Изучение темы солнечные системы предусмотрено в каком классе начальной школы

Обновлено: 04.07.2024

Дидактические: ознакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них.

1) развивать умение формулировать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя;

2)развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата;

3) развивать умение оценивать результаты своей деятельности

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение друг к другу, навыки сотрудничества

Планируемые результаты :

осознание целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе-планеты.

развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать;

понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умение оказывать взаимопомощь.

организация учащимися своей учебной деятельности: контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

умение работать сообща.

сформировать представления о планетах и их расположение в Солнечной системе.

Ход урока

Сегодня у нас будет необычный урок, а урок путешествие. Мы отправимся в дальнее плаванье к острову сокровищ. Вы будете бесстрашными и смелыми пиратами. Я буду вашим капитаном, меня зовут Валерия Викторовна. А что же ищут пираты? Давайте отгадаем загадку.

Мечтает каждый день пират

Найти сундук, в котором (клад)

II. Актуализация знаний

-Посмотрите на доску.

Астероид, Земля, Марс, Венера, Меркурий.

Как вы думаете, какое слово лишнее и почему? (астероид, так как это не планета)

III. Постановка учебной задачи

-Кто догадался, какая тема нашего путешествия? (планеты)

-Вот мы и справились с поручением.

Во время прошлого путешествия я нашла бутылку с картой сокровищ. Давайте посмотрим на карту. Нам предстоит посетить 3 острова, на каждом из них нам нужно выполнить задание, чтобы продолжить наш путь к острову сокровищ. -просто карта с островами на слайде

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 1 острове. (узнать)- на слайде появляются название островов

-Что для этого нужно сделать? (сделать выводы)

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 2 острове. (научиться)

-Чему мы должны научиться? (различать планеты)

-Что для этого нужно сделать? (хорошо знать строение каждой планеты и ее отличительные особенности)

-Прочитайте, что нам нужно сделать на 3 острове. (применять)

-Как мы должны применить эти знания? (в жизни, чтобы стать образование)

-Что нам для этого нужно сделать? (как можно больше узнавать о планетах)

В путешествии нам будет помогать определять направление компас. Свистать всех наверх! Наш корабль отправляется в путешествие, держать курс на север.

IV.Открытие новых знаний

1) Мы на 1 острове. Здесь нам предстоит выполнить задание. Все заметки вы будете делать в бортовом журнале. Откройте 2 страницу.

-Посмотрите, на картинку, которая изображена у вас в журнале. По ходу моего рассказа вам нужно будет соединить стрелками планеты и богов в честь которых они названы.

Большинство планет можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но надо помнить, что планеты, в отличие от звезд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца.

Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун - являются газовыми.

Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Цвет планеты серый. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней.

Земля. Следующая планета Земля. Единственная планета, названная не в честь бога. Планету назвали так потому, что все ее население могло жить только благодаря тому, что произрастает в земле

Наша планета из космоса кажется голубой. Океаны и атмосфера придают нашей планете характерный оттенок. Однако, если смотреть на континенты, то вы увидите коричневые, желтые и зеленые цвета.

Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.

— Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)

Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.

Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красно-оранжевый цвет, напоминающий цвет крови. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога войны).

Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.

Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе. Состоит главным образом из различных газов. Цвет планеты оранжевый с белыми элементами. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера.

Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по величине после Юпитера. Планета имеет бледно-желтый цвет с тонкими оранжевыми полосами в экваториальной области. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее — бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.

-Откройте учебник на странице 10. Посмотрите на картинки и скажите, чем отличаются эти планеты? (цветом; у одной планеты есть кольца, а у другой нет)

Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Цвет ее зеленовато-голубой из-за наличия в его воздухе метана и других простых углеводородов. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.

Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Цвет планеты сине-голубой, более насыщенный, чем оттенок его соседа Урана, с темно-синими пятнами гигантских атмосферных вихрей. Температура на поверхности Нептуна составляет —200 "С.

Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.

— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)

-Молодцы! Мы выполнили это задание, мы на один шаг ближе к кладу. Отправляемся на юго-восток.

2) Мы добрались до 2 острова

- Вы трое ребят выполняете 1 задание, возьмите с собой журналы для заметок и подходите к интерактивной доске, а ваша группа выполняет 2 задание выходите к умному полу.

- Познакомьтесь с заданием в группе.

Соедините линиями изображение планет и древних богов, в честь которых получили название планеты Солнечной системы.

-Что вам нужно сделать вашей группе? (соединить линиями изображение планет и древних богов, в честь которых получили название планеты Солнечной системы)

Вам понятно задание? Выполняйте.

Встаньте на изображение планеты, название которой ниже соответствует ей.

-А что нужно сделать вашей группе? (встать на изображение планеты, название которой ниже соответствует ей)

Вам понятно задание? Выполняйте.

- Проверим задание 2 группы. Первая группа подойдите ко второй, проверим, как они выполнили задание.

-Первая группа если согласна, поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

- Зафиксируйте все результаты в своих бортовых журналах.

- Проверим, как выполнила задание 1 группа.

-Вторая группа если согласна, поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

- Зафиксируйте все результаты в своих бортовых журналах.

-Присаживайтесь на свои места. Остался последний рывок, и мы уже получим наш клад. Продолжаем наш путь в направлении северо-востока.

3) Вот мы подплываем к острову сокровищ

Откройте следующую страницу бортового журнала. Сейчас каждый из вас будет работать в своем журнале.

-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать? (найти название всех планет)

C :\Users\User\Desktop\Окружающий фрагмент\9.jpg

-Молоды! Вы справились с этим задание. Проверим это задание на документ камере.

-Если согласны с выполнением этого задания поднимите ладонь вверх, если нет сожмите кулак.

V. Итог. Самооценка

Вот ваш сундук с сокровищами!

Задумывались ли вы о том, что у каждого из вас уже есть сундук, наполненным драгоценностями.

Это ваши портфели, в которых лежат учебники с богатейшими сокровищами знаний, накопленными всем человечеством. Если вы воспользуетесь этими сокровищами, то будете очень богатыми, умными, образованными людьми.

Теперь вы знаете, где хранятся настоящие сокровища, истинные ценности, и добыть их можно только упорным трудом – хорошей учёбой.

Что вы узнали сегодня на уроке? –на слайде карта с названиями островов

Для чего нам нужны эти знания?

- Давайте подведем итоги вашего личного участия в путешествии. В конце ваших журналов лист самооценки пирата. Отметьте в нем галочкой те пункты, где вы себя проявили. Подсчитайте количество набранных баллов (одна галочка – один балл) и поставьте отметку.

Я все задания выполнил быстро и без ошибок;

Я могу объяснить тему урока другому;

Я своими ответами приносил пользу всему классу;

Я был активным в течении всего путешествия;

Я достиг целей, поставленных в начале урока.

- Мы молодцы. Капитану корабля понравилось наше путешествие и то, как вы работали.

Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок, урок окончен.

Прикреплённые файлы:

Планеты солнечной системы. Презентация о космосе Планеты солнечной системы. Цель: знакомство детей с планетами Солнечной системы, формирование представления о Вселенной. Задачи: • Расширять.

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ( Познавательные УУД).

  1. выявить отличительные особенности планет и звёзд;
  2. формировать представления об естественном спутнике Земли;
  3. развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать;
  4. расширять кругозор, учить работать с информацией, полученной из разных источников;
  5. воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. ( Личностные УУД ).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт ( Познавательные УУД )

Окружающий мир, изобразительное искусство

- Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Окружающий мир. 2 класс.

- таблица для каждого.

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

Подготовка к уроку

За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа получает задание и в течение недели находит ответ и выполняет мини-проект.

Цель задания : закрепить полученные знания и научиться самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Планеты земной группы

Четыре внутренние планеты имеют малое количество (0—2) спутников, у них отсутствуют кольца.

Быстрый Меркурий. Самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы. Температура на этой планете достигает 480 градусов. Днем жара, а ночью – ледяной холод. Поверхность каменистая, пустынная. Спутника нет.

Венера. Почти такого же размера, как и Земля. Атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Венера покрыта толстым слоем облаков, под которым стоит невыносимая жара. Спутника нет.

Земля – холодное небесное тело. Она находится от Солнца на расстоянии 150 млн. км и движется вокруг него и, одновременно, вокруг своей оси. Спутник Луна, единственный большой спутник планет земной группы Солнечной системы .

Марс. Планета красного цвета. Его поверхность покрыта кратерами. На Марсе очень холодно, ночью температура опускается до минус 85 градусов. Два спутника (Деймос и Фобос).

Четыре планеты-гиганта, также называются газовыми гигантами . У всех четырёх газовых гигантов имеются кольца , хотя только кольцевая система Сатурна легко наблюдается с Земли.

Юпитер. Самая большая планета. Она состоит из различных газов. В атмосфере Юпитера постоянно бушуют мощные ураганы. Температура достигает минус 135 градусов. У Юпитера 65 спутников.

Сатурн. Это большая газовая планета. Её кольцо состоит из камней и льда. Сатурн больше Земли в 9 раз. Температура планеты минус 170 градусов . У Сатурна 62 спутника.

Уран. Состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов. Обращается вокруг Солнца за 84 года. Уран имеет 27 открытых спутников.

Нептун. Самая маленькая из планет гигантов, но больше Земли в 4 раза. Обращается вокруг Солнца за 165 лет. Температура на планете минус 200 градусов. У Нептуна имеется 13 известных спутников.

Плутон. Самая маленькая планета, которая покрыта льдом. Меньше Земли в 4 раза. Температура на планете минус 230 градусов. Была открыта в 1930 году, а в 2006 году ей присвоено звание планета-карлик. Имеет 5 спутников.

Астероиды – самые распространенные малые тела Солнечной системы. Пояс астероидов занимает орбиту между Марсом и Юпитером. Полагают, что это остатки формирования Солнечной системы, которые были не в состоянии объединиться в крупное тело. Размеры астероидов бывают от нескольких метров до сотен километров.

Кометы — малые тела Солнечной системы, обычно размером всего в несколько километров, состоящие главным образом из летучих веществ (льдов). Когда комета входит во внутреннюю область Солнечной системы и приближается к Солнцу, её ледяная поверхность начинает испаряться, создавая длинное облако из газа и пыли, часто видимое с Земли невооружённым глазом (хвост).

Метеорит — тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта . Большинство найденных метеоритов имеют вес от нескольких граммов до нескольких килограммов . Крупнейший из найденных метеоритов — Гоба , вес которого, составлял около 60 тонн. Полагают, что в сутки на Землю падает 5—6 тонн метеоритов, или 2 тысячи тонны в год.

Солнечная система

1

Автор:

Возрастной диапазон:

Изучаемые элементы содержания образования:

Понятия:

Солнечная система, планеты, орбита, Луна, спутники, астероиды, метеориты, смена дня и ночи, смена времён года, орбита, комета.

Для проведения урока необходим:

маршрутный лист для учащихся.

Место проведения урока

Музей Урании Московского Планетария.

Адрес: ул. Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1.

Время работы: ежедневно (кроме вторника) с 10:00 до 21:00.

Телефон: 8 (495) 221-76-90.

Возможно указание на связанные памятные даты:

Форма проведения урока:

урок с элементами поисково-исследовательской деятельности.

Галерея изображений:

1

2

3

4

6

7

Цель урока:

формирование естественно-научного мировоззрения у подрастающего поколения.

Аннотация урока:

Московский Планетарий является одним из самых современных в мире. Планетарий позволяет увидеть не только московское звёздное небо во всей красе, но и звёздное небо на экваторе, Северном полюсе и даже наблюдать на огромном куполе звездные галактики за пределами Солнечной системы.

В Музее Урании представлена обширная выставка метеоритов, большие рельефные глобусы Земли, Луны, Марса и Венеры, масштабный макет Солнечной системы с полусферами планет и сияющим Солнцем. Экспозиция вводит посетителей в мир небесных тел и светил, увлекая их в далекие глубины Вселенной.

В хорошую погоду на астрономической площадке – Парке неба, расположенной на открытом воздухе, детям предоставляется возможность в одном месте, в сравнении и в работе увидеть, как человек в процессе своего развития научился использовать свои наблюдения, опыт, знания в практических целях; можно узнать, как определить стороны горизонта, время, научиться ориентироваться в пространстве.

В начальной школе на уроках окружающего мира дети изучают строение Солнечной системы.

Миры Солнечной системы представлены и на наклонном мраморном пандусе в виде полусфер планет. Большой экран – видеостена – позволяет рассмотреть 3-мерные модели тел Солнечной системы в деталях и узнать о них много интересного.

Цель деятельности учителя: формирование знаний о Солнечной системе.

- формировать умения определять отличительные особенности планет;

- углубить знания детей о составе Солнечной системы;

- воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Планируемые результаты:

- формирование умения работать с учебником, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- научаться составлять модель Солнечной системы;

- закрепление знаний о Солнечной системе, планетах, космических телах.

- развитие умения работать в сотрудничестве с учителем, умения находить информацию для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, мышления, воображения, фантазии.

- формирование умения работать в группе, воспитание взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник (ПНШ: О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова; 4 класс, 1 часть, 2016), презентация к уроку, раздаточный материал.

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I .Этап самоопределения к деятельности

Добрый день, ребята! Чудесная погода сегодня и от этого отличное настроение. Самое время окунуться в волшебный мир нашего урока.

Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место

II .Актуализация знаний и мотивация

СЛАЙД №1 .- Посмотрите на слайд. Что это? (Это Вселенная).

- Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная - это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами.

- Что вы встречаете на своем пути? (планеты, Солнце).

- Мы все любим, когда на небе светит солнце, хорошая погода. Хочется идти гулять, играть с друзьями.

- Отгадайте загадку:

Девять братьев и сестер

Вокруг мамы бродят,

Отражая ее свет,

- Правильно, это планеты и Солнце .

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать ответы одноклассников.

К. Строить речевое высказывания

П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал

III. Постановка учебной задачи

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Солнечная система) СЛАЙД №3.

- Давайте поставим цель на урок? (выявить отличительные особенности планет, узнать состав Солнечной системы.) СЛАЙД №4.

Ребята, чтобы достичь цели и получить новые знания, предлагаю составить план! Посмотрите на экран.

Пункты плана перепутались, восстановите последовательность наших действий. СЛАЙД №5.

Определять тему урока

Ставить цели на урок; определять задачи.

Р. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

IV .Открытие нового знания

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический: упражнение, работа в группе.

- Сегодня, путешествуя, мы встретимся с загадочными и далекими планетами. Сколько планет составляют нашу Солнечную систему? (9 планет). Назовите их. Стр. 50 учебника вам в этом поможет.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО. (зачитать из книги с.4)

- СЛАЙД №6. Итак, мы взлетаем и отправляемся в путь. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Какая она? (Земля имеет форму шара. Она голубого цвета.)

- Почему космонавты называют Землю голубой планетой? (На Земле много воды.)

-Земля уникальна. Это единственная планета Солнечной системы, а может, и всей Вселенной, где имеется жизнь. Земля расположена именно там, где надо. Если бы Земля была ближе к Солнцу, на ней стояла бы сильная жара. Если бы она находилась дальше от Солнца, на ней было бы чересчур холодно. А от сильной жары и сильного холода погибло бы все живое.

Работа с учебником, работа в группе

-Чтобы продолжить путешествие, нам нужно объединиться в команды по 4 человека. Но прежде, чем начать задание, давайте повторим правила работы в группе. Какие правила вы знаете? СЛАЙД №8.

- Каждой команде выдан конверт с космическим заданием . В конверте вопросы, на которые вы должны ответить. Ответ вы можете найти на страницах учебника.

- На выполнение задания вам 3 минуты.

- Итак, 1 представитель от команды к доске. Зачитывай вопрос и ответ, а все остальные внимательно слушайте, правильно ли отвечает ученик.

Читайте также: