Итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта

Обновлено: 05.07.2024

1.1 Настоящее положение регламентирует процедуру итоговой оценки достижения метапредметных результатов образования в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и основного общего (далее ФГОС СОО и ФГОС ООО). Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

1.2 Нормативно-правовой базой для разработки настоящего положения является:

2.1 Индивидуальный проект - учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую)

2.2.1 Сформировать предметные знания и способы действий, проявляющиеся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

2.2.2.Сформировать познавательные УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющиеся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

2.2.3.Сформировать регулятивные действия, проявляющиеся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

2.2.4.Сформировать коммуникативные действия, проявляющиеся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

3.1 Индивидуальный проект является обязательной формой обучения и входит в перечень учебных предметов 10 класса. Выполнение итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Проект является формой допуска обучающегося к ГИА. В течение года обучения обучающийся обязан выполнить один итоговый проект.

3.5. Оценивание производится на основе критериальной модели, разработанной Настоящим Положением в пункте (8.Оценивание ИИП)

3.6 Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в электронный журнал, личное дело обучающегося, в аттестат об основном среднем образовании отметка выставляется в свободную строку.

3.7 Защита индивидуального итогового проекта проходит в марте – апреле и является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений. Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и выставляется в электронном журнале в графе "Защита проекта".

Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего организацию выполнения обучающимися ИИП

4.5 . Формирует единый список тем ИИП для выбора обучающимися.

4.6. Оказывает методическую и консультационную помощь педагогам школы, осуществляющим проектную деятельность.

4.7. Контролирует формирование проектных групп на основе списков обучающихся, являющихся исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли кураторов ИИП.

4.8. Контролирует деятельность кураторов ИИП.

Функциональные обязанности руководителя ИИП обучающегося

4.9. Совместно с обучающимся выбирает проблемную область, формулирует темы ИИП.

4.10. Проводит консультации с участниками проектов и осуществляет методическую поддержку,

планирует совместно с обучающимися работу в течение всего проектного периода.

4.11. Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

4.12. Осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической составляющей проекта.

4.13. Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных недостатков, оказывает помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта.

4.14. Обеспечивает соблюдение сроков выполнения проекта.

Права руководителя итогового индивидуального проекта обучающегося

Право требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;

Право, в случае систематических пропусков и игнорирования консультаций куратора, а также непредставления результатов промежуточных этапов выполнения работы, информировать родителей о неудовлетворительном ходе работы над ИИП. В случае неэффективности подобного информирования, ходатайствовать о созыве Совета профилактики школы с приглашением обучающегося и его родителей (законных представителей) на заседание.

Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся, выполняющих итоговый индивидуальный проект

4.16 На начальном этапе проектной деятельности осуществляет контроль 100% охвата школьников проектной деятельностью: составляет список обучающихся с выбором темы и руководителя ИИП, передает его заместителю директора.

4.17 Информирует обучающихся и родителей о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами.

4.18 Координирует взаимодействие родителей, руководителей проектов и обучающихся с целью успешного выполнения последними итоговых индивидуальных проектов.

Функциональные обязанности обучающегося, осуществляющего работу на ИИП.

4.19 Самостоятельно выбирает направление исследования и тему ИИП точно в отведенные для этого сроки (сентябрь – октябрь месяц)

4.20 Регулярно посещает консультации, организованные куратором, и занятия, посвященные работе над индивидуальным проектом.

4.21. В рамках проводимых занятий, оформляет паспорт проектной работы и следует намеченному вместе с куратором плану.

4.22. Подробно знакомится с требованиями к содержанию и оформлению ИИП, изложенными в настоящем положении, и следует им при создании проектной работы.

4.23 Ответственно относится к требованиям и рекомендациям куратора, выполняя все намеченные этапы разработки проекта.

4.24. Не позднее, чем за месяц до намеченной защиты проекта сдает письменную часть работы для экспертизы и проверки на антиплагиат.

4.25.Своевременно и качественно вносит коррективы в проектную работу, в случае несоответствия работы действующим требованиям.

4.26 Осуществляет защиту проекта в указанные сроки и предоставляет все, регламентируемые настоящим положением, составляющие проектной работы.

Права обучающегося, осуществляющего работу над ИИП

Право на самостоятельный выбор темы проекта, свою собственную формулировку названия его, своё видение структуры проекта и формата конечного продукта, на проявление творческой инициативы на любом из этапов выполнения проекта;

Право на изменение темы проекта, в случае неудачного ее выбора. Заявление о замене темы обучающийся подает завучу, курирующему проектную деятельность, не позднее, чем за три месяца до обозначенного срока защиты.

Право на самостоятельный выбор руководителя проекта. В случае межпредметной направленности проектной работы обучающийся может иметь несколько кураторов, представляющих различные школьные дисциплины.

Право на консультации и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения ИИП.

Право на участие с выполненным проектом в любом внешкольном научном или общественном мероприятии любого уровня;

Право на перенос даты защиты при наличии весомых уважительных причин.

Право на пересмотр итоговой оценки выполненного проекта при наличии оснований, определённых Настоящим Положением.

Роль родителей в выполнении обучающимся итогового индивидуального проекта

На всех этапах выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта роль родителей заключается в оказании своим детям помощи, которая заключается не в возложении на себя обязанностей по выполнению работы детей над проектом, а в проявлении заинтересованности, помощи советом, сбором информации и расходными материалами для выполнения проекта.

5.1. По временному критерию классификации ИИП, создаваемый в школе является долгосрочным.

5.2. Поскольку оценка за ИИП выставляется индивидуально, то приемлемой считается только индивидуальный тип проекта.

5.3. Ориентируясь на характер исследуемой образовательной области, обучающийся может выбрать монопредметный, метапредметный, межпредметный тип проектной работы.

5.4.Ориентируясь на доминирующий в проекте вид деятельности, обучающийся имеет право выбрать: практико-ориентированный, исследовательский, творческий тип проектной работы.

6.Требования к содержанию и направленности ИИП.

6.1 Проекты, создаваемые в школе, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.

6.2 Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение.

6.3 Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.

6.4 Требования к формулировке темы ИИП

6.4.1 Обучающиеся выбирают направление и тему исследования самостоятельно;

6.4.2 Обучающийся может ориентироваться на примерный перечень тем индивидуального проектирования, которые предоставляет для ознакомления куратор.

6.4.3 Тема проекта должна быть сформулирована грамотно с литературной и научной точки зрения, и отражать проблему, рассматриваемую в проекте.

6.4.4 Обучающийся и куратор имеют право вносить коррективы в рабочую формулировку темы, не меняя при этом предмет, объект и объектную область исследования.

6.5 Обязательные требования к структуре ИИП

6.5.1. Структура проекта содержит в себе следующие структурные части: введение, основную часть, заключение, список литературы.

6.5.4.Определяется цель работы - то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом, при исследовательском типе проекта выдвижение гипотезы является обязательным требованием.

6.5.5Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

6.5.6. Указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;

6.5.7.Определяется в какой форме будет представлен продукт проекта.

6.5.8 Основная часть проекта должна состоять из нескольких разделов.

6.5.9 Первый раздел должен содержать материал, представляющий собой теоретическую часть, которая может включать несколько самостоятельных глав, логически связанных между собой и отражающих проблематику и историографию изучаемого предмета исследования, необходимую терминологию и.т.д.

6.5.10. Теоретическая часть может представлять собой компиляцию не менее, чем из 5 источников с обязательным приведением ссылок на авторство.

6.5.11. Недопустимо заимствовать готовые авторские исследовательские работы без указания ссылок на авторство. Использование единственного источника в качестве теоретической части ИИП считается плагиатом.

6.5.12. Второй раздел основной части должен носить экспериментальный, практический или поисковый характер.

6.5.13. Второй раздел может представлять собой описание эксперимента, банк идей по решению проектной проблемы, технологическую карту с этапами создания продукта проекта и прочие виды исследовательской деятельности, в которых обучающийся демонстрирует сформированность познавательных и регулятивных УУД.

6.5.16.Экспериментальный раздел основной части, а также введение и заключение должны быть созданы обучающимися самостоятельно. Текст указанных разделов проходит проверку на уникальность.

7.Требования к оформлению ИИП.

7.1 Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с одинарным интервалом между строк Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

7.2 Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

7.3 Титульный лист содержит информацию: название ОО, тема проекта, ФИО руководителя проекта, ФИО ученика, класс, допуск к защите, город, год. ( приложение 3.)

7.4. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами. Нумерация страниц: снизу, по центру.

7.5. Оглавление включает перечень тематических названий всех разделов проекта в порядке их следования.

7.6. Оформление рисунков, фото, схем, графиков, диаграмм: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть указания в тексте;

7.7.Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

7.8. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

7.9. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

7.10. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и Правил цитирования, ссылок на различные источники.

7.12 Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц

8. Критерии и процедура оценивания ИИП

8.2 Оценивание производится на основе критериальной модели, разработанной Настоящим Положением в Приложении 1.Оценивание каждого критерия ведется по пятибальной системе.

8.3. Для оценивания проектной работы каждый член ШАК руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности.

8.4. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, презентации) по каждому из критериев.

8.5 Одним из важных критериев является процент уникальности работы, определяемый проверкой части работы на антиплагиат. Таблица переведения процентов уникальности проектной работы в пятибалльную систему представлена в Приложении 2.

8.7 При оценке продукта проекта учитывается его новизна, оригинальность, соответствие проблематике проектной работы.

8.9 Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в электронный журнал, личное дело обучающегося, в аттестат об основном среднем образовании отметка выставляется в свободную строку.

Таблица перевода процента уникальности в пятибальную систему оценивания при проверке на плагиат.

1. Дополните предложения (выбрать 1 необходимое слово):

«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.

2. Перечислите отличительные признаки ФГОС нового поколения от стандартов 2004 года

не регламентирует в чистом виде содержание образования

включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ

важное внимание уделяется воспитанию

результаты не только предметные, но и метапредметные, личностные

новое методологическое основание

новый формат документа

более широкий спектр функций пользователей

3. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС?

4. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?

а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

б) Фундаментальное ядро содержания общего образования ;

в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;

г) Послание Президента Федеральному Собранию.

5. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к структуре, условиям.

6. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся:

7. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:

а) базируется на принципе доступности;

б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;

в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

г) опирается на зону ближайшего развития;

д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.

8. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:

а) Министерства образования и науки РФ;

б) Департамента образования Вологодской области;

в) Учредителя образовательного учреждения;

г) образовательного учреждения.

9. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?

а) Устав образовательного учреждения;

в) П римерная образовательная программа ООО;

г) Фундаментальное ядро содержания образования.

10. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):

11. В требованиях к структуре основной образовательной программы ООО зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?

12. Соотнесите цели реализации основной образовательной программы ООО с разделами и подпрограммами, направленными на их реализацию:

Цели реализации ООП ООО

Разделы и подпрограммы

1). Обеспечение планируемых результатов ООП ООО

а) Программа воспитания и социализации

2). Формирование целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей

3). Учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающихся

в) Программа отдельных учебных предметов, курсов

4). Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости

г) Целевой раздел ООП

5). Учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья

д) Программа развития УУД

13. Что не входит в состав универсальных учебных действий:

а) личностный блок

б) регулятивный блок

в) познавательный блок

г) здоровьесберегающий блок

д) коммуникативный блок

14. Завершите предложение:

Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить .

а) программу развития;

б) индивидуальную образовательную траекторию;

в) жизненные планы;

15. Личностные универсальные действия – это …(исключите лишнее):

а) умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

б) знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

в) ориентация в социальных ролях;

г) ориентация в межличностных отношениях;

д) знание основ религии .

16. Регулятивные действия – это… (исключите лишнее):

17. Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий:

а) логические действия;

б) общеучебные действия;

в) оценочные действия;

г) действия постановки и решения проблем.

18. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Какая из ценностей пропущена?

19. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна (выбрать лишнее):

а) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

б) ориентировать образовательный процесс на оценку предметных знаний;

в) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

г) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

20. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип (типы) данного проекта:

21. Выберите аспекты коммуникативных УУД:

а) планирование учебного сотрудничества;

б) владение монологической и диалогической формами речи;

в) управление поведением партнёра;

г) установление причинно- следственных связей;

22.Укажите верное определение рабочей программы:

а) Рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально-региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, специфику обучения в конкретном образовательном учреждении.

б) Рабочая программа - это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.

в) рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

23. К кадровым условиям введения и реализации ФГОС ООО не относится :

а) повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений;

б) разработка рекомендаций для педагогических работников по организации внеурочной деятельности;

в) создание программы саморазвития педагога ;

г) обеспечение преемственности по отношению к начальной ступени общего образования;

д) оказание постоянной научно-методической и информационной поддержки педагогам.

Читайте также: