Как читать текст чтобы понять его содержание

Обновлено: 05.07.2024

Для ответа на вопрос целесообразно рассмотреть два известных высказывания.

Для более полного понимания изучаемой темы, необходимо проанализировать процесс чтения через призму психологии и ее основных положений. С точки зрения психологии, чтение - это сложный процесс, затрагивающий различные функции мозга человека. Дело в том, что во время чтения мозг занимается кодированием символов. Он переводит символы в буквы, буквы в слова, слова во фразы и так далее. Параллельно с этим происходит познавательный и аналитический процессы. Участвует в процессе чтения и память человека.

Фазы, активирующиеся в процессе прочтения текста:

Фаза первая.

Восприятие текста. В данном случае человек воспринимает текст, как нечто целостное. Читая предложение за предложением, человек все больше понимает и осмысливает текст. Он начинает воспринимать общий посыл прочитанного. На первой фазе чтение текста можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Визуальное восприятие текста.
  2. Понятие смысла слов, фраз, предложений.
  3. Сопоставление всех предложений между собой.
  4. Анализ основной сюжетной линии.
  5. Воспроизведение текста.
  6. Вспоминание и пересказ текста.

Фаза вторая.

На данном этапе происходит процесс понятия текста, его общей идеи. Благодаря накопленным ранее знаниям, человек воспринимает текс, через призму собственного образования, мировоззрения и так далее. Результат второй фазы - размышление над текстом, выделение его наиболее важных моментов, формирование соответствующих выводов.

Фаза третья.

Разработка собственной смысловой нагрузки текста. Человек вкладывает свой собственный смысл в прочитанное, который не всегда коррелируется со смыслом, вложенным автором.

Исходя из всего изученного выше в настоящей работе, можно сделать обоснованный вывод о том, что понимание текста представляет собой сложный процесс перевода смысла текста в любую другую форму его усвоения. На основании данного понимания была создана и развита трехуровневая модель, в которой было выделено три наиболее важных уровней понимания текста:

  • Фактический уровень. Уровень понимания предполагает, что обучающийся может распознать утверждение, которое эксплицитно или явно выражено в тексте. Этот уровень связан с пониманием фактов того, о чем говорится.
  • Интерпретационный уровень. Его суть состоит в том, что человек понимает в полной мере контекстной информации, которую можно додумать, реконструировать из текста. Иными словами, происходит процесс понимания подтекста.
  • Уровень осознания. В данном случае речь идет о том, что читатель осознает общее настроение произведения, отношение автора к описанным событиям, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

В заключении целесообразно отметить, что именно эти три уровня понимания текста лежат в основе многих диагностических материалов для оценки уровня читательской грамотности.

Подводя итог, важно отметить основные выводы проделанной аналитической работы:

1. Чётко сформулируйте цель чтения и старайтесь подчинить ей всю работу с данным текстом.

2. Пользуйтесь толковым словарём для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

3. Выделяйте в тексте основную информацию, по ходу чтения делайте выписки, отражая в них основные идеи текста. Следите за графическими выделениями (курсив, жирный шрифт), так как именно с их помощью привлекается внимание читателя к ключевым понятиям и мыслям.

4. Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие суждения автора.

5. Ведите диалог с автором, спорьте с ним, выдвигайте свои аргументы в защиту основной мысли или, напротив, формулируйте контрдоводы.

6. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту, выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании, а затем проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста.

7. При выполнении послетекстовых заданий возвращайтесь к тексту, перечитывайте его полностью или фрагментарно.

Изобразительно-выразительные средства.

Тропы- способ показать явление с новой, неожиданной стороны.

1. Чётко сформулируйте цель чтения и старайтесь подчинить ей всю работу с данным текстом.

2. Пользуйтесь толковым словарём для уточнения лексического значения непонятных слов и выражений. Помните также и о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

3. Выделяйте в тексте основную информацию, по ходу чтения делайте выписки, отражая в них основные идеи текста. Следите за графическими выделениями (курсив, жирный шрифт), так как именно с их помощью привлекается внимание читателя к ключевым понятиям и мыслям.




4. Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они, как правило, выражают обобщающие суждения автора.

5. Ведите диалог с автором, спорьте с ним, выдвигайте свои аргументы в защиту основной мысли или, напротив, формулируйте контрдоводы.

6. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту, выдвигайте предположения о дальнейшем его содержании, а затем проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста.

7. При выполнении послетекстовых заданий возвращайтесь к тексту, перечитывайте его полностью или фрагментарно.

Соавтор(ы): Christopher Taylor, PhD. Кристофер Тейлор — преподаватель английского языка в Муниципальном колледже Остина в Техасе. Получил ученую степень PhD по английской литературе и медиевистике в Техасском университете в Остине в 2014 году.

Количество источников, использованных в этой статье: 10. Вы найдете их список внизу страницы.

Читать и почти ничего не понимать из прочитанного — то еще удовольствие. Не нужно мучиться! Улучшить навыки чтения не только достаточно просто, но и увлекательно! Измените место и способ чтения, а также начните развивать свои навыки, чтобы намного лучше понимать прочитанное. Тогда литература начнет приносить вам неподдельную радость.

Изображение с названием Improve Your Reading Comprehension Step 1

  • Выключите в комнате телевизор и музыку. Ваш смартфон лучше перевести в беззвучный режим и оставить в таком месте, где вы не сможете видеть новые уведомления на экране.
  • Переместитесь в другое место, если нет возможности избавиться от всех отвлекающих факторов! К примеру, читайте в библиотеке или вообще в ванной комнате, если там тихо и спокойно.
  • Если вы все еще отвлекаетесь, включите классическую или спокойную музыку без слов.

Изображение с названием Improve Your Reading Comprehension Step 2

  • Если вам помогает педагог, попросите его составить вопросы, которые помогут разобраться в материале. Просмотрите такие вопросы до начала чтения, а в конце попробуйте сформулировать ответы. [3] X Источник информации
  • Перескажите прочитанный текст помощнику и попросите задать вам вопросы о содержании. Так вы сможете проверить себя. Если вам не удается ответить на вопрос, то снова вернитесь к тексту.
  • При работе с трудными текстами используйте образовательные ресурсы в интернете, чтобы читать краткие пересказы и находить вопросы к тексту.

Изображение с названием Improve Your Reading Comprehension Step 3

  • Если произнесенные вслух слова помогают вам лучше понимать текст, то попробуйте слушать аудиокниги. Конечно, каждый хочет читать книги глазами, но такой способ может отлично поднять уровень понимания текста и дополнить рабочий процесс.
  • Если ребенку с трудом удается понимать прочитанное, то лучше не заставлять его читать вслух в присутствии других людей. Пусть он читает лишь для себя, чтобы избежать возможных неловких и напряженных ситуаций. [5] X Источник информации
  • Следите за словами в строках текста с помощью пальца, карандаша или линейки, когда будете читать вслух. Это поможет сосредоточиться и лучше понимать текст.

Изображение с названием Improve Your Reading Comprehension Step 4

  • Если вам не удалось разобраться с первого раза, тогда второй раз читайте немного медленнее и не переходите к следующему абзацу, пока не поймете предыдущий.
  • Если не разобраться или забыть предыдущий текст, то вам будет труднее понять последующие события или выводы в книге.

Изображение с названием Improve Your Reading Comprehension Step 5

  • Если книга вашего уровня, нет необходимости вникать в значение каждого слова и перечитывать предложения заново. Наличие таких трудностей означает, что книга превышает ваш уровень.
  • Пройдите один из тестов в интернете, чтобы определить свой читательский уровень.
  • Если в школе задали читать книгу, которая превосходит ваш уровень, то прилагайте все усилия и старайтесь все-таки прочитать ее, но при этом продолжайте читать книги своего уровня. Читайте простые книги, чтобы лучше понять более сложные тексты.

Изображение с названием Improve Your Reading Comprehension Step 6

  • Читайте со словарем и компьютером. Если встретилось незнакомое слово, узнайте его значение в словаре и запишите. Время чтения увеличится, но это нормально.
  • Читайте много книг. Иногда значение слова можно понять по контексту предложения. Чем больше вы будете читать, тем лучше начнете определять значения исходя из контекста.
  • Если вы ниже предполагаемого уровня, начните читать книги, которые вам полностью понятны, а затем переходите к более сложным текстам. Если у вас неплохой словарный запас, но вы хотите стать лучше, то читайте чуть более сложные книги, чтобы в них встречались незнакомые слова.

Изображение с названием Improve Your Reading Comprehension Step 7

Читайте книги несколько раз, чтобы приобрести беглость. Беглость — это способность читать и понимать слова автоматически с определенной скоростью. Читайте книги два или даже три раза, чтобы повторно встретить различные слова или фразы и тем самым улучшить беглость. [9] X Источник информации


Писатель ли вы, руководитель предприятия или заняты в какой-то области самосовершенствования, вы, без сомнений, завалены текстами: новостными статьями в телефоне, школьными учебниками, сотнями страниц бизнес-отчета. Вы пролистываете один отчет за другим, пока все они не сливаются в аморфную массу. Но что, если просто систематизировав процесс чтения, вы сможете легко понимать все, что читаете, с небольшими дополнительными усилиями?

Совершенствование процесса чтения — это ключевой навык, который позволяет вам критически и четко мыслить по любому предмету. А критическое мышление по любому вопросу придаст вам влияния.

С 1986 года, когда я начал преподавать в колледже композицию и английский язык, я познакомил тысячи студентов с методом критического чтения SQ3R: survey (оценить), question (задать вопросы), read (прочесть), recall (запомнить) и review (подвести итоги). Я видел, как, используя этот метод, начинающие и совершенствующиеся студенты превращаются в первоклассных ученых и мыслителей.

Сам я всегда был медленным, методичным читателем. Есть что-то правильное в том, чтобы художественные тексты читать медленно и внимательно, обращая внимание на особый язык литературы. Но вот большие теоретические тексты были моим врагом. Я мог продраться сквозь дебри повествования, но доходя до конца, я уже не помнил многого из того, что прочитал. Читая длинный учебник, я не мог понять разницу между основными моментами и второстепенными идеями. Мне нужна была какая-то стратегия, которая включала бы не просто выделение важных моментов.

Начав использовать метод SQ3R, я увидел результаты в течение нескольких недель. Этот подход помог мне систематизировать тяжелую читательскую нагрузку и улучшил понимание и отклик. Теперь я читаю быстро с твердым пониманием. У меня есть уверенность, что я могу освоить любой материал.

В начале моей педагогической карьеры я знал, что помогать студентам означает обучать их стратегии критического чтения. Но метод SQ3R можно применять и за пределами университета. Это эффективный метод для тех, кто имеет дело со сложными текстами. Используя этот подход, можно по-настоящему освоить любой материал и понять тонкости даже самых сложных текстов.

Критическое мышление ведет к новым знаниям

Мы создаем новые знания, опираясь на экспертные знания прошлого. Критическое мышление означает, что вы не просто принимаете то, что предлагает автор. Читать критически значит читать скептически, сравнивая мнение автора с собственными знаниями и мировоззрением. Иногда ваши идеи совпадают с идеями автора. Но чаще ваше мировоззрение и взгляд автора вступают в противоречие.

Чтение — это процесс открытий. Мы — не просто пустые сосуды, которые наполняются из чаши знаний. Во время чтения мы находимся в симбиотических отношениях с автором, мы создаем новый смысл и новые знания. Следуя стратегии критического чтения, вы можете определить сильные и слабые стороны аргумента или подхода и разработать новый путь. Взгляд автора плюс ваш собственный приводит к новым знаниям. Метод SQ3R помогает определить области текста, с которыми вы можете поспорить, чтобы создать новое понимание мира.

Если бы все, что нам нужно было сделать при чтении, это принять точку зрения автора, наше мировоззрение безнадежно застряло бы на уровне четвертого класса или книжной картинки: так сказал автор. Такая пассивная стратегия чтения важна для маленьких детей, которые только начинают читать, но становясь старше, нам нужно читать намного активнее, чтобы не только понимать, что говорят авторы, но и развивать собственные представления о мире. И вот тут-то на помощь приходит SQ3R. Вы уже умеете читать. SQ3R систематизирует процесс чтения, чтобы вы могли понять максимум прочитанного. Так чтение становится эффективным.

SQ3R — стратегия критического чтения

Шаг 1 — Оценить: осмотритесь, прежде чем прыгать

Первый шаг — оценить текст, в буквальном смысле посмотреть на материал. Если у вас текст на 1000 страниц, нужно сначала понять, с чем вы имеете дело. Посмотрите на книгу, не читая ее. Посмотрите на обложку. Пролистайте оглавление. Затем пролистайте ее целиком, страницу за страницей, от начала до конца.

В случае с электронной книгой, вам, возможно, потребуется внести некоторые коррективы в этот шаг. Тем не менее, вы можете просмотреть оглавление, отметить длину книги, ее структуру и (если возможно) прокрутить страницы. Я читаю и преподаю, используя бумажные книги, и эта статья основана на применении метода SQ3R именно к ним. Вам придется самим найти способ применения этих методов для электронных книг.

Не читайте пока текст. Должны проявиться закономерности. Вы увидите систематическое изложение идей в структуре книги. Вы увидите названия глав, подзаголовки и под-подзаголовки. В академических учебниках можно увидеть новые слова, выделенные жирным шрифтом или курсивом. Вы можете увидеть иллюстрации, графики или списки действий в конце глав. Вы можете увидеть иллюстрированные примеры. Пролистайте всю книгу. Изучение текста — важный шаг, основа для остальной стратегии.

Если ваш материал короче, этот процесс занимает гораздо меньше времени. Посмотрите на эссе, например. Как оно называется, кто автор? Есть ли в нем подзаголовок? Сколько там параграфов? Есть ли пустые места? Выделены ли какие-то части текста? Независимо от того, что вы читаете, обращайте внимание на структуру произведения, когда будете его оценивать.

Человеческий мозг — удивительный орган. Он находит закономерности во всем, что видит. Просматривая текст, вы настраиваете свой мозг на подсознательное понимание закономерностей, которые вы ему представляете. То есть мозг находит в них смысл. Вы создаете для мозга основу, чтобы понять материал. Этот скелет поддерживает структуру содержания книги так же, как человеческий скелет помогает вам стоять прямо. Без этой структуры содержание было бы бесполезным желе, которое трудно понять любым структурированным способом.

Шаг 2 — задать вопросы: план исследования

В это время у вас может возникнуть соблазн записать ответы на эти вопросы, особенно когда эти ответы всплывают в тексте перед вами. Но пока лучше просто записать все вопросы и подождать. Вы ответите на них во время чтения.

Примечание: запись материала улучшает память. При применении SQ3R я пишу вопросы ручкой на бумаге, хотя в других случаях в основном печатаю на компьютере. Вы можете выбрать способ записи сами — написать или напечатать. Эти записанные вопросы вы будете использовать во время чтения.

Шаг 3 — прочитать: отключите все, что может вас отвлечь, и читайте

Третий шаг — чтение. Чтение текста представляет собой двухэтапный процесс. Первый раз читайте без карандаша. Просто быстро прочитайте, чтобы уяснить основные идеи и структуру текста. Во второй раз читайте внимательно и делайте заметки.

Если прочитать нужно много, сначала просмотрите текст и, возможно, разбейте его на несколько сеансов.

Чтение — это деятельность мышечной памяти. На то, чтобы погрузиться в чтение, уходит 5–10 минут. Затем мы можем читать комфортно и с максимальной производительностью около 40–60 минут. После этого разум начинает блуждать, и нам нужен перерыв. Отдохните 5–10 минут, расслабьтесь. Разомнитесь и устройте передышку для мозга. А затем продолжайте читать или дождитесь следующего сеанса.

Вторая часть чтения: сделать заметки. Комментарии помогут вам понять закономерности текста. Цель прочтения — найти основные пункты текста. Как выделить самое важное в море текста? Профессиональный текст тщательно отредактирован и оформлен.

Даже сами предложения хорошо структурированы. В центре предложений — детали и вспомогательные материалы.

Понимая, где найти наиболее важную информацию, вы сможете выделить существенные моменты.

Ищите ответы на вопросы, которые вы записали во втором шаге. Увидев ответ, запишите его. Если ответ не представлен напрямую, он может подразумеваться. Запишите любой ответ, который вы можете найти в тексте.

Делая заметки, вы читаете активно. Пишите по всему тексту. Если вы работаете с бумагой, можете разработать собственную систему символов, как сделал я. (С электронными книгами нужно посмотреть, что можно сделать, учитывая используемый вами ридер. Из-за этих ограничений может быть более целесообразно работать с печатной книгой, особенно с важными текстами.)


Здесь, например, я сделал много незначительных комментариев, пытаясь следовать нити аргумента. У Де Бовуар обширный словарный запас, поэтому, если быть точным, я проверяю любое слово, которое может иметь какие-то нюансы смысла. Я проверяю слова, которые, как мне кажется, я хорошо знаю, и оказывается, что у меня не совсем точное рабочее значение слова. Важно быть честным с собой и проверять слова, которые вы не знаете или которые могут означать не совсем то, что вы думаете.

Разработайте собственную систему ведения заметок. Что бы вы ни делали, пишите в тексте. Если вы не хотите писать в книге, сделайте копию для чтения и делайте заметки в ней. Запись комментариев — важный шаг в понимании материала.

Что касается выделения: я видел, как многие начинающие студенты выделяют целые страницы текста. Когда выделено все, не выделено ничего. Используйте выделение экономно. Я стараюсь выделять только основные моменты каждой главы, если вообще выделяю.

Шаг 4 — запомнить: озвучивайте свои идеи

Четвертый шаг — рассказать основные пункты текста другу или себе. Когда мы озвучиваем любой материал, мы формируем воспоминания об этом в мозге. Рассказав другу о прочитанном, вы сможете это запомнить. Также это поможет вам уточнить любые разногласия, которые могут возникнуть у вас с текстом. Почему вы не согласны с автором и какова ваша собственная позиция? Недостаточно просто не согласиться с точкой зрения автора. Также нужно постараться сформулировать причину своего несогласия, что поможет вам сформулировать собственный взгляд по предмету. Этот шаг в критическом мышлении важен для создания новых знаний.

Шаг 5 — подвести итоги: усилить весь процесс, чтобы действительно усвоить текст

Пятый и последний шаг — подвести итоги. Это уже шестой раз, когда вы будете смотреть на изучаемый материал. Вы не просто разобрались с точкой зрения автора, вы активно прочитали текст.

После того, как вы шесть раз критически просмотрели текст, я гарантирую, что, если вы верны методу SQ3R, то с большей частью материала вы справились. Ваша задача — не запомнить текст, хотя некоторые его части и отложатся в памяти дословно. Ваша задача скорее состоит в том, чтобы понять основные моменты и структуру текста, знать его сильные и слабые стороны, а также свою реакцию и отношение к этому материалу. Вы теперь стали экспертом по этому материалу и создали новые знания.

Теперь вы готовы сделать что-то с этим новым знанием — представить информацию совету директоров, сдать экзамен или написать статью, в которой позиция другого автора учитывается наряду с вашими аргументами.

Использование стратегии SQ3R для критического чтения может потребовать больше времени на чтение, особенно когда вы пишете сфокусированные вопросы и разрабатываете работоспособную схему заметок. Но если вы будете использовать эту стратегию последовательно, то станете заметно лучше понимать прочитанное.

Чтение — это зачастую первый шаг не только в изучении новых знаний, но и в их создании. Стратегия критического чтения SQ3R поможет вам понять любой текст, от самого сложного до самого тривиального. Она повысит вашу заинтересованность в чтении, поможет критически осмысливать прочитанное и позволит создавать новые знания для мира.

Мы не просто открываем мир через чтение. Мы создаем мир, в котором живем. Теперь ваша очередь создать прекрасный мир, в котором вы хотите жить.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.


26 марта 2020 Medium

Как научиться лучше усваивать прочитанное

Понимание прочитанного (Reading comprehension) — это термин из педагогики, означающий способность читать текст, обрабатывать и понимать его содержание. Способность человека понимать текст зависит в основном от черт его характера и навыков, одним из которых является умение делать выводы. Если распознавание текста затруднено, читающий книги человек использует слишком много своих ментальных сил для обработки отдельных слов, что мешает осознавать смысл.

Исследование Мадхумати Пасупати и Ариджит Гоша показало, что люди, которые добиваются больших академических успехов и лучше усваивают информацию, применяют специальные стратегии для чтения.

Стратегии для чтения

Общие стратегии для понимания текста

Их может использовать каждый человек, который хочет подтянуть этот навык:

Чтобы еще сильнее углубиться в навык усваивания прочитанного, давайте рассмотрим некоторые стратегии более детально.

Остановитесь и перефокусируйтесь

Остановитесь во время чтения и проанализируйте, как вы получаете и осмысливаете информацию. Вот три способа понять, действительно ли то, как вы читаете, помогает воспринимать текст критически:

  • Сколько информации вы потребляете? Пытаетесь читать избирательно или готовы поглощать любую статью и книгу? Возможно, вы читаете все, чтобы ничего не пропустить и оставаться в курсе событий. Отпустите эту потребность и подумайте о том, чтобы отказаться от некоторых пабликов, сайтов или книг. Меньше в данном случае — лучше.
  • Кого вы читаете? Когда вы в последний раз читали статью, которая не нравилась, но при этом заставила задуматься о своей жизни? Выясните, какие авторы дают новый глоток свежей и полезной информации.
  • Является ли чтение лучшим способом учиться? Вы тратите время на то, чтобы поглощать информацию и оставаться в курсе событий или действительно хотите приобрести какой-либо навык?

Речь идет о том, чтобы стать избирательным в том, что читаете, а также разбавлять этот процесс, к примеру, МООК-курсами.

Читайте осознанно и выделяйте время на впитывание информации

Как только вы уменьшили количество информации, которую поглощаете, и начали задумываться о том, что действительно важно, пришло время выяснить, что будет наиболее полезным.

Нужно превратить чтение в активный процесс, которым вы занимаетесь, избавившись от пассивного потребления. Создайте список тем, что интересуют больше всего. Этот совет может показаться странным, но именно при его помощи можно вывести себя из режима автопилота.

После этого определите оптимальную форму чтения: блоги, сайты, книги или журналы. Если решите уделять внимание электронным средствам, воспользуйтесь программами вроде Pocket, чтобы хранить нужную информацию под рукой и не нагромождать браузер лишними вкладками.

Главный вывод: если будете читать осознанно, вы начнете ценить ту информацию, которую потребляете.

Создайте поток для вдумчивого чтения

Изменить свое отношение к тексту очень непросто и это требует большой практики. Вам не понадобится делать что-то невозможное, нужны лишь обычное терпение и бдительность. В конце концов, многие из нас читают с детства и приобрели вместе с этим некоторые негативные привычки, которые влияют на усвоение информации. А к ним вернуться очень легко.

Прежде чем добавлять новый сайт в свой список, убедитесь, что делаете это, чтобы действительно его читать. Если же возникает небольшое сомнение, лучше не делать этого, потому что в итоге вы будете перегружены информацией и станет только хуже.

Чтобы создать поток для вдумчивого чтения, для начала определите, каким количеством времени располагаете. Затем выберите несколько статей на те темы, которые вас интересуют. Расположите их в правильном порядке: вероятно какие-то из них должны быть прочитаны позже или раньше.

Не упускайте из виду свою цель: держать мысли свежими, оставаться восприимчивым, чтобы постигать и анализировать текст. Помните, что чтение должно обогащать жизнь, а не быть в тягость. Если скучно, нужно либо сменить свое отношение и восприятие, либо поменять тему или статью (книгу).

Как научиться лучше усваивать прочитанное

Пополняйте словарный запас

Чтобы научиться лучше усваивать информацию, нужно формировать свой словарный запас. Ведь если половина слов непонятна, тогда никакого смысла в ваших умственных трудах не будет.

Чем больше слов вы знаете, тем лучше понимаете текст, а также контекст, который в них заложен.

Кстати, о контексте. Изучая новые слова, старайтесь не механически их зубрить, а понимать, зачем они используются в тексте. Найдите несколько предложений с ними и перепишите в блокнот вместе с новым словом.

Чтобы улучшить словарный запас, требуется время — от этого никуда не деться. При чтении делайте заметки на полях для тех слов, которые появляются чаще всего. Изучайте контекст. Что они значат? Где и когда вы сможете использовать их?

Вот несколько простых стратегий для пополнения своего словарного запаса:

Относитесь к тексту критически

То, что мы говорим или делаем, отличает нас от остальных людей и определяет личность. Способность читать, анализировать и критиковать — это интеллектуальная деятельность, которую нужно освоить каждому.

Все мы в той или иной степени восхищаемся писателями, философами и бизнесменами, которые впечатляют своими мыслями. Они стали теми, кем являются, благодаря тому, что создали базу знаний, из которой затем выстроили свое уникальное мнение.

Люди пристрастны, когда пишут текст, поэтому не все написанное будет полезным именно для вас. Анализировать информацию нужно, чтобы научиться разделять манипуляции и личное мнение автора. Всегда есть несколько способов читать один и тот же текст.

Понимание текста увеличивается за счет улучшения вашего внимания и большей сосредоточенности на чтении:

  • Найдите тихое место, где сможете читать без отвлечений.
  • Выключите все гаджеты, которые могут помешать вдумчиво читать текст. Или наоборот, включите музыку без слов и используйте наушники.
  • Всегда помните, что понимание текста усиливается за счет словарного запаса (об этом мы говорили выше).
  • Быстро пробегитесь по основным разделам книги или статьи.
  • Выясните, на какие вопросы отвечает книга.
  • Выделите, а лучше запишите основные тезисы, которые прочли.
  • После прочтения книги или статьи запишите все свои мысли на бумагу. Сделайте это, особенно, если читаете несколько книг по одной и той же теме, чтобы сравнить представленные концепции и таким образом улучшить критическое суждение.

Позвольте информации направлять вас

Если вы читаете учебник или книгу, используйте несколько стратегий, чтобы информация направляла вас:

  • Перечитайте краткое резюме, введение и выводы.
  • Зайдите в Википедию или другую энциклопедию, чтобы закрыть все белые пятна, оставшиеся после прочтения книги.
  • Выясните, какие еще книги и статьи вам нужно прочесть, чтобы полностью понять тему. Если вы мало чего поняли из прочитанного, это не повод отчаиваться и сворачивать с дистанции.

Часто бывает, что мы читаем книгу на конкретную тему, после чего прекращаем ей интересоваться, хотя она и была полезной. Ройте дальше, углубитесь в предмет, не отпускайте его до самого конца.

Читайте, получая удовольствие

Совет может показаться слишком очевидным, но все ли ему следуют? Как часто вы наслаждаетесь тем, что читаете?

Многие люди обязаны читать по работе. Это приводит к тому, что они попросту не хотят брать хорошую книгу в руки в свободное время.

Начните читать книги, которые немного ниже вашего уровня интеллекта. Это не пораженческое настроение, а грамотная стратегия. Вам будет полезно усваивать легкий и понятный текст, особенно если тема сложная или не совсем приятная. Вы отвлечетесь от давления, расслабитесь и начнете наслаждаться полезной информацией.

Например, если хотите углубиться в науку, то начинайте с легких работ, которых сейчас очень много. Можно смотреть видеоролики, где все подробно объясняется. Нет смысла сразу брать академические труды — начните с чего-то попроще.

Развивайте беглость чтения

Вы замечали, что останавливаетесь всякий раз, когда видите запятую? А теперь представьте себе, что будете читать эту статью или книгу, делая паузу после каждого слова. Вероятно, вам будет сложно понять содержимое текста, не правда ли?

Трудно понимать текст, если вы читаете по словам, а не целыми предложениями. Вот для чего нужно развивать беглость чтения.

Беглость чтения — это то, насколько оно идет гладко. Слова должны течь естественным образом, как, например, во время разговора.

Один из лучших способов развить беглость чтения — приобрести навык скорочтения.

Желаем вам удачи!

Читайте также: