Чем она отличается от других героев пьесы? Круг её увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном, Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях? Смерть героини – поражение или победа?)

2-я группа : Оценка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым.

3-я группа : Смысл заглавия. Как вы его понимаете?

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе

Добролюбов отмечает значение Шекспира, а также мнение Аполлона Григорьева

Сегодня на уроке мы:

История создания знаменитой драмы очень необычна. Известно, что для создания пьесы драматург использовал материалы, которые собирал во время экспедиции по Волге. Островский внимательно прислушивался к разговорам местных жителей, осматривал достопримечательности приволжских городов, собирал народные песни, пословицы и поговорки. Драматург записывал все свои наблюдения.

Под вымышленным Калиновым скрываются реальные приволжские города Торжок, Кинешма, Тверь с их нравами, говором, жизненным укладом и атмосферой.

Жители Кинешмы указывали на свои прототипы Кабанихи и Тихона, называя имя купчихи Барановой и её сына. Правда, проявили себя Барановы намного позже создания пьесы.

Все эти совпадения указывают на глубину таланта Островского, его проницательность и наблюдательность писателя-реалиста. Он точно уловил характеры жителей приволжских городков и ту удушающую атмосферу безысходности, которая и привела к трагедии.

Удушающая атмосфера города Калинова открывается нам в первом действии пьесы, где можно видеть, как купец Дикой издевается над своим племянником Борисом. В этом же действии Кулигин произносит свой монолог о нравах города Калинова, в котором обрисовывает царящие там невежество, жестокость и беспредел местного купечества.

. В доме Кабановых привечают странницу Феклушу, которая рассказывает о людях с пёсьими головами, а паровоз называет огненным змием.

Купцы в Калинове постоянно грызутся между собой и пытаются ещё сильнее закабалить бедных людей. А по словам Кулигина, в среде калиновских мещан можно найти только бедность и грубость.

, – говорит Кулигин про Кабанову. А Дикой измывается над всеми, кто от него зависит.

– говорит ему Кабаниха
.
Жаловаться на Дикого бесполезно. Городничий никак не может повлиять на купца, потому что вся реальная власть в городе сосредоточена в руках Дикого. Своё дурное настроение купец вымещает на первом же попавшемся на глаза человеке. Но хуже всего приходится его семье. Борис рассказывает, что жена Дикого каждое утро в слезах всех умоляет не сердить его.

– говорит он Кулигину
.
Так он относится ко всем людям в Калинове, кроме Кабанихи.

Если Дикой держит в страхе весь город, то Кабаниха мучает только свою семью. За пределами дома она старается показаться благочестивой и набожной. Больше всего на свете она ценит старый патриархальный купеческий уклад и всеми силами стремится его поддерживать. Её злит, что Катерина, провожая мужа на две недели, не лежит и не воет на крыльце, а вместо того, чтобы кланяться в ноги, обнимает мужа.

учит она Тихона.

Купчиха абсолютно хладнокровна и бессердечна. Она даже не пускает Тихона спасти Катерину, когда он порывается бежать к Волге.

постоянно говорят про неё.

Кого же Добролюбов

назвал лучом света в этом тёмном царстве?

Лучом света критик называет Катерину Кабанову, о трагедии которой мы будем говорить в следующем уроке. Этот образ до сих пор вызывает у критиков и читателей множество самых противоречивых мнений.

Но миллиона у Кулигина не будет никогда.

Слова Кулигина только подчёркивают безысходность атмосферы города Калинова.

– писал о пьесе Островского Николай Александрович Добролюбов.

Образ Катерины Кабановой

Мотивы поступков Катерины

Добролюбов кроме самого образа этой девушки рассматривает подробно мотивы ее поступков. Он замечает, что Катерина по природе своей не бунтарка, она не проявляет недовольства, не требует разрушений. Скорее, она созидатель, который жаждет любви. Именно это объясняет ее желание облагородить свои поступки в собственном сознании. Девушка молода, и желание любви и нежности естественно для нее. Однако Тихон является настолько забитым и зацикленным, что эти желания и чувства своей жены понять не может, о чем говорит ей прямо.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Наравне с ней стоит Дикой, купец, добившийся богатств после жизни в нищете. Он жесток так же, как и Кабаниха. Пользуясь своим статусом, Савелий Дикой унижает каждого, кто так или иначе зависит от его решений. Кроме этого, он очень скуп и никогда не готов распроститься даже с маленькими деньгами.

Катерина же совершенно страдает в обществе, в котором ей приходится не жить, а выживать. По своей натуре добрая, имеющая светлые порывы девушка, она желает выбраться из дома Кабанихи и уехать за пределы порочного города. Она даже мечтает сделаться птицей, чтобы улететь с неугодного ей места.

Островский очень точно описал проблемы России и людские пороки своего времени.

Взаимоотношения здесь строятся на материальной зависимости, поэтому и власть принадлежит обладателям капиталов. Кабаниха зорко следит за сохранением старых порядков и верует, что несоблюдение патриархальных традиций разрушит весь мир. Любое инакомыслие купчиха подавляет на корню, даже ценой разрушения жизни близких – доверии, сына, невестки.

Молодому поколению хочется жить по-иному, но у него нет сил противостоять богатым самодурам. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Читайте также: