В чем состоят признаки нарушения речевого развития в раннем возрасте кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Признаки речевых нарушений в раннем возрасте

Раннее речевое развитие ребенка стали изучать недавно. Еще двадцать лет назад важным достижением образовательной системы в нашей стране считалось возможность начать коррекцию речи детей в старшем дошкольном возрасте, до начала обучения в школе.

Развитие современной коррекционной педагогики закономерно ставит проблему ранней пропедевтической и абилитационной работы с детьми от 0 до3 лет. Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

В доречевой период (0 – 12мес) ,нарушения звуковой стороны речи, как правило, связаны с наличием у младенцев таких тяжелых нарушений органического генеза, как дизартрии, ринолалии, дисфонии, при которых страдает формирование всех произносительных навыков ( звукопроизношение, речевое дыхание, голосообразование, просодика).

В первые месяцы жизни младенец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика , который может быть хриплым, ослабленным, монотонным, истощаемым или иметь нетипичное звучание, как при некоторых генетических синдромах.

При наиболее тяжелых речевых нарушениях, когда значительно поражен артикуляционный аппарат, может наблюдаться врожденный стридор – шумное хриплое дыхание. Стридорное дыхание в сочетании с нарушениями орального праксиса (синкинезиями,апраксиями) приводит к тому, что лепет имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Менее выраженные нарушения проявляются в трудностях формирования интонационной стороны речи, которая уже к 6 месяцам приобретает у нормально развивающихся детей типичную для их родного языка мелодику.

Чтобы облегчить раннюю диагностику отклонений в речевом развитии у младенцев целесообразно ориентироваться на следующие периоды нормального развития доношенных детей:

I этап – 0 – 1мес.

II этап – 1 – 3 мес.

III этап – 3 – 6мес.

IV этап – 6 -9мес.

V этап – 9 -12мес.

I этап

(период новорожденности)

Логопедическое обследование: сбор и анализ анамнестических данных. Логопеду целесообразно ориентироваться на следующие моменты:

Характер первого крика новорожденного(громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);

Физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из – за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, нахождение в кювезе);

Интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);

Хирургические мероприятия неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и.т.п.);

Первое кормление ребенка грудью ( на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);

Причины раннего искусственного вскармливания ( стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);

Длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);

II этап (1 – 3месяцев)

В случае отклонений в речевом развитии, связанных органической патологией ЦНС, голосовые реакции интонационно невыразительны, при грубых нарушениях гуканье вообще отсутствует. При выраженных нарушениях слуховой функции или эмоционально – психической сферы нарушается механизм подражания, и гуленье как бы задерживается на аутолалической стадии. При отклонениях в раннем развитии у ребенка преобладают отрицательные реакции, которые остаются малодифференцированными и невыразительными (монотонный плач, длительный крик на одном тоне), улыбка крайне редка. Отсутствие такой реакции указывает на неблагоприятный прогноз в дальнейшем психическом и эмоциональном развитии (РДА, ЗПР, глубокая умственная отсталость).

Логопедическое обследование: логопед обращает внимание:

Характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, длительное пронзительное орание, общая вялость и пассивность);

Начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящего предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);

Характер преобладающих реакций на раздражители ( резкий звук, яркий блик, болевые ощущения): крик, плач ,вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;

Проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.);

III этап (3 – 6мес.)

В случаях тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженная мышечная гипотония. Наблюдаются специфические искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Интонационно – мелодическая выразительность снижена. Лепета нет. Степень недоразвития эмоциональных и психических реакций достаточно вариабельна. У некоторых детей с формирующимся церебральным параличом в третий период эти функции могут быть еще полноценными ( легкие формы спастической диплегии, гемипарез, легкая атактическая форма) или нарушены незначительно. В случаях грубого поражения по типу РДА органического генеза и умственной отсталости ребенок или явно неконтактен, пассивен, его ориентировочные реакции снижены, или, наоборот, у него преобладают патологическая двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик, прячет лицо, отворачивается).

Целесообразно отметить следующие особенности доречевого развития ребенка 3 – 6 месяцев:

Особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации ( выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);

Изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери);

Специально отмечаются патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками с поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья);

Особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;

IV этап (6 – 9месяцев)

Логопедическое обследование : логопеду необходимо отметить:

Особенности формирования лепета:

отсутствие лепета, немодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;

близость лепета к интонационным особенностям родной речи (завершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.п.);

лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать – ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба –ба –ба, ма- ма- ма);

умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета;

Особенности формирования понимания обращенной речи:

Развитие паралингвистических форм коммуникации:

Предпочитает выражать свои просьбы жестами и требовательными возгласами и криком;

Дальнейшее развитие навыков глотания и жевания твердой пищи:

Постепенно ослабевает рвотный рефлекс, двигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;

Развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх – вниз (ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед), необходимые для разжевывания твердой пищи во рту;

Переходит от питья кефира ( густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь;

Характер взаимодействия матери и ребенка:

Сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;

Пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша;

V этап (9 – 12месяцев)

Наличие рудиментарного лепета ,однообразных и монотонных голосовых реакций свидетельствует о серьезном отклонении в раннем развитии ребенка, которое может носить как парциальный, так и комплексный характер. В более легких случаях, при компенсации к этому возрасту некоторых синдромальных проявлений (гипертензионно – гидроцефальный синдром, синдром нервно – рефлекторной возбудимости, вегетативно – висцеральный синдром), нарушения формирования голосовых реакций сочетаются со слабостью слуховых дифференцировок, недостаточностью слухового внимания и трудностью локализации источника звука в пространстве. Это задерживает развитие начального понимания речи у детей с резидуальной неврологической симптоматикой. К концу 1года жизни выраженными становятся клинические признаки основных форм ДЦП: формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы, что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышц речевого и дыхательного аппарата. Дисфункция общих речедвигательных навыков и нарушения механизмов фонации и дыхания косвенно проявляются в несформированности навыков разжевывания твердой пищи, проглатывания и умения пить жидкость маленькими глотками из чашки. Задержка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур в конце первого года жизни свидетельствует о серьезных нарушениях коммуникативной функции речи, которые явно выражены для всех форм органического или психического дизонтогенеза и проявляются в форме:

Неосложненной задержки речевого развития (не появляются первые слова при гармоничном развитии других функций);

Задержки речевого развития при равномерном характере нарушений в других сферах ( двигательной, сенсорной, эмоциональной);

Грубой задержки речевого развития при парциальных нарушениях в других сферах;

Задержки речевого развития в структуре сложного дефекта (РДА,ЗПР,ДЦП ит.д.)

При выраженных нарушениях психо – эмоционального и когнитивного развития наблюдаются:

Маловыразительная и однообразная мимика;

Эмоциональные проявления в форме хаотической двигательной активности или оральных синкинезий;

Неполноценные реакции на речевое обращение, словесные инструкции, демонстрируемое действие.

Логопедическое обследование:

Важнейшими диагностическими параметрами оценки речевого развития ребенка к 1 году являются:

Понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию);

Завершение лепетной стадии:

активный, содержащий большое количество не соответствующих родному языку ребенка звуков лепет, в котором формируются многочисленные итерации, не характерные для слоговой структуры большинства русских слов.

Интонационная окрашенность лепета и его близость к выразительным мелодико – ритмическим особенностям речи взрослых;

Переход от аутолалической стадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам;

Появление лепетных слов и переход к первой стадии речевой коммуникации ( при помощи первых слов):

В лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре лепету;

Подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов;

Условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/ речевой активности ребенка: тактильно – эмоциональное ,эмоционально – речевое, предметно- действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм;

Любые выявленные логопедом трудности формирования коммуникативной деятельности, а также нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, консультирования родителей, а также дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, лор – врача, сурдолога).

По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения речевого развития. Почти все они (кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет, причем желательно заметить признаки этих нарушений как можно раньше.

Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет (проверьте его физический слух — он может быть снижен).

Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит, так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.

Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может появиться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответствующей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения.

Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога.

У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога и логопеда.

Когда ребенок отстает в речевом развитии, и вы замечаете, что он недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития.

Вообще же нужно иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Чтобы как можно раньше выявить речевые расстройства у ребенка, родители должны знать о нормах его развития, особенно в ранний период.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Чтобы как можно раньше выявить речевые расстройства у ребенка, родители должны знать о нормах его развития, особенно в ранний период. Существует много признаков проблем с речью, которые можно заметить уже в конце первого месяца жизни. Они могут возникнуть из-за внутриутробных патологий, генетической предрасположенности, родовых травм и т. д. Чтобы корректировать речевые нарушения, нужно провести тщательную диагностику. После обследования логопед определяет ребенка в группу, согласно речевым нарушениям и составляет план лечения. В комплекс процедур входят упражнения для языка, дыхательная, пальчиковая гимнастика и т. д.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У РЕБЕНКА

По мнению специалистов, нарушения развития речи у детей можно определить уже в первые недели их жизни. Если ребенок кричит слабо, подолгу и монотонно, то нужно внимательно следить за его развитием.

Другие признаки расстройств речевой деятельности:

• К концу 4 недели ребенок тихий, пассивный. Он не кричит, когда хочет кушать или ощущает дискомфорт;

• К концу 4 месяца малыш проявляет мало эмоций, когда родители и близкие с ним общаются. Он не улыбается, когда мама или папа нежно с ним разговаривают;

• 7 месяцев – дети не пытаются обратить на себя внимание родителей, издавая определенные звуки;

• 9 месяцев – словарный запас малыша не пополнился словами, состоящими из одинаковых слогов. Например, ма-ма, па-па, дай-дай и т. д.;

• 19 месяцев – не понимает смысла простых слов, не умеет находить части тела, которые называют взрослые;

• 29 месяцев – не понимает значение слов, которые обозначают размер (большой-маленький).

Если родители заметили подобные признаки у своего ребенка, то нужно обратиться к специалистам. Отоларинголог проверит слух ребенка, невропатолог определит нарушения работы ЦНС, детский психолог, дефектолог или психиатр оценит состояние невербального интеллекта, а логопед установит окончательный диагноз.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Речевые расстройства могут спровоцировать разнообразные факторы. Они бывают внутренние или внешние, но иногда они сочетаются между собой.

Основные причины нарушения речи у детей дошкольного возраста:

• Внутриутробные пороки развития;
• Генетическая предрасположенность;
• Аномалии родовой деятельности;
• Заболевания в первые года жизни;
• Плохие социально-бытовые условия.

Речевые расстройства часто возникают из-за внутриутробных патологий. Особенно важным является срок до 13 недели беременности, во время которого формируется ЦНС плода, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Чаще всего их развитие нарушается по таким причинам:

• Кислородное голодание плода;

• Внутриутробные инфекции, например, герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь;

• Травмы женщины во время вынашивания плода;

• Групповая несовместимость крови матери и плода, в результате чего в организме женщины вырабатываются антитела. Они попадают в организм ребенка через плаценту, тогда выделяются токсины, которые повреждают отделы головного мозга, отвечающие за речь и слух;

• Недоношенный или переношенный плод;

• Никотиновая, алкогольная или наркотическая зависимость будущей матери;

• Бесконтрольный прием сильных медикаментов;

• Работа будущей матери на вредном производстве;

Плохая наследственность тоже может стать причиной нарушения речи. Если родители или близкие родственники ребенка поздно говорили, то подобные проблемы могут коснуться и его. Расстройства речи могут спровоцировать другие генетические патологии, связанные с неправильным строением органов артикуляционного аппарата: неправильная посадка зубов, патологический прикус, дефекты строения неба и т. д. Также проблемы могут возникнуть из-за заикания, нарушения развития сенсорной речевой зоны.

Роды нередко проходят неблагоприятно для ребенка. К наиболее опасным патологиям относят асфиксию при рождении (удушье во время родовой деятельности), родовые травмы, связанные с узким тазом у матери, применение акушерских щипцов во время родов. Вероятность нарушений речи высока у детей с массой до 1500 г, которые прошли реанимационные мероприятия (в том числе вентиляция легких).

Заболевания ребенка в раннем возрасте могут наложить тяжелый отпечаток на его развитие. Особенно опасен менингит, а также менингоэнцефалит – воспаление оболочек и вещества головного мозга, который может затронуть спинной мозг и вызвать паралич. Речь у детей с нарушением слуха страдает из-за воспаления среднего и внутреннего уха в раннем возрасте. Также проблемы могут спровоцировать травмы головного мозга и повреждения неба.

Речь нарушается при недостатке или отсутствии эмоционального или речевого общения с близкими. Нередко такие проблемы возникают в благополучных на первых взгляд семьях, где родители не употребляют алкоголь или наркотики. Это характерно для детей, которые потеряли эмоциональную связь с матерью.

ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Логопеды различают клинико-педагогические и психолого-педагогические нарушения речи у дошкольников. Они могут существовать одновременно и позволяют специалисту лучше понять причину отклонений, провести эффективное лечение или предотвратить вторичные отклонения, связанные с основным дефектом.

Согласно клинико-педагогической классификации выделяют письменные и устные нарушения речи. В группу устных нарушений относят фонационное и структурно-семантическое оформление.

Нарушение фонационного оформления – это расстройство речи во время произношения. В эту группу входят такие патологии:

• Дисфония – расстройство или полное отсутствие фонации вследствие патологии голосового аппарата (нарушение тембра или высоты голоса);

• Брадилалия – замедленный темп речи в результате патологии;

• Тахилалия – ускорение темпа речи;

• Заикание – нарушение темпа и ритма речи вследствие судорог мышц речевого аппарата;

• Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата;

• Ринолалия – носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушением звукопроизношения, что связано с дефектами в строении и работе речевого аппарата;

• Дизартрия – нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации артикуляционного аппарата.

Эти особенности нарушения речи у детей приводят к тому, что они правильно понимают смысл, но воспроизвести не могут, так как мешает дефект.

Наиболее тяжелыми являются структурно-семантические логопедические нарушения речи у детей. Тогда поражается кора головного мозга, и ребенок частично или полностью теряет возможность воспроизводить слова и понимать их смысл. К таковым относят алалию и афазию.

Алалия – это недоразвитие или отсутствие речи у дошкольников при нормальном слухе, первично сохранном интеллекте. Патология возникает вследствие повреждения речевых областей мозга во время родов, а также мозговых заболеваний или травм, перенесенных в раннем возрасте.

Афазия – это нарушение уже сформированной речи вследствие повреждения мозга. Как правило, патологию диагностируют у детей старше 3 лет.

Нарушение письменной речи наблюдается во время чтения или правописания. В эту группу входит дислексия и дисграфия. Первое нарушение проявляется трудностями в опознавании букв, их слиянии в слоги и слова. Тогда ребенок не может правильно прочитать слова. Второе расстройство связано с нарушением письма, при котором дошкольник смешивает и пропускает буквы в словах.

Психолого-педагогическая классификация создана для определения степени потенциального влияния на коррекцию нарушений речи у дошкольников во время занятий с логопедом.

Фонетико-фонематическое нарушение речи у детей характеризуется неправильным произношением, что связано с дефектами восприятия, а также произношения отдельных фонем. Это касается только общения на родном языке.

Общее нарушение речи у детей наблюдается, когда недостаточно развиты все компоненты речевой системы. Для такого малыша характерно более позднее, чем у сверстников развитие речи, бедный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.

Заикание – это чаще психическое нарушение речи у детей, которое проявляется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов. Это расстройство только в коммуникативной функции, а остальные средства коммуникации сформированы правильно.

Иногда речевые отклонения бывают комбинированными, например, заикание и общее недоразвитие речи.

ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Для эффективной коррекции речевых нарушений, нужно провести всестороннее логопедическое обследование. Диагностика нарушений речи у детей начинается со сбора анамнеза и уточнения речевого развития от рождения до 3 лет. Учитываются особенности развития моторных функций, характер манипулятивной, а также игровой деятельности, навыки самообслуживания.

Во время диагностики каждого дошкольника оценивают по таким параметрам:

• Мелкая моторика;
• Артикуляционная моторика;
• Звукопроизношение;
• Фонематические процессы;
• Словарный запас;
• Грамматический строй речи;
• Связная речь.

С помощью полученных данных логопед определяет причину нарушения и составляет план лечения. При этом учитываются речевые, возрастные, а также психофизиологические особенности дошкольника.

Рекомендации к проведению логопедического обследования:

• Изучение уровня речевой коммуникации проводится во время свободного общения;

• Исследование состояния восприятия речи проводится во время беседы и выполнения специальных заданий;

• Оценка зрительного восприятия, например, название и дифференциация основных цветов и их оттенков;

• Исследование произвольной моторики: качество и объем мимических мышц лица, работа губ, языка, щек. Также изучается общая и тонкая моторика рук у детей с нарушением речи. Для этого проводятся упражнения с предметами и без них;

• Исследование состояния звукопроизношения для определения характера нарушения произношения гласных и согласных звуков.

• Изучение словарного запаса. Для этого логопед выявляет способность ребенка быстро подбирать самое точное слово, употреблять обобщающие слова, например, классификация понятий, подбор антонимов, синонимов, определений;

• При изучении грамматической стороны речи дошкольник выполняет задания на понимание грамматических структур, изменение имен существительных по числам и т. д.;

• Для изучения уровня связной речи нужно пересказать текст.

Далее детей оценивают в баллах по каждому пункту.

Согласно речевым нарушениям детей разделяют на 3 группы:

• С фонетическими нарушениями. Дети не произносят отдельные звуки;

• С фонетико-фонематическими нарушениями. Ребенок не произносит звуки, плохо их различает, ему тяжело читать, писать;

• С общим недоразвитием речи. Дети не различают звуки, не умеет сливать их в слова, имеет бедный лексический запас, связная речь отсутствует. При отсутствии коррекции это приводит к проблемам в общении.

Расстройства речи значительно влияют на другие психические функции ребенка, поэтому важно вовремя провести лечение.

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Предупредить расстройства речевой деятельности можно с первых дней жизни, для этого нужно соблюдать такие рекомендации:

• Как можно чаще общаться с младенцем, придавая разговору разные эмоциональные оттенки. Слова нужно произносить правильно, улыбаться, хмурится, показывать страх, радость, восторг и т. д.;

По мере взросления малыша для развития мелкой моторики используют мозаику, конструкторы, рисование, лепку и т. д. Это все поможет ускорить речевое развитие.

С 2.5 лет можно начинать выполнять упражнения для языка. Сначала занятия проводятся под контролем логопеда, а потом их можно проводить дома. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, чтобы контролировать их. Делают их в плавном темпе, переходя от простых элементов к более сложным.

Также полезно будет надувать воздушные шары, мыльные пузыри, проводить игры со свистульками, музыкальными инструментами, например, губная гармошка или дудочка.

Период с 3 до 6 лет идеально подходит для развития речи у дошкольника, поэтому в этот период нужно соблюдать такие рекомендации:

• 1 этап – подготовка к постановке звука и его автоматизация;
• 2 этап – обучение правильно произносить звук в изолированном звучании;
• 3 этап – выработка автоматически произносить звук правильно;
• 4 этап – освоение навыка дифференцировать звуки на слух, что закрепляет умение произносить их правильно.

Важно вовремя обнаружить речевые нарушения, так как они существенно влияют на психические функции ребенка. Им тяжело дается анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также может нарушаться координация, снижаться скорость и ловкость. Дошкольники тяжело воспринимают словесные инструкции. Дети с нарушениями речи замкнутые, обидчивые, агрессивные.

Чем раньше родители обнаружат речевые расстройства и обратятся к логопеду, тем легче их будет корректировать. Важно провести всестороннюю диагностику, чтобы выявить причины нарушения и составить эффективный план лечения. При своевременных регулярных занятиях дошкольник сможет правильно произносить все звуки, делать частичный звуковой анализ, пополнить словарный запас, согласовывать слова в роде, падеже, числе и даже составлять сложные синтаксические конструкции (диалог, монолог).

Что такое задержка речевого развития? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 21 год.

Над статьей доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны работали литературный редактор Вера Васина , научный редактор Сергей Федосов и шеф-редактор Лада Родчанина

Гаврилова (Уханова) Татьяна Алексеевна, детский невролог - Самара

Определение болезни. Причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) — более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2] . Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три — строят предложения, а в четыре — соединяют их в рассказ.

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование; (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4].

Микрогнатия

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, например менингит , менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11].

Диагноз "задержка речевого развития" не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать "замедление темпов речевого развития". В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз "задержка речевого развития", необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2] [8] [9] [11] :

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки — ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии— ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции(дизартрии)— у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия — замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2] [3] [4] :

  • При перинатальном поражении головного мозга ( гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами — необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас — он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос — "понимает" его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая "формирует" активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.

Гидроцефалия

  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.

Ретроцеребеллярная киста

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1] [8] :

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно "разобраться" в разных структурах языков.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторную — не воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание .

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.

Заячья губа

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию . Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5] [15] :

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это "безречевые дети", которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется. До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении. Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1] [5] [8] [14] .

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2] [3] [11] [15] .

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха — к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) — проверить состояние сосудов головного мозга;

УЗДГ

  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.

МРТ, гидроцефалия

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза "задержка речевого развития" достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1] [2] [7] :

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: " Что это? " .
  • В три — появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре — ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: " Зачем? " и " Почему? " .
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме "Р".

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

Признаки аутизма

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1] [8] .

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7] [12] [15] .

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2] . Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин , когитум , цераксон . По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. "ПроБолезни"). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2] [16] .

Микротоковая рефлексотерапия — метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6] [13] [14] .

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа — нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10] [13] .

Прогноз. Профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1] [2] [5] [7] .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Читайте также: