Исследовательский проект комнатные растения в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Тип проекта: краткосрочный, творческий, познавательно- исследовательский.

Участники: воспитатель, дети.

- Формировать системы экологических знаний и представлений.

- Формировать осознанно правильное отношение к объектам живой природы (комнатные растения).

- Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях, их внешним видом, строением, условиями роста, развития, о пользе и многообразии.

- Познакомить детей с такими растениями как: фикус, кактус, герань, бегония.

- Учить детей рисовать и лепить растения в соответствии с действительностью.

- Развивать интерес к строению, развитию и росту растений, наблюдательность, любознательность, речь, мышление, память.

- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

- Развивать эстетическое восприятие.

- Обогатить словарный запас детей.

- Воспитывать желание детей заботиться о комнатных растениях и ухаживать за ними, любовь к красоте и живой природе.

- Воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям через исследовательскую деятельность.

Этапы проведения проекта:

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.

- Создание соответствующей предметно- развивающей среды в группе.

- Беседы с детьми о комнатных растениях.

- Рассматривание растений в природном уголке группы, составление описательных рассказов.

- Наблюдения за комнатными растениями.

- Изучение правил по уходу за комнатными растениями, правил размножения и роста.

- Выполнение трудовых поручений воспитателя.

- Чтение художественной литературы.

- Изобразительная деятельность, лепка.

- Опытно-экспериментальная деятельность совместно с детьми.

- Обобщение результатов работы, их анализ.

- Закрепление полученных знаний и навыков.

Оборудование: комнатные растения, наглядные пособия, иллюстрации, художественная литература, пластилин, альбом, краски, влажные тряпочки, лейка, лопатка, пульверизатор.

Ход реализации проекта

1. Познавательные беседы с детьми:

- Рассматриваем комнатные растения: герань, фикус, кактус, бегонию.

- Рассматриваем иллюстрации, фотографии, открытки с изображением комнатных растений.

- Изучаем садовый инвентарь.

3. Опытно-экспериментальная деятельность. Наблюдения:

- Комнатные растения украшают наш дом.

- Сравнение комнатных и садовых растений.

- Наблюдение-исследование: надо ли поливать растения.

- Наблюдение- опыт: какую воду любят домашние цветы, что происходит с растениями, если их не поливать водой, и что происходит, если растения полить?

- Индивидуальные потребности растений (свет, тепло, полив водой, подпитка почвы удобрениями, пересадка).

4. Выполнение трудовых поручений воспитателя.

- Опрыскивание из пульверизатора.

- Протирание крупных листьев влажной тряпочкой.

- Убирание сухих, вянущих листьев.

5. Чтение художественной литературы.

6. Творческая деятельность.

- Дети рисуют кактус с натуры.

На окно скорее глянь: (Показывают обе ладошки.)

Здесь у нас растёт герань. (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Мы все названия помним! (Раскрывают ладошку.)

Мы взрыхлим цветы, польём, (Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)

- Расширились знания и представления дошкольников о комнатных растениях. Научились различать комнатные растения, называть их. Находить у них листья, стебли, цветы, корень. Замечать удивительную красоту окраски и формы листьев, цветков, бутонов.

- Сформировались понятия: растения живые, им нужны хорошие условия — почва, питательные вещества, вода, тепло, солнечный свет.

- Созданы условия для ознакомления детей с природой.

- Дети стремятся соблюдать экологические правила поведения в природном окружении, в быту. Сформировалось положительное отношение между детьми и педагогом во время совместной творческой работы.

- Пополнили словарный запас.

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к
исследовательской деятельности детей.
Задачи:
1. Выяснить с детьми условия для благоприятного роста комнатных растений.
2. Учить выполнять трудовые поручения по уходу за комнатными растениями.
3. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
4. Создать условия для поисковой деятельности детей;
5. Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
6. Привлечь родителей и детей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта;
7. Пополнить состав цветущих комнатных растений группы.

Опыт 1.
Цель: Узнать, в какой земле лучше растет комнатное растение.
Ход опыта.
Мы подобрали черную, питательную землю и посадили в нее цветок, а другое посадили растение в камни, оно расти не стало.
Вывод:
Растения нужно садить в рыхлую, черную, с перегноем землю, а в камни садить нельзя, потому что в камнях нет перегноя, они твердые, гладкие и не удерживают воду, и корень у растения погибнет.
Мы рассмотрели строение цветка и провели опыт.
Опыт 2.
Цель: узнать, зачем корень растениям.
Ход опыта.
Сначала мы выяснили, из каких частей состоит комнатное растение. Потом взяли стакан с окрашенной водой, поместили туда комнатное растение, с завязанным к стеблю бинтом, увидели, что бинт окрасился.
Вывод: Вода поступает по корню ко всему растению, значит, корень растению нужен для того, чтобы питаться водой, питательными веществами.
Опыт 3
Цель: Узнать, как растет растение в тени и на свету.
Ход опыта.
Мы поставили одно комнатное растение на окно, а другое поставили в темное помещение. На свету растение растет хорошо, а в тени растение замедлило свой рост.
Вывод:
Комнатным растениям необходим свет, так как в тени растение расти, не будет.
Опыт 4
Цель: Узнать, какой водой лучше поливать комнатные растения
Ход опыта.
Мы обсудили, какую воду можно использовать для поливки комнатных растений. Воспитатель дала нам потрогать воду из под крана, ее мы поливать не стали, так как она холодная и растение заболеет. Ведь многие растения родиной из жарких стран. Горячей водой поливать тоже нельзя, потому, что растение погибнет.
Вывод:
Комнатные растения необходимо поливать водой комнатной температуры, а холодной и горячей поливать нельзя, растение погибнет.
Опыт 5
Цель: Узнать, нужен ли воздух комнатным растениям.
Ход опыта.
Мы взяли растение, закрыли его листья пакетом и увидели на пакете капельки.
Вывод:
Мы выяснили, что растение дышит с помощью листьев, увлажняет воздух, поэтому листья у комнатных растений должны быть всегда чистые, для этого мы их протираем тряпочкой, или опрыскиваем, так же убираем сухие листья.
Еще мы узнали, что комнатные растения можно назвать доктором, так как они лечат.
1. Плющ – обладает противогрибковой, противовирусной активностью в воздушной микрофлоре.
2. Хлорофитум – поглощает из воздуха вредные газы.
3. Лимон, лавр – обладают успокаивающим действием, улучшают сердечную деятельность.
Поэтому за комнатными растениями мы будем ухаживать и беречь их.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Паспорт проекта

Автор проекта: воспитатель высшей квалификационной категории

Пинигина Татьяна Константиновна

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель группы, родители.

Тип проекта.

По доминирующей деятельности – познавательно - исследовательский .

По характеру содержания: ребёнок и природа.

По характеру участия ребёнка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется в одной возрастной группе в контакте с семьёй.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: средней продолжительности, с 9 по19 ноября.

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность

Практическая значимость проекта

Практическая деятельность в зелёном уголке группы позволит детям изучить природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Проведение собственных исследований, наблюдений научит детей обобщать, анализировать, делать выводы и будет способствовать формированию экологически грамотного, безопасного для природы и собственного здоровья поведению.

Ребята узнают много интересного из жизни комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы

Данный проект поможет детям проявить творческую активность, построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Использование в проекте разнообразных форм и методов работы с детьми будут способствовать расширению и обогащению знаний о разнообразии представителей растительного мира - комнатных цветов , формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к растениям. Работа в данном направлении не только обогатит знания детей о комнатных растениях, но и воспитает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому, что нас окружает.

Проект предполагает совместную деятельность педагогов, детей и родителей. У родителей появится возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж детского сада.

Цель проекта. Создать условий для ознакомления детей с миром комнатных растений, формировать потребность в изучении растений и положительное отношение к комнатным растениям , как к живым существам, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.

Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), практические навыки ухода за комнатными растениями.

Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству. Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.

Воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.

Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды.

Развивать интерес, активность дошкольников, удовлетворять детскую пытливость, любознательность;

Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями; желание ухаживать за комнатными растениями.

Предполагаемые результаты:

У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.

У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Ребята узнают много интересного из жизни комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений.

Научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы.

Станут более бережно относиться к комнатным растениям.

Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.

Гипотеза: если будем с любовью ухаживать за комнатными растениями, разговаривать с ними, как с друзьями, то растения порадуют нас быстрым ростом, красивым цветением; людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много здоровых, цветущих растений.

Реализация проекта.

Этапы работы по проекту

1.Диагностический этап

На первом этапе была проведена первичная диагностика (приложение 1) детей по выявлению уровня знаний о мире комнатных растений, которая показала что:

у детей отсутствует целостная система знаний о комнатных растениях;

дети испытывают трудности в различении комнатных растений по внешнему виду, способам ухода за ними;

дети называют не все растения в группе.

Было проведено анкетирование родителей (приложение 1).

2. Подготовительный этап

На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

определили цель и задачи проекта;

составили план работы по проекту;

подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;

созданы презентации о комнатных растениях;

подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;

адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности ;

подобраны проблемные задания, занимательные опыты и эксперименты;

организована предметная экологическая среда - мини - центры:

- уголок природы с наличием разнообразных комнатных растений;

- центр экспериментирования, который способствует развитию познавательной активности, пробуждает фантазию, любознательность, обогащает чувственный и сенсорный опыт детей;

- центр творчества, где дети имеют возможность реализовать свои замыслы и желания;

- книжный уголок, который способствует ознакомлению детей с природой через книги, журналы, открытки;

- игровой центр, удовлетворяющий основную потребность ребенка в игре.

При создании экологической среды в группе учитывались возраст детей, особенности физического и психического развития, познавательная активность детей.

организовали родителей для помощи проведения данного проекта;

У дошкольников появился интерес к комнатным растениям.
При получении новых знаний, дети охотно ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства в уголке природы.
Дошкольники стали проявлять не только интерес и любознательность по отношению к комнатным растениям, но и активно участвовали в образовательном процессе, задавали вопросы : Как? Почему? Как узнать? Что делать? – что позволило искать и планировать новые формы работы по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями.

По итогам предварительной работы были выделены несколько этапов для реализации поставленных целей.

3. Мотивационный этап

На данном этапе было проведено:

родители ознакомлены с целью и задачами проекта;

познакомили детей с географией комнатных растений нашей группы, они узнали, что на подоконнике в группе живут растения из разных стран и даже континентов;

С помощью модели трех вопросов были определены дальнейшие направления работы .

Автор: Аганина Наталья Геннадиевна

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Звенигово

Проект: краткосрочный, групповой, познавательно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона - живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Гипотеза: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:

дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;

дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;

детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.

Цель: Формирование у детей познавательного, эмоционально -нравственного, практически-деятельного отношения детей старшего дошкольного возраста к комнатным растениям.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления с комнатными цветами старших дошкольников.
  2. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
  3. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
  4. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
  5. Познакомить детей с новым способом выращивания растения - черенкованием, учить приемам правильной посадки черенков.
  6. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
  7. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
  8. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
  9. Развивать творческие способности детей.
  10. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
  11. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание длительно наблюдать и ухаживать за ними, создавать для растений лучшие условия роста и развития.

Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.

Теоретическая значимость:

формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Практическая значимость

Новизна

Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.

Ожидаемые результаты

  • сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении;
  • повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы;

План мероприятий по реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на месяц и проходила в три этапа:

I этап: предварительный:месяц апрель - 1 неделя.

Задачи:

II этап: практический:месяц апрель - 2-3 неделя.

Задачи:

  1. Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
  2. Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении воспитанников с комнатными растениями;
  3. Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора и т.д.);

III этап заключительный:месяц апрель - 4 неделя.

Задачи:

Схема реализации проекта

Образовательная область Виды детской деятельности Социализация

Читайте также: