Источник как феномен культуры и реальный объект познания кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наука – достоверное и систематизированное знание о действительности. Наука очень серьезно относится к своему объекту, считается что он познаваем научными средствами если существует, как явление имеющие определенные свойства:

1. Доступность наблюдению;

2. Стабильность, которая дает возможность многократного обращения;

3. Независимость от исследователя, т.е. процедура исследования не влияет на эти свойства.

Науки о человечестве располагают объектом отвечающим условием научности познания. Этот объект доступен для наблюдения, стабилен и суверенен (отделен от познающего субъекта).

Источниковедение изучает не просто исторический источник, оно изучает систему отношений (человек-произведение-человек). Эта триада выражает общечеловеческий феномен т.е. один человек общается с другим не посредственно, а опосредованно с помощью произведения созданного другим человеком и отражающим его личность.

Произведения создаваемые людьми в процессе целенаправленной творческой деятельности, намеренно облекаются ими в реализованную овеществленную материальную форму в которой эти произведения могут свободно функционировать в той или иной социокультурной среде. Эти произведения (или их сохранившееся фрагменты) вполне могут фиксировать заложенную в них информацию о людях создавших эти произведения, а так же в определенной степени не зависимо от намерений автора о том историческом времени и месте (хронотип) в котором возникновение этих произведений и их последующее функционирование оказались возможными. В отличии от мгновенного сейчас и здесь, т.е. непосредственного наблюдения, обращение к источникам делает общение независимым, как от времени, так и от места действия. Созданное человеком произведение дает информацию об его творце, всякий раз, когда возникает необходимость. Таким образом через посредства созданного произведения, человек дает знать о себе другим людям. Теория метод и исследовательская практика работы с источниками составляет единое целое, поэтому рассматриваются основные теоритические положения и методы их применения к конкретному материалу источников в трех взаимосвязанных направления:

В связи с теми условиями в которых эти теоритические представления формировались и развивались;

В системе метода источниковедческого анализа и синтеза;

Методы источниковедения в их применении к источникам Российской истории

В данном контексте общие принципы источниковедческого подхода рассматриваются на основе видовой классификации источников, это дает возможность выявить как общие, так и особенное в теории и исследовательской практике источниковедения.

Лекция 14.09.2012 г.

Метод источниковедения. Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез.

Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения обстоятельств, возникновения имеют общее свойство формы и содержания. Это создает возможность единого научного подхода к ним, а именно разработке методов источниковедческого анализа и их воссоздания, как феномена культуры, т.е. источниковедческого синтеза. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обобщаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

Метод источниковедения имеет целью:

Установить информационные возможности источника (или ряда однородных источников) для получения практических и фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна этих данных)

Аргументированно оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения.

Стремление опирается на достоверные свидетельства источников, для воссоздания реальности прошло было присуще историкам уже издавна, оно послужило импульсом для формирования методов так называемой исторической критики, т.е. системы приемов проверки подлинности и установления достоверности исторических источников. По мере развития исторической мысли становилось более очевидным, что каждое отдельное высказывание или свидетельство источника должно быть поставлено в определенную зависимость от общего замысла произведения от обстоятельств создания источника, от знания условий, в которых автор жил и творил. Иначе говоря, вопросы критики источников не могут быть рассмотрены без исследования вопросов интерпретации смысла произведения в его целом.



В 1960-е гг. среди теоретических дискуссий наиболее крупной был научный спор об определении предмета и задачах источниковедения. Отмечалась множественность дефиниций: в одних случаях источниковедение характеризовалось как совокупность вспомогательных дисциплин, в других – как одна из них.

Одно из определений предмета источниковедения, вошедшее в учебную и научную литературу середины 1980-х гг., предложил советский историк М.А. Варшавчик:

Источниковедение есть специальная отрасль научных исторических знаний, наука об исторических источниках, теории и практики их использования в исторических исследованиях. Источниковедение органически входит в систему исторической науки.


Позже, рассматривая различия в труде историка и источниковеда, А. И. Уваров и О. М. Медушевская отметили, что историк создает источниковедческую модель источника, выделяя из источника те сведения, которые непосредственно связаны с темой его исследования, но за пределами внимания историка остается содержание, которое может быть значительным для изучения другого вопроса.

Суть нового взгляда на дисциплину заключается в том, что исторический источник рассматривается единым объектом различных гуманитарных наук при разнообразии предметов их изучения. В связи с этим благодаря источниковедению создается основа для интеграции наук и междисциплинарных исследований. Таким образом, подчеркивается междисциплинарный характер источниковедения, разрабатывающего методы, которые применяются не только в исторической науке, но и в других вспомогательных исторических дисциплинах и необходимы для гуманитарного знания в целом. Следовательно, источниковедение занимает место одной из фундаментальных дисциплин в образовании специалиста-гуманитария, а овладение ее методом становится обязательным условием профессионализма в гуманитарной сфере.

Главная задача источниковедения состоит в изучении объектов культуры как источников информации о человеке и обществе. Кроме того, отмечены также эвристическая и аналитическая источниковедческие задачи. Первая отвечает за умение ориентироваться в многообразии исторических источников, их классификацию, изучение их совокупностей, сложившихся в ходе исторического процесса; вторая – за разработку методов анализа и оценки исторических источников, получение из них достоверных и возможно более полных сведений.

Современное источниковедение изучает не просто исторический источник, а систему отношений человек – произведение – человек, когда посредством созданного произведения человек одной эпохи дает знать о себе человеку другой эпохи.

Центральная проблема когнитивных наук – это феномен преобразования мысли (живой или динамичной информации) в вещь (информацию статичную). Ключевым понятием исторического процесса является понятие деятельности – это свойство существования человека, который преобразует свои замыслы в целенаправленный интеллектуальный продукт. При этом индивид использует реальность как информационный ресурс.

Интеллектуальный продукт (или вещь) – личностен по происхождению, социален по функциям и имеет общечеловеческое значение как информационный ресурс.

Метод источниковедения основывается на представлении об источниках как явлении культуры, как реализованном интеллектуальном продукте человеческой деятельности.

Метод источниковедения имеет целью: во-первых, установить информационные возможности источника для получения фактических данных о процессах общественного развития с данной точки зрения.

Метод источниковедения основан на том, что произведение, созданное в процессе целенаправленной и осознанной человеческой деятельности, несет в себе репрезентативную совокупную информацию о своем создателе, о времени и условиях своего возникновения. Поэтому оно может быть понято и интерпретировано другими людьми, в частности исследователем, рассматривающим это произведение как исторический источник.

Отношение автор – произведение – исследователь рассматривается современной наукой как фундаментальная основа методологии источниковедения. В триаде, которую можно также представить как человек – произведение – человек, методология источниковедения различает два типа взаимосвязей и соответственно два этапа исследовательской деятельности. При первом типе изучается то, как историческая реальность, в которой создавалось произведение, повлияла на него: действительность – источник. При втором исследователь включает изучаемое произведение в реальность современной ему эпохи: источник – историк.

Современный источниковедческий подход соответствует системному подходу гуманитарного познания, восходящему к наследию А. С. Лаппо-Данилевского, в рамках концепции которого ключевой единицей выступает реализованный продукт человеческой психики. Учитывая то, что механизмы человеческой психики типологически однородны, к продукту ее деятельности тоже возможен общий подход, то есть применим единый метод методологии источниковедения.

Итак, современная источниковедческая парадигма ставит в центр гуманитарного познания человеческую личность. Цель гуманитарных наук – познание Другого, личности, меняющей социальную среду и окружающий природный мир.

Источниковедение – дисциплина, которая входит в систему исторических гуманитарных наук.

Занимаетсявыявлением, изучением и использованием источников.

Сегодня сформировались 2 глобальных подхода к пониманию источников: культурологический и расширительный. Каждый из них имеет своих предшественников.

Культурологический (заявила его и сформулировала О. М. Медушевская) разделяют большинство исследователей.

Культура – все созданное людьми в отличие от созданного природой. По мнению Медушевской источники – объекты человеческой культуры, т. е. продукты порождения целенаправленной жизнедеятельности.

Расширительный (сформулировал С. О. Шмидт) не противоречит культурологическому, но несколько шире него. Источники – не только продукты человеческой деятельности, но и биопсихика человека, т. е. общее настроение, менталитет и природные явления (климат, магнитные поля, почвы, катаклизмы).

Появляется больше сторонников, т. к. помогает воплотить системный подход к изучению любой проблемы и способствует плодотворному сотрудничеству представителей разных наук. Но в традиционном источ-нии считается, что объектом источниковедения служит фиксированные источники информации – материальные объекты. Человечество всегда стремилось "остановить мгновенье", настойчиво изобретало для этой цели средства - рисунок, письменность, книгопечатание, фотографию, кино, звукозапись. Эти-то фиксированные запечатления и являются основным источником познания. Источниковедение имеет свой специфический предмет – исторический источник. В 21в. этот расширяется, туда входят и письменные, и вещественные предметы, все объекты культуры, т.е. все, созданное человеком.

В отличие от мгновенного сейчас и здесь, непосредственного наблюдения обращение к источникам делает общение независимым как от времени, так и от места действия. Созданное человеком произведение дает информацию о ее творце всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Таким образом, через посредство созданного произведения человек дает знать о себе другим людям.

В XIX в. наиболее четкие классификации источников и их сведений были предложены Э. Бернгеймом и А. С. Лаппо-Данилевским. Независимо друг от друга они предложили похожие классификации.

Э. Бернгейм – 2 группы: Остатки – данные языка, обычаи, нравы, произведения ремесел, деловые акты, протоколы, законодательство и делопроизводство, монеты и медали – иТрадиции –устная традиция (песни, легенды, послания), письменные традиции (мемуары, биографии), изобразительные традиции (живопись, иконы, скульптура).

Технические средства новейшего времени, с одной стороны, облегчают доступ к информации, сокращают ее путь к потребителю, с другой стороны, способствуют еще более быстрому увеличению общего объема информации, создают новые виды источников. Объект источниковедения - исторический источник - становится еще шире. Поэтому важно выявить общие принципы подхода к историческим источникам, найти то существенно общее, что позволяет работать с источниками на принципиально единой основе.

Читайте также: