Этногенез и этнические процессы на территории казахстана в монгольскую эпоху план урока

Обновлено: 02.07.2024

История Казахстана в школе/Қазақстан тарихы запись закреплена

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В XIV – XV ВЕКАХ

1) Введение.
2) Тюркский период.
3) Результаты влияние монгольского нашествие на процесс формирования казахской народности.
4) Этнополитическая ситуация на территории Казахстана в XIV – XV веках.
5) Проблемы этнической общности населения Казахстана.
6) Происхождение этнонима қазақ.
7) Что такое Жуз?
8) Заключение

ВВЕДЕНИЕ
Этническая история Казахстана крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещивались судьбы множества племен и народов.
Истоки образования казахской народности восходят к глубокой древности – эпохе разложения первобытнообщинного строя. Исследования ученых дают все основания полагать, что неолитическое население древнего Казахстана обладало исключительно протоевропеоидными чертами. На протяжении длительного периода сохранялся европеоидный тип населения, который со временем изменился в сторону монголоидности. На территории Казахстана в эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э. - начало I тысячелетия до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа. Ученые считают их одной из дальних физических предковых форм казахского народа. По мнению видного ученого-антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схо­жими с обликом их предшественников - андроновцев. Особенно схожи черты лиц представителей последних двух племен - уйсу­нов и андроновцев.

ТЮРКСКИЙ ПЕРИОД
С вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монго­лоидные признаки. В эпоху железа на территории Казахстана жили саки, уйсуны, канлы, сарматы и другие племена. Все эти племена прошли долгий исторический путь развития до вхождения в состав казахского народа. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане связан с массовым расселением тюрков на его территории с середины I тыс. до нашей эры. Тюрки, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, усуней, кангюев, изменили этнодемографическую обстановку на землях Казахстана. Формирование раннефеодальных отношений и образование в VI веке древнетюркских государств способствовали постепенной монголизации антропологического типа. Данные ученых дают вполне достаточные обоснования для того, чтобы признать тюркские племена на территории Казахстана близкими генетическими предками казахского народа. Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйства и культуры, утверждение тюркского языка как основного среди населения способствовали объединительным тенденциям в этнических процессах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЛИЯНИЯ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ
Однако монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. Из-за нашествия было разрушено хозяйство племен, живших на территории Казах­стана. Оно сопровождалось опустошением земель, массовым ис­треблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых посе­лений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграб­лением и уничтожением материальных и культурных ценностей. Монгольское завоевание Казахстана резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского на­селения, переняли его язык и обычаи. Зато у местных тюркских родов и племен после мон­гольского нашествия усилилась монголоидность антропологичес­кого облика. Местные племена вовлекались в походы Чингисхана и уходили с территории Казахстана на запад. А на казахской зем­ле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, ко­торые впоследствии стали тюркоязычными. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к вытеснению, перемещению местного населения. Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчения, разъединения, перемещения тюркских родов и племен, что разрывало старые родовые связи и отношения. Местные роды и племена поневоле должны были ухо­дить со своих земельных владений. Сложе­ние казахской народности, таким образом, было отброшено на 150-200 лет назад.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: История этногенеза казахского народа. Формирование казахской нации.

Вид урока: изучение нового материала

Методы обучения: КОЗ

1.Организационный момент. Объяснить ход работы на уроке. В Опорном листе расписан ход работы на уроке по таксометрии Блума. Работа на уроке организована по парам. Пары составлены по уровню обученности. Опорный лист имеется у каждой пары учащихся. Каждая пара работает в своём ритме, выполняя последовательно задания. Выполненные задания проверяются учителем. Результат выставляется в лист самооценки. Каждая пара переходит на следующий уровень, выполнив задание. Задания I, II , III уровня оцениваются на оценку три. Задание IV уровня - оценка четыре. Задание V , VI уровня оцениваются на оценку пять.

Учитель зачитывает легенду о равенстве и неповторимости каждого.

Послушаете легенду: Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согла сию. И решили пойти к аксакалу, который жил далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

Нет, — ответила лошадь.

А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира. И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

— Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:

— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего оберну ли бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на верши нах наших гор, а волосы его — цвета солнца.

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают песни, белые, черные, желтые люди. С любо вью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музы ки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

На уроках истории мы будем изучать историю образования этих народов, и говорить о том, как они оказались на древней земле казахов. А сегодня мы познакомимся с историей формирования казахского народа.

Тема нашего урока - История этногенеза казахского народа.

Класс делится на пары.

Первый уровень - ЗНАНИЕ .

Задание 1. Определи значение терминов .

1 - В переводе с греческого языка – народ, кровнородственная группа людей, которая образует племя, народность или нацию.

2 - Народ осознает свои особенности, отличающие их от других этносов, т.е. имеет самосознание, которое выражается в названии народа – этнониме.

- это процесс образования, происхождение народа.

4.- всё население государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на национальные общности.

Этногенез. 2. Народ. 3. Этнос. 4. Этноним.

Модельный ответ.

Второй уровень – ПОНИМАНИЕ.

Задание 1. Прочитай текст параграфа № 31 распредели группы народов по периодам пребывания на территории Казахстана

1 – составьте список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде.

2 – составьте список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде.

3 – составьте список государств, население которых составили основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.

найманы, Могулистан, саки, тюргеши, кипчаки, сарматы, караханиды, Сибирское ханство, уйсуны, каракитай, тюрки, Ногайская орда, жалаиры, гунны, карлуки, ханство Абулхаира, огузы, кимаки, канглы, Ак орда, андроновцы

Модельный ответ.

1 – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде.

саки, сарматы, уйсуны, гунны, андроновцы.

2 – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде.

найманы, тюргеши, кипчаки, караханиды, каракитай, тюрки, жалаиры, карлуки , огузы, кимаки, канглы.

3 – составьте список государств, население которых составили основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв. Могулистан, Сибирское ханство, Ногайская орда, ханство Абулхаира, Ак орда.

середина XVI вв., Индоевропейский период , (средневековье), Казахское ханство , VI – XIII вв. 2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э., Тюркский период , XV – XVI вв., (бронзовый век, железный век), Монгольский период

Модельный ответ.

2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э. VI – XIII вв. XV – XVI вв. середина XVI вв.

Индоевропейский период Тюркский период Монгольский период Казахское ханство

(бронзовый век, железный век) (средневековье)

Третий уровень - ПРИМЕНЕНИЕ.

Задание 1. Руководствуясь знаниями, полученными за курс истории и социально-экономической географии Казахстана и мира, дополни перечень условий формирования этносов:

- общая история, (историческая судьба).

Модельный ответ.

Для формирования народности необходимы следующие условия:

определенный уровень развития культуры;

собственная территория с четко обозначенными границами;

сформированное общественно-этническое сознание;

общая история, (историческая судьба).

характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

Чётвёртый уровень - АНАЛИЗ.

Определение элементов

Задание . Идентифицируй элементы и установи связи.

Научная точка зрения

этимологией слова "казак" считают слова "касак", "к ө сек".

приходит к выводу, что слово "казак" появилось в результате слияния слов кос пи и сак ( от объединения названий прикаспийских и сакских племён)

В своей родословной "Бухарский гость" свидетельствует о том, что казахи устанавливали на телегах удивительные домики, поэтому слово "казак терген" и название "касак" имеют родственную этимологию.

пишет, что слово "казак" означает независимых, свободных людей.

считает, что слово "казак" возникло в результате слияния двух слов каз и ок (ок): ок означает в древнетюркском языке род , племя', каз-ок (ок) означает племена каз.

В своем труде "История ханов" писал о том, что среди народов Средней Азии был народ по имени "се" или "сай", так в китайских источниках называли саков

полагает, что слово "казак" имеет значения "сильный", "прочный", "вдохновенный".

доказал, что первая часть слова "казак" — "каз", "кас" — в языках тюркской группы Урала, Алтая, Кавказа и т. д. означает "свободный", "мужественный", "джигит", "личность".

пишут о том, что слово "казак" означает "самостоятельный, свободолюбивый народ".

свидетельствует, что в то время, когда Жанибек и Керей боролись за свою свободу и стремились к обретению страной самостоятельности, этноним "казах" был общепризнанным

пишет, что глаголы, встречающиеся у тюркских писателей, "казкану", "казкан- дык", "казкантуткын", "казканмасар" имеют значение "энергично проявлять мужество", "бороться", "стремиться", "стремиться к свободе", "добиваться успехов".

Академик Н.Я. Мари чешский ученый Б.Грозный. Их мнение поддержали академик А.Х. Маргулан, историк Ш.Акинжанов, писатель С. Муканов и др.

2. Формировать предметные и метапредметные знания и умения (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в достижении общих целей, т.е. развивать коммуникативные умения; анализировать текст, выделять в нем главное; обобщать и систематизировать информацию; развивать устную речь учащихся).

3. Интернациональное воспитание, воспитание толерантности, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ВложениеРазмер
etnogenez_kazahskogo_naroda.doc 68.5 КБ
etnogenez_kazahov.ppt 2.66 МБ

Предварительный просмотр:

СШ № 1 с ДМЦ г. Текели.

по истории Казахстана в 7 классе

Учитель: Коштаева Гульжахан Дукановна.

Тема: История этногенеза казахского народа.

2. Формировать предметные и метапредметные знания и умения (умение работать с текстом, т.е. в широком плане усваивать методы работы с информационными источниками; составлять опорные и хронологические схемы; составлять план - конспект темы; взаимодействовать с другими в достижении общих целей, т.е. развивать коммуникативные умения; анализировать текст, выделять в нем главное; обобщать и систематизировать информацию; развивать устную речь учащихся).

3. Интернациональное воспитание, воспитание толерантности, формирование у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы проведения урока : применение ИКТ, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Словесные (рассказ, беседа); Практические (работа с текстом учебника, составление конспекта, заполнение схемы); Взаимопроверка и самоконтроль.

1. Организационное начало. Мотивация.

Приветствие. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем с вами совершать виртуальные путешествия в средневековье. Поэтому, повернулись, друг к другу улыбнулись, пожелали друг другу хорошей работы на уроке.

2. Подготовка к основному этапу.

2.1. Послушаете легенду : Хорошо, что все мы разные (Старинная легенда)

Встретились как-то верблюд и лошадь. Верблюд сказал:

— Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

— Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к аксакалу, который жил далеком ауле. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

  1. Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?
  2. Нет, — ответила лошадь.
  3. А верблюд может, потому что в его горбах — запас жира. И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит он голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

— А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

— Нет, — ответил верблюд.
Мудрец сказал:

— Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

— Как ты уродлив, черный! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому: — Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат. Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его — цвета солнца.

Черный и белый устыдились своего спора и помирились.

А старый мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина. Кружатся в веселом хороводе, танцуют и распевают песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:

Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно!

На уроках истории мы будем изучать историю образования этих народов, и говорить о том, как они оказались на древней земле казахов. А сегодня мы познакомимся с историей формирования казахского народа.

Тема нашего урока - История этногенеза казахского народа . Запишем в тетради.

3.Усвоение новых знаний и способов действия.

Задание № 1 . Прочитайте и выпишите термины. (с.198).

Задание выполняется самостоятельно.

В переводе с греческого языка – народ, кровнородственная группа людей, которая образует племя, народность или нацию.

Народ осознает свои особенности, отличающие их от других этносов, т.е. имеет самосознание, которое выражается в названии народа – этнониме.

  1. Этногенез – это процесс образования, происхождение народа.

Задание № 2 Объясните, что означают термины: этнос, этноним, этногенез.

Если ответы учащихся будут не полными – задать дополнительные вопросы и записать в тетрадях:

нация устойчивая совокупность людей,

народность обладающая общими признаками

племя (внешние черты, язык, культура и

традиции, кровное родство).

- общая история, (историческая судьба).

Учащиеся получают карточки, в которых будут выполнять следующее задание.

Задание выполняется в парах. После заполнения схемы дети обмениваются рабочими листами и проводят взаимопроверку.

Итак, признаки этноса мы записали, их необходимо запомнить.

Класс распределяется на 3 группы.

2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э. VI – XIII вв. XV – XVI вв.

Индоевропейский период Тюркский период Монгольский период

(бронзовый век, железный век) (средневековье)

Задание № 5. Каждая группа выполняет отдельное задание: 1 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде.

2 группа – составьте в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде.

3 группа – составьте список государств, население которых составили основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.

1. 2. каракитай, 3. Сибирское ханство

гунны кипчаки Могулистан

сарматы караханиды Ногайская орда

уйсуны огузы, кимаки ханство Абулхаира

канглы карлуки Ак орда

4. Закрепление знаний. (Если времени будет недостаточно – решение тестов оставляем для домашнего задания, и переходим к рефлексии).

Решение тестовых вопросов.

5.Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.

- легко ли было изучать новую тему?

- какое задание было самым интересным?

- что понравилось на этом уроке?

6. Подведение итогов урока.

Вернемся, к началу урока вспомните легенду. Мораль той легенды гласит: как хорошо, что мы разные. Так давайте относиться друг к другу, так как хотели бы, что относились к нам, не зависимо от национальности, ведь мы с вами живем в многонациональном государстве.

Записываем домашнее задание: Если на уроке не успели выполнить тесты – решить дома;

Ответить на вопросы в конце параграфа устно.

Оценки за урок и комментарии учителя.

Урок окончен, спасибо за работу.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

7 класс СШ № 1 г.Текели Коштаева Гульжахан Дукановна.

Хорошо, что все мы разные.

История этногенеза казахского народа . § 30-31

Самостоятельно. Прочитать, составить определения терминов этнос, этноним, этногенез . с.198

объясните, что означают термины: этнос, этноним, этногенез.

нация народность племя

определенная территория, преемственность поколений общая история, (историческая судьба). самосознание.

2 тыс. до н.э. – сер. 1 тыс. н.э. VI – XIII вв. XV – XVI вв. Индоевропейский период Тюркский период (бронзовый век, железный век) (средневековье)

Каждая группа выполняет отдельное задание: 1 группа – составь в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в индоевропейском периоде. 2 группа – составь в хронологическом порядке список племен, составивших основу казахского народа в тюркском периоде. 3 группа – составь список государств, составивших основу казахского народа в период после монгольского завоевания в XIII - XV вв.

гунны сарматы уйсуны канглы саки андроновцы

кипчаки, каракитаи, найманы, жалаиры караханиды карлуки тюргеши тюрки

Сибирское ханство Могулистан Ногайская орда ханство Абулхаира Ак орда

Многовековой процесс формирования казахской народности и её этнической территории завершился в А) XIII – XIV вв В) XVI- XVII вв С) XV - XVI вв D ) XII – XIII вв Е) XIV – XV вв 2. Второй решающий этап этнических процессов в Казахстане начинается с середины 1 тыс. н.э. и связан с массовым расселением А) гуннов В) тюрков С) монголов D ) Арабов Е) кыпчаков 3. В XI – начале XIII вв жители большей части Казахстана именовали себя кыпчаками, но дальнейшая этническая консолидация была задержана А) монгольским нашествием В) арабским завоеванием С) османским завоеванием D ) переселением гуннов Е) джунгарским нашествием

4. Процесс интеграции племен и народов на территории Казахстана связан с историей образования и укрепления государств послемонгольского периода 1. Карлуксого каганата 2. ханства Абулхаира 3. Ногайской орды 4. Караханидского государства 5. Ак орды 6. Тюргешского каганата 7. Западнотюркского каганата 8. Могулистана 5. Процесс сложения казахской народности из различных тюркоязычных и монголоязычных этнических групп завершился А) XII – XV вв В) XVI- XVII вв С) XVII - XVIII вв D ) XVIII – XI Хвв Е) XIV – XV вв 6. Этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркских наций, возникли в А) VI– начале XIII вв В) XVI- начале XVII вв С) XVII - начале XVIII вв D ) XIV – начале XV вв Е) XV – XVII вв

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с особенностями исторического развития, произошедшими на территории Казахстана в связи с монгольским нашествием; а также познакомить с изменениями этнических, общественных и осложнением классовых отношений на территории Казахстана.

ПЛАН УРОКА № 6

Тема урока Завоевание монголами территории Казахстана

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями исторического развития, произошедшими на территории Казахстана в связи с монгольским нашествием; а также познакомить с изменениями этнических, общественных и осложнением классовых отношений на территории Казахстана.

а) образовательная: Сформировать у учащихся представления о процессе становления и развития империи Чингисхан; рассказать об основных направлениях и приоритетах завоевательной политики монголов.

б) развивающая: Способствовать развитию исторического мышления, памяти, умению выделять главное и делать выводы.

в) воспитательная: Прививать интерес к исторической науке, воспитывать любовь к истории родного края.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: лекция с элементами беседы

Ход и содержание урока:

1. Вводно-мотивационный этап.

1.1. Проверка учащихся группы

1. Кто является основателем Тюркского каганата?

2. Назовите причины распада Тюркского каганата?

3. Какое государство было образовано в 603 году?

4. На какие группы делились тюргеши?

5. Территория Карлукского государства?

6. Время существования государства огузов?

7. Столица государства кереитов?

9. Основатель Кыпчакского ханства?

10. В чем основные причины распада раннесредневековых государств?

3. Изложение нового материала:

1. Образование монгольского государства

2. Ясы Чингиз- хана

3. Последствия монгольских нашествий


Образование монгольского государства

В начале 13 века в глубинных районах Азии образовалось монгольское государство, основатель которого Темучин (1155-1227) подчинил себе все племена

Монголии. Родился он в семье Есугэй-бахадура, в урочище Делигюн Болдок. В то время его отец воевал с татарами и захватил в плен главу племени татар Темучина. В

ознаменование этого успеха и был назван будущий Чингисхан Темучином. Ему

исполнилось 9 лет когда умер его отец, и в течении многих лет он бедствовал, пока не

создал свое государство.

В 1206 году у истоков р.Орхон монгольская знать собралась на курултай и торжественно провозгласила Темучина правителем всех монголов под именем Чисгисхан.

Столица – г. Каракорум

Государство основывалось на принципах военно-административной организации. Территория и население были разделены на 3 округа:

Правое крыло - барунгар

Левое крыло –джунгар

Со времени своего основания монгольское государство было нацелено на завоевательные походы. Основными причинами монгольских походов были :

* необходимость в расширении границ государства

* необходимость в расширении пастбищных угодий

* для монгольской знати новые завоеванные народы – это новые плательщики дани и военный резерв для ведения войн.

* для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.

Уже в первом десятилетии XII века монголы подчинили себе народы Южной Сибири и затем вторглись в Китай. (1211-1219)

До прямого вооруженного вторжения и завоевания Казахстана монголы уже проникали на его территорию. Например, в 1211 году, преследуя разбитых найманов во главе с Кучлуком, которые направились к карахытаям в Семиречье, здесь появилось монгольское войско во главе Хубилай-нойоном. Поводом для вооруженного вторжения монголов в Казахстан послужила так называемая "Отрарская катастрофа". Чингисхан готовился к походу долго и тщательно. Вести о победах монголов, в свою очередь, волновали правителей Средней Азии. Хорезмшах Мухаммад отправил в Монголию два посольства, а Чингисхан свое - в Хорезм. Весной 1218 года оно было принято хорезмшахом Мухаммадом. Вслед за тем монголы направили в Среднюю Азию торговый караван, который летом 1218 года прибыл в Отрар. Правитель Отрара кыпчак Гайир-хан заподозрил купцов в шпионаже и приказал убить их, а караван разграбил. Чингисхан через своих послов потребовал выдать ему Гайир-хана, но в ответ послы были убиты. Это и послужило поводом к войне.

Уже весной 1219 года монголы начали сгонять скот в долину Иртыша, где находились бескрайние пастбища сочных трав, полным ходом шла подготовка к войне, тем более, что для нее теперь был предлог.

Поход начался в сентябре 1219 года с берегов Иртыша, когда, вероятнее всего, около 150 тысяч воинов Чингисхана со своими союзниками - двинулись через Семиречье до Сырдарьи. Осень и зима были любимыми временами года для монголов, поскольку реки, болота и топи покрывались льдом и не представляли преграды для их конницы. Подойдя к Отрару, сыновья Чингисхана Чагатай и Угэдей остались, чтобы захватить его, а Джучи направился со своим отрядом к низовьям Сырдарьи — на Дженд и Янгикент, покорять эти города, сам же Чингисхан со своим сыном Тулуем двинулся на Бухару и Самарканд - столицу Мавераннахра, один из крупнейших торговых центров мира того времени.

Правитель Отрара Гайир-хан защищался отчаянно с войском от 20 до 50 тыс. человек. Но на исходе пятого месяца осады хорезмский военачальник Караджа-хаджиб с десятитысячным войском сдались монголам, впустив их в город, за что впоследствии ими же и были казнены как предатели. Отрар еще месяц оборонялся силами воинов Гайир-хана, укрепившихся в цитадели, которая все же в феврале 1220 года была взята. Гайир-хан был подвергнут жестокой казни и умерщвлен.Население изгнано из города, монголы разграбили все имущество, цитадель и стены города превратили в руины.

Героическое сопротивление оказал монголам и Сыгнак. Осада его продолжалась семь дней и ночей, а после его взятия весной 1220 года все население было перебито монголами. Также мужественно оборонялся Ашнас, множество жителей которого, тоже погибло.

2. Ясы Чингиз- хана

Вступил в силу новый закон — Яса Чингисхана. В Ясе главное место занимали статьи о взаимопомощи в походе и запрещении обмана доверившегося. Нарушившего эти установления казнили, а врага монголов, оставшегося верным своему правителю, щадили и принимали в своё войско. Добром считались верность и храбрость, а злом — трусость и предательство.

Все население Чингисхан поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав тем самым племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей из приближенных и нукеров. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели своё хозяйство, а в военное время брались за оружие. Вооружённые силы Чингисхана, сформированные таким образом, составляли примерно до 95 тыс. воинов.

Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. Великий хан, собственник всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своём уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным.

При Чингисхане было узаконено закрепощение аратов, запрещен самовольный переход из одного десятка, сотни, тысячи или тумена в другие. Этот запрет означал формальное прикрепление аратов к земле нойонов — за ослушание арату грозила смертная казнь.

Вооружённый отряд личных телохранителей, называемый кешик, пользовался исключительными привилегиями и предназначался для борьбы против внутренних врагов хана. Кешиктены подбирались из нойонской молодёжи и находились под личным командованием самого хана, будучи по существу ханской гвардией. Вначале в отряде числилось 150 кешиктенов. Кроме того, был создан особый отряд, который должен был всегда находиться в авангарде и первым вступать в бой с противником. Он был назван отрядом богатырей.

3. Последствия монгольского завоевания.

Улус Чагатая включал всебя Южный и юго-восточный Казахстан, Восточный Туркестан и Мавераннахр. В улус Угэдэя вошли северо-восточная часть Семиречья, Западная Монголия, район Верхнего Иртыша и Тарбагатая. Сын Тулуй владел коренным юртом в Монголии.

Вместе выделить положительные и отрицательные моменты монгольского нашествия

Все родственные отношения между сыновьями были прекращены. Все чаще стали происходить междоусобные распри за власть и захват территории. После смерти в 1259 г. Великого хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.

4. Закрепление нового материала:

Работа с кроссворда по теме

5. Рефлексивно-оценочный: подведение итога урока, выставление оценок за урок

Читайте также: