Исследовательская деятельность в детском саду из опыта работы

Обновлено: 02.07.2024

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам , взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

  1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски).
  2. Мерные ложки и мензурки.
  3. Сита и воронки разного размера и материала.
  4. Резиновые и силиконовые груши разного объёма.
  5. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
  6. Гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубоки, соломка для коктейля.
  7. Гигиенически безопасные пищевые красители, растворимые ароматические вещества (ваниль) и продукты (соль, сахар, кофе, чай).
  8. Природный материал (камешки, ракушки, шишки, семена, скорлупа, кусочки коры, листья, веточки, мех, и т.п.)
  9. Бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и т.п.)
  10. Магниты.
  11. Увеличительные стёкла, микроскоп.
  12. Портновский метр, линейки, треугольник.
  13. Часы песочные, механические.
  14. Весы, безмен.
  15. Мельницы песочные, водяные.
  16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

  1. Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
  2. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
  3. Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
  4. Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе (если это являлось целью).
  5. Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды: дневник наблюдений, картограф, коллекция, макет и т.д.

Обобщение многолетнего опыта работы педагогов, анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. В подтверждение данного утверждения рассмотрим, какие виды деятельности можно включить в сам процесс исследования на самом простом примере.

Начинаем планирование процесса ознакомления и исследования данного объекта:

Вводим новое понятие и определяем степень знакомства с ним.

а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

б) Пролитая на поверхность жидкость.

Формируем банк данных по предмету исследования.

Устанавливаем количество занятий и состав рабочих листов.

Занятия по теме: ЛУЖА

1.1 Что это такое?

а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

б) Пролитая на поверхность жидкость.

1.2 Какие бывают лужи?

Цвет, форма, размер.

- произвольная по форме лужа (раскрасить, цвет)

- часть лужи указана пунктиром или точками

- большие и маленькие лужи (количество, размер определить с помощью палетки по квадратам)

- глубина лужи определяется интенсивностью цвета.

2.1 Когда появляется?

  • После дождя.
  • После поливальной машины.
  • После таяния снега.
  • После пролива жидкости.
  • От незакрытого крана.

- дорисовать недостающий элемент (капли, струи) от дождя, машины, лейки, крана или солнечные лучи к сосульке, снегу, льду.

2.2 Где бывает? Где не бывает?

а) на асфальте а) на песке

б) на полу б) на снегу

в) на столе в) на выпуклой поверхности

- по ситуации дорисовать лужу там, где она возможна или зачеркнуть там, где не возможна.

3.1 Какая в луже вода?

а) тёплая – холодная

б) чистая – грязная

в) прозрачная – мутная

3.2 Кто живёт, купается, пьёт воду из лужи?

Микробы, водомерки, жучки, головастики, лягушки, животные, птицы.

- соединить линией картинку животного с лужей.

- разместить животных в луже.

Рассматриваем и обсуждаем лабораторное оборудование:

- палетка, указка, лист бумаги в крупную клетку;

- краска, камешки, мелки.

Проводим монтаж и изготовление моделей:

- при выполнении работы на улице в качестве моделей используются естественные поверхности с различным покрытием: песок, грунт, асфальт;

- при проведении работы в помещении – заранее подготовленные макеты с различной степенью водопроницаемости.

Выполняем лабораторную работу и обсуждаем результат:

- Поливаем из лейки:

Песок – вода быстро впитывается в пределах места полива.

Грунт – вода, стекая по уклону на небольшое расстояние. Впитывается медленно, а после насыщения почвы в бессточных понижениях образуются лужи.

Асфальт ( водонепроницаемая поверхность) – вода стекает по уклону на большие расстояния, образуя в углублениях большое количество луж разной глубины.

- При помощи палетки измеряем размер лужи, очерчиваем её контур, обеспечивая возможность наблюдения изменения размеров в процессе испарения или наполнения выпадающими осадками.

Максимальным результатом проведения лабораторного исследования считается возможность использования приобретённых знаний при самостоятельной деятельности детей в максимальном количестве развивающих центров:

  • Литература: возможность поиска в библиотеке загадок, стихов, скороговорок; оформление выставки книг ( с участием родителей).
  • Изодеятельность: оформление выставки иллюстраций по теме, использование различных техник ( кляксография).
  • Математика: выполнение заданий в рабочих листах.
  • Песок-вода: самостоятельное использование моделей.
  • Конструктивное творчество: монтаж сооружений и конструкций.

Театрализация и драматизация: обыгрывание ситуаций по тексту песенок и стишков:

Доктор Фостер отправился в Глостер,

Весь день его дождь поливал.

Свалился он в лужу, промок ещё хуже

И больше он там не бывал.

  • Спортивный: подбор соответствующих упражнений и игр (обойти справа – слева, перешагнуть, перепрыгнуть, перейти вброд, по кочкам и т.д.
  • Ручной труд: коллективное изготовление итоговой работы.

Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров), создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

ВложениеРазмер
primer_no1.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в детском саду

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность .

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;

- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются:

Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Развитие исследовательской деятельности в онтогенезе:

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Значение исследовательской деятельности для детей:

  • Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
  • Развивается речь ребенка.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.
  • Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Использование исследовательской деятельности особенно значимо при работе с детьми с задержкой психического развития, так как у них затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий по сравнению с нормой уровень развития. Дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в ориентировке в их свойствах, не проявляют выраженной ориентировочной активности, не справляются с решением наглядно-практических задач. У них затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.

Николай Николаевич Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

  • Первый – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
  • Второй вид , когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

  • Проблемная ситуация
  • Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)
  • Выдвижение гипотез
  • Подбор материала для проверки гипотез
  • Проверка гипотез
  • Формулирование и оформление вывода

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить какие – то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

  • Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;
  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
  • Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
  • Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
  • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

Из опыта работы:

Дядюшка Филин рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с мудрым Филином мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат, пекли печенье и делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки, неживую природу, животных и птиц и даже свои имена .

Шоколад-это полезно или вредно

В рамках этого проекта мы:

- цвет, вкус, запах, хрупкость, твёрдое и жидкое состояние шоколада;

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями.

Цель проекта - формирование начало экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхожде.


Исследовательская деятельность в детском саду.

дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность,постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение впроблемной ситуации. задача педагога.



Исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в исследовательской.


Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет.


laquo;Опыт работы педагога в организации экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду».


Формирование у младших дошкольников основных ключевых компетенций и способности к исследовательскому мышлению.

Исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)

"Исследовательская деятельность в детском саду " из опыта работы.



“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Может быть, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды. Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

Занятия кружка проводится один в неделю. Дети занимаются с большим желанием. Им нравится надевать халаты и превращаться в юных исследователей.

Вся кружковая работа поделена на 3 модуля:

Царица-водица, Земля – матушка, Господин – воздух.

Сами названия говорят о том, как важно для человека беречь окружающий нас мир. Дети не только учатся проводить различные опыты и эксперименты, но и учатся правилам поведения в природе, получают знания о необходимости беречь нашу планету – не загрязнять водоёмы, не мусорить, не обрывать цветы, не разжигать костры.



Вот закончили работу по первому модулю. Здесь ребята проводили опыты с водой. В результате, которых выяснили, что вода бесцветная жидкость, но она растворяет другие вещества, н. р. краски, что вода без вкуса, но принимает вкус растворённых в ней веществ, н. р. сахара и соли. Дети познакомились с круговоротом воды в природе, побывали в гостях у водяного, который познакомил детей с пресными водоёмами России. Дети узнали о соотношении суши и воды, солёной и пресной воды, выяснили как важно беречь пресную воду. В результате проводимых опытов дети узнали, что лёд, пар, снег – это тоже вода.



Сейчас мы на следующем этапе познания – Земля – матушка. Сначала мы познакомились с природными богатствами нашей области. Узнали, как прорастают семена. Проделали такие опыты – посадили овёс и лук в землю, в воду и оставили в темном шкафу. Через 2 недели выяснили, что оказывается семена лучше растут на свету и в земле. Дети уяснили, что растениям. как и всем живым существам нужен свет, тепло и вода. Поэтому наш огород расположился на подоконнике. Каждый день дети ухаживают за своими растениями, наблюдают как они растут, радуются своим успехам.

Каждое занятие фиксируется детьми и воспитателем. Рассматривая альбомы с фотографиями или своими рисунками, дети вспоминают свои опыты и эксперименты.

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

Родители в силах помочь ребёнку проделать несложные опыты, например:

Налить в бутылку воду и вынести на мороз, а потом вместе с ребёнком удивляться изменениям.

Или залить цветной водой формочки, вынести на мороз и вот вам игрушки на ёлку, которую вынесли после праздников.

Такие простые опыты помогут вам найти подход к ребёнку, вызвать у него доверие и уверенность в себе.


Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность. Опыты помогают развивать мышление, логику, инициативность у дошкольников. Позволяют показать связи между предметами и явлениями.


В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, тщательно перемешивают несовместимые вещества, при этом изобретая что-то новое.

Необычные виды деятельности, которые появляются у детей в ходе экспериментирования по собственной инициативе:
- рисование водой на оргстекле -(младшая группа);
- изготовление мороженого из мыльной пены - (младшая группа);
- замешивание соленого теста (вначале воду и соль перемешивали пластиковыми ложками, добавляли постепенно муку продолжая замешивать хрупкими ложками, тесто стало густеть, ложки ломаться. Дети сами пришли к выводу продолжать вымешивать тесто руками)-(младшая группа);
- делать из мыльной пены мороженое- (младшая группа);
- из бальзама для волос пластилин - (средняя группа);




Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.
Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Задача взрослых – создавать условия для формирования мировоззрения детей, а дети будут с удовольствием изучать…


В свободной деятельности дети могут сами или при помощи взрослого проводить опыты с песком, водой, манкой, мыльной пеной, мукой, солью и др. Дети умеют, опираясь на алгоритмы, без помощи воспитателя замесить солёное тесто для лепки.

- Изучаем воду мы с разными предметами: сито, лейки, трубочки, губки, груши, венчики. тазики, стаканчики, водяные мельницы.



- Воду в тазик набираем, разливаем, наливаем, красим, цедим, и фильтруем, мыло добавляем, а затем в мыльной воде дружно постираем.




- Нынче в тренде, современно, набираем сразу в прок. Хорошо, что появился кинетический песок. Стеки, формочки и ложки, мелкая посуда, удивительный песок сыпется повсюду.
- Слайм, хенд-гам, сегодня в моде, назовём его лизун, разноцветный и тянучий, липкий, яркий, самый лучший. Руки к нему тянутся быстро прилипаются.


- Тесто разноцветное мы готовим сами, из муки и соли, масла и воды, из бальзама, геля, манки и крахмала. Веселей занятия нет для детворы!
Пышное и сдобное, жалко не съедобное!

В баночках хранится для плэй-до годится. Кексики, пирожные и просто украшение. Куклам очень нравится наше угощение.

- Мир научный открываем, знанья сами добываем!
Среди такого изобилия - колбочек, стаканчиков, проявляют интерес девочки и мальчики.
И не скучно и полезно, все вокруг нам интересно!


Практика показала, что, если создавать дошкольникам условия для самостоятельного экспериментирования начиная с младшей группы, в старшем возрасте они проявляют самостоятельность, инициативу, умеют выдвигать гипотезы – опираясь на собственный опыт.
Сюжетно-ролевые игры становятся более содержательные и разнообразные.





Экспериментирование - достаточно простой и интересный метод обучения детей. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыты увлекают и заинтересовывают детей. Условия для простых опытов и экспериментов может создать взрослый, для этого не требуется больших затрат и усилий, только желание и умение не МЕШАТЬ детям получать свой собственный опыт!

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач:
- Формировать способность видеть многообразие мира
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
- Развивать речь
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт- эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.

- красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений:
- случайные подготовки не требует
- запланированные-начинаются с выбора объекта, постановки задач.

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

Читайте также: