История как социокультурный процесс философия кратко

Обновлено: 11.05.2024

2. Источники, субъекты, движущие силы исторического процесса.

3. Понятие социального прогресса и проблема его критериев. Эволюционное и революционное в историческом процессе

4. Единство и многообразие мировой истории. Формации и цивилизации

5. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия

Движущие силы, т.е причины развития истории включают в себя: а) объективные факторы; б) субъективные факторы. Объективные факторы: 1) природные и климатические условия жизни общества; 2) состояние материального производства; 3) существующая социальная структура общества; 4) потребности людей в обеспечении необходимых условиий жизни и интересы, которые являются главным побудителем человеческой деятельности. Потребности (нужда в чем-либо) могут быть: а) естественные (биологические); б) социальные (созданные обществом). Интересы (отношение человека к самой потребности) могут быть: а) личные; б) групповые; в) общественные. Перед субъектами исторического процесса всегда стоит проблема - осознать свои интересы. Если они осознаются, то субъект создает свой мысленный план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель, выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. При достижении поставленной цели, возникают другие потребности и так далее. На этой основе сформулирован закон возвышения потребностей. 5) общественные противоречия, которые всегда являются постоянно действующей движущей силой и источником общественного развития (важнейшее противоречие между потребностями и их удовлетворениями). Субъективные факторы: а) сознание, духовный мир людей; б) умение и навыки к производительной деятельности; в) социальный опыт; г) уровень культуры; д) организаторские, волевые качества; ж) организованность в действиях людей. Таким образом, субъективные факторы – это разного рода способности людей, своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Объективные и субъективные факторы исторического процесса активно между собой взаимодействуют. Как только люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действует уже не стихийно, а сознательно. Чтобы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребности людей (членов общества), необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей, что ведет к постоянному и прогрессивному, непрерывному развитию общества. Вместе с этим, возникает вопрос: а есть ли решающая сила общественного развития? Да. Такой силой является народ.

Роль народных масс в истории: во-первых, это решающая сила исторического процесса; народ является творцом истории. Именно его деятельность является определяющей силой в изменениях общества; во-вторых, эта сила исторически развивается и возрастает, так как в ходе истории все более широкий круг общественных явлений, преобразований осуществляется народными массами. Однако, общество не однородно. Внутри него функционируют классы, нации, всевозможные коллективы и другие социальные общности. Каждая социальная общность объединяется каким-то объективным общим интересом. Интерес той или иной общности - это не только общее мнение, общая позиция, но это и общее действие. Этот интерес реально существует, функционирует в обществе именно через социальное действие, социальную активность. Следовательно, социальные общности являются объединениями людей, руководствующихся программой деятельности для реализации ее в жизнь. Поэтому они являются важными движущими силами общественной жизни. В обществе, основанно на частной собственности, борьба социальных групп, общностей, классов, народностей носит объективный характер, так как является отражением объективных экономических, социальных противоречий классов, их интересов. Формы классовой борьбы: а) экономическая - борьба за улучшение своего существования в пределах данного строя; б) политическая – борьба по вопросам государственного устройства и государственной власти; в) идеологическая – борьба против взглядов и теорий, распространяемых противоположным классом, т.е. идеологии. Роль классовой борьбы тесно связана с ролью народных масс в истории. Ведь народ, начиная с рабовладельческой формации, состоит из классов и роль соответствующих классов в истории это и есть не что иное, как определенное выражение развития роли народных масс.

Читайте также: