Как будет развиваться автомобильный транспорт кратко

Обновлено: 04.07.2024

В перспективе автомобильному транспорту будет по-прежнему принадлежать одно из ведущих мест в Единой транспортной системе страны. Вместе с этим дальнейшее повышение эффективности его работы и улучшение технико-экономических показателей связаны с необходимостью повышения технического уровня эксплуатации, развития сети автомобильных дорог и решения ряда научно-технических проблем.

Основными направлениями повышения уровня технической эксплуатации автомобильного транспорта являются обеспечение преимущественного развития автотранспорта общего пользования и укрупнение автохозяйств, совершенствование структуры автомобильного парка, дальнейшего расширения и развития централизованного способа перевозок.

Концентрация автотранспорта общего пользования является действенным способом улучшения планирования, организации и управления перевозочным процессом, широкого внедрения централизованных терминальных перевозок, повышения степени использования подвижного состава, что в совокупности позволит значительно сократить стоимость перевозок и транспортные издержки в целом.

Важнейшим вопросом повышения эффективности работы автотранспорта является совершенствование структуры автомобильного парка. Это потребует минимизации числа типов автомобилей, максимальной унификации и установления, в соответствии с условиями и объемом перевозок, оптимального соотношения количества автомашин, а также автопоездов различной грузоподъемности для того, чтобы каждую грузоперевозку выполнять с наименьшими затратами ресурсов и стоимостью. При этом необходимо, чтобы все автомобили максимально соответствовали дорожным, транспортным и природно-климатическим условиям эксплуатации.

Совершенствование структуры автомобильного парка предполагает увеличения производства автопоездов с наибольшей грузоподъемностью (типа МАЗ-6422, КамАЗ-6412 и т.д.), а также малотоннажных перевозок грузоподъемностью до 1т. (ГАЗ-3201и др.).

Кроме того, должен существенно увеличиться парк специализированных машин (самопогрузчики и т.п.).

Недостаточное развитие сети автодорог твердым покрытием и плохое их содержание весьма отрицательно влияют на работу промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства, где убытки от недостатка хороших дорог весьма значительны.

Необходимость развития сети автодорог вытекает из высокой интенсивности транспортного потока, которая на ряде участков превышает допустимый (6 тыс. ед. в сутки) в 5-7 раз.

Поэтому развитие сети автодорог и, в первую очередь, с твердым покрытием является важнейшей перспективной задачей. Следует особо отметить, что ее решение является крупным резервом снижения расхода топлива.

К числу научно-технических проблем, имеющих первостепенное значение для повышения эффективности автомобильного транспорта относятся:

- изыскание средств и методов повышения топливной экономичности автомобилей и снижение токсичности выхлопа автомобильных двигателей;

- обеспечение безопасности движения.

Повышение топливной экономичности автомобилей идет в направлении совершенствования карбюраторных двигателей, массового перехода на дизельные двигатели грузовых машин и автобусов, снижения собственной массы автомобиля.

Для экономии бензина и дизельного топлива и уменьшения токсичности отходящих газов осуществляется перевод автомобилей на газовое топливо (в частности сжиженный газ пропан-бутан, природный газ и др.).

Задача обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах приобретает чрезвычайную остроту.

Применительно к автомобилю к числу мер активной безопасности относят: повышение устойчивости и управляемости машины, усиление и совершенствование тормозов, повышение надежности шин и др. Меры пассивной безопасности включают: повышение прочности кузова, применение энергопоглощающих бамперов, различных устройств и приспособлений для предохранения водителя и пассажиров от ударов и др.

Ужесточаются требования безопасности при проектировании и строительстве автодорог. Расширяется сеть автомобильных дорог типа автострад с многополосным движением, устройством пересечений с другими транспортными коммуникациями в разных уровнях, со спиральным дорожным покрытием, увеличивающим сцепление шин с поверхностью дороги в различных погодных условиях, применением специальных предупредительных сигналов, светящихся знаков и разметки дорог и т.д.







Общей перспективой является поиск новых видов топлива для двигателей внутреннего сгорания, не загрязняюшего окружающего среду, например, водорода, при горении которого образуется безвредная для атмосферы вода. Равноценной альтернативой является создание принципиально иного типа двигателей, например, работающих на электричестве от аккумулятора (в автомобильной отрасли).

На железнодорожном транспорте для повышения скорости планируется ввести поезда и вагоны, скользящие на магнитной или воздушной подушке в нескольких сантиметрах над полотном. Правда, использовать подобный вид для перевозки людей нельзя, так как мощное магнитное поле отрицательно влияет на здоровье человека, вызывая спазмы желудка.

В авиации перспективно развитие автоматизации на всех уровнях - от подготовки пилотов на иммитаторе до автоматической системы управления на аэродромах, где диспетчер будет выполнять роль оператора программы, следящей за полетом. В развитии пассажирской авиции наблюдается уже сейчас два основных направления : создание вместительных пассажирских и грузовых самолетов, способных поднять на борт до 400 пассажиров или до десяти тонн груза (а на военных и того больше), однако очень медленных, и создание гораздо менее грузоподъемных и комфортабельных лайнеров, но зато гораздо намного быстрее летающих и потому более дорогих.

Проблема свободного места для аэродромов может быть решена за счет создания принципиально новых типов летающих машин , с п оворотными двигателями, обладающий возможностью вертикального взлета. А для перевозки особо тяжелых грузов планируется начать вновь использовать дирижабли.

На морском транспорте разрабатывается частичный возврат к парусам. Мачты с установленными на них твердыми плитами - парусами и управляемые автоматикой позволят при попутных ветрах экономить до трети топлива, что приведет к удешевению первозок грузов морем. Вторым разрабатываемым проектом является переоснащение технологически устаревших подводных лодок под транспортные и прогулочные суда. Ведь даже на небольшой глубине в 30-50 метров воздействие шторма практически незаметно - скорость доставки грузов будет меньше зависеть от погоды и климата. Грузоподъемность таких перевозчиков будет вполне сравнима с грузоподъемностю современных танкеров и сухогрузов за счет того, что они целиком находятся под водой и потому на них воздействует большая сила Архимеда, чем на надводные суда. Такой вид очень перспективен в Канаде и России, так как он позволит использовать Северный Морской Путь вне зависимости от сезона и толщины льда, при этом не нуждаясь в сопровождении караванов судов ледоколами.

На речном транспорте возможно создание единых транспортных систем внутри континента, состоящих из рек и озер, соедининенных через судоходные каналы. Реальным таким проектом является Большое Водное кольцо Европы, которое должно соединить в единую водную систему крупнейшие реки Европы.

В трубопроводном транспорте планируется создание магистралей, перевозящих не только сыпучие, наливные и газообразные грузы, но и людей в специальных капсулах, наподобие тех, что сейчас используют в пневматической почте. За счет малого сопротивления воздуха этот способ доставки людей на малые и средние расстояния один из самых подходящих по скорости и дешевизне. Однако его эксплуатация сейчас крайне затруднительна, так как этот способ передвижения требует большие средства на обслуживание и тщательный контроль за безопасностью, который на должном уровне может осуществить только автоматика, имеющая данные по давлению в трубе, целостности капсулы и так далее.

В автомобильном транспорте реальным решением проблемы износа полотна дорог является разработка и применение новых материалов, износо -и термо более устойчивых, чем существующий гудрон и асфальт. В крупных городах можно хоть ненамного снизить задымление путем внедрения электрифицированных видов общественного транспорта, например, троллейбусов.

Преимущества автомобильного транспорта:

• Высокая маневренность подвижного состава, позволяющая быстро сконцентрировать автомашины в нужном месте, в нужное время и в нужном количестве.

• Автономность движения транспортных средств.

• Высокая скорость доставки грузов.

• Обеспечение сохранности грузов.

• Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

• Строительство автодорог дешевле строительства железных дорог.

Недостатки автомобильного транспорта:

• Сильное загрязнение окружающей среды (80% загрязнений атмосферы от транспорта приходится на долю автотранспорта).

• Высокая себестоимость перевозок.

• Наибольшая трудоемкость. На автотранспорте занято ¾ всех работающих на транспорте.

• Большая топливоэнергоемкость и металлоемкость.

• Малая грузоподъемность автомобилей и, как следствие, низкаяпроизводительность единицы подвижного состава.

• Высокая доля порожнего пробега.

Область применения автомобильного транспорта:

1. Перевозки на короткие и средние расстояния. Эффективнойзоной применения автотранспорта является расстояние до 200 км,контейнерные перевозки – до 500 км, перевозки скоропортящихсягрузов – до 800 км.

2. Перевозки на все расстояния при отсутствии других видовтранспорта.

3. Перевозки на все расстояния, если это выгодно грузовладельцу и перевозчику. Для примера, в США грузы перевозятся на дальние расстояния (от западного до восточного побережья и обратно)большегрузными дизельными тягачами автомобильного транспорта с прицепами длиной 12–15 метров с рефрижераторными установками.Их эффективность достигается благодаря большим объемам перевозки и обратной загрузке.

4. Внутризаводские перевозки на предприятиях.

5. Перевозки сельскохозяйственных грузов с полей.

6. Перевозки для обеспечения розничной торговли и малого бизнеса.

7. Пассажирские перевозки (международные, междугородные,пригородные, внутригородские).

8. Туристско-экскурсионные перевозки.

Основные задачи развитияавтомобильного транспорта:

1. Совершенствование конструкции и технических характеристикавтомобилей и двигателей в отношении экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобства управления.

2. Увеличение выпуска специализированных автомобилей, автомобилей различной грузоподъемности.

3. Совершенствование системы диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.

4. Улучшение организации и безопасности движения.

5. Создание системы автомагистралей и скоростных дорог,в первую очередь по направлениям международных транспортныхкоридоров.

6. Строительство новых и реконструкция существующих автомобильных дорог для увеличения пропускной способности дорожной сети с учетом прогнозируемой интенсивности движения транспортных потоков.

7. Развитие автомобильных дорог федерального значения на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации, к морским и речнымпортам, аэропортам, крупным транспортным узлам.

8. Развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах.

9. Обустройство площадок для сервисного и ремонтного обслуживания автомобилей, стоянок и мест отдыха водителей.

Подвижной состав автомобильного транспорта

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся грузовые автомобили различных модификаций, тягачи, их прицепыи полуприцепы; автобусы, легковые автомобили. Автомобили как активные самодвижущие единицы представляют собой главную и наиболее сложную часть подвижного состава. Прицепы и полуприцепы –это безмоторные повозки для грузов.

Автомобильные дороги

Автомобильные дороги являются важнейшим звеном транспортной системы страны, без которого не может функционировать ниодна отрасль народного хозяйства. Как известно, одной из вечныхпроблем России являются дороги. Недостаток и низкое качестводорог существенно сдерживает не только развитие автомобильного транспорта, но и социально-экономический прогресс в стране. Общая длина автомобильных дорог в России составляет 945 тыс. км, изних с твердым покрытием 750 тыс. км. Дороги общего пользованиясоставляют всего лишь 580 тыс. км, из них твердое покрытие имеют525 тыс. км (90 %). Протяженность федеральных дорог составляет46,4 тыс. км (менее 10 % от сети общего пользования).

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерныхсооружений, предназначенных для обеспечения круглогодичного,непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями в любое время годаи в любых условиях погоды. В состав этого комплекса входят земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы и другие искусственныесооружения, обустройство дорог и защитные дорожные сооружения,здания и сооружения дорожных и автотранспортных служб.

Автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, подразделяются:

а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:

– относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);

– относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);

– относящиеся к собственности муниципальных образований,предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера, включая относящиеся к собственности:

муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенныхпунктов в границах муниципальных районов). Протяженность автодорог, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. кмулично-дорожной сети городов;

городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);

– относящиеся к частной и иным формам собственности;

В России автомобильный транспорт осуществляет перевозку чуть более 50 % грузов и пассажиров. Протяженность сети автодорог Росси составляет 915,6 тыс. км (из них с твердым покрытием – 751 тыс. км). В США эта величина - 6284 тыс. км.

Чуть ниже России - Канада и Франция. Вместе с тем, по плотности дорог на единицу площади территории и на 1000 жителей Россия на одном из последних мест, после США, Германии, Великобритании, Франции и даже Финляндии. За последние годы грузовая производительность автотранспорта в России очень упала. И если передовые страны используют в доле производительных перевозок автотранспорт от 12 % до 65 % , то Россия всего 3,8 %.

Рост автотранспорта в Росси за последние 5 лет составил 40 %. Однако большая часть парка автомобилей имеет возраст более 10 лет. При этом технический уровень отечественного автопрома на протяжении многих лет отстает от зарубежных аналогов минимум на 10 лет.

К основным преимуществам автомобильного транспорта относятся:

1) маневренность, большая подвижность, мобильность;

3) автономность движения транспортного средства от специальных сложных путей и источников энергопотребления;

4) высокая скорость доставки;

6) более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

В качестве недостатков можно отметить:

1) большая себестоимость;

2) большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

3) низкая производительность единицы подвижного состава;

4) наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя, а его режим работы самый напряженный);

5) в наибольшей степени загрязняет окружающую среду.

В качестве основных проблем развития автомобильного транспорта можно отнести целый ряд из них. В первую очередь существует реальная необходимость повышения производительности автотранспорта за счет уменьшения простоев, увеличения использования грузоподъемности и увеличения скорости движения. Для тяжелых отраслей промышленности необходимо создание новых автомобилей большей грузоподъемности и грузовместимости. Соотношение стоимости автотранспорта и срока его эксплуатации ставит перед учеными и разработчиками задачу повышения рабочего ресурса автомобилей. Для сравнения, отечественный автомобиль до капитального ремонта рассчитан на пробег до 130. 300 тыс. км, тогда как импортные автомобили рассчитаны до 500 тыс. км, но на российских дорогах они пробегают и более 1 млн. км. Однако и высокий ресурс импортных автомобилей не исключат проблему эффективности двигателей внутреннего сгорания, КПД которых не превышает 36 % для дизельных двигателей и 20. 25 % - для легковых. Многие конструктивные решения уже почти исчерпаны – это аэродинамика автомобиля, электронный впрыск и турбонаддув. Но еще не решены проблемы устранения трения деталей, полного и эффективного сгорания топлива, надежности конструкции.

Рыночная экономика, диктуя свои правила, постепенно заставляет переходить от ремонта автотранспорта к сервисному обслуживанию с заблаговременным выявлением признаков неисправностей отдельных агрегатов и узлов автомобилей. В некоторых отраслях требуется разработка и внедрение специализированных автомобилей для снижения трудоемкости процесса. В частности, в Японии разработано и внедрено легковое такси без водителя. Низкая экологичность автомобильных двигателей заставляет разрабатывать новые двигатели на альтернативном топливе.




В условиях непрерывного увеличения транспорта на дорогах все более актуальными становятся проблемы обеспечения организации и безопасности движения. В этой связи ведутся разработки по усовершенствованию конструкции автомобилей, их динамических и скоростных характеристик, систем активной и пассивной безопасности, электронных систем управления движением, совершенствуются и внедряются технологии строительства дорог. Здесь следует отметить, что если в европейских странах расход горючего составляет в среднем 8,3 л/100 км, то в России - 9,7 л/100 км, причем это для оптимальных дорожных условий, которые для нас пока редкость. Более корректны цифры в пределах 11. 16 л/100 км. Статистика свидетельствует, что на усовершенствованных дорогах себестоимость перевозок снижается в 2. 3 раза, срок службы автомобиля выше на 30 %, расход горючего сокращается на 30. 50 %. Для сравнения: на грунтовых дорогах производительность снижается в 3. 4 раза. Поэтому острой и актуальной остается проблема развития автомобильных дорог с твердым покрытием, в т.ч. дорог 1 и 2 категорий; развитие заправочных комплексов, автостоянок, развитие систем внешнего освещения в темное время суток, организация многоуровневых пересечений и т.д.

Применение двигателей Дизеля на грузовых и пассажирских автомобилях в мире составляет 50. 60 %, в России - 25 %. Они сокращают расход топлива для крупнотоннажных перевозок на 25. 30 % и более, чем вдвое снижают степень экологического загрязнения окружающей среды. Совершенствование улично-дорожной сети для обеспечения безопасности участников движения состоит в необходимости выделения самостоятельных путей движения всех участников движения, с минимальным количеством пересечений в одном уровне.

В России автомобильный транспорт осуществляет перевозку чуть более 50 % грузов и пассажиров. Протяженность сети автодорог Росси составляет 915,6 тыс. км (из них с твердым покрытием – 751 тыс. км). В США эта величина - 6284 тыс. км.

Чуть ниже России - Канада и Франция. Вместе с тем, по плотности дорог на единицу площади территории и на 1000 жителей Россия на одном из последних мест, после США, Германии, Великобритании, Франции и даже Финляндии. За последние годы грузовая производительность автотранспорта в России очень упала. И если передовые страны используют в доле производительных перевозок автотранспорт от 12 % до 65 % , то Россия всего 3,8 %.

Рост автотранспорта в Росси за последние 5 лет составил 40 %. Однако большая часть парка автомобилей имеет возраст более 10 лет. При этом технический уровень отечественного автопрома на протяжении многих лет отстает от зарубежных аналогов минимум на 10 лет.

К основным преимуществам автомобильного транспорта относятся:

1) маневренность, большая подвижность, мобильность;

3) автономность движения транспортного средства от специальных сложных путей и источников энергопотребления;

4) высокая скорость доставки;

6) более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

В качестве недостатков можно отметить:

1) большая себестоимость;

2) большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;

3) низкая производительность единицы подвижного состава;

4) наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя, а его режим работы самый напряженный);

5) в наибольшей степени загрязняет окружающую среду.

В качестве основных проблем развития автомобильного транспорта можно отнести целый ряд из них. В первую очередь существует реальная необходимость повышения производительности автотранспорта за счет уменьшения простоев, увеличения использования грузоподъемности и увеличения скорости движения. Для тяжелых отраслей промышленности необходимо создание новых автомобилей большей грузоподъемности и грузовместимости. Соотношение стоимости автотранспорта и срока его эксплуатации ставит перед учеными и разработчиками задачу повышения рабочего ресурса автомобилей. Для сравнения, отечественный автомобиль до капитального ремонта рассчитан на пробег до 130. 300 тыс. км, тогда как импортные автомобили рассчитаны до 500 тыс. км, но на российских дорогах они пробегают и более 1 млн. км. Однако и высокий ресурс импортных автомобилей не исключат проблему эффективности двигателей внутреннего сгорания, КПД которых не превышает 36 % для дизельных двигателей и 20. 25 % - для легковых. Многие конструктивные решения уже почти исчерпаны – это аэродинамика автомобиля, электронный впрыск и турбонаддув. Но еще не решены проблемы устранения трения деталей, полного и эффективного сгорания топлива, надежности конструкции.

Рыночная экономика, диктуя свои правила, постепенно заставляет переходить от ремонта автотранспорта к сервисному обслуживанию с заблаговременным выявлением признаков неисправностей отдельных агрегатов и узлов автомобилей. В некоторых отраслях требуется разработка и внедрение специализированных автомобилей для снижения трудоемкости процесса. В частности, в Японии разработано и внедрено легковое такси без водителя. Низкая экологичность автомобильных двигателей заставляет разрабатывать новые двигатели на альтернативном топливе.

В условиях непрерывного увеличения транспорта на дорогах все более актуальными становятся проблемы обеспечения организации и безопасности движения. В этой связи ведутся разработки по усовершенствованию конструкции автомобилей, их динамических и скоростных характеристик, систем активной и пассивной безопасности, электронных систем управления движением, совершенствуются и внедряются технологии строительства дорог. Здесь следует отметить, что если в европейских странах расход горючего составляет в среднем 8,3 л/100 км, то в России - 9,7 л/100 км, причем это для оптимальных дорожных условий, которые для нас пока редкость. Более корректны цифры в пределах 11. 16 л/100 км. Статистика свидетельствует, что на усовершенствованных дорогах себестоимость перевозок снижается в 2. 3 раза, срок службы автомобиля выше на 30 %, расход горючего сокращается на 30. 50 %. Для сравнения: на грунтовых дорогах производительность снижается в 3. 4 раза. Поэтому острой и актуальной остается проблема развития автомобильных дорог с твердым покрытием, в т.ч. дорог 1 и 2 категорий; развитие заправочных комплексов, автостоянок, развитие систем внешнего освещения в темное время суток, организация многоуровневых пересечений и т.д.

Применение двигателей Дизеля на грузовых и пассажирских автомобилях в мире составляет 50. 60 %, в России - 25 %. Они сокращают расход топлива для крупнотоннажных перевозок на 25. 30 % и более, чем вдвое снижают степень экологического загрязнения окружающей среды. Совершенствование улично-дорожной сети для обеспечения безопасности участников движения состоит в необходимости выделения самостоятельных путей движения всех участников движения, с минимальным количеством пересечений в одном уровне.

Читайте также: