История как наука место и роль российской истории в мировом историческом процессе кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.История как наука: предмет, методы исследования (донаучный, научные), исторические источники.

2.История России – часть всемирной истории. Российская цивилизация.

Учебники. Библиотека семинарии:

  1. Орлов А.С. и др. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. МГУ. М.,2020.
  2. Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. МГУ. М.,2020.
  3. Атлас 10 – 11 классы. История России с древнейших времён – начало XIX века.

1.История как наука: предмет, методы исследования (донаучный, научные), исторические источники.

Методы исторического исследования (донаучный, научные).

Донаучный метод исторического исследования применялся в России с XI до XVII веков (от Илариона до Ивана Тимофеева). Он называется провиденциализм. Научный метод сложился в России в XVIII веке под воздействием различных факторов развития европейской исторической науки и существует до настоящего времени в рамках различных парадигм исторических исследований.

Между ними существуют два принципиальных отличия в области построения причинно-следственных связей и отношения к источникам исторических знаний.

В провиденциализме причинно-следственные связи вертикальные: причина исторических событий наверху (Божий промысел), а следствие в виде исторических фактов – внизу, в земной жизни. Такое знание не является выводным из исторических источников (между автором исторического сочинения и промыслом Божьим нет посредников). Оно основано на понимании промысла Божьего.

В научном методе познания причинно-следственные связи горизонтальные: и причины исторических событий и следствия, то есть исторические факты, находятся в земной жизни. Такое знание является выводным из исторических источников, а не следствием понимания промысла Божьего.

Но меду донаучным и научным методами исторического исследования существует определённое сходство, которое выражается в тематическом единстве изучения исторического процесса:

– место страны в мировой истории;

Кроме того, древнерусская литература отличается историчностью. То есть авторы сочинений писали о том, что было на самом деле, или они думали, что так было на самом деле.

Научный период изучения истории в России — XVIII век – настоящее время. В это время исторические сочинения создавались в рамках различных познавательных систем (парадигм) на основе изучения исторических источников:

I. Рационализм.

Первая научная парадигма для всех наук, включая историю. Основатель рационализма французский учёный Декарт (XVII) век.

II. Гегельянская парадигма.

Её основатель немецкий философ Гегель (первая половина XIX века).

III. Позитивизм.

Её основатель французский философ Конт (XIX век).

IV. Исторический материализм.

Основателями этого направления философии являются немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс (середина – вторая половина XIX века).

Но всякий кризис имеет свою позитивную составляющую. Постмодернизму в этой связи свойственны:

– осознание ценности и качественной весомости конкретных исторических событий и фактов, утерянных в обобщающих парадигмах позитивизма и исторического материализма;

– появление задачи исследовать как равноправные все имевшиеся в прошлом альтернативные шансы и возможности исторического развития;

– отстаивания ценности разнообразия мира;

– расширение кругозора исследователя, его неизбежные сомнения оцениваются как предпосылки творческого осмысления истории;

Тематически постмодернизм отличает уход от социально-политической истории, свойственный предшествовавшим парадигмам, к индивидуально-психологической (человек, менталитет, повседневность, мотивации…).

Исторические источники.

Классификация источников. Основные классификационные единицы – типы и виды.

Типы. Определяются способом удерживания информации в источниках: устные (фольклор), письменные, вещественные, этнографические, лингвистические, конофотодокументы, фонодокументы, изобразительные источники, машиночитаемые документы (CD, флеш-карты).

Среди указанных типов исторических источников особое место в историческом познании занимают письменные исторические источники.

Виды внутри типа письменных источников. Определяются повторяемостью свойств источников:

– произведения древнерусской литературы (Жития, торжественное и учительное красноречие, хожения);

– статистические источники (достоверная земская статистика последней четверти XIX века);

– делопроизводственные документы государственных учреждений. К ним относится и фискальное делопроизводство: учёт населения, конфессий, чиновников;

– периодика: газеты, журналы. Государственная, частная. Центральная, местная. В России –с XVIII века;

– источники личного происхождения: переписка, мемуары, дневники.

2.История России – часть всемирной истории. Российская цивилизация.

Цивилизационный подход к изучению истории появился в Европе в XVIII веке. К началу XX века сложились концепции цивилизаций и определились основные положения их изучения:

– положение о мироцелостности. Мир одновременно един. Это единство мира определяют одинаковые факторы — природа, социальная жизнь, культурная жизнь. Мир одновременно разнообразен. Это разнообразие определяет разное проявление указанных факторов в разных цивилизациях;

– структура цивилизаций. Каждая цивилизация состоит из двух взаимопроникающих начал: антропогенного (человек и природа) и социогенного (традиция и новация);

– при цивилизационном подходе изучается проблема решения противоречий между природой и человеком и между традицией и новацией;

– законы развития цивилизаций. Закон универсального рынка (выживают сильные цивилизации). Конкуренция. Закон кооперации (сильные цивилизации действуют во взаимосвязи, используя достижения друг друга).

Изучение российской цивилизации в XX веке следует рассматривать в рамках парадигмы постмодернизма. Чаще всего исследуется тип Российской цивилизации. Она рассматривается как промежуточная между сложившимися устойчивыми типами Восточной и Западной цивилизациями. Устойчивость Западной цивилизации придают стремление к модернизациям и крайний индивидуализм. Устойчивость Восточной цивилизации придают стремление сохранять традиции и крайний коллективизм. Промежуточное положение России философами XIX века рассматривалось как её достоинство в области интеграции достижений как Востока так и Запада и понимания Россией как Востока, так и Запада (славянофилы, П.Я. Чаадаев). В конце XX века промежуточное положение России между Востоком и Западом не рассматривается как её достоинство. Наоборот, такое положение приводит к инверсиям русской истории (обращение в противоположное), принятию половинчатых решений. В итоге оно определяет догоняющий характер Российской цивилизации (И.Н. Ионов, А.С. Ахиезер). Надо избегнуть этой половинчатости и присоединиться либо к Восточной цивилизации, либо к Западной.

Тем более, что исследователи считают Россию однозначно Европейской, Западной цивилизацией. Об этом свидетельствует внутренняя логика её истории:

– принятие христианства (были восточные альтернативы);

– теория Москва – Третий Рим, а Четвёртому не быть;

– реформы Пера I , Екатерины II , Александра I, Александра II;

– марксизм советского периода.

Читайте также: