Изучение законодательства российской федерации в сфере экскурсионной деятельности кратко

Обновлено: 17.05.2024

Туристско-экскурсионное дело в России регулируют норматив­ные документы, охарактеризуем их.

10 мая 2007 г. Федеральным агентством по туризму было приня­то Положение о ведении единого федерального реестра туропера­торов. Включение турфирмы в реестр заменило процедуру лицен­зирования.

Экскурсионное дело регулируется также законодательными ак­тами субъектов РФ. Рассмотрим местное законодательство о туриз­ме на примере городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Основным документом в Москве является Городская целевая программа развития туризма в городе Москве на 2008—2010 гг., принятая постановлением от 11.09.2007 г. № 805-ПП (в редакции по­становления правительства Москвы от 26.02.2008 г. № 129-ПП). Программа включает шесть основных направлений:

• создание образа Москвы как города, благоприятного для ту­ризма;

• развитие инфраструктуры и материальной базы туризма;

• создание условий для разработки новых туристских продук­тов;

• создание условий для развития туризма в Москве;

• развитие системы подготовки кадров;

• научное обеспечение туристской деятельности.

Городской комитет по туризму создан в соответствии с поста­новлением правительства Москвы от 24.06.2003 г. № 492-ПП, утвер­дившим Положение о комитете по туризму города Москвы. Этот комитет является отраслевым органом городской исполнительной власти, подведомственным правительству Москвы и проводящим его политику в сфере туризма.

Туристско-экскурсионное дело в России регулируют норматив­ные документы, охарактеризуем их.

10 мая 2007 г. Федеральным агентством по туризму было приня­то Положение о ведении единого федерального реестра туропера­торов. Включение турфирмы в реестр заменило процедуру лицен­зирования.

Экскурсионное дело регулируется также законодательными ак­тами субъектов РФ. Рассмотрим местное законодательство о туриз­ме на примере городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Основным документом в Москве является Городская целевая программа развития туризма в городе Москве на 2008—2010 гг., принятая постановлением от 11.09.2007 г. № 805-ПП (в редакции по­становления правительства Москвы от 26.02.2008 г. № 129-ПП). Программа включает шесть основных направлений:

• создание образа Москвы как города, благоприятного для ту­ризма;

• развитие инфраструктуры и материальной базы туризма;

• создание условий для разработки новых туристских продук­тов;

• создание условий для развития туризма в Москве;

• развитие системы подготовки кадров;

• научное обеспечение туристской деятельности.

Городской комитет по туризму создан в соответствии с поста­новлением правительства Москвы от 24.06.2003 г. № 492-ПП, утвер­дившим Положение о комитете по туризму города Москвы. Этот комитет является отраслевым органом городской исполнительной власти, подведомственным правительству Москвы и проводящим его политику в сфере туризма.


ГОСТ Р 54604-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Tourist services. Excursion services. General requirements

Дата введения 2012-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС"), Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к экскурсионным услугам, процессам их формирования и оказания.

Стандарт распространяется на экскурсионные услуги, оказываемые юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и/или индивидуальными предпринимателями.

На основе настоящего стандарта могут быть разработаны нормативные документы, устанавливающие требования к конкретным экскурсионным услугам, в том числе стандарты организаций - исполнителей экскурсионных услуг.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 50644 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов

ГОСТ Р 50681 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг

ГОСТ Р 53522 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения

ГОСТ Р 53997 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 экскурсионные услуги: Туристские услуги по разработке, организации и проведению экскурсий.

3.2 экскурсия: Услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки.

3.3 экскурсант: Потребитель экскурсионных услуг.

3.4 экскурсовод (гид): Профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания.

3.5 гид-переводчик: Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (иностранных туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания.

3.6 сопровождающий: Физическое лицо, имеющее профессиональную подготовку, опыт, знания и навыки, оказывающее информационные и организационные услуги, необходимые при проведении экскурсии, и квалифицированную помощь экскурсантам.

3.7 объекты экскурсионного показа/экскурсионные объекты: Материальная основа экскурсионного показа, включающая памятные места, здания и сооружения, памятники истории, архитектуры, искусства и археологии, природные объекты (заповедники, заказники, реликтовые растения и др.), промышленные и другие предприятия, экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, которые во время экскурсии демонстрируют экскурсантам.

3.8 демонстрация объекта (экскурсионного объекта): Совокупность методических приемов и форм предоставления информации, с помощью которых проводится ознакомление экскурсантов с объектом показа в соответствии с целью и тематикой экскурсии.

3.9 программа экскурсии (экскурсионная программа): Последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах.

3.10 маршрут экскурсии: Путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение объектов показа.

3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий последовательность посещения и изучения объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой, включающий в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и т.д.

3.12 качество экскурсионных услуг: Совокупность свойств и характеристик экскурсионных услуг, определяющих способность удовлетворять потребности экскурсантов.

Примечание - Характеристики экскурсионных услуг включают профессиональную подачу материалов экскурсии, владение методикой экскурсии, этику общения экскурсовода и экскурсантов, эстетичность и комфортность экскурсии.

3.13 оценка качества экскурсионных услуг: Количественное или качественное определение степени соответствия показателей качества экскурсионных услуг (процесса оказания услуг) установленным требованиям.

3.14 вид экскурсионной услуги: Совокупность однородных экскурсионных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками и соответствующих определенной тематике.

3.15 условия предоставления экскурсионных услуг: Совокупность факторов, воздействующих на туриста (экскурсанта) в процессе предоставления экскурсионных услуг.

3.16 экскурсионная методика (методика ведения экскурсии): Совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий, а также требований и правил, предъявляемых к экскурсии.

3.17 контрольный текст экскурсии: Технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии.

Примечание - На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности экскурсии с учетом интересов экскурсантов определенных категорий.

3.18 "портфель экскурсовода": Условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин, видео- и аудиоматериалов и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии.

4 Виды экскурсионных услуг и экскурсий

4.1 Экскурсионные услуги представляют собой деятельность субъектов туристской индустрии (туроператоров, турагентств, туристско-экскурсионных, экскурсионных организаций), а также физических лиц (экскурсоводов, гидов-переводчиков), имеющих необходимую квалификацию по разработке, организации и проведению экскурсий.

Экскурсионные услуги могут оказываться отдельно или быть составной частью туристского продукта.

4.2 Экскурсионные услуги по ГОСТ Р 53522 включают в себя:

- услуги по организации и проведению экскурсий;

- услуги экскурсовода (гида);

4.3 Услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий осуществляют туроператоры, турагентства, туристско-экскурсионные, экскурсионные организации, физические лица, имеющие соответствующую квалификацию (экскурсоводы, гиды, гиды-переводчики).

4.3.1 Подготовка экскурсии должна проводиться специалистами в области экскурсионных услуг (экскурсоводом или группой экскурсоводов) в соответствии с экскурсионной методикой и включать в себя несколько этапов:

- определение цели и задач экскурсии;

- выбор темы и разработку концепции экскурсии;

- изучение и сбор информации по теме экскурсии;

- отбор и изучение экскурсионных объектов;

- составление маршрута экскурсии;

- объезд или обход маршрута;

- методическую разработку, определение приемов и техники ведения экскурсии, в том числе составление технологической карты экскурсии по ГОСТ Р 50681;

- подготовку текста для проведения экскурсии;

- комплектование "портфеля экскурсовода";

- проведение пробной экскурсии;

- представление экскурсии на рецензирование независимым экспертам в области экскурсионных услуг (при необходимости);

Число этапов, указанных в 4.3.1, может быть сокращено по решению руководства экскурсионных организаций.

4.3.2 Технические документы, необходимые для организации и проведения экскурсий, по содержанию должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50681.

4.4 Классификация экскурсий

Экскурсии классифицируют в зависимости от содержания, тематики, места проведения, категории участников, формы проведения и других признаков.

4.4.1 Экскурсии в зависимости от содержания подразделяют на обзорные и тематические.

4.4.1.1 Обзорные экскурсии представляют собой многоплановые экскурсии с использованием исторических материалов и демонстрацией различных объектов показа, находящихся на определенной территории.

4.4.1.2 Тематические экскурсии раскрывают определенную тему и подразделяются:

- на исторические: историко-краеведческие, историко-религиозные, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические;

- производственные: производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профессионально-ориентационные (для учащихся);

- искусствоведческие: историко-театральные, историко-музыкальные, историко-политические, этнографические, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов;

- литературные: литературно-биографические (по местам, связанным с биографией и творчеством писателей, поэтов, драматургов); историко-литературные (посвященные определенным периодам развития литературы), литературно-художественные (по местам, описанным в произведениях писателей) и т.п.;

- архитектурно-градостроительные: с показом памятников архитектуры определенного исторического периода и различных архитектурных стилей, связанные с творчеством какого-либо архитектора, а также знакомящие с исторической планировкой и застройкой городов и районов;

- с религиозной тематикой: с посещением объектов религиозных культов и ознакомлением с их историей, участием в обрядах и праздниках и другие.

4.4.2 В зависимости от места проведения экскурсии подразделяют на городские, загородные и комплексные.

4.4.3 По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, экскурсии с использованием транспорта различных видов (автомобильного, водного, авиационного, железнодорожного, городского электрического, конного и др.) и комбинированные (транспортно-пешеходные).

Главный документ, регламентирующий туристско-экскурсионную деятельность

Контроль над экскурсионной деятельностью, прежде всего, начинается с определения этого понятия и сопутствующих ему значений.

В ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" включены нижеследующие определения:

  1. экскурсант - индивиуум, посещающий страну (место) временного пребывания с познавательными целями длительностью не более суток, исключающими без ночевку и прибегающий к услугам экскурсовода (гида), гида-переводчика;
  2. экскурсовод (гид) - квалифицированный специалист, осуществляющий работу по знакомству экскурсантов (туристов) с достопримечательностями места времененного пребывания.

В структуре определения туристская индустрия, которое содержится в данном правовом акте совместно с предприятиями, осуществляющими работу в области туризма, включены фирмы, разрабатывающие и реализующие экскурсионные продукты.

Это позволяет делать вывод о том, что в ФЗ туристская и экскурсионная деятельность разграничивается. Вместе с тем, здесь не содержится ни понятия экскурсионная услуга, ни экскурсионная деятельность.

Национальные стандарты туристско-экскурсионного обслуживания

Контроль над туристско-экскурсионной деятельностью также представлен обязательными требованиями, изложенными в национальных стандартах в области туризма:

Второй документ в вышеперечисленном перечне содержит определение экскурсионной услуги. Согласно данному регламенту возникает понимание экскурсионных услуг как туристского обслуживания, направленного на удовлетворение познавательных потребностей участников экскурсии, в том числе создание и эксплуатацию комплекса экскурсионного обслуживания или отдельных мероприятий, организация и проведение экскурсий.

Готовые работы на аналогичную тему

В третьем документе перечисляются необходимая документация, без которой невозможны организация и проведение экскурсии:

Закон Республики Крым как пример регионального контроля

  • экскурсионная услуга – туруслуга по созданию, организации и предоставлению экскурсий;
  • экскурсия – услуга, в ходе которой осуществляется организация посещения (ознакомления) достопримечательностей туристами-индивидуалами (экскурсантами) или тургруппами, с предоставлением услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика, длительностью не более 24 часов и не предполагающая ночлега.
  • объектами экскурсионного показа являются музейные организации, мест памяти, архитектурные объекты, историко-культурные и природные памятники, промышленные и другие предприятия;
  • тур – комплекс услуг, включающий размещение, питание, перевозку туристов, экскурсионные услуги, в том числе услуги таких пециалистов. как экскурсовод, и гид-переводчик, проводников и прочие услуги, ассортимент которых зависит от цели поездки;
  • экскурсант – клиент, потребляющий экскурсионные услуги на территории Республики Крым;
  • место реализации экскурсионных услуг – подготовленная площадка. оборудованная соответствующим образом для розничной продажи экскурсионных услуг;
  • экскурсовод (гид) – лицо, обладающее соответствующей профессиональной подготовкой, которое осуществляет работу по ознакомлению с достопримечательностями на туристском/экскурсионном маршруте;
  • гид-переводчик – лицо, обладающее соответствующей профессиональной подготовкой, которое должно свободно владеть иностранным языком, который необходим при переводе и проведении экскурсий в Республике Крым.

Прочие документы, регламентирующие экскурсионную деятельность

Обобщая все вышесказанное можно сказать, что под экскурсионной деятельностью понимается предпринимательская деятельность, регулируемая гражданским законодательством. Нормативно-правовое регулирование экскурсионных услуг осуществляется также посредством:

Правовое регулирование в туризме фото

Одна из самых важных сфер государственного регулирования – туристическая деятельность. В разных международных актах подчеркивается, что туризм является главным способом установления и укрепления связей, экономических, политических и культурных контактов. Он также относится к факторам, влияющим на качество жизни современного общества.

Правовое регулирование в туризме. Что это?

Под правовым регулированием туристической деятельности понимают систему мероприятий, которые направлены на формирование, популяризацию и реализацию особого туристского продукта. Эта деятельность осуществляется на основании специальной лицензии, которая выдается юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Выражением правового регулирования туризма является государственный контроль над выполнением обязательных юридических норм и правил, закрепленных на законодательном уровне. Контроль также проявляется в установлении легитимности туристической деятельности, защите прав потребителей услуг. Предмет регулирования – это своего рода общественные отношения, которые развиваются в результате планирования, подготовки, организации и совершения путешествия и оказания определенного вида услуг.

Сущность правового регулирования в туристической отрасли

Главная цель правового регулирования туризма состоит в укреплении позиций законности и правопорядка на рынке. Деятельность специалистов, трудящихся в данной области, также охватывает:

  • создание условий для безопасного отдыха граждан и обеспечения сохранности их имущества;
  • выработку мер по охране окружающей среды;
  • сохранении духовных и материальных общественных ценностей;
  • защиту прав и интересов туристов и других участников туристической индустрии;
  • обеспечение контроля над соблюдением применения действующих законодательных и правовых норм;
  • разработку нормативных актов организационного и экономического характера, которые необходимы для нормального функционирования туристической деятельности.

Правовое регулирование в туризме - снимок

Появилось свободное время?

Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!

Специфика правового регулирования в сфере туризма

Политика государства в правовом регулировании туристической сферы направлена, главным образом, на защиту интересов граждан. Существует несколько способов осуществления данных работ. Среди них выделяют обязывание, запрещение и дозволение. Также используются разные юридические инструменты, например, правовые нормы, нормы судебного права, юридические обязанности и ответственность, правовые ограничения и поощрения.

Регламентирующие документы

Главный орган, регулирующий туристическую сферу, – Федеральное агентство по туризму РФ. Также в работе задействованы Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и другие организации.

Правовые основы туристической деятельности закреплены в государственных документах:

Правовое регулирование в туризме - фотоснимок

Появилось свободное время?

Тогда используй его с умом! Получи образование, пока все бегают за гречкой!

Читайте также: