Изложение на тему надо ли знать природу

Обновлено: 06.07.2024

Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением. Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак, Пористли проделывал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал, разреживал. Ничто не помогало: мышонок, посаженный под колпак, погибал, свеча – гасла.

- Мне посчастливилось, - сказал он, - открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность.

В 1779 году другой учёный уточнил вывод Пристли: растения исправляют воздух, но только на свету и только зелёными своими частями, то есть по преимуществу листьями. (173 слова)

Задание. Пользуясь собственными знаниями, ввести дополнительную информацию в текст изложения.

НАДО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?

Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будут у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловит мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу! (187 слов)

Задание.Вывод, имеющийся во 2 части текста, преобразовать в аргумент и перенести в нужное место.

Летом 1771 года английский естествоиспытатель Пристли искал способ очистки воздуха, испорченного горением. Заключив порцию непригодного для дыхания воздуха под стеклянный колпак, Пористли проделывал с ним различные манипуляции: освещал ярким светом, нагревал, охлаждал, сжимал, разреживал. Ничто не помогало: мышонок, посаженный под колпак, погибал, свеча – гасла.

- Мне посчастливилось, - сказал он, - открыть один из исправителей воздуха, которым пользуется природа. Это растительность.

В 1779 году другой учёный уточнил вывод Пристли: растения исправляют воздух, но только на свету и только зелёными своими частями, то есть по преимуществу листьями. (173 слова)

Задание. Пользуясь собственными знаниями, ввести дополнительную информацию в текст изложения.

НАДО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?

Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.




Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будут у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловит мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и к молоку.

Вот почему надо знать природу! (187 слов)

Задание.Вывод, имеющийся во 2 части текста, преобразовать в аргумент и перенести в нужное место.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

- совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения;

- учить выделять и обобщать главную и второстепенную информацию текста;

- учить сжимать текст разными способами;

- учить строить связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.

- определять главную информацию в тексте, обобщать её;

- обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения

учащихся на уроке;

- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

- создать условия, обеспечивающие формирование у обучающихся навыков

- способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания,

сравнения, делать необходимые выводы;

- обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

Оборудование: карточки с текстом

I . Организационный момент.

1. Психологический настрой урока.

II . Актуализация знаний.

- Прочитайте тексты, сравните их,

Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.

Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,

о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.

- Что произошло со 2 текстом?

- Исходя из этого, определим тему урока.

Работаем над сжатым изложением.

- Какие цели мы перед собой поставим?

-Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.

- Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением.

1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль.

2. Выделить в тексте все части.

3. В каждой части отметить главное.

4. Отметить то, что можно объединить.

5. Подобрать обобщающие слова и предложения.

6. Изложить сжато каждую часть.

3. Какие способы сжатия текста мы с вами знаем? (Исключение, замена, обобщение)

III. Знакомство с текстом.

( Каждый ученик получает листок с текстом).

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.

Вот почему надо знать природу!

IV. Беседа по содержанию текста.

1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).

2) Какова основная мысль текста? (Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).

3) Каков тип речи текста? (Рассуждение).

4) Уточним, к какому типу речи относится сказка? (Повествование).

5) Сколько микротем выделим в тексте? (четыре).

9) Составим план текста. Каковы будут ваши предложения?

1. Люди должны знать природу.

2. Можно наделать много бед.

4. Почему надо знать природу.

V. Сжатие микротем.

Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Сожмите каждую микротему.

Надо ли знать природу?

Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед.

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки .

Обидел старик сову . Рассердилась сова и сказала старик у, что больше не будет у него на лугу ловить мышей . Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнёзда шмелей разорять . Но и тут не понял ничего старик . Улетели шмели, и некому стало клевер опылять . Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову . И не стало у коровы молока . Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко - накрепко связано между собой . Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? А вот ,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

VI. Вариант сжатого изложения.

Любой человек должен знать законы природы.

Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.

Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.

Вот почему надо знать природу!

Работа над окончательным вариантом изложения.

1. Написание изложения.

2. Проверка написанного изложения, исправление допущенных ошибок.

3. Сдача на проверку выполненную работу.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Задание на дом.

Повторить изученный материал об имени существительном.

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

Надо ли знать природу?

1. Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. 2. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

5. Обидел старик сову. 6. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. 7. Но старик не обратил на это внимания- не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять. 10. Но и тут не понял ничего старик. 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. 12. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. 13. И не стало у коровы молока. 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? 18. А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19 Вот почему надо знать природу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация "Сжатое изложение. Надо ли знать природу?"поможет учителю на уроке русского языка в 6 классе формировать умение обрабатывать текст публицистического стиля.

Изложение – пересказ Сжатое – краткое, сокращённое

Изложение – пересказ

Сжатое – краткое, сокращённое

Что опускать в сжатом изложении? Детали, подробности Что сохранять? Главное, основное

Что опускать в сжатом изложении?

Что сохранять?

1.Прочитаем текст, определим его тему и основную мысль.

 Тема – человек и природа (старик и сова)

Тема – человек и природа

(старик и сова)

Основная мысль - человек может наделать много бед, когда не понимает, что всё в природе связано друг с другом.

Основная мысль - человек может наделать много бед, когда не понимает, что всё в природе связано друг с другом.

 2.Разделим текст на смысловые части и составим план

2.Разделим текст на смысловые части и составим план

1.Люди должны знать природу.

3.В природе всё крепко связано.

 Сжимать текст - опускать детали, подробности, сохранять главное.

Сжимать текст - опускать детали, подробности, сохранять главное.

Сокращение 1-ой микротемы Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед.

Сокращение 1-ой микротемы

Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед.

Сокращение 2-ой микротемы

Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки . Называется она

Сокращение 3-ой микротемы Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко связано между собой . Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? А вот, оказывается, имеет - через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

Сокращение 3-ой микротемы

Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко связано между собой . Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? А вот, оказывается, имеет - через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

Возможный вариант сжатого изложения

Знать природу должны все люди. Человек, не разбирающийся в природе, может наделать много бед.

Эту мысль подтверждает и сказка В. Бианки

Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку. Вот почему надо знать природу!

Подготовка к написанию сжатого изложения. Надо ли знать природу? ( 5-6 класс).

Цель- совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения:

-формулировать основную мысль текста

-определять главную информацию в тексте, обобщать её;

- исключать второстепенную информацию;

-писать сжатое изложение

- Давайте настроимся на работу. Приложите руку к сердцу те, кто готов работать.

II.Актуализация знаний.( Слайд № 2, 3)

1.Определим слово по его значению : Очень краткий , небольшой по времени, по объёму. (Сжатый).

Исходя из этого, определим тему урока. (Работаем над сжатым изложением).

Какие цели мы перед собой поставим ? (Совершенствовать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию).

2.Обратимся к памятке, вспомним наши действия при работе над сжатым изложением. (Слайд №4).

IIIЗнакомство с текстом. ( Слайд №6).

( Каждый ученик получает листок с текстом).

Надо ли знать природу?

IV Аналитическая беседа по содержанию текста. ( Слайд №7)

1) Определите тему текста? (Каждый человек должен знать законы природы).

2) Какова основная мысль текста?(Человек , не разбирающийся в природе, может наделать много бед, потому что всё в природе связано друг с другом).

3) Каков тип речи текста? ( Рассуждение).

4) Из каких частей состоит текст- рассуждение?( Тезис, аргумент(-ы),примеры, вывод.

5) Укажем в нашем тексте тезис, аргумент, пример, вывод.(Тезис- 1 предложение, аргумент- 2 предложение, пример 3-14, вывод-15- 19).

6) Уточним, к какому типу речи относится сказка? ( Повествование).

8).Сколько микротем выделим в тексте?( четыре).

9).Составим план текста.Каковы будут ваши предложения?

1. Люди должны знать природу.

2. Можно наделать много бед.

4.Почему надо знать природу. ( Слайд № 8).

Обсудите в паре и подчеркните в тексте то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Сожмите каждую микротему.

Надо ли знать природу?

Первая микротема.(Слайд №9-10 ).

  1. Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Вторая микротема( Слайд №11-12).

2. Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед.

5. Обидел старик сову . 6. Рассердилась сова и сказала старик у, что больше не будет у него на лугу ловить мышей . 7 . Но старик не обратил на это внимания - не будешь и не надо. 8. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. 9. Стали гнёзда шмелей разорять . 10 . Но и тут не понял ничего старик . 11. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять . 12 . Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову . 13. И не стало у коровы молока . 14. Вот тогда-то и пошёл дед к сове просить у неё прощения.

Четвёртая микротема.( Слайд №15-16.)

15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16 . Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой . 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? 18. А вот ,оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. 19. Вот почему надо знать природу!

VI. Возможный вариант сжатого изложения.( Слайд №17)

Любой человек должен знать законы природы.

Обидел старик сову, и она перестала ловить у него на лугу мышей. Но старик не обратил на это внимание. Мыши начали гнёзда шмелей разорять, и некому стало клевер опылять. Дед пошёл просить прощения у совы только тогда, когда нечем стало кормить корову и пропало у неё молоко.

Смысл этой сказки в том, что всё в природе крепко связано между собой. И сова имеет отношение к молоку.

Вот почему надо знать природу!

VII.Работа над окончательным вариантом изложения.( Слайд № 18).

Литература.( Слайд №19)

1.В. И. Капинос. Изложения : тексты с лингвистическим анализом.-М: Линка – Пресс, 1994.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подумаем. Определим слово по его значению : Очень краткий , небольшой по времени, по объёму. Сжатый Определим тему урока. Пишем сжатое изложение. Какие цели мы перед собой поставим ? Вырабатывать навыки необходимые для написания сжатого изложения: определять главную информацию в тексте, обобщать её и исключать второстепенную информацию.

Цель урока совершенствование навыков, необходимых для написания сжатого изложения: формулировать основную мысль текста; -определять главную информацию в тексте, обобщать её; - исключать второстепенную информацию; -писать сжатое изложение

Способы сжатия(компрессии) текста. Обобщение конкретных единичных явлений; Исключение подробностей, деталей; В коробке лежали синие, желтые, зеленые шары. Пример исключения: В коробке лежали шары. Пример обобщения: В коробке лежали разноцветные шары.

Сжатие текста Без каких слов в первой микротеме обойтись нельзя? Знать природу, знать её законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.

Сжатие текста. Знать природу , знать её законы должны все люди , чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Сожмите первую микротему .

Сжатие текста Без каких слов нельзя обойтись во второй микротеме . 2.Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.

Сжатие текста. 2. Человек, не разбирающийся в природе , не понимающий, как всё в ней зависит одно от другого , может наделать много бед . Сожмите вторую микротему .

Сжатие текста. .Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет- через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку. Вот почему надо знать природу! Без каких предложений обойтись нельзя?

Сжатие текста. 15. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. 16 . Смысл ещё и в том, что в природе всё крепко- накрепко связано между собой . 17. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку ? 18. А вот, оказывается , имеет - через мышей, через шмелей, через клевер- к корове и молоку.19. Вот почему надо знать природу! Сожмите четвёртую микротему .

Напишите сжатое изложение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сжатому изложению в 9 классе

Познавательный урок-презетация, на котором учащиеся продолжают подготовку к написанию сжатого изложения. В презентации представлены способы сжатия текста, даётся памятка, тексты дпя сжатия.


Подготовка к сжатому изложению

Урок "Подготовка к сжатому изложению" предназначен для учащихся 9-ых классов.

учебное пособие для учащихся 9-ых классов Методика подготовки к сжатому изложению

. Сегодня работа над компрессией (сжатием) текста особо актуальна для девятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – государственной итоговой аттестацией (ГИА).

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"


Читайте также: