Исследовательский проект в детском саду по музыке
Обновлено: 02.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Исследовательский проект по музыкальному воспитанию "Где живут звуки?"
Участники проекта: дети старшей группы
Тип проекта : исследовательский
Продолжительность: средней продолжительности
Проблемные вопросы:
Гипотеза: дрожит, значит звучит…
Цель: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука Определить, для чего нужны разные звуки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки,
Задачи: - воспитывать интерес к звучащему миру
развивать изобретательность (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов)
Актуальность: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?
Обеспечение проекта
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
Предполагаемый результат
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Реализация проекта
и речевые игры
закрепить у детей знание звуков улицы, дома;
- подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками;
- учить соотносить звуки и образы;
- развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки
Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон
привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;
- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;
- вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические
Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.
развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;
- учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;
- формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.
Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.
развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;
); Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.
Музыкальные инструменты: металлофоны, гколеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.
привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты
- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.
Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч
заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;
- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);
- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).
Итог проекта
2. Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
развитие познавательных способностей,
развитие творческого мышления,
развитие коммуникативных навыков,
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан
Подготовили и провели:
Воспитанник: Садыкова Есения Дамировна
Музыкальный руководитель: Садыкова Ирина Степановна
Автор проекта: Садыкова Есения, под руководством музыкального руководителя Садыкова И. С.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: исследовательский
Участники проекта: ребенок подготовительной группы, музыкальный руководитель.
Цель: изучить причины появления звука, понять, как распространяется звук.
Узнать, как появляется звук.
Расширить знания о звуке.
Провести опыты со звуком.
Гипотеза исследования: допустим, что при помощи экспериментов можно узнать причину появления звуков, узнать, почему они разные.
Цель исследования: опытным путем изучить причину возникновения звуков.
Здравствуйте. Меня зовут Садыкова Есения. Мне 7 лет. Я хожу в детский сад села Наумовка.
У моей мамы очень интересная работа. Она музыкальный руководитель в детском саду. Однажды она дома делала шумовые музыкальные инструменты, а я ей помогала.
Во время нашей работы мы много разговаривали. Я задавала маме вопросы, а она на них отвечала. Мне стало интересно узнать, что такое звук? Откуда он берется?
Мама предложила увидеть на примере чашки с водой и камушков. Мы стали по очереди бросать камушки в воду. Она спросила меня, что я вижу? Я ответила, что по воде расходятся волны. Мама сказала, что со звуками происходит то же самое, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху.
Я стала расспрашивать, почему предметы звучат? Почему звуки такие разные? Как передается звук?
Для этого мы выявили цель исследования: изучить причины появления звука, понять, как передается звук.
Узнать, как появляется звук.
Расширить знания о звуке.
Провести опыты со звуком.
Установили гипотезу: допустим, что при помощи экспериментов можно узнать, почему появляются звуки, почему они разные.
Сейчас я покажу, какие опыты мы проводили..
Опыт №1 - Почему предметы звучат?
Мы решили выяснить, почему предмет начинает звучать. Для этого я беру обычную линейку. Один конец линейки плотно прижимаю к столу, за свободный конец дергаю – возникает звук. Так я узнала, что происходит в это время с линейкой. Она дрожит, колеблется.
Можно заставить звучать и натянутую резинку. Один край резинки я зажимаю ногой, другой край держу рукой. Натягиваю резинку, дергаю за нее. Она дрожит, получается звук.
Вывод: предметы звучат, потому что дрожат.
Опыт №2 Как сделать звук громче?
Мама сняла с руки часы, положила на стол и спросила, слышу ли я, как они тикают? Я, конечно, не слышала их. Тогда мы взяли лист бумаги, сделали из него трубочку, приставили к часам и послушали еще раз. Теперь я очень хорошо слышала, как тикают часики.
Потом мы взяли еще один лист картона и приставили его сбоку трубочки. Теперь я даже на большом расстоянии их услышала. Мама рассказала, что мы не даем звуковым волнам расходиться по всей комнате, а направляем их по картонной трубке.
Вывод: звук становится громче, если он не расходится по сторонам, а идет в одном направлении.
Опыт №3 Как появляется песенка?
Я спросила маму, почему одни звуки в музыке высокие, а другие низкие?
Чтобы узнать об этом, мы взяли ксилофон и сыграли на нем. Я узнала, что низкие звуки появляются на длинных пластинках, а высокие на коротких.
Тогда мама дала мне линейку и предложила самой извлечь из линейки низкие и высокие звуки. Сначала я оставила у линейки длинный кончик. Когда я его задевала, раздавался низкий звук. Когда я укорачивала линейку, звук становился выше.
Вывод: у длинных предметов звук ниже, у коротких – выше.
Опыт №4 Может ли звук двигать предметы?
Мама меня спросила, может ли звук двигать предметы?
Я сказала: Конечно, нет!
Мама предложила проверить это. Мы взяли 2 барабана. На один барабан мы насыпали кофе. Мы стали громко стучать другим барабаном над тем, где было кофе. От звучащего барабана отходят колебания и передаются другому барабану, от чего кофе танцует.
Вывод: Звук может двигать предметы из-за вибрации звуковых волн.
Опыт №5 Можно ли передать звук на расстоянии?
В одной передаче мы увидели, как можно изготовить из простых стаканчиков телефон и решили сделать такой же. Мы взяли 2 стаканчика, проделали в них дырочки. Через каждую дырочку протянули конец шнурка и сделали узелок внутри стаканчика вокруг спички. Спичка нужна для того, чтобы веревка не проскользнула обратно сквозь дырочку.
Мы взяли стаканчики и отошли друг от друга на такое расстояние, чтобы шнурок натянулся. Потом я стала тихо говорить в отверстие своего стаканчика, а мама приложила отверстие своего стаканчика к уху. Звук был громче.
Вывод: Звук можно передать на любое расстояние через предметы.
Таким образом, проведя эксперименты о звуке, мы узнали много нового и интересного. Оказывается, что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Беседа с родителями, выставка работ детей.
Предварительная работа:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме.
3. Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности.
4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
5. Составить план мероприятий.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей(с использованием ресурсов среды) Взаимодействие с родителями
подготовительный
Подбор материала для комплексных нод: составление плана мероприятий, изготовление карточек и наглядных пособий, поиск фонограмм и песен, составление беседы с детьми, беседы с родителями.
релаксация перед сном: вальс си минор Ф.Шуберт
Актуальность: Все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
У музыкального звука имеется своя высота, она – то и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
Дети, вы никогда не задумывались, как получились звуки?, Почему их так много - целое море?, Откуда берутся звуки?
Обеспечение проекта
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
Предполагаемый результат
Дети научатся понимать, что их окружает мир звуков, что звуки бывают разные и разные предметы звучат по-разному, выяснят причины возникновения звуков и все это в совокупности поспособствует развитию творческих способностей.
У детей сформируется навык игры на разных музыкальных инструментах;
Дети сделают своими руками шумовые игрушки-инструменты и по-иному воспримут окружающий мир, более внимательно станут относиться к звуку, с большей активностью будут включаться в совместное инсценирование, у детей будут развиваться творческие способности при звукоизвлечении на самодельных игрушках-инструментах.
Играя в шумовом оркестре, дети станут более коммуникабельными, смогут выступать перед большим количеством людей, активно участвовать во всех видах деятельности.
Реализация проекта
Пособия и материалы
и речевые игры
закрепить у детей знание звуков улицы, дома;
- подвести к пониманию причин возникновения звука, голоса через опыт, игру, экспериментирование звуками;
- учить соотносить звуки и образы;
- развивать фантазию и изобретательность в звукотворчестве, тембровый слух и ассоциативное мышление
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки
Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, ксилофон
привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами;
- развивать тонкость и чуткость тембрового слуха;
- вовлечь в творческое исследование звуковых возможностей дерева.
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлические Музыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы.
развивать темброво-ритмический и интонационный слух, фантазию, воображение, желание экспериментировать с металлическими предметами, извлекая звуки различными способами;
- учить изобразительности, умению соотносить образ и динамику, темп и ритм в игре на различных музыкальных инструментах, предметах;
- формировать метроритмическое чувство с помощью экспериментов со звуками в речевых играх, фантазиях и импровизациях.
Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки.
развивать тонкость тембрового слуха, способность различать различные шелестящие и шуршащие звуки;
); Пособия и материалы: стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины.
Музыкальные инструменты: металлофоны, гколеншпили, валдайские колокольчики, треугольники.
привлечь внимание детей к особому качеству и красоте стеклянных звуков (опыты, эксперименты
- побуждать к образным и свободным импровизациям с предметами из стекла и музыкальными инструментами;
Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка.
Материалы и пособия: пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч
заинтересовать детей звуками природы, посредством опытов, экспериментов;
- учить ярко воспринимать разнообразный мир природы через общение со звучащими произведениями искусства (художественное слово, музыка);
- развивать слуховое восприятие, внимание, эстетические потребности, яркие творческие проявления (в игре, импровизации, театра музыки).
Итог проекта – Презентация - апрель.
2. Выставка самодельных музыкальных и шумовых инструментов.
Результаты проекта:
В результате выполнения проекта у детей произошло:
развитие познавательных способностей,
развитие творческого мышления,
развитие коммуникативных навыков,
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы,
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Таким образом, в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта.
1. В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности - у детей проявились творческие способности, произошло развитие творческих способностей, творческой активности, развитие самостоятельности, любознательности.
2. Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также стать непосредственными участниками музыкально – педагогического процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
3. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается способом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.
4. Таким образом, включение метода проектов в музыкально – педагогическую деятельность активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность, развитию творческих способностей, развитию музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
1. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002
3. Тютюнникова Т. БИМ! БАМ! БОМ! Игры звуками.- СПб.: 2003
Читайте также: