Воспитательный проект в начальной школе примеры

Обновлено: 06.07.2024

2 Актуальность проекта. Жизненный опыт, человеческая культура передаются из поколения в поколение. Становление ценностного отношения зависит от ряда факторов (ценностный выбор, непосредственное переживание детьми ценностных отношений, осмысление самим объектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека, что происходит в ценностно-ориентированной деятельности). Вот почему вхождение ребёнка в культуру-процесс сложный и всецело зависит от его желания, усилий, умений. Ему должны помочь взрослые стать достойным человеком, для которого присущи положительные качества, добродетели, составляющие обобщённую характеристику моральных качеств личности, основу общечеловеческих ценностей.

4 Задачи проекта: Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём.

5 Ожидаемые результаты: Каждая из поставленных задач, имеет свои определённые критерии оценки. Прежде всего это стиль общения между собой, отношение к окружающим, желание видеть прекрасное и красивое, количественные результаты по проводимым мероприятиям и число участников.

6 Факторы риска: Низкая активность родителей в организации и проведению мероприятий. Нежелание учащихся воспринимать культуру общения. Учитывая социальные факторы проживания учащихся - неумение применять навыки культуры общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности


МУНИЦИПАЛЬННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 ИМЕНИ 5-ОЙ ОРЛОВСКОЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА КРАСНОЗНАМЁННОЙ ОРДЕНОВ СУВОРОВА И КУТУЗОВА СТРЕЛКОВОЙ ДИВИЗИИ Г. ОРЛА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ

2020-2021 год

Автор-составитель: учитель

начальных классов

Еремеева Светлана Николаевна

Содержание проекта:

Пояснительная записка …………………………… 2 – 6

Содержание и механизм реализации ……………. 7 - 10

Календарный план ………………………………… 11- 14

Оценка эффективности ……………………………. 15 – 16

Пояснительная записка

Процесс воспитания во все времена играл немаловажную роль в развитии ребёнка, т.к. он аккумулирует в себя работу по формированию личности ребенка, развитию системы межличностных отношений, освоению моделей коммуникативного поведения, и, как следствие влияет на становление личности будущего гражданина России.

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их образовательно - воспитательных возможностей, семейных духовно-нравственных ценностей. Именно семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитания и развития. Семья является основой любого государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания духовной истории народа; традиций.

Безусловно, следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: нарушены процессы формирования у детей духовно-нравственной сферы; наблюдается духовно-нравственная некомпетентность, отсутствуют у подрастающего поколения четкие представления о пороке и добродетели, ответственности перед своей семьей, обществом.

Во многом эти проблемы обусловлены низким уровнем сотрудничества семьи и общеобразовательной школы в формировании у растущего человека семейных духовно-нравственных ценностей в жизнедеятельности человека, его самореализации.

Исследование также показало, что большинство родителей и детей в настоящее время испытывают затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия школы и семьи для решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей.

Отсюда возникает проблема в формирование у учащихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы, которое способствовало бы формированию и развитию духовно - нравственных устоев школьников, вовлечённости в образовательный процесс родителей, а так же поднятию престижа семейных ценностей.

Эту задачу возможно решить с помощью внедрения в образовательный процесс групповых форм педагогической работы, включающих в себя работу с родительским комитетом: семейный вернисаж, родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентация семейного опыта, семейные чтения, педагогическая мастерская для родителей, дневник учащегося, вынесение благодарности родителям и детям, семейный архив, семейный музей, на сохранение и возрождение семейных традиций, а так же более глубокого изучения истории своей семьи.

Актуальность проекта

В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и другим людям, к обществу, природе.

Данный проект имеет конкретную цель – объединить родителей, детей, бабушек и дедушек для проведения совместного досуга, что способствует укреплению здоровых отношений в семье. Проект создан для повышения престижа семьи, оказание помощи в сохранении и укреплении семейных ценностей, создание условий для повышения и реализации духовного, социально-психологического творческого потенциала семей, объединения семей для взаимной поддержки.

Таким образом, проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций является актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Цель проекта:

создание условий для развития и полноценного укрепления семейных ценностей на основе взаимопонимания, взаимовыручки, передачи семейных традиций.

Организация работы классного руководителя с семьей на основе солидарности.

Формирование прочных, надежных, доверительных взаимоотношений между родителями(законных представителей) и учителем.

Организация работы с учащимися в рамках семейного воспитания.

Популяризация семейных ценностей родителями.

Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.

Семья и школа – это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка.

Если воспитывать подрастающее поколение на семейных традициях, то активное вовлечение родителей в жизнь школы и класса будет способствовать приобретению нового взгляда на отношения в семье; поможет родителям познать своего ребенка, его способности и интересы вне семьи, будет способствовать успешному личностному развитию детей и повышению качества знаний; интересу к истории своей семьи, своего государства.

Объект проекта

В настоящее время, в современном обществе продолжается раскол между школой и обществом. Школа не всегда понимает родителей, родители в свою очередь, не слишком стараются сотрудничать со школой. Происходит резонанс. Ведь ни для кого не секрет, что например, родители без особого желания посещают родительские собрания, в силу разных причин, например, в моем классе в среднем, собрания посещают только – 53%. И как правило – это женский коллектив, и только 2% отцов. В итоге мальчики и девочки воспитываются по женскому типу и в недостаточной мере получают мужское внимание, и как результат у них больше развиваются: эмоциональность, чувствительность, а не деловитость и практичность. Вот почему в своем проекте я пап задействовала.

Для того чтобы выбрать родительский комитет, мне пришлось, целиком собрание посвятить проблемам взаимосвязи семьи и класса, убеждать родителей о важности этого комитета, разъяснять задачи и функции. Мне захотелось разработать такой проект, который мог бы объединить наши взгляды и помочь детям развиваться в правильном направлении с учетом физических, психологических, индивидуальных особенностей.

В учебно-воспитательном процессе участвуют три субъекта: ребенок, родители, педагоги. Для того чтобы ребенок действительно прошел в школе свой путь развития, то есть взросления, и на выходе из школы первой ступени соответствовал модели выпускника начальной школы, нужны согласованные действия всех сторон. Каждая сторона должна четко понимать, какое содержание учебной и неучебной деятельности является развивающим, формирующим личность ребенка, какими способами этого можно достичь.

Изучение материалов: “Национальной образовательной инициативы” “НАША НОВАЯ ШКОЛА” помогло понять, что проблема заключается в недостаточной сформированности взаимодействия семьи и школы. И как результат – не эффективные условия для успешного образования и развития учащегося. Современная школа должна решать эти проблемы.

“Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха”.

Исходя из всего, в нашем классе сложилась такая ситуация:

1. Тип семейного воспитания.

В декабре 2009 года, мною был проведен тест на выявление эмоциональной атмосферы в семье, то есть выявление типа семейного воспитания. По данным мониторинга у учащихся 2 “А” класса в семьях, имеются следующие результаты:

Типы семейного воспитания в классе. (Рисунок 1)

2. Отношение к школе семей.

По данным опроса 79% семей относятся к школе в целом, положительно, без каких– либо претензий. Остальные – 21% – отрицательно.

3. Посещаемость родительских собраний (состав).

Общая посещаемость родителей собраний – 53%, из них 51% – женская половина, 2% – мужская половина.

4. Интересы детей.

89,5% – посещают како-либо кружок, секцию в школе или в дополнительном образовании по интересам.

10,5% – не посещают ни какие кружки, секции по интересам.

5. Уровень воспитанности учащихся.

В феврале 2009 года, мною был проведен тест на изучение уровня воспитанности учащихся, для того чтобы выявить проблемы, от которых зависит тематика родительских собраний. По данным мониторинга получились следующие результаты:

Уровень воспитанности в классе. (Рисунок 2)

Вышеуказанные исследования и показывают наличие проблемы в эффективном взаимодействии семьи и школы.

Основная проектная идея.

Объединить усилия, творческий потенциал родителей и педагогов на основе совместной внеурочной деятельности для создания развивающей среды для учащихся.

Цель, задачи проекта, сроки реализации, ожидаемые результаты, показатели результативности.

Цель: создание развивающей среды для учащихся.

  1. Провести все запланированные родительские собрания, на которых информировать родителей в области воспитания детей в семье.
  2. Привлечь родителей (Гришиной Арины, Бурнашовой Ксении, Горшковой Арины, Сухановой Ольги, Долгаловой Арины, Токаревой Анжелики.) к участию в школьных делах.
  3. Провести педагогический консилиум для учителей – предметников с целью: Скоординировать деятельность всех педагогов занятых в проекте (изобразительного искусство, трудового обучения, физической культуры, музыки.)
  4. Формировать детский коллектив.

Сроки реализации. Проект рассчитан на 3 года.

  • В 8 семьях должен измениться тип семейного воспитания (указаны выше)
  • В 4 семьях должен измениться тип отношения к школе (указаны выше)
  • Родителей Заренской Виктории, до сих пор не посещавшие родительские собрания, привлечь и заинтересовать так, что они станут их посещать.
  • Должно увеличиться количество пап посещающих родительские собрания (с 1 до 6 пап)
  • Появятся родители, которые будут обращаться с вопросами к педагогам, за советом по проблемам воспитания.
  • Увеличение количества родителей принявших участие в классных мероприятиях (с 4 до 9 – 15)
  • Улучшение микроклимата в классе (по результатам диагностики.)
  • Рост взаимопомощи в классе (по результатам анкет.)
  • Повышение качества обучения. (по результатам года.)

Предлагаемые формы занятости родителей в воспитательной работе класса.

  • Педагоги: учитель физического воспитания, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения.
  • Учащиеся 18 человек, из них 5 мальчиков и 13 девочек.

Имеющиеся и необходимые ресурсы (методические, дидактические, кадровые, материально-технические).

Механизмы реализации проекта.

  • Воспитательная программа “Мир русской народной культуры”.
  • Урок
  • Педконсилиум
  • Воспитательные мероприятия.
  • Родительские собрания.
  • “День открытых дверей”.
  • Совместные классные мероприятия.
  • Классное самоуправление.
  • Дополнительное образование.
  • Внеклассные мероприятия.

Планкарта действий по реализации проекта (описание действий, формы, режимы работы с детьми).

1. Подготовительный этап:

2. Основной этап (Реализация проекта) – 3–4-й класс.

Планирование ключевых мероприятий в 3–4-м классах на базе воспитательной программы “Мир русской народной культуры”.

Месяц 3-й класс: “Человек и его семья”. 4-й класс: “Человек и история его народа”.
сентябрь – Выставка рисунков “Вся семья вместе, так и душа на месте” (рисунки детей и родителей по желанию). – “Мастерская Марьи искусницы” (знакомство с костюмом своего края, изготовление).

– Классный час: “Обряды и обычаи”.

Календарно-тематическое планирование родительских собраний в 3–4-х классах

  1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).
  2. Физиологические, психические особенности развития детей 9–10 лет. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам в 3-м классе.

1. Как преодолеть школьные трудности?

1. Семейные традиции (организационно-деятельностная игра)

1. О роли семьи в трудовом воспитании школьников.

1. Дети и компьютеры (мастерская общения).

1. Итоги третьего года обучения (торжественное собрание совместно с учащимися).

1. Задачи на новый учебный год (утверждение плана работы на год).

2. Физиологические, психические особенности развития детей 10 – 11лет. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам в 4-м классе.

1. Эмоциональное благополучие детей в семье.

1. Итоги первого полугодия.

2. Спор и ссора (мастерская совместно с учащимися).

1. Учет половозрастных особенностей детей в их воспитании.

1. Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.

1. Прощай, начальная школа (торжественное собрание – праздник совместно с детьми).


Цели :

углубить знания учащихся по истории открытий ,показать связь знаний по двум предметам, влияние эпохи средних веков на дальнейшее развитие Америки;

продолжить формирование умений и навыков работы с картой, делать выводы, выделять главное, применять знания из других предметов, в том числе, информатики;

прививать интерес к предметам, вырабатывать логику мышления, воспитывать толерантное отношение к другим народам.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

знакомство с темой урока,

объяснение взаимосвязи темы по предметам,

постановка целей двухчасового занятия,

план работы по теме (на доске).

ПЛАН

Причины Великих географических открытий.

Путешествия и путешественники.

Х. Колумб и его экспедиции.

Доколумбовые цивилизации и их колонизация.

Население Северной Америки.

Современная политическая карта Америки.

Итоговый контроль, подведение итогов.

II. Изучение основного материала.

1. Учитель совместно с учащимися выясняет причины географических открытий:

нехватка средств для развития экономики;

новые научные взгляды (гуманизм);

избыток населения в Европе;

непроходимость путей в Индию из-за войн в Азии;

новые рынки сбыта и др.

Генрих Мореплаватель(институт географических исследований)

В. да Гамма 1497 г.

Ф. Магеллан 1519-1522 г.

? Что доказывает каждое из этих путешествий? Какие научные взгляды? Что меняет в жизни Европы результаты открытий?

К вопросу о результатах географических открытий для обобщения используется схема( таблица).Все основные моменты записываются в тетрадь по истории.

3. Так как тема связана с американскими континентами, то более подробно учитель географии остановится на экспедициях Колумба. При рассказе используется диск (совместно с учителем информатики ученики работают на компьютерах):

4 экспедиции Колумба Х.

? Колумб открыл Америку, а называется она не Колумбией. Почему?

4. По этому вопросу демонстрируется в/ф о доколумбовых цивилизациях:

Сл. И. Учитель подводит учащихся к выводу, что один из результатов Эпохи открытий – это колонизация:

Кортес и Писарро;

По карте смотрим образование колоний на Американских континентах (атлас).

? По картам атласа определите плотность населения на континенте? Почему она выше на востоке материка?

исторически освоение шло с востока;

6. Работа с политической картой. Выделяются современные страны на континенте.

Задание: Определите столицы этих государств .Подпишите названия государств и их столиц на контурной карте. (работа с контурной картой, 5 мин.)

Учитель даёт опережающую информацию о самом развитом государстве мира – США, объясняя причины такого развития:

не было войн на своей территории

сильные капиталистические традиции из Европы;

смешение укладов, культур, наций.

7. Делаются выводы. Учащимся предлагается проверить свои знания по истории и географии с помощью компьютера.

тесты по истории открытий (диск, раздел контроля и тестов).

графический тест (рисуют на линейке полукруг вверх, если верно, а если неверно – уголок вниз).

Вопросы для графического теста:

Северную Америку пересекает экватор.

Северную Америку пересекает северный тропик.

Материк пересекает южный тропик.

Материк пересекает северный полярный круг.

Материк пересекает нулевой меридиан.

Крайняя северная точка материка – м. Марьято.

Крайняя восточная точка материка – м. Сент-Чарльз.

Северную Америку омывает Северный Ледовитый океан.

Мексиканский залив вдаётся в материк на севере.

Полуостров Калифорния расположен на юго-западе материка.

Объявляются результаты урока.

Домашнее задание:

И. – №3, Новая история ч.1,

Г. – №63. Физическая география материков и океанов, доработать контурные карты.

Читайте также: