Использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах

Обновлено: 07.07.2024

Понятие метода проектов в образовании и виды проектов

В последние годы особую популярность получил метод проектов, как инновационное течение в российском образовании. Однако метод проектов в образовании известен достаточно давно и берет свое начало в 20-е годы XX века в США.

Идеи использования метода проектов в образовании упоминаются в России практически в то же самое время, что и зарубежом. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу[1]. В советское время "в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов [3]".

Профессор Е.C. Полат [3] под методом проектов в образовании подразумевает способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основе метода проектов в образовании лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Основные компоненты проектной деятельности учащихся

Рисунок 1. Основные компоненты проектной деятельности учащихся

Структура проектной деятельности учащихся нашла свое отражение на рисунке 1. Однако, особое внимание необходимо уделить такому аспекту, как виды проектов в образовании. Каждый из них обладает характерными особенностями. Прежде чем дать характеристику каждому виду проектов в образовании, обратимся к их перечню, отраженному на рисунке 2.

Виды проектов

Рисунок 2. Виды проектов

Представленные на рисунке 2 виды проектов, несомненно, различаются по ряду параметров, таких как комплексность, по продолжительность и по числу участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока, в то время как другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

Таблица 1. Виды проектов в образовании и их характеристика

Данный вид проекта направлен на социальные интересы самих участников проекта. Конечный результат такого проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.

Исследовательский проект представляет собой наиболее близкий к научному исследованию проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Данный вид проекта направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Характеризуется максимально свободным и нетрадиционным подходом к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Это самый сложный вид проекта в образовании. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Метод проектов в школьном образовании

Метод проектов в школьном образовании достаточно распространенное явление, одобренное ФГОС нового поколения. При помощи метода проектов в современной школе пытаются повысить уровень образования.

Понятно, что проблемные ситуации наиболее часто возникают в процессе научного исследования. Однако постановка в школе работ исследовательского характера на достаточно высоком уровне возможна лишь в очень редких случаях, поскольку для их реализации необходимо сочетание по крайней мере трёх факторов:

  1. наличие высококвалифицированного руководителя
  2. наличие достаточно заинтересованных и подготовленных "продвинутых" школьников,
  3. наличие необходимой для работы экспериментальной базы [2].

Использование метода проектов в обучении в школе имеет своей целью самостоятельное постижение учащимися определенных проблем в рамках школьного предмета, имеющих жизненный смысл для учащихся.

Метод проектов в школьном образовании направлен на "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов.

Таблица 2. Типология проектов в школьном обучении

Экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие, историко-географические

Продолжительность выполнения проекта

Мини-проект (несколько недель)

Средней по продолжительности проект

Долгосрочные проекты (в течение года)

Количество участников проекта

Индивидуальные, групповые, коллективные

Способ преобладающей деятельности

Познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские

Использование средств обучения в процессе подготовки проекта

Классические традиционные средства обучения

Информационные и коммуникативные средства (ИКТ)

Включенность проектов в тематический план

Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)

Требования к использованию метода проектов в обучении

Использование метода проектов не допустимо без соблюдения ряда норм и правил, направленных на регламентацию качества и образовательной ценности проектов. Требования к использованию метода проектов в обучении базируются на требованиях ФГОС и на предметных или межпредметных требованиях в условиях школы.

Когда педагог решает использовать метод проектов, он должен сразу же проинформировать учащихся о том, что подготовка и окончательная версия проекта должны быть созданы в соответствии со следующими требованиями:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная или же индивидуальная, парная, групповая деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий представленную на рисунке 3.

Последовательность действий при подготовке проекта

Рисунок 3. Последовательность действий при подготовке проекта

Отдельно следует выделить тот факт, что ключевым требованием к проекту в условиях средней школы является его обоснованность на каждом этапе. По итогам своей проектной деятельности школьники представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры.

Когда школьники завершают проект, они должны быть заранее подготовлены к процедуре его защиты и оценки. К числу основных показателей оценки проекта в современных условиях относят следующее:

Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценки проекта и осуществляется либо учителем, либо независимыми экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использования метода проектов в обучении

Саратов 2018

Постиндустриальное, ин­формационное общество, переход к которому начался в России, определяет принципиально новые требования общества к образованию, в частности профессионально- техническому.

В условиях постоянно растущих темпов обновления знаний, техники и технологий скорость их изменений стала опережать динамику смены поколений людей.

Для общества непрерывное образование – это средство рас ширенного воспроизводства его интеллектуального и культур­ного потенциала. Дл я государства – ф актор ускорения социа льного и научно-технического прогресса, обеспечения ста бильного развития производства, для каждого человека – условие готовности к професси ональной деятельности при бы стром изменении технологий. Личность в системе непрерывного профессионального образования нацелена на возможность достижения самоорганизации и поступательного развития [1].

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно- урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении

разнообразных проблем. Наиболее перспективным для технологии является метод проектов .

Проектирование как основной вид учебной деятельности занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов в современной системе образования. Интерес к методам проектов со стороны учебных заведений сегодня очень велик. И это не дань моде или увлечение инновационными технологиями. Это дань времени и вернулось в нашу жизнь как хорошо забытое старое.

Что такое метод проектов?

Под проектом подразумевают - план, предложение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технической документации (расчетов, чертежей, макетов и т.д.)

Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Метод проектов (известный также как метод проблем) возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, а затем был перенесен в общеобразовательную школу и связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании.

Подробно метод проектов разработан в трудах Уильяма Херда Килпатрика, который писал, что при использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами учебной программе. Только учитель в процессе работы вместе с учеником должен создавать программу учебных действий.

У.Х. Килпатрик отрицал не только программы, но и классно-урочную схему. Процесс обучения он предполагал строить на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащегося, темы при этом необходимо черпать из окружающей действительности. В результате учащиеся вынуждены сталкиваться с типичными жизненными ситуациями, разрешать возникающие повседневные затруднения.

Килпатрик различал четыре вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (его целью является потребление, включая и развлечения), проект решения проблемы, проект-упражнение.

Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения уже начиная с 1905 года. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть знакомой и значимой для ребенка. Для ее решения необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести.

В зарубежной школе метод развивается активно и достаточно успешно по сей день. Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование "метода проектов" в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:

отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

слабую разработанность методики проектной деятельности;

гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;

сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".

Сегодня мы к данной педагогической технологии возвращаемся на новом этапе. То, чем занимались в начале XX века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.

Для системы СПО метод проектов актуален вдвойне, как эффективное средство получения современного образования.

Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.

Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.

Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы – поиск информации .

Результатом работы над проектом является продукт.

Представление продукта заказчику – презентация продукта и защита самого проекта.

Шестое П – портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.).

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для дол­госрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное за­дание каждого участника проектной группы на предстоящий про­межуток времени, задачи группы в целом, форма выхода оче­редного этапа

промежуточные отчеты группы

вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet

результаты исследований и анализа

записи всех идей, гипотез и решений

отчеты о совещаниях группы, прове­денных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.

краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения

эскизы, чертежи, наброски продукта

материалы к презентации (сценарий)

другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы.

Записи учащихся должны быть по возможности крат­кими – в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри. Грамотно составленная проектная папка позволяет:

организовать работу каждого участника проектной группы

создать удобный коллектор информации и справочник для работы над проектом

объективно оценить ход работы над завершенным проектом

судить о личных достижениях и развитии каждого участника проекта

сократить время поиска информации при проведении в дальнейшем других, близких по теме, проектов.


В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. [5]

Последователем взглядов Д. Дьюи был В. Х. Килпатрик, который, ввел проектную деятельность в педагогическую систему. Он считал, что учебная программа не может быть общей для всех, результат получится только от индивидуальной деятельности учащихся. [4]

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов.

Уже в конце XIX в. в школе Л. Н. Толстого сельские ребята на природе выполняли различные проектные задания. Начиная с 1905 года, опытные школы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого активно работали по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения.

Развитие метода проектов в школах России связано с именами других отечественных педагогов (Е. Г. Кагаров, М. В. Крупенина, В. В. Игнатьев, В. Н. Шульгин и др.)- Так, Е. Г. Кагаров указал отличительные черты проектного метода: опора на детские интересы сегодняшнего дня, связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны, самостоятельность и творчество учащихся, слияние теории и практики. Автор выделяет три этапа выполнения проектов: составление плана; выполнение проекта; подведение итогов работы, коллективное обсуждение, её оценка и составление отчёта. [1]

В разработках В. В. Игнатьева, М. В. Крупениной метод проектов практикуется как комплексно реализующий ряд педагогических принципов — самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и др. [2]

Педагогическому проектированию как научной проблеме посвящены исследования Н. А. Алексеева, В. В. Гузеева, Е. С. Заир-Бек, Г. Л. Ильина, Е. С. По-лат, Г. К. Селевко, И. Д. Чечель. Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделено внимание в работах А. Л. Блохина, В. Н. Давыдова, Ю. В. Железняковой, Ю. В. Киримовой, В. Е. Мельникова, В. А. Мигу нова, Н. В. Матяш, НЛО. Пахомовой, П. А. Петрякова, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Н. А. Степановой, Н. Г. Чаниловой.

‒ отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

‒ слабую разработанность методики проектной работы;

В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов. [6]

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Родившись из идеи свободного Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. [4]

Проектная технология нацелена на развитие личности, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. [6]

Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности. Таким образом, проблема внедрения метода проектов в учебный процесс является актуальной.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектное обучение, интерес учащихся, метод обучения, окружающая действительность, педагогический процесс, проектная деятельность, проектная работа, учебный процесс, школа России.

Похожие статьи

Проектная деятельность при изучении физики как способ.

метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс выполнения проекта, проект.

проект, метод проектов, проектная деятельность, класс, ребенок, сбор информации, школа.

Проектная деятельность педагога | Статья в сборнике.

Проективная (проектная) деятельность включает в себя. анализ проблемы

Педагог может как сам вести определенную проектную деятельность, так и использовать данный метод в обучении своих учащихся.

Использование проектного метода на уроках математики при.

Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская работа, начальная школа, метод проектов, учебная

Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС. проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик.

Развитие проектного метода в системе образования

проектный метод, проектное обучение, технология проектирования, проектная деятельность.

проектная деятельность, родитель, семья, ребенок, форма взаимодействия, проектный метод, педагогический процесс, образовательный процесс, дошкольное.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования.

Об этом свидетельствуют результаты опроса учителей и учащихся школы: около 90 % учителей считают необходимым вовлечение учеников в проектно-исследовательскую деятельность; около 70 % опрошенных учащихся.

Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы

Проектирование педагогического процесса может быть использовано учителем в любом виде творческой деятельности. Данная технология будет успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов.

Использование метода проектов на уроке технологии

метод проектов, знание, проблемное обучение, учебный проект, Проектный метод обучения, процесс выполнения проекта, проект.

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках.

обучение учащихся, проектно-конструкторская деятельность, проектирование

Проектный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и получить умения в процессе

Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

Системно-деятельностный подход — это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом учителю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Метод проектов зародился во второй половине XIX-го века в сельскохозяйственных школах США. Основоположниками метода проектов считают американского философа, педагога, психолога Джона Дьюи (1859 – 1952) и его ученика Уильяма Херда Килпатрика (1871 – 1965).
Но в исторических исследованиях М. Холла указывается на то, что метод проектов не является полностью изобретением американской педагогики. Он возник в шестнадцатом веке в архитектурных мастерских Италии.

Содержимое работы - 1 файл

Metod_proektov.doc

Метод проектов зародился во второй половине XIX-го века в сельскохозяйственных школах США. Основоположниками метода проектов считают американского философа, педагога, психолога Джона Дьюи (1859 – 1952) и его ученика Уильяма Херда Килпатрика (1871 – 1965).

Но в исторических исследованиях М. Холла указывается на то, что метод проектов не является полностью изобретением американской педагогики. Он возник в шестнадцатом веке в архитектурных мастерских Италии.

Исторический путь становления и развития в педагогической практике метода проектов можно разделить на следующие этапы:

Условиями успешности обучения по Дьюи являются:

Джорж Дьюи ввел понятие опыта как источника образования (в противовес книжному знанию), настаивал на целесообразности образования, понимая ее как подчиненность усвоенного знания динамично представленным целям.

Опыт, по Дьюи, может быть блокирующим дальнейшее развитие. Образовательный опыт подталкивает к развитию, он должен закладывать основы развития в разных сферах, если опыт блокирует дальнейшее развитие он для своего продолжения требует настолько жестких и специальных условий, что мешает дальнейшему событию. Дьюи приводит пример избалованности, при которой для развития ребенку требуется особое устройство окружающего мира - его готовность потакать избалованному ребенку, а поскольку такие условия в широком мире невозможны, избалованный ребенок оказывается в нем несостоятельным.

Вводит принцип связи формируемого опыта с особенностями среды. Опыт всегда формируется внутри некоторой среды, где происходит рост ребенка. Традиционная школа создает сугубо искусственную среду обитания ребенка, образование, основанное на опыте, вводит ребенка в окружающую его широкую естественную среду, тем самым снимая проблему преодоления рамок обученности в дальнейшем. Следовательно, обучение через опыт не требует впоследствии дополнительной доводки, его результаты сразу оказываются пригодными за пределами обучения.

Так же вводит представление о возрастной адекватности создаваемых в обучении ситуаций, помогающих накоплению опыта. Задача педагога – обеспечить, с одной стороны, преемственность ситуаций, а с другой – выстроить их последовательность с учетом возможностей самого ребенка.

Также В.Х. Килпатрик предложил первую классификацию проектов.

С.Т. Шацкий утверждал, что вся деятельность ребёнка должна исходить от него самого, из его интересов и воли, от его инстинкта к исследовательской деятельности. С. Т. Шацкий подчёркивал, что к исследованию ребёнка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений.

Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, С. Т. Шацкий, работая в рамках собственного педагогического опыта, пытались преодолеть характерное для традиционной школы расчленение содержания образования на отдельные предметные области, свести до минимума репродуктивность обучения.

Темы проектов, освещённые в сборнике:

Вместе с тем в зарубежной практике метод проектов успешно применялся и развивался (США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Германия, Италия, Бразилия, Нидерланды, Финляндия и ряд других стран). В своей педагогической практике педагоги этих и других стран нашли разумное сочетание теоретических (предметных) знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

В зарубежной дидактике проектному обучению придавалось большое значение. В начале 60-х гг. ХХ веке в США была проведена переориентация школьных учебных программ на принципиально иные познавательные подходы. Обучение рассматривалось как превращение учебной информации в инструмент творческого и критического познания объективной реальности. В эти годы в Великобритании Наффилдским естественнонаучным институтом были созданы проекты для средних школ обычного и продвинутого обучения по физике, химии и биологии. Материалы этих проектов отличаются от обычных тем, что вместо учебников были разработаны серии исследовательских учебных материалов: рабочие тетради для практикумов и дискуссий, рабочие тетради для учителей. Роль же учителя состояла в организации помощи учащимся в нахождении способов преодоления трудностей, в организации ученического исследования.

При организации процесса обучения методом проектов широко применялось обучение в малых группах, кооперативное обучение. В качестве субъекта познания в проектном обучении выступает не столько каждый учащийся порознь, сколько вся малая группа сотрудничества. Специфической чертой обучения по данным программам и учебным пособиям является то, что поиск решения проблемы строится как совместная деятельность. Проектирование эксперимента, поиск, обсуждение, отбор предположений, выдвижение гипотез, обсуждение выводов и т.п. ведутся в обстановке межличностного взаимодействия.

Читайте также: