Расширенный ответ на вопрос является ли школа территорией безопасности

Обновлено: 07.07.2024

В последние годы Москву захватила реновация,− обновляются парки, скверы, набережные, дворовые территории. Без сомнения, все эти общественные пространства города находятся в свободном пользовании жителей и должны быть максимально комфортными для них. Однако существует еще одна общественная зона, определить возможности доступа и использования которой несколько проблематично: школьная территория. Является ли она достоянием школы или должна быть открыта для досуга и отдыха всех желающих? Она должна быть пустующим пространством или иметь спортивную и рекреативную зону? Какой видят школьную территорию обычные горожане и чего от нее хотят? На эти вопросы ответили сотрудники Лаборатории образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ.

С ноября 2017 по июнь 2018 года сотрудники лаборатории Елена Иванова, Екатерина Барсукова и Оксана Нестерова провели исследование, в котором участвовали 8 школьных комплексов из 7 районов Москвы. Разделив работу на два этапа — наблюдение и опрос, сотрудники оценили загруженность школьных территорий и качество их визуальной коммуникации, а также узнали мнение случайных прохожих и родителей школьников относительно их удовлетворенности школьными территориями. Для максимально объективной оценки исследование проводилось без предварительного предупреждения администрации и охраны школ.

Исходная точка

Изначальное представление о том, как должен выглядеть школьный двор, сформировалось еще в 1930-х годах: школьная территория использовалась для проведения уроков физкультуры, естествознания, труда, военного дела и ботаники. Не останавливалась жизнь на ней и после уроков: на площадки для игры в футбол, волейбол и лапту, располагавшиеся в школьном дворе, все желающие могли приходить в любое время!

Однако повышение уровня тревожности в обществе, связанное с угрозой терроризма и многими другими причинами, привело к тому, что в наши дни обычная московская школа в глазах прохожего, не имеющего отношения к образовательному процессу, стала бесконечным черным забором.

Между тем, в дневное время на территории школ каждый может заниматься спортом, гулять с детьми и без них. Однако многие горожане не знают об этом, воспринимая школу как закрытую изолированную территорию. Почему так происходит и нужно ли это менять?

Наблюдение

Сказать, что школа намеренно закрывает примыкающую к ней территорию, было бы неверно, ведь она действительно предпринимает попытки общаться с городом, организовывать различные мероприятия. Примером этому могут быть разнообразные объявления о мероприятиях школы или о доступе жителей на ее территорию. Однако часто они остаются совершенно незамеченными из-за низкого качества исполнения этих объявлений или размещения их на устаревших, не привлекающих внимание конструкциях.

Другой проблемой является обход школьной территории: человеку, не знающему местность, приходится наугад обходить школьный двор, ведь расположение калиток нигде не указано.

С ориентацией на местности связана еще одна проблема: плохое качество городской навигации. Бело-синие таблички, призванные упростить нахождение дороги, нередко лишь путают горожан. Размещая в центре информационного указателя номер и название образовательной организации, создатели указателя забывают, что разглядеть адрес, написанный ниже мелким шрифтом, порой бывает очень сложно. К курьезным ситуациям приводит еще и то, что тип объекта, его особенности и номер площадки на навигационном знаке не уточняются, а ведь за несколькими одинаковыми названиями скрываются разные здания детских садов, начальной и средней школ.

Чего хотят горожане

Выявленные проблемы в определенной степени объясняют результаты, полученные в ходе опроса жителей города (199 анкет) и родителей школьников (406 анкет). Далее будут приведены результаты опроса по наиболее значимым для исследования темам.

Вы знаете, у какого здания мы стоим?

Несмотря на выделенный исследователями недостаток городской навигации, подавляющее большинство (87 %) горожан, принявших участие в уличном опросе, точно определяют школьное здание по внешнему виду даже при полном отсутствии знаков навигации.

Вы замечаете навигационные знаки?

Показательно, что почти треть всех участников опроса не замечают навигационные знаки. Самодельные плакаты и объявления, размещенные на территории школы, они не замечают вовсе. А ведь это именно так школа пытается общаться с городом и его жителями.

Как часто вы бываете на территории школы? С какой целью ее посещаете?

Отвечая на вопрос о причине посещения школьной территории, респонденты разделились на три основные группы:

  • родители школьников, посещающие школьные мероприятия;
  • прохожие, в жизни которых школа не выполняет никакой определенной функции;
  • социально активные родители, участвующие в различных образовательных программах и иных мероприятиях, реализуемых в школе.

Причины посещения школьного двора каждой группой были вполне предсказуемы. Родители провожают и встречают детей, приходят на собрания; прохожие не часто и не регулярно прогуливаются по территории или проходят сквозь школьный двор; социально активные родители не ограничиваются исключительно жизнью детей и участвуют в различных мероприятиях, проходящих на территории школы.

Какой должна быть, на ваш взгляд, школьная территория?

Роль школы в жизни каждой из групп определяет ее взгляд на то, какой должна быть школьная территория. Тем не менее, большинство респондентов (78,9% среди родителей и 51,5% среди прохожих) ответило, что школьный двор должен быть закрыт для всех, кроме учителей, учеников и родителей.

Вторым по популярности стало мнение, что школа должна быть открытой для досуга и отдыха (14,8% родителей и 32% прохожих).

Очень немногие из опрошенных видят территорию школы открытой для сквозного прохода — лишь 15% прохожих и 6% родителей.

Таким образом, тенденция закрытия школьной территории и самого здания от посторонних в глазах общества является оправданной. Граждане воспринимают школу как изолированную территорию, и многие хотят, чтобы она таковой оставалась.

Что бы вас привлекло посетить школу и ее территорию?

Родители относятся к школе не так отстраненно, отмечая, что они готовы посещать различные праздники и мероприятия (59,1%), а также заниматься спортом (35%).

Наиболее востребованные по результатам опроса функции школьной территории — игровая площадка, спортивная зона, образовательное пространство. Однако в большинстве школ есть все вышеперечисленное, но многие просто не знают, что пользоваться этим могут все желающие.

Подведем итоги

Школьные территории обладают высоким потенциалом как для самой образовательной организации, так и для жителей окрестных микрорайонов. Сегодня большинство школьных дворов открыто в дневное время для всех, являясь безопасным пространством для детей и молодежи. Однако многие горожане не знают об этом, воспринимая школу как изолированную территорию.

Необходимо планомерно решать вопросы по реновации школьных территорий в сторону открытости, сохраняя уровень безопасности. Обращая внимание на редизайн, функциональность и многозадачность, навигационную доступность и увеличение разных видов активности, школа и ее территория смогут стать центром социальной жизни горожан.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Здравствуйте, скажите пожалуйста, является ли школа режимным объектом?
Почему да, почему нет. Если можно в краткой форме.
Заранее спасибо.

Ваш ответ

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять ответы.

Ответы:


Согласно "сухому" определению понятия "режимный объект", указанному в самом актуальном документе на этот счет - Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90, в пункте 3 Примечания, это "объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности"
В этой весьма общей формулировке, сокрыто очень многое. Этим самым объектом может быть -
восковая часть.
научно-исследовательский институт.
учреждения Спецсвязи.
завод.
армейский штаб и штабы спецслужб.
хранилища Госрезерва.
некоторые предприятия ресурсодобывающей отросли.
некоторые учреждения УФСИН.
и прочие, стратегически важные объекты.
Далеко не всегда "режимные объекты" имеют отличительные признаки - усиленный периметр, военизированную охрану, спецсредства охраны.
Режимным может быть и вполне скромное строение, в центре оживленного города, ни чем не отличающееся от домов жилмассива.
Думаю, по вполне понятным причинам, простой обыватель, ни когда не найдет, в том числе и в сети Интернет, полного списка всех режимных объектов государства. И это совершенно правильно - безопасность своих граждан превыше всего!
Школа таковым образом режимным объектом не является.

Территории школ и детских садов: безопасность перемещения пешеходов

Автомобильный транспорт – это средство, которое обеспечивает быстрое, свободное и комфортное передвижение. Поэтому неудивительно, что в современном мире автомобилей стало много. По этой причине появляется вполне логичный вопрос относительно того, как защитить пешеходов от наезда транспортного средства, тем более на таких территориях, как детские сады и школы.

Согласитесь, сегодня каждого второго ребенка родители доставляют в сад или школу посредством личного транспортного средства. Это говорит о том, что на территории таких заведений, а также вокруг ее, особенно в утренние и вечерние часы, достаточно интенсивное автомобильное движение. Поэтому на законодательном уровне администрацию таких учреждений обязывают позаботиться о безопасности участков и пешеходных зон.

Что применяют для безопасности передвижения пешеходов

Сегодня существует множество способов, методов, технологий и устройств для обеспечения безопасности движения пешеходов, в том числе по территории таких учреждений, как школы и детские сады. Первое, с чего следует начать, – это установка пешеходного перехода.

Существует несколько правил и нормативов его оснащения:

• все пешеходные переходы как за территорией детских образовательных учреждения, так и на их территории должны иметь стационарное освещение;

• наличие ограждения перильного типа, чтобы дети не могли выбежать на дорогу вне перехода.

Лежачий полицейский: нормы установки


Его наличие не просто обязывает снизить скорость авто, но и выступает необходимостью. Потому что переезд через лежачего полицейского (ИДН) на скорости может привести к нарушению целостности автотранспорта, созданию аварийной ситуации и т.д. Устанавливать этот ограничитель движения можно непосредственно на территории школ и садиков, которая отведена под парковку или подъезд автотранспорта, на близлежащей территории – проезжей части. Сегодня лежачие полицейские могут выполняться не только при помощи обустройства возвышения за счет асфальта. Также существуют современное оборудование из высококачественного материала – резины и пластика, которые более простые и экономичные в монтаже и трудозатратах.

Нужна ли парковка возле школ и детских садов

На этот вопрос ответ будет однозначный. Правильно припаркованные автомобили родителей являются залогом безопасного движения возле школьного двора или детского сада. Сразу отметим, что парковка обустраивается вне территории учреждений, а въезд туда возможен только для служебного, коммунального, социального транспорта.

Тем не менее, обустройство парковки необходимо. Для этого выделяется место, которое находится недалеко от входа на территорию учреждений, но при этом нет зон, где можно заблокировать или помещать въезду коммунального авто, машины с доставкой питания и т.д.

При организации парковочных мест преимущественно наносится разметка, но могут быть использованы и такие элементы (см. здесь):

• шлагбаум – для территорий с обнесением;

• барьеры разных типов;

При этом организована парковка должна быть таким образом, чтобы обезопасить движение детей, их родителей по территории парковки, пока они не достигнут пешеходной зоны. Подразумевается наличие на парковке пешеходной аллеи или четкая разметка, организовывающая движение транспорта и пешеходов по парковочной зоне.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Город]

В прошлом посте я рассмотрел планировку одного района Пензы и показал, что школы с их большими территориями занимают существенную часть площади и тем самым играют немалую роль в организации пространства. Я отметил две основные функции:
1. Служить маршрутом транзитного движения пешеходов (в силу величины площади обходить их далеко, да и не всегда есть проходы);
2. Эти территории привлекательны как парки.
Здесь я спущусь на землю и рассмотрю одну из школ района - ту, что под окном.


Итак, школа № 17, весьма средняя школа (была таковой в советское время, столь же средней осталась и сейчас). Собственно, сама школа нас сейчас не интересует - только ее территория. Вот ее гуглокарта:

Синим обозначена граница территории школы, сиреневым - транзитные пешеходные маршруты. Доступ на территорию школы должен осуществляться со всех сторон - ученики живут в окрестных домах и в основном ходят в школу пешком. Имеется четыре входа на территорию школы, ни один из них не запирается - ворота попросту отсутствуют. Для школ в глубине района это вполне нормально - в конце концов школьники достаточно взрослые дети, чтобы идти в школу и домой самостоятельно. В отличие от школ территория детского сада должна иметь закрытый периметр - просто в силу неразумности детей. Как правило, так оно и есть. Детские сады существенно меньше школ, так что это не мешает транзитному движению жителей внутри района (впрочем, не всегда: если два детских сада имеют общий забор, то они в паре уже существенно мешают внутриквартальному движению).

Наличие четырех входов на территорию школы делает ее удобной для транзитного движения жителей. Из четырех школ района я хорошо знаю три - все они активно используются для транзитного движения. Число входов на территорию от трех (не считая проломов в ограде - чисто детские ходы) до пяти.

Основной транзитный маршрут - северо-запад / юг (через желтую зону).



Если обратили внимание, на обоих снимках видны прохожие. Это обычное дело до достаточно позднего вечера - данный транзит связывает центр района с ул. Карпинского (о продолжении этого маршрута южнее я писал в посте про заборы). Что в этом маршруте плохо - пятьдесят метров грунтовой тропы. Как видите, она очень широка - причиной тому грязь в дождь, пешеходы стараются обойти ее рядом по траве, эту самую траву вытаптывая и расширяя грязь. По уму надо заасфальтировать эту тропу - тогда трава сохранится. Это надо сделать в том числе и для самой школы - этим же путем идут в школу ученики.

Заасфальтировать - реальная идея, вот была же асфальтовая тропа в сторону ул. Карпинского (пока не построили эту высотку с ее глухим забором):


А вот, обратите внимание, восточный выход.


То, что его используют для транзитного прохода, а не только ученики, было для меня неожиданностью (впрочем, чтобы пройти из тех домов на транспорт по ул. 8 марта - где еще?). Но сделал я этот снимок ради иллюстрации интересной идеи. Предположим, что "очень умный" директор школы вдруг решил "обезопасить" учеников и закрыл периметр, т.е. прекратил транзит жителей через территорию школы. Повысится ли безопасность учеников? Оказывается, нет, безопасность понизится. Что находится за этими воротами? Гаражи на задах жилого дома (подъезды с противоположной стороны). То есть сразу за забором школы находится укромное место для возможного преступления. А вот транзитный поток взрослых жителей района делает это место вполне безопасным - оно находится под приглядом случайного прохожего, к тому же не одного. Так что закрывать проход через школу ни в коем случае не надо (а идея такая может возникнуть - сама территория школы действительно станет чуть безопаснее; или опаснее - за счет хулиганов из числа учеников школы).

На этом с транзитным проходом через территорию школы закончим.

Теперь взглянем на эту территорию как на парк - в конце концов там целая березовая роща! Это зеленое пространство и оно привлекательно для жителей. И на самом деле оно ими используется в качестве парка, причем достаточно многообразно.


Сначала отметим, что территория школы членится на две существенно разных зоны: стадион и роща. Вот как выглядят они при взгляде с балкона:
Стадион


и роща (на плане в начале поста обозначена желтым)

Стадион используется так:
1. Детьми на спортплощадке
2. Велосипедистами и роллерами (подростки)
3. Для прогулок с колясками и просто так
4. Для прогулок с маленькими собачками (у нас у самих чихуахуа, так что нам - туда)
5. Зимой - лыжниками
6. Круглогодично - любителями физкультуры на свежем воздухе




В отличие от стадиона роща в основном используется как место выгула крупных собак - вот попалась мне лайка:


Когда я обошел школу, к ней присоединился спаниель (они играли в дальнем углу, так что фотографировать было бесполезно).

Еще одно использование этого места - опять же любители физкультуры.

Как ни странно, каких-то "хулиганских" компаний на территории школы регулярно не собирается - для этого у них есть другие места, более укромные, одно из них - на территории центра детского творчества (мы там с собакой гуляем так что знаю). Слово "хулиганских" я взял в кавычки потому как какие они хулиганы? Подростки - курят, матерятся, их курмыш весь граффити расписан - обычное взросление, не более.

Вот, пожалуй, и все, что я хотел рассказать о территории 17 школы. Де-факто это общественное пространство. В этом случае. Может ли быть иначе? Да, может. Вот пример - совсем другой район (около ж/д вокзала), школа № 44. Вот ее гуглокарта:


Заметим, что она находится в центре города, в районе нормальной планировки, так что расположена между двумя улицами. Это очень престижная школа, так что учатся в ней не окрестные дети, а со всего города привозят их в основном на машинах (и забирают тоже). Раньше через территорию школы был внутриквартальный транзит - я им пользовался, когда жил в другом месте по пути с центрального рынка через ж/д вокзал. Лет пять назад школа закрыла свой периметр, причем на воротах установлены домофоны. Транзит был пресечен.


Эта территория никак не является общественной. Правильно ли это? Пожалуй, да. Во-первых, школа находится не в лучшем окружении: ж/д вокзал, центральный рынок. Во-вторых, данный транзит использовался не жителями этого квартала, а совсем посторонними людьми типа меня - посетителями рынка. Ну и в-третьих, этот транзит не намного короче пути по улице - просто было приятно пройтись не вдоль дороги. Оба выхода с территории школы на улицу, так что закрытие периметра не уменьшило совокупную безопасность школьников - наверное, это все же правильное решение.

Только вот вопрос: а кто и как принимает это решение? В случае 44 школы лучше одно, в случае школ моего района - другое, но это "лучше" затрагивает не только школу и ее учеников, но и жителей района. По уму надо учитывать интересы всех - но каким механизмом? Эта неясность (или скорее лакуна) меня несколько напрягает.

Читайте также: