Исследовательская деятельность в школе курсовая

Обновлено: 05.07.2024

2. Основные понятия исследовательской деятельности школьника.

3. Исследовательская деятельность в начальных классах.

4. Цели , задачи применения исследовательской деятельности.

6. Этапы работы над исследованием.

7. Условия формирования исследовательских умений.

8. Технологические приемы развития исследовательских умений младших школьников.

9.Подготовка к защите исследовательской работы.

10.Защита итогов исследования.

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами и практическими психологами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения.

Цель исследовательской деятельности

Формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской деятельности учащихся.

Формирование личностных УУД:

Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

Воспитание целеустремлённости и настойчивости

Формирование коммуникативных УУД:

Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Формирование регулятивных УУД:

Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

Формирование познавательных УУД:

Сбор, систематизация, хранение, использование информации.

Основные понятия исследовательской деятельности школьника

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

-изучение теории, связанной с выбранной темой;

-подбор методик исследования и практическое овладение ими;

-сбор собственного материала;

-анализ и обобщение материала;

Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века

Научно-исследовательская деятельность - такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть, доказать.

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Любая цель начинается с глаголов "выяснить", "выявить", "сформировать", "обосновать", "провести" и т.д. Цель конкретизируется и развивается в конкретных задачах исследования. В задачах выстраивается комплекс проблем, которые необходимо решать в ходе эксперимента.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы. Гипотеза исследования - это развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, методика, система мер, т.е. технология того нововведения, за счет которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько - какие-то подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения: "Если…, то…" или "Чем…, тем…". В ходе эксперимента гипотеза может уточняться, дополняться, развиваться, отвергаться.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Проведение эксперимента осуществляется по плану.

Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования:

Первый этап исследования - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования.

Второй этап - конструирующий - это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

Третий этап – экспериментальный.

Четвёртый этап - контрольный.

Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.

Исследовательская деятельность в начальных классах.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит о.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении информатики и ИКТ.

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении информатики и ИКТ.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований по информатики и ИКТ.

2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.

3. Формирование умений самоконтроля.

4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.

2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ по информатике и ИКТ.

3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

В процессе подготовки курсовой работы использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Структура курсовой работы включает: введение, 2 главы, заключение, библиографический список, состоящий из 19 источников.

1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников

1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности

Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [4, с.356].

Понятие деятельности Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [32, с.473].

Организуя исследовательскую деятельность, многие педагоги считают, что если ученик проходит через традиционные этапы научного исследования, то такого рода организованная деятельность его личностно меняет. Мы же считаем, что это совсем не так. Подобная позиция является внешней по отношению к развитию личностного опыта ученика. При таком подходе велика вероятность в реализации исследования остаться только лишь на уровне упрощённого следования традиционно принятым в науке этапам организации научного исследования. Кстати, заметим, что необходимо разделять оформление научной работы в соответствии с принятой формой и реальное построение научного исследования. Большинство открытий человечества никогда не были построены в строго заданной логике и последовательности обсуждаемых этапов, а результаты значительной их части к тому же никогда не были так оформлены! С нашей точки зрения, планирование и осуществление этапов научного исследования является важной частью системной работы по приобщению ученика к науке, но не сутью данной образовательной технологии.

Работая в более широком ценностном и инструментальном поле какой-либо образовательной парадигмы (например, знаниевой), педагоги невольно переносят её основные черты и свойства на различные виды учебной деятельности, в том числе и организацию учебного исследования [15, с.74].

При смене одной образовательной парадигмы на другую акценты в организации большинства видов учебной деятельности должны существенно меняться. Но это происходит очень медленно, потому что отличия на уровне конкретных действий не всегда очевидны педагогом и сильны старые стереотипы. Вот и получается, что учителя декларируют личностно-ориентированные подходы к обучению, а на деле реализуют во многих видах деятельности прежние методы и приёмы работы.

В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Взгляд на эту проблему с точки зрения возрастной психологии и педагогики обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. Прежде всего, это касается результативности как главной характеристики исследовательской деятельности. С этой точки зрения детская игра, к примеру, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. И все же мы говорим о творческой игре, о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стеореотипа, создает хоть крупицу нового для других и для себя. По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно сделать акцент на субъективной стороне исследовательской деятельности, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его, существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее [6, с.78].

Подход исследовательской деятельности как к личностному свойству требует ее анализа в разных точках зрения:

- потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании,

- внутренней инициативы, побуждающей к поискам нового,

- операционно–технической подразумевающей у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности.

Ведь, чем сложнее творческий акт, тем сложнее его ремесло. И наоборот, расширение операционно – технических умений расширяет и возможности применения творческих подходов, приемов, способов.

Подход к исследовательской деятельности в его возрастном аспекте предполагает также анализ с точки зрения его развития, в связи с самыми существенными моментами жизни ребенка: с характером его ведущей деятельности. Среди работ, выполненных в качестве ведущей для раннего возраста предметной деятельности и имеющих отношение к нашей проблеме, следует отнести исследование Н.Н. Палагиной, изучавшей развитие воображение у детей второго года жизни в их ориентировочно – исследовательской деятельности с предметами. Она обнаружила в этом возрасте элементы фантазии и творчества, которые проявлялись в способах освоения ребенком действий с предметами [6, с.117].

Несмотря на широкие исследования в различных областях, единого общепризнанного определения исследовательской активности (деятельности, поведения) нет. Разные авторы определяют ее по-разному.

Отсутствие единого определения исследовательского поведения является одним из проявлений общей проблемы – наличие множества разных определений одного и того же сложного конструкта.

Кроме того, встречается смешанное употребление этих терминов – например, Д.Б. Годовикова рассматривает познавательную активность ребенка как следствие его ориентировочно – исследовательской деятельности в новой ситуации [5, с.90].

Исследование, исследовательское поведение – это неотъемлемая часть поведения любого живого существа, условие его выживания в изменяющейся среде, условие развития и даже здоровья.

В основе мотивации исследовательской инициативности лежит так называемая любознательность. Она близка к понятию потребности в новых впечатлениях, которую Л.И. Божович рассматривала как базовую потребность ребенка, и к понятию познавательной активности по М.И. Лисиной.

Мотивация исследовательского поведения может в ряде случаев оказываться более сильной, чем пищевая и оборонительная [2, с.479].

Исследовательская инициативность выступает как универсальная характеристика пронизывающая все виды деятельности человека. Она выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности.

Педагоги – экспериментаторы считают важным для работы по развитию исследовательского поведения ребенка понимать следующие моменты:

- исследовательская инициатива может проявляться или отдельным ребенком или группой детей (здесь можно наблюдать реакции, интерес, способы действия, как двое детей договариваются между собой, распределяют цели и средства, какие стратегии совместного обследования используют).

При этом важно понимать, что результатом реализации указанных мотивов (соответственно) будут: познание безотносительно к решению утилитарных практических задач, достижением конкретного утилитарно значимого результата, направленность субъекта на приобретение опыта, изменение настроения ребенка.

Фактором, запускающим процесс исследовательской инициативы является, по наблюдениям и выводам многих психологов (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.) субъективная неопределенность: объекта, ситуации, которая проявляется в новизне, сложности, коллективном конфликте или противоречивости поступаемой информации.

К средствам исследовательского поведения, имеющимся у ребенка психологи относят: анализаторы (зрительное исследование, слуховое, тактильное, вкусовое и т.д.), природные и искусственные орудия; (технические средства наблюдения и т.д.); другие субъекты; внутренние психические средства исследовательского поведения: инстинктивные программы (врожденные ориентированно-исследовательские реакции); опыт исследовательского поведения конкретного человека.

По использованию речи в исследовательском поведении различают вербальное и невербальное исследовательское поведение.

Познавательные вопросы включают в себя:

а) вопросы идентификации (что это такое? кто это?);

б) вопросы классификации и определений (например, что означает то или иное слово);

в) вопросы о фактах и свойствах вещей и явлений (о качестве и количестве, о времени и месте, о принадлежности и пр.);

г) вопросы объяснения и аргументации.

2) Социально – коммуникативные вопросы включают в себя:

а) вопросы о намерениях и деятельности (что ты будешь сейчас делать?);

б) оценочные вопросы (что такое хорошо и что такое плохо?);

в) вопросы подтверждения и поиска помощи;

г) риторические вопросы;

д) вопросы неопределенного смысла.

По характеру двигательной активности различают локомотивное (наблюдаю со стороны, наблюдаю перемещаясь относительно объекта изучения) и манипулятивное (что могу с ним сделать, изучаю изменяя положение объекта в своих руках) обследование.

К условиям исследовательского поведения относят физические условия (буквально, возможность или невозможность проведения того или иного действия), социальные (на макроуровне, общество в целом поощряет одни виды исследования и запрещает другие, определяет цели наиболее важных исследований, задает требования к результатам и т.д.).

На индивидуальном уровне, взрослый направляет исследовательское поведение ребенка, привлекает его внимание и поощряет исследовать одни предметы и старается вызвать негативное отношение и запрещает обследовать другие. Ребенок исследует не только физические предметы, но и социальные отношения, в которые он включен.

- Результатом всего исследовательского поведения будут, новая информация об объектах, на которые было направлено исследование (прямой продукт), новая информация о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые не являлись предметом исследования; приобретение знаний о самой исследовательской деятельности и ее практического опыта; познавательное и личностное развитие исследователя [21, с.316].

Таким образом, сущность исследовательской деятельности состоит в активной познавательной позиции, связанной с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства.

О психолого-педагогических основах и содержании исследовательской деятельности младших школьников пойдет речь в следующем параграфе.

1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников при изучении информатики и ИКТ

Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения задач теоретического и прикладного характера.

В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Изменение приоритетов и задач образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника. Одной из задач, стоящих перед учителем, является организация поиска новых способов деятельности и обеспечения сбалансированности между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не просто передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, гибкой, в ней может быть значительно больше места для импровизации. Но вместе с тем исследовательское обучение должно максимально напоминать научный поиск, а, следовательно, отвечать как минимум трем условиям:

стремиться определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

непременно измерять все, что может быть измерено, по возможности показывать численное отношение изучаемого к известному;

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности школьников.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и охарактеризовать роль и место исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения;
2. Выявить психолого-педагогические особенности школьников, необходимые для осуществления исследовательской д.учащимися;
3. Провести опытно-экспериментальную работу, и обработать ее результаты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности школьников 6
1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности 6
1.2 Проблемы организации и включения учащихся в исследовательскую деятельность 23
1.3 Развитие дивергентного и конвергентного мышления 29
1.4 Исследовательская деятельность и исследовательские способности 33
ГЛАВА 2. Невербальные тесты интеллекта 39
1.1. Сущность невербальных тестов интеллекта 39
1.2. Прогрессивные матрицы Дж. Равена 46
1.3. Эксперимент проведения теста Дж. Равенна 50
1.3.1 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ 50
1.3.2 Обработка теста Дж. Равена 52
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение 62

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа ИС.doc

К научным исследованиям предъявляют обычно следующие требования: объективности, воспроизводимости, доказательности, точности. Результат научной деятельности, как правило, материализован в описании реальности, прогнозировании развития процессов и последствий событий. Существует это чаще всего в форме текстов, содержащих словесные описания, формулы и другие способы выражения выявленных законов.

Основные характеристики науки как системы знаний — полнота, достоверность, систематичность [9]. Наука как вид деятельности характеризуется методом. Известно, что новые знания теоретически можно получать разными путями: через обыденный опыт, умозрение, веру, интуицию, откровение и др. Наука радикально отличается тем, что в ней единственно допустимым является научный метод. Под научным методом, в данном контексте, следует понимать совокупность приемов и операций эмпирического и теоретического исследования действительности, признаваемых научным сообществом.

К числу главных отличий научного исследования от всех других видов исследовательской практики человека обычно относят следующие особенности:

- в научном исследовании всегда присутствует стремление определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;

- непременно измерять все то, что может быть измерено, показывать численное отношение изучаемого к известному;

- всегда определять место изучаемого в системе известного [13].

Соответственно этому, исследовательское обучение направлено на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Совершенствование собственного образования в процессе, максимально напоминающем научный поиск.

Исследовательское поведение (англ. exploratory behaviour) – поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека [17]. Играет незаменимую роль при овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, при приобретении социального опыта и в развитии личности. Исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.

В основе исследовательского поведения лежит важнейшая потребность в новой информации, в новых впечатлениях, знаниях, результатах деятельности.

Исследовательское поведение проявляется в целом ряде различных форм – в наблюдении, экспериментировании, путешествии, в вопросно-ответных формах деятельности и др. Их совокупный эффект чрезвычайно широк. Благодаря этому исследовательское поведение выступает как целостная многоуровневая система с большим разнообразием компонентов, причем это разнообразие стремится к постоянному расширению [25].

Как было сказано ранее, понятие исследовательской деятельности рассмотрено многими авторами. Ниже рассмотрим подробнее, как определяют исследовательскую деятельность некоторые авторы.

Е.А. Шашенкова определяет исследовательскую деятельность как специфическую человеческую деятельность, которая регулирует сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы, предсказание и проверка полученного знания определяет специфику и сущность этой деятельности [26]. В.А. Далингер считает, что развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Он говорит о том, что человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может [7].

В.А. Далингер считает, что способность учащихся к исследовательской и творческой деятельности эффективно развивается в процессе целесообразно организованной деятельности под руководством учителя. Под творческой деятельностью обучающегося он понимает всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль [8]. Виктор Алексеевич считает, что необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и влияющие на формирование умений и навыков творческой деятельности.

Виктор Алексеевич говорит о том, что успех исследовательской деятельности учащихся в основном обеспечивается правильным планированием видов и форм заданий, использованием эффективных систем заданий, а также умелым руководством учителя этой деятельностью [7].

Он считает, что в процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевает некоторыми навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования. Огромную роль в организации и осуществлении исследовательской деятельности учащихся играет учитель.

Раскрывая роль учителя в организации учебного исследования, отметим следующую систему действий:

- умение выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащегося;

- умение сочетать индивидуальные и коллективные формы проведения исследований на уроке;

- умение формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока [6].

Виктор Алексеевич огромную роль в исследовательской деятельности отдает математике. Все наслышаны о развивающей роли математики. В процессе ее выполнения происходит усвоение методов и стиля мышления, свойственных математике, воспитание осознанного отношения к своему опыту, формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным аспектам математики.

Особую роль в интеллектуальном развитии учащихся играет их исследовательская деятельность, непосредственно связанная с усвоением математических знаний.

Среди основных признаков учебного исследования В.А. Далингер выделяет:

- постановку познавательной проблемы и цели исследования;

- самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;

- направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;

- направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.

Виктор Алекссевич выделяет следующие характерные признаки исследования:

- учебное исследование – это процесс поисковой познавательной деятельности;

- учебное исследование всегда направлено на получение новых знаний, то есть исследование всегда начинается с потребности узнать что-либо новое;

- учебное исследование предполагает самостоятельность учащихся при выполнении задания;

- учебное исследование должно быть направлено на реализацию дидактических целей обучения [6].

Участвуя в учебном исследовании, учащиеся обучаются математической деятельности, ибо непосредственно проделывают эту деятельность.

Учебное исследование как метод обучения математике не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность.

Виктор Алексеевич под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимает деятельность по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что является условием и средством развития у обучающихся творческих исследовательских умений.

В.А. Далингер определил структуру и содержание учебно-исследовательской деятельности. По мнению Виктора Алексеевича, структуру учебно-исследовательской деятельности определяют учебно-исследовательская задача, учебно-исследовательские действия и операции, действия контроля и оценки [7].

Содержанием учебно-исследовательской деятельности, по мнению Виктора Алексеевича, являются общие способы учебных и исследовательских действий, направленные на решение конкретно-практических и теоретических задач.

В.А. Далингер определяет учебно-исследовательскую как процесс решения поставленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвидение и прогнозирование как результатов решения, так и способов и процессов деятельности. Он выделяет факторы, способствующие формированию учебно-исследовательской деятельности, к ним относятся:

- личностно ориентированный подход к обучению;

- ориентация на продуктивное достижение результата;

- создание ситуации совместной поисковой деятельности;

- детализация учебного процесса;

- создание психологической атмосферы, оптимальных условий для творческой деятельности [8].

Он считает, что предназначение исследовательской деятельности учащихся состоит в том, что, будучи формой активности индивида, он является условием и средством его психического развития. Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности можно реализовать через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей.

Под исследовательской задачей Виктор Алексеевич понимает объект мыслительной деятельности, в котором в диалектическом единстве представлены составные элементы: предмет, условие и требование получения некоторого познавательного результата при раскрытии отношений между известными и неизвестными элементами задачи.

Он первым высказал идею о том, что привлечение школьников к учебным исследованиям должно идти в двух направлениях: содержательном и организационном. Виктор Алексеевич говорит о том, что содержательная самостоятельность должна проявляться в том, чтобы ученик мог без помощи со стороны поставить перед собой учебную задачу и представить ход ее решения. Организационную же самостоятельность он видит в умении ученика организовать свою работу по решению поставленной задачи.

Под учебным исследованием В.А. Далингер понимает такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений:

- добывать новые предметные знания, приемы и способы действий;

- самостоятельно организовывать поиск;

- достигать поставленных целей обучения;

- формировать мыслительные операции [7].

В работах многих исследователей [1,3,5,6,12,22,23 и др.], посвященных привлечению учащихся к исследовательской деятельности в процессе решения математических задач, говорится о развитии исследовательских умениях и навыках. Учебные исследования помогают достижению познавательного отношения к действительности, в силу того, что они формируют широту кругозора и являются стимулом познавательного интереса, выполняют воспитывающую функцию. С помощью учебных исследований можно осуществлять контроль знаний основных разделов школьной математики и владение определенными методами решений, уровень логического мышления и т.п.

А.А. Кирьянова разделяет исследовательскую деятельность как учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно–исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение [28]. А.А. Кирьянова считает, что при таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Другие курсовые по предмету

Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников

1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности

1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников

1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников

Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников

2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований

2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.

Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.

2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.

3. Формирование умений самоконтроля.

4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.

2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.

3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;

- Сравнение, изучение документации;

- Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;

- Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап постановочный (01.02.10 01.03.10) выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап собственно-исследовательский (02.03.10 02.04.10) разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап интерпретационно-оформительский (03.04.10 03.05.10) проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что исследовательская деятельность младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверены педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 33 наименования, приложений.

Общий объем работы 59 страниц компьютерного текста.

Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников

1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности

Деятельность процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [4, с.356].

Понятие деятельности Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [32, с.473].

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Другие курсовые по предмету

Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников

1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности

1.2 Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников

1.3 Педагогические условия организации исследования младших школьников

Глава 2. Обобщение опыта работы учителей по организации исследовательской деятельности младших школьников

2.1 Содержание подготовительной работы к выполнению исследований

2.2 Анализ результатов исследовательской деятельности младших школьников

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявление условий организации исследовательской деятельности младших школьников.

Объект исследования: процесс организации исследовательской деятельности младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Цель исследования: определить педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований.

2. Формирование у учащихся умений самостоятельной работы.

3. Формирование умений самоконтроля.

4. Развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы исследовательской деятельности.

2. Определить психолого-педагогические способности младших школьников при выполнении исследовательских работ.

3. Обосновать педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;

- Сравнение, изучение документации;

- Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;

- Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап постановочный (01.02.10 01.03.10) выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап собственно-исследовательский (02.03.10 02.04.10) разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап интерпретационно-оформительский (03.04.10 03.05.10) проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что исследовательская деятельность младших школьников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверены педагогические условия организации исследовательской деятельности младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 33 наименования, приложений.

Общий объем работы 59 страниц компьютерного текста.

Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников

1.1 Сущность и содержание исследовательской деятельности

Деятельность процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [4, с.356].

Понятие деятельности Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире - в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной: исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности [32, с.473].

Читайте также: