Беседа скажи мне кто твой друг в доу

Обновлено: 03.07.2024

Учитель. Как вы считаете, может ли дружба быть несвободной? Допустимо ли давление со стороны друзей?

1 участник. По данным опроса, 20% подростков, пристрастившихся к наркотикам, ответили, что их приучили к этому друзья. Как вы думаете, друзья ли это были? Может ли друг желать недоброго? Испытывали ли вы когда-нибудь давление со стороны друзей? Подстрекали ли вас сделать что-либо противоречащее вашим взглядам?

Ребята делятся опытом, обмениваются мнениями.

Учитель. Как вы относитесь к тому, что друзья нам иногда говорят что-то подобное следующему (хотя думать они могут совсем иначе)?

2 и 3 участники (произносят реплики по очереди):

– Что ты так много занимаешься? Плюнь ты на это!

– Если твои родители тебе не разрешают ходить на вечеринки, то лучше не говори им об этом!

– Что тебе мешает выпить вместе с нами? Не будь маменькиным сыночком!

– Зачем так рано уходишь? Боишься своих родителей? (С ухмылкой.)

– Ты собрался на стадион? Лучше пойдем выпьем!

Учитель. Как вы думаете, кто имеет боЫльшую свободу: тот, кто готов пойти на любое предложение, лишь бы показать свою независимость от родителей, или тот, кто умеет отказаться от безрассудных и глупых идей, не боясь выглядеть белой вороной?

Ролевая игра

Учитель. Поразмышляйте над следующими вопросами (вопросы заранее написать на доске или на плакате):

  • Почему одни подростки хотят, чтобы к ним присоединились другие?
  • Как они оказывают давление?
  • Как можно противостоять этому давлению?
  • Какими качествами необходимо обладать для того, чтобы не поддаваться негативному влиянию со стороны друзей и быть способным принимать ответственные решения даже в тех ситуациях, когда мы можем оказаться отвергнутыми компанией.

1 участник. Когда перед нами встает выбор, как поступить, он во многом зависит от того, насколько мы свободны: свободны противостоять толпе, свободны противостоять собственным слабостям, свободны от мнения окружающих.

2 участник. Сильный, зрелый, свободный человек всегда будет иметь свою точку зрения, свои убеждения и будет отстаивать их. Скажите, чем вы руководствуетесь в своем выборе? Допускаете ли, что ваши действия могут быть ошибочными?

3 участник. К любому нравственному вопросу следует применять общие нравственные критерии:

Каждый раз, когда перед вами встает проблема нравственного выбора, задавайте себе следующие вопросы.

1, 2 и 3 участники по очереди читают записанные на плакате вопросы:

  • Хотел бы я, чтобы так поступали со мной?
  • Хотел бы я, чтобы все поступали таким же образом?
  • Хороши или плохи последствия моих действий для меня и для общества в целом?

Учитель. Какие бы вы могли дать советы касательно принятия самостоятельного ответственного решения?

Обмен мнениями. Отметьте наиболее интересные советы, запишите их на доске.

Учитель. Понять самих себя, научиться находить общий язык со своими друзьями и окружающими вас людьми вам поможет анкета.

Раздайте заранее отпечатанные Анкеты №2.

Учитель. Эту анкету вы можете заполнить дома, ее не обязательно кому-нибудь показывать. Предельно честно оцените свои личностные качества по предложенным характеристикам и посмотрите на себя со стороны. Хотелось бы вам дружить с таким человеком? Могли бы вы положиться на него в трудную минуту? Что бы вы предложили ему изменить в своем характере и поведении?

Раздайте ребятам одинаковые полоски бумаги и предложите им дома определить 1–2 самых серьезных недостатка своего характера и записать их, не подписываясь. Соберите эти листочки в ближайшее время. К следующему классному часу определите наиболее типичные и наиболее серьезные проблемы ваших учеников и сложите их в коробку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети получают знания о правилах безопасного поведения.

КУ Омской области «Социально-реабилитационный центр

Цель: Формировать представление детей о личной безопасности, обучать детей основам обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасного поведения в повседневных условиях.

Воспитывать навыки выполнения основных правил личной безопасности

1. На улице к тебе обратился незнакомый человек, как ты будешь с ним разговаривать? (Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми)

2. Если незнакомый тебе парень или девушка на улице или в школе говорит, что твоя мама просила передать ей ключи от квартиры, что она ждет у подъезда, как ты поступишь?

3. Незнакомая женщина предлагает проводить тебя домой и говорит, что она хорошая знакомая твоих родителей. Что ты ей ответишь?

(Никогда не соглашайся уходить или уезжать с незнакомыми людьми, что бы они тебе не предлагали и не говорили. Если за тобой в школу приходит незнакомец и говорит, что его прислала твоя мама (папа, бабушка) и предлагает пойти с ним – откажись. Не выходи из класса, школы, постарайся дозвониться родным и все им рассказать. Если не получилось дозвониться – обратись к учителю и попроси помощи.)

4. Опиши, как выглядят современные злодеи.

( Чаще всего злодеи прячутся за добрыми масками, словами, кажутся нам друзьями и помощниками. Преступники – люди разные, но все они схожи в одном: застигают тебя врасплох, играют на твоей доверчивости, наивности, жалости, глупости.)

6. Если незнакомый человек взял тебя за руки и пытается силой увести с собой или затолкать в машину, что ты будешь делать?

КТО ТВОЙ ДРУГ И КТО ТВОЙ ВРАГ?

7. На площадке ты познакомился с новым другом. Он предлагает сходить к тебе в гости поиграть или просится к тебе попить, в туалет, что делать?

8. Ты ждешь лифт. Подходит незнакомый человек и хочет войти в лифт вместе с тобой. Что ты будешь делать?

( Сошлись на забывчивость – что-то не купил, забыл проверить почту, т.д. Не заходи с ним в кабину, даже если человек кажется тебе неопасным. Тебе ведь о нем ничего неизвестно.)

9. Незнакомая женщина на улице говорит, что ей плохо, просит помочь ей присесть на лавочку и сходить по адресу, позвать ее дочь, сына. Что ты будешь делать?

10. Преступник звонит в дверь. Какие уловки он может использовать, чтобы ты ее открыл?

( Сотрудник милиции (срочно опрашивает всех соседей), слесарь (проверка канализации), электрик (снимает показания счетчиков), почтальон (срочная телеграмма), незнакомые соседи (вы их заливаете), просто незнакомые люди (что-то продают или просят воды). Не открывай двери ни под каким предлогом. Взрослые люди тебя поймут, попросят передать информацию родителям. Если же взрослые начинают на тебя давить, ругаться, требовать открыть дверь – не поддавайся, постарайся дозвониться родителям или соседям, которых ты хорошо знаешь, в милицию - не стесняйся просить помощи у взрослых.)

11.Новый друг просит тебя посторожить его сумку, или подержать его вещи несколько дней у себя дома, как ты поступишь?

12. Незнакомец предлагает подзаработать денег за пустяковую услугу, например, что-то разузнать. Или предлагает работу. Какие могут быть последствия?

(Помни: легких денег не бывает. Скажи, что хочешь посоветоваться с родителями, попроси оставить работодателя свои координаты, куда ты сможешь подойти с отцом. Ни в коем случае не ходи сам смотреть будущее место работы – это может быть опасно.)

Ребята, я вам предлагаю внимательно прослушать еще одно стихотворение: НАХОДЧИВЫЙ ДИМА

- Ребята, что за цифры-помощники у Димы? В каких случаях и как надо по ним звонить? А можно ли по ним звонить с сотового телефона и как?

Беседа о дружбе и друзьях в детском саду (социализация, развитие речи). Старший дошкольный возраст

Задачи:

— учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои поступки;

— развивать речевое общение;

— коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми;

— воспитывать дружелюбие и отзывчивость.

Предварительная работа:

— заучивание пословиц, поговорок и песен о дружбе и друзьях;

— изготовление подарков для друзей;

— совместные дни рождения;

Друг задушевный навеки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка

Надежного, верного друга рука.

Как вы думаете, что такое дружба? Как вы выбираете друзей? Что нужно делать, чтобы было больше друзей? С каким человеком вы не хотели бы дружить? Почему каждый человек достоин любви? Почему так важны хорошие друзья? Кто может быть твоим другом, кроме сверстника? Может ли быть другом мама или папа?

Во все времена люди ценили друзей и дружбу. Существует много пословиц на эту тему. Какие вы знаете?

Без беды друга не узнаешь.

Один за всех и все за одного.

Один в поле не воин.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Дерево крепко корнями, а человек — друзьями.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Одна пчела много меда не принесет.

Друг познается в беде.

А знаете ли вы рассказы о друзьях? Назовите их. (Показывает иллюстрации.)

Из какого рассказа эта иллюстрация? О чем он? Как вы оцениваете поступок Кати? Как поступают настоящие друзья?

Проводится физкультминутка

Сказала кошка мышке:

— Давай с тобой дружить

И будем нашей дружбой

До смерти дорожить.

— Боюсь, — сказала мышка, —

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

— Ну что ж, — сказала кошка, —

Могу тебя понять,

Я вижу, что смекалки

У мышки не отнять.

А другая подгруппа должна будет самостоятельно придумать сюжет и показать остальным, что загадала.

Молодцы, дружные ребята у нас в группе.

Тогда следующее задание можно выполнить только сообща, вместе. (Достает два конверта.)

В конверте карточки со словами, разрезанными пополам. Ваша задача — найти половинки, сложить из них слово, прочитать, а из слов составить пословицу. Затем объяснить ее смысл.

Вы молодцы, эти мудрые слова подходят к вашим дружным действиям.

Дети, положите мячи и сделайте один большой круг. Давайте споем песню о дружбе и друзьях.

Берегите своих друзей, и вам будет радостнее жить на свете!

Делайте добро, и оно обязательно вернется к вам. Занятие закончено. Спасибо.

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберёшь-
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни - рискни,
Не бросай одного его,
Только в связке одной с тобой
Сам поймёшь, кто такой.

Методический комментарий: подготовка к классному часу на нравственную тему в 5-м классе разработана с учетом возрастных и психологических особенностей данного класса. Учащимся будет предложено подготовить пословицы и поговорки о дружбе, подключить родителей к обсуждению данной темы.

  1. Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.
  2. Способствовать формированию умения высказывать своё мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой теме.
  3. Воспитывать стремление быть настоящим другом, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.

Форма проведения: нравственная беседа.

  1. Подготовка ситуаций для анализа учащимися по теме классного часа (см. Приложение 1).
  2. Анкетирование учащихся (см. Приложение 2).
  3. Конкурс – защита пословиц и поговорок о дружбе (см. Приложение 3).
  4. Создание классной газеты “ Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось рассказать”.
  5. Конкурс семейного рассказа “Дружба в рассказах мам и пап”.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Наш разговор будет посвящён очень важному состоянию, в котором может или не может пребывать человек. Это состояние заключено в короткое, но очень важное для каждого из нас слово. Это слово – ДРУЖБА.

Известный историк древности Платон сказал, что “ дружба – это соучастие в благих делах и испытаниях”.

Это состояние воспето в стихах и песнях, о нём говорили и говорят писатели и учёные, а алхимики современности пытаются изобрести эликсир дружбы. Выпил его – и у тебя появились друзья. Не захотел его принимать – нет друзей, нет обязательств, ты свободен.

По разному трактуется слово “ДРУЖБА”.

Кто-то говорит, что дружба – это схожесть интересов, внутренняя потребность быть рядом.

Другие говорят, что дружба – это внешняя схожесть людей, схожесть их характеров.

Недаром говорится: “ Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.

  1. Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
  2. Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова? Наиболее часто употребляемые качества в ответах: верность, сдержанность, умение выслушать, понимание, умение сказать правду, откровенность.
  3. Считаешь ли ты себя хорошим другом?
  4. Каким твоим личным качествам твои друзья могут дать высокую оценку? Доброта, умение прощать, умение радоваться успехам друга, взаимопомощь, честность.
  5. Нужно ли прощать в дружбе?
  6. По твоему мнению, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями она тоже проверяется?
  7. Если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки, нужно ли на это обижаться?
  8. Может ли зависть убить дружбу?
  9. Нужно ли прощать другу предательство?
  10. Как можно вернуть дружбу, если ты незаслуженно обидел своего друга?

Классный руководитель: спасибо, ребята, за помощь. Ответы учеников нашего класса разнообразны и очень убедительны. Многие подтвердили мысль о том, что дружба – это очень важное состояние, в котором им хотелось бы пребывать и дальше. Многие ребята нашего класса – хорошие друзья, но кто-то, может быть, разочаровался в дружбе, ожидая от неё чего-то большего.

Дискуссия по вопросам:

Конкурс: защита пословиц и поговорок о дружбе. Защита рассказов учащимися.

Время ситуаций. Открытый марафон.

Для того чтобы высказать своё мнение по каждой из приведённых ситуаций, предлагается следующий порядок работы.

Каждая ситуация зачитывается. Ребята, которые хотят высказать своё мнение, выходят к трибуне, на которой прикреплены следующие слова: “Открытая трибуна”.

Ребята должны придерживаться основного правила: каждый имеет право на своё мнение. Все мнения принимаются.

Это высказывание и два стихотворения написаны в разное время, в разных странах, людьми совершенно разных профессий, вероисповеданий и сословий, но пишут они об одном и том же и очень важном.

Именно они говорят нам о том, что ДРУЖБА - очень сосуд хрупкий. Он может разбиться, если человек не умеет или не хочет обращаться с ним бережно, не владеет законами его хранения.

Учащиеся зачитывают стихи и высказывание.

Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими…

Сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и от того, что в сердце твоём поселилась любовь.

Тот, кто в беде бросает друга,
Когда ему живётся туго,
Кто сердце не готов отдать
Тому, кто вынужден страдать,
Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно
У друга первого его-
Достоин только одного:
Неумолимого презренья.
Добрый друг не только тот,
Кто перед нами спину гнёт,
К уловкам прибегая лисьим!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою
Воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведёт и не обманет

Радость в мой дом пришла.
Поздравляют друзья.
Лишь один,
Почему-то не выдержав искуса,
Помрачнел
И, потухшую трубку грызя,
Наблюдает за радостью искоса.
Ну, а если б несчастье со мною стряслось,
Если б в душу недуги вонзились, как лезвия,
К моему изголовью склонился б небось,
Сокрушаясь и соболезнуя.
Часто дружба, к своей устремившись звезде,
Вдруг замрёт на каком-то градусе…
Кто сказал: человек познаётся в беде?
Человек раскрывается в радости!

Презентация классной газеты “Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось рассказать”.

Ребята рассказывают в газете о своих друзьях, с использованием фото, собственные рассуждения о дружбе.

Конкурс семейного рассказа “Дружба в рассказах мам и пап”

Анализируя ваши рассуждения, мы все ещё раз убедились в том, что без дружбы планета Земля перестала бы существовать, а люди перестали бы быть людьми. Из нашего обихода исчезли бы дружественные пожатия и тёплые взгляды, идущие от сердца слова и радость встречи, участие и сочувствие, доброта и понимание.

Очень хочется, что бы дружба никогда не покидала нашу землю, а слово “друг” было самым главным и важным словом после слова “семья”.

Для того чтобы ваша дружба сохранялась, её необходимо оберегать. В этом вам поможет напутствие, которое вы получили. Пусть оно поможет вам тогда, когда ваша дружба будет проходить испытание на прочность. ( Приложение 4 )

Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

- Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

Развивающие:

- Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.

- Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе

Минутка вхождения в день

Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите, (сжимают,разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают к груди)

И друг другу подарите (протягивают руки вперед)

Беседа о друзьях.

- Ребята, а кто такой друг? Это тот, кто может разделить твою радость и горе, помочь в трудную минуту.

- Ребята есть сказка о маленьком росточке и старом дереве. Вы слышали эту сказку? Нет? Попросите ваших родителей прочитать вам эту сказку. Это сказка об особенном дереве, которое никогда не цвело. А почему, знаете? А потому что, у него никогда не было друзей. Оно любило одиночество и тишину. Но вот в один прекрасный момент оно зацвело. А все -потому, что у него появился друг.

- Ребята, посмотрите, у нас в группе тоже появилось дерево с листочками, но оно тоже не цветет.

Догадались почему? Потому что, у него нет друзей.

- А вы хотите, чтобы оно расцвело? Тогда сегодня мы с вами станем друзьями для этого дерева, но для этого нам придется разгадать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.

А для начала мы с вами поучимся действовать вместе, сообща, потому что если мы вместе, нам под силу преодолеть любые препятствия.

Что за чудо-чудеса,

Раз рука и два рука,

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу вам не тая,

Руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить!

Посмотрите, ребята, сейчас вы держите за руку своего друга. Именно руки ваших друзей будут сегодня вашими помощниками и опорой на занятии. Ну, что начнем?

- С чего же начинается дружба, ребята?

С улыбки. Правильно. Добрая, открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Вот так легко мы разгадали с вами первый секрет. Давайте же улыбнемся друг другу и нашему дереву. А вот и первый цветок. Давайте подарим его нашему дереву.

- Ребята, посмотрите, внимательно на картинки. Что происходит на картинке. Как вы думаете, те, кто изображен на этих картинках является друзьями? (ответы)

- А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу.

Вот и еще один секрет дружбы.

- Взаимопомощь. Еще один цветок расцвел для нашего дерева.

Я предлагаю построить пирамиду добра. Представьте, что наши ладошки – это хорошие пожелания, давайте построим пирамиду из наших пожеланий. Каждый из вас произнесет доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит на мою ладонь или ладонь ребенка.

-Я желаю вам быть послушными и добрыми.

Пусть наши пожелания услышат все и они сбудутся!

Ну вот мы разгадали еще один секрет дружбы, называется он – доброта. И еще один цветок расцвел на нашем дереве.

Коли сейчас мы говорим о дружбе,

Позвольте историю вам рассказать.

Присядьте тихонько на ваши стульчики и приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

- Кто сломал мою куклу?- расплакалась Катя.

- Не знаю, сказала Маша. Наверное это Максим.

- Зачем ты сломал мою куклу? Спросила Катя у Максима.

- Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

-Не может быть! – воскликнула Катя. Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга. Катя подошла к Маше и спросила: Зачем ты меня обманула? Я испугалась, что ты не будешь со мной дружить. Не делай так больше! Друзья должны быть честными.

- Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями?

- Конечно. Потому что нужно уметь прощать обиды. Еще один секрет разгадан. Честность! Вот и еще один цветок.

Посмотрите, дети на наше дерево. Оно расцвело и стало красивое.

- Ребята, сделайте круг и возьмитесь за руки. Вспомним секреты дружбы: улыбка, помощь, доброта, честность.

Вы разгадали все секреты дружбы, потому что вы помогли друг другу, как настоящие верные друзья.

Ой, ребята, а вот и еще один цветок для нашего дерева.

Жить на свете очень трудно

Без подруги или друга,

Без тебя и твой щенок

Дружить друг с другом

Ведь имея друга – хорошо на свете жить.

- Ребята, я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей. Запомните дети - дружба дороже всего.

Читайте также: