Ислам как мировая религия роль ислама в истории культуры арабо мусульманского региона кратко

Обновлено: 07.07.2024

Умма – создание Мухаммада, представляла собою в одно и то же время и религиозную общину, и прообраз будущего государственного образования, в ней теснейшим образом переплелись религиозные и светские черты, отделить одно от другого почти невозможно. В силу подобной слитности религиозного и нерелигиозного компонентов и говорят, что ислам не только и не столько религия, сколько образ жизни. При жизни Мухаммада не возникало вопросов с реализацией принципа единства духовной и светской власти, однако после его смерти ситуация изменилась. Проблема власти расколола мусульманскую общину на религиозно-политические группировки. И в настоящее время самые глубокие разногласия в исламе связаны не с вопросами догматики и культа, а с проблемами верховной власти. В исламе оформилось два основных направления – суннизм и шиизм.

Священная книга ислама – Коран (чтение, декламация). Коран был создан в эпоху праведных халифов, окончательная редакция была осуществлена в годы правления третьего халифа – Османа. Коран состоит их 114 сур (глав), суры написаны аятами (стихами). Аят – атом коранического текста, стилистически и грамматически законченная фраза. Количество аятов в сурах неодинаково. Расположены суры по объему – от больших к меньшим.

Значение Корана для арабо-мусульманской культуры чрезвычайно велико. Во-первых, Коран – сакральная книга, в которой излагаются основные принципы мусульманского вероучения, объясняется происхождение обрядов и праздников, слышится полемика с другими религиозными идеями которые, с точки зрения ислама, содержат элементы политеизма. Во-вторых, Коран играл и играет важную роль в юридически-правовой сфере жизни. На основе Корана был составлен шариат – мусульманское право, которое регламентирует все стороны семейно-бытовых отношений. В-третьих, велико значение Корана в нравственно-этической сфере. Коран зафиксировал переход от одной исторической формы морали к другой, переход от морали коллективной ответственности к морали ответственности личностной. В мире мусульманской культуры есть понятие джахилия, им обозначается период до возникновения ислама. Время джахилии – время беззакония, мрака, отсутствия нравственности, которое было преодолено возникновением религии ислам. Наконец, в-четвертых, ценность Корана в том, что он заложил основы эстетико-художественной культуры ислама. Сам Коран – первое прозаическое произведение мусульманской культуры, он воплотил основные черты эстетического сознания. Кроме того, Коран – памятник поэтической культуры, произведение, созданное поэтическим гением основателя ислама Мухаммада[263].

В культуре средневекового ислама выделяют три периода: эпоха праведных халифов (630–660-е гг.), эпоха Оммеядов (660–750 гг.) и эпоха Аббасидов (750–1250 гг.). Это время объединенного ислама, с середины XIII века Арабский халифат распадается на отдельные халифаты.

Далее следует отметить, что эта культура была городской. Имеется в виду следующее: если официальная культура средневековой Европы создавалась в специальных местах, которые даже с точки зрения архитектуры дистанцировались от профанической жизни – в монастырях, то культура средневекового ислама создавалась светскими людьми, так называемыми адибами, носителями адабы – воспитанность, образованность, гуманность. Важной чертой этой культуры был высокий авторитет знания – илм, благодаря чему в Арабском халифате успешно развивались различные науки – языкознание, математика, химия, медицина, философия. Особо следует отметить роль Кордовского халифата, выполнившего своеобразную связующую роль между культурой античности и европейского средневековья, культура ислама сохранила античное наследие и передала его Европе.

Культура средневекового ислама отличалась особым герменевтическом характером. Мир создан Аллахом, это письмена Аллаха, которые следует прочесть, истолковать. Все подлежит интерпретации.

Следует обратить внимание на своеобразие художественной культуры, возникшей в пространстве мусульманского мировоззрения. Существует традиция объяснения отсутствия в эпоху объединенного ислама изображений человека тем, что это запрещает Коран. Однако в Коране нет аятов, которые бы запрещали изображение живого. Отсутствие таких изображений связано с иным обстоятельством. Всякая культура находит чувственно воспринимаемые формы выражения своего духа: Древняя Греция в античной скульптуре, исполненной гармонии и пропорциональности, культура буддизма – в скульптуре, полной динамики и объемности, христианство – в умиротворенности иконы. Ислам, возникший в культуре, не знавшей письменности, выражал себя, прежде всего в слове, возникшее письменное слово требовало четкости изображения, и это было главным. Поэтому графика, орнамент, арабеска явились такими зримым воплощением культуры ислама. Орнамент – такие же письмена, как и материальный мир, завеса, которую тоже следует расшифровать, истолковать.

Несомненную ценность являет собою поэзия времени Арабского халифата. Поэзия занимала важное место еще в домусульманскую эпоху, эта традиция сохранилась. Арабскую поэзию отличало два качества: ритм и рифма, кстати, в европейской поэзии рифма стала культивироваться не без влияния мусульманской поэзии, впервые она широко стала использоваться в поэзии трубадуров в Провансе, который в культурном отношении был более связан с мусульманской Испанией, нежели с исторической Францией.

Все племя Адамово – тело одно,

Из праха единого сотворено.

Коль тела одна только ранена часть,

То телу всему в трепетание впасть.

Над горем людским ты не плакал вовек, -

Так скажут ли люди, что ты человек?[264]

Культура ислама представляет собою важную часть мировой культуры человечества, ее достижения значимы не только для мусульманских, но и для немусульманских народов. Последнее, на что следует обратить внимание при изучении культуры ислама, это то, что для России ислам и его культура является внутренним делом, поскольку многие народы, вошедшие в состав России, являются приверженцами этой религии. Взаимоотношения русской и мусульманской культуры в пространстве культуры России представляют важный предмет глубокого и внимательного исследования.

Ислам - это одна из мировых религий. Другое определение - мусульманство. Два разных названия имеют одинаковый смысл - “предание себя единому Богу”. Количество тех, кто исповедуют эту религию, насчитывает около миллиарда человек в мире, и постоянно увеличивается. Чем она привлекательна для этих людей? Каковы мотивы тех, кто становится ее последователем?

  • История возникновения
  • Распространение религии
  • Основные положения ислама
  • Исламские государства
  • Особенности ислама
  • Влияние ислама на культуру

История возникновения

Религия зародилась на Аравийском полуострове в VII веке. Мухаммед - основатель ислама, родился в Мекке. Этот город находился на пересечении торговых путей, был центром торговли и религии. Именно в этом месте находились главное для аравийцев святилище - Кааба и идолы, которых почитали многочисленные племена арабов.

Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульман

Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульман Мухаммед имел незнатное происхождение. Известна дата рождения будущего пророка - 570 год. С ранних лет он отправлялся в торговые караванные походы, много чего повидал и узнал. Сколько испытаний прошел - неизвестно.

Важно! В одном из таких путешествий с ним и произошло чудо: ангел в облике человека объявил его посланником Аллаха. Так Мухаммед стал проводником слова Божьего. Он настаивал на том, что откровения, вложенные в его уста, есть мысли Всевышнего.

Распространение религии

Естественно, что откровения Мухаммеда вызвали неоднозначную реакцию и число сторонников поначалу было немногочисленно. Но постепенно их число растет. А когда пророк переселился в Йасриб, где примерил два враждовавших между собой племени, его авторитет резко возрос. Город получил название Мадинат ан-наби или город Пророка. Так появилась столица мусульманского мира - Медина. А дата переселения Мухаммеда из Мекки положила начало летоисчислению. Через 8 лет языческая Мекка стала мусульманской, а вскоре ислам утвердился среди большинства арабских племен.

Рис. 2. Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Индия

Основные положения ислама

  • Бог - един.
  • Вера в ангелов: слуг Бога.
  • Вера в Писания.
  • Вера в пророков и посланников.
  • Вера в Судный день.
  • Вера в предопределение.
  • Шахада - свидетельство о двух главных истинах: “Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед - посланник его”. Достаточно произнести в присутствии двух мусульман эту фразу, и можно считать себя представителям ислама.
  • Ежедневная молитва - намаз: 5 обязательных и любое количество добровольных, обязательное очищение перед ними, читаются на арабском языке.
  • Очистительная милостыня - своеобразная форма налога в пользу неимущих.
  • Традиционный пост в месяц рамадан.
  • Паломничество в города Мекку и Медину.

Важно! После смерти Мухаммеда возникла Сунна - жизнеописание пророка, созданное исламскими богословами.

Исламские государства

В VII веке близлежащие страны познакомились с арабами: начинается эпоха их завоеваний. Результат - образование государства, просуществовавшего почти четыреста лет. Глава государства - халиф. Государство получает название Арабский халифат.

Рис. 4. Мусульманки в хиджабе и никабе Новый взлет славы и могущества мусульманский мир достигает в период существования Османской империи. Появление этого государства связано с завоеваниями турок-османов. Они установили контроль над Северной Африкой, Ближним Востоком и Балканами. Империя просуществовала с XV по XIX век.

Важно! В современном мире государства, народы, которых исповедуют ислам, распространены в Азиатском регионе, в Африке и на Ближнем Востоке. Растет их число и в Европе.


История ислама уходит корнями в VII век. Первые годы этой монотеистической религии связаны с именем пророка Мухаммеда, известного богослова и проповедника, который родился в 571 году в арабском городе Мекка.

В юности Мухаммед был пастухом, вместе со своим дядей ходил с караванами в Сирию, учился торговле и общался со множеством людей. В возрасте 40 лет он стал пророком Единого Бога — Аллаха и собрал вокруг себя единомышленников. Правившие тогда Меккой язычники изгнали Мухаммеда из города, после чего он, вместе со своими сподвижниками, перебрался в соседнюю Медину. Там Мухаммед основал первую мусульманскую общину — умму.

В 630 году основоположник ислама вернулся в Мекку, после чего эта религия стала господствующей на всем арабском полуострове, а затем пришла и в другие страны.

Основы ислама

3. Рамадан — пост в священный месяц. Рамадан длится 30 дней и зависит от лунного календаря. Во время поста мусульмане отказываются от еды и воды от восхода до заката солнца. Есть можно только ранним утром, до первого солнечного луча, и поздним вечером, когда солнце скрылось за горизонт.

4. Закят — мусульманский налог в пользу бедных и нуждающихся. Его платят раз в год, причем сумма налога зависит от дохода верующего.

5. Хадж — паломничество в Мекку. Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен посетить Мекку — священный для ислама город.

Главная книга ислама — Коран. Именно в нем описаны основные правила поведения мусульманина и история ислама.


Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Ислам

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Мировая религия Ислам

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

Ислам и православие

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

Читайте также: