Исследовательский проект эколого краеведческой направленности в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Экологическое краеведение в школе является важной составной частью экологического образования. Организация эколого-краеведческой работы со школьниками позволяет решать в комплексе основные задачи экологического образования: изучении разнообразия и особенностей природы региона, накопление учащимися опыта экологически целесообразного взаимодействия с окружающей средой, реальное включение учеников в поисковую, исследовательскую деятельность

Оценить 866 0

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Каплина Л.П. учитель начальных классов, ВКК

МБОУ Новомеловатская СОШ

В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования [1].

Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.

Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира. Дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.

Игра - это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.[6]

В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности младших школьников - их эмоциональность и легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству, переключаемость внимания. Таким образом, игра, методика ее использования должна стать органической частью экологического образования младших школьников. Учитывая положительные стороны игры, надо отдать ей должное как важнейшему средству воспитания экологической этики, культуры отношений человека с природой [1].

Одни игры - серьезные, деловые - более подходят для подростков, юношества и взрослых. Другие - дидактические, познавательные, ими пользуются на всех этапах обучения. Третьи - сюжетно-ролевые, или просто ролевые, - интересны для всех возрастов - и младшего, и подросткового. Поэтому в практике начальной школы особенно часто используются дидактические, обучающие игры и несколько реже - ролевые. Они имеют большие потенциальные возможности для экологического образования младших школьников[1].

В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин, в том числе и у учителей начальных классов [5].

Учебный проект – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных знаний, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в которые входят:

наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;

планирование действий по разрешению проблемы;

исследовательская работа учащихся.

В современной методической литературе описано несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты [3].

Учебный проект для школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. [3]

В учебном проекте моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над проектом в любой деятельности. Ход осуществления учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися самоанализа над проделанной исследовательской работой Е.Н. Землянская представляет в виде таблице, отражающей деятельность учителя и учеников [4].

Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - № 6, 35 – 39 с.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9. – С. 55-59.

Клепинина З.А. Природа и люди. 1-4 классы. Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 1999.

Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 1999. - №5.

Тарасова Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - вуз): Учебное пособие. – Борисоглебск, 1996.

Пояснительная записка

В настоящее время неотъемлемой частью общей системы образования является воспитание бережного, внимательного отношения к окружающей среде. Осознание важности охраны природы, формирования природоохранного сознания это начальный этап формирования личности человека. Фундаментом формирования экологической культуры являются достоверные знания по экологии и окружающей среде и практические умения, направленные на изучение природы родного края и ее охрану.

Цель программы - формирование бережного отношения к природе как основы экологической культуры школьников.

Задачи:

  1. изучить природу родного края, культуру общения с ней;
  2. создать условия для позитивного взаимодействия с окружающей средой;
  3. развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности обучающихся;
  4. сформировать первичные экологические и исследовательские знания, умения и навыки посредством создания классного экологического уголка и школьной экологической тропы.

Актуальность

  1. Программа охватывает различные области природоведческого знания, предоставляет возможности для развития у обучающихся основ любознательности и экологической культуры.
  2. Деятельность в рамках данной программы особенно актуально в условиях школы, т.к. учебная нагрузка 1 ч в неделю по окружающему миру недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность в общении с окружающим миром.
  3. Одним из принципов программы является краеведческий принцип, реализация которого дает возможность обучающимся понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного края.
  4. В программе также используется принцип развивающего обучения, который направлен на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи школьников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Задачи этой программы:

Цель программы:

  1. Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников.

Задачи:

  1. Формирование и усвоение элементарных экологических представлений о природе (у животных и растений как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы, на осознании влияния деятельности человека на природу)
  2. Создание условий для проведений самостоятельного экспериментирования школьников (учиться самостоятельно ставить
    цель, выдвигать гипотезу продумывать способы его проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы, соблюдать технику безопасности).
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду, бережного и заботливого отношения к живым существам, осознанного направления норм поведения.

Актуальность и направление деятельности

Программа использует принцип личностно- ориентированного обучения, который направлен на развитие гражданских инициатив детей в деле сохранения природного наследия России. Создаются условия для проведений самостоятельного экспериментирования школьников. Экскурсионная работа с целью наблюдений изменений в окружающем мире и выполнение посильных исследований в окружающей среде.

Направление деятельности:

Формы и методы реализации программы

Приоритет в обучении на занятиях отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности. Создание условий для проведения самостоятельного экспериментирования школьников, экскурсионная работа с элементами экологического практикума.

Полевая практика дала большой познавательный материал для использования его почти на всех учебных предметах: при организации словарной работы, при составлении предложений, решение задач с элементами краеведческого характера. Такая связь между уроками создает эмоциональный настрой, помогающий полнее и ярче воспринимать окружающий мир. Внеурочное время предоставляет большие возможности для проведения различных игр, викторин, праздников, конкурсов. Эта работа не только расширяет кругозор учеников, но и воспитывает их.

Задачи:

Задачи:

  1. Участие в создании школьной экологической тропы
  2. Выполнение практических экологически значимых дел
  3. Участие в посильной природоохранной деятельности

Наш опыт целенаправленного приобщения детей к основам экологии и краеведения показывает, что такая работа является одной из важнейших частей школьного образования, имеет большое значение в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Школа создает самое ценное – будущую нашу смену.

Создавая определенную развивающую среду, приобретая необходимое оборудование, подбирая методическую литературу, проявляя творчество, изменяя свое потребительское отношение к природе, свое мировоззрение, мы воспитываем новое поколение с новым экологическим мышлением.

Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать.
Л.Н. Толстой

Личностно –ориентированный подход обеспечивает высокий уровень обучения, формирует коммуникативное взаимодействие школьника с социальным окружением, развивает способности ребенка, что способствует развитию всесторонне развитой личности.

В заключение, хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо, но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику.

Дерзайте, выдумывайте, старайтесь своим детям показать удивительный окружающий нас мир. Желаю всем удачи!


В статье рассматривается роль и значение эколого-краеведческого подхода в предметном обучении учащихся, направленных на формировании знаний у учащихся эколого-краеведческого характера. Авторы предлагают систему заданий, направленных на развитие ЭКУИДи методику ее реализации при обучении школьников в курсе ОБЖ.

Ключевые слова: краеведение, учебно-исследовательская деятельность, учащиеся, область безопасности жизнедеятельности.

Основная тенденция совершенствования учебно-воспитательного процесса и содержания школьного предметного образования направлена на развитие личности каждого ученика на основе их внутреннего потенциала [9]. Приобщение учащихся к истокам культуры, истории и природы родного края и, таким образом, экологической культуре сегодня является ведущим и актуальным направлением развития школы [6, 10]. В этом плане особое внимание в школьных курсах должно быть уделено экологизации и краеведению учебного содержания на основе эколого-краеведческого подхода.

Краеведение и экология в школьном образовании – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и другие; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке [4]. При этом, эколого-краеведческий подход обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности [9].

Уникальность эколого-краеведческого подхода к учебному содержанию заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае [4]. Особо актуально в настоящее время считается применение эколого-краеведческого подхода в обучении школьников в курсе ОБЖ [1]. При этом, в ходе такого обучения школьники получают возможность осуществлять эколого-краеведческую учебно-исследовательскую деятельность.

Как показывают исследования Бурнашев С. И., Старкова Т. С., под эколого-краеведческой учебно-исследовательской деятельностью (в дальнейшем ЭКУИД) понимается деятельность учащихся, направленная на изучение взаимосвязи и взаимодействия природы своего края и общества с помощью методов исследования экосистем (эмпирических, теоретических, социологических) на уроках и во внеурочной деятельности [10].

При этом, основными целями ЭКУИД являются следующие: формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия; установление гармоничных отношений с природой родного края, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле [11].

Ведущий вид ЭКУИД представляет собой самостоятельное познание окружающего мира с опорой на опыт осуществления способов деятельности и опыт творческой деятельности. Наиболее эффективной ЭКУИД является форма организации самостоятельных работ: индивидуальные исследования, групповые исследования учащихся, направленные на получение необходимой эколого-краеведческой информации [3].

В результате ЭКУИД у учащихся формируются умения, позволяющие осуществить решение проблемных задач экологического характера:

- умение обосновать выбранную методику экологического исследования;

- умение, в случае неудачного использования одного метода, пересмотреть свои взгляды на ситуацию.

В настоящее время ЭКУИД в обучении школьников в области безопасности жизнедеятельности реализуется на основе эколого-краеведческого подхода и продолжает считаться новым направлением, которое еще не получило должного отражения в научной литературе и в практике школьного предметного образования.

Организуя разнообразную самостоятельную работу учащихся в ЭКУИД учитель может осуществлять дифференцированный подход в обучении, определив одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

- о научных основах охраны и рационального использования окружающей природной среды Сахалинской области;

- об экологической опасности отраслей промышленности Сахалинской области и результатах деятельности экологического производственного контроля;

- об экологических последствиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Сахалинской области;

- о техногенных опасностях, угрожающих среде обитания и здоровью человеку в современной повседневной жизни на территории Сахалинской области;

- об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера с экологическими последствиями, как следствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Сахалинской области;

- о системах защиты среды обитания на территории Сахалинской области;

- о региональном экологическом законодательстве.

Направления и содержание учебно-исследовательской деятельности

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы

1.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

учебно-исследовательский – пробудить у учащихся

успешности овладения, данной темой. На этой основе стимулировать у

творческий подход к

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание на уроке

Производство, ЧС техногенного характера, опасные техногенные явления, окружающая природная среда

Виды производств, их мощность и характеристика деятельности, ЧС техногенного характера характерные для данных видов производств, современные проблемы состояния природной среды в области при техногенном воздействии производства на территории Сахалинской области

2. Экологически-опасные производственные объекты Сахалинской области

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание – внеурочное

характеристика классов опасности производственных объектов и их опасность по отношению к состоянию окружающей природной среды области, ЧС техногенного характера характерные для данных видов производств, современные проблемы состояния природной среды в области при техногенном воздействии производства на территории Сахалинской области

На основе систематизации и структурирования данных в литературе и СМИ нанеси на контурную карту Сахалинской области экологически-опасные производственные объекты, обозначив зоны их возможного влияния на природные среды. Подготовь доклад о возможных экологических последствиях при техногенном воздействии производства на территорию Сахалинской области

3. ЧС техногенного характера на территории Сахалинской области и их экологическая опасность для окружающей природной среды

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание – на уроке

ЧС техногенного характера, авария, катастрофа, окружающая природная среда, экологическая ситуация

виды ЧС техногенного характера, характерные для производств Сахалинской области, их характеристика, масштабы воздействия на состояние окружающей природной среды области, опасные экологические явления

1.2. Опасности аварий и катастроф

исследовательские умения школьника

  1. Экологические последствия транспортных аварий на территории Сахалинской области

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание – внеурочное

ЧС техногенного характера, авария, катастрофа, ЧС на транспорте, окружающая природная среда, экологическая опасность, экологическая ситуация

Классификация ЧС техногенного характера, классификация ЧС на транспорте, история и масштабы аварий на транспорте на территории области, воздействие последствий транспортных аварий на здоровье населения области, атмосферной воздух, водные объекты, почву, растительный и животный мир, природные особенности Сахалинской области в ликвидации последствий аварий.

Подготовка интегрированного доклада.

На основе систематизации и структурирования данных в литературе и СМИ составь сводную таблицу произошедших транспортных аварий на территории Сахалинской области и их экологический ущерб здоровью населения, атмосферному воздуху, водным объектам, почве, растениям и животным, а также отметь природные особенности области в ликвидации данных последствий

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание на уроке

ЧС техногенного характера, авария, катастрофа, ЧС на транспорте, нефтеуглеводороды, окружающая природная среда, экологическая опасность, экологическая ситуация

Проведи хронологию события, выяви причинно-следственные связи и экологические последствия разлива нефти, предположи как можно было избежать эту катастрофу, аргументируй ответы

Содержание учебно-исследовательской деятельности

Учебно-исследовательское задание на уроке

ЧС техногенного характера, авария, сброс, выброс, очистные сооружения, окружающая среда, экологическая опасность, экологическая ситуация, ущерб окружающей среде

Разработка памятки для населения города по действию в ЧС при химическом заражении питьевой водой хлором. Сделай вывод о проделанной работе

Таким образом, эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): Сахалинская область, техногенный характер, окружающая природная среда, родной край, учебно-исследовательская деятельность, эколого-краеведческий подход, учебно-исследовательское задание, окружающая среда, экологическая опасность, экологическая ситуация.

Ключевые слова

Похожие статьи

Формирование экологической культуры средствами.

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир. Эколого-краеведческая направленность.

Современные формы и методы обучения в рамках.

внеклассная работа, окружающая среда, природа, экологическое воспитание, школьник, III, Изготовление кормушек, родной край, бросовый материал, окружающий мир. Эколого-краеведческая направленность.

Организация учебно-исследовательской деятельности.

Экологическая учебно-исследовательская деятельность по своему содержанию является межпредметной. Межпредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы.

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

экологическая безопасность, окружающая среда, экологическая культура, знание, экологическое мышление, ситуация, область безопасности жизнедеятельности, экологическая опасность.

Исследовательская деятельность и экологическое.

окружающая среда, школьное экологическое образование, Уренгой, экологическое образование, здоровый образ жизни, учебно-исследовательская деятельность школьников, здоровое дыхание, формирование.

– определить основные подходы к организации системы учебно — исследовательской деятельности.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей среды.

Формирование экологической компетенции обучающихся.

В формировании экологической компетенции особое значение имеет понимание состояния окружающей среды.

Учебная деятельность. – учеба в ООЗПШ областного детского эколого — биологического центра.

Активизация познавательной и исследовательской.

Организация учебно-исследовательской деятельности. Экологическая учебно-исследовательская деятельность по своему содержанию является межпредметной.

Формирование экологических знаний в курсе ОБЖ в основной.

- об окружающей среде (природной и техногенной); - о закономерностях существования в системе «человек — природа — общество; - об экологических проблемах и способах их решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

Ральф Уолдо Эмерсон

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Одной из ключевых задач стоящих перед Российским образованием, по словам президента Д.А. Медведева, является создание таких программ, реализация которых обеспечит духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям.

Для успешной реализации образовательного и воспитательного компонентов курса, необходимо разработка и внедрение УМК, основанного на психолого-возрастных особенностях учащихся и специфике изучаемых предметов. Многое для этого уже сделано.

Хорошим подспорьем являются:

методические рекомендации для учителя;

рабочие тетради для учащихся.

Однако, еще больше предстоит сделать, учитывая, что каждый преподаватель работает с конкретными детьми, конкретной школы, конкретного района. Актуальность этого шага очевидна. Родной край, малая родина, место, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнес первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, - это для каждого имеет свое сокровенное значение. Именно оно связывает человека с местом и людьми, близкими ему от рождения. Именно здесь начинает закладываться и формироваться чувство патриотизма в лучшем понимании этого слова. Знать и любить природу родного края – это не просто красивое утверждение, это важный элемент к духовному становлению ученика как личности, Человека и Гражданина.

Читайте также: