История создания романа мастер и маргарита план урока

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План-конспект урока

по литературе

в 11 классе МКОУ Орехологовской СОШ

Краснозерского района Новосибирской области

Разработала: Берёза Татьяна Ивановна

ФИО руководителя стажировки

с. Орехов Лог, 2020

Дата проведения : 29.01.2020

Тип урока: урок получения новых знаний (урок-лекция).

2) Определить особенности композиции и жанра произведения, проблематику романа;

3) Формировать умение самостоятельно анализировать произведение;

4) Воспитывать интерес к творчеству М. Булгакова.

Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с жизнью и творчеством М. А. Булгакова, поэтому сначала я попрошу вас ответить на несколько вопросов по его биографии.

Тест по биографии М.А. Булгакова (5-7 минут)

1. В каком городе родился М. А. Булгаков?

2. Кем был по профессии М. А. Булгаков?

3. Где жил М. А. Булгаков в период с 1920 по 1921 гг.?

4. В какой газете постоянно печатался М. А. Булгаков в 1921 г., где познакомился с И. Ильфом, В. Катаевым, Ю. Олешей?

5. Назовите единственную опубликованную при жизни писателя книгу?

а) идея омоложения;

б) социальная идея;

в) идея нравственной чистоты.

8. В какие годы вышло в свет Собрание сочинений М. А. Булгакова?

а) 1929 – 1940 гг.;

б) 1966 – 1967 гг.;

в) 1989 – 1990 гг.

Ответы: 1) б; 2) в; 3) а; 4) б; 5) а; 6) б; 7) а; 8) в; 9) б; 10) а.

Оригинальна, как и жанр, композиция: роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и Понтия Пилата) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство.

В романе три сюжетных линии:

- философская (Иешуа и Пилат);

- мистическая (Воланд и москвичи);

- любовная (Мастер и Маргарита).

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственной точке – в Вечности.

Евангельские главы, действия которых происходят в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален. Реалистичность достигается, прежде всего, особым способом рассказа.

С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется только в середине романа. Это одна из многих загадок Булгакова.

Ваше знакомство с романом может пройти несколько этапов: чтение произведения, просмотр его экранизации. Но вы должны всегда помнить, что чтение романа даёт вам возможность создать свои образы, а просмотр фильма – это образы, которые видит режиссёр. Если вы ещё не успели познакомиться с романом к сегодняшнему уроку, то план расскажет о событиях, происходящих в романе.

Прибытие в Москву сатаны и его свиты: Азазелло, весёлый кот Бегемот, Коровьев – Фагот, очаровательная ведьма Гелла. Встреча Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом.

Смерть Берлиоза под колёсами трамвая. Бездомный безуспешно преследует свиту.

Свита поселяется в квартире №50 дома 302-бис по Садовой улице. Исчезновение Стёпы Лиходеева, директора театра Варьете, и председателя дома Босого. Босого арестовывают, а Лиходеев оказывается в Ялте.

В тот же вечер на сцене Варьете Воланд и его свита дают чудесное представление, которое завершается грандиозным скандалом.

Иван Бездомный в психиатрической лечебнице встречается с Мастером. Мастер рассказывает ему свою историю: о романе про Понтия Пилата, о Маргарите.

Маргарита встречается с Азазелло, который вручает ей мазь. Намазавшись, Маргарита превращается в ведьму и улетает из дома. Она должна провести ежегодный бал у сатаны.

На бал приходят самые страшные грешники – предатели, убийцы, палачи. После бала в благодарность Воланд исполняет желание Маргариты и возвращает ей Мастера.

Дело Иешуа продолжает его ученик Левий Матвей.

В финале романа Маргарита и Мастер уходят вместе с Воландом и получают покой. А Москва ещё долго не может опомниться от странных и невероятных событий, произошедших за эту неделю.

Домашнее задание.

Современный московский мир;

Древний ершалаимский мир;

Вечный потусторонний мир.

Проведённый в начале урока тест проверил не только уровень знаний учащихся (ответы были выставлены на доске для самопроверки), но и нацелил их на то, что во время урока некоторые моменты будут озвучены ещё раз.

Для лекции был отобран самый важный, на мой взгляд, материал. При подготовке к этому уроку в январе я отсмотрела много материала, в том числе и на вашем сайте. Я решила не перегружать ребят обилием информации из-за ограниченности во времени. Главным для меня было показать необычность романа, переплетение судеб его героев различных эпох. Кстати, планы больших произведений я беру на свои уроки постоянно. По ним очень хорошо работать. Иногда какой-нибудь пункт плана позволяет развернуть в классе целую дискуссию. Как оживляются при этом мои дети! Они спорят, приводят аргументы, выслушивают одноклассников. Такие уроки запоминаются надолго.

Домашняя работа предполагала два вида заданий: работа в группах и написание мини-сочинения (в качества рефлексии). Каждая группа на следующем уроке в своих выступлениях приводили в качества примера эпизоды из романа, что говорит о кропотливой работе учащихся. По некоторым из них возникали интересные рассуждения ребят. Что касается мини-сочинения, то после нескольких уроков ребята признались, что сначала не поняли содержание романа, и он казался им запутанным. Но приведённый план и дальнейшая работа на уроках всё расставила на свои места.

Большинство ребят вспомнили об этом романе на заключительном уроке литературы в конце мая (мы учились по третьей модели, т. к. сельская школа с наполняемостью до 100 человек). Я думаю, что этот роман они оценили и запомнили. Поэтому я и взяла свой проведённый урок в качестве примера для своей стажировки.

К данному уроку была приготовлена презентация. В неё была внесена краткая информация и кадры из кинофильма. Эту презентацию мы пересмотрели перед написанием сочинения. Каждый слайд несёт сжатую информацию и позволяет ученикам вспомнить интересный материал по любому фрагменту романа.

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с жизнью и творчеством М.Булгакова. И наш урок мне хотелось бы начать с биографической разминки. Отвечаем по цепочке на мои вопросы.

М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, всех забывшей,-

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

7 мая 1926 года к Булгакову в квартиру постучались гости… с обыском. Хозяина квартиры не оказалось дома, гости молчали до прихода хозяина, а потом взялись за дело: не церемонились, переворачивали кресла, кололи их какой-то длинной спицей.

3 октября 1929 года ему наконец отдают рукописи.

Булгаков уничтожил свой дневник, но прежде вырезал из него ножницами четыре крохотных фрагмента… Но рукопись не исчезла, копию её сохранили там… в ОГПУ.

В июле 1929 года Булгаков пишет в письме Сталину: «В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР…Но чем большую известность приобретало мое имя в СССР и заграницей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.

Нищета, безвестность в Москве, публичное отчуждение, а потом и тяжелая неизлечимая болезнь – вот та атмосфера, в которой Булгаков создает свой роман.

- сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов,

А сейчас давайте попытаемся определить жанр произведения. В том, что это роман, я думаю, никто не сомневается. Просто мы ещё раз вспомним определение этого жанра, пользуясь справочниками.

Работа со справочниками.

Роман (от французского – roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер - в обусловленности средой. Таким образом, роман – это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Ученики приводят доказательства

  1. Персонажей в романе – 150
  2. Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям

4 сюжетные линии:

Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри

Любовная - Мастер и Маргарита

Мистическая – Воланд и его свита

Сатирическая – Москва и москвичи.

Итак, я считаю, что вы смогли доказать, что перед нами роман. Но ведь романы бывают разными: исторические, приключенческие, научно – фантастические и т.д., все зависит от тематики или идейно -эмоциональной оценки. Какое определение вы дали бы роману Булгакова? Давайте выскажем свои мнения и попытаемся их аргументировать.

  1. Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)
  2. Мистический ( Воланд и его свита, бал сатаны)
  3. Фантастический (
  4. Бытовой ( картины московского быта 20 -30 годов )
  5. Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т.д.)
  6. Автобиографический ( обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)

Как вы думаете, кто из вас прав? Да, на самом деле, правы все. Однозначного определения этому роману дать невозможно, потому что этот роман многожанров и многопланов.

А теперь давайте обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?

Работа со справочником

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Встречались ли мы с вами с подобными произведениями? Назовите их.

Ответы учащихся (работа с текстом)

Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора не следуют одна за другой, а рассредоточены в основном повествовании.

Чтобы связать все воедино, М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую (ученики приводят примеры из текста).

Романы написаны как бы разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.

Рассказ о событиях, произошедших в Ершалаиме, холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе — ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем.

Совсем иначе написан роман о мастере, Воланде, москвичах. Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.

  1. В какой части произведения должны происходить чудеса? Почему вы так считаете? Так ли на самом деле в романе Булгакова? От описания каких событий вообще отказался автор?
  2. Где происходят фантастические события? Приведите примеры.

Подводя итог всему сказанному на сегодняшнем уроке, мне ещё раз хочется сказать, произведение Булгакова необычно и по жанру, и по композиции. Я думаю, что вы смогли в этом сегодня убедиться. А ведь мы только начали изучение романа, и впереди нас ждет еще много удивительных открытий.

Мы с вами на следующем уроке остановимся на событиях, происходивших в Ершалаиме. Назовите имена героев, которые будут звучать на следующем уроке. (Понтий Пилат, Иешуа Га - Ноцри, Левий Матвей, Иуда, Крысобой, Каифа, Афраний)

1.Перечитать главы 2, 16, 19, 25-27,32

3. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав

  1. Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри?
  2. Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?
  3. Что больше всего ненавидел прокуратор?
  4. Кличка собаки Понтия Пилата.
  5. Где Левий Матвей раздобыл нож?
  6. Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?
  7. Какими были последние слова Иешуа?
  8. Какое прозвище имел прокуратор?
  9. Назовите героев

Б) Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной


МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• В современном литературоведении реализм Булгакова называют странным, магическим, гротескным. Какой видится вам булгаковская концепция мира и человека?
• Как сочетаются в художественном мире писателя традиции реализма и романтизма с исканиями писателей XX в.?

Слово учителя

— Древняя Иудея. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. О чём они беседуют? Как меняется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? Что удивительного происходит с палачом по отношению к жертве?

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

К 22–23 мая 1938 года Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку. Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Правки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала роман дважды в 1940-м и в 1963 г. и была его первым редактором.

3. Создание и решение
проблемной ситуации
(работа в группах)

2-я группа.
Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х гг. XX в.?

3-я группа.
М. А. Булгаков назвал своё произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?

5. Коллективная сопоставительная работа
(запись на доске и в тетрадях)

6. Аналитическая беседа

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщение учителя (запись в тетрадях)

— Проблематика романа. В основе романа — осмысление устоев общества 1930-х гг. XX в. двадцатого века, попытка разобраться в противоречивом времени: человек и истина; человек и власть; художник и общество.

Особенности жанра и композиции. Жанр определён М. А. Булгаковым как фантастический роман. В нём четыре сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри); любовная (Мастер и Маргарита); мистическая (Воланд и его свита); сатирическая (Москва и москвичи). Композиция: роман в романе; переплетаются два пласта времени (библейский (I век н. э.) и современный Булгакову (30-е гг. XX в.).

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ожидаемый результат: помочь учащимся понять значение романа, его судьбу, особенности жанра и композиции.

Цели и задачи:

Рассказать об истории создания романа, его значении и судьбе; показать особенности жанра и композиции.

Развивать умения выразительного чтения, аналитические навыки.

Ожидаемый результат: помочь учащимся понять значение романа, его судьбу, особенности жанра и композиции.

Эпиграфы: 1. Рукописи не горят.

2. Дописать раньше, чем умереть.

А.А. Ахматова

I. Организационный момент. – 1 мин.

Хочу узнать

II. Объяснение нового материала.

Методические приёмы6 лекция учителя с элементами беседы и использованием ИКТ.

В 1930 – 31 г.г. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое и психическое переутомление мешают ему. В письме Сталину от 30 мая 1931 г. Булгаков объяснял своё состояние: «С конца 1930 г. я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен.

Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких.

Причина болезни моей мне отчётливо известна: на широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя.

Заранее подготовленный ученик об истории создания романа.

К 1936 г., после 8 лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию.

К 22 – 23 мая 1938 г. Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку.

Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.

Слово учителя.

10 марта 1940 года скончался М.А. Булгаков. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором. Елена Сергеевна перепечатывала роман дважды – в 1940 и в 1963 г.г.

Беседа с учащимися. Постановка проблемного вопроса.

- Как вы думаете, в чём уникальность и тайна романа? Почему он до сих пор завораживает умы читателей и вызывает споры?

- Когда и где живут герои романа? (Время и пространство в романе)

Троемирие – основная концепция булгаковского романа.

Три мира в романе – три времени в романе.

Действие евангельских глав происходит в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад.

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и

III. Продолжение слова учителя о сюжете, композиции, жанре, роли

сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-

миф, философский роман, меннипея, роман-мистерия, бытовой роман,

фантастический, автобиографический, любовно-лирический,

сатирический.

Таким образом, роман многожанров и многопланов.

Задание учащимся. – Обосновать правоту литературоведов.

Это происходит потому, что. Как отмечает автор «Булгаковской

весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и

Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис

пишет, что форма книги-завещания Булгакова, как и её содержание,

делают её совершенно уникальным шедевром, параллели с которым

трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной

МИСТЕРИЯ – средневековая драма на библейские темы.

Столь же оригинальна, как и жанр, композиция романа. Это роман в

романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.

С точки зрения композиции необычно то, что герой, Мастер, появляется

Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и

современное Булгакову, то есть 30-е годы 20 века и первого века новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.

Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределённость жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре.

Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.

Вот стихотворение 1945 года:

Кого когда-то называли люди

Царём в насмешку, Богом в самом деле,

Кто был убит – и чьё орудье пытки

Согрето теплотой моей груди…

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы – старухи и солдаты,

И прокуратор Рима – все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утёс, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом священных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор – к смерти всё готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное Слово.

V. Образ автора в романе.

Булгаков сознательно подчёркивает автобиографичность образа Мастера.

Таким образом, автор ставит в романе проблему судьбы художника, взаимодействия художника и общества.

В разные периоды по-разному решали эту проблему, чаще – трагически.

А.А. Ахматова – «без палача и плахи

Судьба В.С. Высоцкого, не понятого при жизни и обласканного после смерти.

Судьба М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына и многих других людей творческих.

Так получается с Мастером, написавшим роман о Понтии Пилате. Это провидец. Он бескорыстен, а общество его казнит. Он в психбольнице, он смирился со своим положением. Это великий Мастер, потерявший веру в себя.

Глава 13 – рассказ Мастера о себе, о судьбе своего Труда, о непонимании – стр. 141.

На широкие экраны картина так и не вышла. Продюсеры посчитали фильм неудачным.

Понтия Пилата играл Михаил Ульянов, и многие то в его исполнении герой выглядит более выигрышно, чем в исполнении Кирилла Лаврова в фильме 2005 года.

Просмотр кадров фильма.

Читайте также: