Какие основные исторические события нашли отражение в романе война и мир кратко

Обновлено: 06.07.2024

Главное сражение войны 1812 года

Толстой дает читателю возможность посмотреть на своих героев со стороны, увидеть их в действии в определенных обстоятельствах. Показывает нам Наполеона перед выходом на Москву, который осознавал все пагубное положение армии, но шел вперед к своей цели. Он комментирует его идеи, мысли, действия.

Наташа Ростова, бросившая все семейное имущество и отдавшая подводы раненым солдатам, чтобы те успели выехать из разгромленного города. Она ухаживает за раненым Болконским, отдавая ему все свое время и расположение.

Причины победы в войне 1812 года

Толстой Характеризует здесь принципы художественной типизации, которыми пользовался уже в кавказских рассказах, шире – в Севастопольских рассказах и будет пользоваться еще шире – в “Войне и мире”. Более того, эти принципы типизации, открытые Толстым при изображении русского человека на войне, были перенесены художником и в другие сферы. Если внимательно прочитать пятнадцать вариантов начала “Войны и мира”, то можно установить главные особенности принципа отбора материала Толстым и способы его художественной типизации.

В этом отношении особенно интересен тринадцатый вариант начала, в котором автор характеризует время действия романа и главных государственных деятелей описываемой эпохи.

Здесь он вступает в острую полемику с историками, иронически называя их “летописцами выдающихся событий истории”. “Историки,- пишет Толстой, видят только выступающие уродства человеческой жизни и думают, что это – сама жизнь.

Они видят сор, который выбрасывает река на берега и отмели, а вечно изменяющиеся, исчезающие и возникающие капли воды, составляющие русло, остаются им неизвестны”.

Нетрудно увидеть, что под “сором”

Толстой имеет в виду прославляемых казенными историками “вершителей судеб”, а под “каплями воды” – простых людей, своими совокупными действиями решающих судьбы страны.

“Для изучения законов истории,- утверждает автор “Войны и мира”,- мы должны изменить совершенно предмет истории, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами”. В эпилоге романа Толстой до предела заостряет свою мысль, говоря, что подлинная история должна быть историей “всех, без одного исключения всех людей, принимающих участие в событии”.

В тринадцатом варианте начала “Войны и мира” Толстой, как бы предупреждая своих будущих читателей, писал: “Но не Наполеон и не Александр, не Кутузов и но Талейран будут моими героями, я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых, людей, не имевших тех недостатков, которые нужны для того, чтобы оставить следы на страницах летописей”.

Толстой видит явную несправедливость в том, как распределяются историками “места” в их летописях для деятелей тех или иных исторических эпох. “…Люциап Бонапарт,- говорит писатель,- был лучше своего брата Наполеона, а не получил места в истории. Сотнн жирондистов,- пишет Толстой,- были еще более хорошими людьми, а имена их забыты. Сотни и тысячи не жирондистов, а простых людей Франции этого времени были еще лучшими людьми. И никто их не знает”.

Эти выводы воспринимаются как результат размышлений писателя над судьбами героев его романа. “Когда с простреленной грудью офицер упал под Бородином и понял, что он умирает, не думайте, чтоб он радовался спасению отечества и славе русского оружия п унижению Наполеона. Нет, он думал о своей матери, о женщине, которую он любил, о всех радостях и ничтожестве жизни, он поверял свои верованья и убеждения: он думал о том, что будет там и что было здесь”.

Тирада эта об офицере, умирающем на Бородинском поле, заставляет вспомнить знаменитую сцену из “Войны и мира”: раненый князь Андрей на поле Аустерлицкого сражения.

Однако и в этой сцене, и в целом ряде других сцен романа Толстой показал, что в круг “человеческих интересов жизни” его героев не просто входит, а и руководит ими святое чувство любви к Родине. И князя Андрея, и других положительных героев романа освещает “скрытая теплота патриотизма”, явившаяся величайшей силой, поднимавшей людей на борьбу за спасение отечества от иноземных захватчиков.

Кистью эпического художника воспроизводя страницы “истории народа”, показывая, как двигался “корабль народа” по взволнованному, бурному “морю” исторических событий, Толстой высказывал мысль, что движением этого корабля никто не может управлять, что оно совершается стихийно. Эти рассуждения, сосредоточенные в историко-философских главах романа, сближали Толстого со сторонниками теории фатализма, полагающими, что все происходящее в мире предопределено высшей силой и ход событий не подчиняется воле людей. Но исследователи рукописей “Войны и мира” установили, что, завершая работу над романом, Толстой стремился преодолеть теорию фатализма, находя, что “фатализм для человека такой же вздор, как и произвол в исторических событиях”.

Не мог быть убежденным и “законченным” фаталистом мыслитель и художник, видевший в народе творца истории и посвятивший свое главное произведение прославлению исторического подвига народа.

В продолжение всех шести томов автор описывает нам беспрерывную войну, ну, а мир-то когда же будет? И точно, об мире почти ничего не говорится” .

Мысль о том, что в книге Толстого сопоставляются две эпохи русской жизни – мирная и военная – и сегодня отвергается некоторыми весьма авторитетными толсто-ведами. “Задача Толстого,- пишет, например, Э. Е. Зайденшиур,- показать великую роль народа в Отечественной войне, и вовсе нет, в романе сопоставления военной и мирной жизни”.

Третий том “Войны и мира” уже целиком посвящен событиям Отечественной войны 1812 года. В четвертом томе эпопеи Толстого дана картина разгрома наполеоновских полчищ русской армией и народом, изображена могучая “дубина народной войны”, как называет писатель действия партизанских отрядов. В эпилоге “Войны и мира”, завершая сюжетные линии произведения, показана послевоенная жизнь, его героев.

На полях рукописи первых глав первого тома романа Толстой сделал такую заметку: “Война – во всем”. Этой мысли подчинены открывающие роман картины мирной жизни: гости в салоне придворной фрейлины ведут политические разговоры и споры о Наполеоне, о вероломном убийстве по его приказу принца Конде, о неудаче миссии Новосильцева в Париже, о военном союзе с Австрией и Пруссией, о предстоящей войне России с бонапарговской Францией.

Но не только сцены в салоне фрейлины. Анны Павловны Шерер, а и переписка Жюли Карагиной и Марии Болконской; обед у Ростовых и чтение манифеста о войне; сцены в имении Лысые Горы, завершающиеся отъездом князя Андрея Болконского на войну – короче, вся первая часть первого тома романа Толстого, изображающая предвоенную жизнь русского общества, действительно пронизана мыслью: “Война во всем”.

Мирная жизнь русского общества изображается в первых главах романа как жизнь предвоенная. Ощущением кануна близкой войны наполнены письма даже таких далеких от политики людей, как две подруги Жго-ли Карагииа и Мария Болконская. “Вся Москва только и говорит о войне,- пишет Жюли.- Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе”. Ей отвечает княжна Болконская, живущая в родовом имении Лысые Горы: “Не только у вас, в центре дел и света, но и здесь, среди этих полевых работ и этой тишины… отголоски войны слышны и дают себя тяжело чувствовать.

Отец мой только и говорит, что о походах и переходах, в чем я ничего не понимаю, и третьего дня, делая мою обычную прогулку по улице деревни, я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания и тех и других!

Подумаешь, что человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга”.

ЧАСТЬ 1

Главы 1-4.

1805 год, Петербург, вечер у Шерер. Беседы и споры о политике.

Главы 5-6.

Безухов ужинает у Болконского, который много и откровенно говорит о себе. Пьер отправляется кутить с Анатолем Курагиным. Долохов заключает пари.

Главы 7-11.

Москва. Дом Ростовых. Празднование именин графини и её младшей дочери.

Главы 12-13.

Княжна Друбецкая и её сын наносят визит Безухову-отцу. Борис Друбецкой говорит с Пьером.

Главы 14-17.

На обеде в имении Ростовых озвучивают манифест о начале войны.

В особняке Безуховых идёт подготовка к соборованию. Князя Василий и княжна Катишь. Мир живых покидает Безухов старший.

Главы 22-25.

Лысые горы. Княжна Марья и её отец. Девушка получает письмо от своей приятельницы Жюли, пишет ей ответ. Приезжает молодая чета Болконских. Андрей и отец говорят о войне. Молодой князь уходит на войну, прощается с родными.

ЧАСТЬ 2

Главы 1-3.

Главы 4-5.

Место стоянки Павлоградских гусаров (Василий Денисов и Николай Ростов). Ситуация с Теляниным.

Главы 6-8.

Главы 9-12.

Сведения о ситуации в русской армии. Битва под Кремсом. Победа над Мортье.

Главы 13-14.

Русские отступают к Шенграбену. Кутузов отправляет Багратиона под Голлабрунн для сдержания натиска вражеских войск. Перемирие и тут же его разрыв.

Главы 15-16.

Объезд Болконского лагерных позиций, сцены солдатского быта. Перемирию конец.

Главы 17-21.

Шенграбенское сражение. Штаб Багратиона. Капитан Тушин. Ранят Николая Ростова.

ЧАСТЬ 3

Главы 1-2.

Толстой. Биография.

Автор: Лев Николаевич Толстой

После смерти отца Пьер становится богат и именит. Он делает предложение Элен Курагиной, и состоится свадьба.

Главы 3-5.

Анатоль Курагин делает предложение Марье Болконской, но получает отказ.

Глава 6.

Ростовы в Москве. Им приходит извещение о ранении Николая и о его повышении.

Главы 7-10.

Ольмюцкий лагерь. Николай Ростов приезжает в гвардейский лагерь. Проходит смотр армии на высочайшем уровне. Николай Ростов вдохновлён видом государя. Стычка при Вишау.

Главы 11-13.

Подготовка к сражению. Военное собрание у главнокомандующего.

Главы 14-19.

Бой при Аустерлице. Много солдатских сцен. Русские в панике. Болконский ведёт батальон атаковать. Андрея ранят.

ЧАСТЬ 1

Главы 1-3.

Москва. Николай Ростов приезжает домой, с ним Денисов. Званый вечер вчесть Багратиона в английском клубе.

Главы 4-6.

Пьер Безухов ссорятся с Долоховым во время приёма. Пьер и Элен Безуховы бурно рвут отношения. Пьер уезжает в Петербург.

Главы 7-9.

Лысые горы. Старый князь Болконский считает, что его сын пал в бою. У княгини Лизы начинаются роды. Князь Андрей возвращается живым, но умирает его жена и оставляет ему новорожденного сына.

Главы 10-12.

Николай Ростов близко общается с Долоховым. Идёт молва о новой войне с Наполеоном. В имении ростовых царит веселье. Долохов зовёт Соню замуж. Но она отказывает ему.

Главы 13-14.

Пирушка у Долохова по поводу отъезда в армию.

Главы 15-16.

Молодёжь в доме Ростовых. Наташа поёт. Денисов делает ей неудачное предложение. Проводы Ростова в полк.

ЧАСТЬ 2

Главы 1-5.

Пьер пополняет ряды масонов.

Главы 6-7.

Конец 1806 года. Вторая война против французов. Политические диспуты о Пруссии и Австрии на вечере Шерер. Борис Друбецкой сближается с Элен Безуховой.

Лысые горы. Старший Болконский служит в ополчении. Андрей у постели своего заболевшего ребёнка.

Главы 10-14.

Пьер планирует освободить своих крестьян. Его визит к князю Андрею. Пессимизм Болконского и настрой на лучшее Пьера.

Главы 15-18.

Стоянка в Германии. Денисов отбивает провизию, расправляется с интендантом Теляниным и ему угрожает суд. Приезд Ростова к Денисову. Атмосфера военного лазарета. Денисов пишет просьбу о помиловании.

Главы 19-21.

Мирная встреча двух императоров. Общий праздник французских и русских военных.

ЧАСТЬ 3

Главы 1-3.

Князь Болконский в Богучарове. Затем его визит к Ростовым и впечатление Наташей. Переворот в жизни героя — старый дуб.

Главы 4-6.

Болконский в Петербурге. Его дружба со Сперанским.

Главы 7-10.

Пьер увлечён масонством. Примирение супругов Безуховых.

Главы 11-13.

Петербург. Ростовы. Свадьба Веры. Запутанные отношения Наташи и Друбецкого. Ночная беседа Наташи с мамой.

Главы 14-17.

Семья Ростовых собирается на большой бал. Волнения Наташи. Её новая встреча с Болконским.

Речь императора на открытии Госсовета. Болконский и Ростова сближаются. Князь едет к отцу и берёт разрешение на новый брак. Свадьбу откладывают. Болконский уезжает из страны.

Глава 25-26.

Лысые горы. Княжна Марья задумывается о жизни странницей.

ЧАСТЬ 4

Главы 1-2.

1810 год. Ростовы. Николай приезжает на побывку.

Главы 3-7.

Охота с дядюшкой Илагиным.

Святки. Наташа тоскует. Соня влюблена в Николая Ростова.

Главы 12-13.

Николай ругается с матерью из-за данного Соне обещания жениться.

ЧАСТЬ 5

Главы 1-2.

Москва. Пьер ищет забвения. Приезжает старик Болконский и Марья.

Главы 3-5.

Именины старого Болконского. Откровенная беседа Марьи и Пьера.

Главы 6-7.

Старый Ростов, Наташа и Соня в Москве. Визит Ростовых к Болконским.

Наташа знакомится и увлекается Анатолем Курагиным.

Главы 14-15.

Анатоль пишет Наташе. Соня пытается отговорить девушку от поспешных решений, но она рвёт в письме с князем Болконским и намерена бежать с Курагиным.

Главы 16-18.

Провал похищения Наташи Анатолем Курагиным.

Главы 19-22.

Анатоля изгоняют из Москвы. Наташа пытается отравиться, долго болеет и привязывается к Пьеру. Комета 1812 года.

ЧАСТЬ 1

Наполеон. Война и мир

Глава 1.

Суждения автора о ходе описываемых исторических событий.

Глава 2.

Наполеон. Его приезд из Дрездена и становление во главе армии.

Глава 3.

Вильно. Бал с участием Александра.

Глава 4.

Встреча Балашова с Муратом.

Главы 5-7.

Балашов на приёме у Наполеона.

Глава 8.

Болконский ищет Анатоля Курагина, ссорится с отцом и уходит на войну.

Главы 9-11.

Военный совет. Болконский решает идти в войска.

Главы 12-15.

Поход в Польше. Подвиг Раевского. Ростов берёт в плен офицера французской армии.

Главы 16-18.

Москва. Наташа болеет.

Главы 19-20.

Петя Ростов просится в армию. Пьер замечает, что влюблён в Наташу.

Главы 21-23.

Московские настроения. Визит Государя.

ЧАСТЬ 2

Глава 1.

Обзор войны автором. Его размышления о роли правящих императоров в военных кампаниях.

Главы 2-5.

Лысые горы. Письма Андрея отцу. Бомбардировка Смоленска.

Глава 6.

Петербург. Разговоры у Шерер.

Глава 7.

Французы у Москвы

Глава 8.

Умер старый князь Болконский.

Главы 9-12.

Бунт крестьян в Богучарове. Речь Марьи в толпу.

Глава 13-14.

Николай Ростов спасает княжну Марью.

Главы 15-18.

Денисов планирует партизанскую войну. Москва готовится к нашествию французов. Пьер уезжает в Бородино.

Главы 19-23.

Автор рассуждает о Бородинском сражении, Шевардинском деле.

Главы 24-25.

Болконский перед Бородинской битвой. Его встреча с Пьером.

Главы 26-29.

Рассуждение толстого о роли Наполеона.

Главы 30-32.

Бородинская битва началась.

Главы 33-35.

Наполеон колеблется. Кутузов.

Глава 36-39.

Князь Андрей тяжело ранен. Он видит на перевязочном пункте Анатоля Курагина. Толстой размышляет о нравственности Наполеона и о значении сражения при Бородино.

ЧАСТЬ 3

Главы 1-2.

Рассуждения автора о кампании 1812 года.

Главы 3-4.

Кутузов и генералы. Военный совет.

Глава 5.

Рассуждения Толстого по поводу сдачи Москвы.

Главы 6-7.

Петербург. Планы Элен Безуховой по поводу нового замужества.

Пьер возвращается из Бородино.

Главы 10-17.

Пьер у Растопчина, который советует уходить из Москвы. Ростовы готовятся уезжать. Подводы отдают раненым. Болконский оказывается в обозе Ростовых.

Жизнь Пьера в доме Баздеева. Наполеон.

Главы 20-23.

Москва опустела, свирепствуют мародёры.

Главы 24-26.

Расправа над Верещагиным. Французы в Москве. Пожар.

Главы 27-29.

Пьер размышляет об убийстве Наполеона.

Главы 30-32.

Встреча Наташи и раненого Болконского.

Главы 33-34.

Москва после отступления. Пьер спасает ребёнка на улице, и его арестовывает французский патруль.

ЧАСТЬ 1

Главы 1-3.

Смерть Элен Безуховой. Весть об оставлении Москвы.

Главы 4-5.

Воронеж. Николай Ростов.

Главы 5-8.

Соня возвращает Николаю его слово, чтобы тот мог соединить свою жизнь с Марьей.

Главы 9-13.

Пьер в плену. Платон Каратаев.

Главы 14-16.

Князь Андрей Болконский умирает.

ЧАСТЬ 2

Глава 1-3.

Действия русской армии после оставления Москвы. Письмо Кутузову от царя.

Главы 4-7.

Анализ действий французского императора.

Главы 11-13.

Внутренние перемены Пьера в плену.

Главы 14-19.

ЧАСТЬ 3

Главы 1-2.

Народная война 1812 года

Главы 3-6.

Петя Ростов и партизанское движение.

Главы 7-9.

Долохов и Петя идут в лагерь французов.

Главы 10-11.

Петя гибнет в результате столкновения с французами.

Главы 12-15.

Смерть Платона Каратаева. Сон Безухова.

Главы 16-19.

Анализ военных действий.

ЧАСТЬ 4

Глава 1-3.

Ростовы. Наташа страдает по погибшим (брат Петя и Андрей). Княжна Болконская и Наташа отправляются в Москву.

Главы 4-5.

Анализ действий Кутузова.

Главы 6-9.

Речь к войску Кутузова.

Главы 10-11.

Интриги против Кутузова и его смерть.

Главы 12-13.

Перемены в Пьере. Новая жизнь.

Глава 14.

Главы 15-20.

Пьер в Москве. Он наносит визит княжне Марье и видится с Наташей Ростовой. Любовь Пьера.

ЧАСТЬ 1

Главы 1-4.

Мысли автора о роли Наполеона и Александра в мировой истории.

Наташа и Пьер
Глава 5-9.

Смерть графа Ростова. Свадьба и семейная жизнь Николая Ростова и княжны Марьи Болконской.

Главы 10-13.

Отношения Пьера и Наташи.

Главы 14-16.

Разговор между Пьером и Николаем. Младший Болконский. Две счастливые пары: Николай и Марья, Наташа и Пьер.

Основу романа составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. Мы узнаем о войне 1805 года против Наполеона, которую русская армия вела в союзе с Австрией, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, о войне в союзе с Пруссией в 1806 году и Тильзитском мире. Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года: переход французской армии через Неман, отступление русских в глубь страны, сдачу Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы. Писатель рисует события, свидетельствующие о несокрушимой мощи национального духа русского народа, подавившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач 1805-1806 гг., с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны; отражена великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, показаны картины семейного быта и нравов дворян, как лучших представителей дворянской среды, так и типичной ее части.

Одновременно с историческими проблемами эпохи отечественной войны 1812 года в романе раскрыты и актуальные вопросы 60-х годов девятнадцатого века о роли дворянства в государстве, о личности истинного гражданина Родины, о положении женщин и др. Поэтому в романе отражены наиболее значительные явления политической и общественной жизни страны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения). Толстой изображает великосветские приемы, развлечения светской молодежи, парадные обеды, балы, охоту, святочные забавы господ и дворовых. Картины преобразований в деревне Пьера Безухова, сцены бунта богучаровских крестьян, эпизоды возмущения городских ремесленников раскрывают характер социальных отношений в деревенской жизни и в жизни городских низов.

Ростовскую традицию семьи как свободно-личностного единения людей наследуют и вновь сложившиеся семьи, предстающие пред нами в эпилоге романа. Здесь взаимоотношения между мужем и женой ничем не регламентированы, они устанавливаются каждый раз по-новому.

Читайте также: