Итоговый урок по теме план местности

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как можно сориентироваться в лесу, если нет компаса? (муравейник, мох, окрас.

Как можно сориентироваться в лесу, если нет компаса? (муравейник, мох, окраска ягод, ветви дерева) Чему равна отметка, начало отсчета абсолютной высоты? (0 м) Назовите промежуточные стороны горизонта? (северо- восток, юго – восток, северо-запад, юго-запад) Назовите вид масштаба 1:900? (численный) С помощью чего на плане изображены объекты? (условных знаков) Вопросы 2 команде

ВОПРОСЫ 3 КОМАНДЕ Прибор, с помощью которого можно определить азимут? (компас.

ВОПРОСЫ 3 КОМАНДЕ Прибор, с помощью которого можно определить азимут? (компас) Назовите части холма? (вершина, склон, подошва) Высота от подошвы до вершины холма называется? (относительная) Назовите вид масштаба в 1 см – 100м (именованный) Сторона горизонта противоположная югу? (север)

1 команда 2 команда 3 команда С Ю В З С Ю З В С Ю З В

1 команда 2 команда 3 команда С Ю В З С Ю З В С Ю З В

2 КОМАНДА Переведите именованный масштаб в численный В 1 см – 2000 м 1:20000.

2 КОМАНДА Переведите именованный масштаб в численный В 1 см – 2000 м 1:200000 Переведите численный масштаб в именованный 1: 20000 в 1 см – 200м Определите расстояние от ветряной мельницы до домика лесника (680 м)

3 КОМАНДА Переведите именованный масштаб в численный в 1см – 100м 1: 10000 Пе.

3 КОМАНДА Переведите именованный масштаб в численный в 1см – 100м 1: 10000 Переведите численный масштаб в именованный 1: 500 в 1 см – 5м Определите расстояние от села Ладогино до родника по тропе 250м

6 КОНКУРС КОНКУРС КАПИТАНОВ От точки А велосипедист проехал 10 км на запад, з.

6 КОНКУРС КОНКУРС КАПИТАНОВ От точки А велосипедист проехал 10 км на запад, затем повернув на юг, проделал путь в 20 км, после чего двигался на восток 10 км и столько же – на север. Наконец опять повернул на запад , проехав еще 10 км Масштаб в 1 см – 10 км. Какая буква получилась?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТКУ к итоговому уроку раздела "Географическая карта", в которой показаны все этапы урока.

Тип урока: Урок проверки знаний и умений, практикум.

Цель урока: проверить знания о видах масштаба и умением им пользоваться;

проверить умение читать условные знаки;

проверить знания о сторонах горизонта и азимуте, умение работать с планами местности.

Методы обучения: практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальные.

Основные понятия: Географическая карта, масштаб, условные знаки, легенда карты, изолиния, топографическая карта, ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут, рельеф, относительная высота, абсолютная высота, уровень моря.

Межпредметные связи: география, картография, математика, астрономия, черчение.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные УУД

Личностные УУД

давать определения терминов, понятий по тематике урока;

объяснять отличия численного масштаба от именованного и линейного;

определять расстояние между объектами по карте с помощью масштаба;

переводить численный масштаб в име­нованный, линейный и наоборот;

решать задачи на определе­ние масштаба карты;

оценивать величину масштаба при со­ставлении карты.

Познавательные. Находить достоверные сведения в источ­никах географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части); обобщать темати­ческую информацию; формулировать выводы; определять по­нятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные. Определять цель, проблему в процессе учеб­ной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать де­ятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать сте­пень и способы достижения цели в учебных и жизненных си­туациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диа­лог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; кор­ректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознан­но использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, зада­вать вопросы, вырабатывать решения).

аргументированно оценивать свои и чужие поступки в одно­значных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их, осознавать черты свое­го характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать и проявлять себя гражданином России, осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, роль географических карт в процессе изучения геогра­фии и в повседневной деятельности

понимать эмоциональное состояние других людей;

сформировать учебно-познавательный интерес к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

пони­мать и принять правила работы при проведении практичес­кой работы.

Деятельность

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Улыбаются и подпевают.

Хочу видеть в ваших глазах улыбки и ни грамма страха, перед итоговой работой.

Вы приступаете к выполнению работы с хорошим настроением!

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала.

Организует составление проверочной работы и проверку.

Отвечают на задания проверочной работы.

Собрать домашнее творческое задание послойной окраски.

Приложение 1

Тестовое задание.

Какая форма численной записи масштаба соответствует именованной форме записи масштаба в 1 см 50 км?

а) 1 : 5 000 б) 1 : 50 000 в) 1 : 500 000 г) 1 : 5 000 000

Прибор для определения сторон горизонта называется

а) термометр б) компас в) спидометр г) барометр

Расставьте картографические изображения земной поверхности по ме­ре увеличения их масштаба, начиная с самого мелкого.

а) физическая карта Евразии в) карта Мирового океана

б) топографическая карта Московской области г) план города Парижа

Расставьте стороны горизонта по мере увеличения значения их ази­мута, начиная с наименьшего.

а) северо-запад б) юго-восток в) север г) северо-северо-восток

Расставьте точки земной поверхности по мере увеличения их абсолют­ной высоты, начиная с наименьшей.

а) г.Эверест б) г.Эльбрус в) влк.Килиманджаро г) влк.Камерун

Установите соответствие между условным знаком и объектом местности.

условный знак

объект местности





Установите соответствие между видом масштаба и его значением.

вид масштаба

Установите соответствие между обозначением объекта на карте и ви­дом условного знака.


Задачи:

  • Познакомить учащихся с планом местности
  • Развивать речь, память, внимание
  • Воспитывать аккуратность.

Содержимое разработки

Познакомить учащихся с планом местности

Развивать речь, память, внимание

Оборудование: презентация, тесты по повторению пройденного материала, карточки с заданиями.

I. Организация класса

Объявление темы и целей урока.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей друзья за дело.

- Ребята, давайте с помощью теста проверим, как вы усвоили знания прошлого материала. У вас на столах лежат листочки с тестом, подпишите их в правом верхнем углу. Вам необходимо выбрать правильный ответ и обвести его кружком. После выполнения я заберу у вас листочки, проверю ваши работы, и на следующим уроке оглашу вам оценки. Кому непонятно задание? Приступайте к выполнению работы. На выполнение работы вам отводится 5 минут.

1. Что на физической карте отмечено зелёным цветом?

2. Как называются обширные пространства земли, омываемые морями и океанами?

3. Каким цветом на физической карте отмечены водоёмы?

4. Что является уменьшенным изображением земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков?

5. Как называется воображаемый круг, делящий земной шар на северное и южное полушария?

- Передайте работы с последних парт на первые.

II. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о селе Мирном

2. Беседа по плану села Мирное

- Откройте учебник на странице 29. Вы видите местность, где стоит село Мирное.

- Какая видна река? (р. Татьянка)

- Что еще мы с вами видим? (пашня, ул. Школьную, деревья, ул. Знаний и т.д.)

- Какие здания находятся на центральной улице села Мирного? (магазин, детский сад, школа, дом Ивановых.)

- Как можно запечатлеть этот вид? (сфотографировать, изобразить на листе бумаги.)

- Такое изображение называется план местности.

- Откройте учебник на станице 126. Найдите определение план местности, прочитайте, что называют планом местности (читают несколько учеников).

- Чем, по вашему мнению, план местности отличается от географической карты? (на карте изображены большие территории, на плане местности изображают небольшие участки, план местности имеет несколько иные условные знаки.)

- Вы знаете, что любой участок местности можно сфотографировать, нарисовать или начертить план местности.

- Чем отличается рисунок и план местности?

- Посмотрите внимательно на план местности. Вы можете сказать каково расстояние от школы до магазина? (нет)

Расстояние можно определить, зная, что все предметы изображены в уменьшенном виде, т.е. в масштабе.

- Откройте учебник на странице 126, прочитайте что такое масштаб (читают несколько учеников).

- На каждом плане, и на плане на странице 29, указывается масштаб.

5. Анализ плана местности на с. 29

- План местности создается для того, чтобы увидеть какие объекты природы и хозяйства находятся на территории. Планами пользуются люди разных профессий: строители, военные, геологи. Но чтобы научиться читать план местности, нужно разобраться с условными знаками к плану местности.

- Посмотрите внимательно на условные обозначения, давайте их рассмотрим. Будем учиться читать план местности по условным знакам.

- На каждом плане, кроме масштаба и условных знаков указывается направление Север – Юг. Найдите на плане в левом верхнем углу стрелку с направлением С-Ю. Она подскажет вам, в каком направлении находятся те или иные объекты.

-Как называется река, изображенная на плане? (р. Татьянка)

- В каком направлении она течет? (с с-з на ю-в)

- Из каких деревьев состоит лес возле пашни? (из берез)

- Как вы узнали? (по условным знакам)

- Какая растительность окружает овраг на берегу реки Татьянки? (кустарники)

- Какой лес окружает метеорологическую станцию? (осиновый, сосновый) Как вы узнали?

- На какой улице стоит дом Ивановых? (ул. Знаний)

- Найдите школу, почему на плане школа обозначена черным цветом?(строение огнестойкое)

III. Закрепление материала, изученного на уроке

Выполнение задания 15 на с. 10 в рабочей тетради

- Откройте рабочую тетрадь на с. 15, учебник оставляем открытым.

- Посмотрите внимательно, каким цветом закрашены кустарники возле метеостанции? (зеленым) Закрасьте их, чтобы получилось так, как на плане в учебнике.

- Найдите школу, давайте проложим путь от школы до метеостанции. Возьмите в руки простой карандаш, изобразите этот путь.

- Расскажите, как вы двигались? (Вышли из школы по шоссе в с-в направлении, по мосту пересекли реку Татьянку и продолжили путь по шоссе, затем по грунтовой дороге, пошли по лесу из осин и сосен и вышли к метеостанции.)

2. Выполнение задания 14 на с. 9 в рабочей тетради

- Найдите дом Ивановых, теперь отыщите на плане дуб. Посмотрите внимательно, какие объекты встретятся вам по пути от дома к дубу? (деревья, шоссе, сады, школа, магазин, детский сад, луг.)

3. Изображение условных знаков

Иди по шоссе через мост. По грунтовой дороге дойдешь до леса. Пройди по тропе, обогни овраг и тут на берегу озера тебя встретит Дядя Федор.

Иди по тропе через сад. Пересеки реку по мосту. Пройди мимо отдельно стоящего куста, обогни обрыв и тут у родника тебя встретит Дядя Федор.

Изображение, каких объектов вызвало затруднения? (озеро, родник) Почему? (Их нет в условных знаках)

Учитель помогает учащимся выполнить задание, контролирует работу детей.

IV. Итог урока

- Послушайте стихотворение М.Пожарского и скажите, о каком понятии сегодняшнего урока здесь идёт речь.

Мы с братом сели у окна
И стали рисовать.
Нарисовали стол и стул,
Диванчик и кровать.
Нарисовали двор и дом,
Дорогу и людей,
Нарисовали лес кругом,
В нём птичек и зверей.
Потом решили с братом
Весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошёл он,
Всё стали уменьшать.

- О каком понятии говорится в стихотворении? (О масштабе)

- Что такое масштаб?

- Для чего обозначают масштаб на плане местности?

- Что такое план местности? (Изображение на плоскости небольшого участка земли принятыми условными знаками.)

- Чем отличается рисунок от плана? (На рисунке предметы показаны так, как они выглядят в действительности, а на плане, как видим их сверху.)

- Как обозначают предметы на плане? (С помощью условных знаков.)

- На сегодняшнем уроке вы хорошо работами. Наиболее активными были …..

- Урок окончен! Спасибо.


-75%


Цель: Формирование знаний о плане местности, масштабе и его видах.

- сформировать представления о различиях в изображении местности на плане, аэрофотоснимке и т.д.;

- определять расстояния на плане с помощью масштаба, решать практические задачи, показать связь математики с географией.

- развивать навыки работы с источниками географической информации;

- развивать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- развивать логическое мышление на основе перевода размеров объектов в необходимый масштаб;

- способствовать формированию познавательного опыта школьников посредством использования разнообразных методов и приемов обучения;

- совершенствовать ИКТ-грамотность учащихся.

- продолжить формирование информационной и коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска SMART, глобус, физическая карта, план местности, атласы, учебники.

План местности - это чертёж небольшого участка территории, выполненный по специальным правилам.


Основные правила построения плана:

1.План изображает местность сверху;

2.Все объекты на плане изображаются в уменьшенном виде, в масштабе;

3.Объекты изображаются с помощью условных знаков.

Учитель предлагает сравнить два рисунка, найти недостатки аэрофотоснимка по сравнению с планом местности:


1.Какой буквой обозначен план местности, а какой аэрофотоснимок?

2.Можно ли по аэрофотоснимку определить название деревни, реки?

3. Можно ли по аэрофотоснимку узнать направление реки?

4. Можно ли по аэрофотоснимку узнать, хвойный растёт лес или лиственный?

5.В чём отличие плана местности от аэрофотоснимка?

Условные знаки - это символы, благодаря которым на картах обозначают местоположение и виды объектов, их формы и размеры.

Знакомство с условными знаками в атласе.

Интерактивный тренажёр на соответствие:


Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на план или карту, меньше её действительных размеров.

Алгоритм решения задач на определения расстояний на плане от точки А до точки В

Масштаб карты 1:1000000. Чему равно расстояние между городами А и В, если на карте оно составляет 2,5 см? Ответ дайте в км.

1:1000000 – численный масштаб

В 1 см 1000000 см (переводим см. в км.)

В1 см 10 км – именованный масштаб


25 км – расстояние между городами А и В.

Читайте также: