Исторический процесс как форма бытия общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Самыми сложными в подготовке к ЕГЭ являются темы философского содержания. Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, большинство из них до сих пор сохраняют свою дискуссионность. Во-вторых, имеют высокую степень абстрактности. В-третьих, существует множество разных точек зрения и подходов к освещению этих проблем.

Сегодня хочу остановиться на вопросе:

Так выглядит основа майнд-карты по данной теме в конспектах моих учеников. В процессе изучения каждый элемент дополняется необходимым содержанием.

В кодификаторе этот вопрос не выделен отдельно. Включаю его в тему 1.16. "Понятие общественного прогресса".

Где этот вопрос встречается?

На ЕГЭ подобные темы встречаются исключительно в заданиях второй части, например, в №№21-24:

Подобные типовые тексты предполагают анализ с последующим ответом на четыре вопроса:

Настоятельно рекомендую заглянуть в § 14 (Обществознание: профильный уровень. 10 класс/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011). Правда этот учебник уже много лет не переиздаётся и почти все школы его благополучно списали.

Что такое исторический процесс?

В вопросе 22 (см. рисунок 3) необходимо, опираясь на знания раскрыть смысл понятия "исторический процесс".

Рисунок 4. Определение из учебника Обществознание: профильный уровень. 10 класс/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 136

Рисунок 4. Определение из учебника Обществознание: профильный уровень. 10 класс/ под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 136

На экзамене не каждый может вспомнить определения из словаря или учебника, поэтому всегда ученикам предлагаю составить своё определение, т.е. применить полученные знания на практике.

Слова на рисунке 5 не являются синонимами, поэтому между ними стоят математические знаки неравенства.

В процессе объяснения и изучения этой темы на уроке, я с учениками разбираю каждое слово, прошу привести теоретические положения и подкрепить их примерами.

Обычно проблем не возникает, так как ребята к этому времени уже знают, что общество – это динамическая система и успели выучить признаки и особенности его социальной динамики.

Какие типы социальной динамики следует знать?

Раскрывая сущность социального развития общества, следует отдельно разобрать каждый путь (линейный, спиралевидный и циклический) на конкретных исторических примерах.

О формах социального развития и субъектах исторического процесса расскажу в следующей статье.

История человечества – это громадный и неисчерпаемый поток событий, её можно сравнить с рекой, в которой сосуществуют различные, нередко разнонаправленные потоки и движения. В истории общества всё органично переплетено и всё взаимодействует, дополняя друг друга . В каждой капельке потока истории сплетены воедино Прошлое, Настоящее и Будущее, уходящее в прошлое.

История: - это процесс развития общества в социальном времени и социальном пространстве, от одной эпохи к другой;
- это социальный, культурный процесс в отличие от бытия природы;
- это одна из многочисленных наук об общественной жизни.

Изучением проблем исторического процесса занимается одна из основных и наиболее важных частей социальной философии философия истории.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС(от лат. processum - продвижение) – определённая последовательность мировых событий, которые происходят в социальном времени (смена эпох) и в социальном пространстве (развитие отдельных стран и регионов).

Определённое место в философии истории нашли следующие направления:

Натурализм: - принцип исследования, который полагает определяющую роль природной среды в функционировании и развитии общества (Ш.Монтескье и др.);
Психологизм: - принцип исследования, подчёркивающий особую роль человеческой психики в общественной жизни (З.Фрейд и др.). Общество рассматривалось как среда, в которой люди проявляют свои естественные инстинкты, страсти и эмоции. История общества являет собой нарастание несвободы человека в связи с гнётом культуры, социальных норм.
Технократизм: - подход к исследованию истории, преувеличивающий роль техники и технологий в существовании и развитии общества (О.Тоффлер и др.)

При поверхностном взгляде исторический процесс выглядит как безбрежный океан хаоса, неуправляемый поток страстей, деяний и событий, социальных изменений. Есть ли в этом нагромождении какой-то порядок, система, закономерность или же история – это царство случая и произвола?

Существует два подхода к этой проблеме.

История: - это процесс случайный, хаотичный, лишённый логики, закономерностей, направленности (так считают иррационалисты);
- это процесс направленный, закономерный (так считает большинство философов).

В истории философии давались разные ответы на вопрос о закономерности и хаотичности исторического процесса:

ЗАКОНЫ ИСТОРИИ – это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости), проявляющиеся в деятельности людей.

Законы истории: - законы материального производства, которые действуют в сфере экономической жизни общества;
- закон классовой борьбы и закон возрастания роли народных масс в историческом процессе;
- законы функционирования и развития цивилизации, законы их смены.

Особенности законов истории: - они не действуют автоматически, помимо воли и желания людей (революция в обществе не может произойти сама по себе, автоматически);
- они – как бы тенденция, вектор и путь общественного развития, который придаёт истории системность, упорядоченность и некоторую направленность. Знание этих законов означает знание пути, которым движется история и куда ориентировано это движение. Тот, кто не знает путь – тот действует произвольно, и поэтому он рано или поздно потерпит поражение;
- они носят статистический (вероятностный) характер, проявляя свою сущность и содержание лишь в итоге, в конечном счёте.

Т.о., философия раскрывает историю не как хаос событий, а как вполне логичный, упорядоченный процесс, содержанием которого является становление человеческого рода как уникального явления мироздания.

Т.о., не смотря на то, что история упорядоченный процесс, в ней всегда имеет место стихия – действие спонтанных сил, не поддающихся сознательному контролю и управлению, и стихийные процессы существуют везде – в экономике и социальной сфере, в политической жизни, в духовном творчестве (непросто контролировать и регулировать современную рыночную экономику, освоение природной среды).

Источником развития общества являются социальные противоречия.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ – это отношения между противоположностями в любом социальном явлении или в обществе в целом.

Они возникают в процессе развития сферы социальных отношений и выражают противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Например, противоречие между обнищанием основной части населения и обогащением небольшой группы предпринимателей, коррумпированной части государственного аппарата, между населением страны и преступным миром и др.

Существует бесчисленное множество типов и видов социальных противоречий, их можно классифицировать по различным основаниям:

Основания Виды противоречий
В зависимости от сферы действий: - экономические - политические - социальные - духовные - бытовые
В зависимости от места социального образования: - внешние – существуют между социальными сферами, социальными слоями; - внутренние – существуют внутри социальных образований.
В зависимости от степени влияния на развитие социального образования: - основные – их разрешение приводит к новому качественному состоянию общества (между базисом и надстройкой); - неосновные – не влияют на изменение качественного состояния общества (сопутствуют социальному развитию противоречия).
В зависимости от характера: - антагонистические – взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами, силами. Они возникают на основе непримиримых социальных интересов различных групп (между большинством россиян и преступными группировками); - неантагонистические – выступают как взаимодействия социальных слоёв, цели которых совпадают, но между ними существует социальное неравенство (между средним и высшим классами демократического общества).
В зависимости от причин возникновения: - объективные – существуют в социальных образованиях независимо от воли и сознания людей, являются источником объективно развивающихся явлений (противоречие между наступлением и обороной в военном деле); - субъективные – возникают в результате деятельности и поведения людей (между коллективом и его руководителем по какому-либо поводу).
В зависимости от масштаба: - всеобщие – присущи всей социальной системе (обществу), являются источником её развития; - частные – присущи каким-то элементам этой системы (социальной общности, группе).
В зависимости от соответствия или несоответствия внутренней сущности социальной системы: - системные – присущи природе этой системы, система не может существовать без них (между гражданским обществом и демократией); - несистемные – чужды данной социальной системе, переходные, остаточные, унаследованные (в гражданском обществе возможны противоречия, унаследованные от тоталитарного общества).
В зависимости от времени действия: - постоянные - временные - периодические

Социальные противоречия динамичны. Они развиваются, разрешаются, на их месте возникают новые.

Процесс развития противоречия проходит следующие этапы:

1-й этап – зарождение противоречия: - в социальном явлении между его сторонами (силами) нарушается тождество в силу развития одной стороны (силы) в большей мере, другой – в меньшей;
2-й этап – борьба противоположностей - стороны (силы) в социальном явлении в результате их изменения становятся противоположностями, и отношения между ними приобретают характер борьбы;
3-й этап – разрешение противоречия - борьба противоположностей доходит до того, что одна из них одерживает победу над другой. Противоречие ликвидируется. Явление переходит в состояние тождества.

Социальные противоречия в обществе играют двоякую роль: с одной стороны, они – источник социального развития, с другой – порождают социальное напряжение, конфликты, кризисные явления. Чтобы их разрешить необходимо либо ликвидировать противоречия, либо уменьшить силу их действия.

Разрешение противоречий возможно двумя путями эволюционным и революционным:

Эволюционный путь - предполагает постепенную ликвидацию существующих социальных противоречий;
Революционный путь - предполагает быструю ликвидацию существующих социальных противоречий. Он динамичен, нетерпим, как правило, сопровождается социальным конфликтом.

Факторы общественного развития, или движущие силы общества, разделяют на объективные и субъективные.

Все изменения, происходящие в истории, есть результат пересечения и взаимодействия бесчисленного множества субъективных и объективных обстоятельств, причин, факторов и предпосылок.

Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.

Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.

Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.

Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование.

С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории.

Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.




В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества:

Глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.

Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Развитие общества определяется в конечном счете материальными, экономическими интересами людей.

Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором. Они исследуют взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. (Опираясь на изученный курс истории, определите свое отношение к рассмотренным взглядам на факторы социальных изменений. Какое объяснение представляется вам наиболее убедительным?)

Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

Вспомните:
Как решают философы вопрос о смысле и направленности общественного развития? В чем состоят различия формационного и цивилизационного подходов к проблеме развития общества?

Исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Есть еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс, — философия истории. Она стремится выявить общую природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые существенные взаимосвязи в истории. Это область философии, исследующая внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и случайностей. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направленность общественного развития) были отражены в предыдущем параграфе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем. В настоящем параграфе рассматриваются типы социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ

Исторический процесс — это общество в динамике, т. е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не синонимы. В любом обществе осуществляется многообразная деятельность людей, выполняют свои задачи государственные органы, различные учреждения и объединения: иными словами, общество живет, движется. В повседневной деятельности сложившиеся общественные отношения сохраняют свои качественные признаки, общество в целом не меняет свой характер. Такое проявление процесса можно назвать функционированием общества.

Социальные изменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения.

Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние, называются социальным развитием.

Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Распространенным типом считается линейное движение как восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятиями прогресса и регресса, которые будут рассмотрены на следующих уроках. Циклический тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование.

С этим типом социальной динамики вы познакомились на предшествующих занятиях. Третий, спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. При этом черты, свойственные давно ушедшему в прошлое состоянию, как бы возвращаются, но на более высоком витке общественного развития, на новом качественном уровне. Считается, что спиралевидный тип обнаруживается при обозрении длительных периодов исторического процесса, при крупномасштабном подходе к истории.

Обратимся к примеру. Вы, вероятно, помните из курса истории, что распространенной формой мануфактурного производства была рассеянная мануфактура. Индустриальное развитие привело к сосредоточению работников на крупных фабриках. А в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: все большее число работников выполняют свои обязанности на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того или другого из названных вариантов исторического развития. Но существует точка зрения, согласно которой в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не как параллельные или сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.

Эволюция — это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов.

Социальная революция — это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества:

Глубинные, коренные изменения, охватывающие экономику, политику, духовную сферу. В отличие от эволюции революция характеризуется бурным, скачкообразным переходом к качественно новому состоянию общества, быстрым преобразованием основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старого общественного строя новым. Переход к новому строю может осуществляться как в относительно мирных формах, так и в насильственных.

Вместе с тем современная наука признает возможность осуществления системы глубоких реформ, которые смогут стать альтернативой революции, предупреждать ее или заменять. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к коренному обновлению общества, избегая потрясений, связанных с присущими социальным революциям стихийными проявлениями насилия.

ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИУМА

Французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье, считавший природные факторы определяющими, полагал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п.

Еще одна точка зрения состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве, согласно Марксу, влекут за собой изменения в других областях жизни. Развитие общества определяется в конечном счете материальными, экономическими интересами людей.

Представленным выше взглядам противостоит позиция ученых, отрицающих возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором. Они исследуют взаимодействие самых различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. (Опираясь на изученный курс истории, определите свое отношение к рассмотренным взглядам на факторы социальных изменений. Какое объяснение представляется вам наиболее убедительным?)

Названные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто осуществляют эту деятельность, являются субъектами исторического процесса: индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Есть и иная точка зрения: не отрицая того, что история есть результат деятельности отдельных индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление.

1 Понятие исторического процесса Урок 24

2 План 1. Исторический процесс как форма бытия общества. 2. Движущие силы развития общества. 3. Понятие социального противоречия. 4. Виды социальных противоречий, способы их разрешения.

3 Исторический процесс Определённая последовательность мировых событий, которые происходят В социальном времени (смена эпох) В социальном пространстве (развитие отдельных стран и регионов)

4 История человечества Громадный и неисчерпаемый поток событий, чем-то напоминающий канат из тысяч нитей, длинных и коротких, прочных и хрупких Это река, в которой сосуществуют различные, нередко разнонаправленные потоки и движения. В истории общества всё органично переплетено и взаимодействует.

5 Проблема движущих сил исторического процесса От чего зависит история человечества? Большинство философов полагало, что есть некие факторы и силы, влияющие на историю общества

7 Георг Гегель Немецкий философ Главная сила истории – в развитии Абсолютного Духа (Разума), который через человеческую историю добивается своих целей – свободы и самопознания

8 Материалистические представления о движущих силах развития общества Карл Маркс ( ) немецкий философ Отрицал значимость духовных факторов и подчёркивал определяющую роль материальных факторов, т.е. способа производства материальных благ, производственных отношений между людьми, владения собственностью

9 В современной философии укрепляется многофакторная концепция исторического развития Главная идея На развитие истории влияет множество факторов – как духовных, так и материальных Интенсивность влияния определённого фактора на историю конкретной нации в конкретную эпоху может быть различной

10 Движущие силы истории Объективные (не зависят от человека и общества) Субъективные (связаны с человеком и обществом) Природные и исторические закономерности Географические условия Космические влияния Влияние Тонких Миров (метафизический фактор) Выдающиеся исторические личности Социальные группы и классы Народные массы Субъекты истории

11 Влияние природных и исторических закономерностей Вращение Земли вокруг Солнца Землетрясения Изменения климата Природные и исторические землетрясения играют важную роль в развитии общества

12 Географические условия Первые крупные цивилизации древнего мира возникли в странах, имеющих достаточно тёплый климат Почти все крупные города находятся рядом с водными артериями (реками, озёрами, морями)

13 Космические влияния Александр Леонидович Чижевский Русский учёный Благодаря исследованиям выдающегося русского учёного А.Л.Чижевского было установлено, что солнечная активность оказывает не только физическое (тепловое, магнитное), но и духовное, психобиологическое влияние на человека, общество, фауну и флору. Подавляющее большинство социальных преобразований происходят в период солнечной активности, который периодически возрастает – один раз в течение 11 лет

15 Выдающиеся исторические личности Пифагор ПлатонБуддаКонфуций Александр Македонский Юлий Цезарь Иисус Христос Мухаммед Сергий Радонежский М.В.Ломоносов Мысли и дела выдающихся личностей повлияли на жизнь миллионов людей

16 Субъекты истории Субъект истории – тот, кто осознаёт цели, законы и механизмы исторического процесса и прилагает сознательные, последовательные усилия к его осуществлению Не всякая выдающаяся историческая личность является субъектом истории

17 Социальные противоречия Отношения между противоположностями в обществе Являются источником социального развития Порождают социальное напряжение, конфликты Положительная роль Отрицательная роль

18 Виды противоречий в зависимости от сферы действий Экономические Политические Социальные Духовные

19 Виды социальных противоречий в зависимости от степени влияния на развитие общества Основные Неосновные Противоречия, которые приводят к качественным изменениям общества Противоречия, которые не влияют на изменение качественного состояния общества

20 Пример основного противоречия – между производительными силами и производственными отношениями

21 Общественно-экономические формации Первобытнообщинная формация Рабовладельческая формация Феодальная формация Капиталистическая формация Коммунистическая формация

22 Смена одной общественно-экономической формации другой закономерна: на определённой ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, внутри которых они до сих пор развивались. Устаревшие производственные отношения начинают сдерживать развитие производительных сил, становятся их оковами. Тогда наступает эпоха социальной революции: возникает необходимость смены производственных отношений, перехода к новой формации. А когда экономическая основа меняется, происходят изменения во всей надстройке – меняются государственные институты, законы, система образования, культура.

23 Виды социальных противоречий в зависимости от места в обществе Внешние противоречия Внутренние противоречия Противоречия, которые существуют между социальными образованиями (между сферами общества, между социальными слоями) Противоречия, которые существуют внутри социальных образований (например, в экономической сфере жизни общества)

24 Виды социальных противоречий в зависимости от их характера Антагонистические Неантагонистические Взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами, возникающее на основе непримиримых социальных интересов различных групп Взаимодействие социальных слоёв, цели которых совпадают, но между ними существует социальное неравенство (противоречие между средним и высшим классами демократического общества)

25 Виды социальных противоречий в зависимости от причин возникновения Объективные Субъективные Существуют в обществе независимо от воли и сознания людей, являются источником объективно развивающихся явлений и процессов Возникают в результате деятельности и поведения людей (противоречия между коллективом и его руководителем по какому-либо поводу)

26 Виды социальных противоречий в зависимости от масштаба ВсеобщиеЧастные Противоречия, присущие всей социальной системе, являются источником её развития Противоречия, присущие каким-то элементам социальной системы (например, социальной общности или группе)

27 Виды социальных противоречий в зависимости от соответствия или несоответствия внутренней сущности социальной системы СистемныеНесистемные Противоречия, присущие системе, которая не может существовать без них (например, противоречия между гражданским обществом и демократией) Противоречия, чуждые данной социальной системе, переходные, остаточные, унаследованные(наприм ер, противоречия в гражданском обществе, унаследованные от тоталитарного общества)

28 Противоречие Эволюционный способ Революционный способ Постепенная ликвидация существующих социальных противоречий Быстрая ликвидация социальных противоречий Способы разрешения противоречий

1. Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Субъекты исторического процесса

3. Роль личности в истории (раскрываем на трех примерах)

Взгляды на общественное развитие в истории

· Античность – концепция циклического развития

· Средние века – концепция линейного развития

· Современность – концепция развития по спирали

5.Развитие общества по спирали:

· Прогресс (Реформа, революция, эволюция)

Движущие силы


Идеалистические и материалистические представления о движущих силах обществ


Практическая часть.

Вставьте слова в текст

Исторический процесс — это общество в ___1___, т. е. в движении. В любом обществе осуществляется многообразная____2____ людей, выполняют свои задачи государственные ___3__, различные учреждения и объединения. Социальныеизменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, __4___, отношений. Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. __5___ тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. Распространенным типом считается так же ___5__движение. Третий спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может ___6___ то или иное общество к ранее пройденному состоянию.

Человек, реформа, возвратить, циклический, органы, функций, динамика,деятельность

2. Что лишнее?Прогресс, реформа, революция, эволюция, регресс.

3. Что обобщающее?Прогресс, регресс, стагнация, застой, эволюция, реформа, исторический процесс

Верно ли суждение?

А. Исторический процесс движется только вперед

Б. исторический процесс включает в себя прогресс, регресс и стагнацию

В. Движущие силы исторического процесса – материальные и духовные потребности людей, заложенные природой инстинкты.

Г. Реформа – это изменение всех сфер жизни общества, которое осуществляется насильственным путем.

Д.Революция – это изменение одной сферы общества, например системы образования.

5. Задача.В богатую процветающую страну с севреа вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует:

6. Выполните задания по тексту

Образ революции

Наиболее распространенный образ революции. имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста.

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.

1. Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.

Субъекты исторического процесса

3. Роль личности в истории (раскрываем на трех примерах)

Взгляды на общественное развитие в истории

· Античность – концепция циклического развития

· Средние века – концепция линейного развития

· Современность – концепция развития по спирали

5.Развитие общества по спирали:

· Прогресс (Реформа, революция, эволюция)

Движущие силы


Идеалистические и материалистические представления о движущих силах обществ


Практическая часть.

Вставьте слова в текст

Исторический процесс — это общество в ___1___, т. е. в движении. В любом обществе осуществляется многообразная____2____ людей, выполняют свои задачи государственные ___3__, различные учреждения и объединения. Социальныеизменения — это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, __4___, отношений. Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. __5___ тип объединяет процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определенную протяженность во времени, по истечении которой они прекращают свое существование. Распространенным типом считается так же ___5__движение. Третий спиралевидный тип связан с признанием того, что ход истории может ___6___ то или иное общество к ранее пройденному состоянию.

Человек, реформа, возвратить, циклический, органы, функций, динамика,деятельность

2. Что лишнее?Прогресс, реформа, революция, эволюция, регресс.

3. Что обобщающее?Прогресс, регресс, стагнация, застой, эволюция, реформа, исторический процесс

Верно ли суждение?

А. Исторический процесс движется только вперед

Б. исторический процесс включает в себя прогресс, регресс и стагнацию

В. Движущие силы исторического процесса – материальные и духовные потребности людей, заложенные природой инстинкты.

Г. Реформа – это изменение всех сфер жизни общества, которое осуществляется насильственным путем.

Д.Революция – это изменение одной сферы общества, например системы образования.

5. Задача.В богатую процветающую страну с севреа вторглись племена кочевников, разорив системы орошаемого земледелия, города. На многие десятилетия запустели города и деревни. Данный пример иллюстрирует:

6. Выполните задания по тексту

Образ революции

Наиболее распространенный образ революции. имеет несколько основных составляющих: насилие, новизну и всеобщность перемен. Эти признаки применяются в равной, степени к революционному процессу, к его причинам и следствиям.

Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокой идеологии социального протеста.

Принято считать, что предпосылками революций становятся фундаментальные социальные аномалии или вопиющие проявления несправедливости, соединение борьбы между элитами с более глубокими социальными факторами, подобными классовой борьбе, вовлечение в социальное движение крупных общест-венных групп и их политическая организация.

Результаты революции представляются многосторонними. Во-первых, это насильственное изменение существующего политического режима. Во-вторых, замена неспособной правящей элиты или правящего класса другими.

В-третьих, далеко идущие изменения во всех институциональных сферах, в первую очередь в экономике и классовых отношениях, — изменения, которые направлены на модернизацию большинства аспектов социальной жизни, на экономическое развитие и индустриализацию, централизацию и расширение круга участвующих в политическом процессе. В-четвертых, радикальный разрыв с прошлым. Считаю, в-пятых, что революции осуществляют не только институциональные и организационные преобразования, но и вносят изменения в нравственность и воспитание.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: