Исследовательский проект это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Виды и типы исследовательских работ и проектов

В данном разделе мы постараемся рассмотреть виды исследовательских работ, а также существующие виды исследовательских проектов школьников общеобразовательных и дошкольных учреждений с целью более точно определения целей и задач работ.


Учитель должен четко определять, знать виды и типы создаваемых исследовательских проектов с ребенком или группой детей перед тем, как организовать плодотворную исследовательскую деятельность, создать условия для ее реализации школьником, понимать суть исследовательской работы и проекта.

Исследовательские работы также подразделяются и на типы исследовательских работ или типы исследовательских проектов, такие определения и различия в типах необходимо знать и понимать на подготовительном этапе исследовательской деятельности.

Перечисленные ниже типы и виды учебных работ относятся и к научно-исследовательским работам и проектам учащихся (школьников, студентов).

Типы исследовательских работ и проектов учащихся


1. Теоретическое исследование. В ходе данного исследования не предполагается проведение эксперимента. Однако это не означает, что у вас должен получиться реферат. Вы выполняете изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных).

2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.

Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.

  • Естественный эксперимент. Наблюдение за объектом в домашних условиях или в естественных для объекта условиях.
  • Лабораторный эксперимент. Это наиболее распространенный тип экспериментальной работы. Результатом являются полученные в эксперименте данные, которые размещают в виде таблиц, диаграмм, графиков и в дальнейшем анализируют, сравнивают и делают выводы.
  • Вычислительный эксперимент. В связи с высоким развитием информационных технологий у школьников имеется возможность продемонстрировать свой уровень владения различными компьютерными программами. Вы можете написать программу, моделирующую какое-либо явление и провести исследование на основе этой программы. Иногда проводится исследование какой-либо зависимости с помощью математических приложений и готовых программ. Можно создать анимацию какого-то явления.

3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.

Виды исследовательских работ и проектов учащихся


Далее мы рассмотрим существующие виды исследовательских работ учащихся, которые также относятся к научно-исследовательским учебным работам.

В соответствии с методом и способом исследования, доминирующим в работе, можно выделить следующие учащихся:

1. Проблемно-реферативная работа (информационно-описательная) – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения.

Разновидностью проблемно-реферативных работ является сравнительная в которой проводится работа с источником, сравнение и вывод.

2. Аналитико-систематизирующая работа (натуралистическая-описательная) – наблюдение, фиксирование, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых объектов, процессов или явлений.

Одной из разновидностей аналитико-систематизирующей работы является натуралистическая описательная работа, направленная на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Может иметь элемент научной новизны.

Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

3. Проблемно-поисковая работа – осуществление поиска информации, опроса, интервью, сбора мнений, изучение архивных документов, СМИ, участие в экспедициях, анализ.

4. Диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых явлений, процессов или систем.

5. Изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов.

6. Экспериментально-исследовательская работа (опытно-экспериментальная работа) – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем.

7. Проектно-исследовательская работа – формулировка проблемы и идеи, экспертиза, реализация реального проекта.

Если Вы желаете разместить ссылку на станицу Виды и типы исследовательских работ, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:

Код ссылки на страницу "Виды и типы исследовательских работ и проектов":
Виды и типы исследовательских работ

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.

Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:

– исследования в гуманитарных областях;

Определяя тему исследовательского проекта, нужно прежде всего выбрать объект изучения, и определить, что об этом объекте мы хотим узнать, т.е., что будет предметом изучения.

Первый шаг в решении этой задачи – выбор предметной области исследования. Это может быть география, история, литература, физика, химия и др. Внутри этих областей нужно выбрать более частную предметную область. Например, в физике – это механика, оптика, электричество, магнетизм, в географии – животный, растительный мир, почвы, водные ресурсы, экология и др.

На втором шаге выбора темы исследовательского проекта можно задаться вопросом: “Какие аналогичные знания могут быть получены о более частных объектах, и которые могут быть кому-то полезны?”. Это могут быть, например, знания о растительном, и животном мире, состоянии экологии территории, на которой ты проживаешь. Или это могут быть знания не о электромагнитном излучении вообще, а об излучении конкретных бытовых проборов.

Определяя возможную тему исследования, всякий раз нужно сформулировать вопрос, на который следует ответить в результате исследования.

- справочную (вторичную) - систематизированные краткие сведения в любой отрасли знаний.

Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы.

Первичная информация - это исходная информация, которая является результатом непосредственных социологических экспериментальных исследований, изучение практического опыта (это фактические данные, собранные исследователем, их анализ и проверка).

Вторичная информация - это результат аналитической обработки и публикации информации по теме исследования (это опубликованы документы, обзор информации по теме). Это:

- информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры);

- справочная литература (энциклопедии, словари);

- каталоги и картотеки;

Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны.

Достоверность - это достаточное правильность, доказательство того, что названный результат (закон, совокупность фактов) является истинным, правильным. Достоверность результатов и выводов обосновывается экспериментом, логическим доказательством, анализом литературных и архивных источников, проверенных на практике. Есть три группы методов доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные подтверждения практики.

7. Технология работы с информационными источниками

К методам работы с научной̆ информацией̆ относятся методы поиска информации; методы обработки полученной̆ информации; методы систематизация и хранение научной̆ информации.

Научная информация представлена в научной̆ литературе.

Монография � научный̆ труд одного или нескольких придерживающихся единой̆ точки зрения авторов, в котором с наибольшей̆ полнотой̆ исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.

Брошюра � непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной̆ практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий̆ исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Статья � научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.

Учебное пособие � учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной̆ программой̆ и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

Начинать работу лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной̆ проблемы, но и список основных опубликованных по ней̆ работ.

Исследовательский проект — это то, что предпринимается для создания и получения нового продукта/результата или решения проблемы, применяя доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Результаты исследовательской деятельности оформляются установленным образом.

Советы:

  • Особенно ценны командные проекты, они помогают тебе освоить приемы сотрудничества.
  • Наставничество в проекте очень важно, так как взрослые (учителя, родители, старшие ребята) могут поделиться с тобой своим опытом работы над проектами и по тематике исследования.

Для успешной работы над проектом тебе понадобятся навыки:

  • Планирования задач и мероприятий проекта
  • Формулирования проблемы
  • Определения методов исследования
  • Умения систематизировать, анализировать и делать выводы по результатам проведенной работы

В тоже время, если у тебя нет опыта в проектной деятельности, не стоит унывать. Работа над проектом уже включит тебя в работу над собой, а опытный наставник поможет сформировать необходимые навыки.

Особенности проектно-исследовательской работы:

  • Проект ограничен во времени (у него есть начало и конец)
  • Работа над проектом делится на несколько этапов (лучше сразу их определить)
  • В ходе работы над проектом содержание этапов может меняться, так как ты в процессе исследования можешь прийти к совершенно неожиданным результатам. И это совершенно нормально.
  • По итогам проекта обязательно должен быть создан новый продукт или выполнено исследование выбранной проблемы

Этапы проекта:

Изучи проблему. Проблема – это то, что заставляет появиться гипотезу. В результате изучения проблемы находятся противоречия или что-то новое, необычное.

Сформулируй гипотезу. Гипотеза – это предположение, один из возможных вариантов или же решений. Ты, взяв некую гипотезу за основу, пытаешься сделать на ее основании выводы. Но гипотеза не всегда является верной, ее нужно подтвердить.

Определи цель. Цель – это итоговый результат, который ты хочешь достичь в проекте.

Выдели задачи. Это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели.

Выбери методы и инструменты

Реализуй задачи . Обычно задачи отражают этапы проекта, задач может быть много, как и этапов, но лучше ограничится 3-5, укрупнив их.

Создай продукт. Результатом проекта должен стать новый продукт, поэтому надо основательно подумать над тем, что можно создать в результате проекта.

Проанализируй результаты

Оформи проект. Создай текстовый документ, в котором будут описаны все этапы работы над проектом, указаны гипотеза, цель, задачи, обоснована актуальность, написаны выводы.

Создай презентацию. Это завершающий этап проекта. От качественной подготовки презентации зависит успешность защиты. Не перегружай презентацию текстом. Идеально: заголовки и иллюстрации, остальное говоришь ты.

Защити проект. Гарантия успеха: тебе должно нравится то, чем ты занимаешься. Делай паузы там, где слушающим нужно подумать.

Как выбрать тему школьного проекта

Ты можешь обратиться педагогу-предметнику, педагогу-наставнику, родителям с просьбой помочь в выборе темы.

Можно попробовать придумать тему самостоятельно. Подумай, чего не хватает тебе и твоим близким, одноклассникам или окружающим тебя взрослым, и попробуй сформулировать тему проекта, чтобы решить эту проблему.

Попробуй обратиться к знакомым, работающим в аграрных производствах, фермерам и т.д., у них наверняка есть идеи проблемы, связанные с рабочим процессом, а может быть даже идея для решения проблемы.

Можешь найти интересную тему в интернете, но подготовить проект по-своему.

Актуальность

Например, для темы "Профессии в сельском хозяйстве школьникам" актуальность можно описать следующим образом:

Здесь можно привести статистику, например, опроса в классе, школе и т.д.

Чтобы сформулировать актуальность, ответь на вопрос "Почему ты это делаешь?".

Гипотеза

Когда в науке появляется что-то новое - явление или процесс, то оно требует своего научного объяснения. То есть, как это происходит, по каким причинам, к чему ведет. И, конечно, гипотеза - это не просто фантазия на тему, а должна быть связана с явлением, подтверждаться наглядным действием. Гипотез может быть множество.

Гипотеза - это твоя догадка, которую надо потом чем-то подтвердить и привести пример. Например, в саду летом будут цвести розовые розы - дождемся лета и проверим.

Гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

  • содержать предположение
  • быть проверяема, подтверждаема
  • быть логически непротиворечивой
  • быть реально опровергаема или доказуема

Способы проверки гипотез:

- теоретический (основан на логике, анализе литературных и публицистических источников)

- эмпирический (основан на наблюдениях, опыте, эксперименте)

Если гипотеза подтверждается, то она становится теорией, знанием.

Если гипотеза будет опровергнута, она становится ложным предположением.

Отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

  • может быть;
  • предположим;
  • допустим;
  • возможно;
  • что, если…

Цель

Цель должна быть:

ясной, учитывать особенности проекта, актуальной. Вопросы: что именно ты хочешь достичь/улучшить/изменить?

измеримой. Здесь нужно указать числовые данные: какие результаты покажут достижение цели, какие факты это подтвердят?

достижимой. Это не отменяет амбициозность цели, но учитывай имеющиеся ресурсы.

согласованной, важной. Будет хорошо, если работа над данным проектом будет продолжением предыдущего исследования или станет основой для последующих. Таким образом, ты сможешь выстроить свой стержень, и понимать важность исследования в твоей жизни и его глубину. А может быть, ты сможешь влиться в топ значимых направлений развития своей школы. Необходимо определиться и согласовать с командой проекта необходимость их участие в нем, где член команды имеет свою миссию в исследовании, которая соответствует его интересам, знаниям, умениям, навыкам, компетенциям и способен принести пользу в работе над проектом.

определенной по срокам. Должен быть установлен конечный срок для промежуточных и для конечных итогов, по истечению которого будет ясно, насколько ты близок к запланированному результату.

Цель формируется из темы проекта.

Чтобы сформулировать цель, ответь на вопрос "Чего ты этим хочешь добиться?". Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пиши так, как есть.

Задачи. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта.

Сложно дать какие-то конкретные рекомендации, так как эти этапы будут уникальны для каждого проекта. Даже два проекта, выполненных разными авторами, но по одной теме, будут отличаться в этой части. Каждый решает свой проект по-своему, и достигает цели тоже по-разному.

Примеры результата проектов (продукта)

Результатом проекта может быть:

  • видеоролик, решающий задачи проекта
  • информационных буклет
  • брошюра
  • тематический блог в социальных сетях
  • обучающая компьютерная программа, например, на языке Scratch
  • инструмент или модель инструмента, облегчающего труд
  • обучающие материалы для классного часа
  • модель прибора/оборудования, наглядно демонстрирующая работу
  • оформленные итоги социологического исследования, диаграммы, выводы о необходимости внедрения в изучаемый процесс необходимых изменений
  • справочник;
  • газета;
  • журнал;
  • альбом;
  • гербарий;
  • карта;
  • экскурсия;
  • игра;
  • сценарий мероприятия;
  • костюм;
  • макет;
  • модель;
  • сувенир;
  • мультимедийный продукт;
  • учебное пособие
  • и др.

Оформление проекта

В текст проекта не обязательно включать много текста, большую его часть можно заменить картинками: графиками, скриншотами, фотографиями. Это, во-первых, упрощает написание текста проекта, и во-вторых, отлично его иллюстрирует и доказывает то, что вы сами его сделали.

Необходимы фотографий или видеоролик иллюстрирующие твою работу над проектом.

Самая популярная программа для работы с текстовым файлом Microsoft WORD — это часть пакета Microsoft Office. Но есть немало программ и сервисов, которые позволяю работать с текстом точно так же, как и WORD.

Итак, аналоги Microsoft Office:

Требования к оформлению

Как правильно подготовить презентацию

Презентация должна дополнять речь выступающего, иллюстрировать основные положения и результаты. Отторжения и раздражения у слушателей быть не должно. Для электронной презентации, которая будет демонстрироваться на большом экране для группы людей, рекомендуем следующее:

Тёмный фон и светлый шрифт или, наоборот, белый фон и чёрный шрифт. Это сделает презентацию хорошо читаемой при любом освещении.

Шрифт без засечек и теней. Шрифт может быть Arial, Verdana и т.п., но не Times New Roman и похожие на него. От засечек и теней глаза слушателей устают, информация тяжело воспринимается.

Единообразный стиль оформления слайдов (фон, шрифт, отступы между абзацами, заголовки). Размер шрифта у заголовков рекомендуется не менее 36, у основного текста — не менее 24. Если текст не умещается на одном слайде, то не надо уменьшать размер шрифта. Просто распределите его на несколько слайдов.

Отказ от анимационных эффектов. Анимация, на самом деле, очень отвлекает слушателей доклада.

Если вы делаете презентацию в качестве раздаточного материала (для последующей печати на принтере), то первое правило меняем на диаметрально противоположное: белый фон и чёрный шрифт. Всё остальное остаётся таким же.

Читайте также: