В каком направлении идет развитие систем рсчс и гражданской обороны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поводом для статьи послужило -1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны.

На основе разрабатываемой Концепцией создания и развития Российской системы гражданской защиты до 2020 года предполагалось интегрировать гражданскую оборону и РСЧС в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций .

Основны положения Концепции интеграции РСЧС и системы Гражданской обороны(ГО). разработаны Владимировым В.А., Долгих Н.Н., Кимстан И.Ф под руководством Пучкова В.А.

Упразднение ГО СССР и создание Государственного комитета по делам гражданской обороны..

21 год назад 19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б.Н.Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР).

Автор помнит, как молодой в то время Сергей Шойгу, в должности председателя российского корпуса спасателей, принимал должность руководителя этого Государственного комитета в резиденции ГО СССР на Ватутина (сегодня здание НЦУКС МЧС России).

В то время во внутреннем дворе Резиденции проводился смотр центрального аппарата Управления ГО СССР при передаче должности.

Как то неудобно было заслуженным генералам представляться гражданскому, вновь назначенному начальнику, в то время гражданскому чиновнику.

10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в МЧС России.

В 1995 году с принятием ФЗ "О защите населения. стало понятно, что двум направлениям (ГО и спасателям) деятельности мирного и военного времени быть вместе.

В чем необходимость и суть интеграции?

Функции защиты населения и территорий России между РСЧС и ГО были поделены. РСЧС решает эти задачи в мирное время, ГО - в военное время. В мирное время силы и средства ГО привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Впоследствии наличие двух относительно самостоятельных систем, их органов управления, сил и средств выявило ряд недостатков , которые позволили разработать предложение о создании единой государственной системы защиты населения и территорий России - Российской системы гражданской защиты (РСГЗ).

Задачи спасения и защиты населения, выполняемые органами управления, силами и средствами ГО в период военного времени, и РСЧС (РСЧС- российская система по предупреждению и ликвидации ЧС) в мирное время, роднятся почти на сто процентов.

На практике.

Наступил 2021 год. Концепция осталась проектом. Вышел Указ президента РФ №502 от 16 октября 2019 года и Приказ МЧС №536 от 20 июля 2020 года с утверждением Плана мероприятий до 2024 года . стратегии в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС.

Ничего практически не изменилось.

Осталась прежняя нормативно-правовая база в области ГО и РСЧС по отдельности, отсюда прежние нештатные аварийно-спасательные формирования (НАФС) с порядком их создания, оснащения и применения и РСЧС с порядком введения режимов, организации и выполнения мероприятий, а также их привлечения. На практике в дополнении к действующей системе ГО и РСЧС при ЧС стали активно привлекаться силы министерства обороны. Заслуга бывшего Министра МЧС Шойгу, ставшего Министром обороны.

Что мешает принятию Концепции и в дальнейшем ее реализации?

  • По мнению ветеранов ГО, МЧС допущенные раннее ошибки:
  • передача противопожарной службы от МВД в МЧС;
  • смена Министров МЧС.

Не официально за смелость ответа президенту, что "каникулы"на проверки не позволили Госпожнадзору выявить недостатки в вопросах пожарной безопасности.

Бывший министр МЧС России генерал-лейтенант Пучков Владимир Андреевич является настоящим профессионалом в области ГО. Закончил факультет гражданской обороны ВИА им.Куйбышева с золотой медалью. Стал основоположником Концепции. Без него, по мнению специалистов ГО, никто не может добиться принятия этого основополагающего документа.

Пора Владимира Пучкова возвращать к своему предназначению - созданию системы гражданской защиты.

Владимир с глубинки.

Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь, ставьте лайки и оставляйте комментарии с Вашим мнением! Благодарю!

В Основах государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищённости критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ (от 15 ноября 2011 г. № Пр-3400),важное внимание уделено вопросам обеспечения эффективного функционирования и развития РСЧС и определены основные задачи ее совершенствования:

- совершенствовать структуру РСЧС, повысить уровень готовности и эффективности деятельности ее территориальных и функциональных подсистем;

- провести работу по совершенствованию пунктов управления РСЧС, созданию и реконструкции центров управления в кризисных ситуациях;

- осуществить развитие системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом всего спектра угроз различного характера путем улучшения ее организации, методологии, технического оснащения, автоматизации сбора, обработки и передачи информации, расширения функций за счет мониторинга состояния критически важных и потенциально опасных объектов;

- обеспечить развитие системы информирования и оповещения населения об угрозах различного характера, в том числе общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

- завершить в установленные сроки создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте;

- совершенствовать требования промышленной безопасности, улучшить подготовку объектов экономики к функционированию в условиях угроз различного характера за счет повышения их физической устойчивости и (или) защищенности от воздействия поражающих факторов этих угроз;

- осуществить развитие сил, обеспечивающих безопасность населения и защищенность критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера, оснастить эти силы современной техникой и техническими средствами;

- совершенствовать систему подготовки населения в области защиты населения от угроз различного характера, разработать и внедрить современные методики и технические средства обучения;

- осуществить развитие инфраструктуры и материально-технической базы пожарной охраны в населенных пунктах, на критически важных объектах, оснастить ее новыми средствами пожаротушения и спасения людей и имущества, а также развивать добровольную пожарную охрану;

- разработать и реализовать меры по совершенствованию противопожарной защиты объектов с массовым пребыванием людей, проведению работ по их оснащению средствами пожарной автоматики, созданию условий для эвакуации находящихся в них людей в случае возникновения пожара;

- провести работу по совершенствованию противопожарной пропаганды и информационного обеспечения по вопросам пожарной безопасности, в том числе с активным использованием средств массовой информации;

- разработать и внедрить новые инновационные технологии в области обнаружения пожаров в начальной стадии их возникновения, обеспечения своевременного оповещения о пожарах;

- разработать эффективные средства пожаротушения высотных зданий, лесных пожаров, предприятий нефтедобычи и нефтепереработки, в том числе морских платформ, с использованием мобильных робототехнических комплексов и вертолетов с горизонтальной подачей огнетушащих веществ;

- провести исследования по совершенствованию существующих и разработке перспективных средств автоматического пожаротушения;

внедрить современные формы и методы обеспечения безопасности людей на водных объектах;

- провести совершенствование контрольной и надзорной деятельности подразделений, обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, развитие их инфраструктуры;

- оснастить подразделения, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах, современными техническими средствами и новыми технологиями;

- совершенствовать работу по подготовке и информированию населения по вопросам безопасного поведения на водных объектах, в том числе с активным использованием средств массовой информации;

- осуществить развитие автоматизированной информационной системы Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и ее совместимости с автоматизированной информационной управляющей системой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

В целях интеграции РСЧС и гражданской обороны в единую государственную систему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - Российскую систему гражданской защиты (РСГЗ) принята концепция ее создания.

Создание и развитие РСГЗ до 2020 года осуществляется в три этапа.

В целом образование РСГЗ позволит:

- создать, по возможности, единое нормативное, правовое и организационное поле по вопросам ГЗ на мирное и военное время на всей территории страны;

- создать единые органы управления, системы связи, силы и средства на мирное и военное время;

- объединить усилия федеральных и территориальных органов, сил и средств существующих РСЧС и ГО на решение совместных задач.

Состояние и развитие современной обстановки характеризуется:

- увеличением количества локальных военных конфликтов;

- разгулом международного терроризма;

- увеличением количества и масштабов последствий техногенных чрезвычайных ситуаций;

- расширением и усугублением экологических угроз.

Характер развития перечисленных чрезвычайных ситуаций и особенно их последствий становится сопоставимым с аналогичными показателями стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций военного характера, поэтому необходимо дальнейшее совершенствование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [34].

Результаты исследований Центра стратегических исследований МЧС, опыт проведения защитных мероприятий по повышению безопасности населения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, материалы конференций и совещаний по решению данной проблемы показывают, что дальнейшее совершенствование РСЧС целесообразно проводить в следующих направлениях:

- разработка и внедрение единой законодательной и нормативно-правовой базы (в том числе и международной), конкретизирующей ответственность органов исполнительной власти всех уровней и исключающей дублирование их функций;

- создание единой автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС;

- дальнейшее совершенствование организационно-структурных формирований РСЧС на всех уровнях и оптимальное перераспределение их полномочий, финансовых возможностей и ответственности в сфере обеспечения безопасности населения от чрезвычайных ситуаций;

- более полное обеспечение и повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и средств защиты от них на объектовом уровне;

- дальнейшее совершенствование и техническое обеспечение системы обучения и подготовки руководящих кадров, специализированных подразделений и населения;

- формирование унифицированного методического и программного обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создание глобальной системы предупреждения и борьбы со стихийными бедствиями.

Реализация перечисленных направлений развития РСЧС позволит создать единое нормативное, правовое, организационное и информационное пространство, что позволит обеспечить более качественную подготовку кадров и эффективное решение задач по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени [11].

ГЛАВА 3. Основные мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях[3]

Под защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях понимается комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, медико-профилактических мероприятий, проводимых с целью устранения или снижения до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей, а также ущерба, нанесённого пострадавшим территориям при угрозе возникновения или возникновениях ЧС различного характера в мирное и военное время [23].

При этом под населением понимаются все граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а под территорией — все земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ или ее части, включая объекты производственной или социальной сферы, а также окружающая среда.

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

2.Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

3.Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

4.Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

5.Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом (часть пятая введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

История создания и итоги деятельности гражданской обороны в нашей стране свидетельствуют о ее актуальности и высокой значимости как оборонной функции государства. Гражданская оборона была, есть и, вполне очевидно, сохранится в будущем как жизненно важная потребность российского общества.

На всех исторических этапах функционирования гражданской обороны основными ее целями всегда являлись обеспечение высокой готовности гражданской обороны и повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей.

Каковы же причины и направления совершенствования гражданской обороны Российской Федерации на современном этапе?

По оценкам большинства отечественных и зарубежных специалистов в будущем сохранится устойчивая тенденция роста рисков вследствие применения средств вооруженной борьбы, а также рисков природного и техногенного характера.

Для рисков природного и техногенного характера это будет вызвано неравномерностью роста населения регионов планеты (прежде всего в развитых и развивающихся странах), повышением плотности населения в городах и усилением антропогенной нагрузки на территории.

На рост рисков вооруженной борьбы будут оказывать влияние неравномерность концентрации населения на территориях регионов планеты, катастрофическое снижение количества невозобновляемых полезных ископаемых, углеводородных энергетических носителей, плодородных почв, питьевой воды.

Все это будет способствовать эскалации экономической, политической, а затем и военной напряженности.

Риски вооруженной борьбы в современных условиях кардинально изменяются. Прежде всего, это связано с концепцией перехода от площадного эффекта оружия, когда велики интенсивность и размеры полей поражающих факторов и мала точность и избирательность, к точечному эффекту оружия, связанному с не такими значительными поражающими факторами и крайне высокой точностью и избирательностью. В этой связи население, объекты и территории предстоит защищать, в первую очередь, от поражающих факторов высокоточного и обычного оружия, вторичных поражающих факторов, возникающих при разрушении потенциально-опасных объектов, и только во вторую - от косвенного воздействия ядерного оружия.

Наиболее вероятным типом военного противоборства между государствами первой половины XXI века могут быть региональные и локальные войны, а также вооруженные конфликты, характерными чертами которых являются: массированное применение высокоточного оружия в обычном снаряжении; возрастающая роль воздушно космического нападения; приоритетное огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры; наличие угрозы расширения масштабов военных конфликтов до масштабов локальных или региональных войн; появление оружия, основанного на новых поражающих принципах; расширение роли массированного информационного воздействия; активное применение сил специального назначения; возрастающий террористический характер вооруженной борьбы.

Уже имевшие место в конце XX - начале XXI века вооруженные конфликты и войны обладали именно перечисленными выше чертами. Хотя следует признать, что возникновение военного конфликта с применением обычных средств поражения, ставящего под угрозу существование государства, обладающего ядерным оружием, с высокой вероятностью может привести к перерастанию такого конфликта в ядерный военный конфликт.

Как показывают локальные войны и вооруженные конфликты последних десятилетий их возможными последствиями для населения и территорий будут являться: ограниченные потери среди населения; массированное психологическое и информационное воздействие; нарушение систем управления; нарушение деятельности объектов жизнеобеспечения населения; поражение транспортной и иных видов инфраструктуры, а также ключевых объектов экономики; формирование масштабных очагов поражения от разрушения обычными средствами поражения химически и радиационно-опасных объектов, гидротехнических сооружений.

При этом, большинство научно-практических подходов к обеспечению гражданской обороны нашей страны, сформированные 30 и более лет назад, не учитывают современную военно-политическую обстановку в мире, социально-экономическую ситуацию в стране, научно-технический прогресс в области средств и методов защиты населения, морально устарели и, следовательно, не позволяют обеспечить эффективную защиту населения и зачастую представляют собой существенные административные и экономические барьеры на пути инновационного развития страны.

В сложившейся ситуации одной из важнейших задач МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гражданской обороны, является существенное реформирование гражданской обороны.

При этом, основными факторами, определяющими новые подходы к развитию гражданской обороны, являются: изменение геополитической ситуации в современном мире; снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т.ч. ядерного оружия; совершенствование современных средств поражения; сложившиеся в России новые социально-экономические условия; создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства; совершенствование системы государственного управления нашей страной; возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций; возрастание угрозы терроризма.

Полагаем, что гражданская оборона должна развиваться (реформироваться) по следующим инновационным направлениям: разработка и внедрение нового поколения информационных технологий и технических средств управления гражданской обороной, а также оповещения населения об опасностях; разработка и внедрение новых методов и способов инженерной защиты населения, в т.ч. с использованием защитных сооружений; оптимизация и дифференциация эвакуационных мероприятий; разработка высокопроизводительных методов и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, технологий пожаротушения; совершенствование методов и технологий мониторинга и прогнозирования различного рода опасностей; разработка малогабаритных и универсальных средств индивидуальной защиты; производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения; оптимизация группировки сил гражданской обороны; совершенствование способов и технологий повышения защищенности объектов экономики при воздействии поражающих факторов различной природы; разработка мер, направленных на повышение устойчивости функционирования систем управления и жизнеобеспечения населения; разработка информационно-коммуникационных технологий работы с населением в очагах поражения.

Следует отметить, что в последние годы мировая и российская статистика чрезвычайных ситуаций показывает устойчивую тенденцию к росту масштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф, сопровождающихся значительным количеством погибших и пострадавших людей, существенным ущербом для экономики страны или отдельных ее регионов.

Следовательно, сохранение угроз возникновения локальных вооруженных конфликтов по периметру границ Российской Федерации, и имеющий место рост количества крупномасштабных катастроф и стихийных бедствий существенно повышают роль и значимость гражданской обороны в системе национальной безопасности страны при реализации се основных приоритетов — национальной обороны, государственной и общественной безопасности.

Не менее значимым фактором совершенствования гражданской обороны является то, что сегодня гражданская оборона рассматривается не только в качестве стратегического фактора обороноспособности страны. Её мероприятия и результаты деятельности приобретают всё большую социальную и экономическую направленность. Во-первых, она обеспечивает сохранение людского, в том числе мобилизационного потенциала государства, защиту всего населения страны от опасностей военного времени. Во-вторых, гражданская оборона активно участвует в сохранении экономического потенциала в период войны. В условиях, когда важнейшие промышленные объекты становятся первоочередными целями поражения, особое значение приобретают мероприятия гражданской обороны, направленные на сохранение этих объектов. В-третьих, гражданская оборона осуществляет задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. В-четвертых, обучение руководителей всех уровней и населения в области гражданской обороны обеспечивает существенный вклад в формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. Эффективное и целенаправленное использование всего потенциала и возможностей гражданской обороны страны по этим направлениям — стратегически важная задача гражданской обороны.

Положительным условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации сегодня является то, что созданы базовые основы, позволяющие осуществлять дальнейшее сё совершенствование. Важно отметить реализацию серьезных качественных изменений в правовом регулировании общественных отношений в области гражданской обороны и, как следствие, создание необходимой нормативной правовой базы.

Разработаны новые подходы к организации защиты населения и территорий, обеспечивающие повышение готовности и эффективность реагирования сил гражданской обороны при ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях мирного времени. Качественные изменения произошли в области разработки и внедрения новых и перспективных средств и технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, обучения населения, подготовки сил и руководящего состава.

Это позволило гражданской обороне успешно решать задачи по защите населения при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, а также в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе и при вооружённом конфликте в Южной Осетии.

Однако планируя дальнейшее совершенствование и развитие системы гражданской обороны страны на перспективу необходимо исходить из реально сложившейся геополитической обстановки, уровня развития современных средств вооруженной борьбы, уровня природной и техногенной опасностей и террористических проявлений, прогнозов социально-экономического развития государства и планов деятельности Правительства Российской Федерации, которое в настоящее время осуществляет руководство гражданской обороной.

Для повышения эффективности способов защиты населения и территорий, действий сил гражданской обороны необходимо:

- обеспечить повышение достоверности и оперативности системы мониторинга и прогнозирования угроз военного характера, в том числе через систему наблюдения и лабораторного контроля;

- обеспечить разработку способов и средств комплексной маскировки критически важных и потенциально опасных объектов экономики от высокоточного оружия;

- обеспечить повышение оперативной готовности, мобильности и автономности действий сил гражданской обороны;

- предусмотреть разработку универсальных средств индивидуальной защиты, производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения;

- осуществить массовое внедрение робототехники и беспилотных летательных аппаратов;

- повысить устойчивость систем управления и жизнеобеспечения;

- совершенствовать методы и технологии АСДНР;

- осуществить на всех уровнях внедрение современных информационных технологий и технических средств управления и оповещения;

- планировать использование многовариантных способов эвакуации и оказания гуманитарной помощи населению.

Основными направлениями формирования нового облика сил гражданской обороны будут являться:

- наращивание мобильных и многопрофильных возможностей группировки сил;

- техническое перевооружение сил передовой пожарно-спасательной техникой, аэромобильными средствами спасения, современными приборами и оборудованием на основе использования нанотехнологий, микроэлектроники и других достижений научно-технического прогресса;

- разработка профессиональных стандартов и на их основе уточнение федеральных государственных образовательных стандартов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области гражданской обороны;

- оборудование высокотехнологичной учебной и полигонной базы для практического обучения личного состава органов управления и сил гражданской обороны.

Важнейшим условием совершенствования гражданской обороны в Российской Федерации является дальнейшее развитие ресурсно-экономической основы гражданской обороны с использованием механизмов прогнозирования, программирования и программно-целевого планирования.

В работе Конференции приняли участие более 400 представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, научных и образовательных организаций МЧС России и других организаций, занимающихся вопросами гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В рамках научно-практической Конференции были освещены вопросы:

Новые подходы к предоставлению населению средств индивидуальной защиты в условиях современных вызовов и угроз.

Укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Актуальность применяемых подходов и перспективы.

Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в условиях современных военных конфликтов

Перспективы интеграции гражданской обороны и РСЧС в единую систему

Проведение эвакуационных мероприятий в Республике Крым

Перспективные направления развития основных способов защиты населения при решении задач гражданской обороны

Устойчивость системы жизнеобеспечения населения в безопасном районе в условии военных конфликтов

Совершенствование защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Российской Федерации с учетом современных угроз

О подходе к оценке защищенности объектов ГО, входящих в состав метрополитенов от воздействия внутренних взрывных нагрузок

Предложения по повышению эффективности эвакуационных мероприятий в субъектах Российской Федерации

Развитие системы защиты населения в экстремальных ситуациях происходило в России в ходе трех условно выделенных этапов.

Первый этап – с 1920-х гг. до 1987 г. На этом этапе система безопасности жизнедеятельности населения создавалась в двух обособленно выделенных направлениях:

обеспечение безопасности в производственной среде;

защита населения при стихийных бедствиях и в условиях воздействия поражающих факторов во время возможной войны.

Концепция обеспечения безопасности в производственной сфере в этот период исходила из того, что реальные производственные опасности и последствия их возникновения могли распространяться только локально, в пределах народно-хозяйственного объекта. Поэтому достаточно было иметь отраслевые системы безопасности, базирующиеся на правилах промышленной санитарии и техники безопасности конкретного предприятия или производства, действующих в пределах производственных территорий.

Обеспечение защиты населения в военный период возлагалось на систему гражданской обороны.

Системе ГО также вменялось в обязанность обеспечение жизнедеятельности населения в период стихийных бедствий (наводнениях, землетрясениях, ураганах и др.)

Второй этап – с 1987 по 1991 г. Его можно охарактеризовать как период переоценки взглядов на концепцию функционирования и развития общегосударственной системы зашиты населения от ЧС в мирное время. Для современных объектов экономики, энергетики, перерабатывающей промышленности, транспорта характерна концепция опасностей, связанная с широким использованием в больших объемах и накопление на ограниченном пространстве атомных и химических энергоносителей, СДЯВ, способных гореть, взрываться, заражать при аварийной ситуации значительные территории и наносить значительный урон населению.

Возникла необходимость создания качественно новых уровней безопасности, уровней инженерно-технических и организационных мероприятий, способных предотвратить крупные аварии и катастрофы, уменьшить число потенциальных жертв, а также объединить усилия различных ведомств и служб по оперативному реагированию при ЧС. Практика действий по защите населения и ликвидации их последствий показала, что существовавшая до этого система ГО по своему статусу, структуре и силам не может обеспечить эффективное решение всех проблем, возникающих и порождаемых ЧС. Стало очевидным, что стране необходим орган, который смог бы разработать и внедрить в практику концепцию создания принципиально новой государственной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Третий этап – с конца 1991 г. по настоящее время. Это этап становления и развития Единой государственной системы защиты населения и территорий от ЧС. Новая концепция защиты населения от ЧС реализуется через единую государственную политику, сущность которой представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, организационных мер, направленных на предотвращение и ликвидацию ЧС с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды. Реальное воплощение в жизнь новой концепции стало возможным с созданием МЧС России.

Создана РСЧС в 1992 г. в целях координации деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Она должна предупреждать, а в случае их возникновения в мирное и военное время – ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.

Читайте также: