Анализ контролируемых факторов школы

Обновлено: 04.07.2024

В данной статье исследованы оценки эффективности работы школ Томской области в зависимости от типа населенного пункта (областной центр, небольшой город, село, малокомплектные школы). Обработка экспериментальных данных проводился в программе STATISTICA. С помощью критериев Стьюдента и Фишера сравнивались образовательные результаты различных типов школ. С помощью линейного корреляционного анализа были выявлены наиболее существенные переменные (контекстные факторы), влияющие на результаты ЕГЭ школьников по русскому языку и математике. На следующем этапе были построены многомерные линейные регрессионные модели для различных оценок и типов школ. В работе подробно рассматривалось качество моделей, обсуждалось качество коэффициентов уравнения регрессии. С учетом неоднозначного влияния различных факторов (переменных) на оценки эффективности работы разных типов школ, определялась оптимальная размерность модели. На основании полученных результатов сделаны выводы о применимости многомерных линейных моделей для оценки образовательных достижений учеников.


3. Боровиков В. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. (+CD).  СПб.: Питер, 2003.  688 с.

4. Горлов П.И., Илюхин Б.В., Возможность использования ресурсов Центра оценки качества образования Томской области для создания элементов региональной системы оценки качества образования. //Качество образования в Евразии. – 2013. – №1, С. 123-135.

6. Индикаторы оценки качества образования / М.Л. Агранович, П. Кондрашов // Директор школы. – 2007. – № 5. – С. 5-16. – (Образовательная политика)

7. Кашпур В.В., Рачилина М.В., Илюхин Б.В. Фоновые факторы, влияющие на результаты ЕГЭ. – Томск, Дельтаплан, 2008. 100 с.

Официальных критериев оценки эффективности образовательной организации, на сегодняшний день не существует. Очевидна невозможность применения бизнес-критериев (в том числе финансовых). Иными будут и предметы оценки. В рамках концепции Общероссийской системы оценки качества образования (2008) выделяются три объекта оценки: ресурсы, образовательные программы и образовательные результаты (как указано в Концепции – наиболее важный объект оценки). При этом, необходимо учитывать, что набор стандартизованных инструментов для получения объективной оценки учебных достижений крайне невелик как в Российской Федерации, так и в мире.

Исследования [7] показали существенную зависимость результатов школьников от отношения к ЕГЭ администрации школ и учителей, квалификации и уровня образования педагогов, и ряда других факторов. На качество образования влияют и экономические факторы [6], а результаты исследования [10] показывают, что отдельные школы могут быть эффективны даже в сложных социальных контекстах. Подобные выводы содержатся и в работах, описывающих российский и международный опыт [2, 10]. Авторами была предпринята попытка уточнить с учетом региональной специфики перечень ключевых контекстных факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на образовательные результаты школьников, оценить степень их влияния. Финансовые, социальные и иные показатели школ и контингента обучающихся были собраны в рамках формирования социальных паспортов образовательных организаций (ОО), как элемента построения региональной системы оценки качества образования [4 – 5, 8]. В результате была собрана информация по 188 параметрам, характеризующая каждую из 229 образовательных организаций Томской области, реализующих программы полного среднего общего образования в 2011-2012 учебном году. С полным перечнем собираемых данных, можно ознакомиться на сайте [9]. Для проведения исследования результатов ЕГЭ выпускников школ Томской области была использована методика, описанная в работе [7].

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования является выявление отдельных факторов, наиболее существенно влияющих на образовательные результаты, а также совершенствование методов корректного сопоставления различных школ [7].

В работе были решены следующие задачи:

‑ сравнение образовательных результатов отдельных школ, расположенных в различных типах населенных пунктов (крупных городов, сел, малых сел, и пр.);

‑ влияния групп факторов [1, 7] на образовательные результаты школьников;

‑ эффективность методики [7] оценки влияния различных факторов на образовательные результаты школьников;

‑ построение линейной многомерной регрессионной модели, описывающей эффективность образовательных результатов школ, в зависимости от количества регрессоров; оценка качества модели.

Результаты исследований

В качестве оценки эффективности работы школ изначально были рассмотрены результаты сдачи ЕГЭ: средний балл (русский язык) и средний балл (математика).

Все исходные данные были сведены в единую таблицу, содержащую 229 строк (школы) и 183 столбца (переменные). Обработка данных проводилась в пакете STATISTICA.

А. Сравнение оценок для школ различных типов ОО

В исследовании предполагалось, что для выпускников различных ОО могут наблюдаться значимые различия в оценках эффективности. С этой целью все школы области были разбиты на 4 не пересекающиеся группы: 1 – школы г. Томска; 2 – городские школы (городское население – малокомплектные школы; 4 – сельские и поселковые школы. Результаты оценок, полученных для разных типов школ, представлены на рис. 1.



Рис. 1. Результаты ЕГЭ для различных ОО Томской области.

Представленные диаграммы размаха показывают, что для оценок по разных предметам и различных типов ОО наблюдается как существенное отличие средних и практически не перекрывающиеся доверительные интервалы (рис. 1а), так и практическое равенство средних и совпадение доверительных интервалов (рис. 1б). Анализ результатов свидетельствует о том, что для различных ОО максимальное отличие оценок ЕГЭ по русскому языку составляет ~ 6 баллов, для оценок по математике это разница – менее 4,5 баллов. Об отличии средних оценок свидетельствуют и не перекрывающиеся (частично перекрывающиеся) доверительные интервалы, которые рассчитывались при доверительной вероятности равной 95%.

С точки зрения математической статистики задачу равенства / не равенства средних значений двух выборок можно решить, например, с помощью критерия Стьюдента: проверяем гипотезу против гипотезы при заданном уровне значимости α = 0, 05. Применение критерия Стьюдента ограничено условиями: выборки (переменные) должны иметь гауссово распределение и их дисперсии должны быть равными.

Проверка нормальности распределения проводилась в пакете SATISTICA для двух оценок и всех типов ОО при уровне значимости α = 0,05 . Типичный результат исследования представлен на рис. 2.


Рис. 2. Проверка нормальности распределения оценок ОО г. Томска

Убедившись в корректности применения критерия Стьюдента, сравним оценки эффективности работы школ различных ОО. Полученные результаты структурированы и представлены в табл. 1.

Анализ внешней среды - это целенаправленный процесс, позволяющий оценить внешние проблемы и факторы по отношению к муниципальной системе образования, чтобы определить возможности и угрозы для стратегического развития. При проектировании развития муниципальной образовательной системы оценка внешней среды ведется по следующим направлениям:

1. Анализ состояния на данный момент. Точка отсчета.

2. Факторы, которые могут воздействовать и представляют угрозу для текущей стратегии;

3. Факторы, которые определяют новые возможности для достижения целей развития муниципальных образовательных систем.

Факторы среды, оказывающие влияние на развитие муниципальных образовательных систем рассмотрены нами с двух позиций: внешние проблемы и факторы, которые оказывают соответственно − прямое (непосредственное) иликосвенное(опосредованное) воздействие.

Структурирование внешнего проблемного поля, влияющего на развитие школы.

Внешние проблемы и факторы
Экономические факторы. 1. Проведённые в школе исследования по востребованности образовательных услуг у родителей показали: 2. Рыночная экономика ставит образовательную систему перед задачей выживания и конкурентоспособности. 3. Недостаток бюджетного финансирования заставляет зарабатывать внебюджетные средства и оказывать платные услуги. Школа предоставляет следующие платные услуги:
Социальные факторы: 1. Общий уровень социальной нестабильности, социальной занятости оказывает влияние на расслоение населения, что приводит к росту преступности учащихся. 2. Учителя и семьи многих учащихся попадают в число социально незащищенных групп населения. Средняя заработная плата по школе составляет … 3. Характер национально-этнических проблем и взаимоотношений также оказывает влияние на развитие школы.
Отраслевые факторы: Тенденции изменения образовательной системы в стране, в республике, в городе позволяют собственную траекторию развития, концепцию. 1. В рамках образовательного пространства возникает конкуренция между образовательными системами учреждениями, что требует поиска собственной ниши на рынке образовательных услуг и создания конкурентных преимуществ. По рейтингу в муниципальной образовательной системе….
Культурные, духовные, этические факторы: 1. Снижение культурного уровня общества, широкое распространение массовой культуры затрудняет решение школой образовательных задач. 2. Школа, как организация культуросберегающая и культуросозидающая, вынуждена преобразовать себя не только в центр учебной деятельности, но и спортивно-досуговой и противостоять снижению уровня духовно-нравственной культуры. 3. Реально действующие нормы и правила, образ и стиль жизни разных слоев требуют от педагогов перехода от методов нравоучений к способности предлагать детям такие нормы и образцы деятельности, поведения, человеческого общения, которые помогли бы сформировать индивидуальную культуру и сохранить чувство собственного достоинства.
Демографические факторы: 1.Снижение рождаемости и миграция населения ведет к тенденции снижения численности учащихся. 2.Изучение демографической ситуации микрорайона школы показало:
Экологические факторы: 1. Состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на состояние здоровья учащихся и педагогов, что усиливает требования к профилактической и оздоровительной направленности деятельности школы. В 200 -200 году заболеваемость учителей составила…. 2. Школа должна готовить учащихся к здоровому образу жизни и природоохранной деятельности.

Примечание: оценка влияния внешних факторов делается самостоятельно в динамике изменений.

Анализ внутренних проблем и факторов, влияющих на развитие школы.

SWOT – анализ системы внутришкольного менеджмента

S Сильные стороны W Слабые стороны
O Возможности T Угрозы

Выявленные проблемы

SWOT – анализ дидактической системы начальной школы.

S Сильные стороны W Слабые стороны
O Возможности T Угрозы

Выявленные проблемы

SWOT – анализ дидактической системы основной школы.

S Сильные стороны W Слабые стороны
O Возможности T Угрозы

Выявленные проблемы

Анализ внешней среды - это целенаправленный процесс, позволяющий оценить внешние проблемы и факторы по отношению к муниципальной системе образования, чтобы определить возможности и угрозы для стратегического развития. При проектировании развития муниципальной образовательной системы оценка внешней среды ведется по следующим направлениям:

1. Анализ состояния на данный момент. Точка отсчета.

2. Факторы, которые могут воздействовать и представляют угрозу для текущей стратегии;

3. Факторы, которые определяют новые возможности для достижения целей развития муниципальных образовательных систем.

Факторы среды, оказывающие влияние на развитие муниципальных образовательных систем рассмотрены нами с двух позиций: внешние проблемы и факторы, которые оказывают соответственно − прямое (непосредственное) иликосвенное(опосредованное) воздействие.

Структурирование внешнего проблемного поля, влияющего на развитие школы.

Внешние проблемы и факторы
Экономические факторы. 1. Проведённые в школе исследования по востребованности образовательных услуг у родителей показали: 2. Рыночная экономика ставит образовательную систему перед задачей выживания и конкурентоспособности. 3. Недостаток бюджетного финансирования заставляет зарабатывать внебюджетные средства и оказывать платные услуги. Школа предоставляет следующие платные услуги:
Социальные факторы: 1. Общий уровень социальной нестабильности, социальной занятости оказывает влияние на расслоение населения, что приводит к росту преступности учащихся. 2. Учителя и семьи многих учащихся попадают в число социально незащищенных групп населения. Средняя заработная плата по школе составляет … 3. Характер национально-этнических проблем и взаимоотношений также оказывает влияние на развитие школы.
Отраслевые факторы: Тенденции изменения образовательной системы в стране, в республике, в городе позволяют собственную траекторию развития, концепцию. 1. В рамках образовательного пространства возникает конкуренция между образовательными системами учреждениями, что требует поиска собственной ниши на рынке образовательных услуг и создания конкурентных преимуществ. По рейтингу в муниципальной образовательной системе….
Культурные, духовные, этические факторы: 1. Снижение культурного уровня общества, широкое распространение массовой культуры затрудняет решение школой образовательных задач. 2. Школа, как организация культуросберегающая и культуросозидающая, вынуждена преобразовать себя не только в центр учебной деятельности, но и спортивно-досуговой и противостоять снижению уровня духовно-нравственной культуры. 3. Реально действующие нормы и правила, образ и стиль жизни разных слоев требуют от педагогов перехода от методов нравоучений к способности предлагать детям такие нормы и образцы деятельности, поведения, человеческого общения, которые помогли бы сформировать индивидуальную культуру и сохранить чувство собственного достоинства.
Демографические факторы: 1.Снижение рождаемости и миграция населения ведет к тенденции снижения численности учащихся. 2.Изучение демографической ситуации микрорайона школы показало:
Экологические факторы: 1. Состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на состояние здоровья учащихся и педагогов, что усиливает требования к профилактической и оздоровительной направленности деятельности школы. В 200 -200 году заболеваемость учителей составила…. 2. Школа должна готовить учащихся к здоровому образу жизни и природоохранной деятельности.

Примечание: оценка влияния внешних факторов делается самостоятельно в динамике изменений.

Анализ внутренних проблем и факторов, влияющих на развитие школы.

Характеристика внешней и внутренней среды организации. Swot-анализ, реализация функций управления. Стратегическое и текущее планирование в школе. Преимущества и недостатки линейной организационной структуры. Предварительный, текущий и итоговый контроль.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 08.07.2013
Размер файла 124,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Общая характеристика организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 14

Сергеева Галина Юрьевна

Начальник управления: Раевская Ирина Игоревна

Адрес учредителя: г. Муром, ул. Московская, д.46

График работы: Понедельник - пятница 8.00-17.00 Обед 12.00-13.00

2. Характеристика внешней и внутренней среды организации

Под внешней средой предприятия понимают ту часть окружающего мира, с которой организация активно взаимодействует. Выделяют среду прямого и косвенного воздействия.

К среде прямого воздействия (ближайшее окружение организации) относят факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации и испытывают на себе обратное влияние:

К среде косвенного воздействия (общее окружение организации) относят факторы, которые хотя и не оказывают прямого немедленного воздействия на деятельность организации, тем не менее сказывается на ней:

Воспитанники детских садов.

Внутреннюю среду организации составляют внутренние факторы, которые определяют функционирование и развитие организации и которые являются объектами и субъектами управления.

Внутренними факторами организации являются цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология, организационная культура.

Внутренними факторами МБОУ НОШ №14 являются:

Структура образовательного учреждения.

- методическая и художественная литература,

- методическое оборудование (таблицы, картины, пособия, карточки, раздаточные материалы).

3. SWOT-анализ

Суть SWOT-анализа заключается в том, что во внешней среде предприятия выявляются факторы, представляющие, с одной стороны, возможности, а с другой - угрозы для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала, прежде всего в сфере производства, финансов, управления, маркетинга, НИОКР. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия индивидуален. К сильным сторонам относится все то, что предприятие делает лучше других, или то, обладание чем обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами. Наоборот, слабости предприятия - это то, что оно делает хуже других, или то, что ставит предприятия в худшие условия по сравнению с конкурентами.

SWOT-анализ представлен в таблице 1.

Таблица 1 - SWOT-анализ

Школа полного дня (единственная в области)

Самый высокий по о. Муром (результаты аккредитации школы 2013 года) 87,7% процент знаний по русскому языку и математике

Урочная и внеурочная деятельность учащихся с широкой сетью кружков на базе школы

Приобретение статуса "Центр доброты" (сотрудничество с Ю.Д. Куклачевым; фестивали, праздники семинары)

Тихий час в специально оборудованных комнатах

Проектирование перспективного развития учреждения

Специально оборудованный физиокабинет

Комплекс биологически обратной связи для детей с нарушением зрения

Школа является опытно-экспериментальной площадкой по нравственно-гуманистическому воспитанию

Устаревшая система отопления

Тенденция к реорганизации или слияния маленьких школ в одну большую; или реорганизация в детский сад

Низкая заработная плата у младшего обслуживающего персонала

Депутаты предлагают закрыть школу из-за большого расхода бюджетных средств.

Отсутствие спортивного зала (только многофункциональный актовый зал)

Много узких выходов из здания школы

4. Анализ реализации функций управления

Как известно, в качестве функций управления рассматривают планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Функция планирования заключается в определении целей и путей их достижения. Можно выделить следующие виды планов:

ь Стратегический план - план, в котором отражают сегодняшние шаги предприятия, направленные на формирование его будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе его составления формулируются цели предприятия, соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы.

ь Перспективные планы нацелены на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии предприятия. Специфической формой перспективного плана является бизнес-план.

ь Текущие планы, представленные краткосрочными и оперативными планами. (Таблица 2. Краткосрочные и оперативные планы)

Таблица 2 - Краткосрочные и оперативные планы

Охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам. В этих планах увязываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Они охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Эти планы имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов

детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов. К ним относятся оперативно-календарные планы запуска-выпуска изделий и сменно суточные задания

Планы, которые разрабатываются и реализуются в МБОУ НОШ №14 представлены на рисунке 1.

Рис. 1 - Планирование

Стратегическое планирование заложено в программе развития школы (стратегия на 5 лет).

Планирование осуществляется непосредственным руководителем - директором школы и его заместителями:

- заместитель директора по учебной работе,

- заместитель директора по воспитательной работе,

- заместитель директора по хозяйственной части.

Функция организации заключается в формировании структуры предприятия (организационной структуры), которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей.

В настоящее время все действующие организационные структуры можно разбить на две группы: иерархические и органические. К иерархическим относятся линейная, линейно-функциональная, дивизиональная. Они получили наибольшее распространение в отечественной практике.

Для линейной структуры характерно наличие одного руководителя, которому подчиняется несколько исполнителей. Такая структура используется на малых и средних предприятиях, осуществляющих несложное производство. Преимущества и недостатки линейной организационной структуры представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Преимущества и недостатки линейной организационной структуры

Преимущества

-Единство и четкость распорядительства

-Четкая система связей между руководителем и подчинёнными

-Оперативность в принятии решений

-Полная персональная ответственность руководителя за результаты работы

-Самые низкие издержки на создание аппарата управления

-Высокие требования к руководителю,

который должен иметь обширные разно-

сторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности

-Отсутствие звеньев по планированию и

Подготовке управленческих решений

Линейно-функциональная организационная структура предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная цель таких подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями (директорами, начальниками цехов) существуют руководители функциональных подразделений (планового, технического, финансового, бухгалтерии), подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями. Таким образом, эта структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов. Такие организационные структуры обычно применяются в редко изменяющейся среде, на предприятиях, которые ориентированы на действующую технологию и сложившийся рынок. Достоинства и недостатки линейно-функциональной организационной структуры представлены в табл.4

Таблица 4 - Преимущества и недостатки линейно-функциональной организационной структуры

Преимущества

-Привлечение к руководству более компетентных в конкретной области специалистов

-Оперативность в решении нестандартных ситуаций

-Быстрый рост профессионализма функциональных руководителей

-Получение непротиворечивых заданий и распоряжений

-Трудность координации деятельности различных подразделений

-Большая нагрузка общего руководителя и его аппарата по оперативным вопросам производства и управления

-Затруднено движений информации как при горизонтальных коммуникациях, так и при вертикальных

В основе дивизиональной организационной структуры лежит идея формирования внутри предприятия самостоятельных подразделений, берущих на себя ответственность за весь комплекс работ по организации производства, и сбыта продукции.

Функциональные службы выполняют функции стратегического планирования и общего контроля, поэтому они очень небольшие. Тактические задачи решаются в дивизионах, внутри которых есть свои функциональные службы.

Таким образом, ключевыми фигурами в управлении предприятиями с данной организационной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения. Структуризация предприятия по подразделениям производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции, по ориентации на потребителя и по обслуживаемым регионам. Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры приведены в табл. 5.

Таблица 5 - Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры

Преимущества

-Гибкость, ускоренная реакция на изменения во внешней среде

-Возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм

-Дублирование функций управления

-Рост расходов на содержание управленческого аппарата

Принципы построения организационной структуры:

гибкость-способность быстрой перестройки в соответствии с изменениями;

централизация - разумная централизация функций работников в отделах и службах предприятия с передачей в нижнее звено функций оперативного управления;

специализация - за каждым подразделением закрепляются определенные функции управления;

единство прав и ответственности;

разграничение полномочий. Линейное руководство обеспечивает принятие решений по выпуску продукции, а функциональное руководство обеспечивает подготовку реализацию решений;

экономичность - достижение минимально необходимых затрат на построение и содержание организационной структуры.

МБОУ НОШ №14 представляет собой линейно-функциональную структуру, которая предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений.

Основная цель таких подразделений состоит в подготовке решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующим линейным руководителем. Наряду с линейным руководителем существуют руководители функциональных подразделений, подготавливающие планы проектов, отчетов, которые превращаются в официальные документы только после подписания линейным руководителем. Организационная структура МБОУ НОШ №14.

Функция мотивации состоит в побуждении себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения различных потребностей (под потребностью понимается нехватка чего-то, которая вызывает состояние дискомфорта). Однако потребности сами по себе далеко не всегда могут заставить людей преодолеть свою инерцию и что-то делать ради их удовлетворения. Для этого нужен определенный толчок, который получил название мотива. Мотив может быть каким-то внутренним порывом, но он может быть обусловлен и внешними обстоятельствами, подстегивающими человека действовать. В силу этого различают внешнюю мотивацию и внутреннюю.

Внутренняя мотивация заключается в создании у работников внутренних побуждений к труду. Главным здесь является: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворенности от работы.

Внешняя мотивация называется также стимулированием и заключается в побуждении работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальных и моральных стимулов).

Пополнение кабинетов (техника, материально-техническая база кабинета и др.).

Грамоты разного ранга.

Информация о том, что происходит в школе.

Повышение в должности.

Функция контроля заключается в отслеживании (мониторинге) деятельности для обеспечения гарантии того, что она ведется как запланировано, и исправления любых существенных отклонений. Контроль обеспечивает достижение предприятием своих целей.

Контроль бывает предварительный, текущий и итоговый.

Предварительный контроль является предпочтительным видом контроля, поскольку позволяет предупреждать проблемы и не сталкиваться с ними впоследствии. Он предшествует началу любой деятельности и включает целый ряд направлений: готовность людей выполнять соответствующую работу по своей профессии, специальности и квалификации; состояние и готовность материально-технической базы - средств и предметов труда; финансовое обеспечение производственного процесса; предварительная оценка возможностей поставок сырья, материалов, энергии, топлива, предварительные прогнозы условий сбыта готовой продукции. В ходе предварительного контроля выясняются знание непосредственными исполнителями своих обязанностей, условия работы, формы оплаты труда и гарантии социального обеспечения. Кроме того, предварительный контроль может быть направлен на подготовку предприятия к текущему плановому контролю, например, к аккредитации или получению сертификата на право осуществлять определенный вид деятельности.

Текущий контроль может быть стратегическим и оперативным. Стратегический предполагает выяснение эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов и резервов. При этом главный акцент делается на вопросы соответствия избранной стратегии и перенацеливание имеющихся средств на стратегически важные участки и направления. В ходе этого вида контроля готовится база стратегических данных, на основе которых могут вноситься коррективы в ход производственного процесса. Оперативный контроль предполагает проверку текущей технической, технологической и хозяйственной деятельности предприятия: выработанных и применяющихся норм и нормативов, норм выработки и временных нормативов, загрузки оборудования, запасов сырья и материалов, комплектующих изделий. Выясняются возможности устранения сверхнормативных запасов.

Итоговый контроль заключается в оценке результатов деятельности предприятия в целом или отдельных его подразделений. По его итогам проводится ряд мероприятий планового характера. Назначаются работники, ответственные за ход выполнения замечаний, предложений и распоряжений руководства, намечаются сроки, способы и средства реализации планируемых изменений. Контроль может быть частным, общим, внутренним и внешним. Название этих видов контроля показывает, в каких объемах и кем он осуществляется.

На базе МБОУ НОШ №14 используются предварительный, текущий и итоговый контроль. Контроль осуществляется непосредственным руководителем - директором школы.

Заключение

школа управление контроль планирование

Исходя из данных SWOT-анализа, можно сделать вывод, что даже при наличии угроз, школа достаточно успешно функционирует, и будет продолжать развиваться. Если немного сократить расход бюджетных средств, то угрозы и вовсе перестанут существовать, ведь такие угрозы, как слияние маленьких школ в одну или закрытие школы базируются именно на этом критерии - слишком большой расход бюджетных денег.

Рассмотрев функцию планирования на базе МБОУ НОШ №14, я отметила большой плюс - в организации заложено стратегическое планирование. Это значит, что организация четко ставит цели, формирует стратегию.

Организационная структура школы - линейно-функциональная. Это оптимальный вид организационной структуры на предприятии, так как ее главными достоинствами выступают такие критерии, как:

Оперативность в решении нестандартных ситуаций.

Получение непротиворечивых заданий и распоряжений.

Привлечение к руководству компетентных в своей области специалистов.

Мотивация работников в МБОУ НОШ №14 представлена как моральными, так и материальными факторами.

Функция контроля исполняется руководителем (директором школы) и его непосредственно уполномоченными заместителями.

Подобные документы

Стратегическое планирование как одна из функций управления, его сущность, преимущества, необходимость на предприятии. Миссия и цели ИФНС России по г. Сыктывкару, анализ внешней и внутренней среды. Разработка и реализация комплекса стратегий в организации.

курсовая работа [74,9 K], добавлен 02.01.2012

Характеристика контроля как процесса обеспечения достижения организацией своих целей и важной функции управления. Виды контроля, признаки их классификации и требования к нему. Предварительный, текущий и итоговый контроль. Этапы контроля в организации.

реферат [43,8 K], добавлен 22.06.2015

Оценка внутренней среды учреждения и его организационной структуры. Оценка кадровой политики. Анализ системы методов управления в деятельности государственного ветеринарного учреждения. SWOT-анализ внешней и внутренней среды управления ГОВУ МО СББЖ.

курсовая работа [133,1 K], добавлен 25.01.2014

Характеристика организации, как объекта управления на примере ООО "Кубань". Анализ внутренней и внешней среды: взаимоотношения с покупателями, поставщиками, конкурентами. Определение миссии и ключевых целей организации. Методы разработки SWOT-матрицы.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 08.12.2010

Формы планирования и виды плановой документации на предприятии. Преимущества и недостатки линейной структуры управления. Описание мотивационной политики руководства. Предварительный, текущий и заключительный виды контроля в менеджменте, их содержание.

отчет по практике [115,6 K], добавлен 02.10.2013

Характеристика фирмы. Стратегическое планирование. Миссия организации. Цели организации. Управление по целям. Оценка и анализ внешней и внутренней среды. Анализ стратегических альтернатив. Выбор и оценка стратегии и реализация стратегического плана.

курсовая работа [66,3 K], добавлен 13.12.2008

Основные виды деятельности организации Дом Мебели "Георг". Содержание коммерческого замысла. Анализ организационной структуры предприятия. Общая характеристика внешней среды и анализ потребителей. Выявление конкурентов предприятия, матрица SWOT.

Рыжиков Сергей Николаевич


Лебедянский торгово-экономический техникум

В образовательной организации при составлении плана развития необходимо применять инструмент SWOT-анализа. Для этого необходимо, прежде всего, провести анализ внешней среды образовательной организации, что будет способствовать определению стратегии ее развития.

Целью анализа внешней среды является выявление возможностей и угроз, которые образовательная организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.

Возможности - это положительные тенденции и явления внешней среды, формирующие условия для успешного развития образовательной организации. Это, например, совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством, дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений, привлечение внебюджетных средств в образовательную сферу (к примеру, упорядочение родительской платы за услуги в дошкольных образовательных учреждениях);

Угрозы - это отрицательные тенденции и явления, препятствующие успешному развитию ОО. Это, например, снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений, снижение привлекательности педагогических специальностей на рынке труда [2], невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования [2].

Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (Р - политика и право, Е -экономика, S - общество, Т – педагогические технологии).

Примерами политико-правовых факторов являются: уровень государственной поддержки образования; поддержка молодых педагогов со стороны государства, изменение законодательства РФ в области образования, государственное влияние в отрасли, включая долю бюджетных образовательных организаций.

В качестве экономических факторов могут быть выделены: общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад); уровень инфляции; платежеспособный спрос населения, динамика занятости и безработицы; уровень доходов населения и т.п.

В рамках социокультурного направления (S-общество) могут быть рассмотрены такие факторы, как: уровень образования обществе; половозрастная структура населения; изменения в уровне и стиле жизни, демографические изменения, нехватка квалифицированных кадров, отношение к образованию.

Примерами технологических факторов являются: переход на новые образовательные стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие информационных технологий.

При определении факторов внешнего окружения конкретной образовательной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой направленностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность образовательная организации может быть определено. Например, для образовательной организации СПО, выпускающей специалистов в области металлургии, важно наличие в регионе металлургических предприятий.

Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации следует отразить в таблице 1.

Читайте также: