Как часто пестрою толпою окружен краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.
История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.

Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Вариант 1

Следует учитывать и тот факт, что сам Лермонтов от природы был достаточно скрытным человеком, он не умел на должном уровне поддерживать светскую беседу и награждать женщин льстивыми комплиментами. Когда этого требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубияна, презирающего этикет. О чем думал в эти минуты поэт?

Это произведение, наполненное одновременно романтикой и агрессией, как нельзя лучше характеризует внутренний мир Лермонтова, противоречивый и непредсказуемый. За 28 лет своей жизни поэт так и не сумел научиться жить в гармонии не только с окружающими его людьми, но и с самим собой. Поэтому его поздние стихи наполнены горечью, обидой и сожалением о том, что автору так и не удалось познать чувство всепоглощающего счастья.

Поэт был недоволен собственной судьбой, однако еще большую злость в нем вызывали поступки представителей высшего света, которых Лермонтов считал пустыми и никчемными людьми, живущими лишь ради того, чтобы предаваться страстям и порокам. И это чувство раздражения поэт выплескивал не только на публике, но и в своих стихах, защищаясь, таким образом, от человеческого равнодушия и бессмысленности бытия.

Вариант 2

Категорически заявленный пессимизм, трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения.

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Вариант 3

Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:

О, как мне хочется смутить веселость их …

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку.

Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Образы и символы

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Основная идея

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет”.
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Также в нем используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

Жанровые особенности и работа на уроке


  • описание внутреннего мира героя;
  • размышления и чувства;
  • присутствие сюжетной линии;
  • наличие главного персонажа;
  • повествование от первого лица.

При написании поэт использовал два стихотворных размера: шестистопный и четырёхстопный ямб. На уроке литературы учащиеся определяют, какие средства выразительности использовал поэт, и учатся их находить. Они заполняют читательский дневник, где кратко излагают содержание произведения и свои впечатления от прочитанного.

В рамках школьной программы учитель предлагает понаблюдать за тем, как меняется настрой лирического героя, какие рифмы и средства выразительности применяет автор. В классе или дома учащиеся пишут сочинение.

Система образов

Стихотворение выстроено на контрасте двух изобразительных рядов.

Этот мир, наполовину выдуманный или увиденный героем сквозь сон, полон трепетного волнения, неясных обещаний счастья, искреннего тепла и жизни.

Пробуждаясь от грёз, поэт в ярости окидывает взглядом пустоту наполненного зала и понимает, что всё в нём – обман.

Актуальность

Произведение Лермонтова очень актуально. Человечество всё сильнее вовлекается в круговорот внешней успешности. Все хотят не быть, а казаться. Мир становится похожим на грандиозный маскарад.

Увлекаясь внешней игрой, мы забываем о самом главном. Любовь, чистота, семейное тепло, наша малая родина многим кажутся чем-то смешным. Многие стесняются своего прошлого, если оно не было блестящим.

Необходимо сохранять свою неповторимость, помнить о том, что приносит радость душе, а не телу.

Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравносложным ямбом.

Оно разбито на шестистишия, и схема рифм в каждом из них выглядит так: ААБВВБ.

При этом 3-я и 6-я строки на 2 стопы короче, чем 1-я, 2-я, 4-я и 5-я.

Поэт использует параллельную и перекрёстную рифмовку.

Большой объём произведения соответствует масштабу авторского замысла. В 42 строках стихотворения разворачивается панорама образов прошлого и настоящего, волнообразно сменяющих друг друга.

По ритму и строфике стихотворение напоминает вихрь вальса, образы, словно пары танцующих, совершают движение по кругу и возвращаются на исходные позиции.

Стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пёстрою толпою окружён” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.

История создания – это стихотворение написано под впечатлением от костюмированного бала, который давали в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.

Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.

Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён”, добавив авторский эпиграф, в котором чётко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось.

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества, с одной стороны, и светлых мечтах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окружённым такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная мысль произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создаёт рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где всё шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому всё вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свой обличительный стих.
Стихотворение написано четырёх- и шестистопным ямбом.

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной весёлости.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт” .
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

Вариант 1

Уже в четвертой строке читаем:

и слышим резкую критику в адрес присутствующих.

Сразу тускнеет блеск новогоднего бала, и мы видим совсем иную картину:

«Мелькают образы бездушные людей,

Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества.

Наружно погружаясь в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями…

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье.

Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста, и он бросает вызов обществу:

«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник не?званную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Стихотворение о новогоднем бале стало событием в русской литературе. Стало очевидным, что в России появился еще один талантливый и смелый поэт, который превратил свое творчество в оружие против пороков общества.

Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому человеку.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А.С. Пушкина, став с ним вровень.

Вариант 2

Стихотворение написано в 1840 году. Стихотворение состоит из двух частей. В первой — острые и точные характеристики высшего общества (1 и 2 строфа), во второй — безмятежный мир юности (3—6 строфы). Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие.

Вариант 3

Одним из самых значимых произведений Лермонтова, можно с уверенностью назвать “Как часто пестрою толпою окружен…”. В нем поэт изобличает общество, которое так сильно огорчало великого писателя.

По своему замыслу, стихотворение связано с новогодним балом, так как в нем указывается эпиграф – 1‑ое января.

Известно, что публикация произведения повлекла за собой новые гонения на поэта. С раннего детства Лермонтов был связан со светским обществом своим рождением и воспитанием. Но он отвергал его, так как видел вокруг только лживое, бесчувственное и жестокое лицемерие.

Он со всей своей смелость высказал в произведении то, что думает о светской жизни. В этом мире нет ни дружбы, ни радости, ни любви, ни чести. Здесь царят только зло и ложь. Большой ум и сила характера уже отличают свободолюбивого человека от всего светского.

По сути, стихотворение, является не только обличением светского общества. Оно довольно глубоко и многозначно. Тематика бала здесь является лишь символикой. Повествование ведется не только о маскараде, а о бездушном и фальшивом поведении общества.

Вариант 1

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

В этой части создается образ родного дома, малой родины поэта. Эти воспоминания связаны с детством и символизируют чистоту, искренность, глубину чувств. Здесь появляется образ идеальной возлюбленной героя, который резко противоположен образам светских красавиц в первой части стихотворения.

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Поэтому его единственный удел как поэта — обличение. Лирический герой хочет сбить спесь и веселость с этих самоуверенных людей, показать их реальное ничтожество и пустоту:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Вариант 2

В стихотворении изображается два мира: мечта и реальность. Реальный мир заключается в мелькающих образах бездушных людей, обилии масок, лжи и лицемерия — мир видится рассказчику прогнившим. Используются такие глаголы как “мелькают”, “спугнет”, “смутить”, “бросить” — помогающие более мрачно описать окружающую толпу. Автор заключает 1 и 2 строфы в одно предложение, чтобы передать замкнутость толпы, неотдаленность людей друг от друга в плане разнообразия — однотипность, замкнутый круг еще раз показывает окруженность автора толпой.

Сначала Лермонтов описывает пестрый мир, затем этот мир как бы сужается, и он говорит уже не о толпе и не так глобально, а приводит конкретный пример (“когда касаются холодных рук моих давно бестрепетные руки”) Мир мечты представляется автору идеальным и совершенно отличающимся от реального. Он изображает его в своем детстве, родных местах, природе.

Описание воображаемого мира занимает больше места, потому что именно к нему тянется автор и именно ему посвящает больше мыслей, чем миру, который он видит вокруг себя — он не хочет о нем даже думать. Автор постепенно раскрывает мир-мечту: сначала говорит о нем в целом, затем показывает в образах. Этот мир для поэта характеризует свободу, мечту, любовь, словом, все важные ценности человека.

В реальном мире лирический герой Лермонтова чувствует себя крайне некомфортно, он стремится к миру мечты, родному и любимому, реальный же противен герою. В последней строфе автор снова возвращается к реальности. Этим Лермонтов показывает то, что как бы ни была привлекательна и идеальна мечта, нужно все равно уметь оставаться в реальности, какой бы мрачной она ни была. В конце читатель чувствует эмоциональное напряжение, свойственное и автору, и герою, вызванное такими размышлениями о жизни.

Вариант 3

Тема стихотворения – противостояние поэтического героя окружению. Стиль – романтичный. Произведение выстроено на пронзительном сопоставлении действительности и эталона стихотворца. Существенные фигуры данного окружения — пестрая гурьба, фигуры черствых людей, приличьем похищенные маски.

У людей отняты особенности, они неразличимы, цвета и звучания тут глухи. Гул музыки и танца, при безумном крике, говоре, проносятся хладнокровные фигуры людей, Приличьем похищенные маски…

Полотно притворства показывает нам ужасное сновидение, пора тут как будто окаменела, стала недвижимой. Чтоб выделить это, стихотворец применяет глаголы в форме истинного периода. И снаружи храбрец находится в оцепенении, безжизненной стихии. Но морально он волен, устремлен думами к собственной давней грёзе, к тому, что ему на самом деле близко.

Главные образы старинной мечты, героя — это близкие места, дремлющий пруд, возвышенный барский дом, дремучая аллея, зеленоватые травки, тухнущий луч солнца. Грезы напоминают пышущие здоровьем островку посреди морей. Исследователи фиксировали тут обстановку сплоченных грез находящихся вокруг злобной стихии. Герой стремиться разрушить скованность, вырваться из враждебного мира, очутиться на свободе. Все это заключено в заключительных строках работы.

Вариант 1

Следует учитывать и тот факт, что сам Лермонтов от природы был достаточно скрытным человеком, он не умел на должном уровне поддерживать светскую беседу и награждать женщин льстивыми комплиментами. Когда этого требовал этикет, поэт становился резким и насмешливым, из-за чего очень скоро снискал славу невоспитанного грубияна, презирающего этикет. О чем думал в эти минуты поэт?

Это произведение, наполненное одновременно романтикой и агрессией, как нельзя лучше характеризует внутренний мир Лермонтова, противоречивый и непредсказуемый. За 28 лет своей жизни поэт так и не сумел научиться жить в гармонии не только с окружающими его людьми, но и с самим собой. Поэтому его поздние стихи наполнены горечью, обидой и сожалением о том, что автору так и не удалось познать чувство всепоглощающего счастья.

Поэт был недоволен собственной судьбой, однако еще большую злость в нем вызывали поступки представителей высшего света, которых Лермонтов считал пустыми и никчемными людьми, живущими лишь ради того, чтобы предаваться страстям и порокам. И это чувство раздражения поэт выплескивал не только на публике, но и в своих стихах, защищаясь, таким образом, от человеческого равнодушия и бессмысленности бытия.

Вариант 2

Категорически заявленный пессимизм, трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения.

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Вариант 3

Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:

О, как мне хочется смутить веселость их …

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку.

Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.

Стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пёстрою толпою окружён” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.
История создания – это стихотворение написано под впечатлением от костюмированного бала, который давали в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.

Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.

Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.

Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Тема и идея

Строчки стихотворения наполнены пафосом борьбы лирического героя с бездушием и лицемерием людей вокруг. Настроение произведения грустное, оно наполнено разочарованием персонажа в своих современниках.

В произведении Михаил Лермонтов затронул две темы:


Главная проблема произведения — обесценивание человеческих ценностей. Лирический герой очень опечален подобным и он не в состоянии принять такой мир.

Основная идея стихотворения — противопоставление главного персонажа и толпы, ценностей его и светского общества. Поэт показывает, что у окружающих людей души пусты, они лишь играют в чувства. Лермонтов кратко говорит о том, как жаль, что ушли его идеалы детства и люди, жившие в те годы. Ведь тогда все были искренними и по-настоящему добрыми, а сейчас вместо личностей остались лишь маски.

Идея стихотворения одновременно включает в себя и конфликт и центральную проблему произведения: поэт враждебно настроен к светским людям, поскольку они противоположны его романтичным идеалам. Противостояние нравственного героя и бездушной массы остается актуальным вопросом и по сегодняшний день.

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён”, добавив авторский эпиграф, в котором чётко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось.

Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества.

Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки.

А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями… И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье.

Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста и он бросает вызов обществу:

«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник не?званную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А.С. Пушкина, став с ним вровень.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создаёт рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где всё шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому всё вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свой обличительный стих. Стихотворение написано четырёх- и шестистопным ямбом.

Стихотворение написано ямбом. Поэт использовал все разнообразие художественных средств: от эпитетов до сравнений. Если говорить о фонетическом уровне, то в произведении присутствует ассонанс и аллитерация. Стиль стихотворения – романтический. В основе лежит конфликт лирического героя и высшего света. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, о пороках общества и о том, что люди как рабы готовы прислуживать власти.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.

Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.

Читайте также: