В чем заключается кардинальное отличие в развитии науки xx века от предшествующих столетий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Важный вклад в решение глобальных проблем совре­менного общества вносят и другие учреждения ООН: Кон­ференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Орга­низация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.

В составе мирового сообщества организуются также и региональные объединения, например Европейский Союз (ЕС), нацеленный на формирование Соединенных Штатов Европы. В эту региональную организацию входят самые различные, с точки зрения их истории и экономического потенциала страны, которые успешно взаимодействуют на основе общих интересов: Бельгия, Великобритания, Гер­мания, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия.

ные инвестиции и квалифицированную рабочую силу. Все это обеспечивает высокую экономическую эффективность хозяйства Европейского Союза. С гораздо большим тру­дом и сложностями идет в ЕС, объединяющем очень раз­ные страны, процесс политической интеграции. Сказыва­ются весьма значительные различия между ними в расста­новке политических сил. Тем не менее в 2000 году Евро­пейский Союз уже приступил к созданию Конституции ЕС, которая должна заложить основы общего законодатель­ства для всех стран этого сообщества.

Все более важную роль в современном мире играет и Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Эта региональная организация объединяет ши­рокий круг стран Тихоокеанского бассейна, где проживает почти 40 % населения современного мира и производится свыше половины мировой продукции по стоимости. В АТЭС входят Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Чили, Ки­тай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мек­сика, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США, Вьетнам, Перу.

Деятельность ООН и других организаций способствует втягиванию в процесс глобализации все новых регионов и стран современного мира, в том числе тех, которые еще совсем недавно были наглухо от него изолированы.

Вопросы к разделу 6

Какие изменения произошли в сфере экономики стран Запада в послевоенный период? Чем они были вызваны?

Что такое реформизм? Назовите основные направле­ния данной политики.

Какую политику проводили консерваторы в 80-е годы XX века? В чем заключается ее специфика в сравне­нии с политикой, проводившейся в 60 — 70-е годы?

В чем состояли основные тенденции и новизна условий внутреннего развития СССР в послевоенные годы?

Как развивалась экономика в хрущевские годы, и ка­кое влияние оказывала на нее позиция самого руково­дителя страны?

Какие этапы в своем развитии прошла политическая система в хрущевское десятилетие?

Обозначьте изменения, произошедшие во внутриполи­тической жизни страны в период с середины 60-х до середины 80-х годов.

В какой последовательности были проведены социаль­но-экономические преобразования?

Как разворачивалась реформа политической системы?

Почему потерпела поражение попытка государствен­ного переворота в августе 1991 г.?

Какое влияние оказала вторая мировая война на ко­лониальную систему?

В чем заключается специфика модернизации традици­онных обществ Востока на современном этапе?

Почему потерпела неудачу попытка модернизации об­щества в Иране (реформы шаха Пехлеви)?

Назовите основные факторы, сыгравпгае ключевую роль

Каковы предпосылки крушения социалистических ре­жимов в странах Восточной Европы? В каких госу­дарствах преобразования проходили мирным, а в ка­ких насильственным путем?

В чем заключаются сущность и последствия радикаль­ных экономических реформ, проведенных в российс­ком обществе в начале 90-х годов?

Какой тип политической власти сложился в России в 90-е годы?

Назовите возможные альтернативы развития нашей страны на современном этапе.

Какие основные направления и приоритеты имеет вне­шняя политика России сегодня?

Как повлияли события 11 сентября 2001 года на вне­шнюю политику РФ и ее взаимоотношения со страна­ми Запада?

В чем заключается кардинальное отличие в развитии науки XX века от предшествующих столетий?

Раскройте содержание второго этапа научно-техниче­ской революции (НТР).

Какие глобальные проблемы современности были по­рождены НТР и каковы пути и методы их преодоления?

Что такое глобализация? В чем сущность данного по­нятия?

Является ли современный мир однополярным? Что создает препятствия процессу глобализации?

Укажите основные направления деятельности Организа­ции Объединенных Наций (ООН) на современном этапе.

Какое объединение олицетворяет европейскую интег­рацию, и какие страны входят в его состав?

РАЗДЕЛ 1. Понятие и типология цивилизаций .

Место и роль России в системе мировых
цивилизаций 3

Вопросы к разделу 1 10

РАЗДЕЛ 2. Древнейшая и древняя история .

Традиционные общества 10

2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации.
Источники сведений о первобытности 10

2.2. Цивилизации древнего мира 30

Вопросы к разделу 2 ..*. 55

РАЗДЕЛ 3. История средних веков 56

3.1. Христианская Европа и исламский мир

в средние века 56

3.2. От Древней Руси к Московскому царству 97

3.2.1. Происхождение восточных славян.

Образование Древнерусского государства 97

3.2.2. Экономическое и политическое развитие

Руси в IX - XII вв 101

3.2.3. Феодальная раздробленность на Руси,

ее политические и экономические
последствия 106

3.2.4. Нашествие татаро-монголов на Русь и

борьба Руси с агрессией немецких

и шведских феодалов в XIII в 110

3.2.5. Татаро-монгольское иго. Проблемы

взаимовлияния Руси и Золотой Орды 114

3.2.6. Образование Российского централизо­
ванного государства (XIV- нач. XVI вв.).
Объединение русских земель вокруг

3.2.7. Русская культура в IX - XVI веках 125

3.3. Индия и Дальний Восток в средние века 132

Вопросы к разделу 3 138

РАЗДЕЛ 4. История Нового времени 139

4.1. Страны Европы в XVI-XVIM вв 139

Новое время: понятие и периодизация 139

Реформация и Контрреформация 142

Абсолютизм в Европе 145

Европейские революции XVI-XVIII вв 150

Развитие культуры в новое время 159

4.2. Россия в XVI - начале XVII вв 162

Реформы Ивана Грозного. Политика опричнины, ее цели и последствия 162

Основные направления внешней политики

России в XVI в. Ливонская война 168

4.3. Россия в XVII—XVIII вв 178

4.3.1. Особенности социально-экономического

и политического развития России в середине
и второй половине XVII века 178

4.3.2. Первые попытки модернизации России.
Реформы Петра I. Оценка его деятельности

в современной историографии 184

4.3.3. Внешняя политика России в эпоху
царствования Петра I. Северная война 192

4.3.4. Внутренняя политика России

во второй половине XVIII в 197

4.3.5. Развитие культуры в XVII - XVIII веках 200

Традиционные общества Востока в XVI—XVIII вв. 207

Страны Европы и Северной Америки в XIX в 211

4.5.1. Индустриальное развитие стран Запада

во второй половине XVIII - XIX вв 211

4.5.2. Политическое развитие западного мира

4.5.3. Развитие культуры в странах

Западной Европы в XIX в 223

4.6. Россия в XIX веке. 227

4.6.1. Экономическое развитие России

в первой половине XIX века 227

Отечественная война 1812 г., ее влияние на международное и внутреннее положение России. Декабристы . 232

в России в 30 - 50-е годы XIX века 238

4.6.4. Реформы 60 - 70-х годов XIX в. в России,

их социально-экономические и политические
результаты 242

4.6.5. Общественные движения и политические
течения в России во второй половине

4.6.6. Русская культура XIX века и ее вклад

в мировую культуру 251

Страны Востока в период колониализма 255

Международные отношения в Новое время 259

Вопросы к разделу 4 266

РАЗДЕЛ 5. Мировое сообщество

в первой половине XX века 269

Мир в 1900 - 1914 гг 269

Россия в 1905 - 1917 гг 279

5.2.1. Революция 1905 - 1907 гг. Причины, характер,

движущие силы, основные этапы и итоги . 279

5.2.2. Эволюция экономической и социально-

политической системы России на путях

(июнь 1907 - 1916 гг.) 288

5.2.3. Российская культура начала XX в 294

5.3. Первая мировая война: причины, характер, итоги.

Участие в войне России 299

5.4. Россия в 1917 году 304

5.4.1. Борьба политических сил России за выбор

пути дальнейшего развития

(февраль - октябрь 1917 г.) 304

5.4.2. Октябрьская революция. Современные

оценки октябрьских событий 309

5.5. Страны Западной Европы и США в 1918 - 1939 гг. 313

5.5.1. Революционный подъем в странах Европы

и проблемы послевоенного урегулирования
(1918 - 1922 гг.) 313

Западные демократии (1918 - 1923 гг.) 318

Страны Европы и США в середине

и во второй половине 20-х гг 325

5.5.4. Общемировой кризис 1929 - 1933 гг. Пути
выхода из него разных стран. Наступление
фашизма и усиление угрозы мировой войны ..327

5.6. СССР в 1918 - 1941 гг 333

5.6.1. Гражданская война: основные этапы,

последствия. Причины победы

к НЭПу. Сущность НЭПа 338

5.6.3. Индустриализация и коллективизация.

Их политические, социально-экономические и демографические итоги и последствия . 343

5.6.4. Становление тоталитарного режима

в СССР в 30-е-годы 347

5.6.5. Внешняя политика СССР в 30-е годы 352

Страны Азии в 1918 - 1939 гг 357

Вторая мировая война. Великая Отечественная

война советского народа 364

Вторая мировая война 364

Великая Отечеавенная война 1941 - 1945 гг. 369 Вопросы к разделу 5 379

РАЗДЕЛ 6. Мир во второй половине XX века 381

6.1. Страны Западной Европы и США

во второй половине XX века 381

Особенности послевоенного восстановления. 381

Реформизм 60-х годов 383

6.2. СССР в 1945 - 1991 гг 392

6.2.1. Советское общество в послевоенный период.
Апогей сталинского тоталитаризма

6.2.2. Внутриполитическое развитие страны

в 1953 - 1964 гг 395

6.2.3. Социально-экономическое развитие СССР

в 1953-1964 гг 401

Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1985 гг 406

Советское общество второй половины 80-х

до начала 90-х годов. Попытки обновления
социализма и причины неудач 411

6.2.6. Августовский переворот 1991 г 418

Страны Азии в 1945 - 2000 гг 429

События 1989 - 1991 гг. •

в странах Восточной Европы 437

6.6. Россия в 1991 - 2002 гг 442

6.6.1. Современная ситуация в стране. Трудности,

противоречия, ошибки в процессе

преобразования всех сфер жизни

Российской Федерации и их преодоление . 442

6.6.2. Национально-государственные интересы
России в новой геополитической ситуации .. 452

6.7. Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий.

Кризис технократической цивилизации 459

6.8. Международные отношения и мировая

политика во второй половине XX века 466

Вопросы к разделу 6 474

Серия Среднее профессиональное образование;

П . С . Саллыгин , К . С . Беликов ,

СЕ . Бережной , Е . В . Вдовченков ,

М . Н . Крот , О . И . Рудая ,

Кузнецов В. Федоров И . Тарасенко Н . Лойкова И . Патулова А .

Сдано в набор 3.10.2006 г. Подписано в печать 25.10.2006 г.

Формат 84x108 1 / 32 . Бумага типографская.

Тираж 5 000. Заказ № 606

344082, г. Ростов-на-Дону,

пер. Халтуринский, 80

344019, г. Ростов-на-Дону, ул. Советская, 57. Качество печати соответствует предоставленным диапозитивам.

Похожие документы:

Б. Н. Топорнин Авторы комментариев

. немотивированно отвести по два присяжных заседателя. Суды присяжных рассматривают все уголовные дела . конституционно-правового регулирования общественных отношений. Авторский коллектив стремился отразить в комментарии достижения отечественной .

Комментарий к уголовному кодексу российской федерации

. международно-правовым обязательствам Российской Федерации. Авторский коллектив представлен учеными, а также практическими работниками . ), председатели судов, их заместители, а также присяжные и арбитражные заседатели, участвовавшие в составлении и .

. уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах). . о рассмотрении дела судом присяжных дело проходит предварительное слушание, . отдельных отраслей международного права). АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Ананьева Клара Яковлевна Занин .

Целью настоящего издания, подготовленного коллективом преподавателей кафедры социологии и культурологии мгту им. Н. Э. Ба­­­у­мана, является помощь студентам в

. к се­минарским занятиям. * * * Авторский коллектив: Багдасарьян Н.Г., д-р филос. наук, профессор, . свой смысл, а не реконструировать авторский. Может при этом возникнуть и . себя судьей, адвока­том, присяжным поверенным, подсудимым? Сравните критику .

В XX веке развитие науки происходит особо быстрыми темпами. Её развитие стимулируется потребностями практики. Промышленность потребовала новых технологий, в основе которых лежало научное знание. Мощным стимулятором для развития науки и техники были мировые войны, а также экономическое и военное противостояние двух военно-политических блоков, во главе которых стояли СССР и США. Развитые промышленные страны начинают выделять большие средства на развитие системы образования, подготовку и воспроизводство научных кадров. Расширяется сеть научно- исследовательских учреждений, финансируемых как государством, так и частными компаниями.

Наука перестает быть частным делом, какой она была в XXIII-XIX вв., когда её развивали любознательные самоучки: адвокаты, священники, медики, ремесленники и т.д. Наука становится профессией огромного числа людей. В настоящее время объем научной деятельности удваивается каждые пять лет. Это проявляется в ускорении роста научных открытий и научной информации, а также числа квалифицированных специалистов, занятых в науке.

По данным ЮНЕСКО, до начала 70-х годов ХХ века число научных работников ежегодно увеличивалось на 7% , в то время как численность всего населения росла лишь на 7% в год. В результате получается, нашими современниками являются более 90% ученых от их общего числа за всю историю науки.

Если в конце ХIХ века научные открытия совершались в маленьких лабораториях профессора или мастерской изобретателя, то в середине прошлого века начинается эпоха промышленной науки, крупных научно- исследовательских центров, расходующих десятки и сотни тысяч долларов. Наука начинает окупать себя, а капитал, вложенный в научные разработки - приносить прибыль.

В ХХ веке наука изменяет на только сферу производства, но и быт. Радио, телевидение, магнитофоны, компьютеры становятся обиходными вещами: так же как и одежда из синтетических тканей, стиральные порошки, лекарства и т.д.

Научно-техническая революция (НТР)- кардинальное изменение роли науки и техники в развитии общества в цивилизованных странах, произошедшее во второй половине ХХ века. На этом этапе наука становится непосредственной производительной силой общества, что значительно меняет месть и роль человека в производстве, характер его труда, особенности его профессиональной и гуманитарной подготовки в системах образования. Кроме того, НТР породила комплекс глобальных проблем человечества, пути решения которых она и пытается найти.

Основу первого этапа НТР, начавшегося в середине ХХ в. и продолжавшегося примерно до середины 70-х годов, составили достижения в области атомной физики и биологии, а также появление кибернетики. Основными техническими достижениями этого этапа НТР стали атомная энергетика, электронно - вычислительная техника (явившаяся технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

Еще одним направлением НТР, заложившего физические основы принципиально новых информационных технологий, стали исследования в области физики полупроводниковых наногетероструктур. Достигнутые в этих исследованиях успехи, имеющие огромное значение для развития электроники высоких скоростей, были отмечены в 2000 году Нобелевской премией по физике, которую разделили российский академик Ж.И. Алферов и американские ученые Г. Кремлер и Д. Килби.

На повестке дня современной физики- создание квантового компьютера(КК). фактически все разделы физики сегодня представлены в попытках решения этой задачи.

Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предварительных результатов. Квантовые компьютеры еще только проектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во многом станет иным. Произойдет это, по-видимому, уже на третьем этапе НТР, контуры которого лишь вырисовываются. По прогнозам ученых, этот новый этап не ранее конца первого десятилетия нынешнего века.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается кардинальное отличие в развитии науки ХХ века от предшествующих столетий?

2. раскройте содержание второго этапа научно-технической революции.

3. Какие глобальные проблемы современности были порождены научно-технической революцией и каковы пути и методы их преодоления?

Происхождение современной культуры. Развитие науки в XX веке. Интеграция науки и техники при ведущей роли естествознания в XX веке на основе революции в области физики. Развитие новой междисциплинарной науки - синергетики, ее методологическое значение.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.03.2012
Размер файла 41,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Кафедра истории, политологии и культурологии

РЕФЕРАТ по теме:

1. Происхождение современной культуры

2. Развитие науки в XX веке

3. Техника XX века

4. Наука в конце XX века

Введение

Современное поколение является свидетелем стремительного развития науки и техники. За последние триста лет человечество прошло путь от простейших паровых машин до мощных атомных электростанций, овладело сверхзвуковыми скоростями полета, поставило себе на службу энергию рек, создало огромные океанские корабли и гигантские землеройные машины, заменяющие труд десятков тысяч землекопов. Запуском первого искусственного спутника Земли и полетом первого человека в космос наша страна проложила путь к освоению космического пространства.

Однако до середины XX века почти все создаваемые человеком механизмы предназначались для выполнения хотя и весьма разнообразных, но в основном исполнительных функций. Их конструкция предусматривала всегда более или менее сложное управление, осуществляемое человеком, который должен оценивать внешнюю обстановку, внешние условия, наблюдать за ходом того или иного процесса и соответственно управлять машинами, движением транспорта и т.д. Область умственной деятельности, психики, сфера логических функций человеческого мозга казались до недавнего времени совершенно недоступными механизации.

Рисуя картины жизни будущего общества, авторы фантастических рассказов и повестей часто представляли, что всю работу за человека будут выполнять машины, а роль человека сведется лишь к тому, чтобы, наблюдая за работой этих машин, нажимать на пульте соответствующие кнопки, управляющие определенными операциями.

Однако современный уровень развития радиоэлектроники позволяет ставить и разрешать задачи создания новых устройств, которые освободили бы человека от необходимости следить за производственным процессом и управлять им, т.е. заменили бы собой оператора, диспетчера. Появился новый класс машин - управляющие машины, которые могут выполнять самые разнообразные и часто весьма сложные задачи управления производственными процессами, движением транспорта и т.д. Создание управляющих машин позволяет перейти от автоматизации отдельных станков и агрегатов к комплексной автоматизации конвейеров, цехов, целых заводов.

Вычислительная техника используется не только для управления технологическими процессами и решения многочисленных трудоемких научно-теоретических и конструкторских вычислительных задач, но и в сфере управления народным хозяйством, экономики и планирования.

1. Происхождение современной культуры

наука техника синергетика

В истории человечества существовало множество цивилизаций (Древний Египет, Шумер, Древняя Индия, Древний Китай, арабо-мусульманский Восток, средневековая Западная Европа и пр.), культура которых в подавляющем большинстве случаев была традиционной. Это значит, что в них социальное кодирование носило личностно-именной и профессионально-именной характер, что консервировало существующие технологические навыки и значительно тормозило введение технических инноваций. Несмотря на самобытность, этим цивилизациям присущи некоторые общие черты: во-первых, они были ориентированы на воспроизводство сложившихся социальных структур и образа жизни; во-вторых, инновации не обладали высшей ценностью; в-третьих, в поведении и мышлении доминировали традиционные образцы и нормы, концентрирующие опыт предков; в-четвертых, изменение видов средств и целей деятельности происходило весьма медленно; в-пятых, в общественном и индивидуальном сознании господствовали сакральные, религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления, что содействовало стабильности социокулътурной системы; в-шестых, первоначальные формы научного знания формулировались и излагались в виде рецептуры для имеющихся форм деятельности; в-седьмых, из-за особенностей социокультурной практики не сложилась развитая наука с ее теориями и нацеленностью на открытие новых объектов исследований.

На основании громадного статистического материала В.А. Мельянцев показывает, что в крупных странах и регионах Востока, за исключением, пожалуй, Передней Азии и Северной Африки, в первые семь-восемь веков нашего тысячелетия наблюдался в тенденции не медленный (как в древности) и тем более не замедленный (т.е. затухающими темпами, переходящими в стагнацию, регресс), а ускоренный рост производительных сил (совокупного производства, богатства, численности населения, производительного и потребительного потенциалов). В сравнении с быстрой и бурной экономической, социальной, географической и духовной экспансией стран Запада, этот процесс на Востоке был ничуть не менее динамичным; особенностями процесса было то, что он происходил за счет экстенсивного расширения производства при возможной стагнации или некотором снижении подушевого уровня производства и совокупной производительности.

Появление работ Галилея положило конец органическому восприятию мира как законченного и иерархически упорядоченного целого. Конкретно-чувственные представления пространства и времени, присущие европейскому средневековому мировосприятию, были заменены абстрактно-геометрическим пониманием пространства, времени и движения. Галилеевскпй экспериментально-математический метод представляет собой союз практики ремесленников и теории. Анализ компонентов галилеевского метода дает картину становления техники экспериментирования у искусных мастеров-ремесленников, инженеров-художников и архитекторов (Ф. Брунеллески, Б. Челлини, Н. Тартальи, Г. Агриколы, Р. Лормана). Они выражали в количественной форме результаты исследований природы, подготавливали эмпирические данные к приложению математических методов.

В культуре ренессансной Европы с ее духом нарождающейся буржуазии был осуществлен синтез разрозненных компонентов науки практического знания и строгой математической формы. Весомый вклад в это внесли как практика, так и теория архитектуры. В качестве модели архитектуры итальянского Ренессанса была принята платоновская концепция пространственно-временного континуума универсума (об этом свидетельствуют архитектурные теории Л. Альберта и др.) (К. Ван Вен). Платоновский мир - это геометрически упорядоченный мир. Геометрия и объективность явились средством рационального понимания универсума. В этом случае архитектурный мир (мир города), созданный человеком, стал материальной репрезентацией самосознания ренессансной культуры, отбросившей путы схоластического мышления. Методы логической дедуктивной геометрии способствовали в эпоху Ренессанса десакрализации многих сфер жизнедеятельности человека: искусства, науки и др., а также придали научному знанию статус универсальности.

2. Развитие науки в XX веке

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических, общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих движений - научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.

Произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в области электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного материаловедения (“новые материалы”), химии и катализа, создание современных авиации и космонавтики, бурное развитие информационных технологий, поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники породили производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат наукоемкие технологии, за счет которых происходит экономическое развитие в последние годы. Поэтому научно-технический прогресс в последние десятилетия приобретает ряд новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки, техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое сокращение срока реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с 1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. - 24 года, с 1945 по 1964г. - 14 лет, а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика, лазеры) - 3-4 года. Произошло, таким образом, сокращение этого периода до продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и технического совершенствование производства, стало экономически более выгодным развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе самой современной, но “сегодняшней” техники. В результате изменилось взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали развиваться на основе науки - в виде наукоемких технологий. Это технологии, в которых способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные вспомогательные производства, использующие новейшие технологии. В наукоемких отраслях высоки темпы научно-технического прогресса. Например, в ключевой области современного НТП - микроэлектронике - скорость накопления опыта характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отставание чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным отставанием отраслей, где широко применяется электроника - в таких наукоемких отраслях как лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др. Эти технологии используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных наук. Скорость появления новых изобретений и совершенно новых направлений исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного знания способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому у производителей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в контактах с наукой.

Кроме того, наукоемкие технологии не представляют собой изолированные, обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга. Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные разработки, открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей. Чрезвычайно важны также распространение одной и той же научно-технической идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынка.

3. Техника XX века

Машиной, которой больше чем какой-либо иной суждено было преобразовать как промышленность, так и условия жизни в XX веке, явился двигатель внутреннего сгорания. Он, хотя и более косвенно, чем первоначальная паровая машина, явился плодом применения науки, в данном случае термодинамики. Основная идея взрыва предварительно сжатой смеси воздуха и горючего газа для осуществления термодинамического эффекта принадлежала французскому инженеру де Роша (1815 -1891), который выдвинул ее еще в 1862 году, однако от идеи до работоспособной машины был еще далекий путь и необходимо было разработать еще много существенных деталей методы зажигания, функционирования клапанов, - которые не требовались в паровых машинах.

Пионеры-практики Ленуар (1822-1900) и Отто (1832-1891), изобретшие все еще почти универсальный четырехтактный цикл, и Дизель (1858 1913), дополнивший его компрессорным зажиганием, сумели создать мощные двигатели, однако применение их ограничивалось на протяжении XIX века сравнительно небольшим числом стационарных газовых и нефтяных двигателей. Эти двигатели и автомобили производились главным образом как предмет роскоши или для спортивных целей.

Генри Форд (1863-1947) начал как конструктор-любитель в мастерской на заднем дворе и быстро превратился в самого преуспевающего фабриканта нового автомобиля, потому что он понимал, что то, что было действительно нужно, это дешевый автомобиль в огромных количествах. Осуществление этой идеи потребовало в некоторой степени массовости производства и в то же самое время дало мощный толчок его дальнейшему развитию. Начиная с этого момента все классические методы машиностроения должны были подвергнуться перестройке с тем, чтобы оно было способно производить идентичные детали в большом количестве.

Летать как птица было извечной мечтой человечества, как об этом свидетельствуют широко распространенные легенды о летающих людях или летающих машинах, а также издревле делавшиеся во всех странах мира попытки подражать птицам. Проблемы полета столь сложны, что не могли быть разрешены наукой прошлого века; в осуществлении длительного полета все зависело от наличия достаточно легкого двигателя, а такой источник энергии мог быть получен только в XX веке в результате усовершенствования двигателя внутреннего сгорания. Братья Райт, механики-велосипедисты по профессии и аэронавты по призванию, смонтировали ими самими сделанный двигатель на самолет и работали над его усовершенствованием до тех пор, пока он в первый раз не полетел в 1903 году. Труден только первый шаг. Стоило Орвилю Райту поднять свой аэроплан в воздух и заставить его пролететь несколько футов, как будущее авиации было обеспечено.

В основном именно в связи со своим эмпирическим происхождением аэроплан должен был в первые десятилетия своего существования больше давать науке, замечает Дж. Бернал, чем извлекать из нее. Это обстоятельство послужило причиной для начала серьезного изучения аэродинамики, что должно было получить широкий отклик в машиностроении и даже в метеорологии и астрофизике. Усилия, относящиеся к более раннему периоду, такие, как работа Магнуса (1802 1870), сосредоточивались на полете снарядов. Изучение обтекаемого движения и турбулентности, предпринятое в связи с работой над первыми аэропланами, нашло себе непосредственное применение в конструкции судов и во всех проблемах, связанных с воздушным течением, начиная с доменных печей и кончая вентиляцией жилищ. Результаты исследований в области аэродинамики затем нашли свое эффективное применение в авиации XX века и, прежде всего в военной авиации.

Электронные приборы и устройства нашли широкое применение, стали незаменимыми в аппаратуре связи, автоматике, измерительной технике, электронных вычислительных машинах и во многих других очень важных областях. Радиоэлектроника, широко вошедшая в производство, науку, быт людей, является одним из самых главных направлений технического прогресса, мощным средством повышения производительности труда. Детищем радиоэлектроники являются и электронно-вычислительные машины (ЭВМ), чье развитие привело к компьютерной революции.

Более того, информационная инфраструктура, основанная на слиянии ЭВМ, систем связи (в том числе космической) и баз знаний, становится важнейшим фактором в дальнейшем развитии электронной и вычислительной техники и информационных технологий.

4. Наука в конце XX века

В конце XX столетия быстрыми темпами идет развитие новой междисциплинарной науки - синергетики. Ее методологическое значение для теории и практики различных областей человеческой деятельности вытекает из того, что она представляет собою новое мировидение, т.е. синергетика дает принципиально новое видение мира и новое понимание процессов развития природы и общества.

В основе синергетики лежат идеи системности, или целостности мира и отражающего его научного знания, общности закономерностей развития всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности, либо многовариантности и необратимости, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка, кооперативного взаимодействия отдельных частей какой-либо неупорядоченной системы (принцип синергизма). Сама синергетика как наука была создана зарубежным ученым Г. Хакеном, однако она в связи с интенсивным развитием достаточно быстро превратилась в мировидение и вызывала глубокую и масштабную научную революцию.

Синергетика как мировидение обладает значительным гуманистическим и эвристическим потенциалом, так как ее идеи позволяют выделить нечто общее, взаимоподобное в процессах развития сложных физических, химических, биологических, политических, экономических” и прочих социальных систем. На основе этого выделения появляется возможность просчитывать оптимальные для человека пути развертывания событий и тем самым получить рычаги управления процессами развития. Осознание такого рода возможности способствует выживанию человека в непростой ситуации конца нашего столетия с ее множеством грозящих катастроф: ядерной, экологической, генетической, биологической, социальной и пр. Именно синергетика дает надежду на решение возникших в связи с этими угрозами задач выживания мировой цивилизации. Эффективность синергетики заключается в том, что она в различных по своей природе процессах (физических, химических, биологических, социальных и т.д.) вычленяет общие механизмы самоорганизации.

Заключение

Уже на заре становления общества возникла потребность в предвидении при совершении нашим пращуром самых элементарных актов созидательной деятельности; со временем по мере усложнения общества и соответствующего развития мышления предвидение, прогнозирование выделилось в особую категорию сознания, стало новой психической особенностью человека. Можно утверждать, что человеку присуща потребность при открытии манящего будущего, вот здесь-то и работает его воображение, представляющее поистине чудо. И если им с древних времен пользовались прорицатели, шаманы, ведуны, то потом оно стало на службу художникам, писателям, поэтам, ученым, изобретателям. И это чудо воображения в сфере науки и техники принесло немало чудесных плодов, которыми мы пользуемся в наше время.

Библиографический список

1. Ивушкин, Е.Б. Философия и история науки - СПб.: Алетейя, 2006.

2. А.Г. Назаров Наука и безопасность России. Историко-научные, методологические, историко-технические перспективы / Под ред. А.Г. Назарова. - М.: Наука, 2001.

3. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы регионы науки. - М.: ИНИОН РАН, 2005. - 148 с.

4. Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. - М.: Наука, 1991.

5. Лесков Л.В. Наука как самоорганизующаяся система // Общественные науки и современность. - 2003.

6. А.Г. Назарова Наука и безопасность России. Историко-научные, методологические, историко-технические перспективы - М.: Наука, 2001.

Ответ


Стабильная политическая система в парламенте, партии консерваторов и либералов, огромная колониальная система, "Англия - владычица морей", Индия - жемчужина среди других колоний

Ответ


Собственно шапка Мономаха - это корона российских великих князей и царей, якобы подаренная византийским императором Константином Мономахом великому князю Владимиру Второму (Мономаху). В переносном значении - высшая самодержавная власть, в ироническом значении - руководящая должность. Фразеологизм "Тяжела ты, шапка Мономаха", взятый из драмы Пушкина "Борис Годунов", означает, что чем выше власть, тем больше ответственности и тем катастрофичнее последствия неудачного правления.

Ответ


Основатель Мухамед-пророк Аллаха, основной задачей было объединить арабов. Его основы состоят в том, что Аллах единый Бог, что нужно творить добро.

Читайте также: