История создания романа мастер и маргарита план урока
Обновлено: 06.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
План-конспект урока
по литературе
в 11 классе МКОУ Орехологовской СОШ
Краснозерского района Новосибирской области
Разработала: Берёза Татьяна Ивановна
ФИО руководителя стажировки
с. Орехов Лог, 2020
Дата проведения : 29.01.2020
Тип урока: урок получения новых знаний (урок-лекция).
2) Определить особенности композиции и жанра произведения, проблематику романа;
3) Формировать умение самостоятельно анализировать произведение;
4) Воспитывать интерес к творчеству М. Булгакова.
Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с жизнью и творчеством М. А. Булгакова, поэтому сначала я попрошу вас ответить на несколько вопросов по его биографии.
Тест по биографии М.А. Булгакова (5-7 минут)
1. В каком городе родился М. А. Булгаков?
2. Кем был по профессии М. А. Булгаков?
3. Где жил М. А. Булгаков в период с 1920 по 1921 гг.?
4. В какой газете постоянно печатался М. А. Булгаков в 1921 г., где познакомился с И. Ильфом, В. Катаевым, Ю. Олешей?
5. Назовите единственную опубликованную при жизни писателя книгу?
а) идея омоложения;
б) социальная идея;
в) идея нравственной чистоты.
8. В какие годы вышло в свет Собрание сочинений М. А. Булгакова?
а) 1929 – 1940 гг.;
б) 1966 – 1967 гг.;
в) 1989 – 1990 гг.
Ответы: 1) б; 2) в; 3) а; 4) б; 5) а; 6) б; 7) а; 8) в; 9) б; 10) а.
Оригинальна, как и жанр, композиция: роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и Понтия Пилата) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство.
В романе три сюжетных линии:
- философская (Иешуа и Пилат);
- мистическая (Воланд и москвичи);
- любовная (Мастер и Маргарита).
Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственной точке – в Вечности.
Евангельские главы, действия которых происходят в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален. Реалистичность достигается, прежде всего, особым способом рассказа.
С точки зрения композиции необычно, что главный герой появляется только в середине романа. Это одна из многих загадок Булгакова.
Ваше знакомство с романом может пройти несколько этапов: чтение произведения, просмотр его экранизации. Но вы должны всегда помнить, что чтение романа даёт вам возможность создать свои образы, а просмотр фильма – это образы, которые видит режиссёр. Если вы ещё не успели познакомиться с романом к сегодняшнему уроку, то план расскажет о событиях, происходящих в романе.
Прибытие в Москву сатаны и его свиты: Азазелло, весёлый кот Бегемот, Коровьев – Фагот, очаровательная ведьма Гелла. Встреча Берлиоза и Ивана Бездомного с Воландом.
Смерть Берлиоза под колёсами трамвая. Бездомный безуспешно преследует свиту.
Свита поселяется в квартире №50 дома 302-бис по Садовой улице. Исчезновение Стёпы Лиходеева, директора театра Варьете, и председателя дома Босого. Босого арестовывают, а Лиходеев оказывается в Ялте.
В тот же вечер на сцене Варьете Воланд и его свита дают чудесное представление, которое завершается грандиозным скандалом.
Иван Бездомный в психиатрической лечебнице встречается с Мастером. Мастер рассказывает ему свою историю: о романе про Понтия Пилата, о Маргарите.
Маргарита встречается с Азазелло, который вручает ей мазь. Намазавшись, Маргарита превращается в ведьму и улетает из дома. Она должна провести ежегодный бал у сатаны.
На бал приходят самые страшные грешники – предатели, убийцы, палачи. После бала в благодарность Воланд исполняет желание Маргариты и возвращает ей Мастера.
Дело Иешуа продолжает его ученик Левий Матвей.
В финале романа Маргарита и Мастер уходят вместе с Воландом и получают покой. А Москва ещё долго не может опомниться от странных и невероятных событий, произошедших за эту неделю.
Домашнее задание.
Современный московский мир;
Древний ершалаимский мир;
Вечный потусторонний мир.
Проведённый в начале урока тест проверил не только уровень знаний учащихся (ответы были выставлены на доске для самопроверки), но и нацелил их на то, что во время урока некоторые моменты будут озвучены ещё раз.
Для лекции был отобран самый важный, на мой взгляд, материал. При подготовке к этому уроку в январе я отсмотрела много материала, в том числе и на вашем сайте. Я решила не перегружать ребят обилием информации из-за ограниченности во времени. Главным для меня было показать необычность романа, переплетение судеб его героев различных эпох. Кстати, планы больших произведений я беру на свои уроки постоянно. По ним очень хорошо работать. Иногда какой-нибудь пункт плана позволяет развернуть в классе целую дискуссию. Как оживляются при этом мои дети! Они спорят, приводят аргументы, выслушивают одноклассников. Такие уроки запоминаются надолго.
Домашняя работа предполагала два вида заданий: работа в группах и написание мини-сочинения (в качества рефлексии). Каждая группа на следующем уроке в своих выступлениях приводили в качества примера эпизоды из романа, что говорит о кропотливой работе учащихся. По некоторым из них возникали интересные рассуждения ребят. Что касается мини-сочинения, то после нескольких уроков ребята признались, что сначала не поняли содержание романа, и он казался им запутанным. Но приведённый план и дальнейшая работа на уроках всё расставила на свои места.
Большинство ребят вспомнили об этом романе на заключительном уроке литературы в конце мая (мы учились по третьей модели, т. к. сельская школа с наполняемостью до 100 человек). Я думаю, что этот роман они оценили и запомнили. Поэтому я и взяла свой проведённый урок в качестве примера для своей стажировки.
К данному уроку была приготовлена презентация. В неё была внесена краткая информация и кадры из кинофильма. Эту презентацию мы пересмотрели перед написанием сочинения. Каждый слайд несёт сжатую информацию и позволяет ученикам вспомнить интересный материал по любому фрагменту романа.
На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с жизнью и творчеством М.Булгакова. И наш урок мне хотелось бы начать с биографической разминки. Отвечаем по цепочке на мои вопросы.
М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всех потерявшей, всех забывшей,-
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь предсмертной боли.
7 мая 1926 года к Булгакову в квартиру постучались гости… с обыском. Хозяина квартиры не оказалось дома, гости молчали до прихода хозяина, а потом взялись за дело: не церемонились, переворачивали кресла, кололи их какой-то длинной спицей.
3 октября 1929 года ему наконец отдают рукописи.
Булгаков уничтожил свой дневник, но прежде вырезал из него ножницами четыре крохотных фрагмента… Но рукопись не исчезла, копию её сохранили там… в ОГПУ.
В июле 1929 года Булгаков пишет в письме Сталину: «В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР…Но чем большую известность приобретало мое имя в СССР и заграницей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие наконец характер неистовой брани.
Нищета, безвестность в Москве, публичное отчуждение, а потом и тяжелая неизлечимая болезнь – вот та атмосфера, в которой Булгаков создает свой роман.
- сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов,
А сейчас давайте попытаемся определить жанр произведения. В том, что это роман, я думаю, никто не сомневается. Просто мы ещё раз вспомним определение этого жанра, пользуясь справочниками.
Работа со справочниками.
Роман (от французского – roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Специфической особенностью романа в его классической форме является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер - в обусловленности средой. Таким образом, роман – это такой жанр, который позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.
Ученики приводят доказательства
- Персонажей в романе – 150
- Сюжет – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям
4 сюжетные линии:
Философская - Понтий Пилат и Иешуа Га – Ноцри
Любовная - Мастер и Маргарита
Мистическая – Воланд и его свита
Сатирическая – Москва и москвичи.
Итак, я считаю, что вы смогли доказать, что перед нами роман. Но ведь романы бывают разными: исторические, приключенческие, научно – фантастические и т.д., все зависит от тематики или идейно -эмоциональной оценки. Какое определение вы дали бы роману Булгакова? Давайте выскажем свои мнения и попытаемся их аргументировать.
- Любовный (история отношений Мастера и Маргариты)
- Мистический ( Воланд и его свита, бал сатаны)
- Фантастический (
- Бытовой ( картины московского быта 20 -30 годов )
- Философский (подняты вечные темы: добро и зло, истина и ложь, верность и предательство, ответственность за свои поступки и т.д.)
- Автобиографический ( обстановка травли, отсутствие средств к существованию, полное отрешение от литературной и общественной жизни, постоянное ожидание ареста, статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины.)
Как вы думаете, кто из вас прав? Да, на самом деле, правы все. Однозначного определения этому роману дать невозможно, потому что этот роман многожанров и многопланов.
А теперь давайте обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?
Работа со справочником
Композиция (от лат. compositio – составление, соединение, связь) – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.
Встречались ли мы с вами с подобными произведениями? Назовите их.
Ответы учащихся (работа с текстом)
Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора не следуют одна за другой, а рассредоточены в основном повествовании.
Чтобы связать все воедино, М.А. Булгаков использует особый композиционный прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую (ученики приводят примеры из текста).
Романы написаны как бы разными людьми, следовательно, они противопоставлены и по манере повествования.
Рассказ о событиях, произошедших в Ершалаиме, холодно объективен, трагически напряжен и безличен. Автор никак не заявляет о себе — ни обращениями к читателю, ни выражением своего мнения о происходящем.
Совсем иначе написан роман о мастере, Воланде, москвичах. Он отмечен персонифицированной личностью автора, который все свое повествование обратил к читателю. Этот автор выражает свое отношение к происходящим событиям и героям: сочувствие, радость, горе, негодование.
- В какой части произведения должны происходить чудеса? Почему вы так считаете? Так ли на самом деле в романе Булгакова? От описания каких событий вообще отказался автор?
- Где происходят фантастические события? Приведите примеры.
Подводя итог всему сказанному на сегодняшнем уроке, мне ещё раз хочется сказать, произведение Булгакова необычно и по жанру, и по композиции. Я думаю, что вы смогли в этом сегодня убедиться. А ведь мы только начали изучение романа, и впереди нас ждет еще много удивительных открытий.
Мы с вами на следующем уроке остановимся на событиях, происходивших в Ершалаиме. Назовите имена героев, которые будут звучать на следующем уроке. (Понтий Пилат, Иешуа Га - Ноцри, Левий Матвей, Иуда, Крысобой, Каифа, Афраний)
1.Перечитать главы 2, 16, 19, 25-27,32
3. Ответить на вопросы теста по содержанию названных глав
- Какими языками владел Иешуа Га – Ноцри?
- Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?
- Что больше всего ненавидел прокуратор?
- Кличка собаки Понтия Пилата.
- Где Левий Матвей раздобыл нож?
- Чем наказан Понтий Пилат за свою слабость?
- Какими были последние слова Иешуа?
- Какое прозвище имел прокуратор?
- Назовите героев
Б) Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)
5 ЧАСОВ
Уроки литературы в 11 классе[1]
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• В современном литературоведении реализм Булгакова называют странным, магическим, гротескным. Какой видится вам булгаковская концепция мира и человека?
• Как сочетаются в художественном мире писателя традиции реализма и романтизма с исканиями писателей XX в.?
Слово учителя
— Древняя Иудея. Понтий Пилат говорит с бродячим философом. О чём они беседуют? Как меняется отношение жестокого прокуратора к арестованному возмутителю спокойствия в Ершалаиме? Что удивительного происходит с палачом по отношению к жертве?
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
К 22–23 мая 1938 года Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку. Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Правки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.
10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала роман дважды в 1940-м и в 1963 г. и была его первым редактором.
3. Создание и решение
проблемной ситуации
(работа в группах)
2-я группа.
Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х гг. XX в.?
3-я группа.
М. А. Булгаков назвал своё произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?
5. Коллективная сопоставительная работа
(запись на доске и в тетрадях)
6. Аналитическая беседа
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщение учителя (запись в тетрадях)
— Проблематика романа. В основе романа — осмысление устоев общества 1930-х гг. XX в. двадцатого века, попытка разобраться в противоречивом времени: человек и истина; человек и власть; художник и общество.
Особенности жанра и композиции. Жанр определён М. А. Булгаковым как фантастический роман. В нём четыре сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри); любовная (Мастер и Маргарита); мистическая (Воланд и его свита); сатирическая (Москва и москвичи). Композиция: роман в романе; переплетаются два пласта времени (библейский (I век н. э.) и современный Булгакову (30-е гг. XX в.).
VI. Домашнее задание
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)
Ожидаемый результат: помочь учащимся понять значение романа, его судьбу, особенности жанра и композиции.
Цели и задачи:
Рассказать об истории создания романа, его значении и судьбе; показать особенности жанра и композиции.
Развивать умения выразительного чтения, аналитические навыки.
Ожидаемый результат: помочь учащимся понять значение романа, его судьбу, особенности жанра и композиции.
Эпиграфы: 1. Рукописи не горят.
2. Дописать раньше, чем умереть.
А.А. Ахматова
I. Организационный момент. – 1 мин.
Хочу узнать
II. Объяснение нового материала.
Методические приёмы6 лекция учителя с элементами беседы и использованием ИКТ.
В 1930 – 31 г.г. писатель пытается возобновить работу над романом, но сильное физическое и психическое переутомление мешают ему. В письме Сталину от 30 мая 1931 г. Булгаков объяснял своё состояние: «С конца 1930 г. я хвораю тяжёлой формой неврастении с припадками страха и предсердечной тоски, и в настоящее время я прикончен.
Во мне есть замыслы, но физических сил нет, условий, нужных для выполнения работы, нет никаких.
Причина болезни моей мне отчётливо известна: на широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя.
Заранее подготовленный ученик об истории создания романа.
К 1936 г., после 8 лет работы над романом, Булгаков подготовил шестую полную черновую редакцию.
К 22 – 23 мая 1938 г. Булгаков впервые полностью переписывает роман с установившейся последовательностью глав и начинает диктовать его на машинку, по ходу внося стилистическую правку.
Правка романа идёт с небольшими перерывами до последних дней жизни писателя. Поправки в текст вносились рукой Елены Сергеевны Булгаковой, но порой, даже перед самой кончиной, почти ослепший, писатель брал в руки карандаш и сам правил текст.
Слово учителя.
10 марта 1940 года скончался М.А. Булгаков. Смыслом жизни его жены стала публикация романа. Она сама перепечатала его и была его первым редактором. Елена Сергеевна перепечатывала роман дважды – в 1940 и в 1963 г.г.
Беседа с учащимися. Постановка проблемного вопроса.
- Как вы думаете, в чём уникальность и тайна романа? Почему он до сих пор завораживает умы читателей и вызывает споры?
- Когда и где живут герои романа? (Время и пространство в романе)
Троемирие – основная концепция булгаковского романа.
Три мира в романе – три времени в романе.
Действие евангельских глав происходит в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад.
- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?
структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и
III. Продолжение слова учителя о сюжете, композиции, жанре, роли
сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-
миф, философский роман, меннипея, роман-мистерия, бытовой роман,
фантастический, автобиографический, любовно-лирический,
сатирический.
Таким образом, роман многожанров и многопланов.
Задание учащимся. – Обосновать правоту литературоведов.
Это происходит потому, что. Как отмечает автор «Булгаковской
весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и
Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис
пишет, что форма книги-завещания Булгакова, как и её содержание,
делают её совершенно уникальным шедевром, параллели с которым
трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной
МИСТЕРИЯ – средневековая драма на библейские темы.
Столь же оригинальна, как и жанр, композиция романа. Это роман в
романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа.
С точки зрения композиции необычно то, что герой, Мастер, появляется
Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и
современное Булгакову, то есть 30-е годы 20 века и первого века новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.
Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределённость жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре.
Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.
Вот стихотворение 1945 года:
Кого когда-то называли люди
Царём в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит – и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди…
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы – старухи и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утёс, -
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.
V. Образ автора в романе.
Булгаков сознательно подчёркивает автобиографичность образа Мастера.
Таким образом, автор ставит в романе проблему судьбы художника, взаимодействия художника и общества.
В разные периоды по-разному решали эту проблему, чаще – трагически.
А.А. Ахматова – «без палача и плахи
Судьба В.С. Высоцкого, не понятого при жизни и обласканного после смерти.
Судьба М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына и многих других людей творческих.
Так получается с Мастером, написавшим роман о Понтии Пилате. Это провидец. Он бескорыстен, а общество его казнит. Он в психбольнице, он смирился со своим положением. Это великий Мастер, потерявший веру в себя.
Глава 13 – рассказ Мастера о себе, о судьбе своего Труда, о непонимании – стр. 141.
На широкие экраны картина так и не вышла. Продюсеры посчитали фильм неудачным.
Понтия Пилата играл Михаил Ульянов, и многие то в его исполнении герой выглядит более выигрышно, чем в исполнении Кирилла Лаврова в фильме 2005 года.
Просмотр кадров фильма.
Читайте также: