Как бы вы определили тему двух лирических стихотворений в а жуковского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Любовь – едва ли не самая важная тема в поэзии Жуковского. Эта любовь – идеальная, чистая, возвышенная; это – скорее потребность в любви:

Уныния прелесть, волненье надежды,И радость и трепет при встрече очей,Ласкающий голос – души восхищенье,Могущество тихих, таинственных слов,Присутствия сладость, томленье разлуки.

Герои и героини Жуковского (за немногим исключением) не находят личного счастья. Эпиграфом ко всей любовной лирике Жуковского могли бы послужить его собственные слова:

Любовь, ты погибла; ты, радость, умчалась;Одна о минувшем тоска мне осталась.

Есть лучший мир, там мы любить свободны.

Любовная лирика Жуковского чрезвычайно разнообразна в жанровом плане – романсы, песни, элегии, но общее у них – глубокая искренность и чарующая проникновенность.

Любимая женщина для Жуковского – недосягаемый идеал, созданный в воображении поэта:

Ты слышишь с содроганьемЗнакомый звук речей,Задумчивых очейВстречаешь взор приятный,И запах ароматныйПленительных кудрейВо грудь твою лиется,И мыслишь: ангел вьетсяНезримый над тобой.

Имя где для тебя?Не сильно смертных искусствоВыразить прелесть твою!Лиры нет для тебя!Что песни? отзыв неверныйПоздней молвы о тебе!Если бы сердце могло быть Им слышно, каждое чувствоБыло бы гимном тебе!Прелесть жизни твоей,Сей образ чистый, священный, –В сердце – как тайну ношу.Я могу лишь любить.Сказать же, как ты любима,Может лишь вечность одна!

В пустыне, в шуме городскомОдной тебе внимать мечтаю;Твой образ, забываясь сном,С последней мыслию сливаю;Приятный звук твоих речейСо мной во сне не расстается;Проснусь – и ты в душе моейСкорей, чем день очам коснется.

О ты, с которой нет сравненья,Люблю тебя, дышу тобой,Но где для страсти выраженья?

Беру перо – им начертатьМогу лишь имя незабвенной;Одну тебя лишь прославлятьМогу на лире восхищенной:С тобой, один, вблизи, вдали.Тебя любить – одна мне радость;Ты мне все блага на земли;Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.

Сие смятение во взоре,Склоненном робко перед ней;Несвязность смутная речейВ желанном сердцу разговоре;Перерывающийся глас;К тому, что окружает нас,Задумчивое невниманье;Присутствия очарованье,И неприсутствия тоска,И трепет, признак страсти тайной,Когда послышится случайноЛюбимый глас издалека.И это все, что сердцу ясно,А выраженью неподвластно…

При ней – задумчив, сладкойИсполненный тоской,Ты робок, лишь украдкой,Стремишь к ней томный взор:В нем сердце вылетает…Задумчивость, молчанье,И страстное мечтанье –Язык души твоей…

Тоска о милой, сила страданья, любовные признания – все это Жуковский выразил в своей лирике – в задушевных, удивительно искренних стихотворениях. Но его любовь выражается не во внешних признаках, сила любви сильнее любых слов:

Я на тебя с тоской гляжу,Внутри огонь, в душе молчанье.Хочу сказать… Но что скажу?О друг, пойми мое признанье.Тиха любовь к тебе моя;Она всех чувств успокоенье,Хранитель гений бытия,Души надежда и спасенье.

Посол души, внимаемый душой,О верный цвет, беседуй с намиО том, чего не выразить словами.

Стихотворения

Стихотворения Жуковского Василия Андреевича первыми разбудили материальную сторону российского искусства. То есть, он сумел передать палитру красок, запахов, гамму звуков. Дал возможность услышать поэзию, ощутить ее запах и вкус. Но, кроме того, он наделил природу той мыслью и чувством, какие испытывает человек по отношению к природе.

сказки жуковского


Стихотворения Жуковского избавлены от эфемерности и абстрактности. Все они – реальная жизнь, но нашедшая свой облик в субъективном отображении лирического героя.

Жуковский Василий Андреевич сумел раздвинуть границы интимного. Если раньше понятия дружбы, любви, привязанности считались лишь личными, то поэт настаивает, что всё происходящее человек воспринимает так, как ему это удается. И переживания насчет политики могут быть не менее скрываемы им, чем любовные связи.

И этому богу поэт остается верен до самой смерти. Вынужденный отказаться от исполнения заветного желания – соединиться с любимой, он будто закалился в страданиях и на склоне дней обрел второе дыхание. Это хорошо понимал Н.Гоголь, когда высказывался по поводу перевода Жуковским бессмертной Одиссеи

Только в 1841, в возрасте 57 лет, поэт все же обрел семью, женившись на дочери своего друга, Елизавете Рейтерн. Родились дети, но болезнь жены заставила семейство выехать в Германию. Там-то и его настиг недуг, по причине которого он вскоре уже не мог брать перо в руки. Но работа мысли не прекращалась – диктуя, Жуковский заканчивает поэму Странствующий жид

В четырнадцатилетнем возрасте Жуковского определяют в Благородный пансион при Московском университете, где юноша с особым чаяньем изучает рисование, словесность, историю, французский и немецкий языки и где он скоро становится одним из первых учеников.

Уже в те годы поэт делает первые пробы пера, наиболее значительные из которых – стихотворение Майское утро

В другой, написанной несколько позже, уже оригинальной элегии Вечер

В эти годы Жуковский много работает, и уже в 1804 выходит первая книжка из его шеститомного перевода с французского Дон Кишота

В сущности, сама натура поэта, впечатлительного и ранимого, противилась размеренной и упорядоченной работе чиновником в Соляной конторе, куда он был определен после окончания пансиона в 1800. Повод, чтобы порвать со службой, не замедлил представиться – однажды резко ответив на грубость начальника, он попал под арест, после чего тут же ушел в отставку и удалился в родное имение. В Мишинском, где он не был долгие годы, поэт отдыхает душой, предается созерцанию природы и анализирует свою душевную жизнь – ведет дневник, и, конечно же, не забывает о стихах.

И тут судьба посылает ему встречу с дочерью его сводной сестры, Машей Протасовой, которая вошла в историю русской поэзии как муза, ангел-хранитель поэта, и в то же время – неиссякаемый источник его страданий. Влюбленные мечтали об одном – соединить навеки свои жизни, вступить в законный союз. Но мать Маши была категорически против браков между родственниками, даже дальними, и вплоть до смерти Маши Протасовой не отступилась от своего решения.

Так в творчестве Жуковского с новой силой начинает звучать неистребимый, на грани надежды и утраты мотив противостояния, а порой и переплетение земной печальной юдоли с небесным, совершенным там, придающей его стихам пронзительно-щемящее, страстное звучание.

Баллады

Баллады Жуковского построены на противопоставлении философских категорий добра и зла. Из этого противостояния выплывает проблема преступления и наказания. Герой песни – это не положительный персонаж, влюбленный юноша или затерявшийся в собственных чувствах. Напротив, главным лицом становится негативный персонаж. Он выходит за рамки закона, плюет на моральность. В погоне за удовлетворением своих потребностей он переступает черту дозволенного и идет на преступление. Природа, как божественное начало, не терпит подобных выходок и решает наказать злоумышленника сама, ибо только ей вершить людские судьбы на земле.

стихотворения жуковского


Баллады Жуковского всегда заканчиваются торжеством морального закона. А природа не просто уносит зло, воплощенное в лице персонажа, но и уничтожает любое воспоминание о нем.

– как и многие другие сочинения автора в том же жанре, – вольный перевод, в данном случае немецкого поэта Г.Бюргера. (Баллада – стихотворная лирическая новелла с драматическим сюжетом и нередко с присутствием сверхъестественного, фантастического элемента.). За пределы известного, познаваемого мира, в страшную и сладкую даль увлекают образы баллады, и потустороннее, пугающее и манящее вплетается в ее ткань, заставляя трепетать и героев этого сочинения, и его читателей.

Следующая баллада Жуковского – Светлана

, уже не перевод, а оригинальное произведение, так полюбилась российскому читателю, так органично слилась с народной жизнью, что строки из нее уже многие годы спустя напевали над детской колыбелью:
Раз в крещенский вечерок девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…
Позже, в оригинальной балладе Жуковского Эолова арфа

План: 1) какие мотивы объединяют эти стихотворения? 2) Какие различия в лирическом сюжете помогают выявить разные грани чувств поэта? 3) Можно ли считать единым облик лирического героя в этих двух произведениях? Какие художественные средства помогают раскрыть его душевное состояние в каждом тексте? 4)Как в каждом тексте создаётся образ лирической героини? 5) с какими традициями мировой литературы связано изображение возлюбленной у К. Н. Батюшкова?

1.Оба стихотворения написаны в жанре элегии
в них звучат мотивы неразделенной любви;

5.романтизм: пластичность, определённость;
культ чувственности, элементы эротики,
конфликт лирического героя с действительностью.

3.Рассказ о лирическом герое имеет одну из
центральных линий.
Конечно, главным действующим лицом является
возлюбленная поэта, образ которой описывается в строках.
Неоднократное повторение фразы о том, что герой помнит
черты своей музы, усиливает эмоциональную окрашенность
стихотворения.
Поэт говорит о том, что не только внешность лирической
героини привлекает его.
Он искренне убеждён, что эта необыкновенная девушка
является его гением и ангелом-хранителем.
Именно она вдохновляет Батюшкова на творчество и
заставляет облачать в стихи свои чувства.

Какими литературными приемами пользовался поэт?
Это синтаксический параллелизм при описании памяти
сердца и рассудка.
В словаре стихотворения преобладают слова
и словосочетания, относящиеся к внутреннему миру
лирического героя и
выражающие его состояние или его оценки и восприятие:
память сердца, сильней, рассудка памяти печальной,
сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый,
незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др.
Для создания образа возлюбленной автор использовал
яркие эпитеты, (голос милых слов; очи голубые,
локоны златые; наряд простой; образ милый, незабвенный),
которые усиливают экспрессивную окраску
стихотворения.
А минимальное использование слов с чередующимися
сонорными звуками позволяет придать особую
переливчатую мелодичность, передать особую
нежность и легкость строчкам.
Всё это только подчеркивает возвышенное и светлое
чувство героя.
Это объясняется жанровой принадлежностью
стихотворения, так как в элегии раскрывается
внутренний мир," Я" лирического героя.

Цикл стихов, посвященных Анне Фурман,
отражает то, какие глубокие и постоянные чувства
может испытывать человек.
Даже расставшись с Анной Фурман, поэт не только
продолжает ее любить, но и искренне верит,
что знакомство с ней – подарок судьбы.
То, что чувства оказались лишены взаимности,
совершенно не печалит Батюшкова, который счастлив
уже потому, что любит сам.
И ему кажется, что именно эта любовь спасает его от
одиночества и жизненных невзгод, она помогает
материализовать образ избранницы, которая в самый
сложный момент "приникнет к изголовью и усладит
печальный сон".

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Жуковский открыл для русской литературы романтизм, принципы которого воплощаются во всём его творчестве. Поэтому и лирический герой поэзии Жуковского это в первую очередь герой романтический. Он чувствительный, находящийся в противоречии с миром или погруженный в элегическую тоску.

Рассмотрим его проявление в лирике Жуковского.

В стихотворении "Вечер" лирический герой — поэт. В его облике присутствуют характерные для лирического героя романтической поэзии черты: печаль о прошедшей молодости:

"О дней моих весна, как быстро скрылась ты",

размышления о быстротечности жизни и близости конца:

"Так, петь есть мой удел.

но долго ль? Как узнать.

а также созерцательность, преклонение перед природой "клятвы данные природе".

Общее настроении стихотворения — светлая печаль, задумчивость характерны для типичного романтического жанра — элегии.

В стихотворении "Море" настроение лирического героя совсем другое. В отличие от "Вечера" с его печальной задумчивостью, герой "Моря " взволнован, как природа вокруг него.

Море, вечно тянущееся к небу и не могущее достигнуть его, символизирует человека обреченного на неудачу в стремлении к небу. Здесь проявляется двоемирие, характерное для романтического героя. Он понимает невозможность покоя и гармонии, но все же стремиться к ним.

Другой конфликт показан в стихотворении "Невыразимое". Конфликт между восприятием сердца и изложен в словах. Здесь лирического героя терзает невозможность передать самую важную составляющую восприятия природы человеческим языком.

Так, лирический герой поэзии Жуковского — чувствительный, живущий в конфликте земного и небесного, человек, способный тонко чувствовать природу.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: