Нато результаты деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя первоначально 12 европейских и североамериканских государств. В начале девяностых годов ряд восточноевропейских стран выразили намерение стать ее членами. В марте 1999 в НАТО вступили Венгрия, Польша и Чехия. На пражском саммите Североатлантического союза в ноябре 2002 еще семь стран (Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония) получили приглашение начать переговоры о вступлении в НАТО. В марте 2004 они официально вступили в Североатлантический союз.

По состоянию на 2010 в НАТО вошли следующие страны:
Албания 2009
Бельгия 1949
Болгария 2004
Великобритания 1949
Венгрия 1999
Германия 1955
Дания 1949
Испания 1982
Исландия 1949
Италия 1949
Канада 1949
Латвия 2004
Литва 2004
Люксембург 1949
Нидерланды 1949
Норвегия 1949
Польша 1999
Португалия 1949
Румыния 2004
Словакия 2004
Словения 2004
США 1949
Турция 1952
Франция 2009
Хорватия 2009
Чехия 1999
Эстония 2004

Греция – вступила в 1952, вышла в 1974, сохранив представительство в ряде органов НАТО.
Франция – вступила в 1949, вышла из военной организации НАТО в 1966, но продолжала принимать участие в деятельности его политических органов. В 2009 снова вступила в НАТО.

Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

 ИТАР-ТАСС ШТАБ-КВАРТИРА НАТО в Брюсселе. Бельгия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Североатлантический договор

Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г.

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждутся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО НА УРОВНЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ В ЛИССАБОНЕ 20 НОЯБРЯ 2010 ГОДА

Мы, главы государств и правительств стран-членов Совета Россия-НАТО на встрече сегодня в Лиссабоне заявили, что мы начали новый этап сотрудничества, ведущий к подлинному стратегическому партнерству.

Государства-члены СРН привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров, с тем чтобы реализовать огромный потенциал Совета Россия-НАТО, через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов. Мы подчеркиваем, что Совет Россия-НАТО является форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения. Мы твердо намерены в полной мере задействовать механизм СРН для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе. Все мы согласны с тем, что во благо государств-членов СРН - дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евроатлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов. Мы решительно поддерживаем восстановление жизнеспособности и модернизацию режима контроля над обычными вооружениями в Европе и готовы продолжить диалог по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, представляющим интерес для СРН. Мы приветствуем заключение нового Договора о СНВ и рассчитываем на его скорейшую ратификацию и вступление в силу. Государства-члены СРН преисполнены решимости добиваться укрепления мира для всех и создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Сегодня мы одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности 21 века, над которым начали работать год назад. У нас важные общие интересы, и мы сталкиваемся с общими вызовами. На этой основе мы определили конкретные мероприятия практического сотрудничества.
Мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области. СРН также возобновит сотрудничество по ПРО ТВД. Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран-членов СРН в июне 2011 года.

Мы подчеркнули важность международных усилий в поддержку правительства Афганистана и по укреплению мира и стабильности в регионе. В этом контексте особую ценность имеют обновленные договоренности по дальнейшему облегчению железнодорожного транзита нелетальных грузов МССБ через российскую территорию. Основываясь на успехе работы проекта СРН по подготовке антинаркотических кадров, мы приветствуем включение Пакистана в качестве страны-участницы проекта наряду с Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Мы также договорились о расширении проекта для того, чтобы обеспечить дальнейшее прямое содействие укреплению профильных государственных структур в тесном взаимодействии с правительствами, направляющими сотрудников на обучение. Помимо этого, для содействия более эффективному использованию вертолетного парка военно-воздушными силами Афганистана мы также дали поручение о создании в 2011 г. целевого фонда СРН для обеспечения технического обслуживания вертолетов.

Поскольку пиратство и вооруженный разбой на море по-прежнему представляют значительную и возрастающую угрозу безопасности морского судоходства, государства-члены СРН расширят существующее сотрудничество на тактическом уровне, в том числе путем проведения совместной подготовки и учений.

Улучшение наших отношений будет помогать решению вопросов, по которым наши взгляды расходятся. Основываясь на нашей общей повестке дня сотрудничества, мы, главы государств и правительств стран-членов СРН, договорились о дальнейшем расширении и углублении диалога и практического сотрудничества между Россией и НАТО, а также наращивании партнерства Россия– НАТО, которое укрепляет безопасность для всех на евроатлантическом пространстве и за его пределами.

1. Проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ (СТАНДЕКС)
2. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП)

Анализ основных причин создания НАТО, особенности деятельности в современный период. НАТО как уникальная организация, гарант безопасности для государств, являющихся его членами, характеристика задач: защита от агрессии, предотвращение конфликтов.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 03.03.2013
Размер файла 31,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

государство безопасность гарант

Темой данной работы является история создания, развитие и деятельность НАТО в современный период.

Актуальность данной темы заключается в том, что до сих пор, различные аспекты деятельности НАТО так или иначе затрагиваются в отечественных и зарубежных исследованиях, и в том, что данная тема в настоящее время вызывает большой интерес о перспективах дальнейшего развития взаимоотношений России и НАТО.

Цель работы: изучить деятельность и развитие НАТО.

Ш Изучить историю создания НАТО;

Ш Изучить цели и задачи НАТО;

Ш Изучит развитие НАТО после окончания Холодной войны;

Ш Изучит деятельность НАТО на настоящий день.

Объект исследования - деятельность и развитие НАТО

Предмет исследования - процесс поиска альянсом своего места в новых политических реалиях и функционирование механизма альянса на сегодняшний день.

Вступление

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической, так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО).

1.Создание НАТО

НАТО было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19.

Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими странами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор).

Также НАТО работает в направлении включения в свой состав бывших стран-участников Варшавского договора и стран СНГ. С каждым годом организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из своих баз и диктовать свои условия, а также скупать российское сырье по заниженным ценам.

НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Этот блок, в основном в лице США, не имеет в мире достаточно сильного политического и военного противовеса и, следовательно, практически не ограничены в своих действиях. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Что ясно видно на примере военного конфликта на Балканах, в котором США проводили политику односторонней поддержки Хорватов и истребления сербов, как в будущем потенциальных союзников России. В будущем возможно противовесом НАТО в международных отношениях станет активно развивающаяся сейчас Япония в блоке с соседними странами (например, Китай, Корея . ) и вполне возможно, что Россия вступит в этот новый антинатовский блок и потерянный паритет будет восстановлен.

2. Цели и задачи НАТО

Главная цель НАТО - гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

~ выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

~ служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

~ осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств-членов НАТО;

~ способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

~ содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

3. Развитие НАТО

4. Деятельность НАТО в современный период, цели и задачи НАТО на сегодняшний день

В настоящий момент активность структур НАТО разделена на "военную" и "невоенную" составляющие. К "невоенной" относится: сотрудничество в области экономики, обеспечения безопасности энергетики и окружающей среды, образования, обеспечения занятости. На исходе XX и в начале XXI вв. войска НАТО приняли участие в следующих конфликтах: в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака в 1991 г. (под эгидой ООН), войнах на территории бывшей Югославии: Боснии и Герцеговине (1995-2004), Сербии (1999), Македонии (2001-2003), в Афганистане (2001-по н.в.), Ираке (2003-по н. в.), во время миротворческой операции в Судане (2005-по н.в.). Самыми масштабными из них оказались обе операции в Ираке, война против движения Талибан в Афганистане и в Сербии. Активность НАТО в конце XX-начале XXI вв. крайне неоднозначна. Противоборство с Сербией роковым образом сказалось на отношениях НАТО и России. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман. В результате военных действий погибло около 500 мирных граждан. Если первая война в Ираке вызвала в принципе поддержку у мирового сообщества, то вторая война была и остается крайне не популярной как в США, так и в мире. США прямо обвинили в захвате нефтяного потенциала Ирака, к тому же причины войны оказались во многом надуманными. В ходе второй войны в Ираке погибло более 1 млн. иракцев, менее 5 тыс. военнослужащих коалиции - это огромные потери в современной истории. Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии и операция в Дарфуре (Судан) относятся к т.н. "мерам по сохранению мира". Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что НАТО-это уникальная организация, которая делает все возможное для обеспечения безопасности и стабильности в сферах своего влияния и выступает гарантом безопасности для государств, которые являются его членами.

Важной задачей для НАТО оставаться всестороннее углубление партнерства и сотрудничества с Россией.

И наконец, принятие Украины в НАТО будет иметь большое значение для НАТО в контексте установления контроля за безопасностью в Восточной Европе, потому что Украина занимает очень важную геополитическую позицию.

Штаб-квартира НАТО в Брюсселе REUTERS/Christian Hartmann

ТАСС-ДОСЬЕ. 70 лет назад, 4 апреля 1949 года, была основана Организация Североатлантического договора, НАТО. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории создания блока, его структуре и деятельности.

Предпосылки

Организация стран-участниц Североатлантического договора (НАТО; The North Atlantic Treaty Organization, NATO) появилась в самом начале холодной войны. В марте 1947 года президент США Гарри Трумэн провозгласил доктрину сдерживания СССР. В марте 1948 года главы МИД Бельгии, Великобритании, Нидерландов и Франции подписали Брюссельский договор, предусматривающий коллективную оборону, в июле начались переговоры западноевропейских стран с США и Канадой о создании военного альянса.

Североатлантический договор

4 апреля 1949 года в Вашингтоне главы МИД 12 государств (Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции) подписали Североатлантический договор (депозитарий - США) для "укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе". Согласно статье 5 документа, нападение на одно из участников соглашения рассматривается как агрессия против всех стран, подписавших его.

Структура

Высший орган альянса - Совет НАТО (Североатлантический совет), состоящий из постоянных представителей государств-членов. Он обладает реальной властью и правом принятия решений по основным вопросам деятельности организации (его полномочия определены в Североатлантическом договоре; другие руководящие структуры в документе не фигурируют). Совет НАТО не реже двух раз в год проводит заседания на уровне глав МИД и на уровне министров обороны. Решения, касающиеся основополагающих документов и приема в альянс новых членов, принимаются на встречах на высшем уровне (саммиты не имеют определенной периодичности).

В марте 1952 года был введен пост генерального секретаря. Это главное должностное лицо альянса (возглавляет Совет НАТО и ряд других органов). Первым руководителем НАТО стал британец Гастингс Лайонел Исмей (до 1957 года), ему принадлежит известная фраза о целях блока: "Не допускать СССР в Европу, обеспечивать в ней американское присутствие и сдерживать Германию. С 1 октября 2014 года этот пост занимает Йенс Столтенберг (Норвегия; до 30 сентября 2022 года).

Поскольку НАТО - военно-политический блок, организационно он состоит из двух структур управления - гражданской и военной. В первую входят постоянные представители стран-членов; Международный секретариат; Группа ядерного планирования. Во вторую - военные представители; Военный комитет; Международный военный штаб; Стратегическое командование по операциям, Командование по трансформации объединенных вооруженных сил и ряд других командований. Объединенные вооруженные силы НАТО включают контингенты вооруженных сил, предоставляемые странами блока (согласно стандартам НАТО страны-члены должны выделять не менее 2% от ВВП на свои военные расходы, однако это требование выполняется не всеми).

Также имеется множество управлений, комитетов и агентств по различным вопросам.

Все решения в блоке принимаются консенсусом.

Бюджет формируется из взносов стран-членов (в 2019 году гражданская часть - €237 млн, военная - €1,4 млрд).

Штаб-квартира с 1967 года располагается в Брюсселе (в 1949-1952 годах - в Лондоне, в 1952-1967 годах - в Париже). В мае 2017 года было открыто новое здание (площадь - 41 га, офисные помещения - 245 тыс. кв. м, стоимость превысила $1 млрд).

Официальные языки - английский и французский.

Членство

Состав НАТО менялся: в 1952 году к договору присоединились Греция и Турция, в 1955 году - ФРГ, в 1982 году - Испания (участие в военных структурах альянса приостанавливали Франция в 1966-2009 годах и Греция - в 1974-1980 годах).

После распада СССР альянс стал создавать различные механизмы консультаций с бывшими странами Варшавского договора, начал проводить политику "открытых дверей". В 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2009 году Албания и Хорватия, а в 2017 году - Черногория. В настоящее время НАТО объединяет 29 стран. В феврале 2019 года подписан протокол о присоединении к организации Македонии. Стать членами альянса намерены также Босния и Герцеговина, Грузия и Украина.

Деятельность

Впервые силы НАТО приняли участие в боевых действиях в 1992-1995 годах в Боснии и Герцеговине, где они осуществляли воздушное и морское патрулирование, а также обеспечивали режим "бесполетной зоны". Крупнейшие военные операции НАТО - "Союзническая сила" против Югославии в 1999 году и "Объединенный защитник" в Ливии в 2011 году.

С 1999 года НАТО возглавляет Международные силы безопасности в Косово (КФОР), в 2001-2016 годах проводила операцию "Активные усилия" в Средиземном море по пресечению незаконного оборота оружия и материалов, предназначенных для создания оружия массового уничтожения (ОМУ). В ноябре 2016 года ее сменила операция "Си гардиан" в Средиземном и Эгейском морях (предотвращение незаконной миграции, противодействие терроризму и распространению ОМУ, защита жизненно важных объектов инфраструктуры).

В 2003-2014 годах альянс руководил Международными силами безопасности в Афганистане (ИСАФ). В 2015 году НАТО развернула в Афганистане небоевую миссию "Решительная поддержка", цель которой - обучение и повышение профессионализма сотрудников служб безопасности страны, полиции и армии. В 2018 году количество военнослужащих увеличено с 13 тыс. до 16 тыс. (примерно половину этих сил предоставляют США; всего 39 государств-членов и государств - партнеров НАТО). Миссия рассчитана до 2024 года.

В 2005-2011 годах действовала миссия в Ираке по подготовке кадров для иракских силовых структур. В 2016 году альянс начал учебную подготовку иракских военнослужащих в учебном центре в Иордании, с 2017 года подготовка осуществляется и в Ираке.

В декабре 2016 года была закончена почти 10-летняя операция по противодействию пиратству у берегов Африканского Рога "Океанский щит".

В 2016 году было принято решение о поддержке борьбы с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ; запрещена в РФ) в Сирии и Ираке. НАТО, не принимая участия в боевых действиях, предоставляет созданной в 2014 году международной коалиции, возглавляемой США, разведывательные самолеты, оснащенные системой AWACS.

В последние годы повышенное внимание альянс уделяет вопросам безопасности, главным образом, в связи событиями на Украине. Согласно решениям саммита в Уэльсе в 2014 году была создана передовая группа повышенной готовности (Силы сверхбыстрого реагирования) для "сдерживания угроз на восточном рубеже" (способна к размещению в любой точке мира в течение 48 часов). Кроме того, в шести восточноевропейских странах-членах были учреждены штабы, которые должны обеспечить быстрое развертывание сил альянса. На саммите в 2016 года была достигнута договоренность о размещении четырех батальонов в Польше, Латвии, Литве и Эстонии (полностью батальоны были укомплектованы в июне 2017 года, общая численность военнослужащих превысила 4,5 тыс.). На саммите в Брюсселе в июле 2018 года была одобрена инициатива, направленная на повышение боеспособности Сил реагирования "Четыре по 30", предполагающая, что к 2020 году. Силы будут располагать дополнительно 30 батальонами, 30 авиаэскдрильями и 30 военными кораблями, готовыми к развертыванию за 30 дней.

Отношения между НАТО и Россией

Отношения между Россией и НАТО были установлены в начале 1990-х годов. В 1994 году прошли первые совместные учения ("Помор" в Баренцевом море). В мае 1997 года Россия и НАТО заключили Основополагающий акт, в котором подтвердили, что "не рассматривают друг друга как противников" и создают "механизм для консультаций, координации и совместных действий". В 2002 году была подписана Римская декларация, в соответствии с которой в качестве основного органа, курирующего двусторонние отношения, действует Совет Россия - НАТО (СРН).

До 2014 года наиболее активно РФ и НАТО взаимодействовали в области борьбы с распространением наркотиков, терроризмом и пиратством. В апреле 2014 года из-за событий на Украине НАТО заморозила практическое сотрудничество с нашей страной. Заседания СРН (на уровне постоянных представителей) продолжаются, однако они проходят нерегулярно, никаких важных решений на них не принимается.

Ранее стороны дважды замораживали отношения: в марте 1999 года по решению РФ после военной операции НАТО против Югославии (восстановлены в феврале 2000 года) и в августе 2008 года по инициативе блока в связи с негативной оценкой действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта (было заморожено военное сотрудничество, возобновлено в декабре 2009 года).

Военно-политический блок НАТО был создан в США с целью обеспечения безопасности в европейском регионе и защите стран-участниц от агрессии СССР. В состав блока первоначально вошли 9 стран Западной Европы, остров Исландия, Соединённые Штаты и Канада. На трансатлантическом форуме обсуждаются жизненно важные вопросы и решаются проблемы, связанные с военной угрозой.

Нато штаб квартира

Историческая справка

После завершения самой страшной войны за всю историю человечества, бо́льшая часть стран мира, включая всю Европу, находилась в состоянии морального и экономического кризиса. Ужасные события нескольких последних десятилетий серьёзно напугали людей. И это вполне обоснованно. Ведь за довольно короткий промежуток времени (меньше 40 лет) произошло два глобальных конфликта. Мировые войны привели к колоссальным разрушениям и унесли несметное количество человеческих жизней.

НАТО история

Кровавые события послужили страшным уроком для мирового сообщества. Для того чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем и обеспечить безопасность, возникла необходимость в объединении совместных военных сил. Несмотря на уничтожение фашизма, угроза появления нового агрессора была вполне реальна.

Мощным толчком для основания военной организации, объединяющей оборонительную мощь мировых стран-лидеров, стала неоднозначная политика СССР. Бывший союзник в борьбе с нацистами, вёл себя весьма агрессивно и создавал серьёзную угрозу для мира.

В итоге 4 апреля 1949 года в столице Соединённых Штатов — городе Вашингтоне происходит образование военно-политического блока НАТО. Расшифровка слова NATO — North Atlantic Treaty Organization. На русском аббревиатуру можно расшифровать как Организация Североатлантического договора. В альянс вошли страны Европы и Северной Америки, всего 12 государств. Принцип пакта заключался в том, что каждый член, входящий в союз, брал на себя определённые обязательства по обеспечению безопасности и поддержке других участников.

Нато образование

С тех пор в Североатлантическом военном блоке произошло немало изменений. Он расширялся и накапливал мощь. Одни участники добавлялись, а другие выходили из союза. Даже СССР в 1954 году подал заявку на вступление в НАТО, что стало довольно неожиданной новостью. Естественно, она была отклонена по многим причина, в частности, из-за того, что советское государство являлось потенциальным противником.

Во времена холодной войны, продолжалось дальнейшее расширение и развитие альянса. Первые военные действия с участием войск стран НАТО произошли в Ираке. Затем была война в Югославии, конфликты в Боснии и Герцеговине, Македонии, а также в Афганистане.

Цели и органы управления

Первоначальная цель НАТО заключалась в упрочнении стабильности, и обеспечении безопасности Североатлантического региона. Усилия всех участников альянса были направлены на сохранение мирной обстановки и повышение благосостояния в государствах, состоящих в альянсе.

Нато расшифровка

Если говорить кратко, то необходимость создания военно-политического блока возникла в связи с потенциальной советской угрозой, как противовес. Первый генеральный секретарь НАТО Исмей Гастингс сказал, что русских следует держать как можно дальше от американцев.

После окончания холодной войны и распада СССР необходимость в сдерживании советской угрозы отпала. На 2010 г. основными тезисами НАТО стали:

Нато

  1. Коллективная оборона.
  2. Регулирование кризисных ситуаций.
  3. Обеспечение безопасности на основе сотрудничества.

Военное вторжение в любую страну-участницу НАТО расценивается как нападение на весь блок. Основополагающим фактором при постановке задач является отсутствие агрессивных мотивов и захватнических амбиций. Устав организации запрещает проявление военной экспансии. Применение силы разрешено только для обеспечения безопасности.

Начиная с 2015 года Североатлантический альянс возвращается к своей первоначальной задаче. Отличие лишь в том, что вместо Советского Союза, как основной потенциальный противник и угроза безопасности рассматривается Россия. Сдерживание агрессии РФ было признано официальной целью НАТО на саммите, прошедшем в июле 2016 года.

Верховный орган управления блоком — Североатлантический совет, или, сокращённо, САС. Он руководит всеми комитетами, а также уполномочен создавать любые дополнительные органы власти, если в них возникнет необходимость. Главная штаб-квартира НАТО находится в бельгийском городе Брюсселе.

Нато что это

Существует ошибочное мнение, что Североатлантическим блоком управляют непосредственно Соединённые Штаты. На самом деле все участники альянса равны, а важные решения принимаются путём всеобщего голосования. Несмотря на то что Америка — это самый сильный член союза и лидер по финансированию, это не даёт ей права безграничной власти.

Страны-участницы альянса

Список государств — членов НАТО:

Нато союзники

Нато кто входит

  1. Первоначальными членами союза в 1949 г. стали: США, Великобритания, Италия, Норвегия, Исландия, Дания, Канада, Франция, Португалия, Нидерланды, Люксембург и Бельгия.
  2. В 1952 г. в блок вступила Греция и располагающаяся на Ближнем Востоке, Турция.
  3. Германия смогла войти в состав альянса только в 1955 г.
  4. Испания становится страной участницей в 1982 г.
  5. В конце второго тысячелетия (1999) — Венгрия, Польша и Чехия.
  6. Заметное расширение географической карты НАТО произошло в 2004 году. Список участников пополнился семью странами Восточной Европы и Прибалтики: Словения Болгария, Словакия, Румыния, а также Латвия, Эстония и Литва.
  7. Албания и Хорватия подключились в 2009 г.
  8. Самая юная участница — это Черногория. Дата вступления — 5 июня 2017 г.

Единственное государство, вышедшее из НАТО за длительный период существования блока — это Франция. Покинув альянс в 1966-м, она вернулась лишь 43 года спустя.

Вооружённые силы

Силы НАТО не являются армией в привычном понимании. У них нет определённой дислокации. Каждая конкретная страна-участница, в зависимости от необходимости, обязана предоставить блоку требуемое количество профессионально обученных солдат, вооружение и военную технику. Таким образом, удаётся быстро мобилизовать все необходимые силы для решения конкретной задачи.

Нато вооружение

Вооружённые структуры альянса делятся на 2 категории:

  • объединённые (ОВС);
  • находящиеся в подчинении своей страны.

Численность военнослужащих на 2010 г. составляла около 3,2 млн человек. Из них 1.3 млн — это солдаты США. Роль Америки в Североатлантическом блоке огромна. Так, в 2016 году страна потратила 664 млрд бюджетных долларов на военные расходы НАТО.

Нато члены страны

В сентябре 2014 года произошла встреча лидеров государств, участвующих в НАТО. На ней рассматривалось создание специальной оперативной группы, обладающей повышенной готовностью. Это воинское подразделение, состоящее из 4 тыс. солдат необходимо для быстрой реакции на агрессивные действия России, направленные против любой страны-участницы альянса. Центральная база и командование силами быстрого реагирования находится в Великобритании. В случае необходимости группа быстро перебрасывается к границам РФ.

Украина и блок НАТО

Украинские отношения с альянсом в настоящее время остаются довольно сложными. Начиная с 1992 года прошло немало встреч, целью которых было взаимное сотрудничество и сближение. Однако, украинские граждане относились к НАТО с явным недоверием. Виной тому недалёкое советское прошлое. Бо́льшая часть населения страны считала вступление в военный блок нежелательным. Всё изменилось после аннексии Крыма и конфликта в Донбассе.

Нато и украина

С тех пор мнение населения радикально поменялось. Вступление в НАТО стало приоритетом. Правительство Украины официально заявило, что страна больше не будет придерживаться внеблокового статуса. Курс на евроинтеграцию поддерживает преобладающая часть граждан. Таким образом, действия РФ значительно поспособствовали возможному приближению Североатлантического альянса к российским границам.

После того как СССР прекратил своё существование, блок НАТО лишился главной угрозы, для борьбы с которой и был создан, начался процесс застоя и спокойствия. Финансирование постепенно уменьшалось, а численность войск снижалась. Но в последние годы возникли новые угрозы. Действия исламских террористов и агрессивная политика Кремля вдохнули в альянс новые силы. Он вновь стал необходим. Появились новые претенденты на членство в блоке, а финансовые вливания заметно усилились.

Читайте также: