Изучение особенностей возникновения и проявления страхов у обучающихся 7 х классов школы проект

Обновлено: 02.07.2024

Определение понятия "страх" в работах ученых, его причины и функции. Анализ теоретических и эмпирических аспектов особенностей проявления страхов в подростковом возрасте, их экспериментальное изучение. Разработка рекомендаций по преодолению страхов.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.06.2016
Размер файла 200,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Институт педагогики и психологии

Кафедра общей и специальной психологии

Курсовая работа по психологии

Особенности проявления страхов в подростковом возрасте

студентка 1 курса факультета физической культуры

группы ПФК-11 очной формы обучения

Иванова Ирина Ивановна

канд. психол. наук, доцент

кафедры общей и специальной психологии

Цветкова Наталия Викторовна

Оглавление

  • Введение
    • Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления страхов в подростковом возрасте
    • 1.1 Понятие страхов в психологи
    • 1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
    • 1.3 Особенности проявления страхов в подростковом возрасте
    • Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей проявления страхов в подростковом возрасте
    • 2.1 Организация экспериментального исследования
    • 2.2 Анализ и интерпретация экспериментальных данных
    • 2.3 Рекомендации по преодолению страхов
    • Заключение
    • Библиографический список
    • Приложение А
    • Приложение Б
    • Приложение В

    Введение

    Подростковый возраст - важнейший период в формировании индивидуального мировоззрения, построения системы отношений с окружающими, интересов, увлечений и взглядов на собственную жизнь. В этот период происходят трансформации самооценки подростка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенности в себе [2]. Проблемы подростков порой необъяснимы, спонтанны и неуправляемы. Это связано с общей физиологической перестройкой организма ребенка.

    Подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают многие страхи, которые могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется актуальной и практически значимой психологической проблемой.

    Несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

    Можно сказать, что анализ причин появления страхов, влияющих на деятельность и поведение подростка, позволяет подойти к решению многих теоретических и практических проблем, а также определить, возможные пути и способы психологической помощи.

    Цель исследования: изучение особенностей проявления страхов в подростковом возрасте

    Объект исследования: страхи подростков.

    Предмет исследования: особенности проявления страхов в подростковом возрасте.

    Гипотеза исследования: в подростковом возрасте преобладают социальные страхи.

    Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были решены следующие задачи:

    _ проанализировать теоретические и эмпирические аспекты особенностей проявления страхов в подростковом возрасте;

    _ провести экспериментальное изучение особенностей проявления страхов в подростковом возрасте;

    _ разработать рекомендации по преодолению страхов.

    Для достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психологический эксперимент.

    База исследования:МБОУ СОШ №32, МБОУ СОШ с УИОП №66 г. Кирова.

    В исследовании участвовало сорок шесть подростков в возрасте четырнадцати - пятнадцати лет.

    Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления страхов в подростковом возрасте

    1.1 Понятие страхов в психологи

    Существует множество различных понятий страха. Вот как объясняют это понятие отечественные ученые, работавшие в этом направлении:

    Российский психолог А.И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [10].

    Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека:

    -мобилизирующую (страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией);

    -защитную (страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью);

    -познавательную (страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни).

    Психиатры четко различали тревогу и страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Однако тревога, умело преодолеваемая человеком, не принимающая форму болезни, необходима [30].

    У Фрейда классификация страхов была довольно простая, он делил их всего на 2 вида: реальный и невротический. Реальный страх вполне понятный, он реакция на появление внешней опасности. Невротический уже проявление болезни (сюда же можно включить фобии).

    Следом за ним на две группы делят многие ученые. Б.Дж. Сэдок и Г.И. Каплан делят страхи на конструктивные, те которые представляют защитный механизм, помогающие приспособлению к экстремальной ситуации, и патологические (неадекватные) страхи.

    Страх также условно делится на ситуативный и личностный.

    Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Личностно обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью.

    -первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт, потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса;

    -третья причина - это запугивание в воспитании - внушённые страхи;

    -подростки из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары;

    -дополнительные источники страхов СМИ;

    -рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение.

    Следует знать, что с 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16 - 18 годам не должен испытывать подобных страхов[7].

    Особенности реакций ребенка подверженного фобиям формируют определенные черты и качества личности после взросления. Такой взрослый, прежде всего, проявляет неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от одобрения окружающих. Для этого взрослого характерно значительное ослабление чувства удовлетворения жизнью, цели, желания, устремления и возможности, которые присутствуют в индивидуальном бытие, кажутся бесперспективными, а жизнь унылой [26].

    Однако, часто страхи не удается скорректировать в детстве. В зрелом возрасте, невротическая личность обладает повышенной тревожностью на фоне пессимистичного взгляда на жизнь, неуверенности в себе и зависимости от одобрения окружающими. У такой личности может наблюдаться ряд психосоматических симптомов: повышение или падение давления, учащение пульса, потливость тела или рук, они легко краснеют, могут присутствовать навязчивые движения (грызут ногти, дергают волосы и тому подобное). Поэтому очень важно вовремя определить, а затем и ликвидировать источник страха.

    1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста

    В эпигенетической концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека.

    В подростковый период жизни человека, конечно же, и эмоциональная сфера претерпевает значительные изменения [27].

    Еще одна важная особенность эмоциональной сферы подростков- возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности. Например, молодые люди могут любить и ненавидеть кого- то одновременно, и при этом оба чувства могут быть совершенно искренними.

    По мнению Е.П. Ильина, подростки более склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается [15].

    Эмоциональное развитие мальчиков - подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более эмоциональны, и они интенсивнее, чем мальчики переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков - нет [18].

    По данным Л.А. Регуша, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек - 13-15 лет. Получается, что 13 лет - возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, т.е. в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают и всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п. [5]

    Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги.

    1.3 Особенности проявления страхов в подростковом возрасте

    Подростковый возраст - период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Хронологические границы точно не фиксированы [21]. Д.Б. Эльконин определяет юность или старшее подростничество в интервалах четырнадцати _ восемнадцати лет и рассматривает как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности [8].

    Подростковый возраст - это период волнения, беспорядка, стресса и бунта. Многих подростков мучают ужасы, которые они относят именно к себе. Они не знают, что эти страхи присущи всем, и их трудно в этом переубедить [16]. Жизнь каждого подростка неотделима от беспокойства, тревоги, страха быть обезличенным, потерявшим самоконтроль над своими эмоциями и поступками. В исследовании, проведённом А.М. Прихожан, посвященном изучению содержания страхов школьников, были получены интересные результаты, связанные с динамикой страха.

    На первом этапе исследования (с 1979 по 1982 год) у всех подростков независимо от пола страхи фокусировались на взаимоотношениях со сверстниками.

    Необходимо отметить, что отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего в сфере межличностных отношений. При низком взаимопонимании между родителями девочки в большей степени, чем мальчики, реагируют увеличением страхов, т. е. отчужденные отношения в семье воспринимаются девочками, более травмируют и нередко способствуют, к тому же, снижению настроения [5].

    Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивают число страхов у подростков. В свою очередь, большое число страхов понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение со сверстниками. При значительном числе страхов имеет место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, т. е. низкий социометрический статус.

    Согласно А.И. Захарову, существует наличие некоторых возрастных различий в выраженности страха смерти. Если по уровню этого страха 13-14-летние подростки не отличались от 15-16-летних, то по его содержанию такие отличия имелись: младшие подростки обнаруживали страх неожиданной смерти, а более старшие - страх мучительной смерти и осознание времени [6].

    Отношение нормально развивающихся подростков к смерти показывает, что в своем большинстве они представляют ее как нечто, не зависящее от них, непосредственно к ним не относящееся и их не касающееся. Отношение к смерти имеет различия и зависит от культуры, национальных традиций, особенностей воспитания, религиозной принадлежности и, конечно же, от собственного жизненного опыта. Кроме этого можно говорить о скрытом эмоционально-личностном беспокойстве умственно отсталых подростков, их тревожности и даже страхе, который вызывает смерть. Нормально развивающиеся подростки не испытывают такого ужаса перед смертью, какой свойствен подросткам с интеллектуальным недоразвитием.

    преодоление страх подростковый

    Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей проявления страхов в подростковом возрасте

    2.1 Организация экспериментального исследования

    Проведенный анализ научных и прикладных исследований по изучаемой проблеме позволил сформулировать цель и определить задачи экспериментальной части работы.

    Цель исследования: изучение особенностей проявления страхов в подростковом возрасте

    Объект исследования: страхи подростков.

    Предмет исследования: особенности проявления страхов в подростковом возрасте.

    Гипотеза исследования: в подростковом возрасте преобладают социальные страхи.

    Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были решены следующие задачи:

    _ провести экспериментальное изучение особенностей проявления страхов в подростковом возрасте;

    _ разработать рекомендации по преодолению страхов.

    Экспериментальное исследование подростков проводилось на базе МБОУ СОШ №32, МБОУ СОШ с УИОП №66 г. Кирова.

    В исследовании участвовало сорок шесть подростков в возрасте четырнадцати - пятнадцати лет.

    Инструкция: в красный и чёрный дома надо расселить 29 страхов.

    В каком доме (красном или чёрном) будут жить страшные страхи, а в каком - нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их под номерами внутри дома. Список страхов представлен в приложении Б.

    После психолог переходит к обработке результатов проведённой диагностики, где определяет, какие страхи преобладают у подростков в соответствии данными в таблице В1 (Приложение В).

    -Чего я боялся, когда был маленьким?

    -Чего я боюсь сейчас?

    -Чего я боюсь в будущем?

    1. такого страха у меня никогда не было;

    2. такой страх у меня был однажды;

    3. такой страх у меня был несколько раз;

    4. периодически такой страх у меня возникает;

    5. этот страх меня преследует постоянно.

    2.2 Анализ и интерпретация экспериментальных данных

    Проанализируем данные, полученные в ходе экспериментального исследования.

    Среднее количество страхов подростков равно семи, что соответствует средневозрастной норме.

    В результате исследования было выявлено, что у подростков преобладают социальные страхи (46,7%). Нарастание социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающей чувствительности в сфере межличностных отношений.

    Вторая группа - школьные страхи (плохие оценки и боязнь одноклассников) - 23,3%; третья - страхи физического ущерба (войны, катастроф) - 20%; четвертая - страхи животных (16,7%); пятая группа связана со страхом смерти родных (13,3%).Страх собственной смерти страшит подростков значительно меньше. Это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов. Шестая группа - боязнь сказочных персонажей (6,7%); седьмая - медицинские страхи (3,3%), например, заболеть не излечимой болезнью.

    Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем.

    Рисунок 2 - Возрастная динамика страхов

    Данные, представленные на рисунке 2 , показывают, что в прошлом у подростков преобладали школьные, медицинские страхи и боязнь сказочных персонажей. В будущем, по мнению подростков, будут выражены страх физического ущерба, страх смерти и медицинские страхи. Школьные страхи в будущем практически не будут тревожить подростков. Так же обстоят дела и с остальными страхами, которые были наиболее ярко выражены в прошлом, в настоящее время находятся на среднем уровне, а во взрослой жизни количество и интенсивность страхов уменьшится.

    Таким образом, среднее количество страхов подростков равно семи, что соответствует средневозрастной норме. У испытуемых преобладают социальные страхи. С возрастом количество страхов уменьшается.

    Как видно из рисунка, для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника.

    В целом, исходя из результатов диагностики, мы можем утверждать, что большинству школьников (54%) характерны социальные страхи. Такие дети испытывают страх утраты любви со стороны близких страх предательства со стороны друзей, страх одиночества А так же страх попасть в транспортную аварию.

    Также подросткам свойственные учебные страхи, которые были выявлены у 20% опрашиваемых. Такие подростки боятся получить плохую оценку, страх перед вызовом отвечать у доски, а также страх вызова родителей в школу. Следующими по значимости среди подростков являются фобии, которые были выявлены у 11% школьников. Наименее распространенные являются криминальные страхи, а именно страх террористического взрыва, страх сексуального насилия, страх оказаться в толпе в момент паники. А также и мистические страхи (7%).

    Особый интерес представляет выявление гендерных различий в выраженности страхов (таблица1 ).

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Муштей Карина Михайловна

    Микрюкова Светлана Александровна

    Пономаренко Ирина Юрьевна,

    II. Изучение особенностей возникновения и проявления страхов. 4

    2.1. Страх как психологическое состояние. 4

    2.2. Страхи взрослых и детей. 5 2.3. Разновидности страхов у подростков. 6 2.4. Причины возникновения страхов. 8 2.5. Значение страхов. 10

    III. Результаты и анализ анкетирования. 11

    IV. Заключение. 1

    V. Список источников информации и литературы. 1

    Выявить особенности возникновения и проявления страхов у обучающихся 8 "Р" класса школы №196 г. Новосибирска.

    Изучить и проанализировать страх как психологическое состояние.

    Провести анкетирование среди обучающихся 8 "Р" класса.

    Проанализировать результаты анкетирования и выявить основные виды страхов у восьмиклассников.

    Актуальность:

    Во многих людях живет страх – люди боятся чего-то или кого-то.

    Опасность страхов заключается в том, что они лишают радости существования и тормозят психическое развитие. Становится трудно учиться, общаться со сверстниками и учителями. Нахождение в состоянии хронического беспокойства и тревоги изматывает нервную систему. Подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают многие страхи, которые могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется актуальной и практически значимой проблемой.

    II. Изучение особенностей возникновения и проявления страхов

    2.1 Страх как психологическое состояние

    Страх – это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страхи людей проявляются по-разному, но обычно в момент паники ощущение страха преобладает над другими чувствами, и человек перестает контролировать себя.

    Страх – наследие нашей природы, древнейший защитный ответ всех живых существ на опасность. Страх есть неподдельный инстинкт; у человека он - один из самых ранних.

    Страх – неприятное чувство. Он заставляет людей быть замкнутыми, стеснительными, ущемлёнными. Страх сковывает движения, человек не может ясно мыслить.

    2.2 Страхи взрослых и детей

    Страх - одно из самых сильных отрицательных чувств. Все люди испытывают страх: и мужчины, и женщины, и дети.

    Основные страхи взрослых людей связаны с опасением потерять то, что они уже имеют. Это страх болезни; страх потери семьи, близких людей, работы, достатка, имущества. Взрослые люди более боятся за других. Им присущ страх ответственности.

    Детям и подросткам же свойственны страхи, касающиеся их самих. Они более неопределенные. Детские и подростковые страхи связаны с тем, чего у них еще нет, страхи неестественности и неожиданности.

    Взрослый человек видит вещи и оценивает степень их опасности, исходя из своего опыта. Подросток, напротив, может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться совершенно безобидных.

    Дети и подростки испытывают страх чаще, чем думают взрослые. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого. Они приучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы не расстраивать других людей, но это неправильно, если страх с годами увеличивается, то во взрослой жизни это может обернуться серьёзными проблемами, перерастая в фобию, а позже в нечто большее.

    2.3 Разновидности страхов у подростков

    Доктор биологических наук Ю.В. Щербатых составил свою классификацию страхов:

    биологические (боязнь боли, опасных хищников, стихийных бедствий);

    социальные (страх оценки, неудачи, страх быть непринятым в группе);

    экзистенциальные (особая группа страхов, связанная не с конкретными жизненными событиями определенного индивида, а с самой сущностью человека).

    Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. К 11–13 годам у детей происходит снижение выраженности биологических страхов и нарастание социальных и экзистенциональных. Такая тенденция является одним из признаков формирования самосознания у подростков.

    Социальные страхи

    В подростковом возрасте происходит становление системы социальных отношений. Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества.

    Возрастает чувствительность подростка к реакциям со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений. Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

    Экзистенциональные страхи

    Экзистенциальные страхи обладают рядом особенностей: они присущи всем людям. Чаще всего не могут осознаваться человеком.

    Экзистенциальные страхи делятся на четыре основные группы :

    Страх перед временем - страх старости и смерти, перед неизвестностью будущего.

    Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются: страх перед замкнутым пространством, страх перед открытым пространством, страх темноты, страх глубины.

    Страх жизни, выражается в страхе перед непознаваемостью жизни: страх перед непонятным, страх перед таинственным.

    Страх перед собой. Страх и непонимание себя, своих мыслей, сойти с ума, каких-то проявлений своей личности: страх перед своими возможными поступками или мыслями, страха потерять контроль над собой.

    Некоторые, выделяют и пятую группу экзистенциальных страхов — страх перед порядком и его отсутствием. Он может быть выражен навязчивом стремлением раз и навсегда установить определенный порядок, жизненный уклад, при этом люди бояться нового: новых отношений, смены места жительства, смены работы и т.д. и беспорядка. Или наоборот, проявляется в желании разрушить определенность жизни, стереотипы поведения, и соответственно, испытывают страх от необходимости следовать жестко закрепленному порядку. Однако, эти страхи так тесно связаны со страхами пространства, поэтому чаще выделяют только четырех группы страхов.

    Биологические страхи

    Самой природой заложено испытывать чувство страха и тревоги перед явлениями, угрожающими жизни человека и его родных, например, хищными и ядовитыми животными, катаклизмами. Такие фобии отличаются обоснованностью, и причина действительно несет опасность.

    2.4 Причины страхов у подростков

    Причины страха бывают, как скрытые, так и явные. Зачастую явных причин человек не помнит. Под скрытыми понимают боязни, идущие из детства, например, усиленная родительская опека, искушения, следствие психологической травмы; страхи, вызванные моральным конфликтом или неразрешенной проблемой.

    Биологические причины:

    В основном связаны с нервами и их особенностями в подростковом возрасте.

    Общественные причины:

    Появлению страха может способствовать чрезмерно строгое воспитание или критика родителей, неадекватная оценка взрослыми происходящих с ребенком событий, неудачный опыт общения со сверстниками.

    Таким образом, травмирующие ситуации, воздействуя на неокрепшую психику, способствуют возникновению и развитию различных страхов.

    Психоэмоциональные причины:

    У некоторых страхов не прослеживаются связи с какими-то травмами или событиями, в этом случае причины часто скрываются в подсознании. Неправильное объяснение каких-либо слов или действий, неверный взгляд на происходящие и будущие события, ущемление характерных черт и другие психологические проблемы также могут повлиять на возникновение страха.

    Школа и общество:

    У большинства детей присутствует испуг получить плохую отметку, выход к доске становится потрясением, сдача экзаменов приводит к психологическому истощению, превращая всё это в мучения. От частого напряжения проявляется плохое самочувствие.

    У каждого подростка большое количество забот. Он постоянно думает о том, как принимают его люди, какую дают реакцию. Подросток опасается, что его будут оценивать и сразу же откажутся, как от человека.

    Эти страхи мешают жить обычной жизнью, не дают правильно адаптироваться в человеческом обществе.

    Томас Карлейль, английский писатель, историк и философ

    Во многих людях живет страх – люди боятся чего-то или кого-то. Страх перед серьезными решениями, большим обществом. Пред будущим, перед чужими и близкими. Бесстрашных людей нет. Страх заставляет людей быть замкнутыми, стеснительными, ущемленными.

    Страх активизирует инстинкт самосохранения в ответ на угрожающие обстоятельства жизни. Академик И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с торможением коры больших полушарий.

    Чем больше человек знает об окружающей его жизни, тем меньше эмоций, как положительных, так и отрицательных, он испытывает. Поэтому так пуглив бывает ребенок – он мало знает об окружающем мире.

    Опасность детских страхов заключается в том, что они лишают ребёнка радости существования и тормозят его психическое развитие. Ему трудно учиться, общаться со сверстниками и учителями. Запуганный и обуреваемый страхами ребенок всегда несчастен и проклинает свое появление на свет. Нахождение в состоянии хронического беспокойства и тревоги изматывает его нервную систему. Страх подрывает уверенность ребенка в себе, снижает его самооценку. Ребенок становится мнительным, не может объективно оценивать реальность. Он часто пугается, всегда серьезен и озабочен, не может полностью расслабиться, излишне устает и неспокойно спит.

    Если не помочь ребенку преодолеть его страхи, то во взрослом состоянии он может оказаться подвержен разным видам токсикомании, курению, употреблению алкоголя и наркотиков. В конечном счете, это означает остаться за бортом общественной жизни.

    В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что семиклассникам разных лет обучения и разных школ присущи схожие страхи, характерные для определенного возраста, но страхи могут различаться, так как с течением времени изменяются жизненные факторы.

    ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    Страх как психологическое состояние

    Страх – это предчувствие зла.

    Диоген Лаэртский (III в)

    СТРАХ – это отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С. Кьеркегором, различившим эмпирический страх-боязнь перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх-тоску, специфический для человека.

    Страх – наследие нашей природы, древнейший защитный ответ всех живых существ на опасность. Страх есть неподдельный инстинкт; у человека он - один из самых ранних. И, хотя сейчас и уменьшилась вероятность быть съеденным физически, зато увеличился черный список других опасностей.

    Страх – неприятное и мучительное чувство. Он заставляет людей быть замкнутыми, стеснительными, ущемлёнными. Страх сковывает движения, перехватывает дыхание, человек не может говорить, не может ясно мыслить.

    Причиной страха обычно является присутствие чего-то угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Возбудителем страха может быть какой-то конкретный человек или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным и является плодом воображения. Это беспредметный страх.

    Страх – это, прежде всего, неизвестность. Когда человек должен сделать что-то не очень хорошо ему знакомое, он начинает бояться неудачи. Страх может проявляться как состояние боязливости, испуга и доходить до панического ужаса. Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

    Однако, вне зависимости от причин страха, ключ к пониманию психологической природы его возникновения кроется в человеческом сознании, а не в том, чего мы боимся. Не сами по себе явления или вещи пугают человека, а то, что он на них смотрит с опасением.

    Страхи взрослых и детей

    Страх вовсе не в опасности, он в нас самих.

    Страх - одно из самых сильных отрицательных чувств. Все люди испытывают страх: и мужчины, и женщины, и дети.

    Женщинам страшны внешние проявления старения: морщины, дряблая кожа; мужчинам (за исключением малой части, опасающейся вида лысины) – внутренние проявления: страх болезней, потери здоровья. Основные страхи взрослых людей связаны с опасением потерять то, что они уже имеют. Это страх болезни; страх потери семьи, близких людей, работы, достатка, имущества. Взрослые люди более боятся за других. Им также присущ страх насилия.

    Детям же свойственны страхи, касающиеся их самих. Они более неопределенные. Детские страхи связаны с тем, чего у них еще нет, страхи неестественности и неожиданности.

    Взрослый человек видит вещи и оценивает степень их опасности, исходя из своего опыта. Ребенок, напротив, может совершенно не бояться действительно опасных вещей и пугаться совершенно безобидных. Поэтому детские страхи в большинстве случаев могут быть как обоснованными, так и придуманными; как незначительными, так и чрезмерными.

    Дети испытывают страх чаще, чем думают взрослые. На каждый случай открытого выражения страха приходится много случаев страха скрытого. Часто боязнь чего–либо в обществе воспринимается как проявление малодушия. Взрослые тратят много сил, чтобы объяснить ребёнку, как избавиться от страха, но редко принимают ощущаемый детьми страх. Дети приучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить взрослым и не расстраивать их своими переживаниями.

    Все дети чего-нибудь боятся. И если страх с годами увеличивается, то во взрослой жизни это может обернуться серьёзными проблемами, перерастая в фобию ( Клементьева А. ,2002).

    Виды страхов у детей

    Существует такой вид страха, как обостренное чувство вины. Сознательно или бессознательно родители часто пробуждают в детях чувство вины. Если ребенок нарушил правила поведения в обществе, следует сделать ему выговор: он виноват. Однако если ребенку делают постоянные упреки по поводу его "гадких" мыслей или отрицательных чувств, он будет ощущать гораздо большую тревогу и вину, чем нужно. Против своей воли родители могут породить в душе ребенка чувство вины, пускаясь в многословные и бесполезные объяснения. Это очень характерно для современных родителей, которые верят, что ребенку нужно все объяснять, даже если проблема сложна, а сам ребенок весьма мал. Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят.

    Распространенным видом страха является страх перед лицом смерти. Для взрослых трагедия смерти заключается в ее необратимости. Но если для взрослых смерть - загадка, то в глазах детей она окутана глубокой тайной. Неотвратимость смерти - сильный удар для него.

    Боязнь сверхъестественного – один из видов специальных страхов. Трудно подыскать для этого чувства соответствующий реальный объект, если только не допускать веры в привидения. Несмотря на то, что наука не подтверждает реальность выходцев с того света, идеи о сверхъестественных силах, ассоциируясь с определенной реальной обстановкой, производят это своеобразное чувство страха.

    Черные предметы, и в особенности темные места, вызывают весьма сильное чувство страха. У детей вызывают тревогу странные на вид люди и странные животные, но особенно они страшны, если приближаются с угрожающим видом.

    Некоторые животные, в особенности змеи и пауки, вызывают страх, преодолеваемый с большим трудом. По результатам социологического обследования, проводившегося среди американцев 4-14 лет, самыми страшными представителями животного мира являются: змея и крыса (в списке участвовали также крокодил, паук, лев, гиппопотам, носорог, летучая мышь и др. ).

    Причины детских страхов

    Огромное количество детских страхов формируется в семье. Это конфликты и ссоры между родителями. Когда родители ссорятся, дети испытывают одновременно чувство вины и тревогу: тревогу потому, что семейному союзу что-то угрожает, а вину из-за своей реальной или выдуманной роли в семейных неурядицах. Дети не держат нейтралитета, они встают на сторону одного из родителей в ущерб другому.

    Одиночество в детстве служит одним из главных источников страха. Если ребёнок проснулся и никого не увидел возле себя, то свой страх он проявляет громким плачем. Длительное нахождение за пределами семьи в отрыве от материнской заботы, например, в результате нахождения в больнице может послужить причиной возникновения многих страхов.

    Неполная семья – при отсутствии отца у мальчиков формируется чувство неуверенности в себе.

    Появление в семье второго ребенка и потеря из-за этого первым ребенком родительского внимания, прежней любви и заботы.

    Неправильное родительское воспитание, основанное на разного рода запугиваниях и наказаниях ребенка в целях послушания: запирание в темной комнате одного, физические наказания, лишение любимых игрушек, развлечений.

    Неблагополучная обстановка в семье. Мать ребенка, находящаяся в неблагоприятной социальной ситуации, перегруженная разного рода проблемами или просто распустившая себя, заражает беспокойством и тревогой собственного ребенка.

    Воспитание в социальной изоляции формирует страх перед всем новым и неизвестным. Поэтому дети, вырастающие в коммунальных квартирах и многодетных семьях, менее подвержены страхам по сравнению с теми, кто растет в противоположных условиях.

    Неосмотрительные разговоры взрослых о несчастных случаях, болезнях, смерти, убийствах и прочих неприятностях, заражают ребенка беспокойством и тревогой.

    Страх смерти – появляется у дошкольников при разлуке с родителями и вынужденной необходимости жить одному в непредсказуемом мире.

    Страх темноты – появляется как отзвук страхов первобытного человека перед ночными хищниками, самым опасным среди которых был волк.

    Значение страхов

    Страх, как и другие неприятные переживания (гнев, страдания), не является однозначно вредным для человека. Для каждого человека необходимы переживания различной интенсивности.

    МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Исследовательская работа по изучению страхов обучающихся проводилась в период с октября 2007 года по февраль 2008 года.

    Для изучения проблемы детских страхов использовалась учебная и научно-популярная литература, материалы периодической печати, передачи TV.

    При выполнении работы применялись такие методы, как анкетирование и анализ; метод сопоставления полученных данных и графический метод для их иллюстрации.

    В исследовании приняли участие обучающиеся 7 классов в количестве 37 человек, среди них 15 мальчиков и 22 девочки. Для сравнения полученных результатов были использованы данные опроса обучающихся Юргинского лицея в 2003-2004 уч. году в количестве 40 человек.

    Вопросы анкеты были разработаны на основе исследований в этой области, исходя из цели и задач работы.

    1. Что такое страх?

    2. С какого возраста вы начали бояться?

    3. Чего вы боитесь?

    4. С каким цветом ассоциируется у вас страх?

    5. Причины возникновения страха.

    6. Как вы ведете себя, когда боитесь?

    7. Что делаете, чтобы избавиться от страха?

    8. Нужно ли воспитывать ребенка бесстрашным?

    9. Зачем нужен страх?

    10. Виновен ли человек в своих страхах?

    11. С каким образом, предметом ассоциируется у вас страх?

    12. Изменились ли ваши страхи со временем?

    13. Влияет ли обстановка в семье на формирование страхов?

    Большинство школьников анализируемого периода считают, что обстановка в семье влияет на формирование страхов. Этот результат дает возможность предположить, что школьники в будущем, когда станут родителями, будут внимательны к проблемам своих детей, в частности, к страхам, которые те будут испытывать, не отмахиваться от них, считая пустяковыми, при этом понимая, что может выйти из детских страхов и насколько они полезны, и вредны.

    Сравнительная диаграмма 25. Влияет ли обстановка в семье на формирование страхов? (%)

    1. Страх - это чувство боязни, с течением времени у обучающихся школ объяснение этого понятия не меняется: так считали 68 % школьников 2003-2004 уч. г. и 56,7% школьников 2007-2008 уч. г. Семиклассники 2004 г. более конкретизировали, в чем проявляется боязнь (12%) и указали, что чувство страха связано со стрессом (11%).

    2. Страхи формируются в раннем детстве, когда ребёнок особенно беззащитен и уязвим, так как мало знает об окружающем его мире. 29 % семиклассников считают, что начали бояться с 5-6 лет. 13,5 % опрошенных в 2008 г. считают, что начали бояться с рождения, но вряд ли кто-то может себя помнить в таком возрасте.

    3. 51,3% семиклассников считают, что ничего не боятся, страхи остальных опрошенных связаны с темнотой, смертью и другими факторами. В 2004 году семиклассники подробнее говорили о своих страхах. Может быть, сейчас школьники стесняются открывать свои слабые места и говорят, что ничего не боятся. Наверное, школьники 2004 г. более ответственно относились к учёбе- 19,4 % опрошенных боялись плохих оценок, а в 2008 г. - только 2,7 % семиклассников.

    4. У 18,9% опрошенных 2008 г. страх ассоциируется с чёрным цветом, у 10,8% - с красным. С течением времени эти цвета по- прежнему остаются самыми распространенными, с которыми школьники связывают страх. Серый, белый и коричневый цвета также вызывают страх у семиклассников исследуемого периода. У 1,9 % опрошенных 2004 г. страх еще связан с зеленым цветом, скорее всего это индивидуальная особенность восприятия.

    6. Поведение человека зависит от его характера. Страх – это естественная реакция организма. Люди, владеющие собой, ведут себя более спокойно, чем те, которые подвержены своему настроению. Люди с более сильными эмоциями могут впадать в панику, убегать, кричать. 22, 4% учеников 2004 г. ведут себя, когда боятся, осторожно. Большая часть (42,8 %)опрошенных семиклассников 2004 г. нервничают, когда боятся, чего не скажешь об учениках 2008 г. , большинство из них ничего не боятся и, естественно, у них нет проблемы как вести себя, когда придется бояться.

    7. Если учиться преодолевать в себе проявления страха, то и можно воспитать в себе такое качество, как уверенность: 8,1 % опрошенных стараются не бояться и по 2,7% семиклассников идут навстречу страху и слушают музыку.

    9. 33% семиклассников считают, что нужно воспитывать ребенка бесстрашным, 38% опрошенных не согласны с этим утверждением. Нужно воспитывать у ребенка стремление к познанию себя и окружающего мира, чтобы он умел анализировать свои страхи, смог найти поддержку родителей. Также в случае необходимости нужно обращаться к помощи психолога.

    11. У 16,2% опрошенных страх ассоциируется со страшилками из ужасов. У 8,1% семиклассников страхи связаны со смертью. Негативная информация с телеэкранов, в том числе фильмы ужасов, мистика вселяют страх, потому что защиты от этого нет. Единственным совпадением во мнениях опрошенных семиклассников 2004 г. и 2008 г. явился страх, связанный с покойниками (4,4% и 2,7 % соответственно)

    12. С возрастом страхи изменились у 62,2% школьников, но в 2004 г. таких школьников было больше-88%. С возрастом человек меняется, меняются и страхи. Лишь немногие продолжают бояться того, что боялись в детстве.

    13. 43,2% семиклассников считают, что обстановка в семье формирует страхи у ребенка. 44% семиклассников 2004 г. считают, что обстановка в семье на формирование страхов не влияет. Данные литературы свидетельствуют о том, что огромное количество детских страхов формируется в семье.

    Таким образом, гипотеза, заявленная в начале исследования, подтвердилась.

    РЕКОМЕНДАЦИИ

    Детские страхи могут и должны быть побеждены при помощи педагогического искусства воспитателя – взрослого, находящегося рядом с ребенком. Преодоление детских страхов психологи советуют проводить по нескольким направлениям:

    • наполнение повседневной жизни ребенка впечатлениями, которые могут подавить страх;
    • поощрение дружбы со сверстниками, вовлечение в коллективные и спортивные игры;
    • укрепление здоровья и нервной системы через закаливание и физические нагрузки;
    • укрепление волевых качеств ребенка через выполнение им посильных заданий по дому;
    • изменение поведения родителей и взрослых, окружающих ребенка и использующих неправильные приемы воспитания – отвержение, гиперопека и диктат;
    • оздоровительные массажи или просто поглаживание родителями своего ребенка, дающие ему ощущение безопасности.

    Взрослые должны понимать, что каждому ребенку знакомы чувства страха и тревоги. Нет бесстрашных людей, есть люди, умеющие преодолеть свой страх. Родители могут и должны оказать большую помощь и поддержку детям в преодолении их страхов. Большое облегчение приносит детям сознание того, что они могут мыслить и чувствовать свободно, как им вздумается, не боясь потерять любовь и одобрение родителей.

    Но и самому ребёнку необходимо научиться побеждать свой страх. И в этом ему могут помочь наши следующие советы:

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Исследовательский проект на тему:

    «Выявление преобладающих страхов

    у подростков

    Работу выполнила: Юрьева Елизавета,

    Руководитель: Артёмова Т.Ю.,

    педагог – психолог МБОУ СОШ №1

    Страх во тьме перебирая вещи,

    Лунный луч наводит на топор.

    За стеною слышен звук зловещий

    Что там крыса, призрак или вор?

    Анна Ахматова

    Актуальность:

    «К каким только нелепым решениям не приходит человек под

    влиянием страха! Страх отнимает у нас способность распоряжаться

    Цель : Изучение страхов современных подростков. Задачи : Изучить литературу по теме исследования. Используя метод анкетирования, выявить степень выраженности разных видов страха у старших подростков МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска. Проанализировать полученные результаты, разработать совместно с психологом школы (Артёмовой Т.Ю.) необходимые рекомендации по борьбе со страхами.

    Цель :

    Изучение страхов современных подростков.

    Задачи :

    Объект исследования:

    Эмоциональная сфера подростков (9-10 кл.)

    Предмет исследования:

    Методы исследования:

    анализ изученной информации, сравнение, отбор, диагностика, наблюдение

    ведущий тип деятельности подросткового возраста, т.е.общение, определяет преобладающие страхи, в подростковом возрасте – это страхи, возникающие при контакте с другими людьми (социальные страхи)

    Страх – это яркая эмоция, возникающая в момент опасности – как реальной, так и воображаемой.

    Страх – это эмоциональное состояние, негативно окрашенное переживание, доставляющее не только душевный, но и физический дискомфорт.

    Серен Кьеркегор

    Серен Кьеркегор, датский философ

    Классификация страхов Реальный или биологический страх Социальные страхи Экзистенциальный страх это постоянное ощущение тревоги и ожидание опасности, которая может возникать при контакте с другими людьми. это боязнь, связанная с непосредственной угрозой жизни или здоровью человека. это необоснованная боязнь чего-либо, не представляющего реальной опасности для человека.

    Классификация страхов

    Реальный или

    биологический страх

    Социальные страхи

    Экзистенциальный страх

    это постоянное ощущение тревоги и ожидание опасности, которая может возникать при контакте с другими людьми.

    это боязнь, связанная с непосредственной угрозой жизни или здоровью человека.

    это необоснованная боязнь чего-либо, не представляющего реальной опасности для человека.

    По степени интенсивности острые хронические Александр Иванович Захаров - доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. По характеру По степени реальности По степени интенсивности По характеру Классификация страхов по Захарову ситуативные природные личностные социальные По степени реальности воображаемые реальные

    По степени интенсивности

    Александр Иванович Захаров - доктор психологических наук, профессор кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

    По характеру

    По степени реальности

    По степени интенсивности

    По характеру

    Классификация

    по Захарову

    По степени реальности

    Причины, приводящие к формированию страхов у подростков Биологические Социальные Психоэмоциональные связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности это постоянное ощущение тревоги и ожидание опасности, которая может возникать при контакте с другими людьми обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.

    Причины, приводящие к формированию страхов

    у подростков

    Биологические

    Психоэмоциональные

    связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности

    это постоянное ощущение тревоги и ожидание опасности, которая может возникать при контакте с другими людьми

    обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.

     Методика А. И. Захарова

    Всего было опрошено: 118 чел.


    Вывод: Наше исследование показало, что у подростков происходит уменьшение инстинктивных (природных) и увеличение социальных страхов. Но в то же время сохраняются страхи из детства: темноты, пауков, мышей, высоты и т.п. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

    Наше исследование показало, что у подростков происходит уменьшение инстинктивных (природных) и увеличение социальных страхов. Но в то же время сохраняются страхи из детства: темноты, пауков, мышей, высоты и т.п. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

    Читайте также: