Как правильно расставить столы в детском саду по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста.

Утвержден постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г. №91. (санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.42.2660-10)

Группа роста детей (мм)

Высота стола (мм)

Высота стула (мм)

до 850

00

340

180

от 850 до 1000

0

400

220

1000-1150

1

460

260

1150-1300

2

520

300

1300-1450

3

580

340

1450-1600

4

640

380

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста.

Маркировка столов и стульев в детском саду и ДОУ по САНПИН, по цветам.

Способ нанесения цветной маркировки должен обеспечивать ее длительную сохранность.
Допускается нанесение цветной маркировки, выполненной печатным способом с самоклеящейся основой.

Ростовые группы столов и стульев по ГОСТ:
для столов в ГОСТ 19301.1-94 Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов
для стульев в ГОСТ 19301.2-94 Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев

222


© 2000- ООО "Партнер" – продажа детской мебели - карта сайта

Как расставить столы в группе детского сада?

В обязательный перечень учебной мебели для группы в дошкольном учреждении входят столы и стулья.

Этот вид мебельной продукции активно используется малышами в момент бодрствования, организации игр, проведения учебных занятий и приема пищи.

Вес и габаритные размеры столов для детского садика должны соответствовать текущим антропометрическим параметрам малышей конкретной возрастной группы. Мебель необходимо подбирать в соответствии с физическими способностями дошкольников, чтобы создать максимально благоприятные условия для стимуляции двигательной активности.

Для дошкольного учреждения можно закупать модели мебели со специальной маркировкой, подтверждающей соответствие ГОСТ и ФГОС. Такие варианты производятся из пиломатериалов, ДСП, ДВП или ламинированной фанеры.

Правильная расстановка столиков детского сада по СанПин

Схемы расстановки мебели в группах детского садика составляются на основании антропометрических и возрастных характеристик детского коллектива, а также в соответствии с базовыми гигиеническими и педагогическими требованиями.

В дошкольном учреждении могут использоваться столы и стулья из одного комплекта. Чтобы убедиться, что мебель полностью соответствует требованиям СанПин, необходимо проверить наличие маркировки.

Для правильной расстановки столиков в группе детского садика важно выполнить ряд правил:

  1. Столы важно размещать вдоль стены со стороны интенсивного дневного освещения.
  2. Двухместные столы можно устанавливать не более чем в 3 ряда.
  3. Четырехместные модели необходимо размещать в 2 ряда.

Расстояние первого ряда от несущей стены должно составлять примерно один метр, а между столами – до 50 см.

В момент рассаживания дошкольников важно учитывать состояние здоровья, физические параметры, зрение и слух.

Схемы и картинки правильной сервировки стола в детском саду

Ассоциации с детсадами у всех разные - кто-то вспоминает, как весело играл с друзьями, кто-то - что завтра нужно отвести туда ребенка, а некоторые - что нужно поставить будильник на работу. К какой бы категории вы не относились, стоит знать, что это - не просто место, где малыши спят, едят и играют. Существует ряд строгих правил, которые хорошие сады соблюдают безукоризненно.

Несомненно, без них не обошлось и в таком важном аспекте, как прием пищи. Мы приготовили для вас статью о сервировке стола в детском саду в картинках . Думаем, она пригодится любому - начиная от сотрудников и заканчивая заботливыми родителями, которые хотят проверить, комфортно ли их ребенку кушать.

Общие рекомендации


Несмотря на меньшее количество посуды (вряд ли детям понадобятся столовые приборы для омаров или бокалы для вина), накрыть стол в детском саду правильно подчас сложнее, чем устроить званый ужин .

Мы собрали основные правила, которые помогут избежать травм и привьют малышам хороший вкус.

  1. 1. Каким бы не был соблазн взять пластиковую посуду, от нее лучше отказаться . Она слишком легкая и не поможет детям развить координацию.
  2. 2. Убедитесь, что все предметы целые: тарелки и чашки без сколов, вилки, ложки и ножи - не погнуты . В противном случае ребенок может получить травму или испугаться, если емкость с горячим содержимым треснет у него в руках.
  3. 3. Избегайте разнобоя: столы должны быть сервированы одинаково . Это способствует воспитанию вкуса у детей. К тому же, так вы предотвратите конфликты.
  4. 4. Обращайте внимание на эстетику - из красивой посуды есть приятнее.

Существует определенный алгоритм сервировки стола, который может незначительно меняться, в зависимости от возрастного состава группы.


Как видите, ничего сложного :

  1. 1. сначала на стол ставится салфетница;
  2. 2. затем - горячий напиток (чтобы он успел остыть);
  3. 3. после этого выкладываются столовые приборы соответственно возрасту (подробнее рассказано ниже);
  4. 4. завершающий этап - еда.

Разумеется, для разных групп или в зависимости от приема пищи итоговый результат будет отличаться. Так, на обед добавится глубокая тарелка, а малышам не стоит класть ножи и вилки .


Однако общая схема поможет вам сориентироваться и не сделать ошибок.

Что касается полдника и, если это принято в вашем саду, второго завтрака, тут все еще проще:

  • На салфетки ставятся небольшие тарелки, справа от них - чашки для напитков;
  • По центру размещают корзинку с печеньем или булочками - в зависимости от меню.

Требования к сервировке в младшей группе


Группа для самых маленьких - место, где нужен особый подход. Именно в возрасте трех-четырех лет формируется эстетический вкус, прививаются навыки питания. К тому же, дети еще не слишком умеют координировать движения, а значит, необходимо обеспечить им повышенные уровень безопасности.

  1. 1. Посуда для сервировки стола должна быть красивой формы, желательно - с симпатичными яркими рисунками. Важно выбирать легкие ложки и тарелки - малышам сложно управляться с тяжелыми столовыми приборами.
  2. 2. При этом учтите, что трехлеткам необходимо давать только ложки , а уже на следующий год можно потихоньку приучать детей к вилкам.
  3. 3. Если сервируется завтрак, ужин или полдник на стол на салфетки ставятся десертные тарелки с такими же столовыми приборами - они лучше подойдут маленьким рукам.


Хороший пример сервировки стола - на фото ниже. Красивые полотняные салфеточки, удобная посуда, правильное расположение предметов и даже декорированная салфетница. Согласитесь, малышам приятно покушать в такой обстановке?


Требования к сервировке для средней группы

В этом возрасте дети уже умеют пользоваться вилками , поэтому их стоит добавить на стол. К тому же, можно отказываться от использования детских тарелок - на смену им должны прийти настоящие супницы.

Чуть выше мы показали вам пример оформления стола на четверых человек.

Для малышей это действительно самая разумная рассадка: никто не мешает друг другу.


В группах постарше это уже не обязательно. Поэтому в качестве примера пошаговой сервировки для детского сада мы покажем, как следует действовать для стола в 6-8 человек.

  1. 1. В первую очередь необходимо поставить хлебницу , накрытую полотняной салфеткой. Рядом с ней - салфетницу . Убедитесь, что их достаточно - на каждый стол нужна своя.
  2. 2. На полотняные салфетки необходимо разместить тарелки (если это обед - снизу плоская, сверху супница), положить справа вилку и ложку . В этом возрасте детям уже можно давать обычные столовые приборы. А вот с ножами лучше обождать до подготовительной группы - слишком велик риск травмы.
  3. 3. Расставьте стаканы или чашки . Если подаются горячие напитки, лучше налить их заранее, чтобы дети не обожглись.
  4. 4. Помните, что суп необходимо разливать непосредственно перед обедом , а горячие блюда подавать по мере съедания первого, так как остывшая еда менее полезна для детей.

Соблюдение правильной последовательности сервировки поможет вам поддерживать порядок в группе.


Кстати, в этом возрасте дети могут начинать дежурить в столовой - разносить салфетки и столовые приборы. Если вы не хотите, чтобы малыши запутались, лучше предложить им наглядную схему.

Мы нашли для вас фото с примером сервировки стола по санпину в 2019 году - стандарт, которого необходимо придерживаться в хорошем детском саду.

Разумеется, это рекомендация, которая может незначительно варьироваться в ту или иную сторону. Однако общие правила, такие как техника гигиены и соблюдения столового этикета обязательны.


Как видите, обед подается в два этапа - второе принесут, только когда дети доедят борщ. Однако чай уже стоит на столе: это связано с привычкой многих малышей запивать даже жидкие блюда.

Отдельное внимание нужно обратить на декорирование: флажки, красивая скатерть, фигурные салфетки. Это помогает акцентировать внимание на столе. В вопросах декора можно проявить фантазию - подробнее об этом читайте чуть ниже.

Сервировка стола для старшей группы


Выпускная или, как ее еще называют, подготовительная группа детского сада считается уже совсем взрослой. Еще бы, почти школьники! Дети уже принимают участие в накрывании стола практически наравне с воспитателями - они полностью его сервируют, за исключением подачи блюд.

Кроме того, список столовых приборов расширяются - появляется целых два ножа: для еды и для масла . Разумеется, перед тем, как переходить к новой сервировке необходимо переговорить с родителями - убедитесь, что все дети знают, как ими пользоваться.

  1. 1. Как и ранее, на стол ставится хлебница и корзина для фруктов, если они предусмотрены в меню.
  2. 2. Однако теперь добавляется новый предмет - масленка со столовым ножом . Лучше выставить ее вместе с маслом, чтобы оно успело размягчится - твердую субстанцию детям будет сложно намазывать на хлеб.
  3. 3. Приборы кладутся на стол в таком порядке : нож и ложка справа от тарелки, вилка - слева. Если вы знаете, что в группе есть левша, учитывайте это при рассадке. Дети еще плохо координируют движения и могут возникнуть неприятные ситуации.
  4. 4. В этом возрасте уже можно переходить на взрослую посуду: полноразмерные миски, стаканы .
  5. 5. Так как дети начинают пользоваться ножами, вам следует проследить, чтобы всем хватало места - на ребенка должно приходится около 50 сантиметров за столе . Конечно, и младшим не должно быть тесно - однако в этом случае меньшее пространство может быть опасно.
  6. 6. Остальные рекомендации аналогичны предыдущим разделам этой статьи.

В итоге вы должны получить примерно такой вид:


Как видите, сервировка простая, но удобная для каждого, сидящего за столом. Она полностью соответствует правилам санпина и помогает поддерживать порядок в группе во время приема пищи.

Праздничная сервировка


В предыдущих разделах мы поговорили о том, как правильно накрыть стол для разных возрастных групп детского сада при повседневном режиме, в соответствии с нормами СанПиН. Однако малыши посещают садик и на праздники - как быть, если хочется создать им особую атмосферу?

Мы подобрали несколько идей оригинальной сервировки стола для детей в садике. Надеемся, они вам пригодятся!

Если речь идет о выпускном в подготовительной группе, можно отказаться от горячих блюд по согласованию с родителями. Пирожки, салаты и пирожные в почти взрослом фуршетном формате, несомненно понравятся детям.


Правда, правила расстановки столовых приборов остаются в силе - пользуйтесь рекомендациями, приведенными нами выше.

Хотите создать праздничную атмосферу? Обратите внимание на оригинальный декор. Салфетница необычной формы даже банальному обеду придаст веселое настроение. Выбирайте ее в тон рисунку на тарелках: такой мухомор самостоятельно сделать несложно, но представьте, сколько радости он принесет малышам?

Для старшей группы на праздники можно добавить “взрослые” аксессуары - например, соусник и мисочки с “приправами” зеленью и овощами, которые добавляются в готовые блюда.


Надеемся, наши рекомендации помогут вам освоить искусство правильной сервировки обеденного стола в детском саду. Тем более, что мы собрали для вас не только рекомендации в соответствии с СанПиНами 2019 года, но и советы реальных опытных воспитателей, которые успешно используют их в своей практике.



6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальным стандартам.

Помещения детских садов компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

6.2. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды и обуви детей и персонала. Возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке. Для осмотра и переодевания детей раннего ясельного возраста помещение раздевальной оборудуют пеленальными столами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шкафом для одежды матерей.

6.4. В групповых для детей раннего ясельного возраста рекомендуется устанавливать в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 x 5,0 м с высотой ограждения — 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером, устанавливают горки с лесенкой высотой не более 0,8 м

6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

6.6. Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей.

Для организации настольных игр для детей допускается использовать подоконные ленточные и учебные столы.

6.8. При оборудовании групповой соблюдают следующие требования:

— столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места;

— для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места.

Столы устанавливают следующим образом:

— четырехместные столы — не более чем в 2 ряда с учетом обеспечения боковым освещением максимального количества детей;

— двухместные столы — не более чем в 3 ряда;

Отделочные материалы для детского кафе

Материалы, которые используются для оформления зала детского кафе, должны соответствовать стандартам санитарной и пожарной безопасности. Нельзя применять легковоспламеняющиеся покрытия, лаки и краски с резким запахом.

Пол в игровой комнате из керамической плитки или керамзита с матовой или рифленой поверхностью (последний вариант более износоустойчив) не даст малышам упасть. Альтернатива – линолеум коммерческого класса из натуральных материалов или ламинат. Для стен подойдут жидкие обои, декоративная штукатурка. Самое простое и удобное решение – покраска.

В интерьере детских заведений преобладают природные материалы: дерево, пробка, керамика, стекло, кожа, текстиль. Допустимо использовать мебель, игрушки, посуду из качественного пластика.

Мебель и отделка детского кафе

Под запретом острые углы, бьющаяся посуда для самых маленьких, незакрепленные большие шкафы, открытые розетки. Стеклянные перегородки лучше заменить прозрачным пластиком, в отделке использовать стеклянную мозаику.

Если в кафе предусмотрена установка аквариумов или террариумов, то все они делаются из ударопрочного стекла. Все покрытия должны легко очищаться, не иметь в своем составе токсичных веществ, запрещенных СЭС.

Принципы оформления игровой комнаты в ДОУ

  • Безопасность. Дошкольная образовательная организация должна осуществлять деятельность в рамках закона о санитарных нормах. Сюда относятся надлежащие условия отопления, вентиляции, освещения, надлежащая организация физического воспитания и личной гигиены персонала;
  • Цветовое оформление. Создание привлекательного дизайна требует правильного подбора цветов. Оригинальное и красочное оформление с мягкими теплыми оттенками позволит создать надлежащие условия для дошкольников, где они будут получать положительные эмоции, выполняя различные задания;
  • Адаптированность. Каждое помещение должно быть адаптировано для соответствующей возрастной группы. При разработке и утверждении развивающей предметной среды требуется учитывать возраст детей, а также их возможные ограничения по здоровью;
  • Трансформируемость. Современное оборудование должно быть достаточно мобильным, легко передвигаться и надежно устанавливаться. Все это в условиях небольшого пространства обеспечивает максимальный комфорт.

С целью обеспечения оптимального наполнения предметно-пространственной среды необходимо учесть множество аспектов, включая приобретение сенсорного оборудования. Использование современной мебели и внедрение инновационного интерактивного оборудования содействует высокому уровню показателей и соблюдению всех нормативных требований законодателя.

ПОСМОТРЕТЬ ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ АНРО ТЕХНОЛОДЖИ

Какие элементы безопасности необходимы для использования сенсорной комнаты

сенсорная комната

Главным условиям для занятий является безопасность. Сенсорные комнаты, а точнее их наполнение, не должны представлять абсолютно никаких угроз как физическому, так и психологическому здоровью детей. Для этого элементы должны полностью соответствовать всем гигиеническим нормам и не быть токсичными.

Мы говорим о дошколятах, то есть маленьких детях, следовательно, здесь не должно быть никаких острых углов, об которые ребенок может пораниться. По этой причине лучше всего применять именно бескаркасную мебель с мягкими наполнителями. Сюда относятся коврики, пуфики, игровые блоки (домики-трансформеры, напольные конструкторы) и другие.

Говоря о мелких элементах, все они должны быть максимально надежно закреплены к основным конструкциям, поскольку в противном случае малыши могут легко их проглотить с соответствующими последствиями.

Все без исключения материалы, которые присутствуют в сенсорной комнате, должны быть изготовлены из легко моющихся материалов. Коврики и другие ворсистые элементы в обязательном порядке обрабатываются специальными составами. Такие средства не просто убирают грязь, но также дезинфицируют поверхность, но при этом не содержат химии и являются полностью безопасными для детей. Кроме того, они не должны источать совершенно никаких запахов, в том числе и приятных.

Используя детские сенсорные комнаты, особое внимание следует уделять электрическим и электронным приборам. Каждое такое устройство должно обладать максимальной устойчивостью к повышенной влажности. Все выключатели и особенно розетки располагаются таким образом, чтобы ребенок не имел возможности достать их.

Как видите, сенсорные комнаты для детского сада – это действительно современный обучающий инструмент, который при правильном обращении и наличии педагогических знаний может действительно решать множество вопросов, в том числе и достаточно серьезных.

С помощью сенсорных комнат дети, страдающие психологическими, эмоциональными и физическими расстройствами, смогут решить все свои проблемы. Уже очень скоро ваш малыш будет испытывать все радости познания мира, а вы – радость и гордость за своего сына или дочку.

Всё необходимое для оборудования сенсорной комнаты.

Какую пользу приносят сенсорные комнаты в детских садах

сенсорная комната пример оформления


Каждый ребенок, находящийся в дошкольном возрасте, особенно активно познает окружающий мир, буквально впитывая основные знания о нем. Однако уровень эффективности зависит от того, насколько разнообразными и богатыми будут сенсорные ощущения малыша. Именно от этого во многом зависит не только его развитие, но и психическая, физическая и эмоциональная составляющая.
Одним из лучших на сегодня инструментом, с помощью которого ребенку будет не просто полезно, но также максимально весело и интересно познавать окружающий мир, является сенсорная комната. Для того чтобы перед малышом не просто открылся мир во всей его полноте, но также и понимание сути, что и каким образом в нем происходит, достаточно работать с этим инструментом всего несколько часов в неделю.

Требования, выдвигаемые к детской мебели

Самые главные условия, которым должна отвечать качественная детская мебель, это соотношение высоты столов и стульчиков с ростом и общими пропорциями детского тела. Правильно подобранные столы позволяют обеспечить максимально удобную позу малыша, что имеет огромное влияние на развитие ребенка.

  • сохранить равновесие тела;
  • уменьшить напряжение на мышцы, что исключает преждевременное утомление;
  • обеспечивает нормальное функционирование дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, а также слухового и зрительного аппарата.

При расстановке мебели учитывают освещение в группе. Важно чтобы свет падал на стол с левой стороны от ребенка. В этом случае он не будет его перекрывать своим телом, и учебный материал будет достаточно хорошо освещен.

Новинки мебельной промышленности

Зонирование

сенсорная комната пример оформления

Чтобы обучение обеспечивало максимальную эффективность и комфорт, используются специальные зоны, каждая из которых имеет свое предназначение:

  1. Развития и релаксации. Эта зона оснащается различными тренажерами, тактильными дорожками и панелями, домами-трансформерами, напольными конструкторами, игрушками, паззлами, книгами и т д. На пол обычно стелют коврики и матрацы с красочными рисунками. Освещение в этой зоне должно быть достаточно ярким.
  2. Стимулирования. Здесь собраны различные элементы интерактивного направления, задача которых заключается в проявлении ребенком фантазии, а также эмоциональной и физической активности. Данные элементы представлены в виде интерактивных панелей, сухих бассейнов, бизбордов, конструкторов, аквапанелей и других. Процесс обучения в этой зоне проходит под сопровождение жизнерадостной музыки и при ярком освещении.
  3. Релаксации. По сравнению с остальными это наиболее затемненная зона, что придает ей максимального уюта и спокойствия. Здесь обычно устанавливается бескаркасная мебель с огромным количеством разных элементов. Это могут быть водяные матрацы, кресла-мешки, коврики, лава-лампы, проекторы, шезлонги, пуфики, оптоволоконные панели, генераторы запахов и многие другие. Звуковое сопровождение здесь расслабляющее и размеренное.

Ввиду недостаточного количества места, сенсорные комнаты в детских садиках очень часто делают универсальными. Как показывает практика, это совершенно не проблема, поскольку по мере необходимости всегда можно изменять освещение, звук и техническое оснащение, делая из целой комнаты определенную зону.

Детское кафе: дизайн интерьера с игровым залом

Посещая кафе с ребенком, родители планируют не только вкусно накормить малыша. Необходима развлекательная составляющая, которую выгодно обеспечивать владельцам. Если в игровой зоне интересно, то посетители задержатся и сделают большой заказ, расскажут о заведении знакомым и с удовольствием придут еще. В современном детском кафе маленькие гости могут:

  • поиграть в развивающие настольные игры;
  • посетить аттракционы;
  • пообщаться с аниматорами;
  • поиграть в активные игры (классики, мяч);
  • прийти на мастер-класс по изготовлению поделок, сладостей и др.

В зависимости от планировки помещения игровой зал в кафе выделяют в отдельную зону или располагают в смежной комнате. Первый вариант предусматривает, что дети постоянно находятся под наблюдением родителей, сидящих за столиками. Обеденную зону можно расположить на подиуме, оградить символическим заборчиком, яркой мебелью, барной стойкой, колоннами.

Несколько столиков ставят рядом с игровыми манежами для самых маленьких. Отправив малыша поиграть, взрослые спокойно просматривают меню и ожидают заказ. Для маленьких помещений хорошим вариантом будет размещение развлекательной зоны по центру комнаты. Игровой сектор нужно разделить на несколько тематических зон. Например, столики для игр и творчества, место для спортивного инвентаря с мягкими матами на полу, настольный хоккей (футбол), песочница с кинетическим песком.

Идеи оформления детского кафе

Игровую зону можно разместить в смежной комнате. Чтобы родители могли видеть детей, используют частично или полностью прозрачную перегородку. Такой подход позволяет проводить в отдельном игровом зале конкурсно-развлекательные программы, мастер-классы, тематические вечеринки с приглашенными аниматорами.

Большая площадь дает возможность добавить интересные аттракционы с лабиринтами, сухим бассейном, батутом. Все аттракционы должны быть безопасными, надежно закрепленными, без мелких деталей и элементов, которые легко открутить или деформировать.

Проект кафе-ресторана для детей

Если площадь кафе минимальна, то не стоит выбирать тематический декор. Лучше оживить интерьер сочетанием ярких насыщенных тонов, интересной детской мебелью. Роспись на стене может использоваться как фотозона, от инвентаря для подвижных игр лучше отказаться. Альтернатива – развивающие игрушки и наборы, детский мольберт (фотогалереей детских рисунков можно украсить интерьер), небольшой трек с машинками, кукольный театр с мягкими пальчиковыми куклами.

Читайте также: