К ю белой технология составления годового плана работы доу м 2012 год

Обновлено: 30.06.2024

Лекция № 4
Технология разработки планов дошкольного образовательного учреждения

1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам.

2. Методика разработки программы развития ДОУ.

3. Методика разработки образовательной программы ДОУ.

4. Планирование работы на учебный год (годовой план ДОУ).

5. Текущее планирование работы с кадрами на месяц.

Литература

1. Общие подходы и требования к планированию работы учреждения по результатам

Планирование и прогнозирование являются основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях.

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключаются в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направления своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Эти требования заключаются в следующем: единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия:

— объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования;
— четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;
— выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

При разработке планов важно определить конкретные конечные результаты. Это требование относится как к перспективным, так и текущим планам.

В качестве повседневного плана действий в детском саду выступает план работы на год, а в качестве перспективного — Программа развития дошкольного образовательного учреждения и образовательная программа. Коротко остановимся на этих трех документах.

2. Методика разработки программы развития ДОУ

Программа развития дошкольного учреждения должна отвечать следующим качествам:

Актуальность — свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.

Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность — свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.

Реалистичность — свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.

Целостность — свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями.

Контролируемость — свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоям — свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.

Программу дошкольного учреждения можно разрабатывать по разным технологиям. Предлагаемая технология включает следующие процедуры и разделы программы:

1. Подготовка информации о ДОУ;

2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

3. Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения;

4. Определение этапов реализации программы;

5. Разработка плана действий.

При аттестации и аккредитации дошкольного образовательного учреждения программа развития является обязательным документом.

  • во-первых, это анализ достигнутого; и коллективу полезно подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны. Это важный инструмент воспитания педколлектива;

  • во-вторых, это информация для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития;

  • в-третьих, это рекламный материал для родителей, населения микрорайона, жителей города, т.е. нынешних и будущих клиентов. Сейчас каждая уважающая себя фирма имеет рекламу. Это требование рынка. И не стоит образовательному учреждению в условиях возрастающей конкуренции этими требованиями пренебрегать.

Таблица 1

Обеспечение финансовых условий — это не деньги, которые нужны для финансирования задачи, а действия, которые нужно совершить, чтобы это финансирование иметь. Обеспечение мотивационных условий — это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задачи.

Обеспечение нормативно-правовых условий — это подготовка документов регламентирующего характера (положений, уставов, решений, приказов и т.п.). После заполнения табл. 1 все включенные в нее действия переносятся в табл. 2 и согласуются по срокам.

Таблица 2
Таблица 3

Раздел 3. Включает в себя материалы, связанные с проектированием, планированием и организацией текущей педагогической деятельности по всем направлениям и методикам, отбор форм организации образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию.

В этом разделе ДОУ необходимо представить:

— гибкий режим деятельности в зависимости от социального заказа родителей, наличия специалистов, педагогов, медицинских работников, подходы к обучению дошкольников и организации всех видов детской деятельности;
— расписание занятий с учетом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду;
— систему закаливающих мероприятий;
— модель воспитательно-образовательного процесса;
— содержание дополнительного образования и др.

В образовательной программе необходимо отразить специфику ДОУ (детский сад присмотра и ухода, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад — центр развития ребенка).

Данный раздел дополняется каждый учебный год по мере необходимости.

Раздел 4. Определение способов систематической фиксации динамики детского развития. В таблице необходимо представить перечень диагностических методик, тестов, используемых в ДОУ для определения уровня выполнения программ и уровня развития детей. Методики подбираются каждым специалистом (музыкальным руководителем, психологом, педагогом дополнительного образования и др.). Указываются сроки проведения и ответственные.

Раздел 5. Условия реализации образовательной программы ДОУ. Этот раздел также должен отражать специфику конкретного учреждения. Он включает в себя: управление реализацией программы; создание и обновление предметно-развивающей среды; инновационную или экспериментальную работу; формы сотрудничества с семьей; преемственность в работе ДОУ и школы; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

План работы на учебный год является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.

Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения.

В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования:

• выполнение государственного заказа-задания,

• совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных,

• взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

Ряд обязательных документов, составляют нормативную базу деятельности каждого ДОУ. С этой точки зрения разработка и реализация плана - это два основных этапа управленческого цикла.

Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения — в этом заключается сущность планирования.

Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллективов. Умение четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом на основе глубокого анализа уровня достижений за прошедший учебный год, требует от руководителей специальных знаний и умений. В настоящее время в номенклатуре дел сложилась система планов : устав, программа развития, образовательная программа, план работы на учебный год. Требования к документации ДОУ предполагает наличие индивидуальных планов у каждого педагога, руководителя и специалиста.

В качестве основного, целевого решения для всего коллектива ДОУ выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий - программа развития ДОУ.

В трех важных документах ДОУ (программа развития ДОУ, образовательная программа, годовой план работы) определены ряд ключевых целей и задач для всего педагогического коллектива. Эти документы связаны между собой целями, задачами и даже основными мероприятиями.

Говоря о плане работы на учебный год мы знаем, что сложилась некоторая цикличность, в которых отражены основные этапы и виды деятельности педагогического коллектива.

Начало учебного года - это адаптационный период в жизни ребятишек как вновь поступивших, так и вернувшихся в детский сад после летнего отдыха с родителями. Это смотры-конкурсы на готовность к новому учебному году всего ДОУ и каждой возрастной группы. Начало учебного года - это методические собеседования с педагогами, с целью выявления знаний о возрастных особенностях детей группы, с которыми им предстоит работать. Это обсуждение организации гибких режимов, форм и содержания работы.

Эта регламентация упрощает планирование работы ДОУ, так как ряд вопросов носит цикличный характер и повторяется из года в год.

Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением.

Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОУ определены :

• конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

• система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

• формирование опыта работы педагогов,

• внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

• в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

• в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

• в определении конкретных мероприятий, сроков их

• исполнения и ответственных исполнителей;

• в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

В методической литературе часто называют еще одну причину формализма при составлении плана, которая в последующем ведет и к формализму при его реализации, Это перегруженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры.

Оптимальность, как условие необходимости и достаточности, является важным принципом эффективного планирования.

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Основные разделы годового плана работы ДОУ

1 раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.

Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. Мы предлагаем 6 разделов аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам представленного нами первого варианта годового плана.

1.1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни, определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.

1.2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально-личностного, художественно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития детей. Это оценка промежуточных результатов освоения Программы в каждой возрастной группе по направлениям и образовательным областям.

1.3. Анализируется уровень развития интегративных качеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения Программы в подготовительной к школе группе, готовности детей подготовительной группы к обучению в школе; успеваемость бывших выпускников детского сада, в настоящее время окончивших 1-3 класс. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.

1.4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса.

1.5. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

1.6. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

1.7. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

1.8. Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы.

Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный год.

2 раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства.

В этом разделе планируется система работы с кадрами :

• обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

• подготовка к аттестации и аттестация;

• посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т. д., с целью повышения профессионального мастерства;

3 раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.

Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.

Работа творческих групп.

Подготовка и проведение педагогических советов.

Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.

Участие в конкурсах и смотрах.

Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.

4 раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, ДРК и др.). Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников, в которой принимают участие все члены педагогического коллектива.

• В подготовительной к школе группе подводятся итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

• Во всех возрастных группах детского сада - промежуточные результаты освоения основной общеобразовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.

5 раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т. д.).

Совместное творчество детей, родителей и педагогов.

Создание банка данных о семьях воспитанников.

Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

6 раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.

Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред, и др.

Фотоотчет об изучении плана эвакуации при пожаре

Фотоотчет об изучении плана эвакуации при пожаре Ребенок уже в дошкольном возрасте может столкнутся со многими опасностями. Пожар всегда возникает неожиданно. Чтобы не было беды, мы обучаем.

Циклограмма плана работы с родителями 2017–2018 учебный год (подготовительная группа) 1 Оформление родительских уголков 2 Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм 3 Индивидуальные беседы 4 Консультация «Режим детского.

Отчет о проведении плана мероприятий ко Дню матери в подготовительной группе

Отчет о проведении плана мероприятий ко Дню матери в подготовительной группе ОТЧЕТ о проведении плана мероприятий ко дню матери в подготовительной группе №2 Цель: приобщение детей к всемирному празднику " День Матери".

Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности Развитие игровой деятельности детей через реализацию годового проекта коммуникативно-речевой направленности. Главная особенность дошкольного.

Белая К.Ю. Технология составления годового плана работы ДОУ

8 вариантов - Планирование на летнее время в ДОУ

Архив содержит 8 документов по организации работы ДОУ в летний период: План на летний оздоровительный период (16 страниц); Приложение к Плану летней оздоровительной работы; Перспективный план работы на лето для младшего и среднего возраста (20 страниц); План летней оздоровительной работы на 2010 год (7 страниц); План работы дошкольного учреждения на лето (5 страниц); План работы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

План работы на учебный год является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.

Существуют основные требования к техническому и содержательному оформлению данного документа: титульный лист, содержание разделов, нумерация страниц и др. Текст может иллюстрироваться схемами и таблицами. При необходимости, к годовому плану оформляются тематические приложения.

В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования :

выполнение государственного заказа-задания,

совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных,

взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.

Ряд обязательных документов, составляют нормативную базу деятельности каждого ДОУ. С этой точки зрения разработка и реализация плана - это два основных этапа управленческого цикла.

Определение основных мероприятий, видов деятельности, конкретных исполнителей и сроков исполнения — в этом заключается сущность планирования.

Цель планирования - выработка единства действий административного и педагогического коллективов. Умение четко сформулировать цели и задачи, стоящие перед коллективом на основе глубокого анализа уровня достижений за прошедший учебный год, требует от руководителей специальных знаний и умений. В настоящее время в номенклатуре дел сложилась система планов: устав, программа развития, образовательная программа, план работы на учебный год. Требования к документации ДОУ предполагает наличие индивидуальных планов у каждого педагога, руководителя и специалиста.

В качестве основного, целевого решения для всего коллектива ДОУ выступает план работы на год и образовательная программа, а в качестве перспективного плана действий - программа развития ДОУ.

В трех важных документах ДОУ (программа развития ДОУ, образовательная программа, годовой план работы) определены ряд ключевых целей и задач для всего педагогического коллектива. Эти документы связаны между собой целями, задачами и даже основными мероприятиями.

Говоря о плане работы на учебный год мы знаем, что сложилась некоторая цикличность, в которых отражены основные этапы и виды деятельности педагогического коллектива.

Начало учебного года - это адаптационный период в жизни ребятишек как вновь поступивших, так и вернувшихся в детский сад после летнего отдыха с родителями. Это смотры-конкурсы на готовность к новому учебному году всего ДОУ и каждой возрастной группы. Начало учебного года - это методические собеседования с педагогами, с целью выявления знаний о возрастных особенностях детей группы, с которыми им предстоит работать. Это обсуждение организации гибких режимов, форм и содержания работы.

Эта регламентация упрощает планирование работы ДОУ, так как ряд вопросов носит цикличный характер и повторяется из года в год.

Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением.

Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОУ определены:

конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

формирование опыта работы педагогов,

внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

в определении конкретных мероприятий, сроков их

исполнения и ответственных исполнителей;

в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

В методической литературе часто называют еще одну причину формализма при составлении плана, которая в последующем ведет и к формализму при его реализации, Это перегруженность плана мероприятиями и объемные текстовые планы без четкой структуры.

Оптимальность, как условие необходимости и достаточности, является важным принципом эффективного планирования.

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Основные разделы годового плана работы ДОУ

1 раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.

Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстри рован схемами с краткими выводами. Мы предлагаем 6 разде лов аналитической справки по итогам учебного года, соответ­ствующих шести блокам представленного нами первого вари анта годового плана.

Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко надо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей и сотрудников в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, сум марные данные по группам здоровья для организации специ альной лечебно-профилактической работы; результаты орга низации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования дея тельности на новый учебный год.

Результаты выполнения образовательной програм мы ДОУ по направлениям: социально-личностного, художественно-эстетического, познавательно-речевого и физического развития детей. Это оценка промежуточных результатов освоения Программы в каждой возрастной группе по направле ниям и образовательным областям.

Анализируется уровень развития интегративных качеств выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов ос воения Программы в подготовительной к школе группе), го товности детей подготовительной группы к обучению в школе; успеваемость бывших выпускников детского сада, в настоящее время окончивших 1-3 класс. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному раз делу.

Анализируются результаты повышения профессио нального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по карте педагогического мастерства); систе мы методической работы в ДОУ. Анализируется научно- методическая обеспеченность образовательного процесса.

Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.

Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родите лей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.

Анализируются итоги административно-хозяйствен ной работы и оцениваются материально-технические и меди ко-социальные условия пребывания детей в ДОУ.

Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида вклю чается еще один раздел - анализ результатов коррекционной ра боты.

Далее пишутся годовые задачи на предстоящий учебный год.

2 раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства.

В этом разделе планируется система работы с кадрами:

обучение на курсах повышения квалификации (для раз ных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

подготовка к аттестации и аттестация;

посещение педагогами в межкурсовой период методиче ских объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

3 раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.

Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.

Работа творческих групп.

Подготовка и проведение педагогических советов.

Изучение, обобщение, внедрение, распространение пе редового педагогического опыта.

Участие в конкурсах и смотрах.

Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.

4 раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функци ей в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, темати ческий, ДРК и др.). Ежегодно планируется организация подве дения итоговых и промежуточных результатов развития до­ школьников, в которой принимают участие все члены педаго гического коллектива.

В подготовительной к школе группе подводятся итоговые результаты освоения детьми основной общеобразо вательной программы дошкольного образования.

Во всех возрастных группах детского сада - промежу точные результаты освоения основной общеобразова тельной программы воспитанниками по всем направле ниям развития.

5 раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семь ей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.).

Совместное творчество детей, родителей и педагогов.

Создание банка данных о семьях воспитанников.

Планируются мероприятия по вопросам преемственно сти в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

6 раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.

Планируется вся работа по укреплению материально- технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснаще ние и пополнение предметных сред, и др.

Читайте также: