Как человек приобщается к культуре кратко

Обновлено: 07.07.2024

Становление индивида как человека, личности, индивидуальности изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как способности проявлять эстетическое отношение к действительности и творить по законам красоты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры.

Содержание

3
1.
Четыре этапа приобщения личности к культуре.

4
2.
Примеры приобщения личности к культуре.

2.1
Музыка в становлении личности.

2.2
Занятие в студии изобразительного искусства.

2.3
Занятие в студии декоративно - прикладного творчества. Лепка из глины.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по педагогической культурологии.docx

Кафедра социально – культурной деятельности

Тема: Четыре этапа приобщения личности к культуре.

Выполнила: Студентка 2 курса Грунина Н.Н. Проверила: к.п.н. доцент Эртман Е.В.

Четыре этапа приобщения личности к культуре.

Примеры приобщения личности к культуре.

Музыка в становлении личности.

Занятие в студии изобразительного искусства.

Занятие в студии декоративно - прикладного творчества. Лепка из глины.

Вступление человечества в информационное общество XXI века ставит сложнейшую проблему подготовки индивида к жизни в поликультурном мире, где личность, сохраняя идентификацию с определенной культурой, выработает в себе способность усваивать общечеловеческие ценности, пользоваться возможностями мировых информационных систем, общаться с представителями разных культур.

Переход от техногенной к антропогенной цивилизации предопределяет необходимость познать живую природу, и в первую очередь человека, проникнуть в тайны творческих способностей личности, независимо от ее социальных или профессиональных функций.

От человека умелого, владеющего технологией производства, общество XXI века переходит к человеку творящему, человеку-художнику. Этот процесс начинается с формирования предрасположенности ребенка к гармонизации своего опыта, своей деятельности, своих отношений, с воспитания способности целостно воспринимать визуальную, музыкальную и вербальную информацию.

Становление индивида как человека, личности, индивидуальности изначально связано с освоением ценностей и нормативов культуры, овладением речью, санитарно-гигиенической культурой, методикой общения, умением одеваться, питаться, а в дальнейшем познавать, выполнять гражданские, нравственные, профессионально-трудовые, общественно-политические, семейно-бытовые и иные социальные функции, равно как способности проявлять эстетическое отношение к действительности и творить по законам красоты. Все это, естественно, не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным и утвердившим себя в общественном сознании и традициях образцам культуры. Раскрыть эти образцы, вооружить человека умениями и навыками следовать им, приучить его всегда и во всем соизмерять себя с требованиями и нормами культуры, включить индивида в различные формы социально-культурной деятельности – генеральная функция прикладной культурологии.

В современной социально- культурной ситуации формирование духовного богатства личности может быть эффективным лишь на научной основе. И педагогическая культурология в этом плане может принять на себя широкий круг задач. Она способна помочь индивиду разобраться в сложных и противоречивых процессах культурной жизни, воспитать интерес и любовь к искусству, привить художественных вкус, выработать умение воспринимать и оценивать явления духовной жизни, наслаждаться подлинными творениями человеческого гения, отвергать любые формы псевдоискусства, вносить свой вклад в создание ценностей культуры.

Развитие человечества на рубеже III тысячелетия связано с переходом от индустриального к информационному обществу, основу которого составит производство знаний и информации, гуманистически ориентированные высокие технологии, создание планетарной взаимозависимой глобальной экономики, перспективно-долгосрочное планирование, децентрализация экономики и политики, опирающаяся на демократию, самообеспечение и самозанятость. Однако в первую очередь ведущей базой информационного общества XXI века должна стать личность человека, обеспечивающая его успешное функционирование, что соответственно требует от прикладной культурологии разработки и реализации эффективных методик формирования у людей способности жить и творить в рамках этого общества.

Становление личности предполагает, как минимум, три взаимопроникающих, подчас протекающих параллельно, но сохраняющих свою специфику этапа, три аспекта усвоения культуры.

Первый этап – хоминизация (овладение индивидом основами человеческого поведения) – включает в себя освоение санитарно-гигиенической культуры, элементарных навыков общения (в первую очередь речи), культуры питания и иных компонентов культуры быта.

Это процесс приобщения новорожденного к роду человеческому; формирование общегуманистических нравственных качеств, культуры речи, элементарной культуры общения; адаптация органов восприятия к конкретным формам природной и культурной среды.

Второй этап – социализация – находит свое выражение во включении человека в общество посредством формирования у последнего культуры социального общения, культуры познания, культуры профессионально-трудовой деятельности, культуры выполнения гражданских, нравственных, общественных, семейных обязанностей.

Это процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений, формирование и реализация детерминированных обществом гражданских, нравственных, профессиональных, общественных, семейных и иных социально значимых функций.

Третий этап – инкультурация – связан с формированием у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры; с овладением умениями и навыками художественного творчества, внесения эстетических начал в быт и досуг.

Это вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в духовно насыщенное общение и эстетическое освоение окружающей действительности; достижение автоматизма в использовании наиболее общих стандартов культуры.

Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.

Этап индивидуализации – это создание благоприятных условий для развития творческих потенций личности, ее способностей и дарований; стимулирование процесса реализации единичных и особенных природных и социальных свойств человека, общественное признание его уникального вклада в социально-культурное творчество.

Содержание и технология этих процессов предопределяется прикладной культурологией, а методика вовлечения человека в мир культуры строится в соответствии с требованиями социальной педагогики.

2. Примеры приобщения личности к культуре.

2.1 Музыка в становлении личности.

Приобщение детей к культуре – во многом процесс достаточно спонтанный, и начинается он с того самого момента, когда ребенок начинает “отражать” окружающую действительность (в возрасте 2-3 месяцев). В этом возрасте все происходящее вокруг ребенок фиксирует пока еще не целенаправленно и неосознанно; тем не менее, как предполагают ученые, на дальнейшее развитие малыша все, что он зафиксировал, оказывает весьма значимое воздействие.

В возрасте нескольких месяцев карапуз воспринимает какие-то очень общие моменты, связанные с понятием “музыка”, в основном это колыбельные мамы или музыка, звучащая в доме. Ребенок постепенно проходит этап хоминизации, т.е. очеловечивания.

Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается её сила. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания. И это действительно так. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детства ребёнок движениями выражает свои чувства, рождённые музыкой.

Мама приводит своего ребенка в детский сад, и он окунается в новый мир. Посещая музыкальные занятия, маленькие воспитанники, услышав весѐлую музыку, ритмично прихлопывают, приплясывают, их лица озаряются улыбкой. Дети узнают новые музыкальные инструменты, учатся различать стили музыки. В этот период развития личности ребенка тесно переплетаются два этапа приобщения к культуре – это этап социализации и этап инкультурации. Задача этапа инкультурации вовлечь человека в мир культуры, сформировать эстетическое отношение к искусству, выявить личные способности. Этот процесс носит непрерывный характер.

Когда ребенок достигает возраста 7 – 8 лет, и его родители понимают, что он гений, ему создают благоприятные условия для развития творческих способностей. Вот здесь, на этапе индивидуализации, начинается процесс реализации единичных и особенных природных свойств человека. Начинается более углубленное занятие музыкой в музыкальной школе.

1.2 Занятие в студии изобразительного искусства.

Приобщение ребенка к миру искусства - изобразительного искусства - может значительно обогатить его духовный мир, расширить горизонты мышления и воображения, а также развить художественный вкус и навыки критического мышления.

Общие исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что увеличение количества занятий живописью помогает ученикам в усвоении математики и языков. Американские ученые в своих исследованиях доказали, что дети от четырех до семи лет, отстававшие в детском саду от своих сверстников, благодаря увеличению занятий искусством, догнали их в чтении и обогнали в математике.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

С самого раннего детства ребенок рассматривает детские книжки. Он видит красивые и яркие изображения. Постепенно начинается формирование общегуманистических нравственных качеств. Походит этап хоминизации личности.

Становясь чуть постарше, ребенок проходит процесс освоения и воспроизводства им социального опыта (этап социализации). Он видит вокруг себя красивую природу, окружающие его дома и людей. Дома он пытается все это нарисовать. В рисунках дети отражают впечатления о мире, свои интересы и возможности.

Вовлечение человека в мир искусства – процесс инкультурации – происходит позднее. В детстве ребенок посещает музеи изобразительного искусства, видит репродукции в книгах и на открытках. В нем формируется эстетическое отношение к действительности, способность воспринимать художественные произведения с другой стороны, не как простую картинку, а как произведение искусства.

Культура играет неотъемлемую роль в жизни каждого человека. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность людей и развитие общества в целом. И каждый человек соприкасается таким явлением, как культура, так как с самого рождения мы находимся в определенной сфере культуры: духовной и материальной.

Понятие культуры

Культурой называется развитие и организации человеческой жизнедеятельности, которые представлен в ее духовных и материальных продуктах. Все материальные и духовные достижения в совокупности представляют определенную культуру. К ней относят все объекты, созданные людьми и все приобретенные духовные ценности, в которые входят жизненный опыт поколений, знания науки технологических процессов и наработанные нормы поведения. Деятельность человека и его развитие тоже относится к культуре.

Какой бывает культура

Культура является многообразным понятием, в которое входит много видов культур. Это научная, экономическая, политическая, нравственная, эстетическая, экологическая виды культур. Каждая из них отображает определенный вид деятельности человека. Также культура делится на духовную и материальную. Духовная - это результат духовного производства, а материальная - результат материального производства.

Различают также культуру мнимую и подлинную. Такое распределение возникает, когда пытаются дать точно определение слову "культура" и обозначить это явление, как в повседневной жизни, так и в научном понимании. Культура потребления и культура творчества.

Помимо того, что культура является художественным явлением, в широком понимании она олицетворяет собой и процесс потребления. О культуре потребления говорят, как о частичном программировании людей и направлений их деятельности. Это обусловлено основной функцией культуры потребления, которая является массовой и доступной всем.

Приобщение человека к культуре

Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.

Таким образом, личность может получать новые знания и опыт, развивать свои способности и таланты, создавать новые предметы и общаться с другими людьми. Но так как культура считается динамическим процессом, то приобщение к традициям, обычаям и нормам поведения происходит на протяжении всей жизни человека. Это - непрерывный процесс, когда позволяет каждому индивиду расти духовно и плодотворно развиваться.

Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.

В современном мире остро встают социально-культурные проблемы, обусловленные постепенной аккультурацией, утратой этно-культурной идентичности, потерей духовных созидательных начал, системы базовых аксиологических модусов, разрывом и отчуждением между поколениями. Совокупность вышеперечисленных проблем обусловлена преимущественно потерей основ традиционной национальной культуры, традиционного общества. В сложившейся ситуации все большую актуальность приобретает процесс приобщения личности к культуре.

Подходы к пониманию традиционной народной культуры

Под традиционной национальной культурой понимается вся народная традиционная духовная и материальная культура, которая определяет наиболее устойчивые, качественные, проявившие свою безусловную ценность параметры.

Традиционность культуры определяет ее ценностно-нормативное содержание, механизмы ретрансляции будущим поколениям; категория народности культуры подразумевает самоидентификацию личности с определенной этнической общностью, выраженную в поведенческих стереотипах, обыденных представлениях, ценностно-нормативных системах.

Поиск путей приобщения личности к культуре

В современной отечественно культурологии интенсивно разрабатываются пути сохранения, преумножения и обогащения национальной культуры, пути решения культурных и межкультурных актуальных проблем, практической имплементации диалога культур, приобщения каждого представителя этнической общности к культурному наследию. В качестве основных путей приобщения личности к культуре называют следующие:

  • широкая пропаганда национально-культурного наследия;
  • привлечение различных групп населения к изучению и постижению празднично-обрядовой жизни, фольклорного искусства народов России;
  • пропаганда, донесение до сознания подлинного богатства русского языка как носителя лучших духовных традиций страны;
  • введение материалов по традиционной народной культуре в образовательный процесс, этнопедагогизация образовательного пространства на всех этапах обучения личности;
  • разработка, представления актуальных учебно-методических пособий, учебников, методологических пособий и пр., отражающих духовное богатство нации;
  • актуализация проблемы в СМИ;
  • активизация взаимодействия с родителями, реализация различных видов информационно-просветительской деятельности, направленной на возвращение традиций в институт семьи.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, в процессе поисков путей приобщения личности к культуре, сохранения и преумножения культурного богатства в последние годы проводятся многочисленные научно-практические конференции, круглые столы, посвященные вопросам сохранения и возрождения национальной культуры.

Проблемы приобщения личности к культуре

Реализация указанных мер на практике сталкивается с рядом проблем, включая недостаток компетентных педагогов, владеющих знаниями традиционной национальной культуры в ее аутентичном, не искаженном виде. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена особенностями исторического развития страны, идеологической пропаганды, существовавшей в Советском союзе и направленной против традиции, вследствие чего объективные знания национальной культуры были утрачены. Вследствие длительного периода действия пропаганды в сознании российского общества прошлого столетия прочно закрепилось искаженное представление о национальной традиционной культуре как устаревшей, примитивной. Вместе с тем, указанное восприятие в корне неправильно, не соответствует действительности.

Таким образом, на современном этапе развития общества приобщение личности к культуре выступает необходимым инструментом сохранения, сбережения, преумножения культурного наследия, необходимым условием выживания этнической общности, сохранения культурного многообразия в глобальной мире. В России проблема возрождения национальной культуры приобретает особую актуальность в связи с особенностями исторического развития.

От социализации надо отличать собственно адаптацию в узком смысле слова – как ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям.

Процесс социализации начинается еще в период раннего детства и обычно заканчивается вместе с достижением человеком зрелого возраста, но нередко продолжается до старости. В процесс социализации включаются субпроцессы:

Воспитание - целенаправленная передача этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Эта передача осуществляется в системе различных педагогических практик. Но в воспитании происходит и стихийное усвоение культурных норм (например, через подражание родителям, киногероям и т.д.).

Обучение – передача практических знаний, умений и навыков с целью последующего включения обученного человека в систему общественных отношений, производства материальных и духовных ценностей, обладающих соответствующими уровню развития данного общества качествами и свойствами.

Однако обучение в школе, вузе и на производстве – это лишь техническое мероприятие. Обучить жизни – вот главная задача социализации. Поэтому более емким словом будет не обучение, а освоение содержания культуры.

В социализации принято выделять два вида: первичную и вторичную.

Первичная социализация протекает в ближайшем окружении человека: родители и другие родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, друзья. Эта первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования. Первичная социализация — сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация протекает с участием социальных институтов и их представителей: администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, СМИ, политических партий, суда и т. д. Вторичная социализация — сфера социальных отношений.

Прочие формы приобщения к культуре:

1) Адаптация — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает социальные нормы и традиции ценностей определенной социальной группы (например, профессиональной). Т.е. адаптация – более узкое и частное понятие, чем социализация. Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.

Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям.

Способность к адаптации с возрастом угасает.

2) Инкультурация (enculturation) — обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.

Социализация — врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации — личность.

Инкультурация — срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации — интеллигент.

Инкультурация и социализация развиваются по разным законам. На один и тот же возраст приходится максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот.

Социализация достигает своего максимума в молодости и начале зрелого возраста, а затем чаще всего уровень социализации снижается, реже – сохраняется неизменным.

Инкультурация же достигает своего максимума в старости, а в молодости ее показатели низки.

3) Аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализацию) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

Обычно аккультурацией является результат контактов представителей разных культур, при котором происходит восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает.

Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга.

4) Ассимиляция - процесс усвоения культурных черт группой меньшинства, которая попала в культуру группы большинства. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

5) Культурное обновление (полная ресоциализация).

Если аккультурация требует от человека лишь частичного отказа от старых норм и традиций, то процесс культурного обновления ведет к полному освобождению от них. Результатом служит окончательное вытеснение старых обычаев и ценностей новыми.

Примеры культурного обновления личности — длительное тюремное заключение; эмиграция для постоянного проживания в другой стране в раннем возрасте.

Читайте также: