Социальный проект для детей с овз в доу

Обновлено: 07.07.2024

Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).

2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта

Конвенция ООН по правам ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.

В последние годы значительно возросли требования общества к социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы

ВложениеРазмер
Педагогический Проект "Социализация детей с ОВЗ в условиях дома ребенка" 197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты - Мансийскйй автономный округ - Югра

Разработчик педагогического проекта:

Майсюк Альвина Мунеровна

Период формирования и функционирования

педагогического проекта: 1год

1. Краткая аннотация проекта

Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними. Проект представляет собой исследовательский тип, где обоснован выбор темы, ее актуальность, определенны цель, и задачи, обоснованны теоретико-методологические основы, описаны этапы и методы, представлены положения о теоретической и практической значимости работы. Методологическую основу данного педагогического опыта составляет социальное развитие проблемного ребёнка, которое подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).

2. Обоснование необходимости проекта. Актуальность педагогического проекта

Конвенция ООН по правам ребенка в качестве исходной точки рассматривает права каждого отдельного ребенка. В Конвенции отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная помощь необходима, например, детям с ОВЗ.

Однако система обучения и сопровождения детей с нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. Категория детей с комплексными нарушениями крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений, в связи с этим достаточно сложно выработать какие-либо единые подходы к обучению и сопровождению таких детей с учетом всех факторов.

Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов.

Практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока. Поиск наиболее эффективных методов коррекционной работы с детьми данной категории является актуальной проблемой для специалистов, работающих с ними.

Данный педагогический опыт создан для организации эффективной коррекционной работы и построении индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ. Разработка оптимального образовательного маршрута учитывает следующие аспекты:

  • психологические особенности данной категории детей;
  • структуру нарушений, составляющих сложный дефект;
  • основные принципы коррекционной педагогики.

Поэтому данный педагогический опыт востребован , вызывает интерес у педагогов и родителей. Вид проекта исследовательский ориентированный на совместную деятельность специалистов разного профиля. Данный проект внедрялся на протяжении 1 года. Систематически к нам поступают дети с ОВЗ поэтому работа по данному проекту является систематической.

3. Цель и задачи проекта

Наиболее ярким внешним проявлением отклонений у детей с ОВЗ является затруднение в социализации. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни вызывает беспокойство, страх и агрессию . Преодоление проблем с социализацией детей возможно в результате своевременно начатой упорной коррекционно-развивающей работы. Исходя из этого, наиболее актуальным будет являться создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ.

Гипотеза исследования – проведение коррекционно-развивающей работы (в частности проекта и среды), способствует формированию функциональных навыков и социализации.

Объект исследования : социальная адаптация детей с ОВЗ, путём максимального расширения их социальных связей.

Предмет исследования : преодоление проблемы с социализацией, и постепенное вхождение ребёнка с ОВЗ в социум в результате своевременной коррекционно-развивающей работы.

Целью педагогического опыта является: создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ путём максимального расширения их социальных связей.

В соответствии с целью, нами были определены следующие задачи:

  1. Организовать предметно-развивающую среду.
  2. Формирование навыков поведения.
  3. Формировать социально-бытовые навыки.
  4. Формировать навыки игровой деятельности.
  5. Формировать познавательные функции.
  6. Формировать речевые навыки и навыки общения.
  7. Привлекать родителей к социальному партнёрству.

4. Основное содержание проекта

Новизна педагогического опыта в теоретическом плане заключается в изучении социального развития детей с ОВЗ, которое предполагает формирование сотрудничества ребёнка с взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества с взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребёнка мотивационной сферы. Переход ребёнка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.

Новизна педагогического опыта заключается в следующем:

  • создание системы взаимодействия специалистов детского сада, направленной на социализацию детей с ОВЗ;
  • разработка диагностического обследования детей, в том числе степени их социализации (выявления формы общения, характерной для каждого ребёнка: эмоционально-личностная, проявление эмоциональных реакций на окружающих, положительная реакция на сотрудничество с детьми и взрослыми);
  • разработка практического программно - методического материала по организации различных видов организационной и педагогической деятельности как условия обеспечения качества и социально-эмоционального развития детей.
  • разработка и внедрение мероприятий с семьями воспитанников, направленных на обучение родителей приёмам работы с детьми ОВЗ.

Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности психолога, дефектолога в работе с семьей дошкольника и коррекции личностного развития ребенка.

Из вышеизложенного становится понятно, насколько важным является проведение коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ, и насколько актуальна данная проблема.

Основные принципы и подходы в реализации проекта

Методологическая основа данного педагогического опыта

Исследование опирается на опыт, накопленный в отечественной дефектологии, на представление о том, что первичная дефицитарность ребенка вызывает нарушение формирования социального поведения, что препятствует его психическому развитию. Коррекционная работа в этих традициях понимается как расширение социального опыта и приближение ребенка с проблемами в развитии к нормальным формам поведения (Л.С. Выготский, 1926).

Социализация детей с синдромом рассмотрена в работах О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг. Особое внимание направлено прежде всего на коррекцию эмоциональной сферы, на основе чего через развитие аффективного отношения ребенка с ОВЗ к окружающему миру - формируются различные навыки, знания, умения, на основе чего стремятся достичь возможно более полного уровня социальной адаптации.

Для помощи детям с ОВЗ, большое значение имеет психологическая коррекция, основы которой разработаны К.С.Лебединской, О.Н.Никольской, В.В.Лебединским и др. Психологическая коррекция направлена на преодоление негативизма и установление контакта с ребенком, преодоление сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, страхов, а также отрицательных аффективных форм поведения: влечений, агрессии.

Теоретической основой является клинико-психологическая классификация О.С. Никольской, где критериями разделения становятся доступность для ребёнка тех или иных способов взаимодействия с внешней средой. В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный.

I этап - Диагностический. Цель: определить с помощью комплекса диагностических методик симптомов и причин эмоционального неблагополучия и разработка общей программы коррекции (планирование целей, задач, определение содержания, отбор методик и техник коррекционной работы, планирование форм участия других специалистов). Сбор анамнестических данных на основе анализа документации вновь поступивших детей, бесед с родителями, педагогами, анкетирования. Полученные сведения фиксируются в итоговом протоколе наблюдения за свободным поведением ребёнка .

II этап – Коррекционно-развивающий. Цель: апробировать новые формы и методы работы, направленные на социальное развитие детей с ОВЗ. Коррекционная работа по воспитанию и обучению детей включает проведение групповых и индивидуальных занятий по совершенствованию навыков поведения, формированию социальных правил взаимоотношений, формированию навыков самообслуживания, совершенствованию моторики, координации глаз и рук, формированию навыков игровой деятельности, формированию познавательных функций, формированию речевых навыков и навыков общения. Коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с учебно-тематическим планом комплексно, в тесном взаимодействии всех специалистов .

Для снятия аффективно-эмоционального напряжения применяются арттерапевтические методы: музыкотерапия, тренинг с использованием запахов, пескотерапия, арттерапия, кинезиотерапия.

III этап –– Контрольный . Цель: определить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы по социальному развитию детей с ОВЗ. Включает в себя проведение повторной диагностики, обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов и оценку эффективности программы. Контрольный этап предполагает определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения. Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.

Все содержательные элементы заявленного опыта соотносятся с практикой и соответствуют требованиям педагогической науки.

Механизм реализации проекта представлен в таблице.

Временные ресурсы. Данный проект носит цикличный характер, каждый цикл рассчитан на 3 месяца: возраст детей с 4 до 7 лет, их родители.

Материально - технические ресурсы:

• музыкальный зал; изостудия, кабинет психолога; сенсорная комната

• мультимедийная установка: экран, проектор, ноутбук для применения информационно - коммуникационных технологий;

• CD - DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала;

• психолого-педагогическая и методическая литература, программно - методические материалы.

Кадровое обеспечение. Решение поставленных задач педагогического опыта проходит в соучастии детей, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, младший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, психиатр, педиатр, инструктор ЛФК, массажист, родителей (законных представителей).

Целевая аудитория: дети с ОВЗ, педагоги, специалисты, родители участников проекта.

Результаты реализации проекта доказывают, что если осуществлять работу с детьми с ОВЗ в комплексной системе специалистов, педагогов, врачей, то эффект от коррекционно-педагогического воздействия усилится. Внедрение проектной деятельности в работу с детьми с ОВЗ оптимизирует содержание коррекционно-образовательного процесса.

Данный педагогический опыт служит стимулом к росту профессиональной компетентности и мастерства педагогов.

7.План реализации проекта

Определение степени выраженности речевых расстройств и уровня интеллектуального развития.

1.Оценить уровень актуального развития ребенка;

2. Проанализировать весь спектр познавательных навыков, имеющихся у ребенка;

3. Составление индивидуальной программы развития.

Спонтанная ситуация, наблюдение, направленное обследование;

Установление эмоционального контакта.

1. Установить формальный контакт с ребенком;

В течение 2- 3 недель

могут быть увеличены;

1. Организация предметно-развивающей среды и коррекционно-развивающего процесса.

1. Соответствующим образом организовать место, где будет проходить непосредственно образовательная деятельность;

2.Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к различным видам деятельности;

3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке и завершению деятельности.

Применимы по отношению к детям с любым вариантом аутизма;

Формирование социально-бытовых навыков

1.Провести обследование и выявить, что ребёнок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют овладевать бытовыми навыками.

2. Научить ребёнка имитировать, выполнять инструкции, концентрировать внимание на том виде деятельности, которому его обучают.

В течение всей коррекционно-развивающей работы

Материал используется частично традиционный, но адаптированный индивидуально для каждого ребенка. Из предметных картинок исключаются изображения тех предметов, которые вызывают у ребенка страхи.

Формирование общей моторики

имитации сложных движений;

произвольной организации движений.

В течение всего обучающего процесса

С целью коррекции моторного развития проводится специально организованная деятельность.

Обучение речевым навыкам и навыкам общения.

1.Развивать у ребенка способность понимать речь.

2. Формировать его речевое мышление.

3. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации.

4. Закреплять появившиеся речевые формы.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Работа ведется параллельно с развитием понимания речи.

Программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способностями ребенка, а также его коммуникативными интересами.

Развитие познавательной деятельности

Формирование представлений об окружающем мире.

Развитие всех видов восприятия.

Активизация мыслительной деятельности.

В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с игровой и продуктивнойдеятельностью

Познавательные функции приобретаются легче, если ребенок знает, соответствующие речевые названия, все же они могут усваиваться также и без знания слов.

Развитие игровой деятельности

Формирование игровых действий, умений: игра одиночная, игра рядом, игра с кратковременным или долговременным взаимодействием.

Виды игр: предметная, элементы сюжетно-ролевой игры, сенсорные игры, стереотипная игра.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Развитие игровой деятельности формирует способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.

Коррекция проблем поведения

Научить детей адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.

В течение всей коррекционно-развивающей работы.

Для снятия аффективно-эмоционального напряжения и мы применяем арттерапевтические методы.

Вызвать заинтересованность родителей, повысить их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного единения детей и взрослых;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Если ребенок не может развиваться так, как мы развиваем, может быть, мы должны его развивать так, как он умеет?

-паспорт проекта; -актуальность проекта; -цель проекта, задачи; -ожидаемые ре.

-паспорт проекта;
-актуальность проекта;
-цель проекта, задачи;
-ожидаемые результаты;
-этапы реализации проекта;
-перспектива;
-список литературы.

Паспорт проекта: Тема: социальное взаимодействие воспитанников группы компенс.

Паспорт проекта:
Тема: социальное взаимодействие воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и подготовительной к школе группы через совместную деятельность.
разработчики: Марычева О.И., Дорофеева В.М.
вид: содержание этапов проекта.
тип проекта: социальный
участники проекта: дети дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР и подготовительной к школе группы, педагоги, воспитатели.
по характеру контактов: межгрупповое
по составу участников: групповое
по продолжительности: долгосрочный (учебный год)

Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями являе.

Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является совместная деятельность с группой нормально развивающихся сверстников.
Актуальность проекта

включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений через совместную деятель.

включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений через совместную деятельность с группой нормально развивающихся сверстников.

-побуждать к социально-личностному развитию детей; - побуждать к совместной.

-побуждать к социально-личностному развитию детей;
- побуждать к совместной игровой деятельности;
-обеспечивать всестороннее развитие воспитанников двух групп;
- формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ;
-углублять представления об окружающих людях;
-развивать умения участвовать в коллективных мероприятиях;
-воспитывать чуткость, милосердие и отзывчивость.

- проект способствует включению детей с ОВЗ в систему социальных отношений; -.

1 этап: подготовительный. – постановка целей, определение актуальности и знач.

Этапы реализации проекта:

на протяжении учебного года было проведено 5 запланированных встреч и несколь.

Знакомство

2 встреча

3 встреча

4 встреча: День здоровья.

4 встреча: День здоровья.

5 встреча: День Защитника Отечества.

5 встреча: День Защитника Отечества.

6 встреча: совместная прогулка

6 встреча: совместная прогулка

3 этап: заключительный – анализ результатов проекта; – презентация резуль.

3 этап: заключительный

– анализ результатов проекта;
– презентация результатов.

- Дети с ОВЗ на протяжении учебного года были включены в систему социальных о.

Итоги реализации проекта

- В следующем учебном году планируется продолжение подобной работы, так как о.

- В следующем учебном году планируется продолжение подобной работы, так как опыт показал, что данная работа полезна, востребована и дает положительную динамику в приобретении социального опыта у детей с ОВЗ.

Список литературы:1.Закон ″Об образовании лиц с ограниченными возможностями.

Краткое описание документа:

Проект

Создание доступной среды в ДОУ для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; формирование толерантного отношения общества к особенным детям; развитие адаптивных способностей личности у таких детей для самореализации в обществе.

Основная идея проекта

Создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ. Соблюдение прав этих детей, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества. Выявление особых образовательных потребностей у детей с ОВЗ. Повысить квалификацию специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Организовать разъяснительную и просветительскую работу с родителями и педагогами по организации развития и образования детей–инвалидов и детей с ОВЗ.

Актуальность проблемы

Всегда, особой проблемой являлось ограничение доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам и, как следствие, социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития ребёнка в обществе. Проблема инвалидности не ограничивается только медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Анализ практики свидетельствует, что муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов. А повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разобщённости. Более того, доступная среда в жизнедеятельности является необходимым условием адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в обществе.

Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и РФ

От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих.

Внедрение данного проекта позволит:

- Удовлетворить потребности и права детей в области образования.

- Создать условия для реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

- Повысить качество и доступность обучения и пребывания в ДОУ.

- Организовать работу с родителями и социальными организациями по проблемам воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

- Формировать толерантное отношение социума к особенным детям.

- Разработка модели доступной среды.

-Разработка плана культурно–оздоровительных мероприятий для социализации детей в ДОУ.

Новизна проекта

- Сотрудничество с социальными организациями по защите прав детей с ОВЗ.

- Открытость детского сада для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей.

- Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

-Создание модели построения развивающей среды в рамках инклюзивного образования.

Цель проекта

Создание условий для совместного пребывания и обучения детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушений здоровья или развития.

Ключевые задачи проекта

- Развитие инфраструктуры ДОУ с точки зрения её доступности.

- Реализация принципов инклюзивного образования в ДОУ.

- Осуществление эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

- Сохранение физического и психического здоровья воспитанников.

- Систематизация различных форм, методов и приёмов работы с особенными детьми.

Ожидаемые результаты проекта

- Создание комфортных условий для совместного пребывания детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушения здоровья или развития.

- Повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

- Организация разъяснительной и просветительской работы с родителями и педагогами.

- Позитивная динамика адаптации, социализации детей с проблемами здоровья.

- Разработать плана культурно-оздоровительных мероприятий с учётом специфики нарушений здоровья детей.

- Толерантное отношение воспитанников к особым детям.

Ожидаемые эффекты проекта

- Привлечение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

- Личная готовность всех участников образовательного процесса открыть самого себя в различных видах деятельности, мероприятиях, общении.

- Установление прочных связей между ДОУ и другими образовательными и социальными организациями района.

- Сформировать у родителей чувства ответственности за своих детей.

- Стойкое продвижение детей в развитии.

- Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, повышение рейтинга учреждения.

- Снижение уровня заболеваемости.

- Выявление творческих способностей у детей с ОВЗ и их дальнейшее развитие.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области

- Позитивный эффект качества обучения и воспитания детей инвалидов и детей с ОВЗ, успешная социализация в обществе;

- Реабилитация и сохранение физического и психического здоровья воспитанников;

- Создание и реализация модели развивающей предметно пространственной среды в рамках инклюзивного образования;

- Успешное использование проекта всеми ДОУ, работающими в инновационном режиме;

- Внедрение новых коррекционных и педагогических технологий, программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработка методических рекомендаций обобщающих опыт работы ДОУ и семьи по адаптации детей в социуме;

- Создание доступной среды в ДОУ.

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

Этап

Наименование мероприятия

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Сроки или период (в мес.)

Ожидаемые результаты

Предшествующие мероприятия

Исполнители

Механизм контроля

Создаваемые объекты интеллектуальной собственности

Подготовка к планированию и внедрению проекта.

Выявление существенных ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для детей-инвалидов в образовательной организации

Анализ ресурсного обеспечения, возможных рисков и способов их преодоления. Создание инициативной группы.

Положение о ведении инновационной деятельности и инициативной группе. Установление взаимосвязей с заинтересованными организациями и социальными партнёрами.

сентябрь 2018 – ноябрь 2018

Выработка плана мероприятий по созданию условий для организации доступной среды в ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема социальной реабилитации детей-инвалидов затрагивает многие отрасли научной мысли. С каждым годом число детей-инвалидов увеличивается не только в нашей стране, но и в мире. Социальная политика в Российской Федерации, ориентированная на инвалидов, строится на основе медицинской модели инвалидности.

В концепции модернизации социальной системы в Российской Федерации одним из приоритетов социальной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социально-психологическими и специальными условиями для жизни и развития.

В таких моментах часто на помощь родителям приходят центры (отделения при центрах) социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России существует достаточное количество таких центров, о них много говорится, но не все родители понимают сущность таких центров. Чаще всего предполагается, что дети в них играют, общаются и проводят свободное время. Однако следует помнить, что социальная реабилитация подразумевает под собой целый комплекс специальных мероприятий и воздействий, которые должны помочь маленькому человеку приспособиться к большому взрослому миру.

Социально-реабилитационный центр – это не образовательное учреждение, которое дает знания ребенку о мире в целом с научной точки зрения, а именно то учреждение, которое позволит адаптироваться ребенку с ОВЗ к окружающей его действительности и поможет развить те навыки, которые принесут пользу для человека непосредственно в быту. В среде, которой он находится постоянно.

Единственной возможностью противостоять такой позиции является, на наш взгляд, расширение круга общения детей с ОВЗ на ранней стадии социализации, вовлечение их в культурную жизнь муниципального образования, знакомство с инфраструктурой города.

Краткая аннотация проекта.

В ходе реализации проекта предполагается проведение не только основных реабилитационных мероприятий непосредственно с педагогами в социально-реабилитационном центре, но и мероприятия, направленные на ориентирование детей с ОВЗ в инфраструктуре города. Это могут быть практикумы, ознакомительные экскурсии, как с объектами социальной значимости, так и с представителями различных профессий. Помимо такого взаимодействия детей с ОВЗ с окружающей их действительностью, предполагается проведение акций различной направленности, взаимодействие с представителями молодежной субкультуры города.

В рамках реализуемого проекта предполагается достижение перечисленных возможностей, а именно:

ребенок с ОВЗ становится частью детского коллектива;

в рамках такого коллектива вырабатываются конструктивные способы коммуникации;

дети вовлекаются в культурную жизнь города через организацию мероприятий и демонстрацию результатов своей деятельности;

дети знакомятся с инфраструктурой города с последующим самостоятельным использованием этой инфраструктурой.

Таким образом, по окончанию курса реабилитации в центре родитель замечает качественные изменения в поведении ребенка. В ходе такого рода социальной реабилитации реализуются основные государственные приоритеты в системе социальной защиты населения, а именно:

снижается уровень социальной изоляции детей, имеющих инвалидность;

повышается социальная активность семей, имеющих ребенка-инвалида;

изменяется отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющимися инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний.

Основная цель проекта - комплексная реабилитация детей и подростков с ОВЗ, способствующая их успешной адаптации и социализации, а также оказание квалифицированной помощи родителям, членам семей, воспитывающих детей с нарушениями развития.

Задачи проекта:

определение особенностей организации реабилитационного процесса в соответствии с возрастом каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;

формирование у детей потребности в эмоционально-личностном контакте со взрослыми;

создание условий для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности (в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в продуктивной деятельности, в конструировании и пр.)

формирование у детей поисковых способов ориентировки;

развитие коммуникативных компетенций, форм и навыков конструктивного личностного общения;

реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание пространства для детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;

оказание консультативной и методической помощи родителям, членам семьи, имеющим в своем составе ребенка-инвалида.

Активными участниками проекта являются дети, имеющие легкую или среднюю степень умственной отсталости; педагоги, включенные в реабилитационный процесс (воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, логопед, инструктор по труду, музыкальный руководитель), социальные работники учреждения, родители. Пассивными участниками проекта являются заведующий отделением, должностные лица, спонсоры, аниматоры, волонтеры и т.д. Количество детей в группе варьируется от 3 до 5 человек. Возрастной состав группы от 12 до 18 лет.

С каждым годом все больше детей рождается с проблемами в развитии. Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют представительную группу из числа детей-инвалидов. У этих детей отмечается интеллектуальная недостаточность, нарушения мотивационной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, а так же познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления, речи).

Предполагаемые сроки реализации проекта с февраля 2015 по март 2016. Предполагается среднесрочный вид проекта.

Этапы реализации проекта:

Детальная разработка основных положений проекта.

Консультации педагогов, родителей, пассивных участников проекта.

Проведение рекламно-информационной работы с потенциальными участниками проекта.

Проведение организационного периода с целью выявления потребностей и возможностей участников проекта.

Подготовка детского коллектива к реализации проекта.

Включение участников в различные формы социально-значимой деятельности.

Работа по развитию социальных компетенций участников проекта.

Проведение мероприятий по организации социального и коллективного планирования.

Сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с участниками в ходе проведения проекта.

Итоговая диагностика, обобщение опыта.

Выпуск методических материалов проекта.

Планирование работы по дальнейшему совершенствованию проекта.

Этапы, сроки реализации

февраль 2015 – май 2015

изучение психолого-педагогической, социологической и методической литературы по теме проекта;

определение, исходя из условий, и обоснование направленности, а также содержания реабилитационного процесса;

мотивация участников социально-педагогического эксперимента;

развитие рефлексивной позиции у педагогов;

проведение пилотажного исследования по теме проекта.

критический анализ научной и периодической литературы по теме проекта;

уточненный план проекта, с изменениями и дополнениями;

концепция и основные принципы развития реабилитационного процесса и социально-средовой реабилитации;

теоретическая, методическая и практическая готовность педагогов, участвующих в проекте;

анализ результатов пилотажного исследования, формулирование гипотезы проекта.

Социальный педагог отделения социальной реабилитации детей-инвалидов, педагог-психолог отделения социальной диагностики, координаторы проекта

июнь 2015 – декабрь 2015

выработка критериев, отбор содержания и форм деятельности воспитательного коллектива учреждения;

разработка адекватных поставленным целям педагогических и социально-психологических технологий

построение реабилитационной программы как современной формы социального заказа;

организация текущей и итоговой рефлексии субъектов реабилитационного процесса;

осуществление опытно-экспериментальной и диагностической работы;

проведение экспериментальной проверки эффективности работы.

создание социально-педагогических технологий социализации личности. Критериальная система оценки деятельности участников реабилитационного процесса;

модель организации реабилитационного процесса, соответствующая современным требованиям социального заказа;

качественные изменения в поведении субъектов реабилитационного процесса по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья;

осознанное освоение и принятие детьми с ОВЗ основных коммуникативных и социальных компетенций;

накопление детьми достаточного объема реального личного жизненного опыта, необходимого для их эффективной социальной адаптации.

Педагоги отделения социальной реабилитации детей-инвалидов; педагоги отделения социальной диагностики; педагоги стационарного отделения

Читайте также: