К методическим условиям успешного усвоения понятий в начальной школе можно отнести
Обновлено: 02.07.2024
Методические условия, обепечивающие усвоение понятий.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_ponyatiyami_v_kurse_orkise.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над понятиями в курсе ОРКСЭ.
«Определите точно каждое слово и вы
Понятием называется форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий.
Определение понятия - это логическая операция, которая раскрывает его содержание.
Определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некоего понятия, получение прямого ответа на вопрос, чем является объект, который оно обозначает.
Правила определения понятий:
1. Определение не должно быть широким, т.е. определение не должно превышать своим объёмом определяемое понятие.
2. Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объёму меньше определяемого понятия.
3. В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.
4. Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нём нельзя употреблять термины в переносном значении.
5. Определение не должно быть сложным и непонятным.
6. Определение не должно быть отрицательным.
Решая проблему формирования понятий у обучающихся начальных классов, следует помнить о том, что речь идёт не о заучивании словесного определения или формулировки правила, а о понятии как форме мысли и знания, так как только знание определения, даже подкреплённое нужными примерами, отнюдь не свидетельствует о сформированности понятия.
Получение определения – это лишь первый шаг на пути усвоения понятий. Следующий шаг – включение определения понятия в те действия учащихся, которые они выполняют с соответствующими объектами и с помощью которых строят в своей голове понятие об этих объектах. Следующий шаг – научить школьников ориентироваться на содержание определения при выполнении различных действий с объектами.
Таким образом, в качестве важнейших критериев сформированности понятия формулируются следующие:
1) осознанность существенных признаков содержания понятия;
2) умение ориентироваться именно на них при решении задач;
3) сформированность действий над понятиями (в частности, подведение под понятие);
4) освоенность отношений между изученными понятиями.
Учителю необходимо помнить о методических условиях, обеспечивающих усвоение понятия.
1. Обеспечение активной мыслительной деятельности учащихся.
Известно, что результативность усвоения знаний обусловлена методами обучения. Репродуктивный метод не даёт желаемых результатов, ориентирует на запоминание. Более эффективными являются поисковые методы.
2. Целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению.
3. Обеспечение осознания существенных и несущественных признаков понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что обучающиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира для определения понятия.
4. Включение нового понятия в систему ранее изученных.
5.Раскрытие сущности связи категорий в процессе изучения новой категории.
6. Наглядное изучение понятия.
Основные методы формирования понятий: индуктивный и дедуктивный
Какие формы и методы работы над понятиями используются в курсе ОРКСЭ?
1. Работа с толковым словарем, составление словосочетаний и предложений с новым понятием, проговаривание слов, ведение словаря новых понятий
2. Запись понятий в тетради, составление кроссвордов с новыми понятиями, ребусы, лото.
3. Учащиеся в ходе урока формулируют новое понятие самостоятельно в ходе дискуссии или обсуждения, иллюстрирование понятий примерами из жизни
6. Проговаривание, работа со скороговорками и чистоговорками, подбор синонимов и антонимов, игры с договариванием слов, словосочетаний, предложений, классификация понятий по определённым признакам.
7. Размышления детей, подбор однокоренных слов.
8. Работа с деформированным определением
9. Ассоциация, работа со схемами, таблицами, дополнительными источниками, выдвижение гипотез.
11. Составление словаря-глоссария.
Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной
деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя
систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария
составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.
При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.
Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
I. Активная умственная деятельность учащихся. Известно, что результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание.
Ясность для учащихся конечного результата изучения нового материала и цели (ради чего изучается та или иная языковая категория) создает мотив деятельности, активизирует начальный этап процесса познания. Однако заинтересованность в изучении нового еще не означает, что учащиеся будут активны на всех этапах работы.
II. Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову и предложению. Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка (содержания и грамматических средств его выражения).
III. Осознание существенных и несущественных признаков понятия. Необходимо особо подчеркнуть, что для успешного формирования понятий предметом осознания учащихся должны быть не только существенные, но и несущественные признаки понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира при определении понятия.
IV. Включение нового понятия в систему ранее изученных — важнейшее условие усвоения понятия, применения знаний в речевой практике. Установление связей между понятиями составляет фундамент системы знаний учащихся по русскому языку, фундамент осознанного владения языком. Связи между понятиями обеспечивают мобильность применения теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и др.).
V. Раскрытие сущности связи определенных языковых категорийвключается в сам процесс изучения новой категории, а также осуществляется после изучения в отдельности каждой из рассматриваемых категорий или одной из них. Например, связь между лексическим значением слова и его морфемным составом рассматривается сразу же при изучении частей слова, так как иначе роль той или иной морфемы раскрыть невозможно; учитель изменяет состав слова и показывает, как в зависимости от этого изменяется смысл слова, за счет какой части слова происходят изменения: входить, переходить, уходить; часовой, часовщик; строитель, читатель.
Итак, основными методическими условиями, способствующими усвоению грамматических понятий, являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.
Вопрос 22 Грамматические и словообразовательные упражнения
Конечной целью изучения в школе теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически.
Система упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Система основана на связи упражнений.
Виды упражнений. Классификация грамматических упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то грамматические упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.
Организуя работу по формированию грамматического понятия, Учитель должен помнить о методических условиях, обеспечивающих эффективное усвоение данного понятия, таких, как:
1) активная умственная деятельность учащихся;
2) целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению;
3) осознание существенных и несущественных признаков понятия;
4) включение нового понятия в систему ранее изученных;
5) раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории;
6) наглядное изучение понятия.
чения нового материала. Однако заинтересованность в изучении нового еще не означает, что учащиеся будут активны на всех этапах. Учитель должен позаботиться о том, чтобы включить детей в активную учебную деятельность, предлагая последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения. Установка на активную умственную деятельность остается ведущей для учителя и при подборе упражнений. Активность овладения материалом значительно возрастает, если учащиеся сами устанавливают, какие действия надо выполнить, чтобы правильно решить грамматическую или орфографическую задачу, т.е. составляют алгоритм собственных действий.
Работа над развитием лингвистического отношения к слову и предложению. Лингвистическое отношение к слову и предложению формируется у детей в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка (содержания и грамматических средств его выражения). Сознательное овладение языком идет параллельно формированию у школьников лингвистического отношения к языковым единицам: слову, морфеме, словосочетанию, предложению.
Развитие лингвистического отношения к слову осуществляется по мере того, как у ребенка формируются умения:
— выполнять звукобуквенный анализ слова и соотносить звуковую и графическую стороны слова;
— проводить морфемный анализ и понимать роль морфем в передаче лексического значения слова;
— проводить грамматический анализ и понимать связи между принадлежностью слова к определенной части речи и грамматическими признаками слова (род, число, падеж и т.д.).
Лингвистическое отношение формируется постепенно и может быть разноуровневым: уровень узнавания, уровень осознания. Например, второклассники могут найти в предложении словосочетания, но объяснить, как (с помощью чего) связаны слова, входящие в словосочетание, не сумеют. А в III классе ученики уже могут сказать: связаны слова только с помощью окончания или с помощью окончания и предлога. Это иесть уровень осознания сущности связи слов в словосочетании.
Осознание существенных и несущественных признаков понятия. Для успешного формирования понятий предметом осознания учащихся должны быть не только существенные, но и несущественные признаки понятия. Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира для определения понятия.
Например, при первоначальном знакомстве с однокоренными словами и корнем выяснился следующий факт: в классах, в которых в качестве исходного материала использовались только бесприставочные слова, часть детей пришли к ошибочному выводу, отметив, что корень стоит в начале слова.
Сделать предметом осознания учащихся существенный и несущественный признаки понятия — это значит предупредить ложное обобщение, предупредить ошибку и способствовать усвоению понятия.
Включение нового понятия в систему ранее изученных.Это важнейшее условие усвоения понятия, применения знаний в речевой практике. Установление связей между понятиями составляет фундамент системы знаний по русскому языку, фундамент осознанного овладения языком. Связи между понятиями обеспечивают применения теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и т.д.).
Младшие школьники должны усвоить следующие основные связи:
— морфологические вопросы, на которые отвечают слова, и грамматические признаки этих слов;
— часть речи — член предложения;
— род, число, падеж имени существительного — род, число, падеж имени прилагательного;
— род имени существительного — окончание в именительном падеже — тип склонения;
— суффикс глагола в неопределенной форме — тип спряжения;
— именительный падеж существительного — подлежащее; косвенный падеж — второстепенный член предложения;
— личное местоимение — лицо глагола;
— общий корень — смысловая общность однокоренных слов;
— лексическое значение слова — его морфемный состав.
Раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории. Оно осуществляется после изучения одной или нескольких категорий. Например, связь между лексическим значением слова и его морфемным составом рассматривается сразу же при изучении частей слова, так как иначе роль той или иной морфемы раскрыть невозможно; учитель изменяет состав слова и показывает, как в зависимости от этого изменяется смысл слова, за счет какой части слова происходят изменения: входить, переходить, уходить; часовой, часовщик; строитель, читатель.
Поскольку изучение любого грамматического материала имеет практическую направленность, важно научить школьников пользоваться знаниями о связях при решении практических задач: при написании слов, построении предложений, анализе слов и т.д.
Понимание связей постоянно углубляется, так как поле связей может включать не два, а три и четыре компонента. Напри-
мер, понимание учащимися взаимосвязи предлога и падежной формы слова базируется на комплексе знаний и умений, таких, как:
— умение выделить в предложении слова, связанные с помощью предлога;
— знание о единообразной функции предлога и окончания;
— умение правильно поставить вопрос к имени существительному от другого слова в предложении;
— умение склонять имена существительные без предлога ис предлогом.
Установление связей между отдельными знаниями, т.е. приведение их всистему, дает возможность применять их на практике (в письменной иустной речи).
В процессе обучения языку системность знаний обеспечивается программой.
1. Программа предусматривает такую последовательность изучения лингвистического материала, которая позволяет устанавливать научно обоснованные связи вновь изучаемого материала с ранее изученным.
2. Изучение явлений, между которыми устанавливаются связи, может быть последовательным и параллельным.
3. Вновь изучаемый материал обязательно включается во взаимодействие с ранее изученным. Для этого проводится сопоставление и противопоставление языковых понятий.
Наглядное изучения понятия. На разных этапах формирования понятий применение наглядности выполняет вполне определенную роль. На начальном этапе ознакомления с признаками понятия наглядность используется в целях четкой подачи признаков изучаемого явления в их конкретном проявлении в речи.
Специфика наглядных средств, используемых при формировании языковых понятий, обусловлена тем, что объектом изучения являются слова, словосочетания, предложения, члены предложения и т.п. Следовательно, в качестве средств наглядности наряду с таблицами, схемами, конкретными предметами иих изображениями выступает сам языковой материал. Тексты, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы изучаемое понятие представлялось в них четко и выпукло, в наиболее ярком проявлении своей языковой функции и своих грамматических особенностей. Это дает возможность учащимся абстрагировать признаки понятия, распознавать изучаемое явление среди других, сходных с ним. При выборе языкового материала необходимо руководствоваться лингвистическими особенностями изучаемых понятий. Наглядным окажется лишь тот материал, который находится в строгом соответствии с языковой природой изучаемой категории. Например, при изучении окончания учащимся предлагается текст, в
7 ! '
котором повторяется одно и то же слово (слово стоит в скобках в начальной форме). Изменяя форму слова, учащиеся наглядно убеждаются в том, что окончания выполняют в предложении синтаксическую роль (служат для связи одного слова с другим).
Таблицы и схемы широко применяются после выделения признаков понятия и служат целям обобщения абстрагированных признаков, установления между ними связей. Таблицы составляются постепенно совместно с учащимися в процессе выполнения упражнений.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
1.Активная умственная деятельность учащихся . Известно, что результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание.
Более эффективным являются поисковые методы; в начальных классах — частично-поисковый. Ситуация поиска при формировании грамматического понятия создается прежде всего постановкой учителем речевой задачи и ее коллективным решением. Ситуация поиска обусловливает заинтересованность в познании нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору способа решения.
Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову и предложению формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка (содержания и грамматических средств его выражения).
Презентация для защиты курсовой работы "Условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе" .
Условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе
Выполнил: Группа Проверил:
Цель исследования описание лингвометодических основ изучения грамматических понятий в начальных классах и выявлении условий обучения в условиях реализации ФГОС НОО.
Задачи исследования :
1.Изучить особенности усвоения грамматических понятий и этапы их формирования в начальной школе;
2. Систематизировать методические условия эффективного усвоения грамматических понятий;
Предмет исследования: условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения грамматическим понятиям в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Гипотеза исследования : процесс формирования у младших школьников грамматических понятий будет успешным, если:
в процессе обучения комплексно использовать методы обучения в аспекте ФГОС НОО;
если определена система упражнений, способствующих усвоению и закреплению грамматических понятий;
если введен дополнительный материал по частям речи.
Грамматика наука, изучающая строй слова и строй предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также и самый строй слова и строй предложения, присущие данному языку, иными словами грамматика, посредством отвлечения от частного и конкретного, способна обобщать и типизировать явления языка.
Этапы формирования грамматических понятий:
1) анализ языкового материала для выделения существенных признаков понятия;
2) обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, соотнесение их между собой, введение термина;
3) осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними;
4) конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале.
Методические условия формирования грамматических понятий:
1) осуществление активной умственной деятельности;
2) развитие лингвистического отношения к языковым единицам;
3) осознание существенных и несущественных признаков грамматического понятия;
4) введение нового понятия в систему ранее изученных понятий
Осуществляя процесс усвоения грамматического (языкового) понятия, учитель с учащимися осуществляет качественное изменение своих знаний и уровня метапредметных действий, следовательно, индивид не только приближается к идее, но и переходит в разряд его ценности, имеющее свое осознанное назначение, и занимает определенное место в мировоззрении.
Актуализация знаний .
а) Раздели слова на две группы: Леса, сад, поля, обложка, сказки, гора, книжки, земля. Тематика: 1- земля, 2- книга; 2- 1- слова с безударной гласной, 2- слова с парной согласной; 3- 1- слова, стоящие в единственном числе, 2- слова, стоящие во множественном числе)
- Назови слова, обозначающие 1 предмет. Это существительные единственного числа.
- Прочитай слова, обозначающие много предметов. Это существительные множественного числа.
- Чем в написании они отличаются? (Окончанием) - Окончание может указать, в каком числе употреблено имя сущ.
4. Закрепление материала .
а) Работа по вариантам. - Что можно сказать о существительных?
1 вариант. Ст…лица, гор..д, лестн…ца, м…тро.
2 вариант. Т…поры, м…л…тки, л…паты, ножн…цы.
- Верно, это словарные слова.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, изменяя число имен существительных.
1 вариант- множественное число.
2 вариант- единственное число.
* Устно составьте предложение, чтобы в нем было не менее 2-х данных слов.
- Прочтите существительные, которые записали. Что интересного заметили?
- - В русском языке есть имена существительные, которые не употребляются во множественном числе (радио, пальто…) и, наоборот, в единственном числе (клещи, брюки, санки, шахматы, каникулы, прятки, сутки, сливки…)
Условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе
Читайте также:
- Используя дополнительные источники выясните что вызвало такую популярность франции в 18 веке кратко
- Психолого педагогическое сопровождение детей с дцп в школе
- Беседа скажи мне кто твой друг в доу
- Что может произойти если в организме животного будет снижено количество тромбоцитов кратко
- В чем по вашему мнению заключается принципиальное отличие человека от близкородственных видов кратко