История развития физической культуры как дисциплины кратко 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования Физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Спорт — составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности — бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры — игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта— на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, не забыты по сей день. Не забыты потому, что Олимпийские состязания, проводившиеся на заре цивилизации, продолжают жить в памяти человечества.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, своего рода конгресс для правителей и философов, конкурс для скульпторов и поэтов.

Дни олимпийских торжеств – дни всеобщего мира. Для древних эллинов игры были инструментом мира, облегчавшим переговоры между городами, способствовавшим взаимопонимания и связи между государствами.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека – мыслителя и атлета. Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги, в их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 – 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.

Цель физической культуры – положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка – двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

5. ФК 20 – 21 век.

Для физической культуры первобытного строя характерно следующее:

- ценности ФК принадлежали всему обществу, т.е. она носила бесклассовый характер;

- в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия

Повсеместное распространение в то время получили кулачные бои. Бои устраивались обычно по праздникам, летом – на площадях, а зимой – на замерзших прудах, озерах, реках.

Одиночные бои применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. При Иване Грозном они принимают форму судебных поединков.

Народы Сибири, Урала, средней полосы России с давних времен применяли лыжи. В процессе охоты использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В середине XV века лыжи начинают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была отправлена против татар под Рязань.

Лыжная рать сражалась в отрядах Ермака. В начале XVII века русский полководец Скопин-Шуйский ввел специальное обучение крестьянского ополчения, он успешно применял лыжные отряды против поляков.




После Петра I в русской армии стали насаждаться иностранные методы подготовки войск, где главное внимание обращалось на обучение парадным приемам, на муштру солдат. Передовая часть русского офицерства (П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и др.) в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранять, но и развивать петровские традиции.

Заканчивая рассмотрение вопроса о краткой истории физической культуры, логично сделать вывод, что возникновение и первоначальное развитие самобытной системы физического воспитания у народов, проживающих на современной территории России, относятся к самому раннему периоду человеческой истории.

Существует такая научная дисциплина, как теория физической культуры, которая раскрывает систему научных знаний о физической культуре, ее основных понятиях и тенденциях развития от зарождения человечества до наших дней.

Под физической культурой понимают рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

– понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

– знать основы здорового образа жизни;

– владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

– приобретать опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Более специализированным процессом физической подготовки является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Она представляет собой специфический вид физического воспитания, непосредственно и органически связанный с профессиональной подготовкой людей, занятых конкретной профессиональной деятельностью.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее специальной направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных качеств, необходимых человеку для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методики ППФП, характеризующихся высокой степенью моделирования психофизических нагрузок и внешних условий профессиональной деятельности. Таким образом, предвосхищаются требования предстоящей работы. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что ППФП наиболее полно отвечает требованиям подготовки специалистов для ФСИН. Этому в значительной мере способствует реализация задач ППФП:

– направленное развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям профессиональной деятельности;

– воспитание профессионально важных качеств;

– формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков;

– повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных внешних факторов.

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80 – 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.

Цель физической культуры – положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка – двигательная деятельность является естественной потребностью человека.

5. ФК 20 – 21 век.

Для физической культуры первобытного строя характерно следующее:

- ценности ФК принадлежали всему обществу, т.е. она носила бесклассовый характер;

- в период первобытного строя можно говорить лишь об элементарной физической культуре, т.е. о ее зачатках.

Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия

Повсеместное распространение в то время получили кулачные бои. Бои устраивались обычно по праздникам, летом – на площадях, а зимой – на замерзших прудах, озерах, реках.

Одиночные бои применялись как способ решения спорных вопросов, конфликтов. При Иване Грозном они принимают форму судебных поединков.

Народы Сибири, Урала, средней полосы России с давних времен применяли лыжи. В процессе охоты использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хорошо скользили и не давали отдачи. В середине XV века лыжи начинают применяться в военном деле. Никоновская летопись сообщает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была отправлена против татар под Рязань.

Лыжная рать сражалась в отрядах Ермака. В начале XVII века русский полководец Скопин-Шуйский ввел специальное обучение крестьянского ополчения, он успешно применял лыжные отряды против поляков.

После Петра I в русской армии стали насаждаться иностранные методы подготовки войск, где главное внимание обращалось на обучение парадным приемам, на муштру солдат. Передовая часть русского офицерства (П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и др.) в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранять, но и развивать петровские традиции.

Заканчивая рассмотрение вопроса о краткой истории физической культуры, логично сделать вывод, что возникновение и первоначальное развитие самобытной системы физического воспитания у народов, проживающих на современной территории России, относятся к самому раннему периоду человеческой истории.

Существует такая научная дисциплина, как теория физической культуры, которая раскрывает систему научных знаний о физической культуре, ее основных понятиях и тенденциях развития от зарождения человечества до наших дней.

Под физической культурой понимают рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

– понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

– знать основы здорового образа жизни;

– владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

– приобретать опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Более специализированным процессом физической подготовки является профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Она представляет собой специфический вид физического воспитания, непосредственно и органически связанный с профессиональной подготовкой людей, занятых конкретной профессиональной деятельностью.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее специальной направленности на достижение в процессе обучения и воспитания непосредственно прикладных качеств, необходимых человеку для избранной профессиональной деятельности. Такая направленность находит конкретное выражение в специфическом содержании и методики ППФП, характеризующихся высокой степенью моделирования психофизических нагрузок и внешних условий профессиональной деятельности. Таким образом, предвосхищаются требования предстоящей работы. Исходя из изложенного можно сделать вывод, что ППФП наиболее полно отвечает требованиям подготовки специалистов для ФСИН. Этому в значительной мере способствует реализация задач ППФП:

– направленное развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям профессиональной деятельности;

– воспитание профессионально важных качеств;

– формирование и совершенствование прикладных двигательных умений и навыков;

– повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию различных внешних факторов.

История физической культуры и спорта: общие положения

Еще со школьной скамьи мы знакомы с отдельным предметом: физическая культура. Но знаем ли мы, что означает сочетание этих слов? Что изучает и означает физическая культура в России? Каков ее предмет и ключевые понятия, определяющие ее как учебную и научную дисциплину?
Давайте рассмотрим эти положения.

История физической культуры в России, заключается в 3 – х главных составляющих:

1. история
2. физическая культура
3. спорт

Физическая культура – понятие из 90х годов 19 века, введенное в Англии и США. В Россию термин пришел в 1908 – 1910 годах. Под этим словами подразумевалось: физическое воспитание людей, образование и укрепление их здоровья.

Физическая культура стала, как неотъемлемая часть жизни общества, стала совокупностью норм и знаний, направленных на активность человека, гармоничное развитие, формирование здорового образа жизни.

Предметом изучения спортивной науки является человек и человеческое общество, его развитие физическое развитие и совершенствование на различных ступенях существования.

История физ. культуры и спорта - это наука, исследующая и изучающая прошлое, помогающая познать настоящее и выявить тенденцию развития в будущем. Наука включает в себя отдельные сегменты педагогических и исторических знаний.
История физической культуры и спорта в спортивной науке - это основа гуманитарного образования. Главной составляющей данного предмета является: историография и источниковедение, степень изучения, которых, определяет её успехи как учебной дисциплины.

Предмет истории физической культуры и спорта тесно связан с такими научными дисциплинами как:

физическая культура
спорт с социологических позиций
спортивно-педагогические позиции
медико - биологические позиции
теоретико - педагогические позиции

История физической культуры и спорта оказывает большое педагогическое и образовательное значение и решает такие ключевые задачи как:
становление и развитие физической культуры и спорта в различные периоды развития человеческого общества;
раскрытие значения и роли на жизнь социума в различные этапы его развития;
способы формирования научного мировоззрения, воспитание патриотизма и интернационализма;
формирование любви к профессии педагога и тренера;
способы повышения педагогической культуры и пополнение знаний в области физической культуры и спорта.

Истории физической культуры и спорта отводится важное место в учении теоретико-педагогических дисциплин, которые изучаются в академиях и профильный институтах. Она относится к специализированным дисциплинам и помогает учащимся более чутко познать тонкости своей будущей профессии.

Вместе с нашей страной, история физической культуры и спорта в России преодолела несколько этапов:
5 сентября 1991 года на V съезде народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик был признан статус автономных государств как субъектов международного права. Таким образом, был получен юридический статус для возможности вступления в спортивные интернациональные объединения.

8 декабря 1991 года руководители России, Белоруссии и Украины объявили о роспуске Союза Советских Социалистических Республик, и, одновременно, было провозглашено образование СНГ.

В конце 1991 года начали упразднять все структуры государственного управления страной, к ним относилось и физкультурное движение.

В связи с разрушением государственных, а так же общественных союзнических структур управления физической культуры и спорта, начинается сокращение финансирования спорта. Лишившись поддержки, многие одаренные спортсмены и тренеры покидают Родину и выезжают за границу. Отечественный спорт, сильный и непобедимый ранее, переживает кризис. Начинается поиск решений. В первую очередь необходимо было создать новые государственные и общественные органы управления физической культурой и спортом в России.
В формирование федеральных структур управления физической культурой и спортом вошли организации:

1. Комитет содействия олимпийскому движению. Данные комитет был утверждён 28 ноября 1991 года и был ориентирован на подготовку спортсменов к участию в Олимпийских играх 1992 года. Одновременно начал подготовку к Олимпийским играм и Всероссийский олимпийский комитет, созданный 1 декабря 1989 года
25 января 1992 года, до зимних Олимпийских игр, встретились Президент РФ Ельцин и Президент МОК Самаранч. На повестке дня обсуждалось участие стран Содружества Независимых Государств в Олимпийских играх 1992 года и дальнейшие перспективы спорта в России.

Комитет по физической культуре сформировался в 1992 году. Созданный ранее Комитет Содействия выполнил возложенные на него организационные функции, и в конце 1992 года был преобразован в Комитет РФ по физической культуре.

Комитету предназначалось решить важные задачи: разработать и внедрить в массы государственные программы физического воспитания, провести пропаганду спорта и здорового образа жизни. Подготовкой спортсменов и повышением их квалификации.

В начале июня 1994 года был подписан Указ Президента Российской Федерации о создании Госкомитета по физической культуре и туризму.
В стране продолжались поиски новых методов совершенствования системы управления физической культурой и спортом. Но, в связи с отсутствием нормативной и правовой базы, поиск эффективных решений был затруднен. Особенно страдали направления:
усовершенствование в стране профессионального спорта, субсидирование массового и элитного спорта.

В марте 2000 года Госкомитет РФ, после выбора на пост Президента РФ В. В. Путина, преобразовал Министерство по ФКСиТ в Государственный комитет Р.Ф. по физической культуре, туризму и спорту. Председателем Комитета стал П. А. Рожков.


Содержимое разработки

Основы истории возникновения и развития физической культуры

Основы истории возникновения и развития физической культуры

Возникновение физической культуры обусловлено особенностями жизни первобытного общества.

Участники коллективной охоты должны были согласовывать свои действия с действиями других участников охоты. При этом нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование.

 Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась – увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Древние люди обратили внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки, к примеру, к охоте, но и служили для передачи опыта, выработке плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное превращение двигательных актов в первоначальные физические упражнения. Например, обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных.

Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась – увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия.

Древние люди обратили внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки, к примеру, к охоте, но и служили для передачи опыта, выработке плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное превращение двигательных актов в первоначальные физические упражнения. Например, обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных.

Физическая культура в Древней Греции

В развитии физической культуры Древняя Греция сыграла очень большую роль. Из нее заимствуется многое, начиная от физических упражнений и до организации соревнований, в том числе олимпийских игр. Греческие племена уделяли большое внимание физическому воспитанию и закаливанию детей. В Спарте, например, в живых оставлялись только здоровые и крепкие дети, а больные и слабые уничтожались. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов, а грекам приходилось вести длительные войны. «Мое богатство – мое копье, мой щит, мой славный шлем и крепость моего тела.

Благодаря им я имею все, что нужно, и держу

К тому же, греки считали, что и боги очень любят

физическую силу и проявление ее в состязаниях.

Поэтому проводились соревнования атлетов в беге,

прыжках, метании диска, борьбе, кулачном бое.

Не удивительно, что в более позднюю эпоху

физическое воспитание, как и соревнования атлетов,

приобрело в древнегреческих городах большое

Физическая культура в странах Древнего Востока Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, верховая езда, борьба, плавание, охота. Так, например, в Египте в могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках. Сохранилось изображения царской охоты на диких зверей. Эта охота не имела практической ценности, но она должна была прославлять силу и смелость монарха. Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим.

Физическая культура в странах Древнего Востока

Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, верховая езда, борьба, плавание, охота. Так, например, в Египте в могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках.

Сохранилось изображения царской охоты на диких зверей. Эта охота не имела практической ценности, но она должна была прославлять силу и смелость монарха.

Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим.

Физическая культура Древнего Рима

Своеобразное развитие физической культуры в Древнем Риме представляет собой ценный опыт в истории культуры. Она зарождалась как ритуальное обрамление военных упражнений, служила средством сплочения народных масс. Были в Римской империи и стремления культивировать состязания по греческому образцу. Многие известные римские граждане – среди них Цицерон, много времени проводили в греческих гимнастических залах. В то же время внимание средних слоев населения было привлечено только к игровым площадкам. Во время праздников устраивались соревнования в беге, верховой езде и гребле с участием граждан Рима. Август попытался возобновить троянские игры в цирке. Более удачной оказалась попытка Домициана, чьи игры, учрежденные в 86 году, просуществовали вплоть до развала западной Римской империи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение истории физической культуры первобытного общества имеет большое познавательное и научно-теоретическое значение, поскольку речь идет о понимании причин ее возникновения на самых ранних ступенях развития человеческого общества. Мы видим как физическая культура меняла жизнь людей в разные эпохи. Спорт и физические нагрузки помогли развитию человека от первобытного до человека наших дней. История физической культуры – дисциплина, оказывающая большое воспитательное воздействие.

Изучение истории физической культуры первобытного общества имеет большое познавательное и научно-теоретическое значение, поскольку речь идет о понимании причин ее возникновения на самых ранних ступенях развития человеческого общества. Мы видим как физическая культура меняла жизнь людей в разные эпохи. Спорт и физические нагрузки помогли развитию человека от первобытного до человека наших дней.

История физической культуры – дисциплина, оказывающая большое воспитательное воздействие.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Это самая важная ступенька для твоего здоровья. Зарядка по утрам – вот залог здорового образа жизни! Занимайся активно спортом, не отлынивай от уроков физкультуры.

Это самая важная ступенька

для твоего здоровья.

Зарядка по утрам – вот залог здорового образа жизни!

Занимайся активно спортом, не отлынивай от уроков физкультуры.


 Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


-75%

Читайте также: