Исследовательская деятельность и экспериментирование в доу в младшей

Обновлено: 08.07.2024

- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, рода-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории благодаря Федеральному Государственному Образовательному стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Деятельность реализуется в разных формах:

самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,

непосредственная образовательная деятельность - организованная воспитателем;

совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

Но проблема заключается в том, что очень часто в детских садах на занятиях преподносят готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, экспериментировать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден получать от педагогов готовые сведения о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать пассивным, у него нет шансов развить у детей высокую познавательную активность. Это может привести к тому, что детям сложно будет самостоятельно добывать знания, учиться.

Федеральные государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

В начале проекта запланировано первичное диагностическое исследование с целью выявления формирования элементарных математических представлений у детей данной группы.

Цель проекта :

Развивать интерес детей к исследовательской – экспериментальной деятельности через опыты и эксперименты.

Задачи проекта :

1. Расширять представление детей о значении окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов: бумага, вода, снег, песок, растения и т. д.

3. Формировать выполнение правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Активизировать речь и пополнять словарь детей, развивать наблюдательность, умение делать простейшие выводы.

6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта :

Исследовательские: изучение и анализ методической литературы, беседа, анкетирование, диагностирование, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное);

Наглядные методы: рассматривание иллюстраций.

Словесные методы: беседы, рассказ, чтение художественной литературы;

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)

Практические методы: обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, моделирование.

Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

Формы организации по реализации проекта :

игровая деятельность: дидактические настольные, словесные; с/р и др. игры;

детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);

художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование);

образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.

Ожидаемые результаты проекта :

-у ребенка развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.

- Ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.

-ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

Тип проекта :

По тематике–познавательно - исследовательский

По срокам реализации – среднесрочный

Сроки реализации: ноябрь – март

По составу участников – групповой

Участники: Дети младшей группы, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта

I. Предварительный этап

*анализ основной образовательной программы воспитания и обучения в детском саду,

* изучение требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде,

* изучение практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности,

* определение содержание экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей программы данной возрастной группы

* составление плана реализации проекта с постепенным усложнением познавательных задач,

* подготовка картотеки опытов,

* подбор игр по экспериментированию,

* проведение анкетирования родителей

* создание предметно - развивающей среды в группе

II. Основной этап.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.

1. Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.

2. Совместная деятельность педагога и детей.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Интерактивной работы с родителями.

Дать представления о том, что вода не имеет цвета и запаха (сравнить с молоком, соком)

.Игра– экспериментирование

Формировать представления о свойстве воды растворять некоторые вещества.

--продолжать знакомить с водой и ее свойствами; обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь.

--формировать элементарные представления об основных свойствах воды; развивать умение выделять отдельные признаки воды и интерес к экспериментированию; закрепить знания о названиях предметов, домашних и морских животных.

--стимулировать развитие интереса к совместным играм; формировать умение общаться, соблюдать отдельные элементарные моральные нормы и правила поведения.

Цель: обогащение непосредственного чувственного опыта детей.

1. Учить детей узнавать о свойствах предметов, используя все анализаторы чувств.

2. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

3. Расширять и обогащать активный словарь детей.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться успеху других.

Цель: расширить знания детей о том, что вода человеку необходима, чтобы пить, готовить обед, стирать, поливать (на нашей планете много воды, но ее надо беречь, раньше в реках и озерах вода была чистая, ее можно было пить, сейчас — грязная и употребляется только после очистки).

Исследовательская деятельность ТАЯНИЕ СНЕГА.

Цель: Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательные задачи: Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает). Формировать умение наблюдать и делать выводы

Развивающие: Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; развивать мелкую моторику рук; Закрепить навыки рисования, используя нетрадиционную технику изо. деятельности.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к книге.

.Игра– экспериментирование

Дать представления о тканях, о назначении и свойствах (в сравнении с бумагой)

Игры с бумажными куклами, игрушками из бумаги.

Чтение и рассматривание книг.

Цель: Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.

- Познакомить детей со свойствами сухого и сырого песка;

- Подготовить детей к игре с песком в песочном дворике;

Цель: Развивать познавательно-исследовательские способности детей.

-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

-развивать представления о свойствах песка;

Рисование на сухом песке.

Цель: знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем); развивать умение решать проблемные задачи; воспитывать интерес к экспериментированию; знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

Цель: научить детей обнаруживать воздух, который они выдыхают из себя.

Цель: научить детей пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Игры с султанчиками, вертушками и веерами.

Цель: Показать детям, что предметы бываю легкие и тяжелые.

1. Показать, как можно определить вес предметов, взвешивая на руках.

2. Научить группировать предметы по весу (легкие - тяжелые).

3. Вызвать интерес к предметам разной весовой категории.

- познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности и т. д. ;

- учить детей выявлять и называть свойства и особенности камней (крепкий, : твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий и др.)

- закрепить представления детей о том, что камни – это компонент неживой природы.

1. Развивать собственный познавательный опыт через эксперементально-практическую деятельность.

2. Расширять представление о взаимосвязи в неживой природе.

Формировать знания детей о свойствах некоторых предметов.

Игра- экспериментирование «Сказка о камешке (Тонет, не тонет)

Продолжать знакомить детей со свойствами предметов.

Дать представления о прорастании семян.

Формировать представления о необходимости воды для растений.

Пасадка семян томата, огурцов.

Продолжать формировать представления о растениях (растения имеют корни, листья).

Цель: создание условий для формирования представлений о выращивании лука.

формировать представления о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения.

Наблюдение за веточками деревьев

- Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек березы, вербы и абрикоса. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).

- Развивать эстетическое чувство, чувство радости от красоты природы.


Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.

Игры с магнитной доской и магнитными играми

Игры с магнитом в уголке экспериментирования

Взаимодействие с родителями воспитанников

Подготовка индивидуальных консультаций для родителей.

Проведение повторной диагностики для выявления знаний у детей.

проведение анкетирования родителей с целью: выяснения отношение родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни.





Фототчёт. Детское экспериментирование

Фототчёт. Детское экспериментирование Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №14 “Дельфинята” с/п “Непоседы”

Проект по исследовательно – экспериментальной деятельности

детей второй младшей группы

hello_html_45e185b0.jpg

1 квадификационной категории Эвоян Людмила Юрьевна

Г.О. Коломна, 2018

Паспорт проекта

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта : исследовательский.

Срок реализации: октябрь 2017 г. – май 2018 г. (долгосрочный)

Участники проекта: педагог, дети 2-х младших групп, родители.

Актуальность проекта:

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

- Расширять представления детей об окружающем мире.

- Развивать понимание взаимосвязей в природе.

- Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности.

- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;

- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный

- подбор материала для экспериментирования;

- подбор дидактических игр по экологии;

- Разработка комплексно - тематического плана работы

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных занятий.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Формы работы:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Практическая деятельность

3. Опытно-исследовательская работа

6. Взаимодействие с родителями

Основные методы работы:

- Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.

- Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.

- Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.

Методические условия:

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.

М атериалы и оборудование:

1. Лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, лоскутки ткани, соль, сахар, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые: (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание условий для формирования основ целостного мировидения, через игру средствами экспериментальной деятельности .

1. Создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования.

2. Расширять представления детей об окружающем мире.

3. Формировать навыки постановки элементарных опытов с бумагой, песком, водой, воздухом (совместно с воспитателем)

4. Развивать мышление, речь в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Вид проекта: познавательно – игровой .

Срок реализации: долгосрочный 02.09.19г. – 31.05.20г.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Составление паспорта проекта, подготовка материала для экспериментальной деятельности, подбор игр, загадок, стихов.

Планирование образовательной деятельности, работа с родителями.

Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.

Воспитанники первой младшей группы проявляют неподдельный интерес к исследовательской деятельности

Период 1,5–3 лет — время активного развития в физической и мыслительной областях. Ребёнок меняется, лучше ориентируется в пространстве и исследует окружающую среду. В его действиях появляется познавательный интерес, который он переносит и в игровую деятельность. Взрослому необходимо использовать эти моменты спонтанной заинтересованности для формирования элементарных исследовательских навыков, показать малышам, что от опытных занятий с простыми предметами можно получить положительные эмоции.

Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий

Первая младшая группа детского сада — одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. К новому место, взаимодействию с воспитателем и одногруппниками нужно привыкнуть, и помогают легче адаптироваться в детском саду увлекательные занятия. Организуя опытно-экспериментальную деятельность младших дошкольников, педагог учитывает возрастные особенности детей:

Развитие психики и мышления в раннем дошкольном возрасте происходит стремительно. Стихийная заинтересованность и спонтанное желание исследовать что-либо должно поощряться воспитателем. Интеллектуальный способности детей в будущем зависят от того, насколько эффективной была организация предметно-пространственной среды, в которой развивались исследовательские навыки, по какой методике строилось экспериментирование в младшей группе.

Сенсорный центр

Экспериментирование с водой и песком развивает исследовательские навыки и служит профилактикой переутомляемости

Целью экспериментирования с детьми полутора-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неживой природы. Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной независимости ребёнка, раскрытии и проявлении его качеств и способностей. Воспитатель не вкладывает, не передаёт детям знания в готовом виде, он указывает на возможность их получения. Дошкольники 21 века ощущают себя первооткрывателями и испытывают радость от обретения информации, они учатся действовать методом проб и ошибок. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их.

Наблюдение является одним из способов познания мира ребёнком

Задачи экспериментирования в первой младшей группе

  • формирование первоначальных представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучение умению использовать приборы в исследованиях (увеличительное стекло, лампа, весы).
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие речевых способностей.
  • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
  • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
  • развитие умения выслушивать и выполнять задания взрослого.

В ходе эксперимента дети сравнивают свойства и качества объектов (например, цвет воды в колбочках)

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Опыты с камнями и песком

Совершение элементарных действий над объектами и наблюдение за их свойствами являются одним из видов опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Воспитатель учить детей пробовать объект на вкус только в том случае, если это является частью эксперимента

Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает решение какой-либо проблемной ситуации. С детьми младшего дошкольного возраста исследования проводятся в совместной с педагогом деятельности. Проблемная ситуация строится чаще всего в игровой форме, воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Этап выдвижения гипотез в первой и второй младшей группах пропускается, исследование строится по плану: проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов.

Совместная исследовательская деятельность развивает наблюдательность и познавательные способности детей младшего дошкольного возраста

Виды занятий по опытно-экспериментальной деятельности

Проведение практических исследований с воспитанниками первой младшей группе осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках, на занятиях в кружке дополнительного образования во второй половине дня под постоянным контролем педагога. Элементы опытно-экспериментальной деятельности включаются в структуру занятий по музыке, развитию речи, физкультуре, художественной деятельности.

Экспериментирование с колокольчиками

Элементы экспериментирования могут присутствовать в различных формах образовательной деятельности

Занятия по опытно-экспериментальной деятельности бывают двух видов — игровые и собственно опыты и эксперименты.

Эксперимент с рисовой крупой проводится на занятии игровой формы

Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности) могут содержать игры с природными материалами, простыми веществами, тканью. Для детей младшего дошкольного возраста актуальны игры на сенсорное восприятие объектов: малыши изучают свойства предметов во время контакта с ними (мнут ткань, лепят куличи из обычного или кинетического песка). Упражнения и экспериментирование с мелкими предметами (пуговицами, бусинами, орешками и др.) полезны для развития мелкой моторики рук малышей, воспитатель проводит их в индивидуальной форме, чтобы обеспечить безопасность контакта ребёнка с подобным материалом.

Игры с тканью

Игры с объектами исследования направлены на расширение представлений об их свойствах

Дидактическая игра для первой младшей группы

Дидактические игры способствуют сенсорному развитию и совершенствуют мелкую моторику рук детей

Собственно опыты и эксперименты с детьми полутора-трёх лет должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. Воспитатель читает на досуге сказки и стихотворения, проводит подвижные игры, даёт задания для рисования или лепки таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Например, перед проведением опытов со снегом воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что снег бывает разным (мокрым, крупинчатым), на досуге читает стихотворения про зиму, проводит занятия по лепке снеговиков из пластилина и рисованию снежинок в нестандартной технике с восковыми карандашами и акварелью.

Интереснее изучать опытным путём объекты, с которыми ты уже в некоторой степени знаком

Дифференциация заданий происходит по уровню самостоятельности в выполнении действий воспитанниками. Одним ребятам достаточно предварительно показать план действий, с другими воспитанниками в младшей группе осуществляется совместная деятельность: воспитатель направляет движения ребёнка (ребёнок держит ложку, воспитатель его рукой совершает круговые движения, размешивают воду).

Опыт с пластичной массой

Показ действий часто проводится во время экспериментирования с младшими дошкольниками

Мотивирующее начало занятия

Чтобы экспериментальная деятельность оказалась эффективной в формировании и развитии исследовательских навыков, дети должны быть заинтересованы в изучении предлагаемого объекта. Рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к наблюдению за явлением или предметом, решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся беседы, в которых дети находят ответы и примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Рассматривание сюжетных иллюстраций

Темы и варианты мотивирующего начала — таблица

Персонаж Капелька помогает детям узнать новое о воде и её свойствах

Примеры организации опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами опытно-экспериментальной деятельности дошкольников на занятиях с детьми полутора-трёх лет.

Читайте также: