Изменились ли идеологические основы внешней политики ссср в указанные годы 1964 1984 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Итоги внешней политики при Брежневе и Андропове были такие:

  • Отношения с Китаем сначала ухудшились до предела (конфликт на Даманском), после смерти Мао и в 1983-1984 стали улучшаться.
  • Отношения с Албанией так и остались разорванными, хотя советская сторона несколько раз их предложила восстановить.
  • Отношения с США немного улучшились во второй половине 1970-ых, однако, в 1979 они стали хуже, а после избрания Рейгана президентом начался новый виток холодной войны.
  • Некоторые страны покинули социалистический блок, например, Египет, Индонезия и Сомали.
  • Больше стало стран социалистической ориентации, для которых СССР готовил специалистов и куда поставлял оружие: Ангола, Мозамбик, Никарагуа, Камбоджа (с 1979), Эфиопия, Афганистан, Лаос.
  • Увеличилось количество стран, с которыми СССР вел торговлю.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Политика Л. И Брежнева во второй половине XX века характеризовалась противоречивостью. С одной стороны, первый секретарь ЦК КПСС стремился наладить отношения с Западом и увеличить влияние на страны Третьего мира. С другой стороны, Брежнев вёл агрессивную политику в отношении государств Восточной Европы. Важные достижения внешней политики СССР в 1964—1985 гг. были перечёркнуты введением войск в Афганистан.

Политика Л. И Брежнева

Направления внешней политики

Перед тем как изучать, чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Брежневе, необходимо понять, какое наследие он получил от своего предшественника. Советский Союз стремительно утрачивал своё влияние на международной арене. Население опасалось, что холодная война с США перерастёт в ядерное противостояние. Брежневу нужно было восстановить авторитет страны, не провоцируя военных конфликтов. Для этого секретарь партии использовал целый комплекс дипломатических мероприятий.

Восточная Европа

Первый секретарь партии Чехословакии А. Дубчек

Страны социалистического лагеря старались ослабить влияние СССР на свою внутреннюю политику. Первый секретарь партии Чехословакии А. Дубчек активно развивал дипломатические отношения с Америкой и ограничивал вмешательство Советского союза. Власти государства приняли ряд демократических реформ, расширяющих права граждан. Брежнев опасался выхода Чехословакии из состава Восточного блока, поэтому принял решение о введении войск.

В августе 1968 года произошло вторжение союзных войск в Чехословакию. В результате операции государство осталось в составе восточноевропейского социалистического блока, а в 1970 году был подписан договор о сотрудничестве. Но это событие повлияло на взаимоотношения между союзными странами.

В Польше, Югославии и Румынии наблюдались регулярные антисоветские выступления. Политическая позиция США в Европе, напротив, укреплялась.

Диалог с Западом

Изменение внешнеполитического курса страны происходило поэтапно:

Гонка вооружений между СССР и США

Поддержка развивающихся стран

В развивающихся странах Африки и Южной Америки назревал политический кризис. Они стремились избавиться от влияния капиталистического мира, поэтому обратились за помощью к Советскому Союзу. СССР оказывал материальную и военную помощь на безвозмездной основе. Ведь усиление влияния позволяло заключать договоры сотрудничества и размещать на территориях дружественных стран военные базы.

Власти СССР поддерживали национально-освободительные движения в развивающихся государствах и поощряли развитие социализма. Л. И. Брежнев часто проводил встречи с международными лидерами. Например, в 1982 г. Москву посетила И. Ганди.

За время правления Л. И. Брежнева было подписано более 50 договоров со странами Третьего мира, среди которых были:

Поддержка развивающихся стран

Проблемы назревали в дипломатических отношениях с Китаем. КНР выдвигала территориальные претензии и открыто провоцировала Советский Союз. Кульминацией конфликта было вооружённое столкновение войск вокруг острова Даманский.

К неоднозначным мероприятиям внешней политики СССР в 1965—1985 гг. можно отнести поддержку Организации освобождения Палестины. Под крылом этой структуры действовали международные террористические организации. Несмотря на это, Советский Союз содействовал поставке оружия и обучению палестинских боевиков.

Война в Афганистане

В 1978 году в Афганистане произошла революция, к власти пришла Народно-демократическая партия. Переворот поддержало не всё население государства. Это явилось причиной начала Гражданской войны.

Для противостояния исламской оппозиции новые власти обратились за помощью к СССР. Решение о введении войск в Афганистан было принято не сразу. Л. И. Брежнев не хотел разворачивать боевые действия, а предпочитал оказывать лишь материальную поддержку. Но к 1979 году возникло несколько серьёзных обстоятельств:

Война в Афганистане

  1. Лидер оппозиции поощрял антисоветские настроения.
  2. Моджахеды действовали при финансовой поддержке США.
  3. На границе СССР и Афганистана создалась напряжённая атмосфера.

В декабре 1979 года советские войска вошли на территорию Афганистана. Брежнев не планировал затягивать военную операцию. Существовал план вывода боевых подразделений в 1980 г.

Но Советские власти недооценили обстановку в регионе. Число оппозиционных формирований постоянно росло. В 1986 г. моджахеды контролировали 70% территории страны.

Вывод войск состоялся только в 1989 году. СССР потеряли около 13 тыс. человек. Ещё более 30 тыс. были ранены или искалечены. Несколько сотен человек попали в плен или пропали без вести. Материальные убытки государства оцениваются в 8 млрд долларов США.

Тенденции и итоги внешней политики СССР кратко формируются в учебниках истории. Все специалисты приходят к мнению, что они не были однозначными. На некоторое время Брежневу удалось поднять авторитет СССР на международной арене. Он приостановил процесс развала Советского Союза и способствовал развитию социализма в странах Третьего мира. Но наряду с этим, Первый секретарь ЦК КПСС использовал жёсткие меры урегулирования конфликтов, из-за которых погибло несколько тысяч человек.

В 1968 г. СССР под давлением лидеров социалистических стран ввел войска в Чехословакию, власти которой стали проводить либеральные преобразования, объективно способствовавшие свёртыванию социализма. Ввод войск вызвал резкое недовольство на Западе. В 1969 г. произошли пограничные конфликты СССР с Китаем. В 1965-1975 гг. СССР поддерживал Северный Вьетнам в борьбе против режима Южного Вьетнама и США. Победа Северного Вьетнама была победой и СССР. В 1967 г. СССР выступил на стороне арабских стран в их неудачной войне против Израиля, за спиной которого стояли США. Позднее он поддерживал Организацию освобождения Палестины против Израиля.

В 1979 г. СССР ввел войска в Афганистан для поддержки своих ставленников, после чего Запад обвинил СССР в агрессии. Не был ратифицирован договор ОСВ-2. Разрядка закончилась. В 1980 г. многие западные команды не приехали на олимпиаду в Москве, в 1984г. советские спортсмены — на олимпиаду в Лос-Анджелесе.

Внутренняя политика

К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы.

Пришедшая к власти команда Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиальности руководства, частую смену кадров с трибуны был выдвинут лозунг стабильности. Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:

- отказ от радикальных перемен прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики культа личности Сталина и пр.

- укрепление существующей общественно-политической системы тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя — в данном случае Брежнева

- тихую реставрацию ряда элементов сталинизма практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр..

При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни 1976 г. проявлял качества лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, беспощадным человеком со стальными кулаками, хотя и в бархатных перчатках. В результате тонкой закулисной борьбы

Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.. В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.

Выбывших заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске днепропетровская мафия — А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков — министр МВД; Д. Кунаев — 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.. Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.




Естественными спутниками этих процессов явились:

Невиданных размеров коррупция.

Сращивание деятелей теневой экономики

с представителями номенклатуры — формирование организованной преступности — мафии особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве. Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля снизу, чувствовали себя полновластными хозяевами своих республик, регионов, заводов и пр.

Рост преступности особенно взяточничества и хищения. Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.

Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.

Падение престижа власти.

Интриги, чинопочитание, угодничество.

Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Таким образом, в обществе развитого социализма корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.

В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благополучия. Выступавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.

Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доставались Л.И. Брежневу. Происходило как бы во зрождение культа личности, но уже в виде фарса.

В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция — Конституция развитого социализма. 6-я статья Конституции юридически оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы. КПСС в соответствии с решениями XXV съезда определялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей природе якобы партией рабочего класса. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании новой исторической общности — советского народа. Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.

Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев ноябрь 1982 — февраль 1983. Как сторон Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.ник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер которые часто выходили за рамки конституционных мер.

В феврале 1984 г.

Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.

Внешняя политика

В 1968 г. СССР под давлением лидеров социалистических стран ввел войска в Чехословакию, власти которой стали проводить либеральные преобразования, объективно способствовавшие свёртыванию социализма. Ввод войск вызвал резкое недовольство на Западе. В 1969 г. произошли пограничные конфликты СССР с Китаем. В 1965-1975 гг. СССР поддерживал Северный Вьетнам в борьбе против режима Южного Вьетнама и США. Победа Северного Вьетнама была победой и СССР. В 1967 г. СССР выступил на стороне арабских стран в их неудачной войне против Израиля, за спиной которого стояли США. Позднее он поддерживал Организацию освобождения Палестины против Израиля.

В 1979 г. СССР ввел войска в Афганистан для поддержки своих ставленников, после чего Запад обвинил СССР в агрессии. Не был ратифицирован договор ОСВ-2. Разрядка закончилась. В 1980 г. многие западные команды не приехали на олимпиаду в Москве, в 1984г. советские спортсмены — на олимпиаду в Лос-Анджелесе.

Внутренняя политика

К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы.

Пришедшая к власти команда Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиальности руководства, частую смену кадров с трибуны был выдвинут лозунг стабильности. Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:

- отказ от радикальных перемен прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики культа личности Сталина и пр.

- укрепление существующей общественно-политической системы тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя — в данном случае Брежнева

- тихую реставрацию ряда элементов сталинизма практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр..

При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни 1976 г. проявлял качества лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, беспощадным человеком со стальными кулаками, хотя и в бархатных перчатках. В результате тонкой закулисной борьбы

Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.. В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.

Выбывших заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске днепропетровская мафия — А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков — министр МВД; Д. Кунаев — 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.. Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.

Естественными спутниками этих процессов явились:

Невиданных размеров коррупция.

Сращивание деятелей теневой экономики

с представителями номенклатуры — формирование организованной преступности — мафии особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве. Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля снизу, чувствовали себя полновластными хозяевами своих республик, регионов, заводов и пр.

Рост преступности особенно взяточничества и хищения. Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.

Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.

Падение престижа власти.

Интриги, чинопочитание, угодничество.

Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Таким образом, в обществе развитого социализма корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.

В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благополучия. Выступавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.

Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доставались Л.И. Брежневу. Происходило как бы во зрождение культа личности, но уже в виде фарса.

В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция — Конституция развитого социализма. 6-я статья Конституции юридически оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы. КПСС в соответствии с решениями XXV съезда определялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей природе якобы партией рабочего класса. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании новой исторической общности — советского народа. Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.

Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев ноябрь 1982 — февраль 1983. Как сторон Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.ник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер которые часто выходили за рамки конституционных мер.

В феврале 1984 г.

Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.

Внешнюю политику СССР в 1964–1985 гг. определяли: во-первых, А.А. Громыко (Рис. 1) – министр иностранных дел СССР; во-вторых, Л.И. Брежнев (Рис. 2) – Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР. Эти люди были не единственными, кто определял внешнюю политику государства, но от них зависело очень многое.
Рис. 1. А.А. Громыко – министр иностранных дел СССР (



)

Рис. 2. Л.И. Брежнев – Генеральный секретарь ЦК КПСС СССР ()

Основные направления внешней политики СССР:

1. Отношения со странами Запада (холодная война, которая определяла взаимоотношения СССР с другими странами).

2. Отношения со странами Восточной Европы.

3. Отношения со странами Востока и странами третьего мира.

Цели и задачи внешней политики СССР:

1. Защита государственных границ и суверенитета СССР.

2. Повышение международного авторитета СССР.




Великое время

Отношения со странами Запада

Холодную войну в период правления Л.И. Брежнева можно разделить на три периода.

1. Вторая половина 1960-х гг.

В это время у СССР были достаточно сложные отношения с Америкой. США продолжали неудачную для себя войну во Вьетнаме. Советский Союз в этой войне поддерживал вьетнамцев, которые сражались против американской агрессии. Эта борьба завершилась победой вьетнамского народа, но не без помощи СССР и других социалистических стран.

2. Разрядка международной напряжённости в конце 1960-х – конце 1970-х гг.

Эпоху разрядки символизирует ряд международных договоров. Это договоры по ограничению стратегических вооружений между СССР и США – ОСВ-1 (Рис. 3) (1972 г.) и ОСВ-2 (Рис. 4) (1979 г.). Также это договор СССР и США 1973 г. о необходимости предотвращения ядерной войны. Было осуществлено несколько встреч между Л.И. Брежневым и главами американского государства (Л. Джонсон, Р. Никсон, Дж. Форд, Дж. Картер), причём эти встречи проходили как в Советском Союзе, так и за его пределами.


Рис. 3. Подписание ОСВ-1 Л.И. Брежневым и Р. Никсоном (



)


Рис. 4. Подписание ОСВ-2 Л.И. Брежневым и Дж. Картером (



)

Главным документов времени разрядки стал Заключительный акт совещания о безопасности и сотрудничестве в Европе, подписанный в г. Хельсинки в 1975 г. всеми европейскими странами, СССР, США и Канадой (Хельсинские соглашения) (Рис. 5). В этом договоре впервые после окончания Второй мировой войны были заложены международные принципы, по которым жила и сейчас живёт Европа: нерушимость государственных границ, неприменение силы стран в отношении друг друга, решение конфликтов мирным дипломатическим путём, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, суверенность государств, соблюдение и уважение прав своих граждан, а также граждан других государств, уважение и соблюдение прав человека. Значение Хельсинских соглашений было в том, что мировая общественность перестала беспокоиться и переживать по поводу возможной ядерной войны, и в мире установился порядок.




)

Основных причин международной разрядки было несколько. Во-первых, Советскому Союзу удалось догнать США по объёму ядерных вооружений, то есть установить т.н. паритет стратегических ядерных вооружений. Америка понимала, что, если она запустит свои ядерные ракеты в СССР, он может сделать то же самое, и тогда это грозило бы разрушением мира и всей человеческой цивилизации. Поэтому США пошли на урегулирование конфликта и разрядку отношений. Во-вторых, это взаимные экономические интересы и выгоды стран, которые были необходимы после кризиса начала 1970-х гг.

3. Конец 1970-х – начало 1980-х гг. – новый виток международной напряжённости

Считается, что поводом для нового витка международной напряжённости стало решение Советского Союза в 1979 г. ввести войска в Афганистан. Ответом на это стала массовая международная антисоветская кампания. Америка и её союзники бойкотировали Олимпиаду 1980 г. (Рис. 6), проходившую в СССР. В ответ советская олимпийская сборная бойкотировала летнюю Олимпиаду 1984 г., проходившую в Лос-Анджелесе. Также сюда можно отнести катастрофу с южнокорейским пассажирским самолётом над о. Сахалин. Кроме того, американцы стали наращивать вооружения и размещать ракеты средней дальности в Европе. СССР также начал перевооружение в социалистических странах и установил в них ракеты. Все эти действия привели к тому, что в середине 1980-х гг. в отношениях Советского Союза и западных стран наступил кризис. Данный кризис не решался в рамках прежней внешней политики СССР, поэтому требовалось срочное изменение внешнеполитического курса страны, так как мировые отношения капиталистического и социалистического блоков шли к полному охлаждению отношений.


Рис. 6. Открытие Олимпиады 1980 г. в Москве (



)

Предвоенный период[ | ]

  • 1923 — создан Главный концессионный комитет
  • 1924 — дипломатические отношения с Великобританией. Письмо Зиновьева
  • Пекинский договор (1925)
  • Берлинский договор (1926)
  • Коминтерн
  • 1929 — Хабаровский протокол
  • 1932 — Договор о ненападении между Польшей и Советским Союзом, Советско-французский пакт о ненападении
  • 1933 — дипломатические отношения с США.
  • 1934 — вступление в Лигу Наций.
  • 1935 — присоединение к Шпицбергенскому трактату, франко-советский договор о взаимопомощи
  • 1936 — Конвенция Монтрё о статусе проливов; против СССР заключён Антикоминтерновский пакт
  • Хасанские бои (1938)
  • 1939 — Бои на Халхин-Голе, Советско-германские договоры 1939, Польский поход РККА
  • 1939—1940 — Советско-финская война, исключение из Лиги Наций
  • 1940 — Присоединение Прибалтики к СССР, присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР
  • 1941 — Договор о дружбе и ненападении между СССР и Королевством Югославия, Пакт о нейтралитете между СССР и Японией (1941)

Молотов В.М. Нарком иностранных дел СССР

Отношения со странами Восточной Европы

В отношениях СССР и стран Восточной Европы в эпоху правления Л.И. Брежнева было несколько знаковых событий. С одной стороны, дружба, сотрудничество и взаимопомощь стран друг другу через Организацию Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи продолжались. Главы государств этих стран и СССР хорошо друг друга понимали, так как были приблизительно одного возраста и с одинаковым мировоззрением. Но с другой стороны, желание стран Восточной Европы ослабить свою зависимость от СССР, а также влияние стран Запада и ошибки советского руководства приводили к некоторым кризисным моментам.


Рис. 7. Пражская весна 1968 г. (



)

Рис. 8. Александр Дубчек – лидер Чешской коммунистической партии ()

Также Пражская весна привела к кризису в Польше в конце 1970-х гг., с которым поляки справились самостоятельно. В середине 1980-х гг. в отношениях СССР и Румынии, Югославии возникают кризисные моменты. Не все страны социалистического лагеря были готовы следовать в русле советской внутренней и внешней политики, что было основной причиной кризисов.

Ранний период[ | ]

С образованием молодого советского государства перед правительством стояла задача по подписанию мирных договоров с Германией и другими странами; получение международного дипломатического признания.

Чичерин Г.В. советский дипломат, Нарком иностранных дел РСФСР и СССР (1918—30 гг.)

К моменту создания СССР были заключены Московский договор (1921) и Рапалльский договор (1922) — прорыв дипломатической изоляции, завершены военные действия с добившимися независимости западными соседями: Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией. Сохранялся территориальный спор с Румынией из-за Бессарабии.

В феврале 1922 года советское правительство поддерживало официальные отношения с 11 государствами – Германией, Великобританией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой и Польшей [1].

Отношения со странами Востока и странами третьего мира

Наиболее сложными во времена правления Л.И. Брежнева были отношения у СССР с Китаем. Все попытки двух стран наладить отношения в 1960-х гг. ни к чему не привели. Более того, Китай выставил территориальные претензии к Советскому Союзу по острову Даманский в 1969 г. (Рис. 9). В этом вооружённом конфликте с обеих сторон погибло по несколько десятков, а по некоторым данным сот человек. Таким образом, отношения Советского Союза и Китая были испорчены.

Рис. 9. Конфликт между СССР и Китаем из-за острова Даманский 1969 г. ()

Несмотря на все конфликты и международные столкновения, СССР обладал в мире большим авторитетом, и страны третьего мира (например, страны Африки и Латинской Америки), в которых шла внутренняя вооружённая борьба, обращались за помощью к СССР. У этих развивающихся стран было более уважительное отношение к Советскому Союзу в 1960-х – 1970-х гг., чем к странам Европы, так как они помнили европейские государства как завоевателей и колонизаторов в недавнем историческом прошлом.

Что касается стран, которые пытались следовать социалистическим путём, то это были Вьетнам, Ливия, Конго, Мадагаскар, Лаос, Кампучия. Также это были страны Латинской Америки: Никарагуа, Чили, где С. Альенде (Рис. 10) начал демократические реформы, но потом власть захватил диктатор А. Пиночет (Рис. 11) при прямой поддержке США, и страна ушла из социалистического лагеря в капиталистический.

Рис. 10. С. Альенде – социалистический руководитель Чили (



)

Рис. 11. А. Пиночет – диктатор Чили (



)

Большая часть авторитета СССР в странах третьего мира рухнула в декабре 1979 г., когда СССР ввёл войска в Афганистан. Причиной этого шага советского государства являлось то, что руководство страны опасалось, что на южных границах СССР в условиях холодной войны окажутся американцы. Дипломатически ввод советских войск в Афганистан не был оформлен. Х. Амин (Рис. 11), афганский диктатор, был свергнут и убит в первые же часы советского вторжения, и в столице утвердился у власти советский ставленник Кармаль. Установить контроль над большей частью территории страны не удалось ни ему, ни советским интервентам, но Афганистан всё же остался социалистическим государством. Таким образом, афганский кризис стал симптомом того, что внешняя политика СССР 1980-х гг. претерпевала тяжёлое и кризисное состояние.

Рис. 11. Х. Амин – афганский диктатор (



)

Культура

Плюсы

Минусы

Выводы

В 1964–1985 гг. отношения СССР со странами Запада претерпевали противостояние, затем разрядку, а затем новый виток холодной войны. Со странами Восточной Европы в это время были в общем неплохие отношения, но внутри этих стран зрело недовольство политикой СССР и его влиянием на них. С остальными странами мира у Советского Союза были хорошие отношения, не считая некоторых кризисных явлений и афганского кризиса. Таким образом, несмотря на все успехи во внешней политике СССР, в середине 1980-х гг. в ней наметились серьёзные проблемы.

Домашнее задание

  1. Назовите основные аспекты отношений СССР и стран Запада в период 1964–1985 гг. Чем определялась такая внешняя политика СССР?
  2. Почему во взаимоотношениях Советского Союза и стран Восточной Европы прослеживались кризисные явления во время правления Л.И. Брежнева?
  3. Какими были взаимоотношения СССР и стран Востока, стран третьего мира?
  4. Какова была причина того, что международные отношения СССР со многими странами в 1980-х были испорчены?

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Список рекомендованной литературы

Социальная политика

Плюсы

Реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза, население увеличилось на 12 млн человек.

Бесплатным жильём было обеспечено 162 млн человек, а квартплата не превышала 3% дохода средней семьи.

Всеобщее бесплатное здравоохранение. Введена поголовная диспансеризация всего населения, включая детей.

В 70-х годах в вузах СССР бесплатно обучались 4,6 млн студентов. Для сравнения: в современной России их 4,7 млн, а в США — 17,5 млн.

Отсутствие безработицы и довольно слабое социальное расслоение общества.

Минусы

Уравниловка — зарплатная политика, при которой доходы не зависят от результатов труда. Ни уволить плохого работника, ни достойно поощрить хорошего было невозможно. Молодой специалист независимо от способностей начинал карьеру со 120 руб. в месяц.

Очереди в магазинах за самым необходимым. Дефицит и блат — как норма жизни простого советского потребителя. Даже всезнающий Госплан не мог сказать, что исчезнет с прилавков завтра: туалетная бумага, варёная колбаса по 2,20, растворимый кофе, носки, кафельная плитка, мыло или стиральный порошок.

Читайте также: