Что такое эпическая поэма кратко

Обновлено: 05.07.2024

ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое ее название – героический эпос. Истоки эпической поэзии скорее всего коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. Эти повествования, или мифы, вероятно, декламировались по ходу сакральных ритуалов, призывающих покровительство высших сил в достижении земного благополучия.

К самым ранним образцам эпической поэзии можно отнести древневавилонский космогонический эпос Энума элиш (назван по первым словам – Когда наверху), где рассказывается о сотворении мира из хаоса, победе Мардука, главного бога города Вавилона, над богиней первичных мировых вод Тиамат и создании человека для служения богам. Другой знаменитый эпос, Эпос о Гильгамеше, относится к более поздней стадии развития эпической поэзии. Его герой Гильгамеш – полубог-получеловек. Ближайший друг Гильгамеша Энкиду создан богами как своего рода alter ego Гильгамеша. После ряда совместных деяний Энкиду умирает вместо Гильгамеша, а Гильгамеш, пытаясь избежать участи смертных, отправляется на край света, чтобы выведать у пережившего потоп Утнапишти, как ему обрести вечную жизнь. Как выясняется, вечная жизнь смертным недоступна, однако Гильгамеш добывает цветок вечной юности, который впоследствии похищает змея.

Эпос о Гильгамеше предваряет второй период записи эпических сказаний, относящийся к 8 и 7 вв. до н.э. и представленный наиболее значимыми в исторической традиции эпическими произведениями, такими, как поэмы Гомера и древнейшие книги Библии.

Тема путешествия в наиболее развернутой форме проявляется в полной истории Троянской войны, которая поместила все предыдущие мифические путешествия в историческую перспективу. Вокруг нее группировались рассказы об отправке на войну за море, а также о возвращениях Менелая, Агамемнона и Одиссея. Другую форму мифа о смерти и воскресении (если считать, что именно он лежит в основе различных сюжетов о путешествиях) можно найти в рассказе о выходе Ахилла из сражения после ссоры с Агамемноном, предводителем ахейцев. С течением времени к повествованию присоединяется другой мотив, известный по эпосу о Гильгамеше: о подменяющем героя двойнике. Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой в доспехах Ахилла, оказывается убит вместо него, что приводит героя в ярость и заставляет вернуться в ряды ахейцев, мстя троянцам и Гектору. Именно эти две части повествования и вошли в известный нам текст Илиады. Записан он был, скорее всего, между 725 и 700 до н.э. со слов слепого певца Гомера.

Если италийская устная эпическая традиция и существовала, она, скорее всего, так и не была записана. Как и во многих других областях культуры, римляне полностью восприняли наследие греческой эпической поэзии, однако их любимые сюжеты относились к римской истории. В 3 в. до н.э. грек-вольноотпущенник Ливий Андроник перевел гомеровскую Одиссею латинским сатурновым стихом, а Гней Невий этим же стихом написал Песнь о Пунической войне. Квинт Энний (239–169 до н.э.), введя в латинскую поэзию дактиличский гекзаметр, позаимствованный у греков, написал эпическую поэму (Анналы) об истории Рима. Высшей точкой римского эпоса стала Энеида Вергилия, объединяющая в себе как мифические и героические, так и исторические черты. Мифическое и героическое начала повествования восходят к Гомеру и Аполлонию. Энеиду с полным основанием можно назвать первым национальным эпосом. В ней рассказывается о побеге Энея с отцом, сыном и горсткой соотечественников из горящей Трои; об их скитаниях, включая знаменитую остановку в Карфагене, где царица Дидона, влюбившаяся в Энея, была им в конце концов покинута ради исполнения своего исторического предназначения; о путешествии Энея, подобно Одиссею, в царство мертвых, где ему было дано видение будущих героев римской истории. В Италии, земле, обетованной ему богами, Эней, после поединка с Турном за руку дочери царя Латина, положил начало роду, послужившему истоком будущего римского величия.

Послевергилиевский эпос на латинском языке представлен немногими именами. В незавершенной Фарсалии (более точно – О гражданской войне) Лукана (39–65 н.э.) рассказывается о войне 49–47 до н.э. между Цезарем и Помпеем, в качестве героя выступает стоик Катон Младший. Лукан погиб в двадцатишестилетнем возрасте в царствование Нерона, защищая республиканские идеалы. Подобно всем писателям латинского серебряного века, Лукан слишком откровенно пользуется правилами риторики, однако трагический пафос придал его поэме большую художественную силу. Другой поэт того же периода, Силий Италик (26–101 н.э.), писал на сюжеты из римской истории, о 2-й Пунической войне; Стаций (45–96 н.э.) в незавершенной Ахиллеиде и Фиваиде, а также Валерий Флакк (ум. ок. 92 н.э.) в Аргонавтике вернулись к сюжетам из эпического прошлого. Классический период латинского эпоса принято завершать Похищением Прозерпины Клавдиана (ок. 370–405).

В первые века христианства и латинский, и греческий постепенно превращались в богослужебные языки, при том что разговорный греческий приобретал самостоятельную роль, а различные диалекты разговорной латыни стали основой для развития романских языков. Появившийся после долгого перерыва классический греческий эпос представлен такими сочинениями, как Постгомерика (4 в.) Квинта Смирнского и Деяния Диониса Нонна (5 в.). Позднее, в византийский период, появлялись поэмы на сюжеты из современной истории, выдержанные в классическом греческом стиле и метре.

Помимо Деяний Диониса, Нонн написал гекзаметром Переложение Святого Евангелия от Иоанна. На латинском Западе стихотворные повествования на евангельские темы появились уже в 4 в. (Евангельские книги Ювенка, ок. 330); история Творения, изложенная по Книге Бытия, содержится в относящемся к концу 5 в. произведении Драконтия Во славу Божию; Аратор пересказал гексаметрами Деяния апостолов в 6 в. Латинские стихотворные изложения житий появлялись наряду с поэмами исторического и панегирического содержания на протяжении 8 и 9 вв. Христианская эпоха славила своих героев в античных и языческих формах. Новый тип героя и злодея можно найти уже в 4 в. в Психомахии Пруденция (348 – ок. 405), где описывается борьба за человеческую душу между грехами и добродетелями; это был первый большой аллегорический эпос.

К достаточно богато представленной смеси языческого и христианского наследия на классических языках начиная с 10 в. прибавляется устный и письменный эпос новых народов Европы. С этого момента начинается третий период эпической литературы. Типичные образцы средневекового эпоса: жесты (франц. gestes, букв. – деяния) на старофранцузском языке, из которых наиболее выдающейся была Песнь о Роланде; поэма Песнь о моем Сиде на староиспанском; песни Старшей Эдды на древненорвежском; Беовульф на древнеанглийском; Песнь о Нибелунгах на средневерхненемецком; поэма Дигенис Акрит на среднегреческом. Все они не имеют определенного авторства и скорее всего представляют собой либо непосредственные образцы устного эпоса, либо имеют в своей основе устную традицию. Мифогероический элемент преобладает в них над историческим, даже когда речь идет о реальных людях и событиях, вроде Карла Великого и битвы в Ронсевальском ущелье. Исключением можно было бы считать Сида, поскольку временами он напоминает написанную стихом хронику, однако мотив изгнания главного героя привносит некоторое сходство с мифическими путешествиями. Можно также заметить определенное поступательное движение от песен Старшей Эдды, с их сильным языческим элементом, идущим из туманного германского прошлого, к Беовульфу, где чисто языческие предания о схватках с существами из потустороннего мира, чудовищами и драконами изложены языком германского героического века, с его кодексом феодальной верности, но интерпретированы и прокомментированы с сугубо христианской точки зрения. Песнь о Роланде, сохраняя лишь внешние признаки мифологизма языческой эпохи, представляет собой законченный продукт их органичного сплава с христианским мировоззрением. Возникший на восточной окраине христианского мира Дигенис Акрит рассказывал о герое, чей отец был мусульманином, а мать – христианкой. Он убивал драконов, сражался с амазонками и совершал все подвиги мифических протагонистов эпоса. Что же касается духа рыцарской галантности, то ярче всего он представлен в Песни о Нибелунгах, особенно в ее первой части, рассказывающей историю женитьбы Зигфрида и его гибели.

ЗИГФРИД, герой немецкой легенды. © DeA Picture Library/Artothek

В 12 в. появилось большое количество длинных поэм, представлявших собой стихотворное изложение легендарных сюжетов, существовавших ранее лишь в прозе, по крайней мере в письменном виде. Одной из наиболее популярных была история Троянской войны, известная под названием Роман о Трое и имеющая своим истоком не Гомера, а пересказы мифических участников войны Дарета Фригийца (История падения Трои) и Диктиса Критского (Дневник Троянской войны). Автор Романа о Трое Бенуа де Сент-Мор написал свой текст около 1160. Другим широко распространенным сюжетом была история Александра Великого, изложенная в многочисленных стихотворных романах об Александре, написанных как на латинском, так и на новых европейских языках. Романы т.н. Артуровского цикла, использовавшие Артуровские легенды, распространили формы эпической поэзии и на фольклор Бретани. В связи с этим необходимо упомянуть Кретьена де Труа, автора поэм Эрек и Энида, Ивейн, или Рыцарь льва, Ланселот, или Рыцарь телеги и Персеваль, или Повесть о Граале. Лучшим образцом стихотворного рыцарского романа на английском языке может служить Брут Лайамона (13 в.). В качестве образца византийской эпической поэмы 12–13 вв. достаточо привести Белтандроса и Хризанцу. Подобных стихотворных повествований в Европе того времени было превеликое множество. Они пришли на смену более древнему средневековому эпосу, вроде Песни о Роланде; без них невозможно понять природу эпоса эпохи Возрождения.

Четырнадцатое столетие открывается находящейся на полпути между средними веками и Возрождением Божественной комедией Данте. Она, разумеется, не является эпосом. Тем не менее в основе этого повествования в стихотворной форме лежит один из древнейших сюжетов эпической песни: путешествие в потусторонний мир для получения наставлений и знаний, которые должны дать обновление жизни. В том же столетии появилась написанная на латинском языке Африка Петрарки, более отвечающая канонам эпоса и повествующая о древних героях (Сципион Африканский). В области рыцарского романа проявил себя Джованни Боккаччо, написав Филоколо, Филострато и Тесеиду.

Эпос позднего Возрождения представлен именами М.Боярдо, Л.Ариосто и Т.Тассо в Италии, Л.ди Камоэнса в Португалии и Э.Спенсера в Англии. Боярдо (1434–1494), автор оставшегося неоконченным Влюбленного Роланда, нашел своего героя в традиции, идущей от эпоса о Роланде. Неистовый Роланд Ариосто (1474–1533) написан в продолжение поэмы Боярдо. Обе они напоминают скорее эпизодически построенные рыцарские романы, нежели героический эпос в духе Песни о Роланде. Героический элемент подчинен в них любовному интересу. Примирить два эти начала было целью Тассо (1544–1595). Своим героем он избрал исторического Годфрида Бульонского, одного из предводителей 1-го крестового похода (11 в.), цель которого и дала название поэме – Освобожденный Иерусалим. Лузиады Камоэнса (1524–1580) – национальный эпос, сюжетом которого стало путешествие Васко да Гамы в Индию (1497–1499). Лузиады посвящены недавней истории, однако Камоэнс с помощью характерных для эпического жанра приемов рассказывает в поэме всю историю Португалии. Королева фей Спенсера объединяет моралистическую аллегорию, религиозную пропаганду в пользу Англиканской церкви и любовный рыцарский роман. Каждая из ее шести книг представляет собой своеобразное попурри из знакомых мотивов народного эпоса, Артуровских легенд и более поздних рыцарских романов. В Испании А.де Эрсилья-и-Суньига написал мало читаемую ныне Араукану (1569–1589), во Франции П.Ронсар опубликовал в 1572 свою незаконченную Франсиаду.

В эпической поэзии 17 в. доминирует одна фигура – Д.Мильтон, с его Потерянным раем. Мильтон сознательно отказался писать на традиционную литературную или историческую тему и нашел вдохновение в библейских сказаниях, благодаря чему смог высказать собственные теологические взгляды. Мильтон вернулся к теме создания вселенной, борьбы небесных сил и даже включил в поэму описание нескольких путешествий, в частности сатаны – в Рай, т.е. путешествие в потусторонний мир наоборот. И хотя автор искал новый тип героя в Адаме, на самом деле чертами традиционного эпического героя оказался наделен сатана. Разительным контрастом эпосу Мильтона выглядит Генриада (1728) Вольтера, исторический эпос о религиозных войнах во Франции, содержащий в себе сатиру и критику религиозного фанатизма.

Четвертый период записи традиционной устной эпической поэзии начинается в середине 18 в. и продолжается по сей день. В эпоху романтизма средневековые тексты стали объектом повышенного внимания, их разыскивали в библиотеках и публиковали, часто впервые. Э.Лённрот объединил короткие песни финских сказителей в одно произведение Калевалу, в согласии с появившейся тогда же теорией, что и Илиада, и Одиссея были сложены из более коротких эпических сказаний. Появлялись и литературные имитации устного эпоса и народных баллад, вроде Сочинений Оссиана (1765) Дж.Макферсона. Другие поэты возвращались к классическим сюжетам, как Т.Б.Маколей в Песнях Древнего Рима (1842) и У.Моррис в поэме Жизнь и смерть Ясона (1867).

В славянских странах преобладал интерес к собиранию народной балладной и эпической поэзии. Классические сборники В.Караджича на Балканах, а также русских собирателей Кирши Данилова, А.Ф.Гильфердинга и П.Н.Рыбникова имели неоценимое значение для истории культуры. Помимо исторических песен о недавнем прошлом в репертуар славянских народных сказителей входили мифогероические повествования о сражениях со сверхъестественными существами, о путешествиях, долгом отсутствии дома и возвращении к верной, а иногда неверной жене. Персонажи часто были историческими, сюжеты же восходили к гомеровским временам.

Литературная эпическая поэма является редкостью в наше время, однако в 1938 Н.Казандзакис опубликовал длинную эпическую поэму на новогреческом языке под названием Одиссея. В ней мы снова возвращаемся к мифическому герою Гомера, словно закрывая историю эпической поэзии.


Эпическая поэма - один из популярных и древнейших жанров мировой литературы. Это художественное повествовательное произведение в стихах. Его ключевое отличие от обычной поэмы заключается в том, что обязательно изображаются какие-либо крупные события в жизни определенной социальной группы, конкретного народа или всего человечества. В этой статье мы расскажем об особенностях этого жанра, а также о самых известных примерах из мировой литературы.

Определение

Эпическая поэма считается одним из самых древних видов эпического произведения в истории мировой литературы. Он существовал уже во времена античности, когда внимание авторов было сосредоточено на развитии общей и национальной истории.

Среди самых ярких образцов жанра эпической поэмы стоит назвать "Одиссею" и "Илиаду" Гомера, германскую "Песнь о Нибелунгах", французскую "Песнь о Роланде", "Освобожденный Иерусалим" Тассо. Как видите, авторы многих из этих поэм совершенно неизвестны. Во многом из-за того, что сами тексты были написаны много веков назад, с тех пор неоднократно переиздавались, переписывались, дополнялись и изменялись.

После времен античности интерес к этому жанру с новой силой проявили авторы в эпоху Классицизма. Он был признан в то время венцом поэзии за его гражданский пафос, возвышенность и героику. При этом в своих теоретических разработках писатели Классицизма придерживались античных стандартов, не стали сильно от них отходить.

Как правило, выбор героя для эпической поэмы, чаще всего, определялся не его нравственными качествами. Главное, чтобы он был исторической личностью. События, к которым он имеет то или иное отношение, должны иметь общечеловеческое или хотя бы общенациональное значение. Эти условия стали неотъемлемыми для определения эпической поэмы. Появлялось и понятие морализма. Герой обязательно должен был стать примером, образцом для подражания, человеком, на которого хотелось бы равняться.

При этом нужно признать, что Классицизм не считал своей задачей отражать подлинные характеры реальных героев, истинные события, имевшие место быть. Обращение авторов этого направления к жанрам прошлого определялось исключительно необходимостью глубоко осмыслить настоящее.

Отталкиваясь от конкретного события или факта, эпический поэт давал ему новую жизнь в своем произведении. Художественное изображение характеров и событий только в самой общей форме можно было соотнести с историческими лицами и реально происходившими фактами.

Классицизм в России

Михаил Ломоносов

Стоит отметить, что русский Классицизм унаследовал эти взгляды, в первую очередь, на героическую поэму, лишь несколько трансформировав ее. Например, наметились два основных взгляда на проблему соотношения художественного и исторического начала в произведении.

Это можно проследить по первым эпическим поэмам, авторами которых в нашей стране были Ломоносов и Тредиаковский. Стоит признать, что ни "Тилемахида" Тредиаковского ни "Петр Великий" Ломоносова не отразили проблемы русской национальной эпопеи. Главная задача, которую они выполнили, заключалась в повышенном интересе, который им удалось пробудить в поэтах-современниках того времени.

Именно они поставили всех будущих русских поэтов перед необходимостью выбирать, как действовать дальше. Это должны была быть героическая поэма, как у Ломоносова. В ней рассказывается о важном событии русской истории. При этом направлена она на поиск исторической правды, а разработана в канонических приемах и формах нового времени. Она была написана александрийским стихом.

Тип поэмы Тредиаковского совершенно иной. Несмотря на ее внешнюю законченность, ее суть была намного менее ясна современникам. Если опустить метрическую форму, то поэт предлагал русифицированный гекзаметр. Примечательно, что Тредиаковский отвел истории в своем произведении подчиненное и даже служебное положение. Чем раньше происходили события, изображенные в произведении, тем более свободно чувствовал себя сам поэт.

Так что Тредиаковский изначально отстаивал идею отражения в своих поэмах иронических и баснословных времен. В этом он ориентировался на традиции Гомера, считая, что свои произведения античный поэт тоже создавал не по горячим следам событий.

Важен еще один момент. События и исторические герои, прежде чем стать частью такой поэмы, должны были занять особое место в народном сознании, общество должно было дать им единую нравственную оценку. А вот легендарность и "баснословность" героев предполагала, что они сумеют сохранить в человеческой и народной памяти хотя бы самое общее представление об их участии в описываемых событиях, их роль в судьбе своего государства, эпохи или народа. Среди отечественных примеров эпической поэмы также стоит назвать произведения Хераскова "Россиада" и "Чесменский бой", а также "Димитриада" Сумарокова и "Освобожденная Москва", автором которой стал Майков.

Особенности

Одна из главных особенностей жанра эпической поэмы заключается в значительном объеме самого произведения. При этом он зависит не от желания автора, а от задач, которые он перед собой ставит. Именно они и требуют такого большого объема. Именно в этом отличие лирической и эпической поэмы. Для поэта в данном случае чрезвычайно важно представлять каждый эпизод во всех подробностях.

Вторая важная особенность жанра эпической поэмы заключается в ее многофункциональности. Причем развлекательной функции изначально отводилось последнее место. Главной становилась воспитательная функция, издавна такая поэма служила наглядным образцом и примером, как себя нужно вести. К тому же это было хранилище исторических сведений о каких-то важных событиях или о судьбе целого народа. Такая поэма фиксировала представления народа об истории, а также выполняла важную научную функцию, так как через нее передавались сведения по географии, астрономии, медицине, ремеслам, бытовым вопросам. Например, из этих произведений последующие поколения могли узнать, как обрабатывалась земля, ковались доспехи, по каким принципам существовало общество. Такое многообразие в результате называется эпическим синкретизмом.

Например, поэмы Гомера всегда повествовали о далеком прошлом. Исследователи пришли к выводу, что, по всей видимости, грек с пессимизмом смотрел в будущее, стремясь запечатлеть прошлое золотое время.

Монументальные образы

Поэт Гомер

Для жанра эпической поэмы характерно использование монументальных образов. Образы главных героев всегда оказывались на порядок выше обычных представлений о рядовом человеке, они становились практически памятниками в известном смысле. Авторы применяли метод идеализации, делая своих персонажей самыми красивыми, возвышенными и умными, по сравнению с остальными людьми. Это и считается эпической монументальностью.

Также в данном жанре присутствует понятие эпического вещизма. Он напрямую связан со стремлением описать все происходящее в полном объеме, максимально подробно. В результате каждая вещь или деталь, которая попадалась на глаза поэту, получала соответствующий эпитет. Например, тот же Гомер фиксирует внимание на самых обычных бытовых и приземленных вещах. К примеру, о гвоздях или табуретке. В его поэмах все цветное, каждый предмет имеет собственный цвет и характеристику. Например, у моря сорок оттенков, в самых ярких красках описываются ягоды и одежды богинь.

Для авторов важным было выдерживать объективный тон. Создатели стремились быть предельно справедливыми.

Эпический стиль

Эпос Илиада

При написании поэмы этого жанра можно выделить три закона, которых стремились придерживаться все авторы без исключения.

Во-первых, это закон ретардации. Так называют нарочитую остановку действия. Она помогает максимально расширить рамки изображения. Как правило, ретардация проявляется в форме вставной поэмы или отступления, при этом рассказывает о прошлом, излагает взгляды людей, живших много веков назад.

Первоначально поэмы исполнялись устно, их не записывали на бумагу. С помощью ретардации исполнитель или непосредственный автор стремились сконцентрировать дополнительное внимание на описываемой ситуации.

Во-вторых, это закон двойной мотивации событий. Пытаясь изучить и понять души людей, найти объяснения их поступкам, древний человек всегда останавливался на движениях человеческой души, которые были подчинены не только его внутренней воле, но и вмешательству богов.

В-третьих, это закон хронологической несовместимости во времени одних и тех же описываемых событий. В данной ситуации автор такой поэмы выступал как очень наивный человек, которому казалось, что если он начнет одновременно описывать два события, то это покажется всем неестественным.

Еще одна характерная особенность эпических героических поэм заключается в большом количестве повторов. Порой, на них приходится до трети всего текста. Этому есть несколько объяснений. Изначально эти произведения передавались исключительно устно. А повторы - одно из обязательных свойств народного творчества. Данное описание постоянно включает в себя некие постоянно повторяющиеся формулы, например, явления природы, которые фактически собираются по трафаретам.

За конкретными предметами, героями или богами закреплены постоянные украшающие их эпитеты. Авторы постоянно используют эпические сравнения, когда стремятся сделать изображение максимально наглядным. При этом поэт пытается каждый эпизод перевести на язык сравнения, превратив его в самостоятельную картину.

Часто используется в поэме такого типа повествование через перечисление, когда картина не описывается целиком, а эпизоды будто нанизываются на сюжетный стержень.

Практически во всех подобных произведениях можно встретить сочетание вымысла с реалистичными деталями, событиями и явлениями, которые происходили в действительности. В результате грань между фантастикой и реальностью практически полностью стирается.

"Илиада"

Илиада Гомера

Древнегреческая эпическая поэмы "Илиада", авторство которой приписывается Гомеру, яркий пример произведения такого жанра. В нем описывается Троянская война, в основу поэмы, по всей видимости, легли народные сказания о подвигах великих героев того времени.

По мнению большинства исследователей, написана "Илиада" была в IX-VIII веках до нашей эры. Произведение преимущественно основано на преданиях, которые относятся к крито-микенской эпохе. Это монументальная поэма, состоящая из 15 700 стихов, написана она гекзаметром. Позднее александрийскими филологами была разделена на 24 песни.

Действие поэмы разворачивается в последние месяцы осады Трои ахейцами. В частности, весьма подробно описывается эпизод, который охватывает совсем небольшой промежуток времени.

Сакральное значение имеет описание горы Олимп с восседающими на ней богами. Причем чтут их и ахейцы, и троянцы. Боги возвышаются над противниками. Многие из них становятся непосредственными участниками повествования, помогая одной или другой противоборствующей стороне. Более того, некоторые события направляются или вызываются самими богами, они часто оказывают непосредственное влияние на ход событий.

"Махабхарата"

Эпос Махабхарата

Древнеиндийская эпическая поэма "Махабхарата" - одно из самых крупных произведений из существующих в мире. Оно представляет собой достаточно сложный, но при этом предельно органичный комплекс эпических повествований самого разного характера - богословского, дидактического, политического, космогонического, правового. Все они объединены по принципу обрамления, который считается типичным для индийской литературы. Эта древнеиндийская эпическая поэма стала источником для большинства образов и сюжетов, существующих в литературе Южной и Юго-Восточной Азии. В частности, в нем утверждается, что здесь есть все на свете.

Точно утверждать, кто был автором "Махабхараты" нельзя. Большинство исследователей считает им мудреца Вьясу.

О чем поэма?

Интересно, что противостояние между Кауравами и Пандавами имеет мифологическую основу. Здесь, как и у Гомера, боги оказывают непосредственное влияние на развитие событий. Например, Кришна поддерживает Пандавов, которые в результате побеждают. При этом практически все основные участники сражения погибают. Старший Пандава, раскаиваясь из-за этого кровопролития, даже собирается оставить царство, но родственники и мудрецы убеждают его остаться. Он правит 36 лет, не переставая себя корить за истребление друзей и родичей.

Интересно, что при этом центральным эпическим героем этой поэмы становится Карне, который разгадывает замысел Кришны о неизбежности битвы на Курукшетре, чтобы истребить демонов, воплотившихся в кшатриев. Именно после гибели Карне поражение Кауравов на поле боя становится неизбежным. Начавшиеся космические катаклизмы свидетельствуют о конце Двапара-юга и начале Кали-юга. Смерть Карны описывается подробнее, чем гибель любого из персонажей. Теперь вы знаете, о чем рассказывает эпическая поэма "Махабхарата".

"Беовульф"

Оригинал Беовульфа

В западной литературе образцом этого жанра считается "Беовульф". Это англосаксонская эпическая поэма, действие которой разворачивается на территории Ютландии (это полуостров, который разделяет Северное и Балтийское моря, в настоящее время он принадлежит Дании и Германии). Описываются события еще до переселения англов в Британию.

Произведение состоит из более чем трех тысяч строк, которые написаны аллитерационным стихом. Сама поэма названа по имени главного героя. По всей видимости, эпос был создан в VII или VIII веках нашей эры. При этом он сохранился в единственном экземпляре, который едва не погиб в библиотеке антиквара Коттона в 1731 году. Несмотря на то, что существуют вполне обоснованные сомнения в подлинности данного текста, так как сохранившийся список относится только к XI веку, именно "Беовульф" считается самой древней поэмой "варварской" Европы, которая дошла до нас в полном объеме.

Содержание произведения

Эпос Беовульф

Теперь остановимся на том, о чем рассказывает эпическая поэма "Беовульф". В основном в ней рассказывается о победе главного героя над жуткими чудовищами Гренделем и его родной матерью, а также над драконом, который регулярно совершал набеги на его страну.

Во второй части этого произведения главный герой уже становится конунгом гетов. На этот раз ему приходится сразиться с драконом, который не может забыть людям посягательства на сокровища, оберегаемые им. Убив дракона, сам Беовульф оказывается тяжело ранен. Примечательно, что приближающуюся смерть военачальника автор не считает трагедией, описывая как достойный конец великой и славной жизни. Когда тот умирает, дружина торжественно сжигает его вместе с кладом того самого дракона на погребальном костре.

Как и в большинстве других эпических древнегерманских произведений, большое внимание в "Беовульфе" уделяется речам, которые произносят герои. Именно в них удается раскрыть их ум, характер, ценность, понять, что именно в то время ценилось в качестве идеалов. Характерны для этой поэмы и дополнительные сюжетные линии, лирические отступления, предыстории, которые постоянно используются автором.

Содержание

Происхождение

Возникновение эпоса носит стадиальный характер, но обусловлено историческими обстоятельствами. Некоторые учёные высказывают точку зрения, что героический эпос не возник в таких культурах, как китайская [2] и древнееврейская [3] .

Зарождение эпоса обычно сопровождается сложением панегириков и плачей, близких героическому мировосприятию. Увековеченные в них великие деяния часто оказываются тем материалом, который героические поэты кладут в основу своего повествования. Панегирики и плачи, как правило, слагаются в том же стиле и размере, что и героический эпос: в русской и тюркской литературе у обоих видов почти одинаковы манера выражения и лексический состав. Плачи и панегирики сохраняются в составе эпических поэм на правах украшения.

Поэтика

Правдивость

Формулы

Использование формул — фундамент устной импровизационной поэзии, без которого она не может существовать. Формула — это сочетание слов, которое используется (с незначительными изменениями или без них) всякий раз, когда возникает подходящая для этого ситуация. Формула может быть короткой (из двух слов) или длинной (до десяти строк).

Средневековый эпос

Средневековый эпос — героическое народное сказание, которое создалось странствующими певцами или народом в период Средневековья. Эпос был предназначен для пения с сопровождением арфы или виолы (маленькой скрипки).

Вообще эпосы состояли из 30-50 строф по 8 строк в каждом. Иногда актёры инсценировали содержание эпоса и давали свои представления.

Русский эпос

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Энеида

Поэт: Вергилий

Год: 29–19 гг до н.э.

Энеида, эпос Вергилия

Энеида, эпос Вергилия

Эпос о Гильгамеше

Поэт: Неизвестный

Год: 1800 г. до н.э.

Эпос о Гильгамеше

Эпос о Гильгамеше

Гильгамеш наиболее вероятно был, фактическим королем в древней Месопотамии, который позже стал ассоциироваться с легендарными делами. Среди прочего, он упоминается в Шумерском списке царей, в котором перечислены цари Шумера и их предполагаемая продолжительность правления. В списке царей сказано, что Гильгамеш правил Уруком в течение 126 лет. Эпос о Гильгамеше начинается с пяти шумерских стихотворений о Гильгамеше, датируемых 2100 годом до нашей эры. Считается, что независимые рассказы о легендарном царе позже использовались в качестве исходного материала для создания комбинированного эпоса. Первая половина стихотворения рассказывает о состязании Гильгамеша с Энкиду, человеком, созданным богами, чтобы помешать Гильгамешу угнетать народ Урука. После соревнования, в котором выигрывает Гильгамеш, они становятся друзьями. Однако, Энкиду приговорен к смерти богами. Вторая половина эпоса посвящена долгому и опасному путешествию, которое предпринимает Гильгамеш, чтобы найти секрет вечной жизни. Эпос о Гильгамеше часто считается самым ранним из сохранившихся великих литературных произведений. Он переведен на множество языков и продолжает пользоваться популярностью.

Божественная Комедия

Поэт: Данте Алигьери

Божественная комедия, Данте

Божественная комедия, Данте

Пан Тадеуш

Поэт: Адам Мицкевич

Беовульф

Поэт: Неизвестный

Беовульф, староанглийский эпос

Беовульф, староанглийский эпос

Беовульф написан на староанглийском или англосаксонском, самом раннем историческом варианте английского языка. Это старейшее из сохранившихся стихотворений на староанглийском языке. В поэме король Хротгар, правитель датчан, обеспокоен демоном по имени Грендель. Беовульф, молодой воин-геат, приходит на помощь Хротгару. Он сражается и побеждает Гренделя. У демона есть мать, которая пытается отомстить за своего сына, но также терпит поражение от Беовульфа. Затем Беовульф возвращается на свою землю. Позже он становится королем геатов и правит в течение пятидесяти лет. Затем на геатов нападает дракон. Беовульф может победить дракона, но он смертельно ранен в битве. Беовульф считается высшим достижением древнеанглийской литературы. На протяжении многих лет его много анализировали и ученые обсуждали почти все аспекты этого эпического стихотворения.

Потерянный Рай

Поэт: Джон Мильтон

Потерянный Рай, эпос

Потерянный Рай, эпос

Одиссея

Поэт: Гомер

Год появления: 8 век до н.э.

10 самых известных эпических поэм всех времен

Одиссея — это древняя эпическая поэма, приписываемая Гомеру, которая в первую очередь посвящена греческому герою Одиссею, известному в римском мифе как Улисс. После 10-летней Троянской войны Одиссей, царь Итаки, не может вернуться домой. Предполагается, что он мертв, а его жена Пенелопа и сын Телемах преследуются группой женихов, которые борются за руку Пенелопы в браке. Эпос прежде всего фокусируется на долгом путешествии Одиссея до Итаки и о проблемах, с которыми ему предстоит столкнуться. Основная причина, по которой Одиссею пришлось столкнуться с такими проблемами, заключается в том, что он ослепляет Циклопа Полифема, сына греческого бога Посейдона. Затем Полифем умоляет своего отца проклясть Одиссея блуждать по морю десять лет. Эпос Одиссей высоко ценится как классическое произведение и считается одним из самых важных работ в Западной Литературе.

Илиада

Поэт: Гомер

Год появления: 8 век до н.э.

10 самых известных эпических поэм всех времен

Рамаян

Поэт: Валмики

Год: неизвестен

рамаян, эпос

Махабхарат

Поэт: Веда Вьяса

Год: неизвестен

Махабхарата или Махабхарата — это древнеиндийский эпос, написанный на санскрите легендарным Махариши Вьясой. В первую очередь он сосредоточен на борьбе двух групп кузенов, Кауравов и Пандавов, за трон королевства Хастинапур. Их возглавляют их старшие братья Дурьодхана и Юдхиштхира соответственно. Конфликт завершается Великой битвой на Курукшетре, где многочисленные древние королевства присоединяются к одной из сторон. История Махабхараты имеет множество тем, самые известные из которых включают: Дхарма, долг и ответственность человека; и карма, действие человека и его последствия. Махабхарата передавалась через устную традицию на протяжении веков, прежде чем была окончательно переведена в текст. Это самая длинная из когда-либо написанных эпических поэм, состоящая из более чем 200 000 отдельных стихотворных строк. Примерно в десять раз длиннее Илиады и Одиссеи вместе взятых. Махабхарат содержит множество текстов, таких как Бхагавад-Гита, которая оказала влияние на многих великих мыслителей, включая Махатму Ганди, Олдоса Хаксли, Дж. Роберта Оппенгеймера и Николы Тесла .



В эпосе выделяются разные жанры: рассказ, повесть, роман, эпопея, былина, поэма, басня. Исследователи включают в эпические произведения мифы, героические легенды, истории, поучительные сказки, рассказы о животных. Зачастую они не имеют авторов, а рассказчик может быть реальным или вымышленным, наблюдателем или участником описываемых событий. С помощью эпоса люди передают свои традиции от одного поколения к другому.

Читайте также: