Как делается филигрань поэтапно кратко

Обновлено: 02.07.2024

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань).
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино - это вообще отдельная песня)
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
----------------------------
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
----------------------------
Однако ж, в самом названии "филигрань" нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению "металлической" филиграни.

Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа
(фотографирование и питьё чая не в счёт))))

Для изготовления понадобится вот что:

Пластик двух цветов
Гель (не обязательно фимовский)
Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)
Зубочистки
Иголка
Металлическая пудра

Сперва о пластике.
Я редко пользуюсь пластиком "прямо из пачки". Всегда смешиваю.
В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит.
Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен.
Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама.

Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий,
но не настолько, как софт)

Что касается цвета:
всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать.
Металлическая пудра выбирается соответственно
(она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся
в художественных магазинах, в отделах для реставрации).

Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика,
так и без.
Если возьмётесь за серебро, советую не брать "голый" цвет.
Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого.
Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более
естественным.

В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.

*Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому,
что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю,
узоров много, а эффекта ноль))))))*
-----------------------
Лучше, если вы для работы намешаете пластик,
который будет максимально приближен к цвету
металла. Это добавит большей натуралистичности.

Один цвет - для основы - тёмный, другой - для самого
узора - светлый.
В светлый при желании можно подмешать металлической пудры,
так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения
до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе
бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры.

Своей пластичности материал не потеряет,
даже если в него подмешать изрядное количество пудры.
Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать
и еще раз пустить в дело.

К слову, о пластичности:

Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из
пластика, и это не предел)))

Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся).
Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие
должно быть видно без лупы)))

А вот такие и еще потолще придётся раскатать:

В чём, собственно, хитрость филиграни?
А в том, что чаще всего использется не груглая проволока,
а сплющенная.

Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант
смотрится гораздо тоньше заготовки.
Именно за счёт такого профиля и достигается эффект
изящности. При этом сам набранный узор - если посмотреть сбоку -
будет иметь приличную высоту. А значит и прочность)
---------------------------
Подготавливаем верёвочки для узора:

Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика
(того, что светлый), а затем прокатать несколько раз
в металлической пудре.
Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы)
Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы,
чтобы получить совсем тонкую верёвочку.
Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её
по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического
блеска.

Из этих заготовок нужно сделать такое:

Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров
и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) -
для внутренних узоров.
Но всё зависит от вашей задумки - можно вообще не использовать
витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).

Вы можете использовать и другой способ,
для получения более чернёного варианта.
Для этого вам нужно взять тёмный пластик,
сделать из него какой-то элемент, а потом натереть
металлической пудрой те места, которые должны
блестеть.

Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой.
Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой
плоской верёвочки (которая используется в ободках).

Самое трудоёмкое в этом процессе - делать ровные заготовки.
Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал.
Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей
длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще.
Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие.
Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки,
держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал,
т.е. вообще не нажимая на пластик.
Учтите - ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием)))

Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки
стеклом (подойдёт и прозрачная пластиковая линейка).
Прозрачность помогает контролировать толщину.
После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают,
поэтому проблем никаких не возникнет))

Даже если результат расплющивания вас не радует,

знайте, что это поправимо.
Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились)
-------------------------------------

После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно
приниматься за основу.

Она делается из тёмного пластика.
Основа может быть и виде бусины, и выпуклой, и плоской.
В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной.

Толще 2-х мм делать не целесообразно,
потому что потом с ободками придётся туго)

Ободок, прилегающий непосредственно к основе,
должен быть выше её не менее, чем на миллиметр.
Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор
не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная
филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.

Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько
витков из разных верёвочек.
В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку.

Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать),
необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты.

Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу,
потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса))

И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения,
состоит именно в поэтапном обжиге.

Пока основа запекается, вы готовите "припой")))

Для этого смешивается гель с мет. пудрой.

Эта смесь необходима для заливания швов.

Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель.
Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем,
чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.

Далее снова следует краткий обжиг.
Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные
верёвочки, если это нужно.
Они могут быть такими же по высоте или ниже,
гладкими или витыми.

Обратите внимание - швов не должно быть видно.

Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего
контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете
потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими.
Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.

Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы
делаете))) С филигранью без этого сложно.
Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом
уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере,
в ювелирной технике именно так и принято))).

Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться - можете
на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно
пройтись гелем (кончик зубочистки - замечательный инструмент
для нанесения)))).

Далее выкладывается контур.

Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует
большей осторожности.
Перенос мелких деталей на основу делается так:
кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь)))
Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато))

После того, как контур выложен - снова краткий обжиг.
Повторюсь - 1-2 минуты, больше не нужно.

Далее начинается самая кропотливая работа - выкладывание узора.

При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы,
но и там, где детали соприкасаются с контуром.
Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные
детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу.

Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же
зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите
продвинуть кончик элемента между другими элементами.

Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем!
------------------------------
Немного об узоре:
как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.

Элементы бывают такие:

Это классика.
Есть и еще масса других, более навороченных,
это уже для тех, кто войдёт во вкус)))
Они все еще и называются по-своему,
но этим я морочить вас не стану))))
---------------------------
Если вы захотите использовать какую-то вставку,
то она должна быть заранее обожжена.
Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того,
как вставка прикрепляется к основе.

Вставку нужно поместить в ободок (на гель).
Затем уже с помощью геля прикрепить к основе.
Помним про швы.
Далее снова короткий обжиг.

Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку,
то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель),
как показано ниже на фото справа,

затем иглой сделать насечки.
Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.

Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.

Далее выкладываете оставшийся узор.

После чего нужно выполнить самую мелкую работу - сделать зернь))

Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше),
обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных
размеров, а затем скатываете в шарики.
Это не сложно, но долго)

Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру)

А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии.
На гель, смешанный с пудрой.

Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов
легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))

После этого изделие идёт в финальный обжиг.
Минут на 20.

Все отверстия - если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе
и окружать их элементами в виде колечка.
Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до
запекания основы.
---------------------------------
Пластиковая "металлическая" филигрань лаком не покрывается.
Это сразу погубит весь металлический эффект.
А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком))))
Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни
кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.

если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка,
есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)

Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику
"остыть", а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку.
И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек:

---------------------------------------- -----------
И напоследок:
помимо сухой пудры можно использовать и смесь
с металлическим порошком на восковой основе.
В таком случае этой пастой натирается всё после
обжига, затем в печку на пару минут.
Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой.

Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно
детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой.
Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.

Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный
с большим количеством пудры, то после запекания это будет
выглядеть как матовый металл.

Все о джутовой филиграни

Джутовая филигрань – удивительный вид народного творчества, позволяющий из обычной веревки (джутового шпагата), продающейся во всех хозяйственных магазинах, сделать необычайно привлекательные ажурные вещи.



Что это такое?

Искусство джутовой филиграни не может похвастаться древним происхождением, а вот техника ювелирной филиграни, у которой были заимствованы способы плетения, уходит корнями в далекое прошлое. В отличие от работы с драгоценным металлом, жгутовое творчество не несет больших затрат. Кроме веревки, используется клей и трафарет, на который накладываются замысловатые завитки.

Так как базовым элементом является шпагат растительного происхождения, данную технику еще называют веревочной филигранью.


С помощью джута создаются многие украшения, бытовые предметы, декорирующие интерьер. Это могут быть шкатулки, абажуры для настольных ламп, вазы, корзины, коврики и еще масса интересных вещей. У джутовых поделок много достоинств:

  • они безопасны, создаются из природного, экологически чистого материала;
  • долговечны, всегда сохраняют изначально принятую форму;
  • пластичны, хорошо поддаются обработке;
  • гигроскопичны, впитывают воду и остаются сухими;
  • отлично сочетаются с хлопковыми нитями, кружевами, морскими раковинами, поделочными камнями;
  • вещи, сплетенные в технике джутовой филиграни, создают вокруг себя теплую и уютную атмосферу.



Но у джута есть и недостатки:

  • в процессе работы нити натирают руки;
  • волокно имеет свойство осыпаться, мелкие частицы пребывают в воздухе и могут навредить людям, склонным к аллергическим реакциям.


История возникновения

Чтобы быть объективными, историю джутовой филиграни следует рассматривать с двух подходов: что такое филигрань и откуда взялся джутовый шпагат. Благодаря соединению необычного материала и удивительной техники, возникают эффектные и самобытные работы. Изначально филигранью назывался ажурный узор, напаянный на металлический предмет с помощью тонкой золотой или серебряной проволоки.


Джутовое волокно имеет массовое распространение на планете и занимает второе место после хлопкового.

Его добывают из джута – кустарника, произрастающего в странах с теплым и влажным климатом. Менее чем за полгода у кустарника вырастают четырехметровые стебли с волокнистой корой, из которой и добывают материал для будущих нитей.

В период Крымских войн Россия прекращала поставку льна в Европу, и жители европейских стран закупали джут в Индии, применяя его для изготовления тканей. Это были грубые полотна, но все же лучше, чем ничего. Сегодня джутовый шпагат используют как упаковочный материал, им подвязывают растения. А еще мастерицы освоили красивейшее мастерство – джутовую филигрань.



Разнообразие узоров

В интернете можно найти множество базовых узоров, но настоящие мастера предпочитают выполнять собственные рисунки для изделий.

Сначала необходимо научиться выкладывать из джута несложные завитки, а уж затем на их основе получится реализовывать любые фантастические узоры.


Классическими можно считать следующие элементы.

  • Кольцо. С помощью нити формируется круг правильной формы.
  • Полукольцо. Аккуратно составляется половина круга.
  • Огурчик. Два кусочка джута выкладываются дугами сверху и снизу, соединяясь с обоих боков. Форма отдаленно напоминает вытянутый овал или огурец.
  • Груша. Два конца нити соединяются, выложив рисунок в виде капли или вытянутой груши. Одна сторона при этом закругляется, а вторая сужается и смыкается.
  • Зубчик. Кусочек джута сгибается пополам, создавая прямой угол. Получается простой рисунок в виде галочки, которую мы ставим в тексте.
  • Головочка. На конце согнутой нити делается петелька. Рисунок напоминает запятую.
  • Стенек. Из шпагата выполняется спираль со свободно свисающим концом.
  • Двойной завиток. Один конец джута закручивается вправо, второй – влево.
  • Травочка. Нить сгибается пополам, оба конца слегка закручиваются. Выглядит элемент как два изогнутых стебелька.
  • Завиток. Шпагат выкладывается дугой лучами вниз, затем концы закручиваются петельками во внутреннюю часть рисунка.
  • Змейка. Нить, совершая мелкие повороты вправо-влево, располагается в виде петлеобразно ползущей змейки.
  • Тройник. Схематически так рисуют лилию. Шпагат выкладывается тремя лепестками: центральный имеет закругленную форму, два боковых – заостренные и отвернуты в стороны. Оба конца внизу замыкают рисунок.
  • Зернь. Волокно скатывается в крошечное зернышко и больше походит на жирную точку.


Знание перечисленных узоров может дать хороший старт начинающему. В дальнейшем многие сами придумывают элементы джутовой филиграни и с их помощью собирают собственный самобытный рисунок. Отработать приемы скручивания разных элементов нужно заранее, еще до того, как приступать к работе. Чтобы набраться опыта, можно обратить внимание на технику квиллинга. Профессионалы нередко заимствуют кельтские, хохломские, городецкие узоры.



Идеи поделок

Вещи в стиле джутовой филиграни могут стать хорошим подарком к любому празднику. Шкатулки, картины, светильники делают интерьер особенным, незабываемым. Поделки выполняются самые разнообразные, предлагаем убедиться в этом на красивых примерах.



  • Изысканная картина в стиле веревочной филиграни может стать достойной частью интерьера.


  • Авторские филигранные украшения из джута подойдут женщинам, предпочитающим народный стиль, духовные практики или натуральные материалы в своем гардеробе.


  • Невероятно разнообразны и красивы цветы в джутовом исполнении.


  • Вазы, декорированные веревочной филигранью, могут иметь стеклянную основу и быть функциональными, либо состоять только из нитей джута и применяться для сухоцветов.



  • Джутовое пасхально яйцо, выполненное с любовью, станет хорошим украшением к светлому празднику.



  • Обилие разнообразных бабочек в веревочной практике говорит о бесконечном полете фантазии мастериц.





  • Продолжая тему павлина или жар-птицы, приведем пример объемного исполнения этой чудесной птицы, инкрустированной стразами и бисером.



  • Сладкоежек порадует восхитительная конфетница. Благодаря плетеным ручкам, сладости можно носить с собой.


  • Из джута выполняют замысловатые подносы для украшения стола или переноса легких предметов.



  • Веревочные куклы у каждой мастерицы свои, ни одна красавица не повторяется.



  • Новые образы обретают обычные новогодние игрушки, если их изготовить из шпагата.


  • Джутовая кошка может стать портретом любимого домашнего животного.



  • Абажур, выполненный веревочной техникой, привносит в интерьер особую атмосферу покоя и уюта.


  • Лошадь нередко становится предметом изображения на джутовых панно, в данном случае представлена утонченная воздушная фигурка пегаса.



Удивительные примеры джутовой филигранной техники можно приводить до бесконечности. Они радуют взгляд и украшают помещение. Дальше поговорим о том, как их можно сделать своими руками.


Инструменты и материалы

Веревочная филигрань не требует особых затрат. Все что необходимо, можно найти в каждом доме или подкупить в хозяйственных и в канцелярских магазинах. Для работы понадобятся:

Если планируется менять цвет джута, заранее следует подготовить акриловую краску подходящего оттенка.

Следует помнить, что окрашивается шпагатный материал, а не готовое изделие. Итоговую работу можно украсить любыми элементами декора – стразами, ракушками, цветным шнуром, кружевами.


Выбирая джут, нужно обратить внимание на его размеры. Для создания вазы или шкатулки достаточно нити 1,2 мм толщиной. Чем крупнее изделие, тем объемнее понадобится шпагат. До начала работы следует позаботиться о схемах. Трафарет можно выполнить самостоятельно или приобрести готовый. Перенося рисунок на бумагу, необходимо делать скидку на толщину джута, иначе в процессе выкладывания обнаружится смещение линий, а это значит, что эскиз слишком мал.


Техника выполнения

Предлагаем мастер-класс для начинающих, где пошагово расскажем, как создается джутовая филигрань своими руками. Первым шагом является подготовка шаблона, его можно распечатать или нарисовать на листе бумаги самостоятельно. Эскиз помещается в прозрачный файл. По окончании процесса с него несложно будет снять приклеенную поделку. Прежде чем приступать к творчеству, руки следует хорошо смазать кремом, тогда клеевой состав на них не задержится.

С клеем можно работать двумя способами.

  1. Первый вариант более легкий, но менее эффективный, к нему обращаются начинающие мастерицы. В этом случае промазывается только контур эскиза, на который выкладывается шпагатная заготовка.
  2. Во втором варианте клей наносится на рисунок и сам шпагат. В джут следует тщательно втирать клеевой состав, чтобы убрать излишнюю ворсистость и сделать поверхность гладкой, упругой.


Тщательно обработанный клеем шпагат быстро формируется в заранее продуманные элементы. Если момент упустить, клей начнет схватываться, и материал потеряет свою пластичность. В таком случае рекомендуют снова его промазать и поторопиться с укладыванием элементов. Клей разравнивают с помощью зубочистки. Элементы выкладывают пинцетом. Шилом помогают формировать завитки.


Когда работа собрана, начинается момент просушивания. Плоские поделки помещают на 6 часов под пресс, прокладывая между ними дощечку. Объемные вещи оставляют просыхать самостоятельно. Готовое изделие следует аккуратно отделить от файла.

Далее предстоит кропотливая работа по избавлению поделки от остатков клея. Здесь может понадобиться канцелярский нож, терпение и аккуратность. Ножом срезаются большие наплывы, а между ажурными элементами клей убирают с помощью нагретой спицы.


На готовое изделие наносится акриловый лак, который улучшит его прочность и внешний вид. Если работа состояла из нескольких частей, самое время, собрать их вместе с помощью клея. Далее изделие можно декорировать бисером, камешками, стеклянными сверкающими шариками (марблсами), бантами и другим материалом. В качестве примера приведем несколько мастер-классов для начинающих, расскажем о методе создания самых простых предметов.


Подготовив все необходимые инструменты и материалы, начинаем работать с трафаретом. На листок бумаги наносим эскиз пера. Если нет таланта к рисованию, можно воспользоваться готовой распечаткой из интернета. Картинку помещаем в файл. Далее укладываем джутовый шпагат в следующей последовательности.


Бабочка

Создаем или распечатываем трафарет с изображением бабочки, помещаем его в файл. С помощью клея и джута выкладываем по рисунку контур верхних крыльев. Затем аккуратно, шаг за шагом, по эскизу заполняем левое крыло, затем правое. Далее с помощью шпагата и клея создаем контур нижних, более мелких крыльев. И снова наполняем левое крыло, затем правое. Между верхними крыльями помещаем усики.


Тело и голова бабочки формируются из трех элементов, их лучше заготовить заранее.

  1. Самый мелкий из них представляет собой круг (верхний элемент), заполненный шпагатом в виде заворачивающейся тугой спирали. Он выступает над основаниями крыльев в верхней части бабочки, так как является ее головой. Голова укладывается на заранее приклеенные усики.
  2. Следом за головой приклеиваем верхнюю часть тела (средний элемент), которая представляет собой овал, заполненный джутом по спирали.
  3. Точно так же собрана нижняя часть тела (нижний элемент), только она заметно крупнее предыдущей детали.

Когда вся бабочка составлена, ее сушат под прессом, а затем покрывают лаком.


В заключение можно сказать, что техника джутовой филиграни осваивается быстро, материалы стоят недорого, а итоговый результат потрясающе красив. Все это говорит о том, что стоит попробовать свои силы в таком необычном и привлекательном творчестве.

Далее смотрите мастер-класс по изготовлению шкатулки в технике "Джутовая филигрань".


Автор: Вероника Цветкова
Мастер рукоделия

Вариант поделки из джутового шнура

Джутовая филигрань позволяет создавать из джутового шнура изящные украшения, очаровательные предметы интерьера. Скоро вы научитесь делать браслет, ободок на голову, фонарь, шкатулку в этой технике.

Что такое джутовая филигрань?

Светильник, выполненный в стиле джутовой филиграни

Некоторые еще не знакомы с ней, поэтому остановимся на этом вопросе подробнее. Поэт Владимир Сергеев посвятил этому искусству красивое стихотворение. Он называет узоры ажурными, похожими на те, которые ваяет на стекле мороз.

  • Китае;
  • Бангладеше;
  • Египте;
  • Индии;
  • Алжире.

Само волокно джута добывают из корневой части стебля. При помощи серпов эту часть растения разрезают, извлекают сырье и вымачивают его в речке. До сих пор здесь используют ручной труд, так как механизированное устройство для данного вида деятельности ещё не создано. После вымачивания в воде волокна нужно просушить несколько дней на воздухе, после чего технический материал отвозят на фабрику, где его обрабатывают.

Теперь, когда вы знаете, как получается исходный продукт, сможете по достоинству оценить джутовый шнур, создавая из него ажурные предметы.

Джутовая филигрань — схемы узоров

Если вы будете заниматься этим рукоделием продолжительное время, сможете придумывать различные узоры. Для начинающих будет полезным узнать о базовых элементах филиграни.

Графическое изображение элементов филиграни

    Кольцо создается посредством придания шнуру округлой формы.

Филигрань. Этрусская золотая серьга, V век до нашей эры

Филигрань — очень сложная и трудоемкая техника, в которой на создание уникального ювелирного шедевра художник тратит несколько недель или даже месяцев. Опытные мастера нередко дополняют изделия вставками из драгоценных камней, черненого серебра, костей животных, жемчуга или кусочков древесины.

Виды и особенности филиграни

Филигрань в качестве художественного метода обработки металлов чаще всего используется при изготовлении небольших ювелирных украшений. Но с помощью этой техники мастера создают и другие разнообразные изделия:

  • статуэтки и скульптуры;
  • оригинальную посуду (чаши, кубки, тарелки, подстаканники);
  • изысканные пуговицы;
  • головные уборы;
  • пояса;
  • наручи;
  • рамы для икон и картин;
  • углы переплетов и обложки ценных книг.

Филигрань. Леопардовый конь династии Тан, VIII век

В ювелирном деле различают следующие основные виды филиграни:

Филигрань. Фрагмент рамы болгарской православной иконы, XVIII век

При изготовлении напайных изделий мастер аккуратно крепит с помощью пайки элементы филигранного узора к основе из листового металла. Ажурные предметы художник делает исключительно из проволоки, напрямую соединяя между собой отдельные элементы украшения. Объемную технику филиграни применяют при создании сложных пространственных художественных композиций (статуэток или скульптур).

Филигрань. Брошь с цитриновой канителью, XIX век

Основными материалами для филиграни служат разнообразные металлы и сплавы:

  • золото; ;
  • платина;
  • медь;
  • мельхиор;
  • латунь;
  • нейзильбер.

Филигрань. Дарохранительница в православном храме, XIX век

Ювелиры обычно используют в своей работе не гладкую, а специальным образом подготовленную филигранную проволоку. Ее делают путем плотного скручивания между собой двух тонких нитей с последующим их расплющиванием молотком. При изготовлении ювелирных изделий филигрань часто сочетают с зернью (мелкими металлическими шариками), а поверхности покрывают специальной эмалью.

Филигрань. Золотая табакерка, XIX век

История филиграни

История филиграни насчитывает около 5000 лет, а изобрели эту ювелирную технику в Месопотамии. Об этом свидетельствуют найденные в ходе археологических раскопок многочисленные украшения, созданные древними мастерами. Позже искусство филиграни распространилось в соседние регионы, им овладели финикийцы и египтяне, персы и индийцы.

Филигрань. Серебряная шкатулка русских мастеров филиграни, XIX век

В период с VIII до IV веков до нашей эры древняя техника была широко распространена на землях скифов. Местные мастера научились создавать в уникальном зверином стиле всевозможные украшения и предметы декора, в том числе прекрасные нагрудные пекторали. Техника филиграни также была знакома древним этрускам, грекам и римлянам, которые переняли ее у соседей финикийцев и тщательно передавали из поколения в поколение секреты этого ремесла.

Филигрань. Тарелка стерлингового серебра, XIX век

В Северной Европе значительных успехов в сфере художественной ювелирной обработки металлов добились кельты, бритты и саксы. Самые ранние образцы филигранных изделий, обнаруженные на территории современной Англии, датируются VII веком, в том числе часть артефактов из крупнейшего Стаффордширского клада.

Филигрань. Ювелирные изделия индийских мастеров филиграни, XIX век

В Средние века филигрань была широко распространена в странах Южной Европы. Крупные центры по производству ювелирных украшений существовали на территории современной Испании, Португалии и Италии. Вплоть до начала эпохи Возрождения основными заказчиками европейских мастеров филиграни была католическая церковь. До сих пор вызывают восхищение уникальные культовые предметы, созданные в те времена, — реликварии, кресты и чаши для богослужений.

Филигрань. Крышка хрустального графина, ХХ век

С XVI века техникой филиграни в совершенстве овладели мастера практически во всех странах Западной и Центральной Европы. С этого времени и до наших дней древний метод художественной обработки металла остается одним из наиболее востребованных в ювелирном деле.

Филигрань. Изделия из серебра современных турецких мастеров, XXI век

В России искусство филиграни начало бурно развиваться в начале XVIII века, после того как секреты этого ремесла привезли шведские мастера, приехавшие на постоянное поселение. В течение двух последующих столетий в разных уголках Российской империи появились уникальные центры скани, в том числе и самый известный из них, расположенный в поселке Красное-на-Волге Костромской области.

Филигрань. Ювелирное изделие современных португальских мастеров, XXI век

Филигрань и в наши дни остается востребованной ювелирной техникой. Уникальные образцы антиквариата, созданные древними мастерами, вызывают огромный интерес на арт-аукционах у самой искушенной публики.

Возникла филигрань в ювелирном искусстве. Из проволочек драгоценного металла скручивали узоры, украшая ими изделия. Со временем вышла за пределы ювелирного мастерства. Теперь в этой технике работают из самых разных материалов, главное, чтобы они были пластичными.

Виды техники

Филигрань из шпагата. Так называемая джутовая филигрань. Используют шнур, выкладывая из него узоры и склеивая.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Казаковская филигрань – кружева в металле. Названа так по месту Казаково, в котором в первой половине 20 века был основан металлический промысел. Теперь она известна во всем мире.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань из полимерной глины. Из глины скручиваются колбаски и также укладываются завитушками, как и все материалы, которые используются в технике филиграни. Также это называют имитацией сутажа.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань из бумаги. Другое название – квиллинг. Тонкие полосочки скручиваются в завитушки и различные узоры. Начинающие обычно используют схемы для квиллинга.

Вот некоторые элементы и схемы филиграни из бумаги.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

А вот какие красивые вещи получаются в этом стиле.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Для работы в этой технике чаще всего используется серебро, реже золото и другие металлы.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Теперь можно рассмотреть мастер-класс по филиграни.

Карандашница из веревочки

То есть попросту говоря карандашница в стиле джутовой филиграни. Что понадобится для работы:

  1. Лист бумаги;
  2. Клей Титан и ПВА;
  3. Пинцет;
  4. Ножницы;
  5. Файл;
  6. Кисточка для клея;
  7. Пинцет;
  8. Джутовый шнур или цветная пряжа;
  9. Линейка;
  10. Украшения;
  11. Пластиковый стаканчик.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Шпагат надо сложить улиткой.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Теперь оклеить стенки стаканчика.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Сплести косичку, как на фото.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Прикрепить косичку наверх стаканчика, замаскировав его. Проклеить заготовку клеем ПВА.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Взять лист бумаги, нарисовать на нем узор и положить в файл. Намазать его клеем и сверху шпагатом выложить нарисованный узор. Затем ножницами или канцелярским ножом аккуратно отделить украшения от файла.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Дать им просохнуть и приклеить на заготовку, предварительно украсив.

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Филигрань: схемы из бумаги, веревочки и полимерной глины с фото и видео

Оставить стаканчик просохнуть и убрать излишки клея. Вот такая полезная красота получается.

Читайте также: