Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе гроза кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дисциплина: Русская литература

Преподаватель: Омарбекова А.Ж.

1. Краткое содержание материала.

Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник. Считали, что драматург воспользовался материалами дела Клыковых (самоубийство снохи в г. Кострома).

НО: дело Клыковых – ноябрь 1859 г. А пьеса Островского уже репетировалась в театре в октябре 1859 г.

Значит, сам факт совпадения говорит о прозорливости драматурга, уловившего в купеческой жизни конфликт между старым и новым.

3. Тематика и проблематика пьесы

4. Основные проблемы пьесы:

Купеческий быт: тирания в семье, авторитеты, изжившие себя, самодурство.

Положение женщины в семье и в обществе.

Основная сюжетная линия – конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни.

Конфликт, составляющий основу сюжета драмы , - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.

Основной конфликт – конфликт Катерины и Бориса с окружающей их средой - объединяет все остальные.

Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

5. Жанр и композиция пьесы.

Экспозиция - картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. 1, явл. 1-4).

Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза:

- Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса - и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома (д. I , явл. 9);

- грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств (конец д. IV ).

Но гроза так и не обрушилась на город, усилилось только предгрозовое напряжение.

6. Беседа. Образы-персонажи пьесы

Назовите основных героев пьесы, их общественное положение.

Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), Тихон, Катерина, Кулигин и другие.

Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?

Где и когда разворачиваются события?

С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Первое действие происходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта.

7. Работа с текстом

Что мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?_________________________

Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? ___________________________

В чем разница их жизненных позиций?__________________________________________

На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?_________________________

Какова же жизненная позиция Кулигина?________________________________________

Где происходит действие II (явл. 1.)? ___________________________________________

Кто действующие лица, какова их роль?__________________________________________


1.Как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?
2.Попробуйте дать определение именам и фамилиям действующих лиц
3.Где и когда разворачиваются события в пьесе.

Девочка, уж на такие вопросы не ответить, особенно на последний, прочитай пьесу, она коротенькая

3. Калиновка. 2. Кабаниха и Дикой - ясное дело, люди грубые и недалекого ума, и с остальными - аналогично. 1. Свое отношение показывает не только к тому, что в пьесе, но и к ситуации в жизни. Он говорит, что нельзя жить старыми порядками, они губительны для народа.

В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант – авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.

Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в “Грозе”, – это

Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину.

Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.

Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным – механиком-самоучкой. С другой – “кулига” – это болото.

Существует поговорка: “Всяк кулик свое болото хвалит”. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кули-гиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова,

Важны женские греческие имена. Катерина обозначает “чистая”, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара – “варварка” – она не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью.

Она верит, что каждый грех можно искупить.

Именно по этому принципу разделяются все персонажи “Грозы”. Те, кто верит в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и дары “откупиться” от него. Это Дикой, Варвара, Тихон.

Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир – они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.

На другой стороне – закоснелая блюстительница выродившихся законов “Домостроя” Кабаниха. Кулигин, Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Душа ее очень верующая, но как-то не похристиански – она не верит в прощение.

Она живет по “Домострою” и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с ее душой.

Это является одним из основных конфликтов пьесы – духовным, по мнению Ю. М. Лотмана.

Вторым конфликтом является социальный конфликт – взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье.

Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл – это народная трагедия.

Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название – “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед.

Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, – говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу.

И этот конец выражает надежду.

Мотив подъема проходит через всю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж. Автору удалось передать пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы Заволжья, открывающийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов – не единственное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз и страшных огненных геенн, это город-возмездие.

Стоит покинуть город, и ты оказываешься в новом, едином с Богом и природой мире – на Волге, величайшей реке России. Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужих грехов, ни глубины падения, из которой невозможно подняться. Другой путь к свободе – через обрыв, через смерть.

Островский сознает, что болото, “кулига” – город Калинов – затягивает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы, Борис назван единственным человеком в европейском костюме. И имя у него – Борис – “борец”. Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким.

Если вначале он говорил, что живет в Калино-ве лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь, когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь. Его поглотила эта среда.

Мир Калинова, по мнению Кабанихи, – это последний оплот истинной веры, а она – последний ее носитель. Она искренне верит в рассказы странницы Феклуши, что Москва погрязла в грехах, дьявол разгуливает по улицам, а горожане запрягли огненного змея. Даже в то, что время там идет быстрее.

Это. вполне закономерно – перед концом света время изменяется. Но изменяется оно и в Калинове. Кули-гин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть время по ним.

Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по “Домострою”, а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и развлекаться, а старшие закрывают на это глаза.

Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.

Авторская позиция выражена в композиции. Композиция “Грозы” вполне стандартна. Основное действие предваряет краткая предыстория, и единственным отступлением от развития сюжета являются мечты Катерины о полете и рассказ ее о детстве.

Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской староустройной семьи, но в нем уже намечаются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие с канонами приведет к духовному и социальному конфликту. Всю жизнь Катерина мечтала летать, как ангел.

Это греховное желание, конечно, привлекает своей художественностью и дает нам понятие о глубокой, мечтательной душе Катерины, но уподобиться Богу и даже ангелам на земле нельзя. Именно желание полета столкнет Катерину в пропасть.

Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация происходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце.

Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант – духовный, духовная борьба Катерины связывается кульминацией во время ее покаяния и развязкой – гибелью.

В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией историю простой купчихи было бы немыслимо. По определению, трагедия – это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму варианту композиции.

Если социальный конфликт, то это драма.

Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разражается на двух уровнях – внешнем и внутреннем.

Все действие происходит под звуки раскатов грома, и каждый из героев характеризуется через отношение к грозе.

Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Катерины.

В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очищение, гроза в Катерине вводит ее в страшный грех – самоубийство. Именно раскаты грома убивают Катерину, очищая застывший мир от начинающего отделяться элемента.

Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.

Авторская позиция в пьесе “Гроза” выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Но у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.

Гроза является самым известным произведением автора Александра Островского. В нём автор старается, как можно более точно, рассказать, какие происходили изменения в конце XIX века. Он очень подробно рассказывает о купцах и обычных крестьянах. На самом деле, все люди которые были свидетелями, того столетия, не смогли бы оставаться в стороне и никак как не прокомментировать, изменения в обществе. Сам автор, прямолинейно, пытается показать своим читателям, свое отношение к этому времени. Для этого он даёт живые имена своим персонажам, услышав которые, можно хоть немного понять, кем эти люди являются на самом деле.

Например, главная героиня с прозвищем Кабаниха, предстаёт перед нами властной женщиной, у которой вся семья находится в её руках. У неё есть двое детей, сын Тихон и дочь Варвара. Сама Кабаниха является старовером и не верит, ни во что новое. У ее сына, есть жена имени Катерина. Она является скромной, тихой и доброй, однако отсутствие ласки и любви, заставляет её изменить мужу. Дочка же Варвара, с самого раннего детства, научилась лгать и изворачиваться. Кабаниха, очень жёсткая женщина слово которой всегда, является главным. Также в городе проживает купец Дикой, это человек который всё время проводит за гуляньями. Он без стеснения, рассказывает посторонним людям, что он может легко обмануть человека, который ему доверился и дал деньги.

У главной героини, по имени Катерина, детство прошло в совершенно другой обстановке, она всегда находилась под крылом своей матери и никогда не нуждалась в ласке. В их доме был большой сад, в котором она всегда чувствовала себя вольной птицей. Но когда она в раннем возрасте вынуждена была выйти замуж, её жизнь совершенно изменилась. Отныне, её свекровь постоянно её попрекала и не давала ей спокойно жить.

Другие сочинения: ← Конфликт в пьесе Гроза↑ ОстровскийМолодое поколение в пьесе Гроза →

Несколько интересных сочинений

Островский А. Н. Гроза, Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского

Островский А. Н.

Сочинение по произведению на тему: Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе А. Н. Островского

В пьесе Островского поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д. Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в , — это отголосок классицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIX века. Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище дополняет эту неприятную картину. Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека. Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным — механиком-самоучкой. С другой — — это болото. Существует поговорка: . Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города, город его породил. Важны женские греческие имена. Катерина обозначает , и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара — — она не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Она верит, что каждый грех можно искупить. Именно по этому принципу разделяются все персонажи . Те, кто верит в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и (или) дары от него. Это Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается). Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир — они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу. На другой стороне — закоснелая блюстительница выродившихся законов Кабаниха. Кулигин, Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Душа ее очень верующая, но как-то не по-христиански — она не верит в прощение. Она живет по и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с ее душой. Это является одним из основных конфликтов пьесы — духовным, по мнению Ю. М. Лотмана. Вторым конфликтом является социальный конфликт — взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье. Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл — это народная трагедия. Добролюбов назвал Катерину , но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название — . Действительно, это конфликт с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед. Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. , — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. И этот конец выражает надежду. Мотив подъема проходит через всю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж. Автору удалось передать пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы Заволжья, открывающийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов — не единственное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз и страшных огненных геенн, это город-возмездие. Стоит покинуть город, и ты оказываешься в новом, едином с Богом и природой мире — на Волге, величайшей реке России. Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужих грехов, ни глубины падения, из которой невозможно подняться. Другой путь к свободе — через обрыв, через смерть. Островский сознает, что болото, — город Калинов — затягивает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы, Борис назван единственным человеком в европейском костюме. И имя у него — Борис — . Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким. Если вначале он гово

В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.

Очень символичны в пьесе имена.

Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину.

Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.

Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулиби-ным — механиком-самоучкой, с другой стороны, “кулига” — это болото. Существует поговорка: “Всяк кулик свое болото хвалит”. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя “относит” его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города, город его породил.

Важны женские греческие имена. Катерина обозначает “чистая”, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара — “варварка” — не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью.

Именно по этому принципу разделяются все персонажи “Грозы”. С одной стороны, это те, кто верит в христианское искупление грехов, возможность после совершения греха через страдания и (или) дары “откупиться” от него. Среди них Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается). Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир — они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе “свободу”.

На другой стороне — закоснелая блюстительница законов Домостроя Кабаниха. Кулигин и Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Катерина живет по Домострою и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с душой. Это является одним из основных конфликтов пьесы.

Второй конфликт — социальный: взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье.

Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет, сам Островский дал таким людям название — “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза, как физическое явление, пытается растопить этот лед.

Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу.

Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.

Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской староустойной семьи, но в нем уже намечаются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие канонам приведет к духовному и социальному конфликту.

Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация наступает, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант — духовный. Духовная борьба Катерины разрешается кульминацией во время ее покаяния и развязкой — гибелью.

В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией историю простой купчихи было бы немыслимо. По определению, трагедия — это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму варианту композиции. Если здесь отражен только социальный конфликт, то это драма.

Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разражается на двух уровнях— внешнем и внутреннем.

Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Катерины.

В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очищение, гроза внутри Катерины вводит ее в страшный грех — самоубийство.

Авторская позиция в пьесе “Гроза” выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Однако у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.

Читайте также: