Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этика в профессиональной деятельности педагога.

Педагогическая эти

Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма, но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.

Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога. Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме того, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.

Педагогическая этика держится на трех столпах:

- Профессиональный педагогический долг.

Кроме основ педагогической этики, важна роль и профессиональная честь и в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств педагога. Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.

Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям.

Еще одним элементом, входящим в педагогическую этику, является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом.

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступков воспитанников, их отношения к образованию и воспитанию, общественно полезной деятельности.

Справедливость - это нравственное качество педагога и оценка мер его воздействия на воспитанников, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и воспитанников на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться воспитанниками.

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей : осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом.

Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к воспитанникам и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если педагогом в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитанников, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.

При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны;

а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

б) соблюдать правовые нравственные и этические нормы;

в) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;

г) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,

способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;

д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

е) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,

взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих

добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

з) проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям

(законным представителям) и коллегам;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России

и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных

этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добро совестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей,

а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.

Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению

коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по

признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,

социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих

нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и добро желательным.

Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому

стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. презентация подготовлена учителем изобразительного искусства Борисенко Викторией Юрьевной.

Содержимое разработки

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.

Профессионализм и профессиональная компетентность педагога

четыре вида профессиональной компетентности 1.Специальная , или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие спе- циальных знаний, но и умение применить их на практике. 2.Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. 3.Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. 4.Индивидуальная п рофкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

четыре вида профессиональной компетентности

1.Специальная , или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие спе- циальных знаний, но и умение применить их на практике.

2.Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

3.Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4.Индивидуальная п рофкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Компоненты профессиональной компетентности педагога

  • Мотивационно - волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; пред- полагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
  • Функциональный (от лат. function – исполнение) компонент в общем случае прояв- ляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии .
  • Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компе- тентности включает умений ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных дело- вых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.
  • Рефлексивный (от позднелат. Reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собствен- ного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склон- ность к самоанализу . Рефлексивны й компонент является регулятором личностных дости- жений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побу- дителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыс- лотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.

2.ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ

Какими же качествами должен обладать хороший воспитатель?

обязательный комплекс профессионально - значимых качеств :

В. А. Караковский

3.КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ УЧИТЕЛЯ

Основными разделами кодексов профессиональной этики учителя являются следующие :

1. Отношение учителя к своему труду.

2. Отношение учителя к учащемуся.

3. Отношение учителя к ученическому коллективу.

4. Отношение учителя к родителям учащихся.

5. Отношение учителя к своим коллегам.

6. Отношение учителя к педагогическому коллективу.

7. Отношение учителя к самому себе.

8. Отношение учителя к руководителю школы.

9. Отношение учителя к обществу.

10.Отношение руководителя школы к коллективу учителей.

11.Отношение руководителей школы к своей деятельности.

12.Отношение руководителя школы к самому себе.

Если проанализировать многочисленные индивидуальные профессиональные кодексы, которые составлялись педагогами и студентами на протяжении ряда лет, то можно выделить их общие черты и составить сводный универсальный профессиональный кодекс поведения учителя: Учитель обязуется не: о бижать ребенка, п ричинять вред ребенку, о скорблять и кричать на ребенка, т ребовать непосильного от ребенка , у нижать, относиться свысока к своему подопечному, и гнорировать, н е замечать, о тмахиваться от ребенка, с читать ребенка глупым, неисправимым, неспособным, с меяться над недостатками и критиковать неумения воспитанника, п одавлять чувства воспитанника, н е обращать внимания на его настроение, ч итать постоянно нотации и срывать зло на ребенке, п угать и угрожать ребенку, с истематически упрекать в неудачах, н есправедливо наказывать, не разобравшись….

Если проанализировать многочисленные индивидуальные профессиональные кодексы, которые составлялись педагогами и студентами на протяжении ряда лет, то можно выделить их общие черты и составить сводный универсальный профессиональный кодекс поведения учителя:

Учитель в общении с ребенком стремится быть:

4. ИСТОЧНИКИ И ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Задачи нравственного перепрограммирования личности развить способность нравственного выбора на основе эмоциональной оценки: понимание добра и зла по отношению к детям, сформировать потребность взаимопомощи (помощь ребенку), практикодейственная помощь (система тренингов), воспитать привычку – чувство равенства в общении (уважение маленькой растущей личности).

Задачи нравственного перепрограммирования личности

5. ЭТИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

5. ЭТИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


-75%

4 5.Способы разрешения нравственного конфликта Тема 7.Речевой этикет в профессиональной деятельности учителя Понятие культуры речи и ее элементы Этикетные нормы общения. Речевой этикет Пути совершенствования речевого мастерства учителя Формирование культуры речевого общения в классном коллективе.124 Тема 8. Этико - психологические отношения в педагогическом коллективе Общие этические принципы и характер делового общения Особенности общения в педагогическом коллективе: официальные и неофициальные формы общения Конфликты в педагогическом коллективе: нравственно - этический аспект Этика взаимоотношений руководителя образовательного учреждения с педагогическим коллективом..143 Тема 9. Формирование этики педагогического профессионализма Профессионализм и профессиональная компетентность педагога Профессионально значимые качества личности учителя Кодекс профессиональной этики учителя Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма Этические заповеди современного учителя 162 Тема 10. Актуальные вопросы этико - нравственного поведения и воспитания подрастающего поколения Динамика этико-нравственного становления личности в условиях современного общества Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника Коллизии и мотивы нравственного поведения личности 173 Тема 11 Этические проблемы информационного пространства в нравственном становлении личности Ретроспективный анализ влияния средств массовой коммуникации на нравственное становление личности Моральные дилеммы информационного общества и информационная этика Влияние средств массовой коммуникации на этико - нравственное формирование личности..180 Глоссарий..197 Приложения..214 Литература.248

7 Этика средних веков стала непосредственным преемником античной культуры (5-15 в в.). Но во взглядах ученых этой эпохи (Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Фома Аквинский и др.) доминировали христианские догматы, в связи с тотальным господством в обществе религии и церкви. Новая эпоха, которая зарождалась в недрах античности, - эпоха средневековья требовала другого понимания предмета этики: перехода от понимания морали как совокупности добродетелей к ее пониманию как системы объективных надындивидуальных норм. Исторически этот переход казался связанным с религиозным осмыслением морали. Если кратко, в двух словах, выразить суть переворота в этике, связанного с переходом от античности к средневековью, то он состоит в том, что этика стала религиозной. Ее судьба на многие столетия оказалась сопряженной с монотеистической религией - христианством. В первом письменном документе христианства - "Откровение Иоанна Богослова" Иисус Христос появляется как носитель карающей справедливости, беспощадный мститель. Мотив мести встречается и в более поздних произведениях. Так, евангельский Иисус говорит, что он принес на землю не мир, а меч. Злом, которое подлежало безусловному истреблению, было богатство, ("Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут". - Матф. 6, 19) беззаконие, насилие, эксплуатация человека человеком, социальное неравенство (". вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так. ". - Матф. 20, 25), национально-племенная рознь ("Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех. ". - Рим. 10, 12). Словом, все те общественные отношения, которые составляют кровь и плоть классового общества, "сатанинской" Римской империи. В относительно самостоятельную дисциплину этика выделилась в конце VIII века. Причиной этому послужило то, что в реальной жизни мораль не существовала изолированно, ее принципы пронизывали все виды человеческой деятельности. Знание о морали формировалось в результате деятельности не только этиков, но и психологов, педагогов, социологов, историков, литературоведов и в ряде других наук, которые непосредственно касаются изучения человека. (Л.А.Попов). Этическое и оптимистическое становятся господствующими в мировоззрении XVIII века. Считается уже хорошим тоном выражать отвращение ко всему, что хоть в какой-то мере связано с убеждениями, основанными на суеверии. Воля к прогрессу, столь характерная для XVIII столетия, сокрушает, наряду с религиозными, и национальные предрассудки. Передовые умы века зовут к ломке национальных рамок и указывают на человечество как на величину, с которой следует соразмерять идеалы. Наступает эра авторитета целесообразности и нравственности. Осуществляется великий процесс воспитания в человеке гражданина. Одновременно прилагаются усилия к тому, чтобы каждый человек воспитывался в духе, соответствующем его человеческому достоинству и его благу. Начинается борьба с невежеством. Этическая мысль конца I и всего века представляет собой довольно пеструю картину: она рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих позиций. Это глубоко раскрывается в духовных исканиях Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова и др. Вторая половина XIX - начало XX в. стали временем перелома, знаменовавшего собой конец классической и становление новой, современной философии и этики. Это выразилось в изменении подходов к традиционным проблемам. Классическая философия мора-

8 ли базировалась на культе разума, который должен был открыть и сформулировать принципы устройства мира на началах человечности и справедливости. Нравственность мыслилась как выражение истинной сущности человека, его предназначения как разумного существа. Но развитие истории XIX-XX вв., казалось, полностью опровергло эти ожидания. Разум и наука, хотя и подтвердили свое торжество в познании и подчинении сил природы, обнаружили свое бессилие в устройстве человеческой жизни. И требовались какие-то новые пути для реализации этих ожиданий, либо разоблачение их иллюзорности и избавление человечества от напрасных надежд. Существенное влияние на развитие этической мысли в России оказало издание классической и новой зарубежной этической литературы. Только в последние пятнадцать лет XIX в. впервые на русском языке были изданы такие работы, как "Этика" Аристотеля (1884), "Этика" Спинозы (1886), "Критика практического разума" Канта (1897), "Свобода воли и основы морали. Две основные проблемы этики" Шопенгауэра (1886), "Так говорил Заратустра" (1898) и "По ту сторону добра и зла" (1900) Ницше, "Основания этики" Спенсера (1898), "Этика" В. Вундта ( ), "Изложение и критика современных систем морали" (1886), "Будущее морали" (1899) и "Критика новейших систем морали" (1900) А. Фулье, "История и критика современных английских учений о нравственности" Ж.М. Гюйо (1898), "Этика или наука о нравственности" Г. Гефдинга (1898), "Система этики" Ф. Паульсена (1889), "Наука о нравственности" Ф. Кирхнера (1900) и др. Важное значение имел выход двухтомного труда Ф. Йодля "История этики в новой философии" ( ), под ред. и с предисловием B.C. Соловьева, который отмечал, что на русском языке не существовало до сих пор никакой общей истории нравственных учений - причем не только оригинальной, но и переводной. По мнению Соловьева, этот недостаток был тем более чувствителен, что "пробудившийся в русском обществе с сер. 70-х - конца 80-х годов интерес к философии лежал, прежде всего, в области нравственности, а не умозрительных вопросов". Очевидно, что к концу века этическая мысль в России вышла на уровень европейской этической традиции. Об этом свидетельствуют такие признаки, как: 1) всестороннее обоснование метафизических и позитивных начал нравственности; 2) систематизация нравственности в рамках философской и богословской мысли; 3) разработка теоретических основ этики (сущности, специфики, функций морали) в рамках сравнительного исследования права и нравственности; 4) обоснование мировоззренческого потенциала этики, способствующего ее интеграции в социальнополитические программы. К началу XX в. этика была вполне готова стать важным звеном идейной борьбы и политической жизни России, а также существенным фактором, определяющим духовную жизнь общества и его культурный подъем.(гусейнов А.А. История этических учений.) Этика - I века затрагивает жизнь человека во всех сферах: культуре, политике, экологии, педагогике. Изменения в общественной жизни ознаменовались новыми противоречиями и поисками истины человеческого бытия и мироустройства. "Культура и этика"- эта проблема становится в наше время все более актуальной, ибо развитие цивилизации в XX веке уже подошло к такому рубежу, когда лишенная этического начала культура буржуазного общества все более угрожает благополучию и существованию человека на Земле. Необходимо в полной мере оценить ту опасность, которую представляет для будущего человечества так называемая "массовая культура" буржуазного общества, не имеющая прочных нравственных основ, пропитанная идеями насилия, разбоя, культом секса и непрерывно и длительно растлевающая человеческое достоинство многих поколений. С другой стороны, в нравственном развитии человечества совершается величайшей важности шаг: разуверившиеся в капитализме человече-

1. Профессионально значимые качества личности преподавателя.
2. Кодекс профессиональной этики преподавателя.
3. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма.
4. Этические заповеди современного преподавателя.
1. Профессионально значимые качества личности преподавателя Профессия педагога требует от личности не только глубокого знания содержания и методики преподавания учебного предмета, но и наличия ряда профессионально значимых качеств. Сегодня существует достаточно много специальных профессиограмм, в которых определены качества личности, играющие доминирующую роль в профессиональной деятельности педагога. Современные профессиограммы должны включать не только педагогические, психологические, но и нравственно-этические качества личности педагога, что обусловлено массовой практикой педагогических дидактогений среди детской аудитории. Анализ нравственных аспектов педагогической деятельности позволил ряду исследователей [26] выделить основные группы нравственно- педагогических качеств педагога
• нравственный выбор и отношение учителя к своей профессии,
• нравственное отношение учителя к учащимся и к другим участникам педагогического процесса,
• нравственное отношение учителя к социальной среде и общественной жизни. Однако, с нашей точки зрения, более четкую и полную классификацию профессионально-значимых качеств личности педагога приводят те исследователи, кто моральное поведение личности учитывает как главное звено в деятельности педагога. Профессионально значимые качества личности педагога (классификация
В.И. Журавлева [29])
1. Интеллектуальные параметры

- владение устной и письменной речью,
- готовность к самосовершенствованию,
- самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора,
- хорошая память, эрудиция.
2. Мировоззренческая направленность

- желание работать с детьми,
- любовь к профессии,
- честность, твердость,
- наличие профессиональной позиции,


78
- незлопамятность - 11,1%,
- отзывчивость, искренность - 11,1% ,
- умение хорошо объяснять материал - 10,5%,
- эрудиция - 9,9%,
- требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора - 7%,
- терпеливость, спокойствие, вежливость - 5,9%. Ядром всех педагогических качеств, как отмечает В.А. Караковский, служит получение удовлетворения от заботы о других Доброта - яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добро- творчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки заботиться о людях и получать от этой заботы удовольствие. ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Какие профессионально-значимые качества сточки зрения этики общения необходимо проявить педагогу в следующих ситуациях
1. Ученик намазал другому ученику стул клеем Момент. Учащиеся смеялись. Пострадавший ученик плакал.
2. Ученик принес голубя в класс и выпустил вовремя урока. Урок сорван, дети прыгали от возбуждения и ловили голубя.
3. Ученик налил в надувной шар воды. Кинул в классе на уроке. Шар прыгал. Ученики смеялись.
4. Ученик пожаловался классному руководителю, что ему незаслуженно поставили двойку. Забыл дома тетрадь с домашним заданием, но утверждает, что домашнее задание полностью выполнил.
2. Кодекс профессиональной этики преподавателя Проблема создания универсального кодекса нравственного поведения личности решалась на протяжении ряда веков. В общественном сознании нормы поведения формировались стихийно, что требовало создания некой константы, отражающей основные нравственные требования, регулирующие общественные отношения в ту или иную эпоху. Большинство таких кодексов морали оставались долгое время идеальными моделями (ориентирами поведения. К числу нравственных кодексов можно отнести библейские законы Моисея, кодексы некоторых философов-просветителей (Жан Жак Рус- со. Однако создать универсальный моральный кодекс для всех жизненных обстоятельств было нереально. КОДЕКС - законодательный акт, содержащий нормы права, относящиеся к какой-либо одной отрасли права (гражданский, уголовный кодексы. Термин кодекс употребляется также иногда для обозначения вообще какого- либо свода правил поведения. Кодекс профессиональной этики учителя преодолевает в какой-то степени формальность внешних требований, вводя в свое содержание определенные принципы профессионального поведения педагога. Кодекс профессиональной этики учителя содержит систему основных нравственных требований, регулирующих взаимодействие педагога со всеми участниками воспита- тельно-образовательного процесса в школе. Основными разделами кодексов профессиональной этики преподавателя являются следующие [109]: Отношение преподавателя к своему труду. Отношение преподавателя к учащемуся. Отношение преподавателя к ученическому коллективу. Отношение преподавателя к родителям учащихся. Отношение преподавателя к своим коллегам. Отношение преподавателя к педагогическому коллективу. Отношение преподавателя к самому себе. Отношение преподавателя к руководителю учебного заведения. Отношение преподавателя к обществу. Отношение руководителя учебного заведения к коллективу педагогов. Отношение руководителя учебного заведения к своей деятельности. Отношение руководителя учебного заведения к самому себе. Каждый из представленных разделов включает не менее 15 разнообразных норм морального поведения. Данный кодекс является продуктом отвлеченного нравственного сознания, так как не опирается на развитую нравственно-эмоциональную культуру чувств каждого конкретного педагога, поэтому он является идеальной моделью. Для того чтобы кодекс был принят педагогом в качестве личной нормативной программы моральных действий, он должен быть создан лично каждым учителем на основе общих моральных принципов и сформированной нравственно-эмоциональной культуры уже в период вузовской подготовки к будущей педагогической профессии. Именно личностный кодекс профессиональной этики учителя, составленный на основе воспоминаний своего детства и школьных лет, которые являются одновременно и эмоциональными стимуляторами, и моральными регуляторами, критериями поведения учителя по отношению к воспитанникам, позволит будущему педагогу понять нравственный мир ребенка. Если проанализировать многочисленные индивидуальные профессиональные кодексы, которые составлялись педагогами и студентами на протяжении ряда лет, то можно выделить их общие черты и составить сводный универсальный профессиональный кодекс поведения педагога Педагог обязуется не
- обижать ребенка,
- причинять вред ребенку,
- оскорблять ребенка и кричать на него,
- требовать непосильного от ребенка,
- унижать, относиться свысока к своему подопечному,
- игнорировать, замечать ребенка, отмахиваться от него,
- считать ребенка глупым, неисправимым, неспособным,
- смеяться над недостатками и критиковать неумение воспитанника,
- подавлять чувства воспитанника, игнорировать его настроение,
- читать постоянно нотации и срывать зло на ребенке,


80
- пугать ребенка и угрожать ему,
- упрекать в неудачах,
- наказывать, не разобравшись. ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Предложите ряд нравственно-этических норм к разделам Отношение учителя к ученическому коллективу Отношение учителя к родителям учащихся Отношение учителя к самому себе, которые с Вашей точки зрения могли бы войти в кодекс профессиональной этики учителя.
2. Продолжите, по возможности, данный список. Педагог в общении со своим подопечным стремится быть
ƒ уважительным, терпеливыми понимающим,
ƒ заботливым, любящим, милосердным,
ƒ принимающим ребенка таким, каков он есть,
ƒ поддерживающим ребенка в трудную минуту,
ƒ сопереживающим, разделяющим настроение ребенка,
ƒ относящимся к ребенку как к равному (растущей личности,
ƒ тактичным, уважительно выслушивающим все бредовые идеи ребенка,
ƒ прощающим ошибки и неудачи ребенка,
ƒ умеющим шутить и улыбаться,
ƒ старающимся не использовать наказание как метод воспитания,
ƒ поддерживать самые скромные успехи детей,
ƒ понимающим детские интересы, помнящим свое детство.
3. Источники и программы формирования этики педагогического профессионализма Проблему воспитания педагога, который должен обладать высоким уровнем нравственно-этической культуры, невозможно разрешить только с помощью теоретических курсов по общей педагогике и практических курсов по педагогическому мастерству и педагогической технике, так как задача нравственной переориентации личности будущего учителя данными учебными дисциплинами не решается. А профессиональная подготовка будущих учителей как рази приходится на возраст сложившихся каких-либо моральных норм, правил, стереотипов, которые ломать уже достаточно сложно, но порой необходимо, если они не отвечают требованиям нравственно-этической подготовки современного педагога. Решить задачу нравственной переориентации будущих учителей на уровне сознательного понимания и постижения внутреннего мира воспитанника можно на основе методик, активизирующих возможности неосознаваемого канала восприятия (память, эмоциональные чувства и переживания, реакции на восприятие окружающей действительности в детстве ив школьные годы. Педагогическая этика способствует формированию положительных нравственных чувству будущего учителя по отношению к воспитаннику. Воспитательный принцип опоры на положительное диктует необходимость подбора таких методик, где бы студент почувствовал свои положительные качества. Однако период четкого определения и сознательного усвоения нравственных категорий относится к детскому возрасту, поэтому необходимо активизировать механизмы подсознательной памяти в процессе практических занятий. Задачи нравственного перепрограммирования личности [109]:
- развить способность нравственного выбора на основе эмоциональной оценки понимание добра и зла по отношению к детям,
- сформировать потребность взаимопомощи (помощь ребенку, практико- действенная помощь (система тренингов,
- воспитать привычку к чувству равенства в общении (уважение маленькой растущей личности. Возрастное развитие ребенка - это история его переживаний. Постичь мир детства возможно, лишь как бы заново прожив некоторые моменты своей жизни. Это один из ключей понимания внутренних переживаний растущей личности. Вырастая, мы часто забываем мир детских грез и фантазий, мир радости и горя, страха, отчаяния и победы. Став взрослыми, мы часто боимся признаться в душе, что нас тоже в детстве мучили сомнения, что мы также шалили и были неоднократно наказаны. Номы взрослые, педагоги и родители, порой реагируем на поведение ребенка с позиции строгой категоричности, требуя четкого и беспрекословного выполнения всех наших требований, не пытаясь понять ребенка и разделить с ним радость или поддержать его в моменты неудач, неуспеха, горькой обиды. ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ Ниже приведен ряд впечатлений студентов о своих школьных годах. Попытайтесь проникнуть в мир их детских переживаний, прокомментируйте поведение и реакцию учителя в сложившихся ситуациях. Попробуйте поставить себя на место ребенка этого возраста, как бы Вы отреагировали в подобной ситуации можно ли действиями поведению учителя найти оправдание Вспомните подобные случаи из своей школьной жизни. Эта история произошла со мной, когда я учился в 9 классе. Моя семья вынуждена была эмигрировать из Казахстана в г. Кемерово, где я пошел учиться в одну из школ этого города. Когда я учился в Казахстане, то моим любимым школьным предметом была история. Ноя изучал непросто историю вообще, а историю Казахстана по углубленной программе. В новой школе я стал изучать историю СССР. В данном курсе был небольшой раздел, посвященный истории Казахстана. На одном из уроков я попросился отвечать и подробно рассказал то, чего в учебнике по истории СССР не было. В течение двадцати минут я рассказывал, кто такие Амангельды Алиев, Ыбарай

Ылтын-сарин; Гокаи Валейханов, в чем их заслуга перед казахстанской землей, какой вклад они внесли в развитие культуры казахского народа. Реакция учителя намой рассказ для меня была неожиданной. Она грубо прервала меня, сказав, что слишком умничаю, что теперь я живу не в Казахстане и нечего бравировать своими познаниями перед одноклассниками, достаточно

того, что рассказывала нам она. После чего поставила мне тройку. Я был подавлен, унижен и с тех пор историю разлюбил.
Этот случай произошел со мной в 10 классе. Было время летних экзаменов. Я очень добросовестно готовилась к экзаменам, но боялась, что в голове у меня все перепутается. Чтобы этого не случилось, я написала большое количество шпаргалок и спрятала их под юбку. Когда я вошла в класс, то мне досталась первая парта, прямо перед столом экзаменаторов. Я взяла билет и села готовиться, ответ на вопрос я знала хорошо, волнение улеглось. Случайно вовремя подготовки к ответу я неловко повернулась, и все мои шпаргалки разлетелись. Я обмерла от страха, что меня сейчас выгонят. Прошло несколько секунд, я с удивлением обнаружила, что учителя сделали вид, что ничего не произошло. Я хорошо ответила на вопросы билета и получила отлично. Когда я собралась выходить из класса, то меня деликатно попросили собрать мусор. Радость от хорошей оценки, чувство стыда за шпаргалки, благодарность педагогам за их молчаливое прощение моего проступка перемешалось у меня в голове
4. Этические заповеди современного преподавателя Педагогический процесс основывается на наших взаимоотношениях с детьми. Именно эти взаимоотношения придают каждому педагогическому движению неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не постигнуть тайн детской души. Ниже приведены этические заповеди современного учителя, которыми необходимо руководствоваться в процессе общения. Безусловно, недостаточно знать их и механически реализовывать. Это не догма, а руководство к действию, которое поможет вам наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор человеческий сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников боль, радость, горе, печаль и т. п,
ƒ умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,
ƒ педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника, в том числе и своего ученика,
ƒ терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,
ƒ умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
ƒ умение не демонстрировать своей неприязни к одним учениками не проявлять чрезмерной симпатии к другим,


83
ƒ умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали,
ƒ стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
ƒ поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
ƒ не выставлять своих заслуги не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
ƒ нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
ƒ никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,
ƒ если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие профессионально-значимые качества личности преподавателя считаются наиболее важными сточки зрения его этико-нравственного становления Охарактеризуйте эти качества с позиции педагогов-гуманистов ив рамках современной эпохи.
2. Дайте определение понятия кодекс. Перечислите основные положения универсального кодекса профессиональной этики преподавателя
3. В чем основа нравственной переориентации личности будущего преподавателя. Какие этические заповеди профессионального общения высчитаете обходимым использовать в своей практической работе ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Познакомьтесь с Заповедями педагогического общения В.А. Кан-
Калика (см Тренинг профессионально-педагогического общения Методические рекомендации. МС. Выпишите те из них, которые, на наш взгляд, можно было бы включить в Этические заповеди современного учителя. Аргументируйте свое решение.
2. Проанализируйте ряд педагогических задач (составленных на основе реальных воспоминаний детства студентов педагогического института, приведенных в учебнике Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М, 1997. Ч. 2. Гл. 2. С. 470-483. Задачи № 1, 3, 6, 7, 17. Пополните банк задач. ЛИТЕРАТУРА
21, 26, 29, 36, 37, 47, 51, 53, 60, 67, 77, 105, 106, 107, 109

Читайте также: