План индивидуального сопровождения ребенка инвалида в доу

Обновлено: 05.07.2024

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения, обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).

Учитывая сложности в создании РППС при работе с детьми- инвалидами, мы разработали программу работы с такими детьми дистанционно.

Цель деятельности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).

В настоящее время в МБДОУ организован и действует логопедический пункт.

2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов.

Учитывая сложности в создании РППС при работе с детьми- инвалидами, мы разработали программу работы с такими детьми дистанционно.

Разработана версия официального сайта МБДОУ для слабовидящих

3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра за детьми с ОВЗ и инвалидами в МБДОУ должны быть учтены:

психолого-педагогическая служба сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре), которая участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов будет организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.

Организационное обеспечение.

Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ПМПК г.о.г. Воронеж. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты. Информационное обеспечение.

Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Материально-техническое обеспечение

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МБДОУ, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (частичное наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МБДОУ (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ.

Организационно-педагогическое обеспечение.

Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение по АОП ДО.

Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в группе. Вариативные формы образования.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

МБДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, большая часть из которых компетентна в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

В МБДОУ работает педагог-психолог, учитель-логопед, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников будет постоянно обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.

В учебно-методических комплектах педагога-психолога, учителя-логопеда уже сейчас есть учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие часть направлений коррекционно-развивающего обучения.

В МБДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В МБДОУ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения, музыкальном зале установлено современное ИКТ оборудование, имеются ноутбуки для педагогов.

Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

МБДОУ - детский сад готовится принять детей с различными нарушения в развитии и здоровье.

Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.

Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки, бизиборды и т.д.

Информация об адаптированных образовательных программах

АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).

МБДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·).

Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МБДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МБДОУ ( учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы МБДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год должен составляться План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.

В настоящий момент в МБДОУ подготовлена примерная адаптированная программа, которая находится на странице педагога-психолога официального сайта МБДОУ.

Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МБДОУ.

Особенности коррекционно-развивающей работы в детских вадах: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.

Коррекционно-развивающая работа в детском саду включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными
партнерами.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

- развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;

- обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на дошкольном уровне общего образования

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с тяжелыми нарушениями речи (1).pdf (скачать) (посмотреть)

1. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей данного ребенка;

2. Обеспечить успешную социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

3. Организовать и провести комплекс адаптационных мероприятий;

4. Систематизировать работу по физическому направлению ребенка-инвалида;

5. Консультационная работа с родителями по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

2. Пояснительная записка

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

ИПР - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию.

Нормативно - правовой и документальной основой индивидуальной программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования являются:

Конституция Российской Федерации

Конвенция ООН о правах ребенка

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования"

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Прокопьеву Данилу выдана индивидуальная программа реабилитации от 13.11.2017 года. Проанализировав данный документ, было выявлено, что ребенок инвалид, нуждается в проведении мероприятий, медицинской, а также психолого – педагогической реабилитации и абилитации. В индивидуальной программе реабилитации Данила, стоит отметка о том, что семья и ее члены нуждаются в информировании по вопросам адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. В заключении ИПР стоит отметка о том, что у Данила имеется нарушение функции зрения, выраженного характера.

Мальчик поступил в детский сад в октябре 2017 года.

Период адаптации мальчика прошел достаточно благополучно: не болел, быстро привык к детям и взрослым. В настоящее время в детский сад ходит с удовольствием, хотя утреннее расставание с мамой все еще тревожно для мальчика, периодически сопровождается плачем.

Играя с детьми, активно использует речь, как средство основного общения. При всей своей особенности, умеет устанавливать контакт со своими сверстниками.

В игровой деятельности может отводить себе главную роль, может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, игру драматизацию, умеет регулировать игровые отношения между детьми, в помощи взрослых не нуждается. Большое внимание уделяет шумным и подвижным играм. Конфликтные ситуации в игре решает, при затруднениях обращается за помощью к взрослому.

Игрушки использует в соответствии с их функциональным назначением.

Интерес к образовательной деятельности проявляет активно. На занятиях по ознакомлению с окружающим может показать предметы, домашних и диких животных, овощи, фрукты, транспорт. Делится информацией с воспитателями о своей семье. На вопросы педагога отвечает активно. Диалогическая и монологическая речь развита в соответствии с возрастом.

На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование) нуждается в помощи взрослого. Плохо развиты технические навыки, часто проявляет самостоятельное творчество, не связанное с заданием. Карандаш держит неправильно.

На занятиях по физической культуре, мальчик подвижен, не стремится качественно выполнять упражнения. Пространственные представления не сформированы. Не реагирует на инструкции педагога с первого раза, требуется повторная инструкция и привлечение зрительного внимания.

КГН и навыки самообслуживания у ребенка плохо развиты, требуется помощь взрослого. Прием пищи осуществляется с затруднениями, ребенок проявляет излишнее беспокойство по поводу своей аккуратности.

Общая характеристика поведения: тревожный мальчик. Режим дня соблюдает согласно установленным правилам. На замечание и одобрение взрослого реагирует адекватно.

В общении со сверстниками очень избирателен. Старается довести начатое дело до конца, не нарушает последовательность действий. Помощь взрослых принимает охотно. Внимание у ребенка зависит от внешних факторов. Свой дефект замечает.

Настроение преобладает бодрое. Родственники мальчика заинтересованы в развитии и воспитании ребенка, стараются выполнять все рекомендации педагогов.

Семья очень доброжелательная, отзывчивая, внимательная.

3. Принципы индивидуальной программы адаптации

Содержание ИПР определяют принципы:

Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.

Основой профилактики и коррекции является общее развитие ослабленного организма. Этому способствует комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.

В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.

4. Мероприятия ДОУ, направленные на работу с ребенком - инвалидом

п/п Наименование мероприятий Дата Ответственный

1. Участие семьи, имеющей ребенка-

Инвалида в родительском собрании - квесте. По плану

(1.02.2018) Воспитатели

3. Участие ребенка - инвалида в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду. По плану работы ДОУ Музыкальный работник, Физкультурный работник, Воспитатели

7. Проведение подвижных игр малой и средней подвижности. В течение года по плану работы воспитателей. Воспитатели

5. Индивидуальный план работы воспитателей в условиях МДОУ по физическому развитию

Определение объема нагрузки

1. Осуществление под руководством медицинского персонала комплекса закаливающих процедур с использованием различных природных факторов (воздух, солнце, вода).

2. Приучение детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечение их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

3. Ежедневно проведение утренней гимнастики продолжительностью 6-7 минут.

4. Продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке.

5. Воспитание интереса к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Проводится в полном объеме.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни 1. Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

2. Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

3. Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы. Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

4. Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

5. Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым,

осознавать необходимость лечения.

6. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Проводится в полном объеме.

1. Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя перекрестную координацию движений рук и ног. Приучать действовать совместно.

2. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках в длину и в высоту с места; в метании предметов. Закреплять умение энергично отталкивать предметы при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно.

3. Обучать хвату за перекладину во время лазанья. Закреплять умение ползать.

4. Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

5. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии.

6. Учить выполнять правила в подвижных играх.

Развивать психофизические качества, самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Проводится в полном объеме

Ходьба Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена в колонне по одному, по два (парами); в разных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами, врассыпную. Ходьба с выполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом). Проводится в полном объеме.

Упражнения в равновесии Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, длина 2-2,5 м, по доске, гимнастической скамейке, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку другой; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30-35 см). Медленное кружение в обе стороны. Осуществляется с ограничением.

Бег Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой, с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м, по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением заданий (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегающего, бежать по сигналу в указанное место, бег с изменением темпа: в медленном темпе в течение 50 – 60 секунд, в быстром темпе на расстояние 10 м. Осуществляется с ограничением.

Катание, бросание, ловля, метание Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к концу года на расстояние 2,5-5 м, в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5-2 м, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2м) правой и левой рукой (расстояние 1-1,5 м). Ловля мяча, брошенного воспитателем (расстояние 70-100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (землю, ловля его (2 - 3 раза подряд). Осуществляется с ограничением.

Прыжки Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2-3 м, из кружка в кружок, вокруг предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4-6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25-30 см); в длину с места на расстояние не менее 40см. Осуществляется с ограничением.

Строевые упражнения Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, врассыпную; размыкание и смыкание обычным шагом; повороты на месте направо, налево переступанием. Проводится в полном объеме.

Ритмическая гимнастика Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку. Проводится в полном объеме.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно, поочередно).

Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой.

Хлопать в ладоши перед собой и отводить руки за спину.

Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами. Проводится в полном объеме.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости по-звоночника Передавать мяч друг другу над головой вперед - назад, с поворотом в стороны (вправо - влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет позади себя, повернуться и взять его, наклониться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками.

Из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде.

Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать не (поочередно и вместе, поворачиваться со спины на живот и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны. Проводится в полном объеме.

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни. Проводится в полном объеме.

Спортивные упражнения Катание на санках Катать на санках друг друга; кататься с невысокой горки Проводится в полном объеме.

Скольжение Скользить по ледяным дорожкам с поддержкой взрослых Проводится в полном объеме.

Ходьба на лыжах Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом; делать повороты на лыжах переступанием. Проводится в полном объеме.

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Организовывать игры с правилами. Поощрять самостоятельные игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, мячами, шарами. Развивать навыки лазанья, ползания; ловкость, творчество и выразительность движений. Вводить различные игры с более сложными правилами и сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

6. Здоровьесберегающие педагогические технологии

Формы работы Время проведения в режиме дня Особенности методики проведения Дозировка

Физкультурные минутки Во время ОД 1,5-2 минуты. Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику. Коллективно, в полном объеме.

Динамические паузы (двигательные разрядки) Во время занятий и между занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка – инвалида. На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации. Индивидуально, не в полном объеме.

Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке;

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Индивидуально, не в полном объеме.

Пальчиковая гимнастика Ежедневно Проводится в любой отрезок времени. Индивидуально, с превышением объема нагрузки.

Упражнения после сна, массажные дорожки После сна

ежедневно Комплексы физических упражнений в группе. Индивидуально, с превышением объема нагрузки.

Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. Индивидуально, с превышением объема нагрузки.

Дыхательная гимнастика В разных формах физкультурно-оздоровительной работы Проветривание помещения Коллективно, в полном объеме.

Физкультурные занятия Три раза в неделю:

2- в спортивном зале,

1- на улице Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. Индивидуально, с превышением объема нагрузки.

Утренняя гимнастика Ежедневно, в музыкальном и зале. Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями. Коллективно, в полном объеме.

7. Предполагаемые конечные результаты

1. Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида в ходе качественной систематизации работы педагогов ДОУ.

2. Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе, обеспечение успешной социализации ребенка.

3. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и укрепление материально-технической базы.

4. Дополнительные занятия ребенка-инвалида адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.

8. Материально - техническое обеспечение

Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.

Планируется приобрести следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:

коррекционные пособия и игры;

картотека методической и специальной литературы.

9. Список использованной литературы

1. Семья глазами психолога: Сборник методик. - М. ,1995год.

2. Берёзин Ф. М., Мирошников Н. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. - М. ,1984год

3. Капустин Н. Л. Педагогические технологии адаптивной школы. М. 1999 год.

4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р. В. М., 1980

6. Плинер Я. Г. и Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе «Педагогический

7. Селевко Г. К. Современная, образовательная технологии. М. 1998 год.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 год.

8. Матвеева С. В., Херодинов Б. И. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль. – СПб., 1999.

10. Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л. В. Кочетковой.

М. :ТЦ Сфера, 2005

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя Цели профессионального развития: Цель 1. Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель.

Индивидуальный образовательный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ 1. Общие данные ФИО ребенка Дата рождения Адрес Статус ребенка с ОВЗ Группа здоровья Физкультурная группа Возрастная группа 2. Социальная.

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ Пояснительная записка Коррекционное–развивающая работа воспитателя направлена на устранение недостатков психического развития детей с ограниченными.

• Конституция РФ, ст. 43, 72;

• Декларация прав ребенка ООН (1959);

• Конвенция о правах ребенка ( 1989 г .);

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г . N 1155);

• Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года «Об

• Общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы./ Под

ред. Н. Е. Вераксы. - М.: Мозаика-синтез, 2017.

Заказчики программы: педагогический совет, родители.

Составитель программы: педагог-психолог.

Статус: ребенок-инвалид (по зрению). Старшая и подготовительная общеобразовательная группа.

Реабилитационная программа рассчитана на ребенка в возрасте от 5 до 7 лет.

Режим пребывания в ДОУ: полный день.

Этапы и сроки реализации программы . Реализация программы рассчитана на 2 года.

1. Этап подготовительный (август-октябрь 1-го года)

1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, индивидуальной карты развития ребенка, социального паспорта семьи, медицинской карты).

1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения.

1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

1.4. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограничениями по зрению.

2. Этап основной (в течение 1-го и 2-го года)

Обеспечение дифференцированных условий (вариативные формы получения образования) для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация профилактической и просветительской работы для повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Диагностика динамики физического и психического развития ребенка-инвалида. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

2.1. Успешная социально-психологическая адаптация ребенка-инвалида в образовательной среде;

2.2. Положительная динамика развития и эмоционального благополучия ребенка-инвалида.

2.3. Промежуточная диагностика уровня развития и эмоционального состояния ребенка-инвалида.

2.4. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование и просвещение.

2.5. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников и мероприятий (при появлении этой возможности в связи с эпидемией коронавирусной инфекции).

3. Этап аналитико-обобщающий (декабрь, май 1-го и 2-го года)

Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития воспитанника на основе реализации индивидуальной программы сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего психолого-педагогического сопровождения воспитанника.

3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с ребенком, имеющим ОВЗ.

3.2. Перспективное планирование.

3.3. Корректировка программы.

Основания:

- на основании ИПРА ребенка-инвалида N № … и протокола проведения медико-социальной экспертизы № … (Личные данные скрыты на основании соблюдения принципа конфиденциальности);

- на основании коллегиального заключения и рекомендаций ПМПК г. Керчи № ….

Актуальность:

В соответствии с Законом РФ и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования.

В связи с этим возникает необходимость построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой учитывается специфика развития, воспитания и обучения, определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада. Занятия со специалистами (музыкальным руководителем, педагогом-психологом, инструктором по физкультуре) проводятся параллельно с групповыми занятиями.

Педагог-психолог осуществляет информационно-просветительскую деятельность для педагогов, специалистов и родителей, предусматривается обязательное консультирование родителей со специалистами.

В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в нашем учреждении осуществляется широкий доступ ребенка и его родителей к информационно-методическим фондам детского сада (дидактические материалы специалистов сопровождения, информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к материалам на сайте ДОУ, к данным об учреждениях, осуществляющих специализированную помощь.

Программа позволяет обеспечивать адаптированное к индивидуальным возможностям обучение дошкольника, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций, физических способностей и воспитание таких личных качеств, как активность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

1.2. Цель и задачи образовательной программы

Цель программы:

Построение системы развивающей работы, направленной на полноценное развитие ребенка-инвалида и обеспечение его всестороннего гармоничного развития.

Задачи программы:

1. Провести комплексную диагностику уровня развития ребенка: выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне психолого-педагогического консилиума ДОУ).

2. Определить направления коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения: составление индивидуального плана-программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи: образовательной, социально-педагогической, психологической.

3. Определить содержание деятельности каждого специалиста в рамках комплексного сопровождения.

4. Внедрить в содержание образовательного пространства работу по реализации индивидуальной программы сопровождения по работе с:

• формированием пространственных представлений, развитием памяти и внимания;

• формированием коммуникативной сферы и игровой деятельности;

• развитием общей и мелкой моторики;

• совершенствованием техники ocновных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, имеющей ребенка-инвалида,

способствовать формированию родительской ответственности за здоровое развитие и

воспитание ребенка с ОВЗ.

6. Осуществить анализ и оценку эффективности обучения и воспитания, сопровождения ребенка-инвалида по индивидуальной программе.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы. Условия реализации программы

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность ребенка в зоне его ближайшего развития;

• позиция всех участников воспитательно-образовательного процесса и направленность всех действий ориентированы на решение проблемы развития с максимальной пользой в интересах ребёнка;

• сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

• системность подхода обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. всесторонний многоуровневый подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования ребенка дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые в развитии дошкольника качества;

• учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка, а также в самостоятельной деятельности;

• принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению;

• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (ведущий вид деятельности – игра).

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития. При разработке программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:

• культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия);

• деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);

• личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)

• индивидуальный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.)

Психолого-педагогические условия реализации программы:

• дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПк;

• обеспечение психолого-педагогических условий (развивающая направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности);

• обеспечение специализированных условий (дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка); комплексное воздействие на ребенка-инвалида;

• обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающегося, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил);

• обеспечение участия ребенка-инвалида, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Педагогические технологии:

• здоровьесберегающие технологии (Е.А. Алябьева, А.С. Галанов);

• личностно ориентированная технология;

• арт-педагогических технологий в специальном образовании (А. С. Медведева);

Право на образование гарантировано ребенку обществом с раннего возраста и одним из его аспектов является возможность посещать детский сад. Работа педагогов, специалистов, услуги детского сада для детей с ОВЗ и детей-инвалидов востребованы родителями, нужны детям.

Следовательно, актуальная задача для дошкольного учреждения это разработка эффективной социализирующей модели развития и обучения детей с ОВЗ в том числе детей-инвалидов, а также помощь семьям, их воспитывающим.

Отсюда вытекают три основных направления, по которым мы работаем:

— коррекционно-образовательная работа с детьми;

— педагогическое просвещение и психологическая помощь родителям;

— обучение педагогов ДОУ организации работы с детьми с ОВЗ в том числе с детьми-инвалидами.

На данный момент наш детский сад посещают 32 ребенка-инвалида в числе которых, дети с умственной отсталостью, дети с синдромом Дауна, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра (РАС).

Это особые дети они не лучше и не хуже обычных, они другие. И работать с ними необходимо по особому.

Коррекционная работа в нашем детском саду осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование и педагогами, прошедшими обязательную курсовую подготовку.

Виды коррекционно-образовательной работы и ее содержание в нашем детском саду определяются адаптированной основной образовательной программой учреждения (из программы):

Взаимодействие специалистов в процессе коррекционной работы

Коррекционную работу реализуют: учитель-логопед, воспитатель, учитель-дефектолог (тифлопедагог), педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, инструктор по физической культуре.

В адаптированной программе представлены направления и содержание работы всех педагогов и специалистов, оказывающих поддержку детям-инвалидам.

Направление работы

Содержание работы

создание доброжелательной и терпимой обстановки в детском коллективе, направленной на развитие межличностных отношений;

реализация коррекционных и развивающих задач с учётом структуры дефекта;

учёт компенсаторных возможностей детей.

укрепляет у детей веру в собственные возможности, способствует активному взаимодействию детей, снимает отрицательные переживания, связанные с недостатками в развитии;

взаимодействует со специалистами ДОУ в рамках индивидуальной работы;

планирует работу с учётом коррекционно-развивающего компонента.

Структура и содержание индивидуальной образовательной программы

1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя ребёнка, год обучения), гриф утверждения руководителем.

На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа.

3. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечне сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток и указываются специалисты, реализующие программу.

4. Индивидуальный образовательный маршрут, раскрывающий содержание индивидуальной программы на определенном году обучения. Содержательное наполнение данного компонента соответствует образовательным областям АООП ДОУ.

Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы

1. Титульный лист

адресность программы (фамилия, имя ребёнка, год обучения)

гриф утверждения руководителем.

специалист, который является ответственным за реализацию программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа.

3. Специалисты, реализующие индивидуальную образовательную программу в у чреждении:

Читайте также: