Технологическая карта по окружающему миру 1 класс школа россии кто такие звери

Обновлено: 06.07.2024

Слайд №1

  • учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
  • развивать умение мыслить, рассуждать, делать выводы.
  • воспитывать любознательность, интерес к поисковой работе, стремление самостоятельно находить истину, интерес к учёбе.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научить выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Оборудование: презентация к уроку. Цветные изображения медведя, лося, белки, зайца, дятла, осы, рыбы, дикобраза. Карточки: насекомые, рыбы, птицы, домашние, дикие, млекопитающие Разрезанная на части картинка жирафа (карточки: голова, шея, туловище, ноги, хвост). Таблицы: рыбы – тело покрыто чешуёй, птицы – тело покрыто перьями, насекомые – у них 6 ног, звери – тело покрыто шерстью. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– К нам на урок пришёл Муравьишка Вопросик. Какой же вопрос он задаст нам сегодня? Слайд №2 Кто такие звери? Прежде, чем мы начнём искать ответ на этот вопрос , вспомним , какие группы животных мы уже знаем. (птицы – тело покрыто перьями, рыбы – тело покрыто чешуёй, насекомые – у них 6 ног

Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)

В воде она живёт ,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба)

– Рассмотрите фото животных

Слайд №3

– Кого вы здесь видите? (Орла, крокодила, мышь, жука)
– К какой группе животных относится жук, орёл? Почему?
– Какие части тела у птиц вы можете назвать? Покажите их на картинке.
–У нас остались мышь и крокодил. Кто же из них зверь? Этот же вопрос нам задал и Муравьишка. Для того , чтобы помочь Муравьишке, нужно знать, кто такие звери. А для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главные признаки. Поможет нам в этом Мудрая Черепаха. Она приготовила для вас задание. Загадки о животных, которые относятся к группе животных.

Слайд №4

Есть копытный великан.
Шея как подъёмный кран,
С рожками пятнистый,
Но не очень быстрый. (Жираф)

Слайд №5

Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока –
Дам парного молока!

Слайд №6

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

– Мудрая Черепаха приготовила ещё одно задание. У меня разрезанная картинка. Соберите её. Кто получился. Жираф.
– Какие части тела вы выделите у жирафа? (Голова, шея, туловище, ноги, хвост)

Работа по учебнику.

– Рассмотрите животных на картинке в учебнике с. 39 Каких животных вы знаете?
– Какие части тела вы выделили у всех этих животных? Что вы про них можете сказать? (Они одинаковые)
– Так чем же эти животные отличаются от других? (У них тело покрыто шерстью)

Слайд №7

– Количество шерсти у них может быть различным. У одних её много, у других мало. От чего это зависит? Это зависит от того, в каком месте живёт зверь и какой образ жизни он ведёт.
– У дикобраза вместо шерсти иголки. (Показать картинку). Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днём или ночью. Большинство животных ходят на четырёх лапах. Но некоторые животные могут скакать на двух лапах, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть – на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять её в разные времена года.
– Каких вы знаете зверей, меняющих окраску?
– А теперь посмотрите на картинку на с. 38. Объясните, что изображено на картинке? (Собака кормит щенят)
– Только самки зверей вырабатывают молоко для кормления детёнышей, поэтому зверей ещё называют млекопитающими.
– На с. 39 прочитаем слова Черепахи.

Слайд №7

Слайд №8

– Так кто же зверь, крокодил или мышь?
– Вот видите, не все звери большие и зубастые. Мышка хоть и маленькая, она зверь, крокодил нет. А кто крокодил вы узнаете позже.
– А каких зверей знаете вы?
– На какие две группы можно разделить зверей?(дикие и домашние)
– Почему их так называют?

Слайд №9

– Назовите диких зверей. Назовите домашних зверей.

Работа в тетрадях.

– Муравьишка пошёл в лес познакомиться с дикими зверями. А звери решили поиграть с ним в прятки. Помогите Муравьишке узнать зверей.

Слайд №10

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

Рассказ ученика: Лось – самый крупный из оленей (длина тела до 3 м, высота в холке до 2,5 м). Его легко узнать по длинным мощным ногам, горбоносой морде. Под горлом обычно свешивается кожный вырост – серьга. Рога взрослых самцов обычно состоят из короткого ствола и широкой лопаты с отростками. Окраска буро-черная, ноги светлые, зеркала нет. Маленькие лосята светло-рыжие без пятен (1). Глаза ночью светятся красным светом. У самок рогов нет. Лоси любят полакомиться молодыми ветками, щиплют траву, а также едят грибы, ягоды. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они отлично плавают.

Слайд №11

Он в берлоге спит зимой.
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

Рассказ ученика. Бурый медведь – самый известный из своих соплеменников. Он стал персонажем многих сказок и легенд у разных народов. Его нередко можно увидеть в цирковых представлениях. Мишка обладает большим уровнем интеллекта, хорошо поддается дрессировке. Бурый Медведь весит от 80 до 800 килограмм. Длина тела мишки 250 сантиметров, высота 120. Самки медведей, мельче самцов. У бурого мишки крупная голова, маленькие круглые ушки, небольшие глазки. На лапах у медведя когти. Обитает обычно мишка, возле речек, в лесах, питается растительной пищей. Любит плоды, корневище, овес. Медведи – отличные охотники, но также любят ягоды, грибы, орехи, жуков, лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда, даже укусов пчёл не боится. Осенью зверь ищет себе берлогу, чтобы проспать до весны. Уж очень большой зверь, зимой ему трудно прокормиться и трудно двигаться по глубокому снегу.

Слайд №12

Кто летом серый, а зимой белый? (Заяц)

Рассказ ученика: Длина тела 55-70 см. Хвост сверху и кончики ушей черные. Остальная окраска рыжевато-серая с черноватой рябью, зимой светлее, особенно на брюхе и боках. Уши длиннее головы, хвост снизу белый, шерсть мягкая. Хвост маленький, но все же хорошо виден. Шкурка непрочная и слабо прикреплена к телу, поэтому часто клочья шкуры остаются в зубах хищника, как хвост ящерицы.. Летом питаются травянистыми растениями, зимой – чаще корой и побегами деревьев и кустарников, иногда грибами. Травянистые растения заяц-русак продолжает поедать и зимой, для чего прокапывает снег до земли. Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом. Но осенью заяц линяет и вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Словно надел зайчик шапку – невидимку , только кончики ушей чёрные и нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

Слайд №13

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Рассказ ученика. Белки – род грызунов, семейства беличьих. Имеет удлинённое тело с пушистым длинным хвостом, уши длинные, цвет темно-бурый с белым брюшком, иногда серый (особенно зимой).
Длина тела белок бывает 20–32 см, длина хвоста 19–31 см. Масса от 180 до 1000 г. Все белки питаются разнообразным растительным кормом: древесными семенами, ягодами и фруктами, орехами, грибами, почками и побегами, корой и лишайниками. К растительной пище добавляются животные корма: насекомые, яйца птиц, ящериц. Она прекрасно лазает по ветвям и легко перепрыгивает с одного дерева на другое. В случае необходимости белка может без вреда для себя прыгнуть с вершины высокого дерева на землю. Белка устраивает гнездо в дуплах или ветвях деревьев. Гнездо из ветвей имеет форму шара с боковым входом. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, осенью шубка становится серой, густой и тёплой.

Слайд №14

4. Физкультминутка

Заинька выходи, серенький выходи
Вот так выходи, вот так выходи.
Заинька повернись, серенький повернись.
Вот так повернись, вот так повернись.
Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой.
Вот так топни ножкой, вот так топни ножкой.
Заинька отдохни, серенький отдохни.
Вот так отдохни, вот так отдохни.

– А сейчас Мудрая Черепаха вас хочет познакомить с интересными животными ,которые тоже являются зверями, но имеют необычные для этой группы строение тела.

Слайды №15-16

– Перед вами крот. Длина крота 12-15 см. Мех бархатистый. Крошечные глаза, прекрасный нюх. Живёт крот в любой почве, чаща на лугах, в садах. Практически всю жизнь крот проводит под землёй.
– Обратите внимание на лапы крота, что в них особенного? Передние лапы у него больше для того, чтобы рыть подземные ходы. Передние лапы у него превратились в лопатки. Крот роет ходы очень быстро. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится на личинок насекомых и дождевых червей.

Слайд № 17

– А что необычного в строении летучей мыши?( У неё вместо лап крылья)
Летучие мыши – единственные летающие звери. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки.

Слайд №18

– Днём спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.

Слайд №19

– Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это киты и дельфины.

– Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела? (У него вместо ног плавники; нет шерсти)
В группе зверей – кит самое большое животное. Длина кита – более 20 м, а вес – более100тонн. С помощью плавников кит плавает. В древние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. У кита есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу. Киты бывают зубастые и усатые.

Слайд № 20

– У зубастых китов есть зубы – 270 штук. Ими он захватывает добычу. У усатых китов зубов нет, а есть усы – как будто цедилка во рту. Они набирают в свой огромный рот воды и процеживают через ус – цедилку. Вода выходит, а во рту остаётся еда. Киты, как и дельфины, дышат лёгкими и рождают живых детёнышей, которых кормят своим молоком.

– Когда киты поднимаются на поверхность и выдыхают воздух, то кажется, что над головой кита появился фонтан. Это пар.

Работа в тетрадях с.28.

– Какие животные спрятались? Найди их и раскрась. Чтобы правильно раскрасить рисунок, надо знать : какое время года изображено на рисунке. Какое время года ? Какая шубка будет на зайце и белке?

– Приступайте к работе.

5. Итог урока

– На уроке вы узнали много нового и интересного о зверях. Так кто же они – звери? Как их отличить от других животных? Приведите свои примеры зверей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.:Просвещение, 2012, Ч1.

А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь № 1. М.: Просвещение, 2017

Дополнительные

презентация к уроку

наглядно- дидактический материал

наклейки с изображениями зверей.

Используемые технологии: игровые технологии, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, гуманно-личностные технологии (ситуация успеха), технологии деятельностного метода (проблемное обучение).

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научить выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Характеристика этапов урока

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Организационный

- Проверить готовность к уроку.

У – Ребята, пожелаем друг другу добра.

Я желаю тебе добра

Ты желаешь мне добра

Мы желаем всем добра.

- Я тоже вам желаю добра, хорошего настроения на уроке. Будьте активными, внимательными.

*Проверяет готовность обучающихся к уроку

*Организует на работу.

•Осуществляет самооценку готовности к уроку.

- Выполняют самооценку готовности по критериям:

· правильность выбора учебных принадлежностей,

· правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

· настрой на урок.

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Эмоциональный настрой

- мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- нацеливание на успешную деятельность на уроке.

Вы согласны совершить такое путешествие?

Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса.

ЗВУКИ ЛЕСА (фонограмма)

*Напоминает обучающимся о правилах поведения в лесу.

*Создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы.

•Определяют план своей дальнейшей работы на уроке.

•Вспоминают и проговаривают правила поведения в лесу.

•Объясняют необходимость бережного отношения к природе.

•Настраиваются на дальнейшую работу.

Познавательные: уметь находить ответ на вопрос.

Логические: анализ с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.

- Ценить и беречь природу.

- Проявлять целостный взгляд на мир.

Актуализация необходимых знаний

- актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками зверей, внешним строением, разнообразием мира зверей.

Прогнозируемые результаты

личностные:

Ø учить проверять себя;

Ø учить давать оценку своим действиям;

Ø учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные :

Ø учить анализировать и выделять общее;

Ø учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

Ø учить выделять зверей среди других животных ;

Ø учить приводить примеры животных этой группы.

Используемые технологии: игровые технологии, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии, гуманно-личностные технологии (ситуация успеха), технологии деятельностного метода (проблемное обучение).

Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах.

Личностные планируемые результаты

Метапредметные планируемые результаты

Предметные планируемые результаты

- Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;(ЛУУД1)

- Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;(ЛУУД2)

- принимать и сохранять учебную задачу урока и стремится выполнить её;(РУУД1)

- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;(РУУД2)

- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными требованиями;(ПУУД)

- формулировать ответы на вопросы;(КУУД1)

- высказывать мотивированное суждение по теме урока;(КУУД2)

- Формировать у детей понятие о зверях, уметь их определять, знать внешнее строе­ние зверей, учить бережному отношению к природе.

ХОД УРОКА

ЭТАПЫ

УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, КРР

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ рганизационный этап )

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную атмосферу.

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и надеюсь, что этот урок оставит у вас только положительные эмоции.

-Способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;(ЛУУД2)

Проверить готовность к уроку.

Метод формирование готовности к восприятию учебного материала

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Цель: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Отгадайте загадки:

-Кто на ёлке, на суку

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

-Эта хищница болтлива

А зовут её (сорока)

- Как можно назвать одним словом? (птицы)

- Каких животных можно назвать птицами?

1) у всех птиц есть перья (+)

2) всех животных, которые умеют летать, можно назвать птицей (-) (бабочка умеет, но это насекомые)

3) все птицы умеют летать (-)

4) страусы и пингвины - это птицы, которые не умеют летать (+)

5) сова, дятел, воробей – это птицы наших лесов (+)

- Что интересного ещё узнали про птиц на прошлом уроке? ( у них есть голова, шея, туловище, крылья, хвост, ноги, клюв)

Отгадывание загадок и закрепление собственных знаний. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение отвечать на вопросы учителя. Повторить тему прошлого урока :Кто такие птицы?

Заполняют таблицу , проверяют по эталону

-Познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;(ЛУУД1)

-формулировать ответы на вопросы;(КУУД1)

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания.

3.3.Первичное закреплени

3.4.Самостоятельная работа

( 3.5. Повторение и включение в систему знаний (выявление границ применимости нового знания )

- Муравьишка продолжает задавать нам свои хитрые вопросы, отвечая на них, мы узнаём что-то новое, интересное. Вот и сегодня он приготовил для нас загадки.

Отгадайте их.

-За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёжик)

Да орешки грызёт. (белка)

-Как одним словом можно назвать? (звери)

-О ком пойдёт речь на уроке? (тема: Кто такие звери?)

-Что мы должны узнать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

1. Узнать какие животные называются зверями;

2. Приводить примеры зверей; Изучить строение тела зверей;

3.Чем звери выкармливают своих детёнышей;

Откройте учебники на стр.38. Рассмотрите верхний рисунок. -Кого вы здесь видите?

-К каким известным вам группам принадлежат некоторые из них? Почему?

-Кто остался? (мышь)

-Вы согласны с утверждением, что мышь - это зверь?

-Чтобы у нас не было никаких сомнений, мы должны выявит общие признаки животных, которые относятся к зверям. Мудрая Черепаха решила познакомить с некоторыми из этих животных.

Посмотрите на слайд

-Кого вы видите? (жираф, корова, кошка)

- Что общего у этих всех животных?

-Рассмотрите жирафа на стр.38. Какие части тела вы сможете выделить? (голову, шею, туловище, ноги, хвост)

-Тела разных зверей имеют разную форму и размер, но части тела у всех зверей одинаковые.

- А что ещё является общим для всех этих зверей? (их тело покрыто шерстью)

-Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?

-А чем покрыто тело зверей? (шерстью)

-Это тот признак, который является общим для всех зверей.

Вернёмся к нашему первому вопросу и попробуем на него ответить

-Кто такие звери?

Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой. Идут, громко топая.

За мамой-лосихой топал лосенок, Идут крадучись.

За мамой-лисицей крался лисенок, Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой-ежихой катился ежонок, Идут вперевалку.

За мамой-медведицей шел медвежонок, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

За мамой-зайчихой — косые зайчата, Идут на четвереньках.

Волчица вела за собою волчат. Останавливаются.

Все мамы и дети напиться хотят.

-Посмотрите на слайд.

- Кого вы здесь видите? (собаку, у неё появились щенки и она их кормит молоком)

-Какую новую информацию вы узнали о зверях? (звери выкармливают детей молоком)

- Вот поэтому второе название зверей – млекопитающие. Прочитаем в словаре Ожегова, что обозначает это слово.

-Объясните второе название зверей.

- Вернёмся к нашему второму вопросу, ответили мы на него? (да)

-Мы направляемся в лесную чащу. В лесной чаще нам встретились самые разные звери, а какие вы узнаете открыв учебник с.39. С помощью аталаса-определителя узнайте этих зверей, назовите их.

-Мудрая черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение

- Рассмотрите на рисунке летучую мышь, крота, бобра, выдру. Ребята нам приготовили небольшие рассказы о том, что необычного в строении их тела?

1)Летучая мышь – единственное млекопитающее, которое умеет летать. Крыльями ей служат лапы, между пальцами которых натянута кожа. Этот зверёк питается насекомыми. На охоту он вылетает только ночью. Летучая мышь умеет издавать звуки, которые человек не слышит.

2)Крот всю свою жизнь проводит под землёй. Голова крота напоминает клин. Лапы превратились в лопатки. Короткая мягкая шерсть помогает кроту передвигаться.. Кроты очень полезны. Они вылавливают личинок вредных насекомых.

3)Выдра - у неё плоская голова, короткие лапы, длинный хвост, вытянутое гибкое тело всё это помогает ей хорошо плавать под водой. Выдры отличные ныряльщики и пловцы, так как им приходится кормиться в воде. Чаще всего, выдру можно увидеть в лесных реках, в которых есть много рыбы, а реже – на берегах озер.

4) Бобр - у него между пальцами имеются плавательные перепонки, хвост сильно уплощённый сверху вниз, всё это помогает ему хорошо плавать. Живут бобры в норах или хатках, которые представляют собой сложный лабиринт с 4—5 входами.

-Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники, а тело покрыто гладкой кожей. Киты и дельфины дышат лёгкими и вскармливают своих детёнышей молоком, поэтому они – млекопитающие, а не рыбы.

- А как мы с вами должны относиться ко всем животным? (беречь их, не пугать, заботиться о них, помогать, и конечно, не причинять им зла)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понимать связь между строением тела животного и его образом жизни.

Формулировать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке.

Устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Выполнять задания в группе, осуществлять самопроверку.

Иметь целостный взгляд на мир.

Проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.

Читайте также: